Патрульные корабли проекта 22160
Содержание:
- Физико-химические свойства
- История
- «Надёжно войдёт в структуру ВМФ»
- Жаворонок — птица певчая. Звуки пения и фото жаворонка в дикой природе
- Достоинства и недостатки
- Первая демонстрация
- Модульный принцип
- Как выглядят погоны у МЧС РФ
- Защита
- Вооружение
- Технические характеристики
- Конструкция
- What We Investigate
- «Москитный флот»
- История создания
- «Василий Быков», головной корабль проекта 22160
- Описание конструкции
- Конструкция
- Технические характеристики
- Общее описание
- Башня
- Примечания
- «Фактор внезапности»
- Что относится к полномочиям совета федерации
Физико-химические свойства
Прозрачная маслянистая жидкость янтарного цвета, без вкуса и запаха. Химическое название: S-(2-NN-Диизопропиламиноэтил)-O-этил метилфосфонотиолат(S-(2-NN-Diisopropylaminoethyl)-O-ethyl methylphosphonothiolate). Брутто-формула: C11H26NO2PS. Молекулярная масса 267,37. Бесцветная густая жидкость (технический продукт имеет окраску от жёлтой до тёмно-коричневой). Tпл = −39 °C, высококипящее соединение, не перегоняется при атмосферном давлении Tкип = 95−98 °C (1 мм рт. ст.), d4 (+25 °C) = 1,0083. Летучесть 0,0105 мг/л (+25 °C). Давление паров при +25 °C = 0,0007 мм рт. ст. Гигроскопичен, ограниченно растворим в воде (около 5 % при +20 °C), хорошо — в органических растворителях.
История
Первый российский корабль, спроектированный Северным ПКБ с применением модульной концепции вооружения. Заказано шесть представителей проекта. Строительство ведётся на Зеленодольском заводе, а также на заводе Залив (два корабля). Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод Залив в Керчь для достройки. 25 марта 2018 вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018. Предположительно «Василий Быков» вступит в строй до конца 2018 года.
Предполагается, что все заказанные в настоящий момент представители проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота.
Предусматривается увеличение заказа на корабли данной серии до 12.
«Надёжно войдёт в структуру ВМФ»
Все шесть кораблей проекта 22160 предназначены для Черноморского флота. В этом регионе традиционно складывается непростая обстановка с точки зрения безопасности, отмечают аналитики. Главная причина такого положения дел — постоянные попытки НАТО нарастить здесь своё присутствие.
Так, в первой половине июля глава украинского Минобороны Андрей Таран и генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе телефонного разговора договорились расширить присутствие «сил и средств» в Чёрном море. В то же время в черноморскую акваторию регулярно заходят боевые корабли стран НАТО, в том числе США.
- Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»
«Черноморский флот находится в достаточно непростой ситуации. Ему постоянно приходится соприкасаться с боевыми судами НАТО, которые регулярно обозначают там своё присутствие и проводят учения, в том числе с участием Украины. При этом они особо и не скрывают, против кого это направлено», — пояснил Кнутов.
По словам экспертов, укрепление состава патрульных кораблей актуально и в свете возможного повторения провокаций наподобие той, что украинские моряки устроили в Керченском проливе в 2018 году. Напомним, тогда три украинских судна попытались незаконно пересечь границу России, после чего были задержаны российскими пограничниками.
В свою очередь, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов в интервью RT отметил, что такие корабли в целом довольно востребованы в российском флоте.
Жаворонок — птица певчая. Звуки пения и фото жаворонка в дикой природе
Достоинства и недостатки
Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:
- Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
- Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
- Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
- Наличие на борту вертолета;
- Радиолокационная малозаметность.
Транспортировка корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев» по Дону. Сейчас этот корабль уже введен в строй
Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:
- Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
- Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
- Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
- Низкая скорость.
Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.
«Василий Быков» на стоянке в Севастополе
Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.
Автор статьи:
Федоров Дмитрий
Первая демонстрация
Модульный принцип
Для кораблей с относительно небольшим водоизмещением корветы на удивление серьезно вооружены. Модульность позволяет менять оружие и оборудование в зависимости от задачи, будь то борьба с пиратством или поддержка крупных ударных операций.
Главный калибр корвета, универсальная артиллерийская установка АК-176МА (76,2 миллиметра) эффективно отрабатывает как надводные, так и воздушные цели на дистанциях двенадцать и семь километров соответственно. Скорострельность — до 120 выстрелов в минуту. У АК-176МА по сравнению с аналогичными системами предыдущего поколения в два раза точнее наведение приводов и лучше кучность стрельбы. А штатного боекомплекта в 152 снаряда хватит, чтобы доставить серьезные неприятности даже крупному кораблю.
В кормовой части есть место для монтажа установки вертикального пуска ракет семейства «Калибр», «Оникс», а также зенитно-ракетных комплексов «Гибка», или «Штиль-1». То есть корабль может выполнять как ударную, так и оборонительную функцию, прикрывая союзников своей ПВО. Для защиты от боевых пловцов противника корвет оснащен противодиверсионным гранатометным комплексом ДП-65 с собственной гидроакустической станцией с радиусом действия около 400 метров. Подобное оружие незаменимо при обороне портов и военно-морских баз. А для борьбы с пиратами и контрабандистами установлены два 14,5-миллиметровых пулемета.
Как выглядят погоны у МЧС РФ
Погоны сотрудников МЧС темно-зеленого цвета.
Рядовой при получении звания получает так называемые «чистые погоны» на которых есть только металлический значок «Белой звезды надежды и спасения» — официальный символ министерства.
Символ «Белая звезда надежды и спасения» используется на нарукавниках и нагрудных знаках на форме сотрудников.
На погонах младшего состава по званию:
-
у младшего сержанта — две вертикальные полосы,
-
у сержанта — три вертикальные полосы,
-
у старшего сержанта — одна широкая вертикальная полоса,
-
у прапорщика — две звезды,
-
у старшего прапорщика — три звезды.
На погонах среднего состава:
-
у младшего лейтенанта — одна полоса, одна звездочка,
-
у лейтенанта — одна полоса, две звездочки,
-
у старшего лейтенанта — одна полоса, три звездочки,
-
у капитана — одна полоса, четыре звездочки.
На погонах старшего состава:
-
у майора — две полосы и одна крупная звезда,
-
у подполковника — две полосы и две крупные звезды,
-
у полковника — две полосы и три крупные звезды.
На погонах высшего состава:
-
у генерал-майора — одна крупная звезда,
-
у генерал-лейтенанта — две звезды,
-
у генерал-полковника — три звезды.
Приказ Президента № 364 «О форме МЧС» устанавливает регламент ношения формы и использования знаков отличия.
Защита
Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн. Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.
Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.
Вооружение
В зависимости от выполняемых задач, на корветы проекта 22160 может быть установлено следующее вооружение:
- Радиолокационное – навигационная радиолокационная станция “Пал-Н” и станция обнаружения “Позитив-МЭ1”
- Радиоэлектронное – гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03, гидролокаторы “Паллада” и ”Виньетка-ЭМ”, комплексы радиоэлектронного подавления ПК-10 и ТК-25
- Тактическо-ударное – ракетный комплекс “Калибр-НК” с установкой вертикального пуска
- Артиллерия – артустановка АК-176МА
- Ракеты – противокорабельная ракета ЗМ54, ЗМ55, зенитный ракетный комплекс ЗМ-47 “Гибка” и “Штиль-1” с пусковыми установками
- Противолодочное – гранатометы ДП-65, ракето-торпеды 91Р1 и 91РТ2
Корвет оборудован вертолетной площадкой, способен нести вертолеты массой до 12 тонн, например, Ка-27, Ка-29 или Ка-31. По необходимости они могут быть заменены несколькими БПЛА.
Технические характеристики
Водоизмещение | 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное |
Длина корабля | 91,3 м |
Ширина | 14,5 м |
Осадка | 4,8 м |
Скорость полного хода | 22,5 узлов |
Скорость патрульного хода | 16 узлов |
Дальность плавания | До 6700 миль на скорости в 16 узлов |
Автономность | 60 суток |
Численность экипажа | До 80 человек |
Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.
Конструкция
Килеватая острая форма подводной части корпуса позволяет развивать кораблю полную скорость до 30 узлов. Применение технологии “Стелс” значительно снижает заметность для средств радиолокационной разведки. Надводная часть корпуса имеет угловатую форму, покрыта композитными материалами с низкой отражающей способностью, использована специальная краска.
На верхней палубе практически отсутствуют какие-либо выступающие конструкции, кроме ходовой рубки (корпус выполнен под углом к палубе), корабельной артиллерийской установки, волнореза и съемного ограждающего леера. Последний монтируется только на стоянках. Такая конструкция позволяет снизить риск захвата судна практически до минимума, обеспечивает незаметность по технологии “Стелс”. Снижение заметности достигается и за счет размещения швартовочного оборудования под верхней палубой. Швартовка производится посредством выбрасывания легости в закрываемый лацпорт.
Одной из главных особенностей корвета проекта 22160 является размещенная на внутренней закрытой палубе бронированная десантно-штурмовая лодка проекта 02800, способная развивать скорость до 80 км/ч. Выход в море она способна осуществлять прямо во время движения корабля – базы, что обеспечивает оперативность выполнения поставленных десантникам задач.
Корвет приводится в движение главной энергетической установкой типа CODAG, состоящей из 2-х маршевых дизельных и 2-х форсажных газотурбинных двигателей общей мощностью 34 000 л.с. Электро-энергетическая установка включает 5 дизельных генераторов, один из которых аварийно-стояночный. В качестве движителей выступают 2 винта.
What We Investigate
«Москитный флот»
Ожидается, что «Василия Быкова» передадут военным до конца 2018-го. Он станет частью «москитного флота» России, формирование которого давно обсуждают в экспертном сообществе. С 2014 по 2018 год ВМФ получил шесть малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М«, еще пять должны вступить в строй в ближайшие годы. Кроме того, в настоящее время достраиваются два МРК проекта 22800 «Каракурт» (всего запланировано порядка 12 кораблей). Эти морские платформы объединяет водоизмещение менее 1000 тонн и мощное тактическое ударное вооружение — все те же «Калибры».
Эскадра небольших, малозаметных и быстрых ракетных кораблей — серьезная угроза даже для авианосца. Это понимают и на Западе. Вскоре после дебюта «Буянов» 7 октября 2015 года американский журнал Forbes писал: «Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения».
Вероятно, «Василий Быков» и другие корветы проекта 22160 с их большой длительностью автономного похода будут действовать в дальней морской зоне, а на «Буяны» и «Каракурты» ляжет задача охраны «домашней» акватории. В любом случае, если промышленности удастся поддерживать высокие темпы строительства этих кораблей, ни одно военно-морское соединение вероятного противника не сможет чувствовать себя в безопасности вблизи российских территориальных вод.
История создания
Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.
Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.
Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив
Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:
- Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
- Выполнение поисковых и спасательных операций;
- Охрана различных акваторий и морских баз;
- Сопровождение судов при выполнении переходов.
Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.
Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.
Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.
Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе
На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.
Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.
«Василий Быков», головной корабль проекта 22160
Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.
«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Хорошо виден открытый лацпорт
Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.
Описание конструкции
По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).
Корпус корабля и архитектура надстройки
Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.
В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.
Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту
Силовая установка
Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.
Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.
Броня
В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.
Десантно-штурмовая лодка проекта 02800
Конструкция
На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип к морскому вооружению.
Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач | ||||
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ» |
Вооружение
Шесть патрульных кораблей проекта 22160, которые до 2022 года должны пополнить состав ВМФ России, планируется оснастить ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»)
Мореходность
Проект 22160 отличается также хорошей автономностью и мореходностью — при водоизмещении около 2 тыс. тонн, по словам разработчика, он имеет такую же мореходность, что и вдвое больший фрегат проекта 11356.
Технические характеристики
Водоизмещение | 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное |
Длина корабля | 91,3 м |
Ширина | 14,5 м |
Осадка | 4,8 м |
Скорость полного хода | 22,5 узлов |
Скорость патрульного хода | 16 узлов |
Дальность плавания | До 6700 миль на скорости в 16 узлов |
Автономность | 60 суток |
Численность экипажа | До 80 человек |
Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.
Общее описание
Патрульные корабли проекта 22160 разработаны для дальней морской зоны, предназначены для патрулирования и охраны судов в закрытых и открытых морях, борьбы с пиратами и контрабандистами, отслеживания экологической обстановки, помощи пострадавшим при крушениях, проведения поисково-спасательных работ. Кроме того, эти корабли могут быть использованы для охраны водных районов и военно-морских баз, для обнаружения и предупреждения нападения сил противника, для проведения военных операций как в дальней морской, так и в океанской зонах.
Основным отличием корвета проекта 22160 от подобных ему кораблей – модульность. В зависимости от выполняемых задач и пожеланий заказчика, некоторое оборудование и вооружение достаточно просто заменить под конкретные цели.
На кораблях проекта 22160 достигнута высокая степень автоматизации, установлены подруливающие устройства, обеспечивающие высокую маневренность на небольших ходах, что полезно, например, при швартовке. На скорости до 5 узлов управление всеми ходовыми системами производится одним джойстиком, а управление главными двигателями осуществляется с ходовой рубки.
Башня
Примечания
- (рус.) (неопр.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения: 4 августа 2018.
- .
- (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- (рус.) (неопр.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения: 4 августа 2018.
- ↑ Сергей Птичкин. . rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения: 4 августа 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения: 3 декабря 2020.
- Дмитрий Сергеев. (рус.) (неопр.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения: 23 августа 2018.
- . Морской ВПК. Дата обращения: 9 декабря 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- Роман Крецул, Алексей Рамм. . Известия (22 июля 2020). Дата обращения: 23 февраля 2021.
- (рус.) (неопр.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения: 4 августа 2018.
- ↑ АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО». (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 мая 2019.
- . ФлотПром. Дата обращения: 29 января 2021.
«Фактор внезапности»
По словам аналитиков, в своё время использование гибридных кораблей было вынужденной мерой.
«В годы Второй мировой войны подводные лодки не могли долго находиться под водой — им нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов, поэтому на них ставили серьёзное вооружение, например крупнокалиберные пушки, которые позволяли наносить урон боевым кораблям», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
По его словам, в наши дни эта концепция может использоваться, но уже для других целей.
«У гибридной идеи есть значительные достоинства. Например, если корабль находится в надводном положении и ему необходимо спастись, он может уйти под воду, нырнув. К тому же благодаря возможности размещения ракетного оружия данный корабль может использовать фактор внезапности и первым поражать цель», — считает аналитик.
- ЦКБ «Рубин»
В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин полагает, что у гибридной концепции есть и свои недостатки.
«Идея гибридного корабля пока массового применения не нашла, потому что любые подобные многопрофильные корабли по характеристикам всегда хуже, чем специализированные: они не могут полноценно выполнять задачи ни надводных, ни подводных машин», — отметил эксперт в разговоре с RT.
Аналитики полагают, что о проекте «Страж» пока известно слишком мало подробностей, чтобы можно было говорить о его перспективах. Вместе с тем они не исключили, что в случае успеха этого проекта такие суда могут не только поставляться за рубеж, но и использоваться в России.