Топ 10 самых больших подводных лодок

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

Технические характеристики

Огайо

В период с 1981 по 1997 год в состав ВМФ США были введены 18 стратегических атомных подлодок типа «Огайо».

Это машины третьего поколения с атомным реактором типа PWR. Силовая установка позволяет развивать скорость в 25 узлов под водой и 17 узлов в надводном положении лодки. Длина корпуса «Огайо» 170,7 метра, а ширина — 12,8 метра.

В гонке вооружений с СССР, США в середине 60-х годов пришли к выводу, что невозможно одним ударом уничтожить стратегические комплексы Советского Союза. Начались разработки нового типа вооружения, итогом которых и стал проект «Огайо». Каждая субмарина этого типа несёт в себе 24 баллистические континентальные ракеты. Ракеты с двумя разделяющимися боевыми головками и системой индивидуального наведения. Как и российские субмарины, «Огайо» могут выполнять пуск с подводного положения. Для самообороны в носовой части расположено 10 торпед.

На сегодняшний день в составе ВМС США состоят только этот тип стратегических подводных лодок.

Есть и интересный факт из истории использования «Огайо». Несмотря на всю свою мощь и размеры, 11 августа 2009 года «Огайо» спасла потерпевших бедствие. Командир в перископ увидел тонущих в океане людей, принял решение всплыть и оказать помощь. В результате было спасено четыре мужчины и 14-летний мальчик.

Описание конструкции

Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом, 4-лопастным Х-образным рулевым винтом (впервые применён на Ми-28) и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из стеклопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически не ограничен. Втулка винта с эластомерными подшипниками. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-слойных композитных панелей (носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор. Шасси вертолёта энергопоглощающее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.

Расположение двух двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и ЛТХ вертолёта.

Размеры грузовой кабины значительно увеличены: длина составляет 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести до 5 т груза внутри кабины и до 6 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.

Цены на изделие

Характеристики

По скоростным данным лодки конкурирующих стран развивали примерно одну и ту же скорость – 44 км/ч.

Советская «Акула» могла работать в автономном режиме целых 6 месяцев, находясь на глубине 400 м. При надобности она могла погрузиться ниже уровня моря еще на 100 м.

Для приведения ее в движение на ней были установлены два 190-мегаваттных ядерных реактора, активирующих 2 турбины мощностью 50000 лошадиных сил. Развивать скорость ей удавалось при помощи 2 винтов, диаметр которых достигал почти 6 м.

На самой большой подводной лодке несли службу 108 матросов и старшин, а в офицерский состав входило 52 человека. Офицеры жили в 2-х и 4-х местных каютах, а матросы располагались в кубриках, внутри которых были предусмотрены умывальники и телевизоры.

В каждый из отсеков беспрерывно поддавался кондиционированный воздух. В свободное время любой матрос или офицер мог воспользоваться бассейном или сауной, или уделить время тренировкам в спортзале.

Примечания

  1. А.И. Благовестов. То, из чего стреляют в СНГ: Справочник стрелкового оружия. / под общ.ред. А.Е. Тараса. Минск, «Харвест», 2000. стр.545-546
  2. М. Блюм, А. Волнов. Патроны для охоты на оленя // «Охота и охотничье хозяйство», № 9, 1976. стр.31
  3. «Вепрь» с клыками калибра 7,62. // журнал «Ружье. Оружие и амуниция». №4 (6), 1997, стр.30-32

Проект 955 «Борей»

По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля — 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным — 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».

Экипаж подводного судна — 107 человек, причем большая его половина — офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение — 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.

Бен 10: найди пары

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Любимое оружие военных в мирное время

По окончании Второй мировой войны все оружие, применяемое солдатами в боях и захваченное у противника, разместилось на военных складах многих советских республик. Страна строилась и развивалась как духовно, так и спортивно. Именно благодаря развитию спорта в СССР вспомнили про револьвер «наган». Отзывы бывших участников боевых действий все как один твердили, что для спортивной стрельбы лучше пистолета нет, чем наган. Учитывая, что в тридцатых годах уже велись разработки нагана под калибр 5,6 мм (с меньшей убойной силой) и было выпущено его ограниченное количество. Калибр 5,6 мм для русских оружейников не был в новинку, так как встречался в револьверах «Смит и Вессон», завезенных русскими генералами из-за рубежа.

Изобретать ничего нового не стали, лишь поменяли стволы и барабаны. Так появились в клубах по спортивной стрельбе револьверы «наган», имеющие калибр 5,6 мм. К ним присоединились трехлинейки, переоборудованные под калибр 5,6 мм, получившие заводскую маркировку ТОЗ, именуемые в народе «мелкашкой». Высокая точность стрельбы, очень низкая отдача, легкое обслуживание и большая прицельная дальность – характеристики, благодаря которым наган (револьвер) и мелкокалиберную винтовку до сих пор можно встретить в спортивных клубах и оружейных внутренних войск.

Проект 667БДРМ ʺДельфинʺ

Плюсы и минусы

К достоинствам применения куботана можно отнести:

  • Его легальность, так как он официально не является оружием, в отличие от, например, явары.
  • Ключи могут играть роль рукоятки или клещей, оставаясь всегда под рукой.
  • Куботан всегда носят при себе, так как он является еще и брелоком для ключей.
  • Полицейские могут действовать практически без всяких ограничений, ведь куботан не способен причинить особый вред здоровью человека.

К недостаткам можно отнести лишь короткий радиус действия, то есть чтобы использовать стержень на противнике, придется находиться с ним в непосредственной близости. Не каждый неподготовленный человек сохранит при этом хладнокровие.

Смотрите также

Самые маленькие подлодки

Поэтому помимо больших гигантов популярностью пользуются и маленькие подводные лодки, их чаще всего используют при высадке диверсионных групп, или же для сбора разведданных. Во Вторую Мировую Германия использовала очень маленькие подводки, тип которых обозначался, как «Бибер», вооружались они не внушительно, две торпеды, или же мины. Вмещала она в себя только одного человека, который ей и управлял. Скорость под одой она развивала до 5,3 узлов, погружалась только до 20 метров. С длинной 9,04 метра и 1,57 метров она плавала в прибрежных водах, планировалось данной лодкой уничтожать противников, но на деле это удалось лишь одной подлодке.

Подлодка Бибер

На данный сегмент подлодок обратили внимание и американцы, но в отличии от немцев они выделяли лишь небольшое количество бюджета на создание этого сегмента флота. Так образец Х-1 был лишь в единственном экземпляре, на нём даже не было установлено вооружения, не считая личное оружие солдат

Вмещала она 5 человек вместе с одним командиром и была около 15 метров в длину и 2 в ширину. Впоследствии Х-1 списали и поместили в музей.

Также небольшой просчет ждал подводку «Велман». Она, как и немецкая помещала в себя одного человека. В 1943 году при проведении испытаний конструкторы заметили свой самый главный просчет, они не добавили перископ на судно, что стало большой проблемой.

На данный момент набирает обороты развитие подводного флота, если раньше имело больший вес, какая удельная мощь твоей армии, то сейчас больше шансов на победу у более хитрого и тихого оппонента, который выиграет битву ещё до её начала. Подводные лодки и являются подобным инструментом шпионажа и подрыва стратегически важных объектов противника. На данный момент поставлены многие рекорды в этой ветке вооруженных сил мира. Но каждая страна стремится сделать арсенал своей техники лучше, чем у конкурирующих государств, поэтому стоит ожидать всё новых и новых видов техники в подводных войсках. После холодной войны многие считали, что гонка вооружений полностью установлена, но пока в газетах и телевизионных сводках новостей мы видим представление нового вида оружия от одной из стран, то можно быть уверенными, что гонка идёт, пускай и не так стремительно, как раньше. Очень стремительно развиваются Россия и США, но не стоит пренебрегать такими странами, как Китай, Северная Корея, Индия. Так Пакистан, Иран и Бразилия собрались строить атомные подводные лодки в своих странах, поэтому новые свершения и вершины в подводных плаваниях не заставят себя долго ждать.

Проект 941 «Акула»

На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире — это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта — 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки — 100 тыс. л.с.

Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении — 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина — 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:

А еще рекомендуем почитать: Самые большие транспортные вертолеты

  • ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 — 90 тонн, а боевая дальность — 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
  • 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
  • 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
  • радиоэлектронного вооружения.

Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.

Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:

  • просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
  • маломестные кубрики для старшин и матросов;
  • система кондиционирования воздуха;
  • телевизоры и умывальники в каютах;
  • спортзал, сауна, солярий, бассейн;
  • живой уголок и салон для отдыха и т.п.

На подводную лодку

Большая дизельная подводная лодка Б-396 действительно большая — длина 90 м! Ход под водой обеспечивают 3 бесшумных электромотора, общей мощностью 5700 л.с., поэтому бОльшую часть нижней палубы занимают аккумуляторные батареи.

В надводном положении лодка рассекает волны под действием трёх дизелей такой же мощностью. За 8-12 часов хода на дизеле подзаряжаются аккумуляторы, заправляются ёмкости со сжатым воздухом для дыхания — и подводный крейсер вновь готов к погружению и выполнению боевой задачи.

Подводная лодка Б-396 была построена в 1980 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и 18 лет верой и правдой прослужила Северному Флоту России в Атлантике, у побережья Африки, на Средиземном, Баренцевом и Норвежском морях.

Более двух лет с 2001 по 2003 гг. лодку превращали в музей. То, что сделали с боевой подводной лодкой, евроремонтом назвать нельзя, но теперь во всех отсеках можно беспрепятственно проходить и женщинам, и детям и даже высоким дядькам, практически не нагибаясь.

Через прорезанные в хищном боку распашные ворота входим внутрь, одеваем синие бахилы — и сразу попадаем в торпедный отсек.

Через торпедные аппараты не только выпускают торпеды, они также служат аварийным выходом для экипажа — по два человека моряки в гидрокостюмах заползают в аппарат, он заполняется водой, и вместо торпеды они спешно покидают лодку. 

Торпеды весом ок. 2 тонн загружают через наклонный люк по одной. И затем размещают по обоим бортам лодки. Здесь же расположен запасной колодец спуска в лодку.

Для этого в отсеке имеется мощная лебёдка, устройство быстрого заряжания торпед и ещё масса каких-то приборов.

Во всех отсеках лодки под потолком можно увидеть трубы с двумя голубыми полосками. Их берегут, как зеницу ока, ибо именно по ним в отсеки подается воздух.

Сейчас во всех отсеках лодки очень светло и нестрашно. В реальных же походных условиях для экономии электроэнергии в каждом отсеке горят лишь несколько тусклых лампочек.

В такой тьме моряки наощупь учатся находить всё на на своих местах. Поэтому и мобильники в походе не в чести, а телефон прикручен к стене.

Также между отсеками нет двухметровых дверных проёмов, а лишь герметичные люки, в случае необходимости предотвращающие соседние отсеки от затопления.

Если такой люк в шутку закроют перед твоим носом на пару суток, то общаться можно через стеночку, выстукивая слова по буковкам. Таблица закреплена на каждом люке, да и меняется периодически в целях сохранения конспирации.

Дальше идет жилой отсек с каютой командира лодки, каютой врача, кают-компанией, которая при небходимости превращается в операционную. Всё очень аскетично, но всё необходимое для дальних походов присутствует.

Центральный пост  — центр управления подводной лодкой, но управляет движением лодки штурман. Командир может стоять рядом и контроллировать процесс, отдавать приказы. 

В следующем жилом/аккумуляторном отсеке очень просторно — можно походить, разглядывая экспонаты музея подводной тематики, посмотреть мультик о торпедной атаке, изучить макет лодки в разрезе.

В дизельном отсеке жара под 80, копоть и сущий ад! Смена 2 дизелистов длится всего 2 часа, зато у них есть возможность принять душ.

И перед выходом в кормовой части лодки еще один жилой отсек, многоярусные кровати из которого не убрали. Рядом — спасжилеты и круги.

Результат

Технические характеристики

Конструкция данного карабина достаточно технологична. Она проста и имеет хорошие эксплуатационные характеристики. Обладая обычной винтовочной компоновкой, карабин «Лось-7-1», цены на исполнения которого зависят от комплектации, отличается оригинальными конструктивными решениями УСМ и затвора. Некоторые детали ударного механизма и предохранителя, которые обычно размещены на ствольной коробке, у данной винтовки находятся на затворе.

«Лось-7-1», как и унифицированные с ним винтовки «Барс-4-1», считается классическим охотничьим карабином. Ствол жестко скреплен с коробкой ствола, а запирание производится на два боевых упора. Отражатель гильз вмонтирован в чашечку затвора, в передней части которого размещен и экстрактор.

Впереди же находится фигурный паз, имеющий спиральный скос. Он предусмотрен для взведения ударника. Карабин «Лось-7-1», отзывы тому свидетельство, в первое время во время эксплуатации имеет недостаток: у него туго взводится рукоять затвора. Причиной может быть нарушение геометрии этого скоса или некачественная обработка. Однако этот недочет со временем исчезает. Как говорят бывалые пользователи, после пятисот выстрелов его уже не замечают.

В приливе рукояти на затворе карабина расположены гнездо под фиксатор корпуса спускового устройства с выемкой под предохранитель. В стебле устроен канал, внутри которого находятся ударник с бойком и боевой пружиной.

Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ

Первая операция

Сведения о количестве машин, находившихся на вооружении батареи, разнятся: по одной версии, их было четыре, по другой — пять или семь. Но мы точно можем сказать, что эффект от их применения был ошеломительный

На станции была уничтожена военная техника и железнодорожные составы и, по нашим данным, батальон немецкой пехоты, а также важное военное имущество. Взрыв был настолько сильный, что Франц Гальдер, начальник генерального штаба сухопутных войск Германии, сделал запись в своем дневнике о том, что в месте попадания снарядов плавилась земля. Батарея Флёрова была переброшена в район Орши, так как прошла информация, что на этой станции скопилось большое количество важных для немецкой стороны грузов

Есть версия, что кроме немецких частей, которые туда прибывали, на станции осталось и секретное оружие СССР, которое не успели вывезти в тыл. Его надо было быстро уничтожить, чтобы оно не досталось немцам

Батарея Флёрова была переброшена в район Орши, так как прошла информация, что на этой станции скопилось большое количество важных для немецкой стороны грузов. Есть версия, что кроме немецких частей, которые туда прибывали, на станции осталось и секретное оружие СССР, которое не успели вывезти в тыл. Его надо было быстро уничтожить, чтобы оно не досталось немцам.

Для выполнения этой операции была создана специальная танковая группа, которая поддерживала батарею, поскольку она шла к Орше по уже оставленной советскими войсками территории. То есть немцы в любой момент могли ее захватить, это было очень опасное, рискованное предприятие. Когда батарея только готовилась к выходу, конструкторы строго наказали взорвать БМ-13 в случае отступления и окружения, чтобы машины ни в коем случае не достались противникам.

Этот наказ бойцы выполнят позже. В отступлении под Вязьмой батарея оказалась в окружении, и в ночь на 7 октября 1941 года она попала в засаду. Вот здесь батарея, сделав последний залп, была взорвана по приказу Флёрова. Сам капитан погиб, посмертно ему был присвоен Орден Отечественной войны I степени, в 1942 году, а в 1995 году он стал Героем России.

БМ-13 («катюша») в компьютерной игре Company of Heroes 2

Залп БМ-13 в компьютерной игре «В тылу врага — 2»

Машина БМ-13 («катюша»)

Залп «катюши» в компьютерной игре War Front: Turning Point

«Сивулф» – 107,6 х 12.2 м

Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989—1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.

Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.

Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».

Стратегическая обстановка летом 1943 г

Завершив разгром окружённой под Сталинградом группировки гитлеровских войск, Красная Армия продолжила успешное наступление. На центральном направлении фронт отодвинулся на 650—750 км к западным границам СССР. Во время сражений уничтожено до 40% германских вооружённых сил.

В конце весны 1943 года на советско-германском фронте наступает затишье в боевых действиях противников. В районе Курска, Орла и Белгорода сформировался выступ шириной 200 км, вклинившийся в оборону вермахта на 150 км. Конфигурация линии фронта предоставляла удобные возможности для проведения атакующих действий каждому из противников. Кроме того, в районе Курской дуги сосредоточились крупные силы воюющих сторон.

Учитывая международную обстановку и сложное политическое положение внутри страны, Гитлер приказывает провести крупную наступательную операцию. Успешное сражение передавало стратегическую инициативу вермахту и поднимало авторитет фюрера. Немецкие генералы приступили к разработке плана «Цитадель». Главная идея операции состояла в нанесении с севера и юга сходящихся ударов в направлении на Курск. Взятие областного центра приводило к окружению крупной группировки советских войск.

После инспекционной поездки в район курского выступа представитель Ставки Г. К. Жуков подаёт Сталину докладную записку. Маршал указывает на высокую вероятность наступления фашистов на плацдарм под Курском. Георгий Константинович предлагает не проводить упреждающей атаки, а в оборонительных боях уничтожить основные бронетанковые части германской армии. На последующих этапах предполагалось разгромить наступающих силами резервного фронта.

Вооружение

Вооружение состояло из четырёх УР класса «воздух-воздух» РС-2УС, наводимых по радиолучу, или из двух РС-2УС и двух с тепловой головкой самонаведения. Как и все наводимые по лучу ракеты, РС-2УС была практически бесполезна в воздушном бою[источник не указан 1597 дней].

В отличие от Су-7 и Су-15, Су-9 не нёс пушечного вооружения. Тем не менее, в конце 1960-х — начале 1970-х гг. на Су-9 опробовали пушечные контейнеры УПК-23-250. Контейнер подвешивался взамен одного ПТБ, при этом второй бак тоже снимался. Программа испытаний, проведённая в ГК НИИ ВВС, в которой участвовали лётчики С. А. Лаврентьев, В. В. Мигунов, В. К. Рябий, включала стрельбы по парашютным мишеням, Ла-17 и наземным целям. И хотя такое вооружение оказалось для самолёта отнюдь не лишним, но так как без ПТБ уменьшалась дальность действия, применение пушечных контейнеров на Су-9 не получило распространения.

В 1966—1967 гг. на двух серийных самолётах прошли заводские и государственные испытания бомбардировочного вооружения для Су-9. Для эксплуатации в строю был рекомендован смешанный вариант: 2хФАБ-250 + 2хРС-2УС.

Брэдли Джеймс сейчас

Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»

Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.

Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.

Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.

Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.

Смерть

Омар Брэдли умер 8 апреля 1981 года в Нью-Йорке от сердечной аритмии, всего через несколько минут после получения награды от Национального института социальных наук. Он похоронен на Арлингтонском национальном кладбище рядом с двумя женами. Личная жизнь Омара Брэдли характеризует его как верного и постоянного человека. Его первая жена скончалась от лейкемии, оставив Омару дочь Элизабет. Второй брак продлился до конца его жизни.

Генерал непрерывно служил в армии с 1 августа 1911 года до своей смерти 8 апреля 1981 года — всего 69 лет, 8 месяцев и 7 дней. Это самая продолжительная карьера в армии.

Компоновка и размеры

Огромные габариты и начинка ядерного гиганта заслуживают отдельного внимания.

Под обшивкой крупнейшей подводной лодки находится своеобразный «катамаран», состоящий из двух надежных корпусов, размещенных напротив друг друга.

Торпедный отсек и центральный пост, включая помещение для радиотехнического вооружения, абсолютно водонепроницаемы.

Все 19 отсеков, расположенных внутри субмарины, сообщаются между собой. Рулевое управление «Тайфуна» находится в носовой части.

Инженерами было предусмотрено, чтобы самая большая подводная лодка могла эксплуатироваться в холодных регионах, где поверхность моря покрыта толстым слоем льда. В связи с этим, боевую рубку намерено усилили.

«Акула» поистине поражает воображение своими габаритами. Ее длина достигает 173 м, что практически равняется 2 футбольным полям.

Водоизмещение также не может не удивлять, поскольку оно составляет порядка 50 тысяч тонн, а это почти в 3 раза больше, чем у американского «Огайо».

Продукт холодной войны

По словам Корнева, «Лира» была «прорывным проектом» ВМФ. Чтобы сократить массогабаритные характеристики и водоизмещение, в конструкции подлодки широко использовался титан — чрезвычайно прочный, но прихотливый и дорогой металл.

Важнейшей новацией стал отказ от использования традиционного для АПЛ водо-водяного ядерного реактора. Вместо него на «Лире» был установлен реактор на быстрых нейтронах, использующий в качестве теплоносителя не воду, а жидкий металл (сплав свинца и висмута). Это позволило уменьшить общую массу реактора на 300 т.

  • АПЛ проекта 705 «Лира»

«Использование реактора на жидких металлах давало «Лире» огромные преимущества в скорости. Лодка могла очень быстро набрать необходимый ход, остановиться, поменять траекторию движения. По сути, это была идеальная подлодка-перехватчик. Она без труда догоняла корабль и субмарину противника, а также могла относительно легко уходить от торпедных атак. По энергоэффективности, манёвренности и боевым возможностям «Лира» была, наверное, лучшей АПЛ в мире», — отметил Корнев.

Под водой «Лира» могла развивать скорость до 40 узлов (72 км/ч). Длина подлодки составляла 81,4 м, ширина — 10 м, средняя осадка — 7,6 м, рабочая глубина погружения — 320 м, предельная — 400 м. Тепловая мощность реактора достигала 150 МВт. Субмарина была вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект — 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65).

С учётом требований Минобороны к автоматизации ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало для «Лиры» боевую информационно-управляющую систему «Аккорд». Она позволяла экипажу управлять всеми комплексами и техническими средствами с центрального поста.

Такое устройство вскоре стало появляться и на других субмаринах. 7 апреля 1989 года аварийная капсула спасла жизнь мичману Виктору Слюсаренко, служившему на печально известной АПЛ «Комсомолец».

К сожалению, «Лира» также не избежала аварий. Эксплуатация головной подлодки К-64 завершилась в 1972 году из-за разгерметизации трубопроводов первого контура.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Экипаж не пострадал, но катастрофа выявила серьёзный недостаток в использовании жидкого металла в качестве теплоносителя. Сплав свинца и висмута кристаллизуется, если температура в реакторе опускается ниже +145 °С. В 1972 году во время похода К-64 теплоноситель начал застывать. Моряки не смогли повысить температуру и были вынуждены заглушить реактор.

Ранее с аналогичной проблемой столкнулись США при эксплуатации экспериментальной АПЛ USS Seawolf в конце 1950-х годов. После аварии в 1958 году на субмарине был установлен водо-водяной реактор.

Как пояснил Дмитрий Корнев, для обслуживания реактора с ЖМТ требовалась специальная береговая инфраструктура со сложным и дорогостоящим оборудованием. Эксплуатация «Лиры» была трудоёмким и затратным процессом, пояснил собеседник RT.

«Жидкий металл был очень прихотлив и «замерзал», как только выключался реактор. Разогреть теплоноситель и завести реактор было огромной проблемой. По этой причине его иногда даже не глушили, но тогда его рабочий ресурс заметно уменьшался. К тому же это было небезопасно. Помимо перечисленного, лодка могла швартоваться только в пунктах базирования, где есть специальная аппаратура по обслуживанию реактора», — подчеркнул Корнев.

С 1971 по 1981 год ВМФ СССР получил семь АПЛ проекта 705: четыре подлодки были построены в Ленинграде, три — в Северодвинске. Потерпевшая аварию К-63 была списана в 1978 году, остальные субмарины Минобороны вывело из состава флота в 1990 и 1996 годах. Позже все они были утилизированы.

Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.

Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.

Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:

1. Носовой торпедный отсек.2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.4. Отсек управления.5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.7. Отсек электоромоторов.8. Кормовой торпедный отсек.

Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).

Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:

Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».

Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки. Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом

Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.

Одна из «Джульетт» проекта 651

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector