Шкас

Варианты [ править ]

ШКАС в кольцевой оправе

Первоначально производство состояло из крылатых и башенных ШКАС с тросовой зарядкой, синхронная версия которых поступила на вооружение в 1936 году.

К 1952 году западная разведка определила пять различных моделей, каждая из которых имела номер «426» в своей маркировке:

  • опытный образец «426» появился в 1932 г.
  • КМ-33, в гибком амплуа, появился в 1933 году.
  • КМ-35, в подвижном (1934 г.) и крыловом (1935 г.)
  • КМ-36, в подвижном (1935 г.) и винто-синхронном (1937 г.); у последнего был удлиненный ствол
  • крыло образца 1941 г.

«КМ» означает «построенная модель», то есть производство. Предполагаемая роль была обозначена буквами «T» для гибкого, «K» для крыла и «S» для синхронизации. Гибкая версия обычно устанавливалась в советскую копию кольца Scarff . У модели 1937 года максимальная скорострельность была немного выше — 2000 выстрелов в минуту. Количество боеприпасов обычно составляло 750 патронов для стационарных моделей и от 1000 до 1500 для гибких.

Советские архивы указывают следующие объемы производства по годам:

  • 1933 г. — 365 произведенных
  • 1934 г. — 2 476
  • 1935 г. — 3566 чел.
  • 1937 год — 13 005
  • 1938 г. — 19 687 чел.
  • 1940 г. — 34 233
  • 1943 год — 29 450
  • 1944 год — 36 255
  • 1945 — 12 455

Ультра-ШКАС: В 1939 году было произведено небольшое количество Ультра-ШКАС с темпом стрельбы 3000 выстрелов в минуту, но они имели ограниченное применение из-за проблем с надежностью.

Увлечение скорости стрельбы за счёт электричества

К концу 19 века были даже предприняты попытки замещения механического привода на новаторский – электрический. Однако, учитывая, что на то время подобные двигатели еще только начинали использоваться, они имели внушительные размеры, и так не смогли вытеснить привычный ручной привод.

Кроме того, знаменитый Х. С. Максим к тому времени уже выпустил в мир свое изобретение: станковый пулемет. Который не только обладал мобильным размером, но также имел автоматический механизм, и не уступал оружию Гатлинга в скорострельности. Так на некоторое время многоствольное оружие было вытеснено, постепенно снято с вооружения и забыто на долгие годы.

M61 Vulcan

Акустическая система «СОВА» для обнаружения огня из стрелкового оружия

• Анализ боевых столкновений в населенных пунктах в военных конфликтах малой интенсивности, контртеррористических и миротворческих операциях показывает, что в этих условиях спецподразделения вынуждены действовать, как правило, в отрыве от основных сил. • Опыт ведения контртеррористической операции в Чеченской Республике свидетельствует о широком применении противником партизанской тактики ведения боя против расчётов отдельных опорных пунктов (блокпостов) и подразделений в местах их дислокации, движущейся военной техники и т.д. Одной из основных угроз со стороны противника при этом является массированный штурмовой и снайперский огонь.

• Учитывая невозможность либо нецелесообразность применения в этих условиях артиллерии или авиации, возникает необходимость в оперативном вскрытии огневых позиций стрелков (снайперов) противника. В этой связи многократно возрастает роль технических средств разведки, позволяющих решить эту задачу. • В настоящее время в силу недостаточных технических возможностей, имеющихся на вооружении средств разведки, невозможно обеспечить должную эффективность противодействия противнику. Так, «Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск» отводит днём на обнаружение 6-8 целей (из 10) на дальности 200-2500 м 30 минут, ночью – 40 минут на 3-4 цели. • Разведка целей в основном ведется глазомерно с использованием оптических приборов: бинокли, прицелы и приборы ночного видения. Обнаружение огневой позиции и определение её координат возможно лишь после 3-10 выстрелов. В результате эффективность боевых возможностей средств поражения составляет не более 25-30%.

• Сложность обнаружения позиций стрелков (снайперов) приводит к тому, что нападающая сторона имеет значительное преимущество, в первую очередь в ведении упреждающего огня. Оно позволяет нападающему наносить значительный урон подразделениям армии и правоохранительных органов до начала организованного ответного огня. • К этому необходимо добавить, что при ведении боевых действий в жилых массивах с целью предельного снижения собственных потерь и соблюдения международных правовых норм требования к разведке позиций стрелков (снайперов) противника резко возрастают. По первому выстрелу нападающей стороны необходимо получить информацию о цели (координаты позиции, калибр и вид оружия) с характеристиками, достаточными для принятия командиром правильного решения. Поэтому особую значимость приобретают технические средства оперативной разведки, позволяющие работать в режиме реального времени.

• Создание таких средств до недавнего времени тормозилось проблемами, связанными со сложностью обнаружения в пространстве малоразмерных и летящих с большой скоростью пуль и вычисления координат точки выстрела в течение нескольких секунд. • Задача технической разведки огневых стрелковых позиций может быть решена различными физическими методами. К основным демаскирующим признакам позиций стрелков относятся: — блики оптических прицелов; — электромагнитное излучение (видимого и инфракрасного диапазонов) выстрела из стрелкового оружия; — акустическое излучение – ударная волна летящей пули и сферическая (дульная) волна от выстрела.

• Физический фактор, который невозможно скрыть при выстреле, – ударная волна от летящей пули. Фронт этой волны имеет форму конуса с вершиной на острие пули, ось конуса – траектория пули. Угол при вершине конуса (угол Маха) зависит от скорости пули, которая при полёте теряет энергию ~1 Дж/м, интенсивность ударной волны на расстоянии, например, 100 м находится в пределах от 70 до 100 децибел. Длина волны ~0,165-0,550 м, что соответствует частотному диапазону ~2000-600 Гц и обуславливает незначительное поглощение её энергии в атмосфере.

Появление системы Гатлинга

Вторым этапом стало появление совершенно новых образцов орудий с механическим способом приведения их в боевое состояние. Простейшим, первым видом улучшений, имевшим место почти пятьсот лет назад, было увеличение количества стволов. Результаты не сильно порадовали тогда оружейников, так как в общей сложности, на рост интенсивности, данная модификация сильно не повлияла. Еще одной причиной отсутствия прогресса было то, что на тот момент, основным способом заряжания был – дульный, требовавший слишком много времени. И сколько бы стволов не ставили на орудие, все равно перезарядка была долгой.

Многоствольная артиллерийская установка Кристофа-Монтини

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

Тип пулемета Турельный ШКАС Крыльевой ШКАС Синхронный ШКАС
Масса тела пулемета (кг) 10,6 9,8 11,1
Темп стрельбы (выстр/мин) 1800 1800 до 1650
На каких самолетах ставился ТБ-3, Ил-4, Пе-8, Ер-2, СБ, ДБ-3, Су-2, По-2, Ли-2, МБР-2, Бе-2 И-16, Р5-ССС, Ил-2, Бе-2 И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7

В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

Характеристики боеприпасов калибра 7,62 мм [ править ]

Хотя в пушках ШКАС и использовался патрон 7,62 × 54 ммR, использовались специально созданные для них патроны с меньшими допусками ; Чтобы отличать их от обычных боеприпасов калибра 7,62, на дне гильз была нанесена кириллическая буква «Ш» ( Ш ). Корпуса, разработанные Н.М. Елизаровым, также обладали рядом дополнительных особенностей, такими как двойное обжимание и более толстая стенка корпуса «биметаллической» конструкции вместо традиционной латуни . Основным типом использованной пули была бронебойно-зажигательная пуля Б-32. Боеприпасы, помеченные как таковые, не должны стрелять из обычных винтовок 7,62×54 ммR.

  • Вес пули: 148 гран (9,6 грамма)
  • Вес раунда: 370 гран (24 грамма)
  • Баллистический коэффициент : 2100 кг / м 2 (3,0 фунта / дюйм 2 )
  • Продолжительность полета трассирующих боеприпасов : 750 м (2460 футов)
  • Бронебойность: 11 мм (0,43 дюйма) на высоте 400 м (1312 футов)

Пулемет Гатлинга

В это же время, американский врач, и по совместительству изобретатель Р. Дж. Гатлинг, приняв за основу идею использования нескольких стволов одновременно, доработал ее, изменив общую концепцию. По его задумке, в отличие от Монтини, стволы орудия должны не одновременно, а по очереди выполнять заряжание, выстрел и выбрасывание гильзы.

Первый пулемет Гатлинга

Первая экспериментальная модель имела 6 стволов. Патроны, которые помещались в стальной подаватель, под собственным весом спускались к патроннику. Потом досылались до боевого положения. Но, чтобы вся система начала работать, ее необходимо было постоянно вращать. Делалось это за счет мышечной силы стрелка, который рукой крутил специальную ручку. Таким образом, за один полный цикл, каждый из стволов успевал зарядиться, выстрелить и выбросить гильзу, тем самым подготовиться к следующему заходу. Темп стрельбы начальных моделей не превышал 200 выстрелов в минуту. Но позже, после доработки механизма вращения, стал достигать даже 1000.

Было бы ошибочно присвоить доктору Гатлингу идею вращающегося блока. Так как на то время уже были известны револьверы «Pepper Box». Более того, активно применялись. Но он ее существенно усовершенствовал, добавив собственную систему циклической подачи, а также экстракции отработанных гильз. После получения патента в 1862 году, указанное изобретение Гатлинга поступило на вооружение армии США.

Основные сложности и слабые стороны пулемета были частые осечки и перекосы. И опять потребовались десятки лет, чтобы появилось изобретение механического привода вращения.

Картечница Р. Гатлинга принцип работы

К основным узлам и составным частям указанного пулемета относили:

  1. Канал ствола;
  2. Поворотный магазин;
  3. Патронник;
  4. Ось, вокруг которой, поворачиваются стволы.

Примечания

Комментарии

  1. 1800 выстрелов в минуту, то есть ресурс оружия вырабатывался примерно за минуту.
  2. ↑ Демонтаж или распатронирование — нарушение целостности боеприпаса до выстрела.
  3. «Цинк» — цинковая герметичная коробка для упаковки боеприпасов.
  4. Выпуски с первого, имевшего №7, по №9.

Источники

  1. , с. 333.
  2. , с. 542.
  3. , с. 310.
  4. , с. 566.
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. ↑ , с. 228.
  8. ↑ . Самолеты Второй Мировой войны. Дата обращения: 1 марта 2016.
  9. ↑ .
  10. ↑ , с. 16.
  11. ↑ , p. 72.
  12. ↑ , с. 71.
  13. ↑ , с. 230.
  14. ↑ , с. 231.
  15. , p. 74.
  16. , с. 228—229.
  17. ↑ , p. 79.
  18. ↑ .
  19. ↑ , p. 80.
  20. , p. 81.
  21. , с. 228.
  22. , p. 73.
  23. , с. 9.
  24. ↑ .
  25. ↑ , с. 229—230.
  26. , с. 3.
  27. , с. 99.
  28. ↑ .
  29. , с. 161—162.
  30. ↑ , с. 72.
  31. ↑ , с. 73.
  32. Антонов В. . warspot.ru (2015). Дата обращения: 19 декабря 2016.
  33. . aviarmor.net. Дата обращения: 1 марта 2016.
  34. . Малый флот. Дата обращения: 1 апреля 2016.
  35. .
  36. . Малый флот. Дата обращения: 21 февраля 2016.
  37. ↑ .
  38. ↑ , с. 74.
  39. , с. 76.
  40. , с. 75.
  41. . Finnish army 1918—1945. Дата обращения: 12 октября 2016.
  42. , p. 94, 284, 305.
  43. , с. 179.
  44. , с. 230.
  45. , с. 178.
  46. .
  47. , с. 113.
  48. , с. 125.
  49. , p. 75.
  50. , с. 153.
  51. , p. 126.
  52. .
  53. , с. 71—72.

7,62-мм авиационный пулемет Слостина КБ-П-65

Незадолго до начала войны проект скорострельного авиационного пулемета, использующего разработку Я.П. Авдышева с подвижными в противофазе стволом и затвором, связанными между собой кинематически, представил конструктор КБ-2 Ковровского пулеметного завода Иван Ильич Слостин, автор многоствольных «шквальных» пулеметов.

Эскизный проект пулемета с внутрифирменным обозначением КБ-П-65 (образец 150/3) был разработан И.И. Слостиным в начале 1941 года в инициативном порядке и одобрен начальником КБ-2 В.А. Дегтяревым. После чего был разработан технический проект пулемета, в котором помимо И.И. Слостина участвовали А.А. Дементьев, О.Л. Быкова, Н.П. Платонов, Н.А. Бугров,

12 мая 1941 года технический проект был рассмотрен на техсовете Народного комиссариата вооружения, как «авиационный пулемет Дегтярева», при этом имя разработчика, Слостина, не упоминалось.

На техсовете было отмечено, что пулемет отличается предельной простотой конструкции, при этом темп стрельбы близок или даже больше, чем у серийного пулемета ШКАС, малой массой и габаритами, минимальным количеством деталей (при полной разборке – всего 78, включая крепеж), а также высокой производственной технологичностью… и представляет интерес в части нового принципа автоматики.

Как и в проектах пулеметов СН Савина и Норова и УльтраШКАС Шпитального и Комарицкого, в пулемете КБ-П-65 была применена схема подвижного на длину патрона ствола, в котором ход его вперед осуществлялся за счет отводимых из него газов. Точно так же, как и в вышеупомянутых образцах, газоотводная трубка в пулемете отсутствовала, а штоком газового двигателя являлся сам ствол, заключенный в гильзу-цилиндр. Ствол через зубчато-реечную передачу был связан с затвором, имеющим секторные выступы. Затвор запирал патрон в каморе патронника поворотом на 75 градусов. Питание могло осуществляться как из рассыпной ленты от пулемета ШКАС, так и матерчатой от Максима с любой стороны приемника. Пулемет имел газовый регулятор, позволявший изменять темп стрельбы от 1300 до 1960 выстр/мин.

При этом оружие, будучи очень компактным (длина 675 мм) и легким – всего 6,5 кг, предполагалось к использованию как авиационного – в турельном, крыльевом и синхронном вариантах, так и ручного с сошек или станков, комплектовалось легким выдвижным прикладом.

Несколько опытных образцов пулемета КБ-П-65 были изготовлены уже после начала войны, и после введения на заводе военного положения в связи с экстренным выпуском и доводкой серийных образцов вооружения этот интересный проект был закрыт.

История создания пушки Гатлинга и Гаста

После изобретения огнестрельного оружия, для повышения эффективности, человечество начало его совершенствовать и модифицировать. В ходе испытаний, да и боевым применением, установили, что чем массивнее ведется огонь, тем он эффективнее и больший урон наносит врагу. Вначале пытались увеличить скорострельность за счет физических данных стрелка. Тут все просто: быстрее снаряжаешь, больше врагов уничтожишь. Но вскоре поняли, что возможности человека, к сожалению, имеют свои пределы и «выше головы не прыгнешь».

Вооружение первых кораблей

История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Особенности конструкции

Схема автоматики пулемёта ШКАС. Справа вверху подробнее изображён принцип работы подающего барабана.

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов. Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень, непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему. Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня». Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди.

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику. Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы.

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник. По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен.

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок. Стрельба одиночными выстрелами невозможна. Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона.

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад. После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается.

Электроспуск

Приказом НКОП № 00112 от 23 июля 1937 года Особому техническому бюро (ОТБ) поручено разработать систему автоматической перезарядки и электроспуска пулемета ШКАС на самолёте И-16. Для этого на заводе № 81 НКАП выделялись помещения для опытных и конструкторских работ. Результаты проведенных работ неизвестны.

Танковые войска

Немного истории

История предприятия началась 10 октября 1951 года, когда в Туле Постановлением Совета министров СССР из автомастерских был создан по производству радиолокационных станций наземной артиллерийской разведки. В 1954 году при заводе организовали Особое конструкторское бюро по сопровождению производства и разработке новой техники. В 1979 году ОКБ было преобразовано в «НИИ «Стрела». С 1979 по 2010 год «Арсенал» и «НИИ «Стрела» (с 2001-го — ОАО «НИИ «Стрела») работали как самостоятельные предприятия, тесно взаимодействуя между собой. В 2002 году началась совершенно новая страница истории — ОАО «НИИ «Стрела» и ОАО «Тульский вошли в состав крупнейшего в России оборонно-промышленного холдинга «Алмаз — Антей». Через четыре года «Стрела» стала головной организацией по координации деятельности предприятий ОПК России в области разработки, производства, модернизации и ремонта систем и средств разведки ракетных войск и артиллерии ВС РФ.

В 2010 году произошло присоединение ОАО «Тульский к ОАО «Научно-производственное объединение «Стрела». В этот момент родилось «НПО «Стрела» — единый высокопрофессиональный коллектив.

Пулемет Ю. Ф. Юрченко Ю-7,62

На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе родился один из самых экзотических проектов авиационного стрелкового оружия, разработанный Юрием Федоровичем Юрченко. Пулемет, имевший в основе автоматики оружия кривошипно-шатунный механизм.

Изучая задачи повышения скорострельности оружия, Юрченко заметил, что основной проблемой, которая существенно сказывается на скорострельности, является то, что в классических схемах работы скорость теряется в крайних точках хода затвора. Кроме того, увеличение скорострельности при таких схемах ведет к существенному снижению ресурса оружия.

Юрий Юрченко подметил, что фактически эту проблему решили уже до него, осталось только реализовать то, что было сделано под новые задачи

Так, Юрченко обратил внимание, что первый в мире пулемет Хайрема Максима уже несет в себе элементы скорострельного оружия. Затвор пулемета Максима кривошипно-шатунного типа, и потому скорость его движения изменяется синусоидально

При таком роде движении затвора даже при увеличении скорости его движения его скорость в начале и конце движения сравнительно невелика, а значит можно рассчитывать на меньшие инерционные силовые нагрузки на патрон, позволяющие исключить его разрушение или распатронивание.

В отличие от пулемета Максима, у которого части кривошипа поворачиваются на угол менее 180º, Юрченко устроил кривошип, поворачивающийся, как пишут, на угол целых 350º. Это исключало удар подвижных частей в крайнем заднем положении. Т.е. цикл автоматики был практически безударный. При каждом повороте такого кривошипа совершался полный цикл работы автоматики. Патрон разгонялся плавно, и инерционные нагрузки на пулю не превосходили усилия ее запрессовки в гильзу, а значит, не происходило распатронивания. Подобно пулемету ШКАС, патрон в пулемете Юрченко не извлекался из ленты назад перед досыланием в патронник, а досылался непосредственно вперед.

В 1938 году Юрченко представил на испытания версию своего пулемета Ю-7,62 под патрон 7,62×54R, в которой помимо очень простой конструкции добился громадной скорострельности. Темп стрельбы пулемета Юрченко составлял 5000 выстр./мин.

Правда, в ходе испытаний на Ногинском Научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения ВВС РККА пулемет Ю-7,62 не выдержал столь интенсивной стрельбы и был возвращен на доработку, был доработан, прошел испытания и поставлен в план на 1941 год по изготовлению первой опытной партии.

Но с началом войны и переориентацией завода на выпуск противотанковых ружей тема была отложена, а после войны уже более не поднималась.

Крупнокалиберная версия пулемета Юрченко – Ю-12,7 была представлена на испытание в 1939 году. Темп стрельбы составил 2000 выстр/мин, вес 24 кг (для сравнения – серийный авиационный пулемет с газовым двигателем УБ-12,7 весил 21 кг при темпе стрельбы 1000 выстрелов в минуту). Но и этот вариант не был принят на вооружение по причине поперечного габарита. Профиль пулемета напоминал гитару (гриф – ствол, первое утолщение – приемник патронов, второе утолщение – кривошип).

К сожалению, несмотря на все достоинства пулемета Юрченко, он страдал одним недостатком, который «зарывал» полностью разработку конструктора на два метра в землю. Дело в том, что в то время еще не было технологии изготовления стволов, которые бы могли выдержать такой высокий темп стрельбы.

Сейчас единственный уцелевший экземпляр пулемета Ю-7,62 находится в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации.

Модификация

СН

ЦКВСВ-19

УльтраШКАС

КБ-П-65

Ю-7,62

Калибр, мм

7,62

7,62

7,62

7,62

7,62

Тип автоматики

Газоотвод с откатом ствола вперед

—//—

—//—

—//—

Кривошипно-шатунный

Масса, кг

6.5

Длина, мм

675

Длина ствола, мм

610

Темп стрельбы, выстр/мин

3000

3500

2400-3000

1300-1950

До 5000

Начальная скорость пули, м/с

775—825

775—825

775—825

775—825

775—825

Емкость магазина

лента

лента

лента

лента

лента

Масса пули, г.

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

9.0–10.4

Тип боеприпаса

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R ШКАС

7,62×54R

7,62×54R

Нарукавный знак Сухопутных войск России

Нарукавный знак:Тканевая нашивка в виде щита с кантом красного цвета, в центре — малая эмблема. Над эмблемой надпись желтого цвета: «РОССИЯ».Цвет поля нарукавного знака при ношении должен соответствовать цвету верха военной формы одежды. Круглый нарукавный знак в 1998-2015 гг.:Тканевая нашивка круглой формы красного цвета с кантом желтого цвета, в центре — средняя эмблема Сухопутных войск. Размеры знака (по внешним сторонам канта) — 80 мм.Учрежден приказом Министра обороны РФ от 14.01.1998 № 15 «Об Описании предметов военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил РФ». Нарукавный знак до 1998 г.Тканевая нашивка круглой формы черного цвета с кантом желтого цвета.
В центре — желтая пятиконечная звезда поверх дубового венка зеленого цвета. По краям надписи белого цвета: вверху — «СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА», внизу — «РОССИЯ».

Управление коммуникациями

Боеприпасы

Клеймо «Ш» на патроне завода № 529 (Новая Ляля).

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы. Лента подаётся из короба на 250, в более поздних версиях — на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов.

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32), бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки. В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже. На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет. В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации.

Укладка пулемётной ленты для ШКАС в короб. Фото С. Кафафьяна

На ящиках и «цинках», куда упаковывались патроны для пулемёта ШКАС, наносились надпись «ШКАС» и условное обозначение в виде изображения пропеллера красного или чёрного цвета. Красный пропеллер означал, что патроны разрешены для использования в синхронизированных пулемётах ШКАС (ведущих огонь через вращающийся винт самолёта). Чтобы аттестовать патроны для синхронизированной стрельбы, проводились проверки на время воспламенения капсюля (что оказывает главное влияние на время, в течение которого пуля покинет ствол), герметичность патронов, строже допуски на баллистические характеристики. Патроны, не прошедшие испытания, не допускались для стрельбы из ШКАСа через винт самолёта, поэтому на упаковках рисовался чёрный пропеллер, означающий допуск только стрельбы из синхронизированных пулемётов ПВ-1.

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки. Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова. Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск

Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным — нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки — недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя.

Ссылки [ править ]

Ноты
  1. ^ Чинн, стр. 78–79
  2. Ян В. Хогг (1978). . Новые книги Берлингтона. п.  . ISBN 978-0-906286-41-8.
  3. Чинн, стр. 80
  4. ^ Чинн, стр. 72
  5. ^ Чинн, стр. 73
  6. Чинн, стр. 79
  7. Широкорад, с. 73; номер 1936, 1939 и 1941–1942 гг. не указан.
  8. ↑ Drabkin 2007, pp. 60–68.
  9. Джордж Чинн, 1951, Пулемет: разработка во время Второй мировой войны и корейского конфликта Соединенными Штатами и их союзниками полностью автоматических систем пулемета и высокоскоростной пушки с приводной мощностью, том III, части VIII и IX. п. 44 год
  10. Билл Ганстон (1987). Иллюстрированная энциклопедия авиационного вооружения: большой справочник орудий, ракет, ракет, бомб, торпед и мин . Книги Саламандры. п. 24. ISBN 978-0-86101-314-2.
  11. EJ HOFFSCHMIDT (1969). Немецкие авиационные пушки и пушки . WE, inc. п. 117.
Список используемой литературы
  • Драбкин, Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление в Москву — Воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Military, 2007. ISBN 1-84415-563-3 . 
  • Романов Д. И. Оружие Воздушного Боя (Романов Д.И., Воздушное оружие )
  • Чинн, Джордж М. Пулемет, Том II, Часть VII. Департамент военно-морского флота США, 1952 год.
  • Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Харвест (Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Harvest. ISBN 985-433-695-6 ) ( История авиационного вооружения ) 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector