Боевой «катран»: какими возможностями будет обладать новейший российский корабельный вертолёт

В период Гражданской войны

Фактическое отсутствие единого командования и территориальная разобщённость белых армий привели к тому, что общей наградной системы не было создано. Не было выработано и единого подхода к вопросу о допустимости награждения дореволюционными наградами.

Что касается солдатских Георгиевских Крестов и медалей, то награждение ими рядовых солдат и казаков, вольноопределяющихся, унтер-офицеров, юнкеров, добровольцев и сестёр милосердия происходило на всех территориях, занятых Белыми армиями. Во время похода отряда М. Г. Дроздовского по маршруту Яссы-Дон Георгиевские кресты, целый мешок которых достался Дроздовскому в штабе Румынского фронта, вручались в качестве наград и офицерам отряда. Первое такое награждение состоялось 30 марта 1918 г.

При этом, на юге России, на территории Всевеликого войска Донского с учётом местной специфики Георгий Победоносец на Георгиевских крестах изображался в виде казака: в шапке с башлыком, казачьем мундире и сапогах, из-под шапки виден чуб, лицо обрамлено бородой. С 11 мая 1918 г. было вручено более 20 тысяч таких крестов 4-й степени, 9080 — 3-й, 470 — 2-й и один — 1-й. В Донской армии Георгиевскими крестами награждали также офицеров и генералов.

9 февраля 1919 г. награждение Георгиевским крестом было восстановлено на Восточном фронте А. В. Колчака. Но одновременно было запрещено награждение офицеров Георгиевским крестом с лавровой ветвью и их ношение.

В Северной армии Е. К. Миллера было вручено 2270 крестов 4-й степени, 422 — 3-й, 106 — 2-й и 17 — 1-й.

В Добровольческой армии награждения Георгиевскими крестами было разрешено 12 августа 1918 г. и происходило на тех же основаниях, что и в Русской Императорской: «Солдаты и добровольцы представляются Георгиевским крестам и медалям за подвиги, указанные Георгиевском Статуте, тем же порядком, как и во время войны внешнем фронте, награждаются крестами властью комкора, а медалями властью начдива». Первое вручение наград состоялось 4 октября 1918 г. В Русской армии П. Н. Врангеля эта практика сохранилась.

Последним Георгиевским кавалером времён Гражданской войны, награжденным в России, стал вахмистр Павел Васильевич Жадан (1901—1975), награждённый в июне 1920 г. за участие в разгроме конного корпуса Д. П. Жлобы.

Боеприпасы и баллистические данные

Зенитные осколочно-дистанционные гранаты

Заряд марки НДТ-3 18/1 весом 5,5 кг.

Гильзы с О-415 и О-415Р латунные или стальные, у выстрелов от 100-мм пушки 44 гильзы только латунные.

Таблица стрельбы

Снаряды О-415 имеют механические дистанционные взрыватели:

а) ВМ-30, ВМ-30Л, ВМ-30Л1 со временем действия 28,5 с.

б) ВМ-45 и ВМ-45Л со временем действия 43,5 с.

Снаряды О-415 имеют радиолокационные взрыватели 62, 68 и АР-21. Стрельба снарядами с АР-21 запрещена при углах возвышения, меньших +33.

Все перечисленные механические и радиолокационные взрыватели ударного действия не имеют.

Выстрелы от БС-3 и Д-10

По наземным целям КС-19 могла стрелять выстрелами от 100-мм пушек БС-3 и Д-10 (гильзы только латунные).

История

Пушка разработана конструкторским бюро завода № 8 в подмосковном Калининграде по заданию ГАУ. Её предшественницей была созданная М. Н. Логиновым 76-мм зенитная пушка образца 1938 года, которая выпускалась малой серией в 1938-1940 годах. Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведённых на разработку новой системы, ведущий конструктор Г. Д. Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия образца 1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия. В 1939 году новое 85-мм зенитное орудие с заводским обозначением 52-К прошло полигонные испытания, в ходе которых выявилась необходимость установки дульного тормоза, увеличения опорной поверхности клина затвора и гнезда казённика. Доработанное в соответствии с рекомендациями научно-испытательного полигона орудие в том же году было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.».

Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм зенитных пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, позволявшими решать задачу встречи снаряда и самолёта.
Кроме приборов ПУАЗО, для управления огнём действовавших на главных направлениях частей 85-мм зенитных пушек, использовались и радиолокационные станции обнаружения РУС.
Пушку также оснастили механическим установщиком взрывателей конструкции Л. B. Люльева.

Чтобы увеличить выпуск зенитной артиллерии в годы войны, нужно было решить задачу по снижению трудоёмкости и металлоёмкости продукции. Конструкция пушки 52-К упрощалась, и одновременно совершенствовалась технология её изготовления. В 1943 году усовершенствованное орудие было успешно испытано, и в феврале 1944 года пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство. Первые две буквы индекса означали, что орудие создано на заводе им. Калинина в Свердловске.

Предназначенные для борьбы с авиацией противника, для стрельбы по воздушным десантам, по живым наземным целям и огневым точкам противника, эти орудия с успехом применялись и для уничтожения фашистских танков. С необычной для зенитки задачей 52-К справлялась успешнее, чем иные противотанковые орудия тех лет. С приданным ей бронебойным снарядом она могла прошивать броню всех типов танков, находившихся на вооружении германской армии до середины 1943 года. И когда в 1942 году Г. Д. Дорохину было присвоено звание лауреата Государственной премии, наградой отмечались не только зенитные, но и противотанковые качества орудия.

Отзывы о «ГАЗ-52»

См. также

Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов

Ми-28Н Ка-52 AH-64D Apache Longbow (Block III) Bell AH-1Z Viper AgustaWestland T129 Eurocopter Tiger
Внешний вид
Год принятия на вооружение 2009 2011 2011 2011 2012 2003
Масса пустого, кг 8095 7800 5165 5580 2530 3060
Масса топлива, кг 1500 1500 1100 н/д н/д 1100
Масса боевой нагрузки, кг 2300 2800 н/д н/д 1200 н/д
Встроенная пушка 1 × 30-мм 2А42 1 × 30-мм 2А42 1 × 30-мм M230 3 × 20-мм M197 3 × 20-мм M197B 1 × 30-мм GIAT 30
Точки подвески 4 6 4 6 4 4
Максимальная взлётная масса, кг 12 000 10 800 10 400 8390 5000 6600
Силовая установка 2 × ВК-2500-02 2 × ВК-2500 2 × General Electric T700-GE-701D 2 × General Electric T700-GE-401C 2 × LHTEC CTS800-4A 2 × Rolls-Royce MTR390-E
Мощность двигателя, л. с. 2 × 2200 2 × 2400 2 × 2000 2 × 1800 2 × 1360 2 × 1464
Максимальная скорость, км/ч 300 310 265 300 280 290
Практическая дальность (без ПТБ), км 450 520 480 680 550 740
Практический потолок, м 5000 5500 5900 6100 6000 4000
Скороподъёмность, м/с 13,6 16,0 12,3 14,2 11,3 14,0
Стоимость, млн USD ~15,0 52,0-61,0 27,0-31,0 43,0-53,0 39,0
Denel AH-2 Rooivalk Kawasaki OH-1 Ninja Harbin Z-19 CAIC WZ-10 HAL LCH HESA Shahed 285
Год принятия на вооружение 1999 2000 2011 2013 (план) н/д
Масс пустого, кг 5730 2450 2350 5400 3000 820
Масса топлива, кг 1470 н/д н/д н/д н/д н/д
Масса боевой нагрузки, кг 1560 н/д н/д 1500 н/д н/д
Встроенная пушка 1 × 20-мм F2 1 × 23-мм 1 × 23-мм 1 × 20-мм 1 × 7,62-мм
Точки подвески 6 4 4 4 4 2
Максимальная взлётная масса, кг 8750 4000 4500 7500 5500 1450
Силовая установка 2 × Turbomeca Makila 1K2 2 × Mitsubishi TS1-10QT 2 × WZ-8A 2 × Pratt & Whitney Canada PT6C-67C 2 × HAL/Turbomeca Shakti 1 × Allison 250-C20J
Мощность двигателя, л. с. 2 × 1500 2 × 890 2 × 850 2 × 1530 2 × 1200 1 × 420
Максимальная скорость, км/ч 280 280 245 н/д 275 225
Практическая дальность (без ПТБ), км 700 550 700 н/д 700 800
Практический потолок, м 6100 н/д 4900 н/д 6500 4150
Скороподъёмность, м/с 13,3 н/д 9,0 н/д 12,0 7,0
Стоимость, млн USD ~40,0 н/д н/д н/д ~22,0 н/д

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ка-52 «Аллигатор» Базовая версия.
Ка-52К «Катран» Модификация вертолёта Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первый полёт совершил 7 марта 2015 года.

Ка-52К

Ка-52К «Катран» корабельного базирования на авиасалоне МАКС-2015.

Модификация вертолёта Ка-52 (именуется «Катран») для корабельного базирования. Совершил первый полёт 7 марта 2015 года.

Ка-52К имеет необычно мощную дальнюю РЛС «Жук-А», которая обычно устанавливается на современных истребителях.

Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия. В качестве РЛС используется необычно мощная для вертолётов «Жук-А» с дальностью обнаружения целей до 200 км. Также, необычно мощным является комплекс управляемого вооружения Ка-52К, разработанный на основе ПТРК «Гермес» с дальностью поражения бронетехники на 15—100 км. При этом на Ка-52К предполагается установка авиационной модификации данного КУВ — «Гермес-А», с максимальной дальностью стрельбы днём и ночью 15—20 км. Также заявлено о наличии в составе вооружения «Катрана» противокорабельной ракеты Х-35У.

В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры» (англ. game changer), так как позволяет уничтожать бронетехнику противника не входя ни только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.

В 2014 году Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК) типа «Мистраль». После расторжения договора на поставку УДК и продажи «Мистралей» Францией Египту — с последним был заключен контракт о поставке для них этих боевых машин. В качестве перспективного носителя Минобороны России стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который штатно рассчитан на базирование крупной вертолётной группы из 24 единиц. В конце 2016 года принял участие, с борта «Адмирала Кузнецова», в боевых действиях в Сирии.

Четыре степени

Модернизация

Основные конструктивные отличия 85-мм зенитных пушек обр. 1939 г. различных годов изготовления
№ по пор. Наименование агрегатов Основные конструктивные отличия агрегатов С какого времени введены изменения
1 Ствол Вместо ствола, состоящего из кожуха и свободной трубы, ставят ствол-моноблок С 1943 г.
2 Полуавтоматика а) Зуб инерционного стакана упирается в упор 324.

б) Зуб инерционного стакана упирается в выступ короба 335 полуавтоматики.

в) Отменён стопор крепления по походному. г) Отменена полуавтоматика инерционно-механического типа и введена полуавтоматика механического (копирного) типа.

Примечание: у пушек с полуавтоматикой механического (копирного) типа перед номером пушки ставят К.

б) С 1942 г.

в) С 1942 г.

г) С 1944 г.

3 Люлька а) Аннулированы роликовые подшипники в цапфах задней обоймы люльки и заменены бронзовыми подшипниками (втулки 181 в обоймах).

б) Изменена форма отливки задней обоймы люльки.

в)Введены штампо-сварные конструкции передней обоймы сб.24, передней связи 95, люльки зубчатого сектора сб.20, связи обоймы с люлькой и угольников. Штампо-сварные сборки служат дублёрами аналогичных литых деталей.

г) Введена маслёнка для подачи смазки в бугель сб.7.

а) С 1942 г.

б) С 1943 г.

в) С 1943 г.

г) С 1943 г.

4 Тормоз отката а) Между гайкой 8 и крышкой проложена бронзовая шайба 72.

б) Промежуточная втулка 51 изготавливается из стали вместо бронзы.

в) Колпак 2 имеет две грани под ключ вместо шести.

г) На цилиндре снаружи вместо шестигранника для ключа сделаны лыски.

д) Укорочено ныряло.

е) Изменена регулирующая втулка (шайба).

а) С 1942 г.

б) С 1942 г.

в) —

г) С 1944 г.

д) —

е) С 1944 г.

5 Накатник а) Многие детали переведены на штамповку.

б) Внутренний цилиндр накатника сб.30 изготавливается из трубы и втулки, запрессованной и приваренной к трубе.

в) Аннулирован колпак 83 и винт 84, закрывающие гайку накатника.

г) Введён механизм автоматической регулировки скорости наката.

а) —

б) С 1942 г.

в) С 1942 г.

г) С 1944 г.

6 Уравновешивающий механизм Уравновешивающий механизм выпускавшийся под номером сб.07, упрощён и выпускается под номером сб.57 С 1942 г.
7 Вертлюг а) Введено упрощённое сидение.

б) Счётчик числа оборотов смонтирован в приводе к принимающему азимут.

в) Упрощена подножка.

г) Вертлюг вместо клёпаных щёк имеет литые щёки.

а) С 1942 г.

б) —

в) —

г) С 1943 г.

8 Подъёмный и поворотный механизмы Пушки выпускались с подъёмным и поворотным механизмами, имеющими две скорости наводки, а затем стали выпускаться с подъёмным и поворотным механизмами, имеющими одну скорость наводки. С 1942 г.
9 Прицельные приспособления а) Пушки выпускались с новым упрощённым прицелом правой и левой стороны. Этот прицел имеет зависимую линию прицеливания и значительно проще старого прицела.

б) Прицел с зависимой линией прицеливания заменён прицелом с независимой линией прицеливания и наклонным столом угломера.

а) С 1942 г.

б) С 1944 г.

10 Привод к принимающему азимут На валике привода смонтирован счётчик число оборотов вертлюга, который раньше собирался на вертлюге. С 1942 г.
11 Привод к принимающему углы возвышения Введена маслёнка для смазки валика. С 1942 г.
12 Щитовое прикрытие Пушки стали выпускаться со щитовыми прикрытиями. С 1943 г.
13 Тумба Введён фрикционный тормоз взамен ленточного. С конца 1943 г.
14 Платформа Платформа ЗУ-8 модернизирована и переименована в ЗУ-13, которая отличается следующим:

— изменены механизмы подрессоривания;

— рама и откидные упоры изготовлены из швеллерных балок;

— отменён привод поворота задних колёс;

— изменён привод передних колёс;

— изменено стопорение откидных упоров;

— изменены оси ходов.

С конца 1942 г.

Дальнейшим развитием и продолжением модернизации 85-мм зенитной пушки обр. 1939 года 52-К стали 85-мм зенитные орудия КС-12 и КС-1 (52-П-366). Однако они не имели координальных отличий от предшественника, а подошедшая к концу война сильно ограничила из выпуск.

Характеристики[править | править код]

Главнейшие числовые данные 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г.

по

пор.

Наименование Числовые данные
I. Баллистические данные
1 Начальная скорость (осколочной зенитной гранаты) 800 м/сек
2 Максимальное давление пороховых газов в канале ствола 2550 кг/см2
3 Вес гранаты с взрывателем Т-5 9,2 кг
4 Вес заряда 2,48 кг
5 Вес патрона 16,00 кг
6 Наибольшая досягаемость по высоте

(потолок при угле возвышения 82°)

около 10,5 км
7 Максимальная горизонтальная дальность

(при угле возвышения 45°)

около 15,5 км
II. Конструктивные данные
8 Калибр 85 мм
9 Длина ствола 4693 мм (55,2 калибра)
10 Длина канала 4146 мм
11 Длина нарезной части 3496 мм
12 Угол наклона нарезов (крутизна постоянная) 7° 09′
13 Число нарезов 24
14 Ширина нарезов 7,5 мм
15 Ширина поля 3,62 мм
16 Глубина нарезов 0,85 мм
17 Высота линии огня (минимальная) 1450 мм
18 Максимальная скорострельность

(технически возможная)

до 20 выстрелов

в минуту

19 Горизонтальный обстрел ±720°
20 Вертикальный обстрел от -3° до +82°
21 Угловые скорости наводки на один оборот маховика:

а) для пушек с одной скоростью наводки:

— вертикальная

— горизонтальная

б) для пушек с двумя скоростями наводки:

— вертикальная первая

— вертикальная вторая

— горизонтальная первая

— горизонтальная вторая

а)

б)

1,2°

3,65°

22 Наибольшая скорость отката:

при 0°

при 82°

8,0 м/сек

7,8 м/сек

23 Длина отката

при 0°

при 82°

Переменная

от 950 до 1150 мм

от 600 до 700

24 Наибольшее давление жидкости в тормозе 110 кг/см2
25 Наибольшее давление в накатнике 86,5 кг/см2
26 Предварительное давление в накатнике 48-50 кг/см2
27 Объём жидкости в тормозе отката 7,1 л
28 Объём жидкости в накатнике 10,8 л
29 Клиренс на колёсах ЗИС-5 400 мм
30 Поворот передних колёс в горизонтальной плоскости ±45°
31 Поворот задних колёс:

платформа ЗУ-13

платформа ЗУ-8

±30°

32 Независимость ходов ±12°
33 Угол горизонтирования
34 База платформы (между осями колёс) 4000 мм
35 Ширина хода 1800 мм
36 Угол поперечной устойчивости на походе 30°
37 Минимальный радиус поворота,

описываемый внешними колёсами

(при повёрнутых до отказа передних колёсах)

около 6800 мм
III. Весовые данные
38 Вес пушки в походном и боевом положениях:

— на платформе ЗУ-8 без щитового прикрытия

— на платформе ЗУ-13 без щитового прикрытия

— с щитовым прикрытием

около 4300 кг

около 4600 кг

около 4900 кг

39 Вес ствола с затвором 915 кг
40 Вес откатных частей 940 кг
41 Вес платформы ЗУ-13 2400 кг
IV. Габаритные данные
42 Длина пушки в походном положении около 7000 мм
43 Высота пушки в походном положении:

без щитового прикрытия

со щитовым прикрытием

около 2250 мм

около 2510 мм

44 Ширина пушки в походном положении:

по колпакам колёс

по крайним точкам щитового прикрытия

2150 мм

2200 мм

45 Высота системы в боевом положении при угле 0°:

без щитового прикрытия

со щитовым прикрытием

при угле 82°

1800 мм

2060 мм

5530 мм

46 Длина пушки в боевом положении около 5260 мм
47 Ширина пушки в боевом положении 4750 мм
V. Эксплуатационные данные
48 Время перевода из походного положения в боевое 1,2 мин
49 Время перевода из боевого положения в походное 1,5 — 2 мин
50 Скорость передвижения:

по асфальтированному шоссе

по булыжной мостовой и грунтовым дорогам

без дорог

до 50 км/ч

до 25 км/ч

до 10 км/ч

51 Тягач автомобиль

или трактор

Конструкция

Д-48 имеет классическую компоновку с лафетом с 2 раздвижными станинами. Ствол-моноблок оснащён 2-камерным активным дульным тормозом, который поглощает около 70% энергии отдачи. Затвор – вертикальный клин, имеющий механизм полуавтоматики. Над стволом расположен гидравлический тормоз отката и пневмогидравлический накатник. Подъёмный и поворотный механизмы орудия – винтовые, приводятся вручную.

Колёса Д-48 унифицированы с автомобильными узлами от грузовика ЗиС-5. От обычных колёс «артиллерийские» отличаются пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной. Подвеска ходовой части – торсионная, автоматически отключается, когда станины разводят. Станины представляют собой полые коробчатые трубы, на их концах размещены сошники.

Для стрельбы прямой наводкой служит открытый коллиматорный прицел К-1, для более точного наведения служил оптический прицел модели ОП-2 или ОП-4, дающий увеличение в 5,5 крат. Для стрельбы с закрытых позиций открытый прицел дополняли панорамой Герца ПГ-1. Часть орудий комплектовалась ночными прицелами.

Происшествия

Ka-52 (бортовой № 063) на МАКС-2013.

12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (бортовой № 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва — Санкт-Петербург (трасса М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.

29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт совершал испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта.

7 мая 2018 года во время планового полёта над восточными районами Сирийской Арабской Республики потерпел крушение Ка-52 авиационной группы ВВС России, оба пилота погибли. По предварительным данным, причиной стала техническая неисправность. Cогласно неофициальной версии, борт сбит радикальными исламистами из переносного зенитного ракетного комплекса.

История создания

Одной из лучших советских противотанковых пушек военного времени была 57 мм ЗиС-2. Она удачно сочетала в себе высокую бронепробиваемость и небольшую массу. 100 мм пушка БС-3 была ещё мощнее, но при этом была почти вчетверо тяжелее. Для борьбы с перспективными танками требовалось орудие большей мощности, но дальнейшее увеличение массы было нежелательно.

В итоге коллективом Петрова было принято решение использовать калибр 85 мм, но при этом форсировать баллистику за счёт использования гильзы и порохового заряда от 100 мм боеприпасов. Для дальнейшего повышения начальной скорости снаряда у Д-48 дополнительно увеличили длину ствола. Опытный образец был построен в 1948 году.

После разработки нового устройства и доводки в 1950 году пушку представили войскам. Орудие приняли на вооружение в 1953 году, но серийный выпуск начался только через 2 года.

Характеристики и свойства боевых припасов

  • Заряжание: унитарное
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем Т-5, ТМ-30, ВМ-30: 53-УО-365.
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем ВМ-2: 53-УО-365,
    • Осколочная зенитная граната с переходной головкой и взрывателем КТМ-1: 53-УО-365
    • Бронебойно-трассирующий калиберный снаряд 53-УБР-365
    • Бронебойно-трассирующий остроголовый калиберный снаряд 53-УБР-365К
    • Бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд 53-УБР-365П
  • Досягаемость по высоте, м: 10 230
  • Дульная скорость снаряда, м/с
    • Осколочно-зенитная граната с Т-5: 800
    • Осколочная цельнокорпусная граната: 793
    • Бронебойно-подкалиберный катушечный : 1050
    • Бронебойного калиберного остроголового: 800
  • Масса снаряда, кг
    • Бронебойного калиберного : 9,2
    • Бронебойного подкалиберного: 4,99
    • Осколочного: 9,2-9,43
    • Осколочной зенитной гранаты: 9,24-9,54
  • Бронепробиваемость калиберного снаряда, мм
    • Угол встречи относительно касательной плоскости к броне 60 градусов
      • Дистанция 100 м: 100
      • Дистанция 500 м: 90
      • Дистанция 1000 м: 85
    • По нормали к броне
      • Дистанция 100 м: 120
      • Дистанция 500 м: 110
      • Дистанция 1000 м: 100

Характеристики и свойства боевых припасов

  • Заряжание: унитарное
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем Т-5, ТМ-30, ВМ-30: 53-УО-365.
    • Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем ВМ-2: 53-УО-365,
    • Осколочная зенитная граната с переходной головкой и взрывателем КТМ-1: 53-УО-365
    • Бронебойно-трассирующий калиберный снаряд 53-УБР-365
    • Бронебойно-трассирующий остроголовый калиберный снаряд 53-УБР-365К
    • Бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд 53-УБР-365П
  • Досягаемость по высоте, м: 10 230
  • Дульная скорость снаряда, м/с
    • Осколочно-зенитная граната с Т-5: 800
    • Осколочная цельнокорпусная граната: 793
    • Бронебойно-подкалиберный катушечный : 1050
    • Бронебойного калиберного остроголового: 800
  • Масса снаряда, кг
    • Бронебойного калиберного : 9,2
    • Бронебойного подкалиберного: 4,99
    • Осколочного: 9,2-9,43
    • Осколочной зенитной гранаты: 9,24-9,54
  • Бронепробиваемость калиберного снаряда, мм
    • Угол встречи относительно касательной плоскости к броне 60 градусов
      • Дистанция 100 м: 100
      • Дистанция 500 м: 90
      • Дистанция 1000 м: 85
    • По нормали к броне
      • Дистанция 100 м: 120
      • Дистанция 500 м: 110
      • Дистанция 1000 м: 100

Стоимость «ГАЗ-52»

Цена грузовика

Проектирование

В ВМФ СССР для повышения ПВО кораблей в межвоенные годы была проведена модернизация 76,2-мм артиллерийских установок (АУ) первого поколения. Было принято решение перейти на более крупный 85-мм калибр. На станках 76-мм артустановок установили 85-мм стволы штатных армейских орудий, сохранив все остальные основные элементы корабельных установок.

Установка 92-К

85-мм универсальная палубная установка обр. 1941 г. 90-К была спроектирована в КБ завода № 8 и представляла собой усовершенствованный вариант 76-мм АУ 34-К с качающейся частью от 85-мм армейской зенитной пушки обр. 1939 г.

История создания

Одной из лучших советских противотанковых пушек военного времени была 57 мм ЗиС-2. Она удачно сочетала в себе высокую бронепробиваемость и небольшую массу. 100 мм пушка БС-3 была ещё мощнее, но при этом была почти вчетверо тяжелее. Для борьбы с перспективными танками требовалось орудие большей мощности, но дальнейшее увеличение массы было нежелательно.

В итоге коллективом Петрова было принято решение использовать калибр 85 мм, но при этом форсировать баллистику за счёт использования гильзы и порохового заряда от 100 мм боеприпасов. Для дальнейшего повышения начальной скорости снаряда у Д-48 дополнительно увеличили длину ствола. Опытный образец был построен в 1948 году.

После разработки нового устройства и доводки в 1950 году пушку представили войскам. Орудие приняли на вооружение в 1953 году, но серийный выпуск начался только через 2 года.

История[править | править код]

Пушка разработана конструкторским бюро завода № 8 в подмосковном Калининграде по заданию ГАУ. Её предшественницей была созданная М. Н. Логиновым 76-мм зенитная пушка образца 1938 года, которая выпускалась малой серией в 1938—1940 годах. Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведённых на разработку новой системы, ведущий конструктор Г. Д. Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия образца 1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия. В 1939 году новое 85-мм зенитное орудие с заводским обозначением 52-К прошло полигонные испытания, в ходе которых выявилась необходимость установки дульного тормоза, увеличения опорной поверхности клина затвора и гнезда казённика. Доработанное в соответствии с рекомендациями научно-испытательного полигона орудие в том же году было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.».

На начало войны в наличии имелось 3082 орудия (3016 в РККА и 66 в ВМФ).

Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм зенитных пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнём ПУАЗО-3, позволявшими решать задачу встречи снаряда и самолёта. Кроме приборов ПУАЗО, для управления огнём действовавших на главных направлениях частей 85-мм зенитных пушек, использовались и радиолокационные станции обнаружения РУС. Пушку также оснастили механическим установщиком взрывателей конструкции Л. B. Люльева.

Чтобы увеличить выпуск зенитной артиллерии в годы войны, нужно было решить задачу по снижению трудоёмкости и металлоёмкости продукции. Конструкция пушки 52-К упрощалась, и одновременно совершенствовалась технология её изготовления. В 1943 году усовершенствованное орудие было успешно испытано, и в феврале 1944 года пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство. Первые две буквы индекса означали, что орудие создано на заводе им. Калинина в Свердловске.

Предназначенные для борьбы с авиацией противника, для стрельбы по воздушным десантам, по живым наземным целям и огневым точкам противника, эти орудия с успехом применялись и для уничтожения фашистских танков. С необычной для зенитки задачей 52-К справлялась успешнее, чем иные противотанковые орудия тех лет. С приданным ей бронебойным снарядом она могла прошивать броню всех типов танков, находившихся на вооружении германской армии до середины 1943 года. И когда в 1942 году Г. Д. Дорохину было присвоено звание лауреата Государственной премии, наградой отмечались не только зенитные, но и противотанковые качества орудия.

Назначение пушки и её боевые свойства[править | править код]

85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. назначается для борьбы с авиацией противника.

Данные для стрельбы вырабатываются прибором управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО).

Стрельба без ПУАЗО с использованием прицельных приспособлений производится в тех случаях, когда ПУАЗО нет или он по каким-либо причинам не может быть применён.

Конструктивные особенности пушки, наличие достаточно эффективной дистанционной гранаты и бронебойного снаряда дают возможность в случае необходимости использовать пушку также и для стрельбы по воздушному десанту, живым наземным целям, огневым точкам и бронетанковым силам противника. 85-мм зенитная пушка обладает высокими боевыми и тактико-техническими свойствами, необходимыми для поражения внезапно появляющихся и быстро движущихся целей.

Пушка имеет круговой обстрел, который достигается наличием тумбового лафета.

При натренированном расчёте перевод пушки из походного положения в боевое производится за 1,2 минуты, а из боевого положения в походное — 1,5 — 2 минуты. Пушка перевозится автомобилем или трактором. Максимальная скорость передвижения — до 50 км/ч по асфальтированному шоссе. Пушка обслуживается расчётом из семи человек: шесть номеров расчёта и один командир орудия.

Литература

История

Пушка разработана конструкторским бюро завода № 8 в подмосковном Калининграде по заданию ГАУ. Её предшественницей была созданная М. Н. Логиновым 76-мм зенитная пушка образца 1938 года, которая выпускалась малой серией в 1938-1940 годах. Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведённых на разработку новой системы, ведущий конструктор Г. Д. Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия образца 1938 г., использовав затвор и полуавтоматику этого орудия. В 1939 году новое 85-мм зенитное орудие с заводским обозначением 52-К прошло полигонные испытания, в ходе которых выявилась необходимость установки дульного тормоза, увеличения опорной поверхности клина затвора и гнезда казённика. Доработанное в соответствии с рекомендациями научно-испытательного полигона орудие в том же году было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка образца 1939 г.».

Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм зенитных пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, позволявшими решать задачу встречи снаряда и самолёта.
Кроме приборов ПУАЗО, для управления огнём действовавших на главных направлениях частей 85-мм зенитных пушек, использовались и радиолокационные станции обнаружения РУС.
Пушку также оснастили механическим установщиком взрывателей конструкции Л. B. Люльева.

Чтобы увеличить выпуск зенитной артиллерии в годы войны, нужно было решить задачу по снижению трудоёмкости и металлоёмкости продукции. Конструкция пушки 52-К упрощалась, и одновременно совершенствовалась технология её изготовления. В 1943 году усовершенствованное орудие было успешно испытано, и в феврале 1944 года пушка, получившая заводской индекс КС-12, пошла в серийное производство. Первые две буквы индекса означали, что орудие создано на заводе им. Калинина в Свердловске.

Предназначенные для борьбы с авиацией противника, для стрельбы по воздушным десантам, по живым наземным целям и огневым точкам противника, эти орудия с успехом применялись и для уничтожения фашистских танков. С необычной для зенитки задачей 52-К справлялась успешнее, чем иные противотанковые орудия тех лет. С приданным ей бронебойным снарядом она могла прошивать броню всех типов танков, находившихся на вооружении германской армии до середины 1943 года. И когда в 1942 году Г. Д. Дорохину было присвоено звание лауреата Государственной премии, наградой отмечались не только зенитные, но и противотанковые качества орудия.

Происшествия

Ka-52 (бортовой № 063) на МАКС-2013.

12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (бортовой № 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва — Санкт-Петербург (трасса М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.

29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт совершал испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта.

7 мая 2018 года во время планового полёта над восточными районами Сирийской Арабской Республики потерпел крушение Ка-52 авиационной группы ВВС России, оба пилота погибли. По предварительным данным, причиной стала техническая неисправность. Cогласно неофициальной версии, борт сбит радикальными исламистами из переносного зенитного ракетного комплекса.

Литература

См. также

Технические характеристики

Пушку Д-48 можно сравнить с наиболее близким к ней по калибру немецким противотанковым орудием PaK 43/41 времён войны.

Д-48 PaK 43/41
Масса, тонн 2,3 4,4
Длина ствола, калибров 74 71
Угол возвышения, ⁰ -6, +35 -5, +38
Угол поворота, ⁰ 54 56
Начальная скорость, м/с 1040 100
Бронепробиваемость, мм 190 200
Скорострельность, выстрелов в минуту 15 10

Надо заметить, что пробиваемость PaK 43 указана для каморного бронебойного снаряда. Подкалиберный снаряд с сердечником из карбида вольфрама имел большую начальную скорость и бронепробиваемость.

Действительно, конструкторам во главе с Фёдором Петровым удалось добиться высоких показателей пробиваемости, сохранив орудие достаточно лёгким. Но к тому времени, когда Д-48 поступила на вооружение, стало ясно, что её возможностей недостаточно.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ка-52 «Аллигатор» Базовая версия.
Ка-52К «Катран» Модификация вертолёта Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первый полёт совершил 7 марта 2015 года.

Ка-52К

У этого термина существуют и другие значения, см. Катран (значения).

Ка-52К «Катран» корабельного базирования на авиасалоне МАКС-2015.

Модификация вертолёта Ка-52 (именуется «Катран») для корабельного базирования. Совершил первый полёт 7 марта 2015 года.

Ка-52К имеет необычно мощную дальнюю РЛС «Жук-А», которая обычно устанавливается на современных истребителях.

Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия. В качестве РЛС используется необычно мощная для вертолётов «Жук-А» с дальностью обнаружения целей до 200 км. Также, необычно мощным является комплекс управляемого вооружения Ка-52К, разработанный на основе ПТРК «Гермес» с дальностью поражения бронетехники на 15—100 км. При этом на Ка-52К предполагается установка авиационной модификации данного КУВ — «Гермес-А», с максимальной дальностью стрельбы днём и ночью 15—20 км. Также заявлено о наличии в составе вооружения «Катрана» противокорабельной ракеты Х-35У.

В связи с этим, данный ударный вертолёт как средство поддержки десанта является «фактором, меняющим правила игры» (англ. game changer), так как позволяет уничтожать бронетехнику противника не входя ни только в зону действия ПЗРК, но и многих других систем ближнего ПВО. Поэтому западные эксперты оценивают появление тяжёлого вертолётоносца России с такими вертолётами в Чёрном море как фактор изменения баланса вооружений в регионе.

В 2014 году Министерство обороны России подписало контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны войти в состав авиагрупп универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК) типа «Мистраль». После расторжения договора на поставку УДК и продажи «Мистралей» Францией Египту — с последним был заключен контракт о поставке для них этих боевых машин. В качестве перспективного носителя Минобороны России стало рассматривать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который штатно рассчитан на базирование крупной вертолётной группы из 24 единиц. В конце 2016 года принял участие, с борта «Адмирала Кузнецова», в боевых действиях в Сирии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector