Pz.kpfw. vii
Содержание:
- Требования.
- Проектирование.
- D
- Общая информация
- ТТХ Pz.Kpfw. VII
- Тактико-технические характеристики танка Т-3
- Историческая справка
- Александр Руцкой: «Расстрелом парламента в 1993-м руководили из Вашингтона»
- Разновидности
- Силовая установка
- Применение в бою
- Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.
- Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV
Требования.
Начальной точкой при проектировании Pz. Kpfw III, был вопрос об его вооружении. Herreswaffenamt, считал достаточным орудие калибром в 37-мм, унифицированное с состоящей на вооружение пушкой 3,7 cm Pak. Военные не разделяли их току зрения. В качестве аргумента они приводили строительство Францией тяжелых танков FCM 2C и на наличие на вооружении Англии и СССР танков «Круссейдер» и Т-26 вооруженных танковыми орудиями калибра 40-45-мм.
Как не редко бывает, победа оказалась на стороне чиновников. Единственно, военным удалось настоять на том, чтобы проектировании танковой башни велось с учетом установки пятидесяти миллиметровой пушки. В отношении общей массы Pz. Kpfw III действовало следующее ограничение — масса не более максимальной грузоподъемности большинства европейских мостов — двадцать четыре тонны. Как впоследствии оказалось, ограничения оказались надуманными, немецкие танковые войска успешно маневрировали с танками куда большей массы.
Еще одним требованием было обеспечение всеракурсной броневой защиты, новая машина должна быть защищена от огня со всех сторон. Однако это требование вступало в противоречие с весовым ограничением, и броневая защита могла противостоять огню разве что стрелкового оружия и некрупным осколкам снарядов.
Экипаж должен был насчитывать пять человек и расположен следующим образом:
- командир танка – по центру танковой башни, над его головой необходимо было устроить рубку для наблюдения;
- заряжающий и наводчик – по обе стороны орудия;
- стрелок и механик — передней части корпуса.
Проектирование.
В тридцать четвертом году Heereswaffenamt огласил конкурс на конструирование машины весом в пятнадцать тонн и 37-мм ТП. О своей готовности участвовать в конкурсе на строительство ZW (Zugfuhrer- Wagen машина командира роты) объявило четыре соискателя — Daimler-Benz, Rheinmetal, MAN и Krupp.
В период осени 1936 г., и вплоть до конца 1937 г., опытные машины фирм Daimler-Benz и Krupp прошли испытания на полигоне под Берлином. Хотя победитель конкурса определился значительно быстрее. Машина от Daimler-Benz признана более перспективной и Heereswaffenamt заключил контракт на строительство десяти танков «нулевой серии» уже в начале тридцать седьмого года.
Танки были поставлены еще до конца года, причем два из десяти были изготовлены из конструкционной стали. Тогда же танку и было присвоено обозначение Panzerkampfwagen III.
В ходе испытаний двигательной установки, вооружения и ходовой части принимали участие машины 4-х производственных модификаций, от Аusf. А до Аusf. D.По большей части танки этих серий отличались изменениями, вносимыми для улучшения ходовой части. Она оказалась наиболее слабым местом «тройки», в существующем виде о крупносерийном производстве речь еще не шла.
Танки первых серий строили для апробирования конструкторских решений и поэтому значимых количествах они не строились. На протяжении двух лет Daimler-Benz лет было выпущено:
- Pz. III Ausf A, на протяжении 1937 г. – 10 штук;
- Ausf B, на протяжении 1937 г. – 5 штук;
- Ausf C, на протяжении 1937-38 гг. – 15 штук;
- Ausf D, на протяжении 1938 г. – 30 штук.
D
D | |
Боевая масса, т | 19,8 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 5920 |
ширина | 2820 |
высота | 2420 |
клиренс | 375 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 30* |
борт | 30 |
корма | 21 |
крыша | 17 |
днище | 16 |
лоб башни | 30 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 35 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 165 |
по местности | 95 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,3 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 3200 |
Удельное давление, кг/см2 | |
Удельная мощность, л.с./т | 12,6 |
* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A — С, и, соответственно, меньшую боевую массу.
Общая информация
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
ТТХ Pz.Kpfw. VII
Подробнее рассмотрим характеристики машины в сравнени с Maus и E 100.
Огневая мощь
Разовый урон в 560 единиц занял среднюю позицию среди трех ТТ, но в целом по игре это неплохое значение, которое позволяет в перестрелке 1 на 1 играть от альфы. При этом Pz.Kpfw. VII имеет отличное бронепробитие базовым снарядом 258 мм. Пробиваемость специальным снарядом 315 мм, в то время как у Maus и Е100 по 311 мм.
Средний урон в минуту 2190 единиц и это наименьший показатель среди тяжей 10 уровня.
Немного исправляет положение хорошая точность 0,35 на 100 м, но время сведения не самое быстрое 2,49 сек. Учитывая посредственную скорострельность, чтобы гарантированно нанести урон желательно дожидаться полного сведения. Опускается орудие на -7°, а поднимается на +17°, незначительно уступая в этом двум другим немецким «одноклассникам.
Орудие и боекомплект
Боекомплект состоит из 40 снарядов, чего более чем достаточно для стандартного боя.
Скорость полета снарядов:
- бронебойный 1100 м/с;
- подкалиберный 1350 м/с;
- осколочно-фугасный 1100 м/с.
Все типы снарядов имеют отличную скорость полета, что позволит уверенно поражать цели не только на ближней, но и на средней дистанции.
Живучесть
Pz.Kpfw. VII получил 2500 единиц прочности, что меньше, чем у двух других сравниваемых танков, но на фоне всех тяжей 10 уровня это средний показатель.
Бронирование
Танк имеет отличное бронирование лобовой проекции корпуса 240 мм, что даже больше, чем у Maus.
Pz.Kpfw. VII имеет во лбу неплохие углы наклона бронелистов:
- ВЛД до 328 мм;
- НЛД до 391 мм;
- планка между ними 300 мм номинальной брони и 326 мм приведенной.
Таким образом вполне можно танковать урон выезжая лбом на противника, но все же стоит опасаться топовых ПТ-САУ с высоким пробитием. Бронирование башни во лбу всего лишь 200 мм, но немного спасает положение объемная маска орудия, которая закрывает собой практически всю лобную часть, к тому же имеет скошенные «щеки». При попадании вражеских снарядов от танков 8-9 уровней в маску в большинстве случаев это будет непробитие или рикошет, а вот у «десяток» гораздо больше шансов ее пробить.
Крыша корпуса 80 мм спереди и 40 мм ближе к башне, поэтому стоит опасаться артиллерии, урон от нее может быть вполне ощутимым.
Слабое бронирование бортов — это существенная проблема для Pz.Kpfw. VII
Номинальное заявленное значение брони составляет 160 мм, а принимая во внимание заднее расположение башни, то танк мог бы успешно танковать «обратным ромбом». Вот только при постановке машины таким образом из-за зауженной передней части, после доворота корпуса противнику открывается слабо защищенное основание башни, куда смогут пробивать даже «девятки»
Остальные показатели
Среди немецких «одноклассников» Pz.Kpfw. VII имеет наименьшую массу 120 тонн, что позволяет ему при удельной мощности 10 л.с./т набирать максимальную скорость 33 км/ч. Но не стоит сильно обольщаться, по игре танк имеет слабую динамику и посредственную маневренность, поэтому его подвижность явно не будет вызывать восторга.
Обзор 400 метров и дальность связи 751 метр идентичны у трех ТТ Германии, что вполне достойный показатель.
Тактико-технические характеристики танка Т-3
Экипаж, чел.: 5Разработчик: Daimler-BenzГоды производства: 1939—1943Годы эксплуатации: 1939—1945Количество выпущенных, шт.: 5691Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
Вес танка Т-3
— 19,8 тонн
Размеры танка Т-3
— Длина корпуса, мм: 5380- Ширина корпуса, мм: 2910- Высота, мм: 2500- Клиренс, мм: 385
Броня танка Т-3
— Тип брони: стальная хромоникелевая катаная, поверхностно закалённая- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 30 / 9°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 25 / 87°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30 / 21—52° — 25 / 75°- Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 20 / 30°- Корма корпуса (середина), мм/град.: 20 / 10°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 20 / 65°- Днище, мм: 16- Крыша корпуса, мм: 16 / 75—90°- Лоб башни, мм/град.: 30 / 15°- Маска орудия, мм/град.: 30- Борт башни, мм/град.: 30 / 25°- Корма башни, мм/град.: 30 / 0—25°- Крыша башни, мм: 10 / 83—90°
Вооружение танка Т-3
— Калибр и марка пушки: 37-мм KwK 36, 50-мм KwK 38 / KwK 39, 75-мм KwK 37- Тип пушки: нарезная- Длина ствола, калибров: 46,5 / 42 / 60 / 24- Боекомплект пушки: 125- Прицелы: телескопический T.Z.F.5a- Пулемёты: 3 × 7,92-мм MG-34
Двигатель танка Т-3
— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 285
Скорость танка Т-3
— Скорость по шоссе, км/ч: 67- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15
— Запас хода по шоссе, км: 165- Запас хода по пересечённой местности, км: 95- Удельная мощность, л. с./т: 14,6- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,9- Преодолеваемый подъём, град.: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 0,6- Преодолеваемый ров, м: 2,3- Преодолеваемый брод, м: 0,8
Историческая справка
-
Основная статья: История Pz.Kpfw. 38H 735 (f)
Гочкисс H38 (фр. Hotchkiss H38) — французский танк поддержки кавалерийских соединений 1930-х годов, лёгкий по массе. Создан фирмой «Гочкисс» в 1934 году и был предельно унифицирован с танком R-35, отличаясь от последнего в основном лишь двигательной установкой и подвеской. В ходе серийного производства, с 1935 года и до капитуляции Франции в 1940 году, было выпущено около 1000 танков этого типа в нескольких модификациях.
H35 имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части, трансмиссии в лобовой части, а совмещённого отделения управления и боевого — в средней части, со смещением к левому борту. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира, исполнявшего одновременно функции башенного стрелка.
На танках поздних выпусков, известных как H39, SA 18 была заменена новой пушкой SA 38 того же калибра, но отличавшейся увеличенной длиной ствола и более мощными боеприпасами и, как следствие, возросшей до 701 м/с начальной скоростью снаряда и лучшей бронепробиваемостью, достигавшей 30 мм на дистанции в 1000 метров.
Внешняя связь на H35 изначально осуществлялась лишь при помощи флажковой сигнализации, в том числе и на командирских машинах. Связь между танками и пехотой, которую они должны были поддерживать, осуществлялась при помощи курьеров. К концу 1930-х годов, на командирские машины начали устанавливаться радиостанции ER 54, служившие для связи командиров подразделений с пехотой.
Эти танки использовались французскими войсками во Второй мировой войне, а после капитуляции Франции около 600 танков этого типа достались германским войскам,в немецком руководстве по опознанию иностранной военной техники «D50/12 Kennblaetter fremden Geraets Heft 12 Kraftfahrzeuge», датированном 21 марта 1941 г,танк получил обозначение в соответствии с заводской документацией фирмы Hotchkiss — «Panzerkampfwagen 38 H 735 (f) — frz. Hotchkiss 38»,так же был «Panzerkampfwagen 35 Н 734 (f) — frz. Hotchkiss 35». Но в отчетах и приказах использовалось краткое обозначение Pz.Kpfw.38 Н , использовавшим их вплоть до 1944 года: 60 шт. были переделаны немцами в 75-мм САУ, 48 шт. — в 105-мм САУ.
После войны некоторое количество танков было продано Израилю, где они приняли ограниченное участие в арабо-израильской войне 1948 года и простояли на вооружении Армии Обороны Израиля до 1952 года (по другим данным — до 1956 года).
Модификации
- H35 — первая серийная модификация
- H38 — модификация, оснащённая двигателем мощностью 120 л.с, с увеличившейся до 12,8 тонн массой
- H39 — модификация с усиленным до 45 мм бронированием корпуса и пушкой SA 38 с длиной ствола 33 калибра
- 105 mm leFH18(Sf) auf Geschützwagen 39H(f), 10.5cm le FH 18 auf GW 39H(f), 10.5cm Panzerhaubitze 18 auf Sfl39H(f) — 105 мм САУ
- 75 mm PaK40(Sf) auf Geschützwagen 39H(f), 7.5cm Pak 40 auf GW 39H(f) — 75 мм ПТ-САУ.
- Panzerkampfwagen 35 Н 734 (f) — трофейный немецкий танк на базе Hotchkiss 35.
- Panzerkampfwagen 38 H 735 (f) — трофейный немецкий танк на базе Hotchkiss 38
Источники информации
- Бронетехника Франции 1940 г.. — Рига: Tornado publications, 1997. — 43 с. — (Армейская серия № 16).
- М. Коломиец, И. Мощанский Бронетанковая техника Франции и Италии 1939—1945. — Москва: Моделист-Конструктор, 1998. — 32 с. — (Бронеколлекция № 4 (19) / 1998).
- Leland Ness Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles — The Complete Guide. — Лондон: HarperCollins Publishers, 2002. — 237 с. — (Jane’s Information Group). — ISBN 0-00711-228-9
Александр Руцкой: «Расстрелом парламента в 1993-м руководили из Вашингтона»
Разновидности
Силовая установка
Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.
Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива — 100 л — 100 км (Ausf. A) либо 125 л — 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме — ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы — 12 л.с.
Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.
Шасси
Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B — пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.
Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец — сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы — 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.
Вооружение
Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.
Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 — 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов — 3 Kl В.
Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG — 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.
Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства
Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения — 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.
Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.
Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.
Применение в бою
Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.
Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.
К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.
После 1940 года
К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.
Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.
На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.
В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.
Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.
Подбитый Pz. IV
Конец войны
Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.
Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.
Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.
После Второй мировой
После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.
На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.
Pz. IV в Сирии
Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.
Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:
- силовая установка в корме;
- в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.
Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.
На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:
- полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
- планетарный механизм поворота;
- многодисковый главный фрикцион;
- бортовые передачи
Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.
Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.
Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.
Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.
По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.
Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.
Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.
В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.
Производство танков Тигр I.
Месяц | год | ||
1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | |
Январь | 35 | 93 | |
Февраль | 32 | 95 | |
Март | 41 | 86 | |
Апрель | 1 | 46 | 104 |
Май | 50 | 100 | |
Июнь | 60 | 75 | |
Июль | 65 | 64 | |
Август | 8 | 60 | 6 |
Сентябрь | 3 | 85 | |
Октябрь | 11 | 50 | |
Ноябрь | 25 | 60 | |
Декабрь | 3 | 65 | |
Итого | 78 | 649 | 623 |
Тактико-технические характеристики танка «Тигр»
Боевая масса, т. | 56,9 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 8450 |
длина корпуса | 6316 |
ширина | 3705 |
высота | 3000 |
клиренс | 470 |
Высота линии огня, мм. | 2195 |
Макс. скорость движения, км/ч. | |
по шоссе | 40 |
по персеченной местности | 20-25 |
Запас хода, км. | |
по шоссе, км. | 100 |
по персеченной местности | 60 |
Преодолеваемые препятсвия: | |
угол подъема, град. | 35 |
высота стенки, м. | 0,79 |
глубина брода, м. | 1,2 |
ширина рва, м. | 2,3 |
Длина опорной поверхности, мм. | 3606 |
Удельное давление,кг/см2 | 1,05 |
Удельная мощность, л.с/т. | 11,4 |
Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».
Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV
Перед вторжением
во Францию в войсках было 280 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D.
Перед началом
операции «Барбаросса» Германия имела 3 582 боеготовых танков. В составе 17 танковых
дивизий, развернутых против Советского Союза, было 438 танков Pz IV
Ausf B, C, D, E, F. Советские танки КВ и Т-34 обладали преимуществом перед немец-кими
Pz Kpfw IV. Снаряды танков КВ и Т-34 пробивали броню
Pz Kpfw IV на значительных дистанциях. Пробивали броню
Pz Kpfw IV также 45-мм советские противотанковые пушки и 45-мм пушки
легких танков Т-26 и БТ. А короткоствольная немецкая танковая пушка могла эффективно бороться
только с легкими танками. Поэтому в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено
348 Pz Kpfw IV.
Танк Pz Kpfw IV Ausf F1
5-й танковой дивизии в ноябре 1941 г. под Москвой
В июне 1942 года
на Восточном фронте насчитывалось 208 танков Pz Kpfw IV Ausf B, C, D, E, F1
и около 170 танков Pz Kpfw IV Ausf F2 и Ausf G
с длинноствольной пушкой.
В 1942 г. батальон
танков Pz Kpfw IV должен был состоять из четырех танковых рот по 22
Pz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка.
Танк Pz Kpfw IV Ausf C
и панцергренадеры
Весной 1943 года
немецкая танковая дивизия имела по
штату танковый полк двухбатальонного состава. Танковые полки танковых дивизий имели в своем составе
один или два батальона Pz Kpfw IV (иногда – один батальон
«Пантер»). В первом батальоне две роты вооружались
Pz Kpfw IV, а одна –
Pz Kpfw III.
Во втором – только одна рота имела на вооружении Pz Kpfw IV.
В целом танковая дивизия должна была иметь 51 Pz Kpfw IV и 66
Pz Kpfw III в боевых батальонах. Однако чаще всего реальное количество
отличалось от штатного.
В
операции «Цитадель» танки
Pz Kpfw IV составляли почти 60 % всех немецких танков. В основном это
были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные бронированными экранами.
Танков Pz Kpfw IV B, C, D, E, F1 насчитывалось 60 единиц, количество танков
Pz Kpfw IV F2 и G составляло 841 машину.
Количество танков
Pz Kpfw IV по штатам в танковых ротах снижалось на протяжении 1943-1944 гг.
до 17-ти, затем – до 14 и 10 к ноябрю 1944 г. Это происходило в связи с боевыми потерями, а также
вследствие бомбардировок танковых заводов союзной авиацией. Перед высадкой союзников в Нормандии
6 июня 1944 г. на Западном фронте во Франции находилось 748 Pz Kpfw IV
(в основном Ausf H). В Арденнской операции 1945 г. в 8-ми танковых
дивизиях их насчитывалось всего 259. В каждой танковой дивизии от 28 до 42
Pz Kpfw IV.
В ходе войны танки
Pz Kpfw IV поставлялись Болгарии, Хорватии, Финляндии, Италии, Испании,
Румынии, Турции, Венгрии.