Бомбардировщик

Содержание

Читайте также

«СОКО Г-4 СУПЕР ГАЛЕБ» — боевая чайка

Легкий штурмовик (Югославия)

«Супер Галеб» — наглядный пример высокого профессионального уровня югославских авиаконструкторов

После создания машины «Орао» пути авиастроителей Югославии и Румынии разошлись. В 1978 году «СОКО» приступила к разработке собственного штурмовика, предназначенного для замены учебно-боевых самолетов «Галеб-2» и «Ястреб». Новую машину назвали «Супер Галеб» («Супер Чайка»).

Получился вполне современный многоцелевой самолет, способный составить конкуренцию новейшим западным машинам такого же класса — английскому «Хоку» и немецко-французскому «Альфа Джет». Вооружение «Супер Галеба» состояло из 23-мм пушки и четырех подкрыльевых узлов подвески бомб или неуправляемых ракет.

Штанга, расположенная над посадочной фарой, — это трубка Пито, которая служит для измерения скорости самолета

В 1982 году началось серийное производство самолета. До 1989 года было создано 132 «Супер Галеба», из которых 6 купила Бирма. Только распад Югославии привел к прекращению их выпуска.

Самолет широко применялся во время гражданской войны в этой стране. Четыре штурмовика были сбиты американскими F-16 в 1994 году, еще столько же было сбито спустя пять лет.

В 1999 году 7 «Супер Галебов» и «Орао», а также 2 МиГа-21 разбомбили натовский аэродром в Тузле, похоронив на нем 17 самолетов и 2 вертолета, потеряв при этом два самолета. Как утверждалось впоследствии, вылет был собственной инициативой сербских пилотов. «СОКО Г-4 Супер Галеб» до сих пор находятся на вооружении ВВС Сербии, а также Боснии и Герцеговины.

Штурмовик «Супер Галеб» — один из героев гражданской войны в Югославии

Поделиться ссылкой

Оборона

Для тяжелых самолётов выбор оборонительного вооружения был невелик — пулемётывинтовочного» калибра, тяжёлые пулемёты калибра 12,7 мм, либо пушки, обычно 20-миллиметровые. Легкие пулемёты выдавали в сторону истребителя-перехватчика облако трассирующих пуль(их можно было ставить больше, да и боезапас весил не столь много). Неопытных пилотов обстрел пугал, но он оказался не так опасен, как оборона с помощью тяжелых пулемётов. 12,7-миллиметровые не отличались такой же скорострельностью, но попасть под их очередь означало потерять самолёт. Снаряд 20-миллиметровой пушки вообще не оставлял шансов истребителю, но стрелять должен был настоящий снайпер — небольшой боезапас не позволял поливать врагав режиме дождика».

Подфюзеляжная турельСуперкрепости» B-29(фото: Marc Murphy)

…и его же верхняя, на четыре 12,7-мм ствола — янки не скупились на пулемёты

Британцы традиционно ставили легкие пулемёты, причём на некоторых турелях их даже счетверяли. Американцы вооружали своиКрепости» иЛиберейторы» тяжелыми, доказав эффективность такой защиты в дневных миссиях. Остальные обычно смешивали все три типа — до конца войны пушечное вооружение в чистом виде никто не решился поставить на бомбардировщик.

Rockwell B-1 Lancer

Многие американские истребители и бомбардировщики создавались с учетом возможности ядерного противостояния. К этой серии относится модель В-1В, которая разрабатывалась специально для несения зарядов с атомными боеголовками. После завершения Холодной войны указанные самолеты переоборудовались под оснащение обычными боеприпасами, а в середине 90-х были окончательно выведены из стратегических войск США.

Рассматриваемая машина имела усиленную конструкцию шасси и планера. Такое решение дало возможность повысить показатель максимальной взлетной нагрузки. В производстве «Ланцера» успешно применялись технологии «стелс». Блок вооружения также был видоизменен с учетом возможности прорыва ПВО противника на малой высоте.

Первая серийная версия В-1В поднялась в воздух в 1984 году, а уже через 12 месяцев летательные аппараты были приняты на вооружение. Бомбардировщик изготовлен по нормальной схеме в плане аэродинамики, оснащается крылом с низким размещением. Последний элемент имеет стреловидную конфигурацию и высоко посаженное горизонтальное оперение. Фюзеляж по типу половинчатого монокока оборудован множеством шпангоутов и лонжеронов. Обшивка сделана из алюминиевого сплава. Тип крыла – кессонный элемент с двумя лонжеронами. В качестве двигателей используются четыре мотора F101-GE-102.

Параметры:

  • длина/высота – 44,8/10,36 м;
  • практическая дальность – 12 тыс. км;
  • нагрузка боевая – 56,7 т;
  • скоростной порог – 1328 км/ч;
  • в экипаже – 4 чел.

Вторая мировая война

За всю историю Второй мировой в боях принимали участие свыше 100 различных типов бомбардировщиков. Условно их начали делить на дальние и фронтовые. Соответственно, от вида бомбардировщика они выполняли поставленные задачи. Среди фронтовых больше всего выделяются английский De Havilland Mosquito, советский Пе-2, американские Martin B-26 Marauder, Douglas A-20 Havoc и A-26 Invader. Дальние – английский Vickers Wellington, советский Ил-4, американский B-25 Mitchell, германские «Юнкерс Ю 88» и «Хенкель Хе 111»

Если СССР и Германия больше развивали фронтовую авиацию, то Великобритания и США обращали внимание на тяжелые четырехмоторные бомбардировщики, которые могли наносить массивные удары по цели. В основе американских тяжелых бомбардировщиков был «Боинг В-17 «Летающая крепость», который считался самым скоростным и высотным боевым ЛА на начало войны

Самым ярким представителем стал проект А. Джорданова «Боинг В-29». На тот момент этот агрегат обладал совершенной аэродинамикой и мощными двигателями. И именно он стал первым из всех, на котором можно было перевозить ядерное оружие (с «Энола Гей» ВВС США бомбили японские города Хиросиму и Нагасаки в 1945 году).

С 44-го года в активных боевых действиях участвовала бомбардировочная реактивная авиация. И впервые начали развиваться реактивные истребители-бомбардировщики. Первая модификация такого ЛА – Ме-262А2, спроектированного в Германии еще в 1942 году. Спустя год немецкие конструкторы разработали бомбардировщик-носитель (Do-217K) для управляемого оружия, который сбрасывал планирующие бомбы. Первым в мире ракетоносцем стал устаревший к концу войны Не-111. Именно он выпускал крылатые ракеты Фау-1.

Боевое применение

Первые удары по реальным целям бомбардировщик Ту-22М3 нанес еще до его официального принятия на вооружение ВВС. Произошло это в 1988 году, когда самолеты привлекли для обеспечения выхода советских войск с территории Афганистана. Ранее, начиная еще с 1984 года, по моджахедам уже наносили бомбовые удары самолеты Ту-22М2.

Первый вылет состоялся 31 октября 1988 года. Самолеты взяли на борт авиабомбы ФАБ-3000, сбросив их на позиции противника, расположенные в районе Кандагара. Удары наносились по горным массивам и «зеленке», а 3 ноября – по окрестностям населенного пункта Джалез, где разведка обнаружила крупное бандформирование.

Затем Ту-22М3 использовали для охоты за «ракетчиками», затаившимися близ Кабула и обстреливавшими столицу ДРА неуправляемыми реактивными снарядами. Особого успеха бомбардировщики не добились, что и неудивительно – ведь это была стрельба из пушек по воробьям.

Ту-22М3 взлетают с аэродрома Мары-2, отправляясь на бомбежку позиций моджахедов.

Бомбардировки продолжались вплоть до 14 февраля 1989 года (то есть до дня вывода войск). Как правило, на задание уходила восьмерка самолетов, а основным боеприпасом так и остались трехтонные бомбы. В декабре 1988 года делались попытки заменить их на ФАБ-500, но эффект от их взрыва выглядел незначительным.

В декабре 1994 года шесть бомбардировщиков Ту-22М3 были использованы для нанесения ударов по незаконным вооруженным формированиям на территории Чеченской республики. В последующем эти самолеты в «чеченских войнах» уже не участвовали – для них не было подходящих целей.

В августе 2008 года Ту-22М3 впервые был сбит. Это произошло в ходе операции по «принуждению к миру» Грузии. Самолет стал жертвой зенитно-ракетного комплекса (скорее всего ЗРК «Бук», привезенного из Украины). Спастись удалось только командиру экипажа. К сожалению, подробности использования Ту-22М3 в этом конфликте до сих пор остаются неизвестными.

Начиная с ноября 2015 года, бомбардировщики Ту-22М3 применяются для нанесения ударов по террористическим группировкам на территории Сирии. Всего для этого привлечено 14 самолетов, в состав оборудования которых включили специальную прицельную станцию. С её помощью, как сообщается, удалось радикально повысить точность бомбометания.

Ту-22М3 сбрасывают бомбы по целям на территории Сирии.

Вообще говоря, целесообразность применения столь дорогих сложных и дорогих машин в Сирии сомнительна. Из-за отсутствия подходящих аэродромов они вынуждены вылетать с территории России, а это обозначает, что на борту можно разместить лишь незначительное количество бомб. В результате ударная мощь Ту-22М3 примерно сравнялась с показателями куда более дешевых Су-24.

Атаковать свою «главную цель», то есть американские авианосцы, бомбардировщикам Ту-22М3 так и не довелось. Однако в 2002 году в США был снят фильм The Sum of All Fears, где такую атаку всё-таки продемонстрировали:

Автор статьи:
Akiva Content

Психологическое тестирование и зачем оно нужно

 Как указывалось выше, к службе в подразделениях морской пехоты, привлекаются лица проходящие службу по призыву. Они не задействуются в операциях, связанных с боестолкновениями в мирное время, поэтому критерии отбора несколько ниже, чем для тех, кто решил проходить службу в морской пехоте на контрактной основе. Ведь именно из «контрактников» формируется ядро «спецназа», на которое возложено выполнение разведывательно-диверсионной миссии и участие в десантно-штурмовых операциях связанных с подавлением сопротивления противника или захватом военных объектов.

Для этого кандидату предлагается пройти ряд тестов позволяющих выявить различные аспекты личности. Начиная от выявления скрытых симптомов шизофрении и грубых психических отклонений заканчивая определением уровня интеллекта и скоростью принятия решений в критической обстановке.

  • тестMMPI– выявляет шизоидные состояния и грубые дефекты психического развития;
  • тест КОТ – определяет скорость мышления и принятия решений в стрессовых ситуациях;
  • тест на IQ – условный совокупный интеллектуальный потенциал личности;
  • цветовой тестЛюшера– выявляет тип устройства высшей нервной деятельности

Кроме психологических тестов кандидаты подвергаются усиленному медицинскому обследованию. Препятствием могут служить:

  • татуировки криминальной направленности;
  • пирсинг, свидетельствующий о принадлежности к нетрадиционным социальным сообществам;
  • родимые пятна и дефекты кожи на открытых участках тела;
  • заикание и сильные дефекты речи;
  • шрамы, указывающие на попытки суицида.

Шасси МиГ-27

Истребитель МиГ-27 имел трехопорное шасси. Носовая опора имела в составе два бескамерных колеса размером 520х140, основные опоры – по одному бескамерному колесу размером 840х360.

Основная стойка сложена из сварной балки, консольной полувилки, поворотного узла, выносного амортизатора и механизма дополнительного разворота. Полувилка и амортизатор фиксировались на поворотном узле, который был установлен на балке. Во время уборки шасси убирается щиток гидроцилиндра, который задевает балку, выполняя одновременно разворот полувилки и колеса. Внутри носовой стойки имеется механизм возвращения колеса в исходное положение во время полета.

В конструкции шасси самолета предусмотрено использование грязезащитных щитков, которые препятствовали попаданию мелких предметов и грязи в воздухозаборники. Их применение позволяет проводить руление и взлет на грунтовых ВПП.

В носовой стойке шасси установлен механизм разворота колеса МРК-З2-25, который отвечает за отклонение угла передних колес пропорционально отклонению педалей в кабине управления.

На МиГ-27 установлена пневматическая система торможения с дисковыми тормозами.

Испанские и китайские уроки

На тот момент машина представляла собой действительно первоклассный самолет, созданный для скоростного полета и способный выполнить все стоящие перед ним задачи. Два мощных мотора, убирающиеся шасси, закрытые кабины всех трех членов экипажа (летчика, штурмана и стрелка-радиста), гладкая алюминиевая обшивка — все это обеспечивало СБ достаточно высокую скорость, позволяющую оторваться от истребителей, стоящих на вооружении в странах, считающихся «потенциальными противниками». Четыре пулемета (сдвоенная установка у штурмана, верхний турельный и нижний люковый – у стрелка-радиста) могли отогнать или уничтожить любой атакующий самолет по курсу бомбардировщика или в задней полусфере, а бомбовой нагрузки в 500-600 кг хватало для того, чтобы эффективно поразить цели на поле боя.

Надо сказать, что скорость выпуска СБ тоже была высокой: если за весь 1936 год на авиазаводе в Тушино, который стал базовым для новой машины, выпустили 268 самолетов, то уже в 1937-м на двух предприятиях — в Москве и в Иркутске — было собрано 926. А больше всего машин — 1778 — было выпущено в 1940 году.

Экипаж бомбардировщика СБ вернулся с вылета на разведку, сентябрь 1941 года. Характерно, что штурман, стоящий в центре, единственный из троих членов экипажа одет в утепленный комбинезон: в передней кабине СБ сильно задувало в прорези для сдвоенной пулеметной установки

К этому времени СБ имел уже богатую боевую биографию, причем накопленную в основном за пределами родной страны. И это тоже было нормально для того неспокойного времени. Первое боевое применение СБ состоялось в Испании, куда три десятка советских крылатых машин отправились в сентябре 1936 года. К 28 октября после переправки морем и сборки все бомбардировщики были зачислены в республиканские ВВС. В тот же день СБ, получившие у испанцев ласковое прозвище «Катюшка», вылетели на свою первую боевую бомбежку. Они нанесли удар по аэродромам франкистов Севилья и Ла-Таблада и тем самым оказали колоссальную помощь защитникам Мадрида. Оставшиеся без воздушной поддержки войска противника не сумели добиться серьезных успехов в ходе очередного штурма испанской столицы.

К концу осени 1937 года в испанском небе летали уже свыше 90 «Катюшек», которые наглядно демонстрировали свои преимущества и возможности перед бомбардировщиками генерала Франко — «Капрони», «Савойя-Маркетти» и «Юнкерсами». И не только перед ними: итальянские истребители «Фиат» и немецкие «Хейнкель», которые до того момента удерживали господство в воздухе, тут же потеряли его. Республиканские ВВС почувствовали себя королями неба.

Бомбардировщик СБ после возвращения из боевого вылета закатывают под деревья для маскировки, сентябрь 1941 года

Увы, это длилось недолго. В начале 1937 года в Испанию прибыли первые новейшие германские истребители «Мессершмит-109», чья скорость позволяла им на равных тягаться с советскими СБ. И уже в июле того же года республиканские бомбардировщики стали нести первые потери в столкновениях с новыми истребителями франкистов. Эти бои выявили слабости, присущие СБ от рождения: недостаточно мощное оборонительное вооружение, отсутствие защиты кабины пилота и незащищенные бензобаки. Пока бомбардировщик имел преимущество в скорости перед истребителями, все это было несущественно, но как только скорости уравнялись, «Катюшки» стали фактически беззащитными.

Опыт испанских боев не остался без внимания в СССР: бомбардировщики СБ начали модернизировать. Появилась бронированная спинка пилотского сидения, улучшилось оборонительное вооружение, бензобаки стали протектированными, что исключило их возгорание при попадании. Но главная защита самолета — его высокая скорость — оставалась без изменений, тогда как истребители во всем мире летали все быстрее и быстрее. Это подтвердил и опыт участия советских СБ в войне в Китае против японских войск. Поначалу, как в Испании, наши самолеты отправлялись на бомбежку без сопровождения истребителей даже в дневное время, поскольку превосходили по скорости и вооруженности японские истребители. Но по мере того, как японцы заменяли свою истребительную технику на новую, более скоростную, превосходство советского самолета сходило на нет, и вскоре китайские СБ стали вылетать на боевые задания только в сопровождении и в основном ночью.

Трофейный финский бомбардировщик советского производства СБ-2 перед вылетом на аэродроме Нуммела, июнь 1944 года

Летать быстро, летать много, летать откуда угодно

Задача по созданию двухмоторного ближнего бомбардировщика, предназначенного для работы в прифронтовой полосе и ближайших тылах противника и способного оторваться от любого современного ему истребителя, была поставлена перед советскими авиаконструкторами «Планом опытного самолетостроения на 1934-35 годы». В этом документе новая машина фигурировала под индексом ББ-2.

Какие требования предъявлялись к новому бомбардировщику? Прежде всего – неуязвимость. Он должен был уметь летать быстрее и выше, чем современные ему истребители, и быть достаточно маневренным, чтобы выдерживать короткие воздушные бои. Он должен был быть цельнометаллическим, в отличие от большинства деревянно-тканевых машин того времени. Он должен был иметь два двигателя, чтобы в случае повреждения одного из них продолжать нормальный полет, пусть и с немного упавшей скоростью. На этот случай, кстати, заказчик прописал требование обеспечить машину достаточно мощным оборонительным вооружением: дескать, когда скорость упадет, бомбардировщик потеряет одно из главных преимуществ перед истребителями, и тогда ему понадобится дополнительная защита. Наконец, поскольку зоной применения ББ-2 должна была стать прифронтовая полоса, где потери всегда высоки, а качественные аэродромы — редкость, новая машина должна была быть простой в управлении, пригодной к массовому выпуску и обладать достаточно небольшим весом, коротким разбегом и пробегом при взлете и посадке.

Звено советских бомбардировщиков СБ в полете во время боев на Карельском перешейке, 1940 год

Работы по созданию нового бомбардировщика шли с такой же высокой скоростью, с которой он должен был летать. К началу февраля военные сформулировали свои требования к машине, а уже 17 февраля Совет труда и обороны СССР своим постановлением «О постройке скоростного бомбардировщика» обязал коллектив Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством авиаконструктора Андрея Туполева выпустить самолет на заводские испытания не позднее 1 сентября 1934 года. Создатели СБ справились с задачей, хотя и немного опоздали: на заводской аэродром новый бомбардировщик выкатили из заводского цеха 1 октября, а через шесть дней, 7 октября 1934 года, бомбардировщик поднялся в небо. За штурвалом нового самолета сидел летчик-испытатель Константин Попов, уже не первый год сотрудничавший с конструкторским бюро Андрея Туполева. СБ стал его второй машиной, которой он дал «путевку в небо», то есть впервые поднял в воздух (первым был истребитель И-14).

30 декабря 1934 года в воздух поднялся второй опытный бомбардировщик, оснащенный более мощными моторами. Он показал скорость 433 км/ч против (325 км/ч у первого СБ), и это позволяло ему тягаться с самым быстрым на тот момент советским истребителем И-16, а значит, с подавляющим большинством стоящих на вооружении истребителей мира! Это был действительно скоростной бомбардировщик, который заказывала Красная Армия, и уже в 1934 году, еще до окончания государственных испытаний (что, впрочем, тоже было обычной практикой того времени) машину приняли на вооружение. А уже в феврале 1936 года новые бомбардировщики начали получать строевые части ВВС Красной Армии.

Наземный персонал выполняет погрузку авиабомб в бомбардировщик СБ, лето 1941 года

Ту-22М3

Фото: airwar.ru

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик «Ту-22М3» предназначен для поражения целей по всему евразийскому континенту и в близлежащих морях. Недавно бомбардировщики прошли модернизацию и получили совершенно новую бортовую электронику. Проведенная модернизация повысила возможности бомбардировщика в прорыве ПВО типа «Иджис», еще модернизированный бомбардировщик часто называют убийцей ЕвроПро. Кроме того, одно из предназначений стратега — уничтожение авианосцев.

Фото: photofile.ru

В арсенал вооружения сверхзвукового бомбардировщика введена крылатая ракета Х-32, развивающая скорость более 4000 километров в час, обладающая дальностью полета до 1000 километров. Скорость самого бомбардировщика-ракетоносца достигает 2300 км/ч.

Кроме России самолеты семейства «Ту-22М» состояли на вооружении ВВС Украины. Однако на данный момент украинцы демонтировали все свои 60 «Ту-22М» (17 «Ту-22М2» и 43 «Ту-22М3»).

«Ту-22М3» ВВС Украины уничтожаются с помощью оборудования американской компании Raytheon Technical Services, авиабаза Полтава, 2002 год.

Тяжелые и дальние бомбардировщики 1918–1945 гг

В межвоенный период авиация развивалась быстрее иных видов военной техники, ведь самолеты в отличие от танков и пушек востребованы и в мирное время. К тому же доктрина стратегических бомбардировок генерала Дуэ создала у политиков Запада иллюзию, что мощная авиация сама по себе может выиграть войну, и мерилом могущества государства стали считать количество и качество бомбардировщиков.

В 1926 г. на смену фанерным бомбардировщикам-бипланам, схожим с моделями Первой мировой войны, пришли цельнометаллические монопланы. Первые серийные из них создал советский конструктор А. Туполев: двухмоторный АНТ-4 (поступил на вооружение в 1929 г. как ТБ-1 – тяжелый бомбардировщик первый) и четырехмоторный ТБ-3. К концу 30-х дюраль стал главным авиационным металлом, а моноплан – классической схемой всех бомбардировщиков. Легкий двухмоторный ТБ-1 летал быстрее построенного позже четырехмоторного ТБ-3, отягощенного запасом топлива, зато ТБ-3 мог совершать дальние перелеты и нести больший груз бомб.

Бомбардировщик ТБ-1

Находившийся в экономической блокаде СССР в середине 1930-х гг. достиг предела возможностей своей промышленности и без доступа к новым технологиям не мог реализовать многие передовые технические решения. Новый прорыв в военном авиастроении совершили в США, создав в 1933 г. двухмоторный «Мартин B-10». Его гладкая обшивка с минимальным количеством выступов и отверстий, кабины летчиков и стрелка, закрытые обтекаемыми стеклянными колпаками, шасси, в полете убирающиеся внутрь корпуса – снизили сопротивление воздушному потоку и повысили скорость самолета.

Do-17. Германия. 1937 г.

Вскоре в США появился мощный и скоростной четырехмоторный бомбардировщик – Боинг B-17 «Летающая крепость». Его крылья были тоньше, легче и более обтекаемыми за счет применения новых методов обработки металла и оснащения их подвижными элементами, изменяющими сопротивление воздуху при взлете и посадке. Двигатели с устройствами дополнительного наддува воздуха при меньшей массе стали мощнее и хорошо работали на больших высотах, где из-за разреженного воздуха другим моторам не хватало кислорода. Еще одним нововведением B-17 стали винты изменяемого шага: при увеличении скорости лопасти винта изменяли угол, снижая сопротивление воздуха. К началу Второй мировой войны подобными машинами обзавелись Британия, Франция и Италия.

В 1939 г. в США компания «Консолидэйтед» выпустила бомбардировщик B-24 со створками бомболюков, которые не распахивались наружу, а отъезжали на роликах внутрь, что улучшало аэродинамику. B-24 уступал B-17 в скорости, высоте и бомбовой нагрузке, но был проще в производстве, и в годы войны B-24 выпустили в 1,5 раза больше, чем B-17.

Бомбардировщик B-17

В-24 и В-17 наносили массированные удары по Германии, вылетая по нескольку тысяч с аэродромов Англии и Средиземноморья группами по 40 машин. Пока у союзников не появились дальние истребители, В-17 защищались лишь круговым огнем своих пулеметов.

Четырехдвигательный поршневой бомбардировщик «Хендли Пейдж Галифакс» (Великобритания, Вторая мировая война) имел бомбовую нагрузку 6000 кг

Операторы

Современные

  • Алжир — 300 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Ангола — 50 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан — некоторое количество Т-62, по состоянию на 2010 год. 255 единиц Т-62 поставлено из СССР: 100 единиц Т-62 поставлено в период с 1975 по 1976 годы, 155 единиц Т-62 поставлено в период с 1979 по 1991 годы. От 12 до 50 единиц Т-62К поставлены из России в 2001 году.
  • Вьетнам — 70 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Египет — 500 Т-62 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Израиль — 126 Т-54/55 и Т-62С, по состоянию на 2010 год
  • Иран — более 75 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Йемен — 200 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан — 280 Т-62, по состоянию на 2007 год
  • КНДР — более 3500 средних и основных танков в том числе и Т-62, по состоянию на 2010 год. 500 единиц Т-62 поставлено из СССР: 350 единиц Т-62 поставлено в период с 1971 по 1975 годы, 150 единиц Т-62 поставлено в период с 1976 по 1978 годы. 470 единиц Т-62 произведены по лицензии под обозначением Chonma-Ho в период с 1980 по 1989 годы
  • Куба — более 900 Средних и Основных Танков в том числе и Т-62, по состоянию на 2010 год. 400 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1976 по 1988 годы.
  • Ливия — 100 Т-62 плюс 70 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Россия — 150 Т-62 плюс 350 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Сирия — 1000 Т-62К и Т-62М, по состоянию на 2010 год
  • Сомали
  • Таджикистан — 7 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан — 170 Т-62, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия — более 246 Т-54/55 и Т-62, по состоянию на 2010 год. 70 единиц Т-62 поставлены из СССР: 20 единиц Т-62 Чехословацкого производства поставлены в 1977 году, 50 единиц Т-62 поставлены в 1980 году.

Бывшие

  • Болгария — 250 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1970 по 1974 годы. Сняты с вооружения.
  • Белоруссия — 170 Т-62, по состоянию на 1995 год, сняты с вооружения
  • Ирак — 2850 единиц Т-62 поставлено из СССР: 100 единиц Т-62 поставлены в период с 1974 по 1975 годы, 600 единиц Т-62 Чехословацкого производства поставлены в период с 1977 по 1979 годы, 2150 единиц Т-62 поставлены в период с 1982 по 1989 годы. Сняты с вооружения
  • Молдавия
  • Монголия — 100 единиц Т-62 поставлено из СССР в период с 1973 по 1975 годы. Сняты с вооружения
  • Северный Йемен — 16 единиц Т-62 поставлено из СССР в 1980 году
  • СССР — 2021 Т-62, по состоянию на 1991 год, перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Судан
  • Танзания
  • Украина
  • НДР Йемен — 270 единиц Т-62 поставлено из СССР: 50 единиц Т-62 поставлены в 1972 году, 100 единиц Т-62 поставлены в период с 1981 по 1982 годы, 120 единиц Т-62 поставлены в 1986 году.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector