Вертолёт ка 52 «аллигатор»
Содержание:
- Содержание
- Описание конструкции
- Боевое применение вертолета Ка-52 в Сирии видео
- Тактико-технические характеристики
- В культуре
- Примечания
- Происшествия
- Четыре степени
- Недостатки
- Первенец, вертолет Ка-8 «Иркутянин».
- ТТХ вертолета
- История создания
- Цена контрактного и нового двигателя ГАЗ 52
- Рождение «Аллигатора»
- Особенности конструкции
- Два прототипа из Бреста
- Черная акула и Аллигатор
- Вооружение Ка-52 — технические характеристики ударной мощи
- По международным стандартам
- Михаил Мещеряков (1896 — 1970)
- Происшествия
- Вертолет Камова поперечной схемы Ка-22.
- Вертолёт Ми-1–первый массовый вертолёт Советского Союза
Содержание
Описание конструкции
Вертолет Ка-62 выполнен по нехарактерной для ОКБ Камова схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Рулевой винт расположен в вертикальном оперении (так называемый фенестрон). Вертолет имеет два газотурбинных двигателя и убирающееся трехопорное шасси.
В конструкции Ка-62 активно использованы композитные материалы, они составляют около 50% от массы всей конструкции.
Фюзеляж вертолет имеет форму с хорошими аэродинамическими характеристиками, его обшивка практически полностью состоит из композитных материалов. В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина пилотов, за ней расположена грузопассажирская кабина, над которой находится силовая установка с трансмиссией и несущим винтом. В задней части вертолета находится хвостовая балка с оперением и рулевым винтом.
Кабина экипажа имеет значительную площадь остекления и обеспечивает отличный обзор для пилотов. Двери кабины открываются наружу вперед.
Среднюю часть фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина, которая имеет размеры 3,3 х 1,75 х 1,3м, и большую раздвижную грузовую дверь.
На хвостовой балке расположен неуправляемый стабилизатор прямоугольной формы с концевыми шайбами. Рулевой винт находится в профилированном канале, расположенном в хвостовой балке. Над ним установлен вертикальный киль несимметричного профиля.
Шасси вертолета трехопорное, убирающееся с хвостовой опорой. Главные опоры шасси убираются вперед и вбок, а задняя опора – в хвостовую балку. Опоры шасси оснащены амортизаторами, которые способны значительно смягчать удар при аварийной посадке.
На опорах шасси можно установить баллонеты для посадки на воду.
Несущий винт с четырьмя лопастями, втулка имеет разъемный корпус, выполненный из стеклопластика. Лопасти винта цельнокомпозитные, оснащены противообледенительной системой.
Рулевой винт имеет жесткое крепление лопастей с осевыми шарнирами. Носовая часть каждой лопасти защищена титановой оконцовкой.
Топливная система вертолета состоит из четырех мягких баков, расположенных под полом грузопассажирской кабины. Их общая емкость – 1100 литров.
Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного редуктора и одноступенчатого хвостового редуктора.
В состав гидросистемы входят две автономные подсистемы, одна из которых обеспечивает работу рулевых приводов, а вторая – систему уборки шасси.
Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом. Все данные о работе систем вертолета и полетная информация выводится на жидкокристаллические мониторы, установленные в кабине пилотов.
Боевое применение вертолета Ка-52 в Сирии видео
Тактико-технические характеристики
Схема подвески вооружения вертолёта Ка-52 с 6 точками подвески.
Внешние изображения | |
Варианты подвешиваемого вооружения на Ка-52 | |
(с 6 точками подвески) | |
Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-52.
Источник данных: «Вертолёты России».
- Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека (пилот и штурман-оператор)
- Длина: 16,0 м
- Длина фюзеляжа: 14,2 м
- Диаметр несущего винта: 14,5 м
- Размах крыла: 7,3 м
- Максимальная ширина фюзеляжа:
- Высота: 5 м
- Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 × 500-л ПТБ)[источник?]
- Силовая установка: 2 × ТВаД ВК-2500 производства АО «ОДК-Климов»
-
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)
- на чрезвычайном режиме: 2 × 2700 л. с.
- на крейсерском режиме: 2 × 1750 л. с.
- Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 350 км/ч[источник не указан 838 дней]
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Крейсерская скорость: 260 км/ч
- Практическая дальность: 460 км
- Продолжительность полёта:
- Перегоночная дальность: 1110 км
- Статический потолок: 4000 м
- Динамический потолок: 5500 м
- Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
- Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 30-мм пушка 2А42 во встроенной установке НППУ-80 (боезапас — 460 выстрелов 30 × 165 мм; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
- 2 × 23-мм 2-ствольных пушки ГШ-23Л в подвесных контейнерах УПК-23-250 (боезапас — 2 × 250 выстрелов 23 × 115 мм)
- Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
- Боевая нагрузка:
- 2000 кг (вариант с 4 точками подвески)
- 2800 кг (вариант с 6 точками подвески)
- Управляемые ракеты:
- 2 × 6 ПТУР 9М120-1 «Атака» (ПТРК 9К113У «Штурм-ВУ»: максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная)или2 × 6 ПТУР 9А4172К «Вихрь-1» на пусковых установках УПП-800 (ПТРК 9К121М «Вихрь-М»: максимальная дальность 10 км)
- 2 × 2 УР 9М39 «Игла-В» на КАМ «Стрелец»
- Неуправляемые ракеты:
- Бомбы: 4 авиабомбы массой до 500 кг каждая
- 4 КМГУ с различного назначения
В культуре
Ка-52 над Москвой в День Победы, 9 мая.
- в киноискусстве
- Ка-52 показан в сценах российского кинофильма-боевика «22 минуты».
- Ка-52 можно увидеть в начале фильма «Ангелы Чарли: Только вперёд».
- Ка-52 есть на постере к фильму «Хитмэн: Агент 47», хотя в самом фильме не показывался.
- Ка-52 (вместе с Ми-28) можно заметить в сцене применения боевых роботов из фантастического фильма «Суррогаты».
- В компьютерных играх
- На «Аллигаторе» можно «полетать» в таких играх как «Enemy Engaged: Comanche vs Hokum», «Ка-52 Team Alligator», «Fair Strike», «C.H.A.O.S».
- Вертолёты Ка-50 и Ка-52 есть также в серии игр «Wargame».
- Вертолёт Ка-52 появляется в игре «ArmA 2».
- Появляется в игре «Battlefield: Bad Company» как стандартный вертолёт MEC на карте «Оазис» в режиме «Штурм».
- Появляется в игре «Battlefield: Bad Company 2» только в качестве декорации на карте «Вальпараисо» в режиме «Штурм отрядом».
- Возможность «полетать» на вертолётах Ка-50 и Ка-52 есть в военном экшне про вертолётную авиацию «Heliborne».
Примечания
Происшествия
Ka-52 (бортовой № 063) на МАКС-2013.
12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (бортовой № 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва — Санкт-Петербург (трасса М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.
29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт совершал испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта.
7 мая 2018 года во время планового полёта над восточными районами Сирийской Арабской Республики потерпел крушение Ка-52 авиационной группы ВВС России, оба пилота погибли. По предварительным данным, причиной стала техническая неисправность. Cогласно неофициальной версии, борт сбит радикальными исламистами из переносного зенитного ракетного комплекса.
Четыре степени
В марте 1856 года император подписал указ о введении 4 степеней Георгиевских крестов. Так, первые две степени изготавливались из золота, а вторые – из серебра. По рисунку кресты отличались лишь словами «1 степ.», «2 степ.» и так далее. Для каждой степени была начата отдельная нумерация. Награждение военного крестом нового уровня происходило последовательно. Были случаи, когда вручаемая степень зависела от уровня проявленной доблести. К примеру, генерал И. Попович-Липовац 30 сентября 1877 года был удостоен награды 4 степени, а 23 октября того же года – Георгиевского креста 1 степени.
C 1856 по 1913 гг. около 7 тысяч солдат были удостоены трех степеней знака отличия кроме первой. А честь быть полным кавалером «солдатского Георгия» (обладателем всех 4 степеней награды) получили порядка двух тысяч военных. Самое большое количество наград было вручено в период русско-японской войны, русско-турецкой войны, Кавказской кампании и среднеазиатских походов.
Недостатки
Первенец, вертолет Ка-8 «Иркутянин».
Ка-8 «Иркутянин»
Проектирование сверхлегкого вертолета Камов начал осенью 1946г. по приказу министерства авиационной промышленности № 721. Работы над проектом продвигались достаточно быстро. И уже 12 ноября 1947г. летчик-испытатель Михаил Дмитриевич Гуров поднял вертолет Ка-8 в воздух и сделал круг. Затем начались плановые испытания и доводка машины. Но внезапно, летом 1948г. решением совета министров СССР, финансирование проекта прекратили. И если бы вертолет Камова Ка-8 не включили в программу ежегодного парада в Тушино, возможно мы никогда бы не узнали о «Черной акуле» и «Аллигаторе». На параде Иркутянин произвел впечатление на вождя народов и финансирование возобновили. А немного погодя, им заинтересовался ВМФ СССР. Как следствие, в сентябре 1948г. ОКБ Камова воссоздается и получает заказ от военно-морского флота Советского союза на разработку легкого вертолета для нужд ВМФ.
Возможно Вас заинтересует – «Истребители МиГ».
Справка: Имя «Иркутянин» вертолет Ка-8 получил в честь того, что его создатель Николай Ильич Камов родился в Иркутске.
ТТХ вертолета
Ударный вертолет Ка-52 создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500 мощностью по 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, рассеивающими выхлоп машины и снижающими ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.
Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, он может бороться и против вражеских вертолетов. Этим целям отлично соответствуют системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.
На Ка-52 установлена гидростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.
На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь». Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб. Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже в таблице приведены ТТХ вертолета Ка-52.
Общие данные | |
Экипаж, чел | 2 |
Масса, кг: | |
максимальная взлётная | 10800 |
нормальная взлётная | 10400 |
Скорость, км/ч: | |
Максимальная | 310 |
Крейсерская | 250 |
максимальная на пикировании | 350 |
Максимальная вертикальная перегрузка | 3 |
Потолок, м | 3600 |
Дальность действия, км | 520 |
Диаметр несущих винтов, м | 14,5 |
База шасси, м | 4,92 |
Колея шасси, м | 3,67 |
Основное вооружение | 30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь» |
Дополнительное вооружение | блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В» |
Максимальная перегрузка | 3,5 |
Двигатель ВК-2500 | |
Мощность, л.с.: | |
чрезвычайный режим | 2700 |
взлётный режим | 2400 |
Размеры | |
Длина, м | 14,2 |
Ширина, м | 7,3 |
Высота, м | 5 |
В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К – корабельный вариант машины. Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой. Планировалось, что именно эти вертолеты должны стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хотела закупить во Франции.
Ударный вертолет Ка-52 впечатляет своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, он может исполнять маневры, недоступные для одновинтовых машин. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычного винтокрыла. Ка-52 довольно удобен для технического обслуживания.
История создания
Прототип Ка-52 на МАКС-2005: вид спереди.
25 июня 1997 года состоялся первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).
2008 год — построено два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые № 062, 063).
29 октября 2008 на заводе «Прогресс» началось серийное производство «Аллигаторов».
В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575-ю авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка).
23 октября 2012 года успешно завершены ГСИ оптико-локационной станции.
Цена контрактного и нового двигателя ГАЗ 52
Рождение «Аллигатора»
Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «Аллигатор». В 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. На новый вертолет установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине появилось место для второго пилота.
Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его силуэт выше. Хотя это еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.
Особенности конструкции
В отличие от своего предшественника «Черной акулы», Ка-52 – двухместная машина. Один член экипажа выполняет функции пилота, второй оператора, но предусмотрена также возможность совмещения управления и ведения огня любым из пилотов. Такое дублирование, а также взаимное расположение пилотских кресел (рядом друг с другом) делает Ка-52 очень удобной тренировочной машиной.
Носовая часть Ка-52 более сглаженная и обтекаемая, за счет чего достигнуто повышение аэродинамики вертолета и снижение его заметности для радаров обнаружения. В остальном фюзеляж и винты практически не отличаются от Ка-50.
Авионика вертолета была усовершенствована, а радиолокационная система Ка-52 оснащена двумя антеннами – для воздушных и наземных целей.
Экипаж защищен бронированной кабиной и, в случае необходимости, может катапультироваться с любой высоты до 4000 м.
Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор»Ка-52 «Аллигатор» и бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь»
Два прототипа из Бреста
Иван Лазаренко стал прообразом бесстрашного комдива Талызина из романа-эпопеи Константина Симонова «Живые и мертвые». Максим Козырь — прототипом генерала Кузьмича. Какова вероятность встречи двух комдивов, двух из шести Героев Советского Союза и полных кавалеров Георгиевского креста, двух генералов, погибших в Великую Отечественную войну и двух прототипов героев «Живых и мертвых»? Вероятность, стремящаяся к нулю.
Но такая встреча была.
Удивительным образом биографии Ивана Лазаренко и Максима Козыря оказались переплетены. Они встретились перед войной в Бресте — генерал Лазаренко командовал дивизией, а полковник Козырь был его заместителем.
Жизнь часто подбрасывает сюжеты, которые не придумают самые выдающиеся романисты.
Черная акула и Аллигатор
В середине 80-х был объявлен победитель конкурса: им оказалось КБ Камова и его вертолет К-50 «Черная акула». Соосная схема этой машины имеет как свои преимущества, так и недостатки. Такие вертолеты сложнее и дороже классических, дороже стоит и их обслуживание. С другой стороны, применение двух несущих винтов дает возможность убрать рулевой винт и тем самым серьезно повысить эффективность работы двигателя, сделать вертолет более маневренным и подвижным. Вес машины также становится меньше по сравнению с вертолетами классической схемы. Но управлять таким вертолетом сложнее, требуется высокое мастерство пилота.
Проблема К-50 заключалась в том, что этим вертолетом управлял всего один человек. Эффективно вести машину и одновременно наводить оружие — очень непросто, особенно в сложных условиях (горы, полет на малой высоте), поэтому в середине 90-х годов началась разработка новой машины – ею и стал боевой вертолет Ка-52. По сути, эта машина является модернизацией «Черной акулы», и многие узлы и агрегаты у этих вертолетов идентичны.
Вооружение Ка-52 — технические характеристики ударной мощи
Вооружение современного ударного вертолета должно сочетать мощь и высокую точность. Ведь решение боевых задач, которое ставится Ка-52 довольно разнообразное. Трюк со сплошным поражением площади в современном бою недостаточен для успеха в нем. Высокоточные ракеты класса: «воздух-земля» и «воздух-воздух» позволяют решать проблемы четко и без лишних затрат.
Схема подвески вооружения на Ка 52
Вооружение на «Аллигаторах» позволяют успешно проводить ударно-наступательные операции и выполнять оборонительные функции:
- классическая 30-мм пушка 2А42 с 460-зарядным боекомплектом практически безотказна и единственное, о чем можно сожалеть – это то, что она на Ка-52 не спаренная;
- ракетное вооружение представлено НУРСами С-8 или С-13, способными поражать значительную площадь;
- ПТУР Штурм-ВУ и Игла-В предоставляют возможность удерживать тактическое господство и контролировать ситуацию, как в воздухе, так и на земле на расстоянии более 5 км. Стоит отметить перспективные разработки вооружения для крокодила. Речь идет о ПТУР Вихрь, который позволит обстрелять цель на расстоянии до 8 км.
Состоит на вооружении
Внутренний потенциал:
- вооруженные силы РФ располагают около 90 единицами Ка-52. На базах армейской авиации размещены группировки Ка-52;
- кроме того, ежегодно российская армия пополняется более чем десятком новых вертолетов. Планируется купить новые Ка-52 для ВКС РФ и довести количество крокодилов до 200 боевых и учебно-боевых машин.
Экспортный вектор:
- планировалось взятие на вооружение палубные версии «Аллигаторов» для вертолетоносцев типа «Мистраль»;
- однако, ухудшение военно-политических отношений с западом усложнило реализацию амбициозных планов. Корпорация «Вертолеты России» частично переориентировалась на внешние рынки;
- 46 вертолетов Ка-52К реализованы для вооруженных сил Египта. У производителей Ка-52 есть все предпосылки смотреть в будущее и усовершенствовать «Аллигатор».
По международным стандартам
В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Грузоподъемность вертолета увеличивается до 2,2 тонны в кабине и 2,5 тонны на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л. с., а на поставку редукторов и трансмиссии законтрактован австрийский производитель Zoerkler.
Тем не менее основные конструктивные особенности и характеристики, заложенные еще в военном прототипе, сохраняются и в Ка-62. Это по-прежнему многоцелевой вертолет, который может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета – более 650 км при крейсерской скорости 290 км/ч. Лопастей основного винта стало пять − на одну больше, чем в Ка-60. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины.
Ка-62 на авиасалоне МАКС-2013
Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. Система разработана концерном «Радиоэлектронные технологии» специально для этой модели и является сердцем электроснабжения всей электронной бортовой аппаратуры вертолета. Холдинг «Росэлектроника» оснащает Ка-62 современным бортовым оборудованием: комплексами связи нового поколения С-404 и интегрированными антенно-фидерными системами «Аист-62». Комплекс С-404 связывает пилотов с наземными пунктами управления по нескольким каналам и ведет постоянный прием сигналов на аварийной частоте, а система «Аист-62» отвечает за функционирование бортовой подсистемы связи.
Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета. С его помощью на Ка-62 реализуется принцип «стеклянной кабины», когда вся важная информация выводится на электронные экраны. Двухканальная электронно-цифровая система управления двигателем FADEC снижает нагрузку пилотов по слежению за работой двигателя до минимума и уменьшает расход топлива.
Современная кабина Ка-62 защищена стойким к ударам птиц органическим стеклом и оснащена двумя рабочими местами, при этом командир экипажа может вести управление с любого из них. Широкий фюзеляж в пассажирском исполнении позволяет разместить до 15 человек, при этом увеличенный шаг в компоновке сидений обеспечивает комфорт пассажирам. По обоим бортам вертолета размещены широкие дверные проемы.
Первый полет Ка-62 в 2017 году
Ка-62 спроектирован с учетом международных требований безопасности. В частности, вертолет может выполнять полет и посадку с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилотов и пассажиров на случай жесткой посадки повышена за счет энергопоглощающей конструкции шасси и кресел. Топливная система Ка-62 устойчива к повреждениям. Усовершенствованная аэродинамика вертолета и рулевой винт, спрятанный в кольцевой канал, сделали вертолет менее шумным.
Михаил Мещеряков (1896 — 1970)
Полковник Михаил Михайлович Мещеряков в 1945-м дошел до Берлина
Происхождение: Из рабочих
Чин, место службы: Унтер-офицер, подпрапорщик 550-го пехотного Игуменского полка.
Заслуги:
По материалам учетных документов генерала Мещерякова за советский период, известно, что он был награжден четырьмя Георгиевскими крестами. Кресты Мещеряков получил за короткий срок — в октябре 1915 года призван в армию, на следующий год окончил Ораниенбаумскую учебно-пулеметную команду и школу инструкторов пулеметного дела, воевал на Северном фронте, трижды ранен. Пункт статута награды предусматривал награждение званием подпрапорщика при пожаловании креста I степени. Об этом, как о ярком событии, вспоминал Максим Козырь. То же написал в автобиографии и Мещеряков: «За боевые отличия был награжден Георгиевскими крестами всех степеней и произведен в подпрапорщики».
Карьера: Принял сторону большевиков. Командовал ротой, участвовал в подавлении восстания левых эсеров в Москве летом 1918 года, преподавал пулеметное дело на Московских командных курсах, позднее оборонял Петроград от белых. Демобилизовался в 1925 году. Трудился простым рабочим, окончил рабфак, а потом знаменитый ИФЛИ — Московский институт философии, литературы и истории. Преподавал в МАИ и в институте физкультуры.
1941—1945: Вернувшись в армию, стал комендантом Воронежа, командовал полком, затем дивизией. Воевал на восьми фронтах. Командовал полком под Сталинградом. В октябре 1942 года был ранен, но не оставил своих бойцов.
В июле 1944 года дивизия Мещерякова форсировала Западный Буг и создала плацдарм для переправы главных сил. А в сентябре 1944-го за прорыв обороны немцев на львовском направлении Мещеряков стал Героем Советского Союза. В боях за Берлин, не считаясь с опасностью, находился в боевых порядках.
После войны служил военным советником в Монголии, руководил Суворовским училищем в Оренбурге, стал генерал-майором.
Умер в 1970 году, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Происшествия
Ka-52 (бортовой № 063) на МАКС-2013.
12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (бортовой № 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва — Санкт-Петербург (трасса М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.
29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт совершал испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта.
7 мая 2018 года во время планового полёта над восточными районами Сирийской Арабской Республики потерпел крушение Ка-52 авиационной группы ВВС России, оба пилота погибли. По предварительным данным, причиной стала техническая неисправность. Cогласно неофициальной версии, борт сбит радикальными исламистами из переносного зенитного ракетного комплекса.