Танк бт-7, последний в серии быстроходных танков

Примечания

  1. ↑ Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 114—115
  2. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 115—116
  3. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 124
  4. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 137
  5. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 137—138
  6. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 139—141
  7. ↑ Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 145
  8. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 151
  9. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 152
  10. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 157
  11. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 138—157
  12. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 158—159
  13. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 158
  14. Танки БТ. Павлов, Желтов, Павлов. с. 163—164
  15. ↑ Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 164
  16. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 167
  17. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 168—169
  18. Холявский Г. Л. Энциклопедия танков.
  19. БОЕВОЙ И ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ
    ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР
    В ПЕРИОД
    ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    (1941-1945 гг.)

    Статистический сборник № 1
    (22 июня 1941 г.).

  20. Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. с. 171
  21. М. Барятинский «Советские танки в бою» М. Яуза 2006 г.
  22. Средний танк Panzer IV. М. Барятинский. Бронеколлекция. — 1999. — № 6
  23. Холявский Г. Л. Энциклопедия танков
  24. . the.shadock.free.fr (15 мая 2018). Дата обращения: 30 мая 2018.

Развитие серии БТ

Серию БТ продолжили — были усилены бронирование и вооружение, была установлена рация (сначала — только на командирских машинах), на БТ последних серий стоял дизельный двигатель.

Колесно-гусеничный движитель активно использовался при разработке новых советских танков. Существовали варианты его использования на Т-26 и среднем танке Т-28, причем была выпущена экспериментальная серия последнего.

Возникла идея создать танк с тремя движителями — плавающий. Одни из первых советских плавающих танков были созданы именно на основе БТ (ПТ-1А). Существовал также проект танка с четырьмя движителями — колёсно-гусеничный, плавающий, способный двигаться по рельсам.

Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) — танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц — с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого — на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.

Проблемой всех танков серии БТ была слабая броня. Некоторые источники говорят о том, что советское руководство того времени увлеклось теорией, что быстрота танка компенсирует его слабое бронирование. Тонкая противопульная броня в танкостроении 1930-х считалась нормой. Такой бронёй были защищены все без исключения танки того времени, включая средние и даже тяжёлые, так как до середины тридцатых удачных ПТО не имела ни одна страна мира, и поэтому не существовало необходимости в противоснарядном бронировании. Даже когда появились серьёзные средства противотанковой борьбы, военные не забеспокоились — серьёзных войн с применением танков не было и боевой опыт их применения не накопился. Тем более что усилить броню означало увеличить массу танка, а двигатели того времени не могли позволить такую роскошь.

Исключением были БТ, на которых стояли самые мощные танковые двигатели своего времени. Однако и у БТ было ограничение — колёсный движитель не позволял наращивать массу машины. Даже стандартные БТ не могли двигаться по слабому грунту на колёсах, но нормально шли на колёсах по любой твёрдой дороге, чему свидетельством — многочисленные фотографии с манёвров 1930-х годов.

Конец эры БТ

Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ — это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название — А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.

Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка вступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. КБ Харьковского завода, работавшего над новой машиной, разработало альтернативный танк с чисто гусеничным движителем — А-32. Руководителем КБ был М. И. Кошкин, так как в январе был арестован предыдущий руководитель КБ (А. О. Фирсов).

В августе 1938 года проекты А-20 и А-32 были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Военные одобрили колёсно-гусеничный танк, но И. В. Сталин приказал провести сравнительные испытания обоих вариантов танка.

В мае 1939 года А-20 и А-32 были изготовлены, а в июле прошли государственные испытания. И даже по окончании испытаний военные продолжали колебаться — отказаться от колёсно-гусеничного движителя они не решались. Ситуацию решило следующее испытание, прошедшее в сентябре на испытательном полигоне под Москвой. На испытание М. И. Кошкин представил усиленный вариант гусеничного А-32 — Т-32 (с 76-мм пушкой Л-10 и толстой бронёй). Новый танк произвёл фурор — в нём удачно соединились и скорость, и бронирование, и мощное вооружение. После того, как лично К. Е. Ворошилов заявил, что «именно такая машина нужна Красной Армии», судьба танка была решена. По результатам испытаний Т-32 был доработан (в частности, ещё более усилено бронирование) и запущен в производство под названием Т-34.

На этом в СССР закончилась эпоха быстроходных танков. С появлением Т-34 производство танков БТ было свёрнуто (хотя на танкоремонтных заводах танки БТ продолжали восстанавливать минимум до середины 1942 года).

Совместимое снаряжение

У порога Великой Отечественной

Наличие БТ-7 в РККА на 1 июня 1941 года
Модель Категория ЛВО ПОВО ЗОВО КОВО ОдВО ЗакВО САВО ЗабВО ДВФ АрхВО МВО ПриВО ОрВО ХВО СКВО УрВО СибВО Рембазы Склады Всего
БТ-7 линейный 1 7 3 1 11
2 214 307 198 557 78 370 186 171 24 3 2108
3 23 43 29 41 22 98 14 20 14 304
4 18/11 7/4 7/4 31/22 3 20/8 1 16/11 1 7 26 137
Всего 255/11 364/4 234/4 632/22 103 488/8 202 207/11 39 10 26 2560
БТ-7 радио 1 1 5 8 22 36
2 177 242 100 429 72 383 125 7 5 5 1545
3 17 41 24 37 24 65 3 5 3 3 222
4 2 12/10 9/3 16/8 4/2 21/11 1/1 1 12 78
Всего 196 296/10 133/3 487/8 100/2 469/11 137/1 34 8 9 12 1881
БТ-7 артиллерийский 1 4 4
2 9 17 24 9 20 3 1 83
3 3 2 4 7 2 1 19
4 3 3 3/2 2 11
Всего 12 20 2 31 19/2 28 3 2 117
БТ-7М линейный 2 1 11* 4 92 150 41 209 4** 512
3 5 1 1 7
4 1 1 2
Всего 1 11 4 97 152 41 211 4 521
БТ-7М радио 2 35 100 17 9 3 12 176
3 1 4 5
Всего 36 104 17 9 3 12 181
БТ-7 РСМК 2 1 2 3
БТ-7 химический 3 1 1
БТ-8 2 1 1 2
Итого 464/11 691/14 410/7 1351/30 372/2 50 976/21 367/1 462/11 66 19 38 5266

*Включая 10 с зенитно-пулеметной установкой П-40.

**Включая 2 с зенитно-пулеметной установкой П-40.

Что касается БТ-7М, то основная их часть поступила на вооружение моторизованных дивизий и отдельных батальонов связи механизированных корпусов первой волны формирования. Так, к началу ВОВ, из имевшихся в КОВО 201 танка, 195 были в 81-й мд и 6 — в 184-м обс 4-го мехкорпуса. 169 машин ОдВО числились в 15-й мд 2-го мехкорпуса. 3-й мехкорпус имел 11 танков, 6-й — 40, в том числе 30 — в 4-й тд, 4 — в 7-й тд и 6 — в 185-м обс. 7-й мк МВО имел в 1-й мд 205 БТ-7М и 6 — в 251-м обс. Так же эти танки имела 9-я тд САВО, которая получила батальон из 50 танков, переданный из 1-й мд. Были БТ-7М и в ВУЗах: 14 машин числились во 2-м Саратовском БТУ, 2 — в КБТКУТС, 3 — в ВАММ и один — на ЛБТКУКС. Кроме того, 2 танка находились на НИАБТ Полигоне, 5 — на рембазе № 7, 1 — на з-де № 183; местонахождение оставшихся двух танков, включая ОТ-7, пока неизвестно. Скорее всего они были на артиллерийском и химическом полигонах.

К началу Великой Отечественной войны в Оперативные войска НКВД входили: отдельная мотострелковая дивизия особого назначения, 13 (№ 1-6, 8, 10, 13 — 16) мотострелковых, 4 (№ 7, 18, 19, 21) кавалерийских и 3 ремонтных кавалерийских (№ 9, 11, 17) полка. На их вооружении состояли 188 БТ-7 и 72 БТ-7М, а также 12 Т-37 и 40 Т-38.

Согласно штату ОМСДОН имела танковый батальон — 54 БТ-7 и 12 Т-38, полки — по танковой роте из 17 БТ и 5 Т-37/38. Штатную матчасть получили только ОМСДОН и 18-й кп, другие полки были укомплектованы по-разному.

ОМСДОН имела 54 БТ и 12 Т-38, 1-й мсп — 11 и 3, 3-й — 6, 5-й — 12 и 4, 6-й, 8-й и 13-й по 11 и 3, 10-й — 15, 14-й — 8, 15-й — 10, 16 — 13 и 2, 18-й — 17 и 5, 21-й кп — 17 и 1. Распределение оставшихся 64 БТ и 16 Т-37/38 пока неизвестно.

Описание конструкции танков серии БТ

Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков. В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.

В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.

Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду. Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя. В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.

В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.

В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ. Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.

В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.

Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды. Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.

Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.

Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.

Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.

Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности. Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».

Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.

При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.

БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.

Танк БТ-7 . Создание и модернизация

В 1935 году ХПЗ начал выпуск следующей модификации танка — БТ-7. У этой модификации была улучшена проходимость, повышена надежность и облегчены условия эксплуатации. Кроме того, БТ-7 отличался более толстой броней.

Танки БТ-7 имели переконструированный корпус, с большим внутренним объемом, и более толстую броню. Для соединения бронеплит широко использовалась сварка. На танк установили двигатель М-17 ограниченной мощности и с измененной системой зажигания. Была увеличена емкость топливных баков. БТ-7 имел новые главный фрикцион и коробку передач, разработанную А.Морозовым. Бортовые фрикционы использовали переменные плавающие тормоза конструкции профессора В.Заславского. За заслуги ХПЗ в области танкостроения в 1935 году завод наградили Орденом Ленина.

На БТ-7 первых выпусков, как и на БТ-5, устанавливали цилиндрические башни. Но уже в 1937 году цилиндрические башни уступили место коническим цельносварным, характеризующимся большей эффективной толщиной брони. В 1938 году танки получили новые телескопические прицелы со стабилизированной линией прицеливания. Кроме того,на танках начали использовать раздельнозвенные гусеницы с уменьшенным шагом, которые лучше себя показывали во время быстрой езды. Применение новых гусениц потребовало изменить конструкцию ведущих колес.

Некоторые радиофицированные БТ-7 (с цилиндрической башней) оснащались поручневой антенной, однако БТ-7 с конической башней получили новую штыревую антенну. В 1938 году некоторые линейные танки (без радиостанций) получили дополнительный пулемет ДТ, расположенный в башенной нише. При этом пришлось несколько сократить боезапас. Некоторые танки оснастили зенитным пулеметом П-40, а также парой мощных прожекторов (как у БТ-5), расположенных над пушкой и служащих для подсветки цели. Однако на практике такие прожектора не использовались, поскольку выяснилось, что они не были удобны в обслуживании и эксплуатации. Танкисты называли БТ-7 «Бетка» или «Бетушка».

Последней серийной моделью танка БТ стал БТ-7М. Опыт боев в Испании (в которых участвовали танки БТ-5) показал необходимость иметь на вооружении более совершенный танк, и весной 1938 года АБТУ приступило к разработке преемника БТ — скоростного колесно-гусеничного танка, имеющего подобное вооружение, но лучше защищенного и более пожаробезопасного. В результате появился прототип А-20, а затем А-30 (несмотря на то, что военные были против этой машины). Однако эти машины скорее были не продолжением линии БТ, а началом линии Т-34.

Параллельно с выпуском и модернизацией танков БТ на ХПЗ приступили к созданию мощного танкового дизеля, который в будущем должен был заменить ненадежный, капризный и пожароопасный карбюраторный двигатель М-5 (М-17). Еще в 1931-1932 годах КБ НАМИ/НАТИ в Москве, возглавляемое профессором А.К.Дьячковым, разработало проект дизеля Д-300 (12-цилиндрового, V-образного, мощностью 300 л.с.), специально предназначенного для установки на танки. Однако только в 1935 году на Кировском Заводе в Ленинграде построили первый прототип этого дизеля. Его установили на БТ-5 и провели испытания. Результаты оказались неутешительными, поскольку мощность дизеля была явно недостаточной.

На ХПЗ конструированием танковых дизелей занимался 400-й отдел, возглавляемый К.Чепланом. 400-й отдел сотрудничал с кафедрой двигателей ВАММ и ЦИАМ (Центральный Институт Авиамоторов). В 1933 году появился дизель БД-2 (12-цилиндровый, V-образный, развивающий 400 л.с. при 1700 об/мин, расход топлива 180-190 г/л.с./ч). В ноябре 1935 года дизель установили на БТ-5 и провели испытания.

В марте 1936 года дизельный танк продемонстрировали высшим партийным, правительственным и военным работникам. БД-2 требовал дальнейшей доводки. Несмотря на это, он уже в 1937 году был принят на вооружение, под названием В-2. В это время шла реорганизация 400-го отдела, закончившаяся появлением в январе 1939 года Харьковского Дизелестроительного Завода (ХДЗ), известного также под названием Завода №75. Именно ХДЗ и стал главным производителем дизелей В-2.

С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну.

Назад — Вперед >>

< Назад   Вперед >

Сохранившиеся экземпляры

Модель 1935 г.

  • В экспозиции Центрального Музея Вооруженных Сил, Москва.
  • В экспозиции парка Окружного Дома офицеров Российской армии в Чите.
  • Памятник на территории завода им. Малышева в Харькове.
  • Музейный комплекс «Линия Сталина», Минская область. Поднят из болота в районе Орши в 1998 г. Восстановлен до ходового состояния. Радийный (антенна — новодел).
  • Памятник на площадке перед Музеем Победы, сомон Халхгол. Радийный.

Модель 1937 г.

  • В экспозиции Военно-исторического музея Восточного (Дальневосточного) военного округа в Хабаровске.
  • В экспозиции Парка Победы на Поклонной горе, Москва. Бронекорпус с башней. Передан в начале 1990-х гг. из музея в Кубинке. Реконструирован. Опорные катки и гусеницы — от Т-34 и Т-54.
  • На территории Технического музея, Тольятти. Бронекорпус с башней.
  • В экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме — два танка, восстановленные из бронекорпусов. Один из танков восстановлен до ходового состояния.

БТ-42

В экспозиции Танкового музея Паролы.

Всё по

БТ-7 мод. 1937 г. в Хабаровске БТ-7 мод. 1935 г. и БТ-5 в Чите БТ-7 мод. 1937 г. в Верхней Пышме БТ-42 в Финляндии

Память

Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения Н. Е. Жуковского. 2 рубля, серебро, 1997 год

  • Премия имени Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике, учреждена в 1920 году.
  • На родине Н. Е. Жуковского в деревне Орехово Собинского района Владимирской области в 1937 году создан Мемориальный дом-музей Н. Е. Жуковского.
  • В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и посёлке Московской области сооружены памятники учёному; создан Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в Москве; реставрирован дом-музей на родине Жуковского.
  • 23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Стаханово Раменского района Московской области получил статус города и название — Жуковский.

Могилы Николая Егоровича, Елены и Сергея Жуковских

  • Имя Н. Е. Жуковского присвоено:
    • городу Жуковскому Московской области;
    • Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский);
    • Военно-воздушной инженерной академии (г.Москва);
    • Харьковскому авиационному институту;
    • Омскому авиационному техникуму;
    • Кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана.
    • Кратеру на обратной стороне Луны.
  • Именем Жуковского назван проспект и микрорайон «посёлок Жуковского» в Харькове, где расположен знаменитый ХАИ, также носящий его имя.
  • Лайнер Airbus A321 (VQ-BEF) авиакомпании «Аэрофлот» носит имя «Н. Жуковский».

В литературе

Издан ряд книг о Н. Е. Жуковском, в частности:

  • Дружинина-Георгиевская Е. В. Человек летает. Биографическая повесть о жизни Н. Е. Жуковского. — Лениздат. — Л., 1947.
  • Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский (К столетию со дня рождения). — М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1947.
  • Космодемьянский А. А. Н. Е. Жуковский — отец русской авиации. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1952. — (Научно-популярная библиотека солдата).

В кинематографе

  • В 1950 году вышел на экраны биографический фильм «Жуковский» (в главной роли Юрий Юровский).
  • В 1977 году образ Жуковского появился в фильме «Талант» (в роли Петр Глебов).
  • В 1979 году Жуковский стал персонажем фильма «Поэма о крыльях» (в роли Николай Анненков).

Памятники

Памятник Н. Е. Жуковскому также находится в городе Жуковском Московской области. Памятник был установлен в 1969 году. Автор и скульптор — И. М. Тоидзе, архитектор — Б. И. Тхор. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 поставлен на государственную охрану.

Бюст Жуковскому установлен перед зданием Петровского путевого дворца на Ленинградском проспекте в Москве в 1959 году, где в то время действовала Военно-воздушная академия его имени. Автором стал Г. В. Нерода, архитектором И. А. Француз. Напротив него находится .

Бюст Н. Е. Жуковского в июне 2017 года установлен у входа в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже.

Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector