45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-к

Конструкция орудия

Казённая часть 53-К из финского музея в Пароле

Маховики наводки пушки образца 1937 года

В отличие от предыдущих образцов орудий ПТО, клиновой затвор этой пушки снабжён механизмом полуавтоматики, в конструкции лафета введено подрессоривание колёсного хода, улучшены баллистические характеристики.

Отличия опытных орудий (образца 1937 года) от штатных (образца 1932 года):

  1. Полуавтоматика затвора работала как при бронебойном снаряде, так и при осколочном, а у образца 1932 года только при бронебойном. Это достигалось путём принудительного взвода пружин полуавтоматики в момент выстрела;
  2. Введён специальный кнопочный спуск от «колпачка», расположенного в центре штурвала подъёмного механизма;
  3. Введено подрессоривание кривошипно-пружинного типа, впервые осуществлённое в СССР в этой системе;
  4. Вместо деревянных колёс 45-мм пушки образца 1932 года поставлены автомобильные колёса по типу ГАЗ-А с губчатым каучуком. Колесо ЗИК-1 переделано из колеса автомобиля ГАЗ-А с мелкими изменениями в спицах;
  5. Верхний станок представлял собой клёпано-сварную конструкцию из листовой стали, а у ПТП образца 1932 года верхний станок был литой;
  6. Введён новый поворотный механизм;
  7. Нижний станок новой конструкции и сварной.

Конструкция орудия

45-мм орудие состоит из лафета и ствола с затвором. Ствол – моноблок, что уже отличает от более ранних пушек 37-40-х годов выпуска, которые имели составные, скрепленные стволы. Затвор клинового типа, что обеспечивает высокую скорострельность, до 15 выстрелов в минуту при обученном расчете.

Лафет классического типа, на подрессоренном резиновом ходу. Состоит из люльки, верхнего станка с приборами наведения, нижнего с упорними станинами трубчатой формы, сошники сварные, на станинах места для крепления ЗИП. Нижний станок имеет угол поворота до 60 градусов по горизонту.

Весит пушка в боевом положении 625 кг, в походе вес увеличивается до 1250 кг. Габариты орудия небольшие, при высоте 1300 мм, длинна ее 4885 мм, а ширина 1634 мм. Клиренс в 275 мм обеспечивает неплохие возможности для передвижения на поле боя и в тылу.

Боеприпасы были представлены в нескольких видах:

  • 53-Б-240, бронебойный тупоголовый снаряд, каморного типа, заряд тротила 0,019 кг;
  • 53-БР-240 и 53-БР-240СП, бронебойно-трассирующий выстрел, СП-сплошной;
  • бронебойно-трассирующий (сплошной), снаряды нового выпуска;
  • 53-БР-240П подкалиберная катушка для 45 мм выстрела, имели сравнительно малое распространение;
  • 53-О-240 и 53-О-240А осколочные модификации, А – с корпусом из сталистого чугуна;
  • 53-Щ-240, шрапнельный снаряд, заряд состоял из металлической картечи в картонном тубусе;
  • 53-Д-240 дымовой корректировочный снаряд, давал на месте разрыва четко различимое облако дыма.

Представленные боеприпасы обеспечивали выполнение поставленных на расчеты задач на высоком уровне, что подтверждают отчеты о применении их на поле боя, несмотря на малый калибр орудия и его общую малую эффективность против тяжелых танков.

МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА

 Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.

С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.

Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.

За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.

Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.

Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.

В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.

Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.

Технические параметры

В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/

Сравнение 4 основных модификаций по размерам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Длина (м) 59.4 63,7 67.93 75,36
Размах крыльев (м) 60.3 60.3 63,45 63,45
Высота (м) 16,8 16,91 17,28 17,22

Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Крейсерская скорость (км/час) 871 881
Максимальная скорость (км/час) 913
Дальность полёта (тыс. км) 15 13,7 16,67 14,6
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км) 12,5
Длина полосы для взлёта (м) 3 000
Длина полосы для приземления (м) 1 926

Процесс сборки отреставрированной пушки-сорокапятки. Видео!

Очень интересное видео, посвященное найденной пушке калибра 4,5 см, которую русские поисковики нашли на местах боев. Они тщательно собрали все детали, отреставрировали лафет и механизм наведения, покрасили все и заново собрали. Вот сам процесс сборки пушки после реставрации и показан на этом замечательно слайд-шоу. Именно такие пушки боролись с немецкими танками на первом этапе Великой Отечественной войны.

45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года (сорокапятка, Индекс ГРАУ — 52-П-243-ПП-1) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Оно использовалось на первом этапе Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было заменено в 1942 году на более мощную пушку М-42 того же калибра. Окончательно пушка обр. 1937 года была снята с производства в 1943 году; за 1942-43 гг. промышленность СССР изготовила 37354 таких орудий.

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43 мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.

Здесь будет уместно заметить, что сейчас существует мнение о завышенности пробивной способности 45-мм пушки образца 1937 года (часто являющееся путаницей с ТТХ орудия М-42). Базой для такой точки зрения являются воспоминания участников войны. Тем не менее недостаточная пробивная способность по 50-мм лобовой броне танков Pz Kpfw III Ausf H и Pz Kpfw IV Ausf F1 не подлежит сомнению. Существует также вероятность наличия в начале войны некоторого числа некачественных 45-мм снарядов, ещё более снижавших характеристики орудия.

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.

Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 г состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. В период войны именно за это пушку называли «Прощай, Родина», «Смерть врагу — п… расчёту» и т. д. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки обр. 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.

Патроны .45 калибра

Согласно информации из вышеуказанной таблицы, .45 калибр (в мм 11,43) бывает нескольких видов. Самыми популярными патронами данного размера являются боеприпасы, именуемые как .45 Automatic Colt Pistole (ACP) и.45 Colt. Первый вариант называют дедушкой всех американских пистолетов. Патрон был придуман Джоном Мозесом Браунингом для пистолета образца 1905 года. После его ввода в эксплуатацию приспособление сразу же полюбили в США. Его использовали в армии, а также в полиции вплоть до 1985 года.

.45 АСР заслужил любовь многих американцев благодаря тяжелой пуле весом 12,58 граммов и слабому заряду. При небольшой скорости и слабой отдаче пуля попадает точно в цель. Она обладает сильным останавливающим действием. Боеприпас по сей день используют в американской полиции.

Под этот патрон был создан пистолет Кольт М1911. В дальнейшем американские конструкторы придумали пистолеты-пулеметы «Томпсон» и М3, где также использовалась пуля 0,45 дюйма. Такое вооружение активно применяли в Первой мировой войне.

Поскольку калибр .45 ACP имеет низкую начальную скорость, для него придумали несколько видов бесшумных дозвуковых винтовок — в том числе оснащенных глушителями — для скрытой стрельбы. Такое оружие необходимо спецслужбам и войскам специального назначения.

Англичане использовали патрон .45 ACP для стрельбы из пистолетов системы «Веблей-Скотт». Револьверный патрон .45 Colt придуман в 1873 году. Его применяли при стрельбе из револьвера Single Action army образца 1873 года. Данное вооружение поставляли для конной артиллерии и кавалерии. Несмотря на то что боеприпас .45 Colt уже более 100 лет не использовался в армии, он востребован в охоте и в гражданских тирах.

Патрон имеет пулю из свинца без оболочки. Ее вес составляет 17,3 грамма. Начальная скорость — около 260 м/с, а дульная энергия равняется 570 Дж.

Ссылки

: неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.]]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.45-мм противотанковая пушка образца 1932 года (19-К)Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.45-мм противотанковая пушка образца 1932 года (19-К)Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.45-мм противотанковая пушка образца 1932 года (19-К)
  • Викифицировать статью.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
Союз Советских Социалистических Республик
Батальонные и полковые орудия 45-мм гаубица обр. 1929 · Избранная статья 76-мм пушка обр. 1927 · Избранная статья 76-мм пушка обр. 1943 (ОБ-25)
Горные орудия 76-мм горная пушка обр. 1909 · Хорошая статья 76-мм горная пушка обр. 1938
Дивизионные орудия Избранная статья 76-мм пушка обр. 1902/30 · 76-мм пушка обр. 1933 · Избранная статья 76-мм пушка обр. 1936 (Ф-22) · 76-мм пушка обр. 1939 (УСВ) · 76-мм пушка обр. 1942 (ЗИС-3) · Избранная статья 107-мм пушка обр. 1940 (М-60) · 122-мм гаубица обр. 1909/37 · 122-мм гаубица обр. 1910/30 · Избранная статья 122-мм гаубица обр. 1938 (М-30) · 152-мм мортира обр. 1931 (НМ)
Корпусные и армейские орудия Хорошая статья 107-мм пушка обр. 1910/30 · Хорошая статья 122-мм пушка обр. 1931 (А-19) · Избранная статья 122-мм пушка обр. 1931/37 А-19 · 152-мм гаубица обр. 1909/30 · 152-мм гаубица обр. 1910/37 · Избранная статья 152-мм гаубица обр. 1938 (М-10) · Избранная статья 152-мм гаубица обр. 1943 (Д-1) · 152-мм пушка обр. 1910/30 · 152-мм пушка обр. 1910/34 · Избранная статья 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 (МЛ-20)
Орудия большой и особой мощности Избранная статья 152-мм пушка обр. 1935 (Бр-2) · 203-мм гаубица обр. 1929 · 203-мм гаубица обр. 1931 (Б-4) · 210-мм пушка обр. 1939 (Бр-17) · 280-мм мортира Шнейдера образца 1914/15 гг. · Избранная статья 280-мм мортира обр. 1939 (Бр-5) · 305-мм гаубица образца 1915 года · 305-мм гаубица обр. 1939 (Бр-18)
Миномёты 37-мм миномет-лопата · 50-мм миномёт обр. 1938 г. · 50-мм миномёт обр. 1940 г. · 50-мм миномёт обр. 1941 г. · 82-мм миномёт обр. 1936 г. · 82-мм миномёт обр. 1937 г. · 82-мм миномёт обр. 1941 г. · 82-мм миномёт обр. 1943 г. · 107-мм горно-вьючный миномёт обр. 1938 г. · 120-мм миномёт обр. 1938 г. · 120-мм миномёт обр. 1943 г. · 160-мм миномёт обр. 1943 г.
Зенитные орудия Избранная статья 25-мм пушка обр. 1940 (72-К) · Избранная статья 37-мм пушка обр. 1939 (61-К) · 76-мм пушка обр. 1914 · 76-мм пушка обр. 1931 · 76-мм пушка обр. 1938 · 85-мм пушка обр. 1939 (52-К)

История создания[ | ]

К началу 1920-х годов руководство французской армии пришло к мнению, что пробивная способность снарядов пехотной 37-мм пушки TRP недостаточна для борьбы с современными танками. В 1926 году (Hotchkiss) предложила военному ведомству самостоятельно разработанный образец новой пушки, впоследствии принятой на вооружение под обозначением canon de 25 mm semi-automatique modèle 1934

(обычно сокращаемого доcanon de 25 mm S.A. Mle 1934 илиcanon de 25 ), где аббревиатураS.A.semi-automatique , означала полуавтоматическая.

В 1937 году арсеналом «Пюто» (Puteaux) была разработана новая, облегчённая модификация — canon de 25 mm S.A.-L Mle 1937

, где буква «L» означалаleger — «лёгкая». Массу данного орудия удалось снизить с 475 до 310 кг. Внешне орудие отличалось изменённой формой щита и дульного тормоза с пламегасителем, изменёнными колесами. Были так же доработаны затвор и спусковой механизм, что позволило повысить скорострельность. Само орудие, при стрельбе, приподнималось и устанавливалось на подножку, находящуюся под лафетом. Таким образом орудие фиксировалась на трёх точках: подножка и концы разведённых станин. Щит, в походном положении, мог складываться по половинкам вдоль ствола и фиксироваться в данном положении, чем лишал колеса возможности блокировки налипшей на них грязи.

М-42

Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества. 


45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года

45-мм
противотанковая пушка образца 1942 года
(М-42)

Годы выпуска

1942-1945

Выпущено, шт.

10843

Массогабаритные
характеристики

Калибр, мм

45

Длина ствола,
клб

68

Масса в
боевом положении, кг

625

Масса в
походном положении, кг

1250

Углы обстрела

Возвышения
(макс.), °

25

Снижения
(мин.), °

-8

Горизонтальный, °

60

Огневые возможности

Макс.
дальность стрельбы, км

4,55

Скорострельность, выстр./мин

15-20

 «На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола

Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления

Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».

Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.

Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительно­противотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».

Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.

история

Первая противотанковая пушка, массово представленная Красной Армией (РККА), 3,7-сантиметровая противотанковая пушка M1930 (1-K), созданная на основе оригинальной разработки немецкой компании Rheinmetall, не убедила РККА лидерство. Они хотели полевую пушку вместо чистой противотанковой пушки, которая также могла бы быть эффективна против пехоты и небронированных целей. Это оружие, классифицируемое как батальонное орудие, должно было быть большего калибра для лучшего взрывного действия.

В 1937 г. конструкторское бюро завода № 8 под руководством М. Н. Логинова представило 45-мм ствол на модернизированную установку пушки 1-К ; новая пушка имела номер 53-К и в том же году была принята на вооружение Красной Армии как 45-мм противотанковая пушка М1937 (53-К) .

45-мм противотанковая пушка M1937 (53-K) быстро стал стандартным противотанковым оружием Красной Армии. Изначально все еще существовавшие предшественники, 37- и 45-мм пушки M1932 и M1934, были практически полностью заменены в боевых частях новой пушкой.

После немецкой атаки в 1941 году, неадекватные характеристики 45-мм пушек против более новых моделей Panzer 38 (t) , Panzer III и Panzer IV (их более поздние версии имели лобовую броню от 50 до 60 мм, неуязвимую для 45 мм BR-240 танковые снаряды ). Даже 30-мм бортовая броня на Panzer III или IV оставалась проблемой из-за низкого качества танковых снарядов.

В 1938 году на базе орудия 53-К разработчики построили 45-мм колесничную пушку. Поступивший на вооружение Советских вооруженных сил как 45-мм пушка для боевой машины М1938 (20-К) , этот вариант стал основным вооружением многих советских бронетранспортеров. Этой пушкой были вооружены легкие танки Т-26 , БТ-7 , позже Т-70 и Т-80 , а также бронетехника БА-10 и БА-11 .

Описание конструкции

37-мм опытная пушка ЧК. Вид слева 37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. представляет собой лёгкую противотанковую артиллерийскую систему с уменьшенным откатом.

Внутреннее устройство ствола и баллистика орудия взяты от 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К). Ствол орудия состоит из трубы, казённика и дульного тормоза. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 16 нарезов постоянной крутизны с углом наклона 6°, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,45 мм, ширина нареза — 4,76 мм, ширина поля — 2,5 мм. Длина патронника — 251 мм, камора имеет объём 0,267 дм³. Мощный однокамерный дульный тормоз служит для снижения энергии отката.

Противооткатные устройства орудия, смонтированные внутри кожуха круглого сечения, построены по оригинальной схеме, представляющей собой гибрид системы двойного отката и схемы безоткатного орудия с инертной массой. При выстреле ствол орудия откатывался на 90-100 мм, а специальная деталь цилиндрической формы, выполняющая функции «инертной массы», расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходит за счёт трения и сжатия пружины накатника. Тормоз отката отсутствует. Щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм, предназначенное для защиты расчёта от пуль, мелких осколков и ударной волны близкого разрыва, крепится к кожуху. Вертикальное наведение (ВН) орудия осуществляется подъёмным механизмом, горизонтальное (ГН) — плечом наводчика.

ЧК-М1, установленная на автомобиль «Виллис»

Станок двухколёсный, с раздвижными станинами, имеющими постоянные и забивные сошники. Колёсный ход подрессорен, но предназначен исключительно для перемещения орудия на местности вручную расчётом. Буксировка орудия автомобилем не допускается по причине возможного разрушения лафета. Транспортировка орудия производится в автомобилях «Виллис» и ГАЗ-64 (по одному орудию в автомобиле), а также в автомобилях «Додж» и ГАЗ-АА (по два орудия в автомобиле). Кроме того, имеется возможность транспортировки орудия на одноконной тележке или санях, а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». При необходимости орудие разбирается на три части — станок, щитовое прикрытие и качающуюся часть. Для транспортировки боеприпасов имеется специальный двухколёсный патронный ящик.

Транспортировка орудия по воздуху может осуществляться как посадочным способом, так и парашютированием. В первом случае использовались планёры А-7, Г-11 (в каждый помещалось по одной пушке с расчётом и боеприпасами) и БДП-2 (мог транспортировать две пушки с расчётами и боеприпасами), а также самолёт Ли-2 (помещалось 2 мотоцикла, пушка и 5 человек). При парашютировании мотоцикл с пушкой размещался на внешней подвеске бомбардировщика Ил-4, расчёт и патроны десантировались с самолёта Ли-2.

Расчёт орудия состоит из четырёх человек — командира, наводчика, заряжающего и подносчика. При стрельбе расчёт занимает положение лёжа. Техническая скорострельность достигает 25-30 выстрелов в минуту, но долго вести огонь со столь интенсивным темпом орудие не может вследствие опасности выхода из строя противооткатных устройств. Время перехода из походного положения в боевое составляет 80 секунд, без перевода щита в боевое положение (в походном положении щит разворачивается на 90°) — 50 секунд.

Читайте также

Калибры гладкоствольного оружия

53К

В момент своего создания 45-мм пушка образца 1932 года была самым мощным противотанковым орудием в мире. И все-таки ГАУ потребовало модернизировать пушку: уменьшить ее вес и довести бронепробиваемость до 45-55 мм на дальностях 1000-1300 м. 7 ноября 1936 года было принято Постановление Совета Труда и Обороны о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колеса с ГК от автомобиля ГАЗ-А, заполненные губчатой резиной. К началу 1937 года 45-мм ПТП обр. 1932 г. на металлические колёса с ГК пошли в серийное производство.


45-мм противотанковая пушка 53К образца
1937

Новая полуавтоматика, усовершенствованный прицел, подрессоривание, более надежное крепление щита, лучшее уравновешивание качающейся части. Кроме обычного спускового устройства, пушка оборудована кнопочным спуском , кнопка которого смонтирована на на картере подъемного механизма. Все эти новшества сделали 45-мм пушку образца 1937 года орудием, отвечающим требованиям времени. И к началу Великой Отечественной войны именно эта пушка составляла основу советской противотанковой артиллерии.Свернутое перед войной производство 45-мм противотанковых пушек было восстановлено в исключительно короткие сроки сразу на нескольких предприятиях. Одно из них, объединившееся с эвакуированным на восток киевским заводом Арсенал уже до конца 1941 г. дало фронту 1300 45-мм пушек обр. 1937 года. Всего в 1942-43 гг. промышленностью было изготовлено 37354 пушки 53К.
 

Нарукавный знак
противотанковой артилерии

45-мм пушки обр. 1937 г. состояли на вооружении противотанковых взводов стрелковых батальонов (2 орудия) и противотанковых дивизионов стрелковых дивизий (12 орудий). Ими же вооружались отдельные противотанковые полки, состоявшие из 4-5 батарей (16-20 орудий). Знаменательной вехой в развитии противотанковой артиллерии стал приказ Наркома обороны от 1 июля 1942 г., в соответствии с которым противотанковая артиллерия переименовывалась в истребительно-противотанковую. Весь офицерский состав, входивший в части противотанковой артиллерии, был взят на особый учет и в дальнейшем назначался только в них. Раненые солдаты и сержанты после излечения в госпиталях также должны были возвращаться в части противотанковой артиллерии. Для ее личного состава вводились повышенное денежное содержание, выплата расчету орудия премии за каждый уничтоженный танк противника, ношение отличительного нарукавного знака.

В разном качестве

45-мм пушки имели несколько модификаций: первая – образца 1932 года, под заводским индексом 19-К; затем её усовершенствовали – вариант образца 1937 года, индекс 53-К. Таких орудий изготовили 49 074 штуки, в том числе до войны — 16 621.

В 1942 году свет увидела новая модель под индексом М-42: до конца войны произведено 10 843 штук.

А. Широкорад в своей Энциклопедии отечественной артиллерии упоминает о существовании пушки горного типа, которую можно было разбирать на части и перевозить в таком виде на вьючных животных.

Кроме того, имелся ещё танковый вариант, под индексом 20-К. Он выпускался до конца войны и ставился на танки и бронеавтомобили. Всего танковых пушек изготовили 32 453.

Был и казематный вариант пушки для установки ДОТ-4. До войны успели произвести 410 таких установок.

Поскольку завод №8 никак не мог обеспечить армию и флот малокалиберной зенитной артиллерией, был сконструирован зенитный (правильнее сказать, универсальный) вариант 45-мм пушки под индексом 21-К. Пушку создали (тоже в «шарашке») в 1932 году, но она практически не отличалась от морских 47-мм пушек Гочкиса конца XIX века. За неимением современных орудий, производство которых завод №8 под руководством М. Н. Логинова никак не мог освоить, таких орудий изготовили 4 009 штук, и они использовались на кораблях и в береговой обороне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector