Виды, элементы и особенности конской сбруи

Содержание:

Разведение коз в домашних условиях для начинающих: содержание и уход

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Несколько партий с действительно оригинальными названиями

Новости

Поэтапное изготовление

Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них – это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.

Еще один способ согнуть дугу – это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.

Когда дерево распарилось, его нужно согнуть

Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок

Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Предлагаем ознакомиться Как убрать запах сигарет с рук быстро

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

Крепление для сгибания

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Элементы и конструкция упряжки

Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.

Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.

Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.

Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.

Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.

Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.

Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.

Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.

Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.

Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.

С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.

Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.

Как выбрать?

Существуют основные правила выбора экипировки для лошади, к которым стоит прислушаться.

Обязательно учитывается темперамент животного. Если конь неагрессивный, спокойный, то можно приобрести тонкие и жесткие удила. Для активных лошадей лучше покупать мягкую экипировку.

Хомут подбирается не на глаз, обязательно учитывается ширина и длина животного по спине

Нужно понимать, что для запряжки в повозку и выполнения работ в поле хомут используется разный.
Приобретая дугу, основное внимание следует обращать на прочность конструкции и упругость.

Вожжи могут быть как цельными, так и составными. Последние используются тогда, когда в упряжке стоит несколько животных.
От качества подобранного снаряжения во многом зависит и работоспособность коня, поэтому экономить на аксессуарах не стоит.

При покупке хомута к пристяжной лошади, его вес должен быть меньше чем у того, который используется на коне-кореннике.

Условия и требования службы по контракту

Виды конской упряжи

Ременные разделители, разделяли сочленение ремней на груди и по бокам оголовья.

Ручки для чересседельника.

Ручки для чересседельника. Использовались для крепления ремня, протянутого от одной оглобли к другой через седелку.

Как основной элемент украшения упряжи использовались бляхи, они и являются наиболее частой находкой.

Заклёпки, накладки, наконечники, щелкуны.

Большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол. Утяжелитель вожжей представляет собой латунный (чаще всего, но встречаются и другие металлы) трубчатый предмет фигурной продолговатой или круглой формы. Щелкун нанизывался на вожжи. Располагаются по бокам крупа — кучер хлопает вожжами по бокам лошади, и та ускоряется.

Колокольчики и бубенцы.

Привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства.

Основные виды упряжи

Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).

Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

  1. Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
  2. Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
  3. Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
  4. Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
  5. Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
  6. Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
  7. Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.

Комбинированная упряжка из шести лошадей

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней — это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки — без сложностей в ремонте.

Лошадиная упряжь — неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Веревочный недоуздок

Чтобы приучить особенно чутких лошадей, используют этот недоуздок. Он мягко действует на животное, что разрешает работать с ним. Его круглые узелки производят давление, воздействуя на кожный покров лошади, заставляют ее поворачивать голову туда, куда нужно хозяину.

Но прежде чем сделать эту часть сбруи, необходимо узнать, как правильно вяжутся двойные узлы. Они должны быть круглой формы. Неправильно завязанные будут плоскими и будут производить давление на довольно большую площадь тела коня.

Прежде чем приступить к вязанию двойного узла, сначала необходимо связать простой. При этом следует следить, чтобы он не был затянут слишком туго. Конец веревки нужно завести параллельно нижней петле за первый узел. В его середине завязывают второй. Проведя эту манипуляцию, их затягивают. Подтянуть их нужно в одинаковой степени.

С обеих сторон узла получаются две веревки, расположенные параллельно друг другу. Узлы размещаются накрест по верху веревки. В результате можно получить узел, похожий на букву Х. Только овладев подобным способом вязания, можно изготовить недоуздок для лошади.

Преимущества и недостатки оружия

Преимущества пулемета Дегтярева были выявлены еще в ходе испытаний. Принимающая комиссия отметила простоту в обращении, безотказность и скорострельность оружия. Именно эти качества и сделали его востребованным для армии.

Преимущества ДП были оценены и в ходе боевых действий во время Советско-Финской и Великой Отечественной войн. Технические характеристики оружия позволяли применять его практически в любых операциях и погодных условиях.

Однако конструктивные показатели пулемета Дегтярева имеют и некоторые недостатки:

  • съемные сошки на ранних моделях — таковые часто деформировались или терялись в бою, что снижало точность и удобство стрельбы;
  • перегрев ствола — его замена в боевых условиях была неудобной, что не позволяло быстро восстановить ДП после интенсивной стрельбы, аналогичная проблема возникала и с возвратно-боевой пружиной;
  • патронники — первые магазины были рассчитаны на 49 патронов и легко деформировались, позже патронаж уменьшился до 47, но тяжесть магазина создавала сложности для быстрой перезарядки.

Несмотря на недостатки, ДП получил широкое распространение в пехотных соединениях. Были разработаны модификации, позволяющие использовать пулемет в других родах войск, вплоть до авиации.

Жизнь за кадром

Как сделать украшения своими руками

Изготовление украшений для лошади — это, безусловно, очень творческий процесс, однако на этапе планирования декоративного элемента амуниции следует учитывать то, что любой аксессуар не должен доставлять дискомфорт животному.

Для этого к созданию украшений необходимо подходить индивидуально, снимая мерки с каждой лошади. Стоит также учитывать особенности характера скакуна.

Материалы

Основными материалами, которые используются для создания украшений, являются:

  • кожаные ремни;
  • сыромяжная кожа;
  • тесьма;
  • верёвки;
  • канаты;
  • ремни из синтетического материала.

В качестве украшения аксессуаров используют:

  • бисер;
  • кристаллы;
  • драгоценные и полудрагоценные камни;
  • заклёпки;
  • жемчуг;
  • стеклянные бусины;
  • кожаную и канатную бахрому.

Пошаговая инструкция

Поскольку практически все аксессуары необходимо изготавливать для коня индивидуально, этот процесс происходит вручную. Существует немало форумов для рукодельниц и любителей лошадей, где люди делятся опытом и дизайнами создания интересной лошадиной амуниции.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть инструкцию по созданию вальтрапа для коня.


Для этого понадобятся:

  • ткань синтепоновая — 2,5 м;
  • хлопковая ткань — 2 м;
  • лента для недоуздка — около 1,5 м;
  • толстая лента шириной 3 см;
  • косая бейка — 3 м;
  • декоративная тесьма — 3 м;
  • швейная липучка — 30 см;
  • декоративная вышивка или накладка (по желанию).

Инструкция:

  1. Из синтепоновой ткани вырезаются 2 половинки будущего вальтрапа.
  2. Из хлопковой ткани необходимо вырезать 4 половинки вальтрапа.
  3. Каждую половинку из синтепоновой ткани обшивают с двух сторон хлопковой, это поможет будущему изделию не скользить по спине лошади.
  4. Для того чтобы создать вид стёганой ткани, необходимо на половинки вальтрапа нанести разметку при помощи швейного мелка и прострочить обе заготовки таким образом, чтобы из линий получились квадраты. Размер квадратов может быть произвольным, главное, чтобы линии были ровными и квадраты имели одинаковый размер.
  5. Далее необходимо пришить отрезки синтетической ленты для крепления подпруги и приструги. Ремень для подпруги крепится в нижней части вальтрапа.
  6. Ремень для приструги пришивается с той стороны вальтрапа, где будет находиться голова лошади. Для того чтобы он крепко держался, необходимо хорошо закрепить линии шва, прошив их несколько дополнительных раз по диагонали. Далее на внутреннюю часть этой ленты пришиваются липучки таким образом, чтобы при складывании этого ремня обе половинки могли соединиться. Таким образом, общая длина ленты для приструги составит около 30 см.
  7. При помощи толстой синтетической ленты сшиваются две половинки вальтрапа.
  8. Периметр вальтрапа обшивается косой бейкой. Перед этим следует приметать ленту вручную, а затем закрепить её, прошив на швейной машинке.
  9. Для украшения вальтрапа необходимо пришить декоративную тесьму по периметру всего изделия. На одну из боковых частей можно также нанести готовую вышитую эмблему или рисунок.

Виды уздечек

Все существующие уздечки можно разделить на две большие группы:

  • безтрензельные;
  • с трензелем.

Несмотря на то, что кони считаются одними из самых умных животных, безтрензельные уздечки могут использоваться только опытными всадниками для спокойных хорошо объезженных лошадей. Для всех остальных необходимы варианты с железом.

Трензельные модели

Трензельные модели идеально подойдут начинающим конникам, они просты в исполнении и удобны в использовании.

Мундштучная уздечка отличается от предыдущего варианта наличием мундштука, который крепится к трензелю и дополняется поводом. Такой вид снаряжения позволяет максимально точно отдавать команды, именно поэтому мундштучные удила входят в обмундирование лошадей-полицейских.

Безтрензельные модели

Являются идеальным вариантом упряжи для послушных лошадей или животных, имеющих проблемы с зубами. Многообразие уздечек без железа позволяет выбрать именно ваш вариант:

  • Хакамор. Отсутствие удил бережет рот животного, но в то же время значительно усиливается давление на переносицу.
  • Уздечка Кука. Не смотря на то, что данная модель была разработана английским врачом, ее конструкция подразумевает плотное прилегание к затылку и носу лошади, оказывая сильное давление на голову в целом.
  • Сайд-пул. Ее строение очень напоминает недоуздок с более сильным затягиванием капсюля, к которому крепятся поводья. Данную модель часто используют начинающие конники, полностью исключая повреждение рта лошади неумелым управлением уздечками с железом. Однако для лошадей с характером такая модель будет бесполезной.
  • Недоуздок. Для спокойных, хорошо объезженных животных возможно использовать данную модель из веревок, лент или кожи, просто добавив поводья.

Чтобы не ошибиться с выбором, ответьте на следующие вопросы:

  1. Планируемый бюджет.
  2. Характер лошади.
  3. Для чего будет использоваться.
  4. Предпочитаемый материал.

И тогда уздечка будет идеально справляться со своими функциями, делая ваше общение с лошадью более приятным, а работу плодотворнее.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

Вьючные и упряжные козлы

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

  1. Лошадь нужно почистить.
  2. Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
  3. Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
  4. На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
  5. Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
  6. Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
  7. Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
  8. Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
  9. Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
  10. Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
  11. Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
  12. Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
  13. В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.

Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее. Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях

Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

  • полевые работы;
  • перевозка людей или грузов;
  • спортивные и выставочные мероприятия;
  • исторические реконструкции;
  • экскурсионное обслуживание.

В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

Как правильно подобрать хомут для лошади

Хомуты выпускаются 12 размеров от №0 и до №11.

Размеры хомутов
Номер хомута Длина, мм Ширина, мм
440 210
1 460 230
2 485 240
3 510 250
4 535 260
5 555 270
6 585 280
7 610 310
8 640 340
9 670 360
10 710 380
11 740 400

Как это сделать:

Переходим к определения номера хомута, необходимого для данной лошади, для этого нам требуется снять с нее мерки.

Необходим циркуль Вилькенса (зоотехнический циркуль), но так как у меня его нет я в моем случае воспользовался обычным деревянным бруском, который был на конюшне и двумя угольниками или любыми подобными приспособлениями.

Требуется сделать два измерения — это измерение длины и ширины шеи.

Что бы правильно найти линию измерения длины шеи нам нужно провести невидимую линию, от гребня у начала холки до точки перехода шеи в грудь (плечелопаточного сочленения) линия должна быть параллельна положению лопатки лошади.

В этом месте производим измерение, как показано на фотографии ниже.

Второе измерение-это ширина шеи.

Ширину шеи измеряют у основания в наиболее широкой ее части (в месте перехода шеи в плечи). Фотография ниже.

Далее нам остается лишь подобрать хомут согласно таблице.

Измерение хомута производят.

длина от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей

ширина на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей

хочется добавить, что новый хомут может показаться несколько меньше тех размеров, которые приведены в таблице. Потому что при производстве хомутов учитывается толщина войлочной части хомутной подушки и кожи, которая обязательно обомнется , а так же удлинение(вытягивание) хомутины.

Необходимо знать:

Маленький хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание и кровообращение, не доходя до места своего нормального положения. Большой хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно будет болтаться и производить побои их мускулатуры и собьет плечи лошади.

В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.

Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.

Технические характеристики

Огромная популярность модели определила её коммерческий успех на рынке авиации. Около 700 самолетов все еще эксплуатируются авиакомпаниями в мире, и производство моделей продолжается по сей день. Боинг 763 расширенной версии E, известный в мире как «Бандит» благодаря своей запоминающейся раскраске, приобретен в частное пользование российским бизнесменом Романом Абрамовичем.

Технические характеристики модели доказывают ее инженерную привлекательность:

  • Длина: 54,94 м
  • Высота: 15,85 м
  • Размах крыла: 47,57 м
  • Максимальная взлетная масса: 158 860 кг
  • Масса пустого: 86080 кг
  • Запас топлива: 4589 т
  • Коммерческая нагрузка: 33,3 т
  • Масса без топлива: 113,5 т
  • Посадочная масса: 123,4 т
  • Площадь крыла: 283,3 кв.м
  • Крейсерская скорость 860 км/ч (0,80 М)
  • Максимальная скорость: 914 км/ч
  • Крейсерский эшелон: 10500 м
  • Максимальная высота полета: 13200 м
  • Дальность полета: 8500 км (11900 км, для серии ER)
  • Максимальная дальность полета (для серии ER): 17890 км
  • Длина разбега: 2600 м
  • Двигатели: 2 турбореактивных двигателя Pratt & Whitney JT9D-7R4
  • Пассажировместимость: до 350 человек
  • Экипаж управления: 2 человека

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

Упряжь для быков

В хомуты входят:

  • Пара клещей;
  • Подушка;
  • Пара гужей;
  • Хомутина;
  • Покрышка;
  • Супонь;
  • Горт;
  • Подкладка.

Уходовые предметы

Чистоплотность и аккуратность шерсти лошади влияют на качество расширения пор и возможности эффективно выводить излишек тепла.

Когда скакун не занят тренировками, а мирно гуляет на пастбище, применяется ежедневная быстрая чистка. Эта манипуляция проходит при помощи щётки, которая удаляет следы грязи c поверхности тела лошади. Также ежедневно необходимо делать чистку и осмотр копыт.

Тщательная чистка применяется к животному, которое использовалось в рабочих целях. Для начала следует провести обычную чистку щеткой чтобы разогреть лошадь, а затем выполнить скрупулезное очищение, потратив не менее получаса на эту процедуру.

Основные принадлежности:

  • шершавая рукавица для удаления грязи;
  • скребок для очистки щетки;
  • щётка для влажной чистки;
  • губки для очищения слизистых оболочек;
  • щетка для придания блеска;
  • скребок для удаления лишней влаги с шерсти животного;
  • ведро;
  • небольшая кисть, с помощью которой наносят масло на копыта;
  • массажный скребок из резины;
  • крюк для удаления земли и мелких камней с копыт.

С каждым днем арсенал подручных средств пополняется, но перечисленная база остается неизменной.

Предметы для ухода за лошадью есть в арсенале любого коневода

Заключение

Помимо правильного подбора и закрепления сбруи за определенной лошадью необходимо обеспечить надлежащий за ней уход. В месте, где хранится сбруя, нужно избежать излишней влажности и чрезмерной сухости, так как это вредно для кожаных частей. Войлочные части необходимо предохранять от моли.

Во время работы лошадь потеет, от чего становятся сырыми войлочные части сбруи. Сбруя с сырым войлоком вызывает потертости в местах прилегания. Поэтому необходимо после работы ежедневно войлок хомута и седелки просушивать войлоком наружу.

Постепенно от пота и грязи войлок загрязняется, образуется твердая корка, которая может произвести побои.

После того как сбруя просохнет, войлочные части очищаются от пота, постучав по войлоку палкой. Чистоту войлока необходимо проверять и перед запряжкой лошади. Кожаные части сбруи постепенно усыхают, становятся очень жесткими и тоже могут производить потертости в местах опоры на лошадь. От пота и грязи на них также образуются корки, которые необходимо ежедневно очищать после работы.

В ременных частях сбруи нельзя прорезать ножом или протыкать шилом дырки, их следует пробивать пробойником.

Хранится сбруя в сухом помещении на специально устроенных вешалках.

После работы необходимо просмотреть всю сбрую и, если нужно произвести ремонт. И еще один совет: не выезжайте в дальнюю дорогу или на продолжительную работу в новом хомуте — как и сапог на ноге человека хомут должен быть постепенно обмят на лошади!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector