Крейсер маршал устинов

Содержание

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении 10 000 тонн предполагалось вооружить крейсера этого проекта 12-ю ПУ КР «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

Доктрина Устинова

Д. Ф. Устинов на судоремонтном заводе «Нерпа». 1983 год.

Назначение Устинова министром обороны СССР в 1976 году привело к существенным подвижкам в Советской Армии и в советской военной доктрине. Прежде основной упор делался на создание мощных бронетанковых сил в соответствии со сценариями «неядерного конфликта высокой интенсивности» в Центральной Европе и на Дальнем Востоке.

При Устинове больший упор делается на тактическое и оперативно-тактическое ядерное оружие (теория «укрепления евростратегического направления»). В соответствие с ней в 1976 году началась плановая замена моноблочных ракет средней дальности Р-12 (SS-4) и Р-14 (SS-5) на новейшие РСД-10 «Пионер» (SS-20). В 1983—1984 годах в дополнение к ним СССР развернул на территории Чехословакии и ГДР оперативно-тактические комплексы ОТР-22 и ОТР-23 «Ока», которые позволяли поражать цели на всей территории ФРГ. На этой основе аналитики США и НАТО делали вывод, что СССР готовится к ограниченному ядерному конфликту в Европе.

Согласно доктрине Устинова, предусматривалось размещение РС-20 на Чукотке, откуда в их зоне поражения оказывалась территория Аляски и северо-западная часть Канады. При обнаружении первых признаков начала ядерного нападения НАТО предусматривался упреждающий ракетно-ядерный удар, для чего отрабатывались наступательные операции на европейском театре военных действий. Целью ставилось взломать глубоко эшелонированную оборону Североатлантического блока на глубину 50-100 км вдоль линии фронта. Ударные армейские группы пяти фронтов планировалось направить в наступление на Западную Германию. В ходе первого этапа — стремительного наступления 14-я армия, базировавшаяся в Молдавской ССР (Приднестровье), должна была совершить бросок в Турцию, взять под контроль Черноморские проливы, тем самым обеспечив прохождение кораблей Черноморского флота в Средиземноморье, силами военных моряков планировалось захватить Италию. За 13-15 дней советские войска должны были овладеть территорией ФРГ, Дании, Голландии, Бельгии и выдвинуться на границу с Францией. Второй этап операции в Западной Европе предполагалось вести силами двух новых фронтов. Первый фронт должен был нанести удар в направлении Нормандии (Франция), второй фронт в это время выходит к границам Испании. Вся операция по разгрому войск НАТО в Европе, установлению советского контроля над материковой Европой и выводу Франции из войны должна была по плану Устинова занять 30-35 дней. Несмотря на уверенность Генштаба Вооружённых Сил СССР в осуществимости плана, неясность состояла в том, как затем распорядиться плодами военного успеха, управлять и содержать в рамках порядка завоёванные территории с многомиллионным нелояльным населением.

Засада

Примечания

  1. Данные о суммарной мощности энергоустановки крейсеров проекта 1164 разнятся в разных источниках; значение в 110000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этим данным, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М21 складывается из: форсажных (основных) газовых турбин ДТ59 — 2 по 22500 л. с.; маршевой газовой турбины ДС71 — 7000 л. с.; паровой турбины утилизационного контура — 3000 л. с., итого 55000 л. с. на один агрегат и 110000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. Данные о дальности хода экономическим ходом в разных источниках расходятся; цифра в 7500 миль приведена в «Боевых кораблях мира» Александрова и Апалькова, в то время как в «Советском ВМФ» Бережного указана дальность в 8070 миль.
  3. Данные о численности экипажа в 485 человек взята из «Боевых кораблей мира» Александрова и Апалькова. Встречаются и другие данные — например, в «Советском ВМФ» Бережного указана численность экипажа 610 человек.
  4. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

Литература и источники информации

Литература

Александров Ю. И., Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Том II. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 204 с. — ISBN 5-8172-0105-4

Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X

Белов Г. П. Атлантическая эскадра 1968-2005. — «Служу России!». — М.: Горизонт, 2015. — 472 с. — ISBN 978-5-9906772-5-8

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Ссылки

Фотографии крейсера «Маршал Устинов» на navsource.narod.ru

Подборка материалов о РКР «Маршал Устинов» в блоге Олега Кулешова

Страница «Википедии» о ракетном крейсере «Маршал Устинов»

Прибытие РКР «Маршал Устинов» на Северный флот после модернизации, 2016 год (фотогалерея)

Новость от 19 июня 2017 года об участии РКР «Маршал Устинов» в учениях флота

Статья о ЗРК «Форт» на сайте pvo.guns.ru

Воинские звания

Смерть

Многие называют смерть Дмитрия Устинова загадочной. Его не стало в декабре 1984 года, когда закончились военные маневры армий стран, входивших в Варшавский договор. Следом за Устиновым скончались министры обороны ГДР, Венгрии и Чехословакии.

Конспирологи видят в цепи смертей некую закономерность и связывают с началом падения социалистического строя в Советском Союзе и странах Варшавского договора.

Другие не видят в кончине Устинова таинственной подоплеки и говорят о возрасте – Дмитрию Федоровичу исполнилось 76 лет, он был тяжело больным человеком, мало заботящимся о здоровье. Маршал перенес две операции по удалению раковой опухоли, пережил инфаркт. Причиной смерти чиновника стало скоротечное воспаление легких.

Могила Дмитрия Устинова в кремлевской стене

Проводили Дмитрия Устинова с надлежащими почестями. Урну с прахом поместили в Кремлевскую стену. Спустя 2 месяца состоялись последние похороны у стен Кремля – Константина Черненко. В 1984 году имя маршала дали Ижевску, но вскоре, при правлении Михаила Горбачева, городу вернули старое название.

Самые большие пассажирские самолеты

Airbus А380

Самый большой самолет для пассажирских перевозок Airbus А380 запущен в эксплуатацию в 2007 году. Этот двухпалубный гигант высотой в 24 м и размахом крыльев в 80 м, в трех классовой модификации, может поднять в воздух 555 пассажиров. Чартерный, одно классовый вариант, может вместить 883 человека.

Разработчики почти 10 лет трудились над его созданием. В конструкции гиганта заложено около 40% изделий из углепластика. Он считается по праву самым экономным самолетом по расходу топлива, который, по автомобильным меркам составляет 3 л н на одного пассажира на 100 км пути.

Боинг 747-8

Этот двухпалубный авиалайнер является новинкой известного американского производителя. Удлиненная форма фюзеляжа делает его самым длинным (76,25 м) самолетом в мире. Максимальная вместимость в двух классовом исполнении 581 пассажир. Максимальная взлетная масса составляет 447 т. Боинг считается одним из самых тяжелых пассажирских лайнеров. Заправка в 4 железнодорожных цистерны позволяет осуществить беспересадочный полет в 14 тыс. км.

Дополнительная литература

История

С 1987 по 1989 гг. совершал походы в Средиземное море. Дважды (1989 и 1991 г.) посещал с деловым визитом базы ВМФ США в Мэйпорте и Норфолке. Был участником парада в честь 300-летия флота России как флагман (1996 г., Санкт-Петербург). После подписания договора в Минске стал подшефным Белоруссии (2001 г.). По окончанию договора участвовал в походе на территорию Северо-Восточной Атлантики (2004 г.). С лета 2008 г. по лето 2011 г. находится на вахте в Антарктике (сменил корабль «Североморск» у архипелага Шпицберген).
С 2011 года и по настоящее время крейсер «Маршал Устинов» проходит модернизацию на заводе «Звездочка» в г. Северодвинске Архангельской области.

«С военно-морской точки зрения, это скандал»

На фоне отчетов об «успешно проведенных» учениях у берегов Севастополя о ситуации с поломкой российского крейсера «Маршал Устинов» российские СМИ практически не пишут, хотя журналисты вряд ли могли обойти вниманием один из главных российских ракетных крейсеров, на котором был оборудован штаб для наблюдения Путина за ходом военных учений. Главный редактор украинского информационного агентства Black Sea News Андрей Клименко в комментарии Крым.Реалии высказал предположение, что неудачи экипажа привели к тому, что Путин был вынужден возвращаться из Турции в Севастополь самолетом, хотя первоначально мог планироваться морской переход

«Моя версия такова: крейсер прибыл в Стамбул с целью стать парадной резиденцией Путина для ответного приема Эрдогана. Путин принял бы его на борту ракетного крейсера и, возможно, вернулся бы на нем в Севастополь. Это было бы в его стиле: вспомним полеты Путина на истребителе», – сказал Андрей Клименко.

Президент России Владимир Путин (л) и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (п) в Стамбуле, 8 января 2020 года

Эксперт напомнил, что «Маршал Устинов» дважды предпринимал безуспешные попытки причалить к берегу.

«Крейсер сначала пытались поставить к причалу прямо у дворца Долмабахче в Босфоре. Он там чуть не спилил носом набережную и потом ушел в Мраморное море. На следующий день его пытались поставить к парадному причалу мыса Сарайбурну – там военный причал, куда обычно становятся иностранные военные корабли. Но и туда не смогли. Конечно, это выглядит – особенно с точки зрения турок – просто смешно, потому что к тем причалам становятся океанские лайнеры по триста метров в длину. С военно-морской точки зрения, это скандал», – рассказал Крым.Реалии Клименко.

Андрей Клименко

По его мнению, инцидент мог привести к смене планов российского руководства.

«Моя версия такова: командир крейсера «получил по шапке» и корабль пошел в Севастополь сам. Понятно, что после таких инцидентов, о которых, несомненно, доложили главнокомандующему, для его охраны стало ясно, что рисковать нельзя, раз они в Босфоре такой ляп дважды допустили. Поэтому Путин улетел самолетом. Крейсер пошел сам, ход у него быстрый, и сегодня утром он взял Путина на борт и вышел пострелять в море», – сказал Андрей Клименко.

Киновоплощения

  • Андрей Попов в художественном фильме «Укрощение огня», СССР, 1972 год.
  • Борис Гусаков в киноэпопее «Битва за Москву» (чеш. Boj o Moskvu; нем. Schlacht um Moskau; вьетн. Cuộc chiến ở Moskva), СССР, 1985 год.
  • Юрий Стосков в художественном фильме «Серые волки», Россия, 1993 год.
  • Алексей Михайлов в сериале «Красная площадь», 2004 год.
  • Владимир Меньшов в сериале «Брежнев», Россия, 2005 год.
  • Олег Треповский в сериале «Кедр» пронзает небо, Россия, 2011 год.
  • Андрей Лебедев в сериале «Петля Нестерова», Россия, 2015 год.
  • Александр Кузнецов в сериале «Главный», Россия, 2015 год.
  • Петр Журавлев в сериале Обгоняя время, Россия, 2019 год.

Примечания

  1. . ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2018.
  2. . ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2018.
  3. 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ruwrote.  (англ.). Дата обращения 29 июля 2018.
  4. 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ruwrote.  (англ.). Дата обращения 29 июля 2018.
  5. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  6. . vpk-news.ru. Дата обращения 31 декабря 2016.
  7. . РБК. Дата обращения 29 июля 2018.
  8. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  9. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  10. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  11. . Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 8 мая 2020.
  12. Корабли Северного флота вернулись из Средиземного моря — Викиновости. ru.wikinews.org. Дата обращения 8 мая 2020.
  13. . mil.ru. Дата обращения 8 февраля 2020.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Награды

Смотреть

Награды СССР
  • Герой Советского Союза ();
  • дважды Герой Социалистического Труда (, );
  • одиннадцать орденов Ленина (, , , , , , , , , , );
  • орден Суворова I степени ();
  • орден Кутузова I степени ();
  • семнадцать медалей СССР;
  • лауреат Ленинской премии ();
  • лауреат Сталинской премии I степени ();
  • лауреат Государственной премии СССР ().
Награды МНР
  • Герой Монгольской Народной Республики (6.08.1981);
  • три ордена Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981);
  • орден Боевого Красного Знамени (1983);
  • шесть медалей МНР.
Награды ЧССР
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (30.09.1982);
  • два ордена Клемента Готвальда (1978, 1982);
  • орден Белого льва I степени (1977);
  • две медали ЧССР.
Награда Вьетнама

Орден Хо Ши Мина (1983).

Награды НРБ
  • Два ордена «Георгий Димитров» (1976, 1983);
  • семь медалей НРБ.
Награда ПНР

Орден «Крест Грюнвальда» I степени (1976).

Награда Перу

Орден «За заслуги перед ВВС».

Награды ВНР
  • Два ордена Знамени (ВНР) с рубинами (1978, 1983);
  • медаль ВНР.
Награда ДРА

Орден «Солнце Свободы» (1982).

Награды ГДР
  • Два ордена Карла Маркса (1978, 1983);
  • орден Шарнхорста (1977);
  • медаль ГДР.
Награда Финляндии

Орден Белой розы I степени (1978).

Награды Республики Куба
  • Орден Плайя Хирон (1983);
  • две медали Кубы.

Капитальный ремонт и модернизация

С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые. Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались. Так 1 декабря 2014 года объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года. В декабре 2015 года источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесен на осень 2016 года. Заводские ходовые испытания крейсера прошли с 30 октября по 30 ноября. 24 декабря корабль покинул акваторию предприятия и направился в Североморск, куда прибыл 27 декабря 2016 года.

В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй.

В Сеуле указали, что КНДР не демонстрирует повышенной военной активности

Конструкция

Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.

Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».

Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.

Артиллерийское вооружение — универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.

Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.

После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.

Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.

Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.

Средние самолеты

К средним грузовым самолетам России относятся машины грузоподъемностью до 20 тонн. В настоящее время вся рамповая техника представлена фактически одним самолетом Ан-12. К этому классу можно отнести и грузовой самолет, разработанный в России — Ту-204С, он находится в эксплуатации. Ведется разработка нового рампового среднего грузового самолета Ил-276. Изначально он планировался как результат совместной работы России и Индии. Однако индийские партнеры фактически отказались от идеи, сначала заморозив проект, а затем неофициально закрыв его.

Хотя совместная российско-индийская конструкторская бригада в Москве в течение года активно работала над созданием эскизного проекта. Главная причина выхода индусов из проекта — серьезные несоответствия требований к самолету по причинам различий в климатических и рельефных особенностях двух стран.

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

↑ История службы

Спустя год после постройки, «Устинов» уже нес боевую службу в водах Средиземного моря. В 1989 году крейсер посетил военную базу США – Норфолк с официальным визитом. С 1994 по 1997 году крейсер находился на ремонте по замене энергетической установки. В 2001 году вновь отправился на ремонт навигационных систем.

крейсер Маршал Устинов фото

В 2008 году занимался патрулированием Северного Ледовитого океана. С 2011 года крейсер стоит на капитальном ремонте. На данный момент ремонтные работы подходят к заключительному этапу, и уже в конце 2016 года планируются провести испытания корабля. В 2017 году «Маршал Устинов» должен по планам вернуться в состав флота.

Детство и юность

Родился будущий маршал страны Советов поздней осенью 1908 года в семье самарского рабочего. Кроме Дмитрия, в семье подрастал старший сын Николай. В Самаре прошло трудное детство. Оно закончилось, когда мальчику исполнилось 10 лет: трудиться заставила бедность.

В 14 лет Дмитрий Устинов – доброволец в частях особого назначения, или, как их называли, военно-партийных отрядах в Самарканде, создаваемых при заводских партийных ячейках. А в 15 юноша вступил в 12-й Туркестанский полк и пять месяцев воевал с басмачами.

Дмитрий Устинов

В 1923 году, после демобилизации, Устинов отправился учиться. Профессионально-техническое образование получил в Макарьеве под Костромой. Там же, окончив в 1927 году профтехшколу, стал членом партии большевиков.

Два года, по 1929-й, Дмитрий Устинов трудился слесарем на бумажном комбинате в городке Балахна, что в Нижегородской области, затем перебрался на текстильную фабрику в Иваново (тогда Иваново-Вознесенск).

Учился Дмитрий Устинов без отрыва от работы. Высшее образование получил в политехническом вузе Иваново-Вознесенска, где ответственного молодого человека выбрали членом партбюро института и доверили руководить комсомольской организацией.

Дмитрий Устинов в детстве (с родителями и старшим братом) и молодости

В 1930-м группу, где учился будущий министр обороны страны, отправили в Московский военно-механический институт. Спустя 2 года студентов перевели в город на Неве, где они влились в вуз того же профиля.

В 1934 году Дмитрий получил диплом ЛВМИ и отправился работать инженером в Ленинградский научно-исследовательский морской институт. Карьера молодого специалиста стремительно развивалась: Устинов возглавил бюро эксплуатации, а через 3 года стал заместителем главного конструктора.

В 1937-м Дмитрия Устинова назначили руководить заводом «Большевик» – крупным металлургическим и машиностроительным предприятием, расположившимся в северной столице.

Дмитрий Устинов в молодости

Сохранилась история, как на руководимый Устиновым завод привезли новейшее оборудование, но монтаж затянулся. На предприятие с проверкой приехала инспекционная комиссия из ЦК. Вскоре в Москву, на Политбюро, для «разбора полетов» вызвали руководство «Большевика». Руководитель комиссии раскритиковал проволочку с установкой станков, подкрепив доклад фотографиями пустовавших цехов.

Иосиф Сталин гневно потребовал объяснения руководства завода. Дмитрий Устинов немало удивил главу государства, предъявив снимки тех же цехов на 2-й день после отъезда инспекции. На смонтированном оборудовании рабочие давали первую продукцию.

Награды

Смотреть

Награды СССР
  • Герой Советского Союза ();
  • дважды Герой Социалистического Труда (, );
  • одиннадцать орденов Ленина (, , , , , , , , , , );
  • орден Суворова I степени ();
  • орден Кутузова I степени ();
  • семнадцать медалей СССР;
  • лауреат Ленинской премии ();
  • лауреат Сталинской премии I степени ();
  • лауреат Государственной премии СССР ().
Награды МНР
  • Герой Монгольской Народной Республики (6.08.1981);
  • три ордена Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981);
  • орден Боевого Красного Знамени (1983);
  • шесть медалей МНР.
Награды ЧССР
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (30.09.1982);
  • два ордена Клемента Готвальда (1978, 1982);
  • орден Белого льва I степени (1977);
  • две медали ЧССР.
Награда Вьетнама

Орден Хо Ши Мина (1983).

Награды НРБ
  • Два ордена «Георгий Димитров» (1976, 1983);
  • семь медалей НРБ.
Награда ПНР

Орден «Крест Грюнвальда» I степени (1976).

Награда Перу

Орден «За заслуги перед ВВС».

Награды ВНР
  • Два ордена Знамени (ВНР) с рубинами (1978, 1983);
  • медаль ВНР.
Награда ДРА

Орден «Солнце Свободы» (1982).

Награды ГДР
  • Два ордена Карла Маркса (1978, 1983);
  • орден Шарнхорста (1977);
  • медаль ГДР.
Награда Финляндии

Орден Белой розы I степени (1978).

Награды Республики Куба
  • Орден Плайя Хирон (1983);
  • две медали Кубы.

Противовоздушная оборона

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» для дальних целей

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» способен уничтожать высокоскоростные маневренные малоразмерные объекты в диапазоне высот от сверхмалых (25 м.) до сверхбольших (25 км). Скорость цели для типа ракет 5В55РМ – 50 – 1300 м/с, ракета 48Н6Е перехватывает цель скоростью 3000 м/с. Одновременно наводится 12 ракет, сопровождается 6, длиной ЗУР 7,25 м, диаметром 0,51 м, размахом крыла 1,125 м, массой 1665 кг – для менее скоростных и 1900 кг – для более быстрых целей. Боевая часть осколочно-фугасная 130 и 145 кг. Перезарядка 3 сек. револьверного типа уступает сотовым конструкциям в скорости залпового пуска (1 сек.) и занимает в 2,5 раза больше места (во столько же меньше ракет). Количество ракет 64 единицы.

Комплекс ЗРК М-4 «Оса-М» для ближних целей

У корабля 2 автоматизированных зенитных комплекса ЗРК М-4 «Оса-М» по 2 ракеты 9М33. Для поражения целей на высотах 2 – 4 000 м. на дальности до 15 км. Ракета твёрдотопливная массой 128 кг, длиной 3,16 м, диаметром 0,21 м с размахом крыла 0,65 м. Перезарядка 20 сек, количество 40 ракет.

Зенитная артиллерия АК-630

С помощью АК-630 можно поражать как воздушные до 4 км, так и надводные цели на дальности до 5 км. Боевой расчёт из 1-го человека, управление дистанционное, скорострельность 30-ти мм. осколочно-фугасными снарядами 5000 выс./мин. 16 тыс. боеприпасов по 2000 шт/ленте.

Пушка корабельная АК-130

Пушка калибром 130 мм двуствольная, вообще это АУ (автоматизированная установка) со скорострельностью 90 выс/мин. Дальность стрельбы 23 км. Ею можно поражать и воздушные цели, есть в наличие снаряды с дистанционными и радиолокационными снарядами (для ПКР и самолётов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector