С-60

Содержание

Описание конструкции

М-60 в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург, вид сзади на затвор

Пушка М-60 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол пушки состоял из свободной трубы, кожуха и навинтного казённика. Затвор поршневой, конструкция заимствована от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Заряжание раздельно-гильзовое. Тормоз отката гидравлический, длина отката переменная. Накатник гидропневматический, размещается над стволом.

Орудие оснащалось подъёмным механизмом секторного типа и поворотным механизмом винтового типа. Уравновешивающий механизм состоял из двух колонок. Лафет имел раздвижные станины и пластинчатое подрессоривание. Колёса троллейбусного типа марки ЯТБ-4 с резиновыми шинами. Для защиты расчёта от пуль и осколков имелось щитовое прикрытие. М-60 имела передок весом около 300 кг на металлических колёсах с резиновыми шинами. На походе пушка перемещалась с оттянутым стволом, на небольшие расстояния допускалась её возка с неоттянутым стволом и выключенным подрессориванием со скоростью, не превышающей 6—7 км/ч.

Отдельно необходимо отметить отсутствие у М-60 дульного тормоза. Для изначальной ориентации орудия на его использование в дивизионной и противотанковой артиллерии это было большим плюсом — боевые порядки таких орудий располагаются достаточно близко к передовой и при наличии дульного тормоза поднятая с поверхности земли пороховыми газами пыль сильно демаскирует орудие. С другой стороны, при использовании М-60 в роли более удалённого от передовой корпусного орудия этот недостаток уже не играл значительной роли.

Рекомендации

  • Иванов А. — Артиллерия СССР во Второй Мировой войне — СПб Нева, 2003 (Иванов А. — Артиллерия СССР во Второй Мировой войне . — СПб., Издательский дом Нева, 2003., ISBN   5-7654-2731-6 )
  • Коломиец М.В. — Клим Ворошилов — Танк прорыва — М. Яуза, Эксмо, 2006 (Коломиец М. В. — КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва — М .: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 136 с .: ил. ISBN   5-699-18754-5 )
  • Коломиец М., Свирин М. — Курский выступ — М. ЭксПринт Н.В., 1998 (М.Коломиец, М. Свирин. Курская дуга. М.: ЭксПринт НВ, 1998. ISBN   5-85729-011-2 )
  • Широкорад А.Б. — Энциклопедия советской артиллерии — Мн. Harvest, 2000 (Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн .: Харвест, 2000., ISBN   985-433-703-0 )
  • Широкорад А.Б. — Бог войны Третьего Рейха — М. АСТ, 2002 (Широкорад А. Б. — Бог войны Третьего рейха. — М., ООО Издательство АСТ, 2002., ISBN   5-17-015302-3 )
  • Шуньков В.Н. — Оружие Красной Армии , Мн. Harvest, 1999 (Шунков В. Н. — Оружие Красной Армии. — Мн .: Харвест, 1999.) ISBN   985-433-469-4
  • Военно-исторический журнал , № 5, 2005.

Литература и источники информации

Литература

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Заблоцкий В. П. «Универсальный проект». СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП, 61МЭ, ч.I. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №10/2009. — 32 с.

Заблоцкий В. П. «Универсальный проект». СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП, 61МЭ, ч.II. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №11/2009. — 32 с.

Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1999. — 32 с.

Ссылки

  • Страница «Википедии» о БПК типа «Надёжный»/эсминцах типа «Раджпут»
  • Страница «Википедии» (англ.) о БПК типа «Надёжный»/эсминцах типа «Раджпут»
  • Фотографии БПК «Надёжный»/«Раджпут» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Губительный»/«Рана» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Ловкий»/«Ранджит» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Твёрдый»/«Ранвир» на navsource.narod.ru
  • Фотографии БПК «Толковый»/«Ранвиджай» на navsource.narod.ru

Описание АЗП-57 комплекса С-60

Автоматика АЗП-57 основана на отдаче при коротком ходе ствола. Замок поршневого типа, скользящий, возврат за счёт гидравлических и пружинных амортизаторов. Боепитание из магазина на 4 патрона.

Ствол длиной 4850 мм для снижения мощности отката снабжался однокамерным дульным тормозом реактивного типа. Охлаждение воздушное, при нагреве ствола свыше 400 градусов по Цельсию, принудительное охлаждение, оборудование для которого входит в ЗИП пушки.

Морская версия орудия имеет принудительное водяное охлаждение с применением забортной воды. Ствол уравновешивался пружинной, качающейся системой. Тормоз наката гидравлического типа.

Для транспортировки комплекса С-60 предусмотрена четырёхколёсная платформа с торсионной амортизацией. Для ходовой части применены колеса типа ЗИС-5, с заполнением шин губчатой резиной. Скорость буксировки платформы 25 км/ч по грунту, до 60 км/ч по шоссе.

Вес комплекса составляет около 4,8 тонн в походном положении. Перевод системы из боевого положения в походное, по нормативам занимает 2 минуты.

Для прицеливания АЗП-57 комплекса применяется векторный полуавтоматический прицел. Наведение орудий входящих в зенитный комплекс осуществлялось несколькими методами:

  • автоматически, с использованием информации с ПУАЗО;
  • в полуавтоматическом режиме, в этом случае используется информация с прицела ЭСП-57;
  • индикаторная, вручную.

Для нормального функционирования комплекса С-60 требовалось свести батарею из 6-8 орудий в единую систему с замыканием на ПУАЗО (прибор управления зенитным огнём) или СОН-9(станция орудийной наводки). Расчёт орудия 6-8 человек.

Орудийная установка

Установка представляла собой два спаренных 37-мм орудия, расположенных горизонтально (между стволами 214 мм). Люлька представляет собой короб с приваренными двумя горловинами. Короб средней стенкой разделен на две равные части, в которых собраны правый и левый автоматы. Механизмы вертикального и горизонтального наведения только ручные, имеют две скорости.

Станок — сварная конструкция из листовой стали. К средней части станин станка приварена обойма с вваренной в нее трубой, в которую проходит ось стабилизации. Механизм стабилизации ручного действия предназначен для стабилизации оси цапф качающейся части во время качки; закреплен на станке. Платформа служит для размещения расчета установки; крепится к станку болтами и стабилизируется вместе с ней. Вращение маховика механизма стабилизации передается через вал и шестерни на боевую шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором, закрепленным на тумбе. Боевая шестерня, обкатываясь по зубчатому сектору, ведет за собой стабилизированную часть установки. При непрерывном отрабатывании крена (удержании перекрестка панорамы на линии естественного горизонта или пузырька уровня) станок все время остается повернутым относительно тумбы на угол, равный углу крена.

Корпус тумбы — сварная конструкция из листовой стали. В верхней части тумбы имеется продольное сварное отверстие, в которое входит вал, соединяющий трубу со станком. На лобовом листе тумбы в средней его части приварена площадка, к ней крепится зубчатый сектор механизма стабилизации. Нижняя часть тумбы состоит из нижней плиты, зубчатого венца, верхнего и нижнего погона, которые служат основанием для двух рядов шаров, заключенных в сепараторы

Конструкция башни

С трех сторон орудия закрывал невысокий стальной щит, который предохранял расчет от ветра и брызг. Толщина щита составляла 6 мм, общий вес брони 500 кг.

Тактико-технические характеристики артиллерийской установки:

ТТХ Значение
Верт. наводка — угол, гр / скорость, гр/с -15,+90 / 12,6
Гор. наводка — угол, гр / скорость, гр/с 360 / 16,7
Досягаемость по высоте, км 6,3
Количество личного состава 7-8
Живучесть ствола, выстр 2000
Масса АУ, т 3,4

Система подачи боеприпасов

Артиллерийские установки не были полностью автоматизированы, т.к. подача патронов от корабельных элеваторов к установке и на качающуюся часть, а также наведение орудий производились вручную. Поэтому их практическая скорострельность была в 2-3 раза меньше технической. Заряжение происходило обоймами по 5 снарядов.

История эксплуатации

Артиллеристы заряжают обоймы в орудия. 1945 г.

Из-за смены приоритетов в руководстве шведского флота, первым заказчиком Bofors L60 стал ВМС Нидерландов, заказавшей 1934 году 5 сдвоенных установок этого типа для лёгкого крейсера HNLMS De Ruyter, где все 5 установок управлялись общей системой управления огня. В дальнейшем голландский флот закупил ещё ряд партий для вооружения кораблей.

В 1935 году Bofors L60 приняли на вооружение армий Бельгии, Польши, Норвегии и Финляндии, а в 1936 году, наконец, установка была принята и на вооружение шведской армии.

40-мм орудие на фрегате USS Sausalito (PF-4).

Британские версии орудия в различных модификациях стояли на вооружении Королевских ВМС, Королевской армии и армий Британского Содружества с 1937 года и использовались в различных конфликтах вплоть до Фолклендской войны 1982 года.

Во время кампании в Северной Африке англичане нашли «Бофорсу» весьма необычное применение — в 1942 году в ходе Сражения при Эль-Аламейне трассирующие выстрелы этих орудий использовали для указания войскам безопасного пути через минные поля. Похожая тактика позже использовалась и в Европе — трассирующие выстрелы разных цветов использовались для указания вектора атаки в крупномасштабных ночных боях.

С 1942 года сдвоенная версия поступила на вооружение ВМС Великобритании под обозначением QF 40 mm Mark IV, а одноствольная — под обозначением QF 40 mm Mark V. ВМС США были настолько довольны «Бофорсами», что даже существовала традиция телеграфирования Chrysler Corporation серийного номера орудия из которого был сбит очередной самолёт противника .

Американская самоходная установка ПВО M19 GMC.

Существовали успешные образцы самоходных установок ПВО с использование Bofors: в Великобритании на базе танка Crusader была создана самоходная установка Crusader III AA Mark I, но осовной платформой для английских самоходных «Бофорсов» служили грузовики Morris Motors, а в американской армии «Бофорсы» ставили на шасси M24 Chaffee, после чего те получали обозначение M19 GMC.

Немецкая модификация 4 cm/56 Flak 28.

Некоторое количество трофейных Bofors L60 имелось на вооружении Германии, где они имели обозначение “4 cm Flak 28”, и Японии, где смогли наладить их производство под обозначением “Type 5”. Орудия использовались на крейсерах ВМС Германии Admiral Hipper и Prinz Eugen, а также некоторых торпедных катерах. Bofors L60 стояли на вооружении Германии и Японии в период Холодной войны — флот ФРГ использовал «Бофорсы» на эсминцах, фрегатах и сторожевых катерах до 1984 года, а на тральщиках использует до сих пор.

Lockheed AC-130.

Bofors L60 до сих пор используются на тяжеловооруженных самолётах поддержки сухопутных подразделений Lockheed AC-130 ВВС США.

Операторы[править]

  • Алжир — 75 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Ангола — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Бангладеш — 34 Тип-59 (С-60), по состоянию на 2017 год.
  • Гвинея — 12 Тип-59 (С-60), по состоянию на 2017 год.
  • Гвинея-Бисау — 10 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Египет — 800 С-60 (200 армии и 600 войсках ПВО), по состоянию на 2017 год.
  • Замбия — 30 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Индонезия — 200 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Ирак — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Иран — 200 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Камбоджа — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Киргизия — 24 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Китай — некоторое количество Тип 59 (С-60), по состоянию на 2017 год.
  • Республика Конго — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Куба — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Лаос — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Мавритания — 12 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Мозамбик — 60 С-60 (30 единиц на хранении), по состоянию на 2017 год.
  • Монголия — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Пакистан — 144 Тип-59 (С-60), по состоянию на 2017 год.
  • Сирия — некоторое количество С-60, в том числе установленные на Куб (зенитный ракетный комплекс), по состоянию на 2017 год.
  • Судан — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Таиланд — 6 Тип-59 (С-60), и более 18 в неисправном состоянии, по состоянию на 2017 год.
  • Туркмения — 22 С-60, по состоянию на 2017 год.
  • Эфиопия — некоторое количество С-60, по состоянию на 2017 год.

Бывшиеправить

  • СССР
  • Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Йемен — 120 С-60, по состоянию на 2007 год.
  • Ливия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Мали — 6 С-60, по состоянию на 2007 год.
  • Приднестровье — некоторое количество.

Оценка

Недостатком автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательной работы основных механизмов: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора.

Соотношение между временем цикла — откат-накат ствола и временем работы всех остальных механизмов автомата (1 к 2) говорило о нерациональности используемой схемы. Свободное движение патронов в приёмнике допускало возможность их перекоса в магазине и задержкам.

Проведённые в 1940 году сравнительные испытания между советской 37-мм артустановкой 61-К и 40-мм американской ЗАУ «Бофорс» показали, что они не имеют существенных различий в своих основных характеристиках.

А где радар?

И тут мы переходим к вопросу: а зачем вообще такая большая пушка? Тем жеТунгуске» иПанцирю» вполне хватает 30-мм пушек — зачем 57-мм? Ответ кроется в снарядах.

Они у новой зенитки совсем не простые — а умные. Это корректируемые боеприпасы и боеприпасы с управляемым подрывом. Сделать такие в калибре 30 мм достаточно сложно — банально не хватает места в снаряде. Другой важный плюс более крупных калибров — большая дальность и пробиваемость

Первое важно для уничтожения вертолётов с противотанковыми ракетами, а второе позволяет эффективно противостоять современным лёгким боевым машинам, которые уже неплохо защищены от 30-мм пушек. Конечно, калибр 57 мм великоват — идеальным был бы 40-45 мм

И такую пушку у нас и правда проектировали, но, к сожалению, не осилили.

Кроме общих претензий есть много вопросов и к самойДеривации». Главный из них — а где радар?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо вспомнить, зачем пушечным ЗСУ вообще радар. В массовом сознании почему-то считается, что с его помощью обнаруживают авиацию противника. Конечно, его можно использовать и для этой задачи, хотя почти всегда этим занимаются другие машины, но всё же главная задача радара на ЗСУ — сопровождение цели и точное наведение на неё орудий. Раньше с этим могли справиться только радары, но прогресс не стоит на месте.

Сейчас найти цель на дистанциях до десяти километров вполне возможно с помощью оптико-электронной системы обнаружения и прицеливания, которая и установлена наДеривации». А другого зенитке и не очень надо: она просто не стреляет на большие дальности. Главный минус подобной прицельной системы — технологическая сложность и иногда высокая цена.

Оптико-электронная система обнаружения и прицеливания На ту же тему Израильский удар по Сирии: подбитыйПанцирь» и перспективы российской ПВО

Преимуществ у оптико-электронной системы несколько. У неё куда меньшие размер и энергопотребление, чем у радара, а значит, зенитная установка будет и топлива тратить не очень много

Но самое важное преимущество — невозможность обнаружить и навести на такую ЗСУ противорадиолокационную ракету, которые сейчас есть у многих стран и которые представляют большую угрозу для ПВО. В хороших условияхДеривацию» будут обнаруживать гораздо позже, чем её коллег с радарами

Другая претензия кДеривации» — выбор шасси. Часто можно встретить вопрос: зачем ЗСУ сделали на шасси уже не самой молодой БМП-3, когда есть перспективныйКурганец»? Вот только когда этотКурганец» пойдёт в серию — совершенно не ясно, доведение его до ума затягивается и затягивается: может так выйти, что на вооружение он вообще не поступит. А с БМП-3 всё просто и ясно: она уже производится, есть в войсках и пробудет в них ещё очень долго. Все технологии уже давно отработаны и каких-то проблем с ходовой или мотором не возникнет. Плюс унификация хорошо сказывается на обслуживании машины в войсках.

В итоге можно сказать, что реальных претензий кДеривации» почти нет. Да, хотелось бы пушку калибром 45 мм, у которой будет побольше боекомплект. Есть опасения, смогут ли осилить сложную оптико-электронную систему обнаружения и прицеливания. Но в остальномДеривация» — одна из самых приятных и адекватных новинок нашего ВПК, и хочется поскорее увидеть её в войсках.

Описание АЗП-57 комплекса С-60

Автоматика АЗП-57 основана на отдаче при коротком ходе ствола. Замок поршневого типа, скользящий, возврат за счёт гидравлических и пружинных амортизаторов. Боепитание из магазина на 4 патрона.

Ствол длиной 4850 мм для снижения мощности отката снабжался однокамерным дульным тормозом реактивного типа. Охлаждение воздушное, при нагреве ствола свыше 400 градусов по Цельсию, принудительное охлаждение, оборудование для которого входит в ЗИП пушки.

Морская версия орудия имеет принудительное водяное охлаждение с применением забортной воды. Ствол уравновешивался пружинной, качающейся системой. Тормоз наката гидравлического типа.

Для транспортировки комплекса С-60 предусмотрена четырёхколёсная платформа с торсионной амортизацией. Для ходовой части применены колеса типа ЗИС-5, с заполнением шин губчатой резиной. Скорость буксировки платформы 25 км/ч по грунту, до 60 км/ч по шоссе.

Вес комплекса составляет около 4,8 тонн в походном положении. Перевод системы из боевого положения в походное, по нормативам занимает 2 минуты.

Для прицеливания АЗП-57 комплекса применяется векторный полуавтоматический прицел. Наведение орудий входящих в зенитный комплекс осуществлялось несколькими методами:

  • автоматически, с использованием информации с ПУАЗО;
  • в полуавтоматическом режиме, в этом случае используется информация с прицела ЭСП-57;
  • индикаторная, вручную.

Для нормального функционирования комплекса С-60 требовалось свести батарею из 6-8 орудий в единую систему с замыканием на ПУАЗО (прибор управления зенитным огнём) или СОН-9(станция орудийной наводки). Расчёт орудия 6-8 человек.

Боевое применение

В ВС СССР, к концу 80-х последней воинской частью, на вооружении которой стоял С-60, являлся 990-й зенитный артиллерийский полк (990-й зап) 201-й мотострелковой дивизии в период Афганской войны. Зенитные батареи 990-й зап несли боевое охранение аэропорта г. Кундуз.

С-60 экспортировался во многие страны мира и неоднократно применялся в военных конфликтах. Пушки этого комплекса широко использовались в системе ПВО Северного Вьетнама во время Вьетнамской войны, показав высокую эффективность при стрельбе по целям на средних высотах, а также арабскими государствами (Египет, Сирия, Ирак) в арабо-израильских конфликтах и ирано-иракской войне.

На сегодняшний день в России комплекс находится на консервации. Несмотря на это, офицеров — командиров расчётов — выпускали вплоть до 2007 года. В войсках офицеры, обученные на АЗП-57 комплекса С-60 (в основном, в рамках военных кафедр), для дальнейшего несения службы проходят переобучение на иные виды противовоздушного вооружения.

Комплекс С-60 стоял на вооружении 25 омсбр (п. Владимирский Лагерь, Псковская обл.) еще в начале 2000-х.

37-мм пушка 61-К образца 1939 года. СССР

Продолжаем тему «Бофорса». Советская 37-мм пушка образца 1939 года была разработана с использованием технической базы шведской ЗАП «Босфорс L60». Орудие создавалось по решению ГАУ РККА конструктором М.Н. Логиновым. В годы Великой Отечественной войны именно это орудие было основным в системе ПВО. Кроме этого, особенно в первый период войны, 61-К часто использовалась как эффективное противотанковое средство.

37-мм ЗАП 61-К это одноствольное полностью автоматическое орудие малого калибра. Все процессы автоматизированы так же, как и у базовой модели. Вручную производилось только подача патронов в магазин, прицеливание и наведение орудия. Автоматика работает за счет движения ствола.

Перевозилось орудие с помощью грузового автомобиля или любого другого тягача со скоростью до 60 км/ч. Расчет 7 человек. Всего выпущено 22 600 орудий.

Орудие с честью прошло всю войну и закончило её участием в салюте победы в Берлине. Советские зенитчики относились к этому орудию с огромным уважением. А боевой путь пушки 61К продолжался ещё долго в послевоенный период.

Достоинство орудия: 1. Высокая скорострельность. 2. Хороший потолок. 3. Простота использования.

Недостатки: 1. Отсутствие бесконтактного взрывателя у снаряда.

Проектирование

Схема ЗИФ-31Б

Артустановка проектировалась в двух вариантах:

  • ЗИФ-31 — для кораблей, имеющих ПУС-М3А (приборы управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии)
  • ЗИФ-31Б — для кораблей, не имеющих ПУС.

По конструкции эти установки были практически одинаковыми, но ЗИФ-31Б не имела дистанционного управления. Качающаяся часть ЗИФ-31 заимствована у СМ-24-ЗИФ с некоторыми изменениями и состоит из двух автоматов, установленных в одной люльке с общим для обоих автоматов спуском. Ствол моноблок. Крутизна нарезов постоянная. Число нарезов 16 вместо 24 у СМ-24-ЗИФ. Затвор вертикальный клиновой. Досылатель пружинного типа с ускорительным механизмом перемещения каретки. Он взводиться от копира, закреплённого на люльке. Люлька имеет один сектор вертикального наведения. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный. Охлаждение стволов в перерывах между стрельбой — забортной водой через канал ствола в течении 1-1,5 мин.

Примечания

  1. Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.
  2. Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии: Триумф и трагедия В. Грабина. — М.: АСТ, 2002.
  3. П. Чемберлен, Х. Дойл. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. — М.: АСТ, Астрель, 2004. ISBN 5-271-06470-0.
  4. Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 136 с.: ил. ISBN 5-699-18754-5.
  5. Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
  6. Военно-исторический журнал, № 5, 2005.
  7. М. Коломиец, М. Свирин. Курская дуга. М.: Экспринт НВ, 1998. ISBN 5-85729-011-2.
  8. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002.

Описание АЗП-57 комплекса С-60

Автоматика АЗП-57 основана на отдаче при коротком ходе ствола. Замок поршневого типа, скользящий, возврат за счёт гидравлических и пружинных амортизаторов. Боепитание из магазина на 4 патрона.

Ствол длиной 4850 мм для снижения мощности отката снабжался однокамерным дульным тормозом реактивного типа. Охлаждение воздушное, при нагреве ствола свыше 400 градусов по Цельсию, принудительное охлаждение, оборудование для которого входит в ЗИП пушки.

Морская версия орудия имеет принудительное водяное охлаждение с применением забортной воды. Ствол уравновешивался пружинной, качающейся системой. Тормоз наката гидравлического типа.

Для транспортировки комплекса С-60 предусмотрена четырёхколёсная платформа с торсионной амортизацией. Для ходовой части применены колеса типа ЗИС-5, с заполнением шин губчатой резиной. Скорость буксировки платформы 25 км/ч по грунту, до 60 км/ч по шоссе.

Вес комплекса составляет около 4,8 тонн в походном положении. Перевод системы из боевого положения в походное, по нормативам занимает 2 минуты.

Для прицеливания АЗП-57 комплекса применяется векторный полуавтоматический прицел. Наведение орудий входящих в зенитный комплекс осуществлялось несколькими методами:

  • автоматически, с использованием информации с ПУАЗО;
  • в полуавтоматическом режиме, в этом случае используется информация с прицела ЭСП-57;
  • индикаторная, вручную.

Для нормального функционирования комплекса С-60 требовалось свести батарею из 6-8 орудий в единую систему с замыканием на ПУАЗО (прибор управления зенитным огнём) или СОН-9(станция орудийной наводки). Расчёт орудия 6-8 человек.

ТТХ С-60 по сравнению с одноклассниками

Характеристики С-60 60 SAK M1950 Bofors L70
Производитель СССР Швеция Швеция
Длина ствола, мм 4480 3420 2800
Калибр, мм 57 2х57 40
Масса, кг 4800 2900 3850
Скорострельность, выстр/мин 120 120 на ствол 240
Дальность/досягаемость по высоте, м 6000/5000 6000/5000 5000/3000
Транспорт буксируемая СЗАУ СЗАУ

При отличных баллистических характеристиках С-60 тем не менее не могла поддерживать и защищать колонны на марше, ввиду того что это была буксируемая пушка. Для того чтобы перевести систему в боевой режим требовалось время на развёртывание орудий, развёртывания системы управления и подвоз боеприпасов.

В то время как уступающие по характеристикам артсистемы вероятного противника изначально находились на самоходном шасси, что значительно ускоряло время их боевого развёртывания. Это в итоге и привело к снятию с вооружения и передаче в резерв этих орудий.

Дистанция применения орудия по глубине составляло до 6 км, при бронебойном или осколочном снаряде это было довольно эффективное средство поражения лёгкой бронетехники и живой силы противника.

В дальнейшем эти орудия в строю заменили более совершенные и снабжённые собственной радиолокационной станцией наведения ЗАК (зенитный артиллерийский комплекс) «Шилка» и «Тунгуска». Эти машины могли сопровождать колонны на марше, кроме того обладали достаточной скорострельностью для борьбы с реактивными самолётами противника.

Borner Sport 704

Оценка проекта

Благодаря оригинальной конструкции противооткатных устройств, 37-мм авиадесантная пушка обр.1944 г. сочетала мощную для своего калибра баллистику зенитного орудия с небольшими габаритами и массой. Представляет интерес сравнение ЧК-М1 и 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г. (М-42), серийно выпускавшейся с 1942 года и находившейся по штату в тех же подразделениях, что и ЧК-М1 (противотанковых батареях батальонов гвардейских стрелковых дивизий).

Сравнительные характеристики 37-мм авиадесантной пушки обр. 1944 г. и 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г.
Характеристика 37-мм обр. 1944 г. 45-мм обр. 1942 г.
Калибр, мм/длина ствола, клб. 37/63 45/68,6
Масса в боевом положении, кг 209 625
Высота линии огня, мм 280 710
Скорострельность, выстр/мин. 15-25 15-20
Бронепробиваемость калиберным бронебойным снарядом под углом 90° на дистанции 500 м 46 59
Бронепробиваемость подкалиберным бронебойным снарядом под углом 90° на дистанции 500 м 86 79

При близких с М-42 значениях бронепробиваемости ЧК-М1 в три раза легче и значительно меньше по габаритам (намного более низкая линия огня), что значительно облегчало перемещение орудия силами расчёта и его маскировку. В то же время, М-42 имеет и ряд преимуществ — наличие полноценного колёсного хода, позволяющего буксировать орудие автомобилем, отсутствие демаскирующего при стрельбе дульного тормоза, более эффективный осколочный снаряд и лучшее заброневое действие бронебойных снарядов.

Баллистические характеристики ЧК-М1 позволяли орудию при использовании подкалиберных снарядов уверенно пробивать бортовую броню немецких средних танков (в том числе и официально классифицировавшегося в вермахте как средний танка «Пантера»), а на близких дистанциях — бортовую броню тяжёлых танков.

Характеристики бронирования немецкой бронетехники 1943—1945 годов
Характеристика StuG III Ausf.G Pz.IV Ausf.H Pz.V Pz.VI Pz.VIB
Год поступления в войска 1943 1943 1943 1943 1944
Бронирование лба корпуса, мм 80 80 80 (139) 100 150 (233)
Бронирование борта корпуса, мм 30 30 50 (58) 80 80 (88)

28/20-мм противотанковое орудие s.Pz.B.41

Сравнение ЧК-М1 с иностранными аналогами затруднено вследствие отсутствия близких по калибру и назначению орудий. Широко распространённые в мире в 1930-х годах 37-мм противотанковые пушки к 1944 году сошли со сцены, будучи заменены более мощными орудиями. В некоторой степени аналогом ЧК-М1 является немецкое 28/20-мм противотанковое орудие s.Pz.B.41 с коническим каналом ствола, одна из модификаций которого была предназначена для парашютных частей и имела облегчённый лафет; производство данного орудия было прекращено в 1943 году, но выпущенные пушки продолжали использоваться до конца войны. По сравнению с ЧК-М1 немецкая пушка несколько более лёгкая (139 кг) и имеет неограниченное горизонтальное наведение за счёт треножного станка. В то же время, советское орудие имеет лучшую бронепробиваемость, лучшее заброневое действие бронебойных снарядов и гораздо более эффективный осколочный снаряд.

Представляет интерес сравнение ЧК-М1 с выполняющими аналогичные функции лёгкими безоткатными орудиями. Немецкое 75-мм лёгкое безоткатное орудие L.G.40 имело массу в боевом положении 145 кг, имело кумулятивный снаряд с независящей от дальности стрельбы бронепробиваемостью 90 мм, а также намного более эффективный осколочно-фугасный снаряд. Американское 57-мм безоткатное орудие М18 массой всего 22 кг, принятое на вооружение в 1944 году, допускало возможность ведения огня с плеча стрелка, имея богатый ассортимент боеприпасов, включающий кумулятивный снаряд с бронепробиваемостью до 70 мм, осколочный снаряд, дымовой снаряд и картечь. Преимуществом ЧК-М1 по сравнению с любыми артиллерийскими системами безоткатного типа являлась гораздо меньшая её демаскировка при выстреле, поскольку выходящие из сопла последних пороховые газы поднимают в воздух очень большое количество пыли. Кроме того, недостатком безоткатных орудий является наличие протяжённой (до 50 м) зоны за орудием, подверженной воздействию исходящих пороховых газов, что накладывает существенные ограничения на размещение орудия.

история

В конце 1940 – х годов, Советский Союз начал разрабатывать 57 мм зенитную пушку с, чтобы заменить его 37 – мм пушки. Были представлены три различные модели, и выигрышный дизайн был сделан В. Г. Грабина. По данным западных разведывательных источников, немецкий прототип пистолета 5,5 см Gerät 58 легли в основу конструкции. Советы также имели возможность изучать немецкий 5 см Flak 41 пушки , которые были захвачены после Сталинградской битвы .

Прототип прошел полевые испытания в 1946 году и был принят на вооружение в 1950 году, после некоторых незначительных изменений. Зенитные было дано название 57 мм С-60 . Грабина продолжил развитие и выставила SPAAG версию ЗСУ-57-2 в 1955 году.

Устройство управления огнем был разработан с немецкого лямбда – калькулятор ( Kommandogerät 40 , 40A и 40B ) и был назван ПУАЗО-5A . Он имел также расстояние измерительное устройство под названием D-49 . Направление огня также было сделано более эффективным, в том числе Grom-2 РЛС к АА-батареек (10 см длины волны). Вся система называлась СОН-9 . Позже, калькуляторы будут изменены в более современный RPK-1 Вазу , который был разработан М. Kositskin. Калькулятор и радары были перевезены на Урале 375 грузовиков.

57 мм пушки заменили 37-мм дивизионных пушек в советской службе в 1950-х годах. Выделенная зенитный полк состоял из двух AA-батарей с шестью 57-мм пушек каждый. В ПВО ПВО войск AA-полки состояли из четырех AA-батарей 57 мм (24 орудий).

В середине 1960-х годов, советские дивизионные подразделения ПВО начали заменять свои AA-пушки с ракетами, и к концу 1970-х годов AA-пушки почти исчезли. Тем не менее, они были использованы во многих других странах. Производительность AAA во Вьетнаме против низколетящих самолетов навели Советы , чтобы вернуть много пушек из памяти в дополнение к поверхности к воздуху ракеты , чья производительность на малой высоте был менее чем удовлетворительным.

Технические данные

Парк «Патриот».

  • Тип оружия: одноствольная автоматическая пушка
  • Калибр: 57 мм
  • Патрон: 57×348 мм SR
  • Энергия: 1400 кДж
  • Принцип действия: использование энергии отдачи при выстреле
  • Длина ствола: 4850 мм
  • Нарезы: 24шт
  • Масса в боевом положении: 4,8 т
  • Зона обстрела по дальности: 6000 м
  • Зона обстрела по высоте: 5000 м
  • Максимальная скорость воздушной цели: 300 м/с
  • Скорострельность: 105—120 выстр./мин:
  • Практическая скорострельность: 70 выстр./мин
  • Максимальный угол возвышения: 87 град.
  • Минимальный угол склонения: −4 град.
  • Начальная скорость снаряда: 1000 м/с
  • Масса патрона: 6,61 кг
  • Масса снаряда: 2,8 кг
  • Боеприпасы: ОТ, ОЗТ, БЗТ, БРТ
  • Расчет: 6—8 человек
  • наведение на цель: ручное, электрическое,полуавтоматическое по нуль-индикаторам и автоматическое по данным радиоприборного комплекса РПК-1(станции орудийной наводки СОН или прибора управления зенитным огне -ПУАЗО)

Модернизация зенитной пушки С-60

В 1990-х годах Научно-производственный центр профессиональной электроники Radwar S.A. (Польша) провел модернизацию пушек С-60 для их использования в зенитном артиллерийском комплексе «Амбрэлла-57», взаимодействующем с радаром N-22 для обнаружения низколетящих целей. Он состоит из батареи из четырех пушек С-6ОМ, машины управления огнем WD-95, монокуляра для производства наблюдения TZKM, а также полевого генератора PAD-20.

Пушки С-60М оснащены новой системой электроприводов и цифровыми системами для взаимодействия с машиной управления огнем, поэтому они могут наводиться на цель автоматически или полуавтоматически, а также вручную (аварийно). Машина управления огнем WD-95 обеспечивает прием и изображение получаемой от радара информации о ситуации в воздухе, обнаружение и слежение за целями с помощью телевизионной камеры или FLIR (до 10 км), выбор цели для уничтожения, автоматическое наведение каждой пушки, прием информации о координатах цели от монокуляра TZKM, главной задачей которого является поиск и слежение за целями.

С-60 на ближнем востоке — где-то музейный экспонат, а где-то, все ещё воюет

• Справочник артиллерии • Артиллерия того же периода •

Миноксидиловые спреи ALERANA®

Лечебные препараты на основе миноксидила имеют следующие действие:

  • нормализуют работу фолликул;
  • стимулируют рост новых волос и увеличивают фазу активного роста;
  • повышают густоту прически;
  • останавливают выпадение прядей.

Спреи ALERANA воздействуют непосредственно на фолликулы, они улучшают микроциркуляцию кожи, тем самым усиливая питание корней волос.

Активный компонент – миноксидил. Он тонизирует сосуды, обеспечивая приток крови к фолликулам, что заставляет их «просыпаться».

Использовать спреи очень просто, достаточно наносить раствор на кожу головы два раза в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector