Танк пантера

История создания Кукурузника Ан-2

06.03.1946 Дата создания ОКБ-153. Развернули в непосредственной близости от Новосибирского Авиационного завода. Руководителем КБ назначен О. Антонов. По его началом оказалось 20 конструкторов из КБ Яковлева и молодых авиаконструкторов. Целью создания КБ стала разработка гражданского самолета для нужд с/х – СХА-1
31.08.1947 Год выпуска Ан 2. Первый самолет поднялся в воздух, совершил круг и успешно приземлился
08.12.1947 Стартовали государственные испытания. Первые модели не имели конкретного двигателя и тесты проходили с использованием различных вариантов. Многие скептически относились к конструкции биплана. Однако Антонова поддержал Никита Хрущев, тогда – руководитель УССР
01.03.1948 Завершение испытаний
23.08.1948 Ан-2 принимают на вооружение ВВС СССР. Начинается серийное производство на базе мощностей Киевского завода номер 473. Туда же переводится и ОКБ-153, вместе со всеми сотрудниками
09.10.1949 Летчик Лысенко впервые поднял в воздух серийную версию Ан-2
1949 — 1952 Началось мелкосерийное производство. Изготовлено 185 самолетов
1952 — 1953 По приказу Сталина на заводе № 473 началось развертывание производства фронтового реактивного бомбардировщика ИЛ-28. Выпуск Ан-2 временно прекращен
1953 — 1963 После смерти Сталина, пришедший к власти Хрущев возобновил производство «кукурузника» на предприятии № 473. Из цехов вышло 3164 аппарата
1959 — 2002 В рамках взаимопомощи в соцлагере, чертежи Ан-2 были переданы Польше. Производство запустили на заводе WSK PZL-Mielec. Именно там выпустили большую часть всех самолетов этой серии – 11 915 штук. В основном бипланы шли обратно в СССР, но часть продавалась другим странам Варшавского договора
1966 — 1971 Собрано 506 изделий Ан-2М на территории долгопруднинского завода в Подмосковье
1956 — 2018 Производится в Китае. Всего собрано до 1 000 штук

Самолет получил самое широкое распространение и применялся в различных сферах:

  • перевозка грузов и пассажиров;
  • военно-транспортные мероприятия;
  • корректировка, разведка и бомбежка позиций противника;
  • использование в качестве метеорологической воздушной лаборатории.

Где находится Бермудский треугольник

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Машины на базе танка “Пантера”

  • Ягдпантера – тяжелая САУ, истребитель танков. Была разработана после успеха Фердинанда на Курской дуге как новая САУ на более мобильном шасси от «Пантеры». Одна из лучших САУ того времени, с хорошим бронированием и огневой мощью;
  • Bergepanther – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо башни на нее ставилась открытая платформа, лебедка и кран. Имелся пулемет для обороны. Также считалась лучшей БРЭМ Второй мировой.

Jagdpanther

Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:

  • Panzerbeobachtungswagen Panther – танк артиллерийских наблюдателей – вместо пушки ставился деревянный макет. У машины было несколько перископов и стереоскопический дальномер. Было построено либо один экземпляр, либо 41 машина, точных данных нет;
  • Существовало несколько проектов САУ на шасси «Пантеры», но все они не стали даже прототипами, и остались только на бумаге;
  • Также было несколько проектов Зенитных самоходных установок на базе «Пантеры». Многие отклонили, но в 1944 году наконец приняли проект ЗСУ Flakpanzer «Coelian». Построили только макет, прототип так и не изготовили.

Flakpanzer «Coelian», макет

Примечания

https://ru.wikipedia.org/wiki/Panthera

Фото

Первые танки Pz.Kpfw. VI «Тигр».

Желание Гитлера получить неуязвимый и всесокрушающий танк, к дальнейшему увеличению веса машины и на смену VK 3601(H) пришла ее еще более тяжелая модификация VK 4501(H).

Наряду с «Хеншель» и «Крупп», Ф.Порше также получил заказ на проектирование танка своей конструкции VK 4501(Р), неофициальным названием танка было название «Тигр I». Машина должна была быть оснащена «крупповской» башней и двигателем в 400 л.с. Трансмиссия по своей конструкции значительно от таковой в VK 3001(Р) не отличалась и использовала электромоторы и генераторы. Решение спорное для Германии военного времени из-за дефицита меди. Во многом именно из-за электротрансмиссии, предпочтение отдали машине «Хеншель».

Прототип «Хеншель» был готов 17.04.42 г., через два дня обе машины «Хеншель» и «Порше» прибыли на испытания на железнодорожную станцию недалеко от ставки «Волчье Логово». На испытаниях машина от «Хеншель» показала себя немногим менее скоростной, но более маневренной, хотя при этом двигатель постоянно перегревался.

Испытания не смогли выявить явного фаворита. Гитлер после консультаций со Шпеером и секретарем министерства вооружений, приказал провести дополнительные тесты, которые были завершены в мае сорок второго года. По итогам испытаний комиссия выбрала танк от «Хешель».

Заказ «Порше» — всего на 90 танков «Тигр» — служил своего рода подстраховкой, если «Хеншель» не сумеет наладить выпуск более удачной машины в отведенный на это строк. Вскоре оказалось, что на заводе компании «Хеншель» в Касселе все идет без лишних осложнений и Порше принялся переделывать так и не законченные танки «Тигр» в САУ «Элефант» ориентированную на борьбу с танками.

Танк «Тигр» от «Хеншель» получил стандартный индекс вермахта — Pz.Kpfw VI «Тигр» и в июле сорок второго года запущен производство. С августа сорок второго года по май сорок третьего заводские цеха «Хеншель» покинули первые 258 танков «Тигр». До завершения производства в 1944 г. выпустили 1355 танков, при 1376 заказанных. 

Пантера на войне

Танки были построены из броневых плит. Башня представляла из себя конструкцию из сваренных между собой плит, толщина которых была 45 мм. Так как еще не был решен вопрос с внутренним пространством, то конструкторы просто увеличили в размерах моторный отсек. Двигатель был 12-цилиндровый, карбюраторный, под названием Майбах HL230. Надо сказать, что скорость танка была небольшая, но благодаря сильной тяге он мог преодолевать даже самые труднодоступные места.

Впервые Пантера приняла участие в битве на Курской дуге в 1943 году. Результаты были впечатляющими для немецкого командования. Вскоре был отдан приказ создать еще больше танков, чтобы использовать их в Европе. Однако и Восточный фронт не оставили без внимания. На базе Пантеры была создана более современная модификация — Пантера 2, у которой была увеличена броня и защита башни. Однако силовую установку заменили на более современную и оснащенную. Что еще было нового в этом танке? Приборы ночного видения (такого еще не знали ни одни конструкторы), телескопические дальномеры. Пушка на башне стала более скорострельной. Можно сказать, это было настоящее орудие массового поражения.

Конечно, самые первые бои были не совсем удачными. Пантеры часто ломались, выходили из строя. Но недаром Гитлер собрал вокруг себя настоящих мастеров своего дела — производство было скорректировано и быстро наладилось. В боях с англичанами и американцами Пантеры производили отличный эффект — многие военачальники признавались, что неимоверно трудно вывести новую Пантеру из боя — требовались усилия нескольких танков противника.

В 1944 году, когда в Нормандии произошла высадка союзников, немецкое командование, конечно, вывело вперед Пантеру. Но забыло учесть одну деталь — несмотря на современное оснащение и мощный двигатель, а также способность преодолевать бездорожье, танки все-таки не были приспособлены для всех типов бездорожья. Нормандия — холмистый регион, и не всегда Пантера могла преодолеть их. В течение 1944 года немецкая армия терпела поражения на втором фронте, и даже танки ничего не могли сделать.

Последний раз танк Пантера появился на арене боевых действий в наступлении при Арденнах на рубеже 1944-1945 годов. Танки показали себя во всей красе, но количество орудия у союзников было больше.

Несмотря на провалы военных операций, конструкторы создавали на основе Пантер другие машины, не менее совершенные и опасные для противника, например, Ягдпантера, Бергепантера. Последняя занималась эвакуацией и ремонтом подбитых танков. Также нельзя обойти стороной и зенитные самоходные установки на базе Пантеры — они также подверглись изменениям в лучшую сторону.

Так была ли Пантера действительно суперсовременной машиной, опередившей свое время? Если рассматривать голые факты и статистику, конечно, была. По сравнению с другими танками противника. Но все-таки она не стала той совершенной машиной, которая наводила бы страх и была бы непобедимой.

Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.

В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.

Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом. 

В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.

В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.

В 1935 — 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 — 15200. Командирские танки строились двумя партиями — 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.

На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV. В 1939 — 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.

В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка — три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.

Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.

Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.

Боевое применение

Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.

В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».

В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.

Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.

После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.

Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку», то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.

Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.

Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.

Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.

Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.

Описание конструкции Pz.VI

Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.

Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.

В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).

В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.

В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».

«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.

Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.

Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон

Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.

Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона

Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.

«Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.

В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.

Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов.

По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.

9.M16

8-я кавалерийская дивизия СС «Флориан Гейер»

Данная дивизия была названа в честь имперского рыцаря Флориана Гейера, возглавившего в период Крестьянской войны в Германии (1524-1526) один из отрядов немецких крестьян («Черный отряд», по-немецки: «Шварцер Гауфен»), восставших против князей (крупных феодалов, противившихся объединению Германии под скипетром императора). Поскольку Флориан Гейер носил черные доспехи и его «Черный отряд» сражался под черным знаменем, эсэсовцы рассматривали его в качестве своего предшественника (тем более что он выступал не только против князей, но и за объединение Германской державы). Флориан Гейер (увековеченный в одноименной драме классика немецкой литературы Гергарта Гауптмана) героически погиб в бою с превосходящими силами германских князей в 1525 г. в долине Тауберталь. Его образ вошел в немецкий народный фольклор (особенно песенный), пользуясь не меньшей популярностью, чем, скажем, Степан Разин – в русском песенном фольклоре. Эмблемой дивизии служили вписанные в геральдический щит-тарч прямой обнаженный меч острием вверх, пересекающий щит справа налево по диагонали, и конская голова.

Боевое применение

Свою боевую карьеру «Пантеры» начали в июле 1943 года, и за 22 месяца службы успели побывать на Итальянском, Западном и Восточном фронте.

Первое крупное сражение, в котором они участвовали – это операция «Цитадель». Многие из руководства относились к операции насторожено, отмечая в том числе, что «Пантеры», на которые другие так надеются, еще не идеальны и требуют испытаний. В итоге нападение откладывалось, что дало советским войскам возможность улучшить оборону. В сражении со стороны немцев в основном участвовали «Тигры», Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III, а вот «Пантеры» действительно постоянно ломались и горели – из 200 машин из строя вышло 160, причем многие не удалось эвакуировать.

Пока шло советское наступление, недостатки PzKpfw V исправили, и наконец они стали боеспособными. Иногда удавалось проводить эффективные контратаки. Часто «Пантеры» и другие танки использовались для быстрых перебросов в разные места для сдерживания наступления Красной армии. К примеру, в бою под Балабановкой полк «Ваеске» нанес противнику очень серьезные повреждения, потеряв всего пять Пантер и одного Тигра.

Достаточно активно танки участвовали в боях на Украине, особенно под Каменец-Подольским. Там себя хорошо проявил генерал Хубе, хотя против немецких танков и были погодные условия – машины постоянно ломались из-за раскисших дорог.

После гибели Хубе Первой танковой армии явно нужна была небольшая передышка, но Гитлер в ней отказал. Несмотря на достаточно высокую эффективность «Пантер» сдерживать советские войска немцы уже не могли.

На Западе

На Западе «Пантеры» тоже активно участвовали в боях, и наносили союзникам серьезный ущерб. Англичане и американцы считали, что чтобы подбить один PzKpfw V нужно потерять пять Кромвелей или Шерманов. Но численное превосходство союзников и тут делало свое дело. Кроме того, было запрещено отступать, и танки часто попадали под артналеты, а местность Нормандии совершенно не подходила для танков. Единственным крупным успехом в этой зоне была ликвидация прорыва англичан под Вильер-Бокаж.

Бои шли по-разному – 11 июля 1944 года «Патеры» сильно пострадали в бою против истребителей танков союзников, но уже 18 числа того же месяца первый танковый корпус СС остановил три английские танковые дивизии.

Подбитая Пантера

«Пантеры» участвовали в операции «Льеж», но почти половина танков была уничтожена авиацией союзников. Также много танков было потеряно в окружении под Фалезом. Однако разведка докладывала, что «Пантера» становится все более надежной, и ее уже считали самым опасным танком Германии.

Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой участвовали «Пантеры», было наступление в Арденнах. Операция провалилась с потерей практически всех танков. И хотя PzKpfw V показывал себя очень эффективно, их было слишком мало.

Вообще эксперты считают, что «Пантеры» была лучшим немецким средним танком Второй мировой войны, однако ее нужно было немного довести до ума – она превосходила Pz Kpfw IV по всем показателям, кроме надежности, однако в 1943 году надежность была не так важна, как мощь, скорость и бронирование.

Средний танк Pz Kpfw V Ausf D Panther (Sd Kfz 171)

Выпущено 850 танков с января по сентябрь 1943 года.

Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех фирмы
МАN 11 января 1943 года. Первые 20 танков «Пантера» имели 60-мм лобовую броню. На них
были установлены двигатели «Майбах» HL 210Р45. Отличительной особенностью первых 20-ти
«Пантер» была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни. Эти танки использовались для
подготовки танковых экипажей.

У остальных танков Pz Kpfw V Ausf D
толщина лобовой брони составляла 80 мм.

Боевая масса – 43 т.
Броня: лоб корпуса – 80 мм, борт – 40 мм, лоб башни – 100 мм, борта и корма башни – 45 мм.
Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK42 L/70 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 79 выстрелов.

        Боевое применение.
        Выпуск танков начался в январе 1943 г. В феврале они стали поступать в войска.
В апреле из-за многочисленных недоделок и неисправностей все «Пантеры» вернули на заводы для модернизации. В мае 1943 г. при
подготовке к наступлению на Курской дуге танки Pz Kpfw V Ausf D «Пантера» получили 51-й и 52-й
танковые батальоны, 23-й и 26-й отдельные танковые полки и танковые полки
дивизий СС 
«Дас Рейх» и
«Лейбштандарт Адольф Гитлер».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector