Бомбардировщик ту-16: технические характеристики

Боевое применение

Стратегический бомбардировщик Ту-16 на протяжении десятилетий оставался одним из основных самолётов Вооружённых Сил Российской Федерации. В период «холодной войны», Ту-16 являлся одним из основных сил ядерного сдерживания. В эти годы боеготовность полков Ту-16 была доведена до высокого уровня. Именно благодаря Ту-16-ым сложился примерный паритет между ядерными потенциалами СССР и США. К счастью применять ядерное вооружение пришлось только на полигонах. Ту-16-ые были главными участниками советских ядерных испытаний. Проверка спецвооружения происходила на полигонах под Семипалатинском и на Новой земле. За 1957 год было испытано не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. Уже в следующем году было проведено 8 бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15, 18, 20 и 22 марта. Наибольшее количество сбросов произвели в 1962 году. Также, хочется отметить, что на полигоне №2 под Семипалатинском была испытана первая советская термоядерная бомба. Хотя бомба и была подорвана в не полном снаряжении, её тротиловый эквивалент составлял 1,6 мгт. Последние испытание атомной бомбы в СССР состоялся в конце 1962 года, с борта Ту-16, перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний.

Афганская война

Несмотря на свой долгий срок службы – почти 40 лет, единственной войной, в которой участвовали Ту-16 была Афганская война. В этой войне в основном принимали участие такие самолёты как: Ту-16А, Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, Ту-16Р – разведчик, Ту-16П – постановщик помех. В ходе боевых действий в Афганистане Ту-16 наносили бомбовые удары по районам прилегающим к городам Герат и Кандагар. Типовое вооружение самолётов состояло из 12 бомб ФАБ-500 калибром 500 мм. Также Ту-16 использовались во время масштабной Панджшерской операции 1984 года. В этой операции было задействовано 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, с вооружением ФАБ-250, и 2 эскадрильи 200-го Гв.ТБАП Бобруйска и 251-го Гв.ТБАП из Белой Церкви. В 1986 году Ту-16 вновь были привлечены к боевым действиям в Афганистане. Их целью стали базы, на которые опирались разросшиеся формирования крупных полевых командиров. Так как склады и оружейные мастерские располагались в труднодоступных ущельях авиация 40-ой Армии не давали ощутимых результатов. А Ту-16, благодаря своей боевой мощи, без проблем могли накрыть всю территорию Афганистана. В налётах принимали участие Ту-16 и МиГ-21 в качестве прикрытия. В последние месяцы войны, Ту-16-ые, активно использовались в качестве прикрытия выводимых наземных частей. В группу прикрытия входила эскадрилья Ту-16 из 251-го ТБАП Белой Церкви.

Зарубежные конфликты

Помимо Афганской войны Ту-16 применялись и в зарубежных конфликтах между странами. Перед «шестидневной войной», между Египтом и Израилем, в июне 1967 года ВВС Египта получили 20 бомбардировщиков Ту-16К. Но Египет так и не смог реализовать боевой потенциал бомбардировщиков. Командование Израиля, понимая на что способны Ту-16, при помощи истребительно-бомбардировочной авиации нанесла массированный удар по аэродромам Египта, в результате чего не один Ту так и не поднялся в воздух. В 1973 году египетские ВВС получили на вооружение новые машины Ту-16У-11-16 вместо уничтоженных в 1967 году. В боевых действий приняли участие 16 бомбардировщиков базировавшихся на аэродромах к югу от Синая, вне досягаемости израильской авиации. После разрыва военного договора между Египтом и СССР в 1976 году египетские Ту-16 оказались без запасных частей, для бомбардировщиков. Тогда Египет обратился за помощью к Китаю. В обмен на истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН Китай поставлял необходимое оборудование. В ходе ирано-иракской войны Ту-16К-11-16 иракских ВВС наносили неоднократные ракетно-бомбовые удары по объектам в глубине иранской территории (в частности, ими был совершен налет на аэропорт в Тегеране). В ходе боевых действий в районе Персидского залива в 1991 г. иракские Ту-16, почти вылетавшие ресурс, оставались на земле, где частично были уничтожены авиацией союзников.

История создания

Работа над созданием этого самолёта началась в 1948 году, а новые машины поступили на вооружение в начале 1954 года. Это был первый в СССР дальний бомбардировщик с турбореактивным двигателем и стреловидным крылом. Характерно, что это полностью отечественная разработка, которая базировалась на исследованиях ОКБ А. Н. Туполева и ЦАГИ. Трофейные немецкие чертежи и расчеты к моменту появления концепции в Советский Союз ещё не поступили, а когда это произошло в них уже не было надобности. Специалисты ОКБ решали задачу создания более современной замены поршневому Ту-4. Необходимо было создать машину, развивающую скорость около 1000 км/ч, с бомбовой нагрузкой в районе 6 тонн и вооружением как у Ту-4.

Ту-16

Расчеты показывали, что задача вполне решаема и сотрудники ОКБ начали изыскания в инициативном порядке, не дожидаясь официальных распоряжений. Проект и само изделие сменили несколько кодовых названий. В результате получился Ту-16, способный нести бомбы, крылатые ракеты, обладающий мощным вооружением, серьёзной дальностью полёта и внушающий ужас противнику тем, что мог быть носителем ещё и ядерного оружия.

В те годы именно бомбардировщики рассматривались в качестве основного средства доставки ядерных боеприпасов до целей. Ракеты стратегического назначения тогда были представлены только Р-1 и Р-2 — копиями немецких ФАУ. Они были оснащены обычными боевыми частями и имели крайне низкую эффективность. Это делало разработку нового бомбардировщика наиболее актуальной.

Изначально прототип носил название самолёт «82». На нём стояли два двигателя РД-45Ф или ВК-1. Всё время разработок конструкторы были заняты выбором наиболее оптимальных двигателей и конструкционных особенностей самого самолёта, которые позволили бы развивать скорость близкой к звуковой, с числом М=0,9–0,95, но при этом нести не менее 6 тонн груза и преодолевать большие расстояния.

«Барсук» Ту-16

От схемы взятого за основу самолёта «73» мало что осталось, потому что у него крыло было прямым. На прототипах «82» крылья стали стреловидными. Машина воплощала передовые технические решения того времени, но имела недостаточные характеристики вооружения. Параллельно с «82» стали создавать ещё и «83», который оснащался радиолокационным прицелом ПС- НБ и системой наведения на цель «РМ-С».

Невозможно создать полностью готовый к эксплуатации новый самолёт такого класса. Конструкторы шли методом проб и ошибок, прорабатывали самые разные варианты.

Какие основные задачи решали разработчики?

  • Скорость, которая позволила бы бомбардировщику пройти участки активности ПВО противника и тягаться с перехватчиками.
  • Способность нести существенную бомбовую нагрузку.
  • Улучшенное вооружение, наличие собственной системы обороны от истребителей.

Ту-16

К началу 1950 года эти общие принципы детализировались так… Во-первых, бомбовая нагрузка варьировалась от 6 до 12 тонн. Во-вторых, военной авиации нужен бомбардировщик с дальностью боевого применения до 7500 км. И это не предел, потому что уже тогда, в 1950 году, стала рассматриваться возможность дозаправки в воздухе. Заправщик должен создаваться на базе того же самолёта. Других подходящих для этой цели машин в СССР не было. Впоследствии задача с заправкой в воздухе нашла блестящее решение. Была предусмотрена не только возможность переоборудования боевого самолёта в заправщик, но и обратная модификация. В-третьих, на высоту в 10 тыс. метров самолёт должен был выходить за 20–25 минут.

Изыскания увенчались успехом. 1 мая 1954 года «девятка» новых Ту прошла над Красной площадью во время парада трудящихся. К тому моменту изделие уже поступало на вооружение.

Памятник Ту-16 в Смоленске

Категория «В» — ограниченно годен к военной службе

«В ограниченно годен к военной службе» — один из запросов, касающихся записей в военном билете российского призывника. Разберемся, кому присваивается такая категория и какие последствия имеет ее присвоение. 

Как классифицируется пригодности к армии?

Что значит «ограниченно годен к военной службе»?

Как классифицируется пригодности к армии?

В России каждый военнообязанный должен пройти освидетельствование врачей. В зависимости от того, какие результаты оно покажет, призывная комиссия присваивает одну из категорий, определяющих, насколько данный призывник соответствует требованиям по здоровью для военной службы:

А — абсолютно здоров и годен к любой службе, вплоть до частей специального назначения.

Б — имеет заболевания, но в целом годен к службе. Внутри делится на 4 подкатегории — от «Б1» (может служить в частях вплоть до морской пехоты или ВДВ) до «Б4» (годен к службе в качестве технического специалиста или в частях с минимальными требованиями по здоровью).

В — ограниченно годен к военной службе. Как правило, ограничения связаны с хроническими заболеваниями, мешающими полноценной службе. Внутреннего категория деления не имеет.

Г — не призывается, однако отсрочка дается лишь до выздоровления. Категория присваивается временно, с последующей перекомиссией.

Д — абсолютно негоден.

Что значит «ограниченно годен к военной службе»?

Категория В (ограниченно годен к военной службе) — это автоматическое отправление в запас без фактической службы. ВУС при этом присваивается по гражданской профессии, а при ее отсутствии — по имеющимся навыкам.

Во время войны категория В подлежит призыву в части 2 очереди. Исходя из содержания общедоступных нормативных актов министерства обороны, можно сделать вывод, что эти части будут предназначены для восполнения потерь.

Следовательно, категория В (ограниченно годен к военной службе) шанс послужить получит лишь при тотальной мобилизации.

Последствия присвоения категории

Во мирное время военнообязанные категории В не могут служить в контрактных частях армии и поступать в военные учебные заведения. Кроме того, зачастую они не могут служить в МВД и других силовых ведомствах.

Самлёты постановки помех

Ту-16СПС

Самолеты Ту-6СПС со станциями групповой защиты СПС-1 и СПС-2 строились в 1955-1957 годах авиазаводом №1 в Куйбышеве; всего было построено 146 таких самолетов.

Ту-16П «Букет»

В вариант с системой групповой защиты « Букет » в начале 1960-х годов модернизировано около 90 самолётов Ту-16СПС.

Ту-16П «Букет»

Ту-16 «Ёлка»

Ту-16 «Ёлка»

Постановщик пассивных помех Ту-16 « Елка » был разработан в одно время с Ту-16СПС, в его бомбоотсеке размещались устройства отстрела дипольных отражателей.

Всего был построен и доработан из Ту-16Т 71 самолет, кроме того, были построены еще 79 самолетов «Елка» с обновленным составом целевого оборудования, включающим станции постановки активных помех.

В процессе эксплуатации самолеты неоднократно модернизировались.

Мишени

К проектированию радиоуправляемого самолета — мишени Ту-16М (М-16) ОКБ Туполева приступило в 1956 году. Разработка мишени сильно затянулась, и на снабжение ВС СССР он был принят только в 1965 году.

Ту-16 М не имел вооружения, на месте кормовой пушечной установки монтировались антенны системы радиоуправления. Аппаратура радиоуправления обеспечивала выполнение взлета и посадки.

Несколько Ту-16М были построены заново, но большинство переоборудовано из вылетавших ресурс Ту-16 разных модификаций.

ОКРАСКА

Подавляющее большинство Ту-16 эксплуатировались неокрашенными — цвета натурального металла.

Для защиты от коррозии обшивку покрывали лаком. Опознавательные знаки в виде красных звезд с красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера крупно писали на бортах фюзеляжа в районе кабины и на киле, в 1960-1970-е годы от крупных бортовых номеров отказались, взамен бортовые номера меньшего размера стали наносить в верхней части киля.

Нередко для введения в заблуждение вероятного противника бортовые номера менялись от полета к полету, особенно часто такую операцию проделывали с Ту-16Р / PM. На бортах фюзеляжа в районе кабины иногда наносился серийный номер самолета.

Носители ядерного оружия окрашивались по «противоатомной» схеме- серый верх и белый низ.

Ту- 16 разных модификаций, чаще всего бомбардировщики , в качестве памятников установлены во многих гарнизонах Дальней Авиации. Причем большинство из самолетов-памятников находятся в хорошем состоянии. Этот Ту- 16 окрашен по стандартной для носителя ядерного оружия серо-белой схеме. Самолет установлен в Смоленске, где долгие годы размещался штаб 46-й воздушной армии Верховного Главнокомандования.

Конструкция Ту-95

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.

Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.

Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.

Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.

Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.

На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.

Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.

Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.

В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.

Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.

Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).

Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.

Ту-95 фото

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.

Ту-95 кабина

Тактико-технические характеристики Ту-95:

  • Размах крыла, м    51

  • Длина самолета, м    49

  • Высота, м  13

  • Площадь крыла, м2    310

  • Стреловидность крыла    35°

  • Скорость полета максимальная, км/ч 1000

  • Скорость рейсовая, км/ч    900

  • Стартовая масса, кг    160 000

  • Практический потолок, м     17 000

  • Дальность полета, км    15 000

Ту-95 схема

Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»

На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.

Мир уже мог погибнуть как минимум 22 раза

А теперь перенесемся в сегодняшний день. Ядерные страхи 1960-х практически забыты. Атомные убежища — это удел эксцентричных сурвивалистов и супербогачей, а экзистенциальные тревоги сместились в сторону таких проблем, как изменения климата.

Оказывается, очень легко забыть о том, что в мире по-прежнему существует примерно 14 000 ядерных боеголовок, суммарной мощности которых достаточно для того, чтобы уничтожить около трех миллиардов человеческих жизней — а то и стереть с лица земли всё живое в результате ядерной зимы.

Мы понимаем: вероятность того, что один из лидеров ядерной державы сознательно применит ядерное оружие, крайне мала — в конце концов, они же не безумцы.

Однако мы почему-то не принимаем в расчет то, что это может произойти по ошибке.

Вдумаемся: с тех пор, как было изобретено ядерное оружие, было как минимум 22 случая, когда ядерная война чуть-чуть не началась. Мы стояли на грани катастрофы из-за таких невинных вещей, как пролетающая стая лебедей, восходящая луна (1960 г.), (1979−1980 гг.) и солнечная буря (1967 г.).

В 1958 году американский бомбардировщик случайно уронил ядерную бомбу в сад одной семьи в Южной Каролине — каким-то чудом никто не погиб, кроме цыплят, сгинувших в воронке (10 на 15 м) от тяжеленной бомбы.

Подобные происшествия случались вплоть до 2010 года, когда ВВС США временно потеряли возможность управлять 50 ядерными ракетами, что означало: засечь и остановить автоматический запуск было в это время невозможно.

Несмотря на огромную стоимость и технологическую изощренность современных ядерных вооружений (например, США, как ожидается, потратят на это 400 млрд долларов в период с 2017 по 2026 год), история показывает, как легко все меры предосторожности, изобретенные человеком, могут быть разрушены простой человеческой ошибкой, вмешательством представителей фауны или природными явлениями

Лётно-технические характеристики

Ту-16А Ту-16К-10
Двигатели АМ-3 (АМ-3М) РД-3М-500
Взлётная тяга, кгс 2х7000 (2х9520) 2х9520
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

32,989
34,8
10,355
32,989
34,8
10,355
Площадь крыла, м2 164,65 164,65
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная

36,6
72
75,8
48
36,6
72
75,8
48
Запас топлива, т 34,36 32,0
Масса бомбовой нагрузки, т 9
Скорость максимальная, км/ч:

на высоте 6250 м
на высоте 10000 м

992
938
960
894
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 5760 4850
Практический потолок, м 12800 11900
Длина разбега, м

пробега, м

1300
1100
1900
1100
Экипаж, чел. 6 7
Пушечное вооружение 7хАМ-23 6хАМ-23

Продолжение табл. 5

Номинальный размер проволоки по стороне «в» Максима л ь-ныи размер провода по стороне «В» Номинальный размер проволоки по стороне «а»
2,80 3,00 3,15 3,35 3,55 3,75 4,00 4,25 4,50
Максимальный размер провода по стороне «А»
3,35 3,77 3,20
3,55 3,97 3,20
3,75 4,17 3,20
4,00 4,42 3,20
4,25 4,67 3,20
4,50 4,92 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97
4,75 5,17 3,20 3,55 3,97
5,00 5,42 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4.42
5,30 5,72 3,20 3,55 3,97 4,42
5,60 6,02 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
6,00 6,42 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
6,30 6,72 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
6,70 7,14 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
7,10 7,54 3,20 3,40 3,55 3.77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
7,50 7,94 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
8,00 8,44 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
8,50 8,94 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
9,00 9,44 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
9,50 9,94 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
10,00 10,44 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
10,60 11,04 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
11,20 11,64 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
11,80 12,24 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
12,50 12,94 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
13,20 13,67 3,20 3,55 3,97 4,42 4,92
14,00 14,47 3,20 3,40 3,55 3,77 3,97 4,17 4,42 4,67 4,92
Примечание — Удвоенная толщина изоляции минимальная -0,25 мм; номинальная — 0,30 мм.

Видео: Бомбардировщик ТУ-16.

https://www.youtube.com/watch?v=44xd6lbuYSU

В СССР самолёт был принят на вооружение в 1954 году и снят с него в 1993 году, уже по приказу Министерства обороны РФ. Производство же было прекращено ещё в 1963 году. В нашей стране было выпущено 1507 серийных и 2 опытных образца. Однако Ту-16 поставлялся, а потом и производился по лицензии в Китае. В КНР он стоит на вооружении до сих пор. Есть сведения, что не полностью отказались от его эксплуатации и в Египте. Проблему получения запчастей ВВС этой страны решает с помощью Китая. Лицензионный вариант в китайском исполнении носит название Xian H-6.

Есть у этой разработки и своя мирной истории, которая связана с гражданской авиацией. Ту-16 стал основой для разработки первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104. От военного пассажирскому лайнеру «достались» крыло, которое перенесли в нижнюю часть фюзеляжа, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси.

Бронежилет из жидкого состава

Крутая броня будущего для защиты бойцов — жидкие бронежилеты, оснащаемые специальным наполнителем. Предполагается внедрить в конструкцию броневых плит определенные наноэлементы, гарантирующие повышенный показатель вязкости при попадании пуль или осколков. Подобная схема позволит почти вдвое уменьшить вес бронежилета и значительно снизит вероятность получения тяжелых ранений военнослужащих.

Более того, имеются проекты самовосстанавливающихся «броников». С развитием нанотехнологий их производство будет поставлено на серийный поток. В конструкцию входит специальный углеродный состав с нанотрубками. Последние элементы разработаны на базе дисульфида вольфрама. Уникальный материал даст возможность превратить стандартные средства защиты с кевларом на своеобразный нагрудный амортизатор для всех типов зарядов. Пули будут просто от них отскакивать. Кроме того, такие бронежилеты будут прочнее нынешних аналогов в шесть раз, а масса их снизится впятеро.

История Ту-16

Первым дальним бомбардировщиком СССР в послевоенное время стал поршневой Ту-4. Однако спустя короткое время после его выпуска стало понятно, что будущее дальних истребителей за турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. Результаты корейской войны показали, что хорошо оснащенную ПВО противника тяжело прорвать хорошо вооруженными, но тихоходными В-29.

К тому же советский военно-морской флот требовал появления самолета, способного сдерживать атаки превосходящих по вооружению судов западных флотов.

В 1948 г. были определены следующие требования к проектному Ту-16:

рабочая дальность полета − 3000 км;

  • полет на околозвуковой скорости;
  • бомбовая нагрузка − 3-7 тонн;

Единственной проблемой на то время стало отсутствие двигателя, способного обеспечить вышеперечисленные характеристики.

В ОКБ им. Туполева проводятся работы по созданию прототипов Ту-16. Среди них фронтовой двухдвигательный бомбардировщик со стреловидным крылом − модель «82». Он не попал в серийное изготовление из-за выхода более досконального аппарата Ил-28 КБ Ильюшина. Однако наработки, идеи и технические решения, которые были применены в процессе его проектирования, послужили базой для создания Ту-22. Предшественником Ту-16 стал самолет «86», построенный к лету 1949 г. Он мог нести 2 тонны бомб на расстояние до 4000 км, максимальная скорость составляла 980 км/ч, а практический потолок – 13 400 м.

После разработки и серийного производства в СССР новой ядерной бомбы РДС-3 потребовалось создать самолет, который мог перенести это оружие весом 5 тонн на дальние расстояния. Проект «86» не мог справиться с таким заданием. Расчеты, проведенные в ОКБ Туполева, показали, что нужно увеличивать массо-габаритные показатели самолета и тягу двигателей в 1,5-2 раза. В инициативном порядке туполевское бюро приступило к проектированию модели «88», которая в серийном производстве обрела название Ту-16. 5.07.1951 был окончательно утвержден эскизный проект.

Во время проведения испытаний были выявлены некоторые недостатки, и самолет направили на доработки. Они были направлены на облегчение конструкции и обеспечение защиты от поражения ядерным взрывом.

На вооружение Советской Армии самолет поступил в 1953 г. Серийное производство Ту-16 стартовало в октябре 1953 г. и проводилось с 1953 по 1963 г. на трех авиационных заводах. Казанский авиазавод выпустил 800 машин, Куйбышевский №1 – 543, Воронежский – 166.

В ходе эксплуатации в самолет внедрялись новые системы оборудования и вооружения. Ту-16 снят с вооружения России в начале 90-х годов. Бомбардировщики, собранные в Китае (Xian H-6K) до сих пор эксплуатируются.

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия

ВВС России — 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского тбап 22-й гвардейской тбад 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (аэродром Энгельс-2), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России, так же парк до 2020 года пополнится новыми типами стратегических бомбардировщиков.

Состоял на вооружении СССР

ВВС СССР — Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году

Украина

ВВС Украины — 19 Ту-160 на вооружении 184-й гвардейского тбап на авиабазе Прилуки, по состоянию на 1993 год. Утилизировано 10 Ту-160, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России.

16 ноября 1998 года Украина приступила к утилизации Ту-160 по программе Нанна-Лугара (Nunn-Lugar Cooperative Threat Reduction). В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.

8 сентября 1999 года в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, около 600 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн.

5 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером 10 стал первым, который перелетел в Россию, на авиабазу «Энгельс-2».

21 февраля 2000 года последние 2 Ту-160, проданные России, вылетели курсом на авиабазу «Энгельс-2».

30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние. Это единственный Ту-160, который остался на территории Украины.

2 февраля 2001 года был разрезан десятый Ту-160, последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины, которые должны были быть утилизированы по договоренности с США и РФ.

Бывшие операторы

Текущие операторы Та-16 / H-6 в ярко – красном, бывшие операторы в темно – красном

 Армения

Армянский ВВС  : 30 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Азербайджан

Азербайджан ВВС  : 10 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Беларусь

Беларусь ВВС  : 18 самолетов унаследовали от падения Советского Союза, из эксплуатации к 1995 году.

 Китайская Народная Республика
  • Народно-освободительной армии ВВС  : Несколько Ту-16s были приобретены в 1959 году; тип был затем построен по лицензии как Xian H-6
  • Народно-освободительной армии флота ВВС
 Египет

Египетская ВВС  : Управляемая Ту-16KS, Ту-16Т, Ту-16KSR-2-11, и Ту-16R. Кроме того, действие H-6. Последний вышел в отставку в 2000 году.

 Грузия

Грузинская ВВС  : 20 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Индонезия

Индонезийская ВВС (TNI-AU): 26 Тех-16KS-1 приобрела в 1961 году Используется при подготовке операции Трикора в 1962 году, будучи захватом Западной Новой Гвинеи из Нидерландов (ныне Папуа и Папуа Барат). Они также планируется использовать для нападения на носитель класса самолетов Colossus , HNLMS Доорман . Все они были основаны на базе ВВС Iswahjudi, Madiun, Восточная Ява, и были основаны в 1969 году выведен из эксплуатации в 1970 году.

 Ирак

ВВС Ирака  : 8 х Ту-16 и 6 х Ту-16KSR-2-11. Кроме того, работает 4 B-6D (Н-6D) . Все , кроме одного B-6D уничтоженного в операции Буря в пустыне в 1991 году Оставшийся B-6D был разрушен в 2003 году.

 Россия
  • ВВС России  : Многие самолеты в наследство от Советского Союза. Из службы к 1993 году.
  • Морская авиация России
 Советский Союз
  • Советские ВВС (переданы государств – преемников)
  • Советский военно – морская авиация (передано государства – правопреемников)
 Украина

Украинских ВВС  : 121 самолетов в наследство от СССР. Все отставка от службы.

Технические особенности Ту-16

В окончательном базовом варианте самолёт представлял собой моноплан с средним расположением крыла стреловидности в 35º по линии четвертей хорд. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, усиленное в местах расположения двигателей. До 1958 года на нём стояли ТРД Микулина АМ-3 с тягой в 8750 кг. После 1958 года устанавливались РД-3М-500 с тягой 9520 кг. Число «500» означает количество часов, которое двигатель может эксплуатироваться без капитального ремонта. Через несколько лет этот параметр был увеличен до 2000.

Фюзеляж сигарообразной формы с характерным заужением к хвостовой части. Внутри он разделен на шесть отсеков. В передней зоне, сразу за фонарём, основная гермокабина экипажа, а в хвостовой части гермокабина для стрелка-радиста и командира огневых установок. Описано размещение классического экипажа из шести человек.

В центре фюзеляжа — внутренний отсек вооружения, а за ним топливные баки.

Ту-16

Самое первое кресло в носовой части предназначено для размещения штурмана-бомбардира. Он же выполняет роль оператора РЛВС. За ним находятся кресла командира, второго пилота и штурмана-оператора. Над головой последнего расположен наблюдательный люк астрокупола.

Топливная система была поделена на 10 секций, которые объединяли 27 баков в крыльях и задней части фюзеляжа. В общей сложности в них вмещалось 43800 литров топлива ТС или Т-1.

Система управления классическая, с механической проводкой. Управление по крену, тангажу и по курсу осуществлялось элеронами и рулями, которые с успехом можно было бы применить и в поршневой авиации.

Схема Ту-16

Известные несчастные случаи

  • 25 мая 1968 года ВВС СССР Той-16 Badger-F пилотировал полковник Андрей Плиев гудел авианосец ВМС США USS  Essex  (CV-9) в Норвежском море. Ту-16 сделал четыре прохода, а на последнем крыле обрезается на море , и он упал без каких – либо выживших. Части трех тел были обнаружены в США.
  • 28 августа 1978 г. ранняя модель Ту-16 разбился на острове Hopen в Свальбард , Норвегия. Все семь экипажа погибли в результате несчастного случая. Он был обнаружен четыре человек норвежец погода прогнозирования команды в. СССР отказался признать потерю самолета , пока тела экипажа не были даны им. Норвегия расшифрована содержимое самописец на возражения Советского правительства.
  • 27 июня 1980 г. советские ВВС Ту-16 Badger на Токио Экспресс полета разбился под авиабазе Komatsu в префектуре Исикава в Японском море . Там не было в живых. Остатки трех членов экипажа были обнаружены в японском Maritime силы самообороны корабля Немура.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector