Москва (противолодочный крейсер)

Содержание

Содержание

Командиры ПКР «Москва»

За время службы кораблём командовали:

  • Г. П. Копылов (17 февраля 1965 года — 11 ноября 1967 года);
  • Ф. Т. Старожилов (11 ноября 1967 года — 25 сентября 1969 года);
  • Б. С. Романов (25 сентября 1969 года — 15 февраля 1972 года);
  • А. В. Довбня (15 февраля 1972 года — 6 ноября 1974 года);
  • Л. П. Лопацкий (6 ноября 1974 года — 9 февраля 1979 года);
  • С. Д. Шайкин (9 февраля 1979 года — 15 ноября 1983 года);
  • В. И. Долгов (15 ноября 1983 года — 3 ноября 1985 года);
  • В. И. Корчемкин (3 ноября 1985 года — 28 декабря 1986 года);
  • П. В. Седой (28 декабря 1986 года — 21 июля 1989 года);
  • А. В. Васько (21 июля 1989 года — 22 июля 1991 года);
  • А. А. Головин (22 июля — 27 сентября 1991 года);
  • В. И. Богдашин (27 сентября 1991 года — 15 мая 1996 года);
  • Г. А. Нехорошев (15 мая — 7 ноября 1996 года).

Новое поколение

На базе проекта 1123 началась разработка нового корабля: хорошо вооружённого противолодочного крейсера, на котором в качестве авиационной группы предполагалось использовать самолёты, а не вертолёты.

Мощное вооружение является отличительной чертой всех без исключения советских авианесущих кораблей. Если во флоте США авианосец выполняет исключительно роль плавучей авиабазы, а его прикрытие осуществляет мощная группа боевых кораблей, то в ВМФ СССР предпочтение отдавали авианесущим крейсерам, способным самостоятельно за себя постоять.

В задачи кораблей проекта 1143 «Кречет» должны были входить:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Корабли проекта 1143 относили к классу тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКР).

Общая характеристика

Относительно новый тип военных кораблей, используемый не каждой страной, имеющей выход в море или океан. Основной причиной является нужда современных технологий и конечно же высокая стоимость постройки и содержание такого гиганта, уступающего в этих параметрах только авианосцу.

Более того вертолетоносцы имеют возможность с помощью авиационной поддержки находить местоположение подводных лодок

Однако, быстрый рост технологий и появление атомных подводных лодок сделал последнюю характеристику вертолетоносцев менее важной так как атомные подводные лодки имеют торпеды с более большой дистанцией поражения и глубину погружения субмарины. В связи с этим основной задачей осталось помощь в дислокации десантных видов войск

До второй половины 1960-ых годов вертолетоносцы были перестроенными авианосцами и крейсерами. И только после войны во Вьетнаме стали строиться полноценные корабли этого класса.

В современном мире универсальные десантные корабли используются исключительно в групповых действиях. Из-за своего размера, вертолетоносцы становятся легкой целью поражения. Универсальные десантные корабли нуждаются в боевых суднах, которые могли бы сопровождать и защищать их в возможных неблагоприятных условиях. Для того чтобы объяснить структуры этого типа морских гигантов, разберем основные их примеры по странам, у которых они есть.

«Безногий» флагман

Казалось бы, безоблачное будущее «Москве» было гарантировано. Но у любой медали, как известно, две стороны. Интенсивное использование корабля не самым лучшим образом сказалось на техническом состоянии флагмана ЧФ. 

Особенно досталось главной энергетической установке крейсера. Если называть вещи своими именами, то после несения боевой службы у берегов Сирии «Москва» практически осталась без «ног». Кораблю настоятельно требовался, как минимум, серьезный ремонт, а как максимум — еще и модернизация. 

Ситуация осложнялась сразу несколькими факторами.

Во-первых, только-только закончились капитальный ремонт и модернизация однотипного с «Москвой» крейсера «Маршал Устинов». Тот простоял на судоремонтном заводе «Звездочка» с июля 2011 года по декабрь 2016 года. Сразу после этого «потянуть» столь же длительные и затратные работы на еще одном «Атланте» ни ВМФ, ни ОПК России оказались не готовы. 

Во-вторых, восстановление боеспособности «Москвы» силами севастопольского судоремонта представлялось командованию ВМФ проблематичным. При этом не меньше вопросов вызывала способность «обезноженного» крейсера добраться из Черного моря в Северодвинск, где «Москвой» могла бы заняться «Звездочка».

В-третьих, по слухам, сами черноморцы не горели желанием расставаться с пусть и не ходовым, но единственным в составе ЧФ кораблем 1-го ранга. 

В-четвертых, «Москва», как мы помним, являлась головным кораблем проекта 1164, то есть самым изношенным из введенной в строй тройки «Атлантов». Это обстоятельство заметно усиливало сомнения в рациональности не только модернизации, но и возвращения крейсера в ходовое состояние. 

Вот так и получилось, что флагман Черноморского флота надолго завис у причала в севастопольской бухте. С прогулочных катеров, снующих мимо «Москвы», туристы иногда наблюдали на палубе крейсера следы вялотекущих ремонтных работ. 

Раз в год буксиры оттаскивали «парализованный» флагман от причальной стенки и ставили его на «парадные» бочки по случаю Дня ВМФ России. Затем те же буксиры возвращали «Москву» к знакомому севастопольскому причалу, и крейсер вновь погружался в дрему. До следующего парада. 

В феврале 2017 года в СМИ прошла информация, что «Москва» должна была в 2018 году все же покинуть Севастополь и уйти в Северодвинск. Мол, принципиальное решение по этому поводу уже принято, проходит этап согласования технических характеристик и параметров контракта, который до конца года намерены заключить Объединенная судостроительная корпорация и Минобороны. Однако позже появились сообщения о том, что крейсер планируется за три года отремонтировать и модернизировать в Севастополе силами 13-го судоремонтного завода ЧФ.

Так или иначе, но 2019 год «Москва» встретила по-прежнему в неходовом состоянии. При этом споры о дальнейшей судьбе флагмана ЧФ продолжались. Чем дольше «Москва» не выходила в море, тем громче раздавались голоса скептиков, считавших, что «крейсер свое отплавал», а потому дальнейший курс корабля лежит исключительно в точку утилизации. В Севастополе даже появлялись инициативные группы, пытавшиеся ходатайствовать о превращении «Москвы» в корабль-музей. 

Украинские СМИ тоже не остались в стороне. Они радостно подбадривали себя и своих читателей заголовками «У России безнадежно сломалась «Москва», «Флагман Черноморского флота умирает в порту Севастополя» и так далее.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

Вооружение крейсера

Боевой корабль по проекту 1164 изначально создавался специально под новые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт», обладающие большой разрушительной силой. Пусковые контейнеры устанавливались попарно, по четыре спаренные установки с каждого борта. Боезапас крейсера составлял 16 ракет. Каждая ракета П-500 имела длину 12 метров и весила до 5 тонн в снаряженном состоянии. Скорость полета ракеты у поверхности достигала 1800 км/ч. Ракета могла нести фугасно-осколочный или фугасно-кумулятивный заряд весом до 1000 кг на расстояние 250-350 миль. При необходимости ракета «Базальт» могла нести и ядерный заряд.

Гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» был впоследствие перевооружен на более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан». Новое оружие значительно повысило огневую мощь корабля. За счет уменьшение массы боевой части ракета получила значительно увеличенный боевой радиус, который составляет 1000 км.

Помимо ударного вооружения корабли проекта 1164 были хорошо оснащены средствами ПВО. На вооружении крейсера «Москва» стояли 8 пусковых установок ЗРК С300Ф «Форт», шесть ЗАК АК -630 и два зенитно-ракетных комплекса «Оса-МА». Для борьбы с подводными лодками на крейсерах этого проекта устанавливались боевые комплексы «Водопад» и реактивные бомбометы РБУ-6000.

Ракетный крейсер «Москва» несмотря на то, что имел ограниченное водоизмещений, по огневой мощи практически не уступал своим более крупным собратьям, атомным крейсерам проекта 1144 типа «Орлан». Если сравнивать тактико-технические характеристики крейсера проекта 1164 с кораблями иностранных флотов, то по многим параметрам отечественные ракетные крейсера схожи с американскими кораблями типа «Тикондерога» и японскими эсминцами «Атаго».

Несмотря на свой почтенный возраст, корабль находится в строю почти 25 лет, крейсер «Москва» продолжает оставаться и сегодня самым крупным и самым мощным кораблем на всем черноморском морском театре.


Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

«На провокации никто не решался»

«Москва» является головным кораблём проекта 1164 «Атлант». Помимо этого судна, в составе ВМФ России находятся ещё два таких ракетных крейсера: «Варяг» — на Тихоокеанском флоте и «Маршал Устинов» — на Северном.

«Москва» была заложена в 1976 году на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 Коммунара под наименованием «Слава». 30 января 1983 года корабль вошёл в состав ВМФ СССР после завершения комплекса заводских и государственных испытаний.

  • Стрельба из противокорабельной установки «Москвы»

В декабре 1989 года «Слава» принимала участие в обеспечении первой встречи генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва с президентом США Джорджем Бушем, которая прошла на Мальте. В 1990 году крейсер был направлен в Николаев для частичной модернизации.

Своё нынешнее название и наименование «гвардейский» корабль получил 22 июня 1995 года по инициативе руководства российской столицы. После распада СССР правительство Москвы взяло шефство над флагманом Черноморского флота и профинансировало его ремонт.

По информации Минобороны РФ, «Москва» предназначена для нанесения ударов по крупным надводным целям и группировкам кораблей. Также крейсер способен обеспечивать боевую устойчивость противолодочных формирований и вести коллективную противовоздушную оборону сил флота в удалённых районах Мирового океана.

Также по теме

Арктика на замке: чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга»

В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил…

«Кроме того, («Москва». — RT) может решать задачи борьбы с подводными лодками и обстрела побережья противника, а также оказывать огневую поддержку при проведении десантных операций», — уточняется в материалах военного ведомства.

Полное водоизмещение крейсера составляет 11,3 тыс. т, длина — 186 м, ширина — 21 м, экипаж — 680 человек, дальность хода — 7 тыс. миль (11,27 тыс. км), скорость — 32 узла (59,26 км/ч). На «Москве» установлена газотурбинная энергетическая установка. Совокупная мощность двигателей корабля оценивается в 90 тыс. л. с.

Арсенал «Москвы» включает 16 пусковых установок противокорабельной системы «Вулкан», зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», средство ПВО ближнего радиуса «Оса», артиллерийские установки АК-130 и АК-630, торпедное оружие и реактивные глубинные бомбомёты РБУ-6000.

Дальность стрельбы из «Вулкана» составляет 550—700 км (по некоторым данным, в усовершенствованной версии комплекса — до 1000 км). Во время полёта ракеты развивают скорость в 2—2,5 числа Маха. Часть пути к цели они преодолевают на большой высоте, а на финальном участке снижаются до 15—20 м.

Незадолго до ремонта «Москва» приняла участие в нескольких дальних походах. В 2013 году крейсер отправился к берегам Португалии, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы, спустя год — выполнял задачи в акватории Тихого океана.

Осенью 2015 года крейсер возглавлял постоянное оперативное соединение ВМФ в восточной части Средиземного моря. Также у берегов Сирии флагман Черноморского флота обеспечивал противовоздушную оборону авиабазы Хмеймим.

«Мы патрулировали в зоне интенсивных полётов авиации, в небе могли одновременно находиться десятки самолётов, не только российских… Мы всё время были в готовности, система «Форт» исправно работала. Но никто к нам не подлетал. Все знают возможности этих кораблей по обнаружению и слежению за целями, поэтому на провокации никто не решался», — заявил ранее журналистам командир зенитно-ракетного дивизиона «Москвы» гвардии капитан-лейтенант Дмитрий Сёмкин.

Источники

Особенности корпуса

Блинов, наблюдающий от ВМФ, добился от конструкторов технического решения, при котором толщина практически всех элементов корпуса была не менее 8 миллиметров. К слову говоря, это было значительно больше требуемого по расчетным показателям. За счет такого ноу-хау эти военные корабли России отличаются повышенной долговечностью. Но все имеет свои обратные стороны: за счет использованных конструкторских решений водоизмещение (если сравнивать с кораблями проекта 1134Б) выросло сразу на 28%.

Справедливости ради стоит заметить, что сравнивать эти машины не слишком корректно в принципе. Дело в том, что такие военные корабли России и противолодочные суда весьма схожи только по внешнему виду и некоторым техническим решениям.

Первоначально «Москва» и прочие «Атланты» были вооружены ракетами П-500 «Базальт». Система управления огнем – «Аргон». Изначально на кораблях было по 16 таких ракет. Монтировались они в восьми спаренных шахтах, находящихся на верхней палубе. В ходе дальнейшей модернизации устаревшее ракетное вооружение было заменено на П-1000 «Вулкан». Эти ракеты могут поражать цели уже на расстоянии порядка 700 километров.

Испытания и пули

Дополнительные зенитные системы

Но на этом возможности зенитных установок крейсера не ограничиваются. Чтобы сделать его действительно многофункциональной боевой единицей, в конструкцию включили универсальную (может также стрелять по береговым и морским объектам) 130 мм установку (автоматическую, конечно же) АК-130. Чтобы повысить ее эффективность, с ней в комплекте идет система радиолокационного обнаружения «Лев». Кроме прочего, на корабле есть целая батарея 30 мм шестиствольных орудий АК-630М. В батарее – по две установки, каждая из которых управляется системой наведения и сопровождения цели «Вымпел». За состоянием воздушного пространства близ самого корабля, а также за поставку сведения бортовому зенитному вооружению отвечает РЛС «Флаг», в состав которой входят две другие радиолокационные установки: «Фрегат» и «Восход». Их антенны жестко смонтированы на фок- и грот-мачтах «Убийцы авианосцев».

Вертолетоносцы Австралии: «Канимбла»

«Канимбла» и «Манура» – два универсальных десантных корабля ВМС Австралии типа «Канимбла». Страна-производитель является Соединенные Штаты Америки. Во время эксплуатации в Соединенных Штатах были типом «Ньюпорт». ВМС Австралии купила эти корабли в 1994-ом. В 1996-ом году были перестроены из танко-десантных кораблей в вертолетоносцы. В 2010-ом году было выявлено множество неисправностей, в связи с чем оба корабля были списаны в 2011-ом.

УДК «Канимбла» имели возможность перевозки до 450 солдат морской пехоты, до 4 вертолетов, 2 десантных судна дислокации и до 40 единиц бронированной техники (включая танки).

«Канимбла» имел радиоэлектронное вооружение класса «SRBOC», радиолокационное вооружение класса «Kelvin Highes», зенитная артиллерия класса «Фаланкс» и пулеметы 12,7мм, ракетное вооружение класса «RBS-70».

Боевое судно имело 8 450 тонн максимального водоизмещение, 168 м длины, 21 м ширины, 16 500 л.с. мощности, 20 узлов максимальной скорости (оптимальная 15 узлов), 14 000 морских миль дальноходности на оптимальной скорости. Экипаж корабля состоял из 210 человек.

Командиры корабля

  • контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 — июнь 1984),
  • капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 — февраль 1988),
  • капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 — июнь 1989),
  • капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 — июнь 1993),
  • капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 — апрель 1996),
  • контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 — февраль 1998),
  • капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 — декабрь 1999),
  • капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999—2002),
  • капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002—2006),
  • капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 — июнь 2009),
  • капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 — январь 2015),
  • капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 — декабрь 2016),
  • капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 — июнь 2017),
  • капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 — н. в.).

Разновидности

Оценка проекта

Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна – по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.

При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф – 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота – применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.

Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.

Предпосылки создания УДК оснащенных вертолетами

Конец Второй Мировой Войны привел в мир новый порядок, состоявший из двух-полюсной системы. Советский Союз и Соединенные Штаты получили статус сильнейших стран в мире, соревнующиеся друг с другом во всех параметрах – технология, экономика, стандарты жизни и конечно вооруженные силы. Одним из новых изобретений того времени являются вертолетоносцы.

По общим характеристикам этот новый тип корабля имеет общие черты с двумя другими классами кораблей – авианосец и десантный корабль. Однако после провала Америки во Вьетнаме, Штаты не могли сидеть сложа руки и ничего не предпринимать. Обычные вертолетоносцы не оправдали надежд командование ВМС США. Командование морского гиганта создали новый тип кораблей, который получил универсальность в десантных действиях.

Десантно-штурмовые корабли, а за ними и универсальные десантные корабли стали воплощением мечты любых штурмовых захватов побережья. Они были универсальными потому что у них была способность содержать и доставлять до нужной цели штурмовые вертолеты, пассажирские вертолеты, вспомогательные корабли дислокации пехоты, морскую пехоту и бронированную технику, включая танки. С появлением самолетов с вертикальным или коротким взлетом, универсальные десантные корабли смогли брать на палубу даже их. Другими словами появился класс кораблей, который смог собрать авиацию, сухопутные и морские силы в одно. Более того у них есть способность быть военными госпиталями.

Корпус корабля и силовая установка

Изначально корабль строился как альтернатива ударным кораблям с атомной силовой установкой проекта 1144, более крупных и дорогостоящих в строительстве судов.

По своей конструкции крейсер являлся длиннопалубным двухмачтовым судном с развитой трехостровной надстройкой. Корабль имел улучшенные мореходные качества за счет использования в судовом наборе шпангоуты большего развала и наклоненного форштевня. Основная часть корпуса была выполнена из корабельной стали, однако внутри корпуса переборки и выгородки сделаны из прочных алюминиевых сплавов. Аналогичным образом были сконструированы палубные надстройки, которые в местах пуска боевых ракет усилены стальными листами. Весь такелаж на крейсере, включая дымовые трубы, был сделан так же из алюминиевых сплавов. Применение легкого металла в конструкции корабля позволило разработчикам проекта вместиться в расчетное водоизмещение.

Особого внимания заслуживала энергетическая установка крейсера. В проекте сохранилась тенденция разделение двигателей на две группы, маршевые и форсажные. Основной ход кораблю обеспечивали 2 газотурбинные установки М21 мощностью 110 тыс. л.с. Для увеличения скорости хода крейсера в работу включались газотурбинные двигатели М70, мощность которых составляла 20 тыс. л.с. Двигательные группы былирассредоточены по кораблю, обеспечивая тем самым независимое энергообеспечение судна.

Проект «Шторм»

На сегодня в составе ВМФ России есть только один авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», введённый в эксплуатацию в 1991 году. Он проходит модернизацию и вернётся к активной службе в 2021 году.

При этом «Адмирал Кузнецов» превосходит американские авианосцы одного с ним возраста — корабли класса Nimitz. 

  • Авианосец ВМС США класса Nimitz
  • Reuters

Эти авианосцы практически не способны отражать вражеские нападения, за исключением очень ограниченных воздушных действий, и требуют внушительной эскадры сопровождения, состоящей из эсминцев, крейсеров и подводных лодок. «Кузнецов» же оснащён зенитными и ракетными комплексами, которые могут отражать любые нападения с воздуха.

Авиационная группа «Шторма» составит до 90 летательных аппаратов: палубных истребителей, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и вертолётов.

Также по теме

«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Авианосец проекта «Шторм» будет предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне. Собственное вооружение и бортовая авиационная группа позволят наносить удары по наземным и морским целям противника, и, как и «Адмирал Кузнецов», он сможет самостоятельно обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО.

Подобные проекты будут введены в строй не раньше 2030 года, считает Виктор Литовкин. При этом он отметил, что для сопровождения российских авианосцев потребуются новые эскадры, эсминцы, фрегаты и крейсера.

Также, по мнению военного обозревателя Виктора Баранца, России потребуются и соответствующие береговые структуры.

«Думаю, российский авианосец, который ни в чём не будет уступать американскому, построят, когда в стране будут береговые структуры под громадный корабль», — сказал эксперт в беседе с RT.

При этом он отметил, что, в отличие от США, для которых авианосцы являются оружием агрессии, России не нужно большое количество таких кораблей, поскольку ВМФ России выполняет задачи по защите и обороне страны.

«У США сегодня в строю 12 авианосцев, пока в России есть только один авианесущий крейсер, который сейчас находится в ремонтном состоянии и не может выполнять боевые задачи. России в принципе не нужно такое количество авианосцев, поскольку она не собирается проводить операции по всему миру и влиять на какие-то страны», — отметил эксперт.

Общая оценка всех кораблей проекта

Всего по проекту «Атлант» заложили четыре корабля. В эксплуатацию передали только три. Каждый из кораблей в настоящее время в строю. Они служат на Черноморском, Тихоокеанском и Северном флотах. В принципе, проект «Атлант» оказался действительно достойным и заслуживающим внимания в отличие от предшественников типа 1144 «Орлан». Суда проекта 1164 имели куда меньшее водоизмещение, но по вооружению были ничем не хуже, а в большинстве случаев лучше своих предшественников.

Кроме того, уже при создании был задан приоритет наступательных видов вооружения. Несмотря на это у новых крейсеров хватает слабых мест. Так, на кораблях проекта «Орлан» было по 96 ракет для комплекса С-300, в то время как у «Атлантов» их только 64 штуки. Кроме того, ЗРК «Оса-М» когда-то были передовым средством для самообороны кораблей от воздушных атак, но уже на момент создания крейсеров их возможностей явно не хватало. Наконец, на судах проекта 1144 имелось сразу 16 ПУ «Кинжал».

Таким образом, крейсеры проекта 1164 идеально отвечали всем требованиям поздней советской доктрины по использованию ВМФ, когда боевые корабли планировалось отправлять в бой только при условии их надежного прикрытия с воздуха. К сожалению, современному состоянию дел такая доктрина соответствует плохо. Далеко не всегда есть возможность обеспечить корабли надежной защитой с воздуха, так что особое значение приобретает именно их собственная система противовоздушной обороны.

Десантные вертолётоносцы

Основная статья: Универсальный десантный корабль

Десантный вертолётоносец Iwo Jima (LPH-2)

В западной классификации десантным вертолётоносцем (англ. Landing Platform, Helicopter; LPH) называется десантный корабль, единственным средством высадки десанта у которого является вертолёт.

Первыми десантными вертолётоносцами (и вертолётоносцами вообще) были перестроенные из лёгких авианосцев американские Sangamon и британские Bulwark, предназначенные для высадки и прикрытия десанта. Последний участвовал в Суэцком кризисе 1956 года.

Первой американской специально сооружённой серией десантных вертолётоносцев стала Иводзима. Французский вертолётоносец Жанна д’Арк имел возможность использования и как десантный.

По опыту эксплуатации стало считаться, что «чистые» десантные вертолётоносцы способны высаживать слишком малое для своего водоизмещения количество десанта в одной волне (нормально 6÷8 вертолётов, максимум 12), поэтому их строительство прекращено в пользу вертолётоносных транспортов-доков и универсальных десантных кораблей. Соответственно, в большинстве случаев современные десантные вертолётоносцы имеют официальное наименование УДК (в том числе крупные серии Уосп, Тарава, Америка США, Токто Южной Кореи, Мистраль Франции), реже — миноносец-вертолётоносец (Хьюга Японии).

В Советском Союзе десантными вертолётами был оснащён большой десантный корабль «Иван Рогов» проекта 1174, однако из-за слишком малого числа вертолётов он всё же не мог считаться полноценным вертолётоносцем. Настоящими десантными вертолётоносцами должны были стать корабли проекта 11780, отменённого в связи с распадом СССР.

Неатомные особенности

В разговоре с RT научный руководитель центра Павел Половинкин отметил, что на сегодня идёт поиск оригинальных решений, которые при минимальном объёме и водоизмещении позволяют получить полноценный авианесущий корабль. Добиться этого удалось с помощью конструкции корпуса по типу полукатамарана.

  • Сренд ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге

«С помощью оригинальных решений, испытаний корпуса, расчётов оценки боевой эффективности мы добьёмся того, что это будет полноценный авианосец. Основной характеристикой авианосца является состав летательных аппаратов. Там будут представлены все типы летательных аппаратов — от разведки и РЭБ до бомбардировщиков и штурмовиков», — рассказал Половинкин.

Согласно проекту, это позволит авианосцу нести до 24 тяжёлых истребителей Су-33 или лёгких истребителей МиГ-29К, четыре самолёта РЛДН и 12 многоцелевых вертолётов Ка-27. Новые решения в плане конструкции обводов корпуса, а также увеличения площади палубы позволят выполнить параллельное размещение стартовых позиций для самолётов.

Другой отличительной особенностью этого авианосца стала газотурбинная энергетическая установка мощностью 80 МВт. Это обеспечит кораблю полное электродвижение, по аналогии со строящимися авианосцами ВМС Великобритании класса Queen Elizabeth. Длительность автономного плавания российского многоцелевого авианосца составит 45 суток.

По словам Павла Половинкина, авианосец с газотурбинной установкой в этом плане ничем не уступает атомным аналогам. Кроме того, использование ГЭУ позволит минимизировать возможный риск при разрушении атомной установки.

Также по теме

На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…

«Во всём мире появляется высокоточное оружие с высокой пробивной способностью, которое может поразить любую цель и пройти любую преграду. По мере распространения гиперзвукового оружия безопасность авианосцев с атомными установками будет под большим вопросом», — отметил научный руководитель центра.

При этом Половинкин подчеркнул, что на данный момент атомная энергетика является лучшим способом обеспечить автономность тяжёлых боевых кораблей.

«Но надо идти в ногу со временем. Раз появилось такое оружие, мы должны оценить, можем ли мы ему противодействовать и защищаться от него. Нужно разработать альтернативные варианты», — отметил он.

Атомная силовая установка позволяет авианосцам не заходить в порты и повышает автономность, напомнил в беседе с RT Виктор Литовкин.

«Она может работать несколько лет без дополнительного обслуживания, а газотурбинная требует всё время пополнения топливом. Кроме того, атомная установка мощнее, чем газотурбинная», — подчеркнул эксперт.

Brixia Mod. 35 (Италия)

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector