Михаил ильич кошкин

Пан или пропал

Для опытов были созданы пара танков Т-34, и 10 февраля в 1940 году они были отправлены на испытания. В 1940 году в марте месяце Михаил Ильич едет из Харькова до Москвы, танки добираются самостоятельно, несмотря на погодные условия и состояние техники (сильно износились после испытаний). Правительственные представители ознакомились с танками 17 марта этого же года. После испытаний в Подмосковье было решено немедленно начинать их производство.

Великолепный конструктор без высшего образования Морозов Александр в технических вопросах стал правой рукой М. Кошкина. Также в процессе участвовал конструктор Кучеренко Николай, бывший зам. Фирсова. Они вместе с семьями могли погулять в выходной в парке Горького, ходили на футбол всем составом комитета безопасности. Но работать могли 18 часов без отдыха. Кошкин пришел на завод посторонним человеком, но сумел под своим началом объединить разных людей, делающих общее дело.

Название для своего детища он придумал давно, главную роль сыграла в 1934 году его встреча с Кировым, именно тогда начались первые шаги к созданию танка его мечты, поэтому Т-34.

Биография

Спортсмен родился 21 сентября 1990 года в г. Новокузнецк. Единоборства появились в жизни маленького мальчика уже в 7 лет – родители отдали сына в группу армейского рукопашного боя. Спустя всего 3 года Андрей занял 1 место на городском чемпионате по панкратиону, а еще через 7 лет стал лучшим в аналогичной дисциплине на чемпионате России.

Следующим значимым достижением в спорте у Кошкина стало выполнение норматива мастера спорта по рукопашному бою. Звание Андрей получил во время службы в вооруженных силах. Вернувшись из армии, спортсмен начал подготовку к чемпионату мира по панкратиону – в 2012 и 2013 годах Кошкин завоевал чемпионские пояса в этой дисциплине.

Биография конструктора

М. И. Кошкин

М. И. Кошкин родился 21 ноября 1898 года (по новому стилю — 3 декабря) в селе Брынчаги. Условно биографию изобретателя делят на три периода:

  • ранние годы;
  • обучение;
  • работа в Харькове.

Последний период считается ключевым в биографии конструктора. Напряженная работа и постоянная борьба с военными чиновниками за продвижение своих идей подорвала его здоровье. Несмотря на это М. И. Кошкин добился признания и еще при жизни получил одобрение И. В. Сталина на производство Т-34.

Легендарная «Тридцатьчетвёрка» против «Тигра»

Немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в броне, но это «Тридцатьчетвёрка» могла скомпенсировать своей большой манёвренностью и подвижностью./Фото: soldats.club

В начале войны наступление армии вермахта было успешным за счёт фактора внезапности и хорошо налаженной разведки. Советская армия не была готова к такому молниеносному нападению, а главная её проблема состояла в несогласованности действий её боевых частей. К тому же в ней плохо была организована разведка, ощущалась острая нехватка боеприпасов.

Руководство гитлеровской армии было уверено в превосходстве своей техники, эта уверенность сильно подкреплялась стремительным продвижением немецкой армии вглубь страны. Но их ожидал сюрприз – новый средний танк Т-34. Осуществить блицкриг, как в Европе, немцам не удалось во многом благодаря этой легендарной бронемашине. Сочетание таких её характеристик, как огневая мощь, надёжная бронезащита и хорошая подвижность стали залогом её боевого триумфа. Пушка с длинным стволом 76 калибра поражала противника за полтора километра. Броневые листы, расположенные не вертикально, а под наклоном, хорошо защищали корпус – снаряды противника часто не могли причинить машине большого вреда.

Военное руководство Германии всерьёз задумывается о создании танка нового образца. В ответ на Т-34 был создан тяжёлый танк Т-6 «Тигр». Его вес составлял 56 т, но управлять им было достаточно легко за счёт полуавтоматической коробки передач, руля и гидравлики. Детально обследовав захваченный «Тигр», советские военные приходят к выводу, что в своём обычном виде Т-34 не удастся противостоять этому страшному и мощному танку. Бронебойные снаряды отскакивали от их брони, а подкалиберных экипажу Т-34 выдавалось всего три. При этом поразить ими по-настоящему хорошо бронированного «зверя» можно было только с расстояния 500 метров, тогда как он своей 88-миллиметровой пушкой поражал Т-34 с расстояния в 1,5 км.

В декабре 1943 года на вооружение советской армии поступает модифицированная бронемашина – Т-34-85. В результате изменения формы башни в кабине помещались уже 5 человек, появился наводчик (раньше его функции входили в обязанности командира экипажа). Была установлена более мощная пушка калибром 85 мм.

Т-34 претерпел около 800 изменений, но все они были направлены больше на упрощение массового производства танка, а не на его радикальное изменение – такова была стратегическая линия военного руководства, во многом оправданная. Экипажу Т-34-85 было сложно противостоять мощной немецкой бронемашине, но при его умелых действиях обновлённый танк становился грозной силой, так как имел преимущество из-за своей манёвренности и высокой проходимости. Кроме того, советские танкисты быстро нащупали слабые места «Тигра» (борта, кормовая часть), где броня была намного тоньше.

История возникновения

Триумф и создание военного агрегата Т-34


Наследие М. И. Кошкина не только в танке, но и в победе

Советско-финская война показала недостатки легкобронированных танков. В конце 1939 проводятся испытания моделей Т-32 с повышенным бронированием, ее толщина возросла до 45 мм. Одновременно были увеличены габариты, усилен гусеничный движитель, все чертежи и перерасчеты делались заново.

Новый танк принят на вооружение 19 декабря 1939, еще до сборки опытных образцов, получив индекс Т-34. Первые два образца изготовлены 10 февраля 1940. Показ был назначен на 17 марта, Кошкин решает везти танки из Харькова в Москву своим ходом и сам принимает участие в пробеге.

В назначенный день танки оказались на Ивановской площади Кремля, пройдя 750 км по бездорожью и снежным заносам. Успешная демонстрация ходовых и боевых качеств перед высшим руководством страны предопределило немедленное серийное производство Т-34. Это был триумф М. И. Кошкина.

Нелегкий путь руководителя

В 1936 году 18 декабря нарком Григорий Константинович Орджоникидзе издает приказ о назначении на должность начальника ТКБ завода № 183 Кошкина Михаила Ильича. В это время в комитете безопасности была непростая кадровая ситуация. С пометкой «за вредительство» был взят под стражу его предшественник Афанасий Осипович Фирсов, велись допросы конструкторов.

Лето 1937 года принесло изменения в комитете безопасности, сотрудникам пришлось поделить между собой обязанности и разбиться на два лагеря: сотрудники первого выполняли опытно-конструкторские работы, второго – занимались серийным производством техники.

Проект танка БТ-9 стал первым проектом, которым занимался Кошкин, но из-за наличия ошибок в конструкции и несоответствия требованиям заданий его отклонили. Рабоче-крестьянская Красная армия автобронетанкового управления сделала заказ заводу № 183 создать новый танк БТ-20.

На заводе, ввиду слабости комитета безопасности предприятия, создали отдельное от него конструкторское бюро, руководителем которого назначили Адольфа Дика — адъютанта Военной академии механизации и моторизации рабоче-крестьянской Красной армии. В его составе были некоторые инженеры конструкторского бюро завода и выпускники этой академии. Работа над разработкой проходила в тяжелых условиях: аресты, происходящие на заводе, так и не прекращались.

Кошкин Михаил Ильич, биография которого представлена вашему вниманию в статье, несмотря на творящийся вокруг хаос вместе с инженерами, работавшими при Фирсове, вел работу над чертежами, которые должны были стать основой для разработки нового танка.

С задержкой почти на два месяца конструкторское бюро под началом Дика разработало проект БТ-20. Из-за не выполненной в срок работы на руководителя комитета безопасности была написана анонимка, повлекшая за собой арест Дика с последующим его осуждением сроком на двадцать лет. Хотя Адольф Дик мало времени занимался вопросом подвижности машины, его вклад в разработку Т-34 был немалым (установка ходовой части, еще один опорный каток).

Персоналии

  • Кошкин, Александр Анатольевич (род. 1952) — художник-иллюстратор.
  • Кошкин, Александр Николаевич (1959—2012) — боксёр, чемпион мира и Европы, серебряный призёр Олимпийских игр.
  • Кошкин, Алексей Иванович (1920—1942) — Герой Советского Союза.
  • Кошкин, Анатолий Аркадьевич — востоковед, доктор исторических наук.
  • Кошкин, Андрей Евдокимович (1922—1958) — Герой Советского Союза.
  • Кошкин, Валерий:
  • Кошкин, Валерий Васильевич (род. 1961) — российский спортсмен, ведущий сборной команды России по лыжным гонкам и биатлону по спорту слепых.
  • Кошкин, Валерий Иванович (род. 1963) — ректор Севастопольского государственного университета.

Кошкин, Василий:

  • Кошкин, Василий Иванович — Георгиевский кавалер; подполковник; № 3980; 26 ноября 1826.
  • Кошкин, Василий Михайлович — Георгиевский кавалер; генерал-лейтенант; № 4414; 18 декабря 1830.

Кошкин, Владимир:

  • Кошкин, Владимир Михайлович (род. 1951) — начальник новосибирского метрополитена с 2001 года.
  • Кошкин, Владимир Моисеевич (1936—2011) — физик, профессор Харьковского политехнического института.
  • Кошкин, Дмитрий Александрович (род. 1986) — казахстанский горнолыжник.
  • Кошкин, Захарий Иванович (ум. в 1461) — московский боярин, младший сын боярина Ивана Фёдоровича Кошкина, прямой предок Романовых.
  • Кошкин, Иван:
  • Кошкин, Иван Алексеевич (1895—1980) — экономист и демограф.
  • Кошкин, Иван Иванович (ум. после 1470) — московский боярин, старший сын боярина Ивана Фёдоровича Кошкина.
  • Кошкин, Иван Фёдорович (ум. после 1425) — московский боярин и казначей, один из прямых предков династии Романовых.
  • Кошкин, Константин Михайлович (род. 1950) — советский актёр, диктор.
  • Кошкин, Лев Николаевич (1912—1992) — академик ВАСХНИЛ.
  • Кошкин, Михаил:
  • Кошкин, Михаил Ильич (1898—1940) — конструктор, один из создателей танка Т-34, Герой Социалистического Труда.
  • Кошкин, Михаил Ксенофонтович (1893—1960) — советский военный деятель.
  • Кошкин, Никита Арнольдович (род. 1956) — гитарист.
  • Кошкин, Николай Петрович (1925—1997) — советский разведчик.
  • Кошкин, Сергей Николаевич (род. 1954) — российский дипломат.
  • Кошкин, Фёдор Фёдорович (1927—1993) — вальщик леса, Герой Социалистического Труда (1966).
  • Кошкин, Юрий Николаевич (1910—1983) — инженер-конструктор, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Составные фамилии

Кошкин-Захарьин:

  • Кошкин-Захарьин, Юрий Захарьевич (ум. 1504) — русский военный и государственный деятель, московский воевода, боярин
  • Кошкин-Захарьин, Яков Захарьевич (?—1511) — боярин и воевода на службе московских князей Ивана III и Василия III.
Захарьин-Кошкин

Захарьин-Кошкин, Роман Юрьевич (ум. 1543) — окольничий и воевода, родоначальник Романовых, сын боярина Юрия Захарьевича Кошкина.

Модель А-32

Вернемся к Кошкину. Безусловно, он опирался и на работы Фирсова, и на работы Дика. Как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения. Однако у него было своё видение танка будущего.

Кошкин хотел создать скоростную машину, с высокой проходимостью, выдерживающую огонь артиллерии и обладающую значительной ударной мощью.

Наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 конструктор разрабатывает гусеничную модель А-32. Вместе с Кошкиным работают его единомышленники, которые впоследствии продолжат его дело — Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев.

На Высшем военном Совете в Москве, где были представлены проекты и колесно-гусеничного А-20, и гусеничного А-32, военные откровенно не в восторге от «самодеятельности» конструкторов. Но в разгар полемики вмешался Сталин — пусть Харьковский завод построит и испытает обе модели. Идеи Кошкина получили право на жизнь.

Конструктор очень спешил. Он понимал, что большая война стоит на пороге. Первые образцы танков были готовы и поступили на испытания осенью 1939 года, когда Вторая мировая уже началась. Эксперты признали: и А-20, и А-32 лучше всех моделей, ранее выпускавшихся в СССР. Но окончательного решения принято не было.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Изображение: wikimedia.org

Память

В Харькове в 1985 г. установлен памятник Михаилу Кошкину. Также одна из улиц города носит его имя.

Памятник конструктору есть в Ярославской области, в центре деревни Брынчаги, где он родился.

В Кирове (прежде Вятке) на доме №31 по улице Спасской располагается мемориальная доска.В этом доме жил и трудился Михаил Ильич. На здании СПбГПУ также установлена мемориальная доска, так как здесь он учился. И еще одна мемориальная доска находится в Харькове, она установлена на доме, где проживал конструктор с семьей, по адресу: улица Пушкинская, 54/2.

А еще существует памятник легендарному танку Т-34, он расположен на трассе федерального значения М-8, неподалеку от указателя поворота на село Брынчаги.

Кроме архитектурных сооружений, достижения инженера-конструктора М. И. Кошкина запечатлены на страницах книг – это «Сотворение брони» Я.Л Резника, выпущенная к 110 юбилею нашего героя брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания», «Танк, обогнавший время» и «Конструкторы» за авторством В. А. Вишнякова.

Также в 1998 г. выпущена почтовая марка с изображением самого Кошкина и его главного изобретения.

Причины озоновых дыр

В начале 70-х годов ученые начали замечать уменьшения озонового слоя. Причиной этому является попадание в верхние слои стратосферы озоноразрушающих веществ, использующихся в промышленности, запуск ракет, вырубка лесов и много других факторов. В основном это молекулы хлора и брома. Хлорфторуглероды и другие вещества, выпущенные человеком, достигают стратосферы, где под влиянием солнечных лучей распадаются на хлор и сжигают молекулы озона. Доказано что одна молекула хлора может сжечь 100000 молекул озона. А держится она в атмосфере от 75 до 111 лет!

В результате падения озона в атмосфере происходят озоновые дыры. Первая была обнаружена в начале 80-х в Арктике. Диаметр ее был не сильно велик, а падение озона составило на 9 процентов.

Озоновая дыра в Арктике

Озоновая дыра — это сильное падение процента озона в определенных местах атмосферы. Само слова «дыра» нам дает понять это без лишних объяснений.

Весной, 1985-го года в Антарктиде, над станцией Халли-Бей содержание озона упало на 40%. Дыра оказалась огромной и продвинулась уже за пределы Антарктиды. По высоте ее слой достигает до 24-х км. В 2008-м году подсчитали, что ее размер уже составляет более 26 млн км2. Это ошеломило весь мир. Стало ясно? что наша атмосфера в наиболее большей опасности, чем мы предполагали. С 1971-го года по всему миру слой озона упал на 7%. В результате этого на нашу планету стало попадать ультрафиолетовое излучение Солнца, которое биологически опасно.

Тропы в пьесе[править]

  • Антигерой — Кошка и Василий. Оба совершают поворот направо

    Оздоровительная порка — и оба ей подвергаются.

    .

  • Аристократия из фольги — Кошка и богата («Выйдет кошка на прогулку / Да пройдет по переулку, / Смотрят люди, не дыша: / До чего же хороша! / Да не так она сама … Как угодья и дома»), и родовита («Я из семьи заморской. / Мой прадед — Кот Ангорский! / Зажги, Василий, верхний свет / И покажи его портрет!») Но почему-то из прислуги — только дворник Василий. Горничные, кухарки, лакеи? Нет, не слышали.
  • Гости — кармические Гудини, фальшивые друзья и вдобавок неблагодарное быдло.
  • Кавайная нэко — все кошачьи в этой сказке.
  • Мотив игральных карт:

Козёл: Ты с ума сошла, коза, —
Бьёшь десяткою туза!
Коза: Что ворчишь ты, бестолковый?
Бью десяткою бубновой ().
Бубны — козыри у нас.
Козёл: Бубны были в прошлый раз,
А теперь наш козырь — крести ()!

— Козёл и Коза после пожара у Кошки
  • Обнять и плакать — в начале пьесы это только Котята, а потом — и Кошка с Василием.
  • Одиноко живущие дети — Котята. Конечно, в реальной жизни неразумные четырёхлапые котята рано учатся выживать сами, но тут-то у нас полнейшая хуманизация…
  • Подкаблучник — Козёл. «Не могу я спорить с ней — у неё рога длинней».
  • Свинтус

    Свинья — это смешно — не только Свинья, но и Поросята. Хотя это образ скорее сатирический.

    — Свинья, которая в гостях кладёт ноги на стол.

  • Снобы против жлобов — не столько конфликт, сколько взаимодействие этих групп. За снобов тут играют родовитая ангорская Кошка и её дворник Василий, за жлобов — Кошкины гости. И тем и другим противопоставлены племянники Кошки, обедневшие, но так и не впавшие ни в жлобство, ни в снобизм. К финалу снобы перековались, жлобы, увы, так и остались жлобами.
  • То лапы ломит, то хвост отваливается — сказка, которую сочиняют гости. Каждый из сочинителей приписывает герою свои собственные качества. Результат соответствующий: «Жил-был козёл, клевал пшено, капусту ел и рыл навоз, и как-то раз яичко снёс…»
  • Детям это смотреть нельзя! — детский спектакль Ростовского театра кукол начала 2000-х в постановке Н. Шаввы. Ладно, всех героев сделали более современными. Правда, ненужных перегибов было многовато. Но вот осёл-дирижёр, говорящий голосами отечественных политиков (и что-то символизирующий по задумке режиссера) был явно лишним. Дети не поняли, а родителям (не всем) это показалось петросянством.
  • Раздуть в адаптации — в письме к А. И. Аваковой (2 апреля 1958 г.) Маршак пишет: «Драматическая сказка „Кошкин дом“ родилась из нескольких строчек детской песенки, а сюжет к ней… разработан самостоятельно».

См. также

Краткая биография

  1. 3 декабря 1898 г. — родился в селе Брынчаги.
  2. 1908 г. — начало трудовой деятельности.
  3. 1918 г. — поступил добровольцем в Красную армию.
  4. 1919 г. — вступил на фронте в коммунистическую партию, тогда ВКП(б).
  5. 1921 г. — после демобилизации и окончания военно-политических курсов начал учиться в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, где познакомился с С.М. Кировым и Серго Орджоникидзе. Позже, когда он решил работать в промышленности, эти знакомства сыграли решающую роль в его судьбе.
  6. 1924-1925 гг. — после окончания университета направлен в Вятку (сейчас г. Киров) руководить кондитерской фабрикой.
  7. 1926 г. — переход на партийную работу.
  8. 1929 г. — решил оставить партийную работу. Написал письмо С.М. Кирову с просьбой дать возможность получить техническое образование. В возрасте 31 года был зачислен в Ленинградский технологический факультет, но вскоре перевелся на машиностроительный факультет Политехнического института.
  9. 1934 г. — получил диплом инженера-механика по специальности «конструирование автомобилей и тракторов». Дипломная работа была посвящена разработке коробки передач для среднего танка. После получения диплома М.И. Кошкин начал работать в Ленинграде в КБ завода, занимавшегося выпуском танков, и уже через 2,5 года стал заместителем начальника этого КБ.
  10. 1936 г. — по предложению Г.К. Орджоникидзе был направлен на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна, который, в том числе, занимался производством танков. Позже М.И. Кошкин стал главным конструктором этого завода.
  11. 30-е гг. — кризис в области танкостроения, связанный с появлением противотанковых пушек. Необходимость разработки новых моделей танков. Конфликт на Харьковском заводе между военными и инженерами из-за внедрения танка БТ-7. Начало разработки танка Т-34.
  12. Октябрь 1937 г. – успешное завершение модернизации танка БТ-7.
  13. 1938 г. – разработка колесно-гусеничного танка БТ-20. Поддержка И.В. Сталина в борьбе с маршалом Г.И. Куликом за разработку чисто гусеничного танка А-32. Образование единого КБ во главе с М.И. Кошкиным для разработки новых моделей танков.
  14. 1939 г. — танк Т-34 принят на вооружение Красной армии.
  15. 1940 г. — начаты испытания Т-34. М.И. Кошкин лично испытывал машины, участвуя в пробеге Харьков-Москва-Харьков и сменяя уставших механиков-водителей. Чтобы набрать километраж и сохранить секретность, двигались окружными путями, часто по болотам и бездорожью. Этот пробег потребовал от всех его участников колоссального напряжения сил, не только моральных, но и физических. Здоровье конструктора было подорвано. Простуда и переутомление привели к пневмонии. Врачи вынуждены были удалить одно легкое. После этого конструктор лечился в санатории, но болезнь прогрессировала.
  16. 26 сентября 1940 г. — М.И. Кошкин умер. Легендарный конструктор был похоронен в г. Харькове, но его могила не сохранилась. По некоторым данным, она была уничтожена при бомбардировках города во время Великой Отечественной войны.

Михаил Кошкин (второй слева)

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Первые шаги навстречу мечте

ХХ век славился массовым увлечением людей различной техникой. Люди научились управлять техникой, сконструированной из железа и работающей при помощи мотора. Человек был покорен мощностью этих машин и приходил в восторг от возможностей собственного мозга. Почти каждый из советских инженеров того времени мечтал покорить землю и небо. Рвение инженеров сослужило большую пользу останавливающейся империи. Набирающая силы Страна Советов ставила перед собой задачи, в которых машины должны были работать на полях, перевозить грузы и людей, защищать границы. В техническое развитие того времени вкладывали все: деньги, труд, идеи, жизни людей. Перед теми, кто конструировал технику (танки, машины, самолеты), приклонялись, их боготворили.

Кошкина направили обучаться в Московский Коммунистический университет сразу же после окончания военной службы в 1921 году. В 1924 году, окончив обучение, он был назначен на должность директора кондитерской фабрики города Вятка. В 1927 году Кошкин Михаил вступает в Вятский Губернский комитет партии, где становится заведующим отдела агитации и пропаганды. В 1929 году он оказался в числе рабочих, котрых набрали в вузы для подготовки замены (партийными кадрами) старым специалистам (интеллигенция).

В Ленинградском политехническом институте Михаил Кошкин обучался на кафедре «Автомобили и тракторы». В 1934 году, став дипломированным специалистом, по направлению отправился работать конструктором на завод опытного машиностроения №185 города Ленинград. В Комитете Безопасности являлся одним из проектировщиков Т-29-5, Т-46-5. Всего лишь год ему понадобился для того, чтобы стать замом генерального конструктора. А в 1936 году Кошкин Михаил Ильич получил орден Красной Звезды.

Бронзовое копьё

Рождение легенды

Использование дизельного мотора, а также пятиопорного гусеничного хода открывало новые возможности в усовершенствовании танков. Чтобы доказать это, в конце 1939 – начале 1940 Кошкин строит два опытных образца танка, которому был присвоен индекс А-34. По сравнению с предыдущими моделями данный танк обладал несколькими серьезными преимуществами, среди которых значительное поднятие боевой массы (на 10 тонн) и двойное увеличение толщины брони. А-34 стал прототипом для Т-34.

Во время работы над чертежами «тридцатьчетверки» Михаил Ильич отдавался этому процессу целиком, практически поселившись на заводе. В отношении работы он всегда был очень требователен к себе и окружающим, напорист, целеустремлен и принципиален. Именно эта способность трудиться до полного самозабвения делала его специалистом высшего класса.

Первые опытные образцы танка Т-34 Михаил Кошкин создал весной 1940 года. К марту было выпущено два экземпляра. Несмотря на то, что танки уже были на ходу, общий их пробег пока не позволял перейти к публичным испытаниям. На спидометре каждого танка, согласно нормативам, должны были быть показатели свыше 2000 км. А между тем уже 17 марта в Кремле должен был состояться показ новой техники.

Вся биография конструктора танка Т-34 Кошкина свидетельствует о том, что этот человек не боялся принимать сложные решения и никогда не бежал от ответственности. Сложившаяся острая ситуация с публичной демонстрацией для высших эшелонов власти не стала исключением. Михаил Ильич нашел единственный возможный, но крайне рискованный, выход – он решает перегнать танки в Москву своим ходом. Это одновременно позволяло и провести полевые испытания, и набрать необходимый пробег.

Ситуация осложнялась еще и тем, что на тот момент Т-34 был изделием засекреченным, открыто демонстрировать его было невозможно, а значит маршрут строился в обход дорог и населенных пунктов, чтобы не допустить разглашения гостайны. К тому же еще лежал снег. А в Москве в назначенный час ждал Сталин. Условия по-настоящему экстремальные.

Сейчас, вероятно, сложно представить, какая чудовищная ответственность лежала на Кошкине, не только как на конструкторе, но и как на человеке, принявшем решение совершить пробег. Без преувеличения, он рисковал не только свободой, но, возможно, и жизнью. В случае если бы что-то пошло не так, отвечать перед Сталиным пришлось бы именно ему.

В ночь на 6 марта колонна с двумя закамуфлированными танками двинулась в путь. За рычаги танков Т-34 Михаил Кошкин в пути часто садился сам. Все недостатки конструкции, которые проявлялись во множественных мелких поломках, устранялись в полевых условиях.

Спустя почти неделю, 12 марта, танки были в Москве, а 17-го состоялась триумфальная демонстрация в Кремле. Иосиф Виссарионович остался доволен.

Танковая дуэль Т-34 и «Пантеры» – против советской бронемашины у немцев не было шансов!

Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250)./Фото: topwar.ru

Средний танк немецкой армии «Пантера» имел длинноствольное орудие 75 калибра, хотя его масса близка к тяжёлым советским танкам КВ и ИС, а по габаритам эта машина превосходила большинство существующих танков: длина корпуса – 6870 мм, ширина – 3270 мм, высота – 2995 мм. Внешний вид этого монстра наводил ужас, когда солдатам впервые доводилось видеть его.

Но, как выяснилось, выйти победителем из боя против Т-34-85 шансов у него было немного. Ходовая часть «Пантеры» (как и тяжёлого танка «Тигр») была её слабым звеном – если она ломалась, надо было снимать почти полборта для её ремонта. А чтобы вытащить неисправную коробку передач, надо было демонтировать башню. Так что в этом случае в условиях боя починить танк не представлялось возможным. Диски опорных катков эти двух немецких танков располагались в шахматном порядке, частично перекрывая друг друга. Зимой грязь между ними замерзала, и танк не мог сдвинуться с места.

В первые же дни Курской битвы большая часть «Пантер» вышла из строя из-за технических неисправностей. Сказалась спешка при выпуске этих машин – часть из них даже не дошла до передовой из-за возгорания бензинового двигателя или перегрева трансмиссии. Тогда как советский танк было несложно отремонтировать даже в боевых условиях. А манёвренность и высокая проходимость скоростного советского Т-34-85 сводила на нет мощную броневую защиту «Пантер» и «Тигров».

Создание танка А-20 и А-32

Задание на разработку нового танка БТ-20, получившего в итоге индекс А-20, выдано в октябре 1937. За несколько месяцев КБ Кошкина смогло разработать эскиз новой машины, а также испытать дизельный двигатель В-2 на БТ-7. В данном контексте возникла идея перевести новый танк полностью на гусеничный ход.

В апреле 1938 Кошкин добивается разрешения на параллельную разработку с А-20 гусеничного варианта А-32. Одобрение высказал И. В. Сталин, предложивший не ограничивать инициативу КБ и завода. К концу того же года были разработаны три опытных образца — один А-20 и два А-32.

Испытания обеих моделей проводились в первой половине 1939. А-20 на колесно-гусеничном ходу показал хорошую скорость и маневренность. У А-32 оказалась выше проходимость и броня, при этом имелся ресурс для ее дальнейшего усиления. Комиссия не смогла определиться с предпочтениями, дальнейшая работа велась над двумя моделями сразу.

К концу года Кошкин представил обновленный А-32 с пушкой 76,2 мм. Танк получил индекс Т-32, позиционировался уже как средний танк с простотой изготовления и хорошими возможностями для дальнейшей модернизации. Однако чиновники продолжали колебаться.

Примечания

Комментарии

Впервые в мире концепция быстроходного среднего танка с противоснарядной броневой защитой и мощным вооружением была реализована в 1934 году в опытном танке Т-29 (проект КБ Ленинградского завода). К концу 1936 года, было очевидно, что Т-29 в серию не пойдёт… Одна из причин — несоответствие проекта общим тенденциям развития конструкции танка на Ленинградском заводе. В то время заместитель начальника КБ Ленинградского опытного завода М. И. Кошкин, участвуя в разработке Т-29, определил основные направления улучшения проекта Т-29 и доложил о них непосредственно наркому тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Танки Т-29 и БТ-7 имели аналогичный колёсно-гусеничный движитель с опорными катками большого диаметра. Колёсно-гусеничный движитель танка Т-29 имел катки большого диаметра с независимой торсионной подвеской (в отличие от пружинной подвески танка БТ). Торсионные валы, изготовленные по технологии Ленинградского завода, в условиях движения танка Т-29 по пересечённой местности работали неудовлетворительно. Тем не менее конструктор М. И. Кошкин являлся сторонником применения на быстроходном среднем танке катков большого диаметра — основного элемента обеспечения быстроходности танка при условии последующей доработки торсионной подвески.

КБ-24 формировалось на добровольных началах, в него вошёл 21 человек из КБ-190 и КБ-35 завода, при приёме Кошкин беседовал с каждым лично, его заместителем стал Александр Морозов. Подбору работников М. И. Кошкин и А. А

Морозов уделили особое внимание, в целях создания творческих и товарищеских взаимоотношений в коллективе. Были назначены руководители групп по проектированию основных узлов будущей машины, и КБ сразу приступило к работе.

Ссылки на источники

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 апреля 2009.  (недоступная ссылка)
  2. Учётная карточка члена ВКП(б) Кошкина М. И. Государственный архив социально-политической истории Кировской области, ф. 4112, оп. 18, д. 36-81-3883, кор. 7.
  3. , с. 186—187.
  4. , с. 178.
  5. «Неизвестный Т-34» И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин, Экспринт 2001.ISBN 5-94038-013-1
  6. Кавалерчик Б. Ещё раз о Т-34. — Танковый удар. Советские танки в боях 1942—1943: Сборник. М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-699-22807-2.
  7. ↑ , с. 23.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 января 2016.
  9. Желтов И., Макаров А. А-34 рождение тридцатьчетвёрки. М.: Тактикал пресс, 2014.
  10. Кошкин Михаил Ильич — статья из Большой советской энциклопедии. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector