Парусный и галерный флот

Содержание:

Основание черноморского флота

ВМФ Российской Федерации является одним из гарантов безопасности нашей страны. Его первостепенная задача – охрана интересов государства в любой точке земного шара.

Занимая второе место в мире по числу кораблей и личного состава, ВМФ России является одним из самых могучих флотов планеты. Обладая ядерным и современным высокотехнологичным оружием, флот считается грозным аргументом в деле отстаивания суверенных интересов России. Черноморский флот входящий в состав ВМФ в связи с последними политическими событиями приковывает наиболее внимательные взгляды.

Обладая не основной стратегической ролью, этот флот является самым старшим. Русь уже в IX веке строила в акватории Чёрного моря суда способные совершать успешные походы против Византии. Однако, регулярный флот начал создаваться намного позже, по своевременной инициативе императора Петра Великого. Русский флот рождался в тяжёлых трудах и лишениях. В 1699 году первые корабли Российской Империи вышли в Азовское море. Однако после 1711 года Азов был отдан Турции, в соответствии с договором. Произошло основание черноморского флота, намного позже. Об этом в 1783 году был издан указ Екатерины Великой, а уже 13 мая в Чёрное море вошли русские корабли. Эта дата отмечается как день Черноморского флота ВМФ России. В последующем в Севастопольской бухте была построена крымская военно-морская база.

Постоянно развиваясь Черноморский флот имеет много страниц полных героизма и трагедии. История Черноморского флота содержит множество войн, неоднократную оборону Севастополя, жестокую расправу над царскими офицерами и другие факты. В новейший период история Черноморского флота и Крыма где расположена морская база, связана с глобальными политическими изменениями конца XX века. Наиболее современные проблемы связаны с развалом СССР после которого произошёл раздел черноморского флота, между Россией и Украиной. В Крыму были созданы условия для разгула преступности. Военный прокурор неоднократно указывал на нарушения законности. Одним из объектов пострадавших в это время, стал запасной командный пункт Черноморского флота. Находящееся внутри горы Мишень, это сооружение планировалось использовать для того чтобы осуществлять управление Черноморского флота. Во время ведения полномасштабных боевых действий здесь должен был находиться начальник штаба черноморского флота. Строительство объекта № 221 начали в 1977 году, а после развала Советского Союза, практически завершённый командный пункт стал не нужен. Во время нахождения под юрисдикцией Украины, сооружение было подвергнуто разграблению. Крымская военно-морская база также стала рассадником всякого рода хищений. Военная прокуратура Черноморского флота после вхождения Крыма в состав России была вынуждена разбираться в многочисленных нарушениях.

Характеристики оружия:

Навигация

Современные подводные лодки России

Подводные лодки на вооружении России сейчас состоят из количества 70 суден.

Атомные подводные лодки России составляют довольно внушительную часть по статистике, но дело в том, что очень большая их часть находится то в ремонте, то на отстое и не готова ни к каким походам, будь то боевая вылазка, или обычное патрулирование.

Но тем не менее россиянам принадлежат многие рекорды мире субмарин, например, самая быстрая подводная лодка России развивает скорость до 82 км в час. Максимальная глубина погружения российских подлодок также лучшая в мире. Этот рекорд поставил «Комсомолец», погрузившись на глубину 1027 километров. Секретные подводные лодки России возможно покоряют и новые вершины, но увы эти данные не доступны в открытом доступе и возможно о них мы узнаем в будущем.

Что касается будущего? Новейшая подводная лодка России уже разрабатывается, после того как США представили свою субмарину «Virginia» российская держава не могла стоять на месте, а была вынуждена прибегнуть также к развитию своего подводного флота. Новая подлодка России будет относиться к пятому поколению, к 2030 году правительство хочет наладить регулярное производство данного вооружения. Название этому проекту также присвоили – «Хаски». На данный момент одна из самых больших лодок, выпускаемых самой большой страной мира является «Ясень», многие строили догадки о том, что новые подлодки России 5 поколения будут превосходить по размеру, но это не так, несмотря на громадное водоизмещение в 12000 тонн, как заявлено проектом. «Хаски» не станет самой большой субмариной РФ. В целом планируется производство данного типа подлодок в двух видах. Первый будет предназначен для войны только под водой, а второй для крупных наводных суден, к примеру авианосцев.

Примечания

Описание танка:

История производства «Черепахи»

В конце 1943 года в Соединенных Штатах была начата программа по разработке тяжелой бронетехники. К этому американцев подтолкнули глобальные исследования военной ситуации на Западном фронте, которые показали, что войскам союзников может понадобиться тяжелая боевая машина, умеющая прорывать сложные оборонительные сооружения противника.

За основу будущего Т-95 ПТ-САУ разработчики взяли базу среднего танка Т-23 и электронную трансмиссию тяжеловесного Т1Е1. На эту основу установили бронированные листы толщиной 200 мм и новую 105-мм пушку. Это орудие могло пробивать и уничтожать практически любое бетонное сооружение.

Планировалось в течение года выпустить 25 таких машин, однако командование сухопутными войсками воспротивилось таким планам и рекомендовало изготовить только три ПТ-САУ с механической трансмиссией. Пока согласовывались все бюрократические нюансы, к марту 1945 года было заказано уже пять боевых машин, чья защита усилилась до 305 мм брони, благодаря чему вес Т-95 ПТ-САУ (фото прототипа расположено ниже в статье) увеличился до 95 тонн.

Вначале планировалось изготовить танк без башен с возможностью разместить экипаж численностью в четыре человека. Но в феврале 1945 года танк Т-28 был переименован в самоходную установку Т-95.

Меры по модернизации российского флота

Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.

Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.

Основные части

История Дня Черноморского флота России

Этот день стали праздновать еще в восемнадцатом веке. 13 мая 1783 Азовская и Днепровская флотилии объединяются. База находилась в городе Севастополь. Сначала императорская флотилия насчитывала порядка двадцати восьми судов. Но вскоре флот пополнился, и военно-морских судов стало больше.

Черноморский флот дважды прекращал свое существование. Правда это было ненадолго. В первый раз это произошло в середине девятнадцатого века. После завершения Крымской войны по итогам мирного соглашения стоял запрет на возможность иметь собственный флот. Да и денежных средств на его содержание после войны не осталось. Затем из-за военного переворота, который произошел в первые годы Гражданской войны, пришлось вновь восстанавливать весь штат матросов и командующий состав.

Но в то время День Черноморского флота не был государственным праздником. Официально его ввели в 1996 году. Именно тогда Феликс Громов подписывает приказ о ежегодном праздновании этого дня.

Традиции, связанные с этим днем

Основные корабли морского флота располагаются в Севастополе и в Новороссийске. Поэтому эпицентр празднования находится именно здесь. Но обычно праздник не отмечают с большим размахом. Потому что следом идет День ВМФ. Вот здесь-то гуляния гораздо масштабнее, проводится морской парад.

Как празднуется День Черноморского флота? Обычно проводятся торжественные построения на судах и береговых зонах, поднимаются флаги. Одной из основательниц Черноморского флота была правительница Екатерина вторая. Традиционно к ее памятнику возлагают цветы. Кстати, на полуострове Крым и в городе Новороссийск есть памятники морякам, которые сделаны в виде морских кораблей.

В этот день чествуют героев и ветеранов Черноморского флота. В православных церквях проходят праздничные службы. В Севастопольском Владимирском соборе покоятся останки нескольких адмиралов. Там читаются торжественные молебны.

Интересные факты

  • Два раза Черноморский флот был разделен. Первый раз это произошло во время Гражданской войны. Тогда большая часть судов была передана за рубеж. Второй раз разделение произошло, когда Советский союз распался. Это было в 1991 году.
  • Согласно данным на 2020 год, российский флот насчитывает семь военных баз. Военные корабли стоят на страже безопасности России в Черном и Средиземном морях.
  • Ракетный крейсер «Москва» является флагманским судном. Он долгое время находился на ремонте.
  • Военно-морская техника насчитывает не только корабли. На страже безопасности нашей родины стоят также подводные лодки, авиационная техника, морские пехотинцы и береговые войска.
  • Наши военно-морские суда участвовали в военной операции на территории Сирии. Они обеспечивали прикрытие для авиации и вели боевое дежурство на берегу.
  • У каждого корабля есть свое имя. «Смелый», «Пытливый» и «Ладный» — такие имена дали противолодочным кораблям Черноморского флота. Малые ракетные корабли назвали «Мираж», «Самум», «Бора». Малые противолодочные корабли несут гордое название «Муромец», «Александровец», «Суздалец».
  • Примечательно, что у российского военного флота даже есть собственный драматический театр имени Бориса Лавренева. А также творческий ансамбль и интересный военно-исторический музей.

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем. Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов. После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года. Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи. Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах. К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят. Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава. Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Морской пехотой Петра Великого.

Меры по модернизации российского флота

Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.

Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.

Война за выход к Балтийскому морю

Мощным стимулом для создания отечественных военных судов стало участие России в Северной войне (1700-1721) со Швецией. В этот период стал активно развиваться Балтийский флот. В начале войны суда строились главным образом на верфях, созданных в устьях рек Луги, Олонки и Сяси. Но затем центр российского судостроения переместился в Санкт-Петербург. Там же была создана главная военно-морская база Балтийского флота. Несколько позже суда стали размещать у причалов Кронштадта, Выборга, Гельсинфорса, Або и Ревеля.

В годы Северной войны история российского морского флота связана с созданием парусных кораблей различного типа. Предназначались они как для защиты отвоёванных у шведов побережий, так и для совершения длительных плаваний, связанных с атаками на морские пути сообщения противника.

Однако для выполнения столь широкого спектра боевых задач судов отечественного производства не хватало, и их приходилось покупать за рубежом. Для решения проблемы государевым указом были созданы новые верфи, работа на которых производилась под руководством иностранных специалистов, специально выписанных для этого в Россию.

Автомат HK416 A5

Из чего состоит Плутон

Представление о карлике, как о ледяной сфере с белой поверхностью, оказалось неверным. На самом деле, в кратком описании поверхность планеты Плутон грязно-желтого цвета с коричневым оттенком, что подтверждает снимки телескопа Хаббл. На них можно разглядеть равнины и углубления, бассейны, залежи льда и кратеры.

Состав поверхности планеты представляется азотным льдом с примесями метана и углерода. Несколько лет назад исследования космического аппарата «Новые Горизонты» поведали человечеству о том, что карлик состоит из камня на 50%-70%, а все остальное — лед.

Ядро планеты тоже каменное, защищено большим слоем льда. В процессе радиоактивного распада маленькая планета нагревается и может иметь жидкий океан.

Интересным стало в 1988 году сообщение о Плутоне, как об обладателе собственной атмосферой. Естественно, это не привычное для нас небо с пушистыми облаками и воздухом, а газовая оболочка небольшой толщины, которая появляется в определенных точках орбиты.

Обнаружили наличие атмосферы на карлике астрономы в процессе наблюдения за ним, в момент движения перед Солнцем. Исследовав слабое затемнение, которое появилось на планете, прежде чем Плутон закрыл ее собой, ученые пришли к выводам, что это была атмосфера. Позже, проведя анализ данных, стало известно, что планета обладает тонкой газовой оболочкой.

Ученые из обсерватории Чадра, ведя длительные наблюдения, обнародовали информацию, что планета отдает рентгеновское излучение, источником которого является соединение газов, исходящих из недр Плутона.

Создание и развитие Красного флота на Балтике

Балтийский флот в Первой Мировой войне, Гражданском противостоянии и интервенции потерял почти все корабли и портовую инфраструктуру. Первые годы после революции Советской власти было не до восстановления флота, так как требовалось побороть разруху и создать новое государство справедливости и мира. Но уже к концу двадцатых годов, враждебное окружение вынудило власти заняться созданием нового Красного флота СССР. Настоящий подъем Балтийского флота выпал на тридцатые годы, когда на Ленинградских судостроительных предприятиях создавались современные корабли по новым проектам. Суда спускались на воду и оснащались лучшим вооружением. В эти годы, Балтфлот стал центром инженерной и конструкторской мысли, отсюда на все флота Советского Союза приходили передовые корабли, новейшая техника, оружие и обученные флотские экипажи, воспитанные в духе моряков балтийцев. Уже к концу тридцатых годов на защите Родины стоял мощный Краснознаменный Балтийский флот.

Участие Балтийского флота в Великой Отечественной войне

С первого дня Великой Отечественной войны Балтийский флот вступил в ожесточенную борьбу с Военно-Морским флотом фашистской Германией. Все эти годы командование Балтийского флота под руководством адмирала В. Ф. Трибуца разрабатывало операции по участию всех сил в обороне Ленинграда, уничтожали коммуникации противника, вели морские бои с кораблями и подводными лодками. Моряки-балтийцы в большом количестве воевали в составе сухопутных войск, героически защищая Ханко, Моонзундские острова, берега Финского залива. Позже моряки громили Балтийские порты фашистов уже на территории Германии. О героизме флота написано много книг и снято фильмов, а писать и показывать есть что. За годы ВОВ силами Балтийского флота было уничтожено 1205 единиц фашистского флота,  сбито 2418 самолетов люфтваффе и проведено 24 успешных десантных операции.

В честь Великой Победы Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени. За героические подвиги в деле защиты Родины от врага 24 формирования и корабля получили почетное звание гвардейских. Советские люди высоко оценили морское братство балтийцев и личное мужество краснофлотцев, поэтому в Ленинграде, Кронштадте и других городах моряки пользуются огромной любовью жителей.

Послевоенное развитие Балтийского флота

За годы Великой Отечественной войны Балтийский флот понес серьезные потери, и, встав на путь мирного восстановления страны, Советская власть огромные силы вложила в развитие могущества армии и флота. Тратить дополнительные ресурсы заставила агрессивная политика США, выступивших открыто против СССР и других стран, входящих в состав Варшавского блока. Усилилось влияние американского авианосного, подводного и надводного флота во всех морях мирового океана, а в пятидесятые годы он начал оснащаться ракетами с ядерными боеголовками. Советские Вооруженные силы должны были восстанавливать ядерный паритет и научные кадры сделали все, чтобы на флотах и других подразделениях встали на дежурство ракетные установки. Советский Союз создал мощный Военно-Морской флот:

  • моря бороздили российские корабли;
  • в небе дежурила дальняя морская авиация противолодочного класса;
  • советские подводные крейсера с баллистическими ракетами стали реальной угрозой для Соединенных Штатов.

С нашей страной вынуждены были разговаривать, и такое равновесие сохранялось вплоть до развала СССР.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Трагедия русско-японской войны

Трагической страницей в истории флота стала печально-памятная русско-японская война (1904-1905). Несмотря на героизм российских моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и попытках прорыва его блокады, значительный перевес сил был на стороне противника. Крупной неудачей закончилось и Цусимское морское сражение, в котором эскадра Тихоокеанского флота под командованием адмирала Рожественского потерпела поражение и была почти полностью уничтожена морскими силами Японии.

После бесславного завершения русско-японской войны отечественный флот во многом утратил былую мощь, и в последующие годы шёл процесс его возрождения, который, несмотря на все усилия военного ведомства, не был завершён к началу Первой мировой войны.

Процедура принятия смены

Этот процесс требует обстоятельного подхода, поэтому его регламентирует целый ряд пунктов Устава внутренней службы ВС РФ.

  1. П.273. За 5-6 часов до начала нового месяца штаб подразделения должен донести до командиров информацию о днях заступления в суточные наряды, а также сообщает состав нарядов.
  2. П.274. Командиры подразделений, которые отдают приказы о суточных нарядах, несут ответственность за выбор солдат для нарядов и подготовку их к данной роли. Также они должны следить за своевременным прибытием суточного наряда на занятие (инструктаж) к ответственным за эти процессы лица.
  3. П.275. В ночь, после которой следует наряд, солдаты, которым предстоит стать дневальными, полностью освобождаются от всех работ.
  4. П.276. Личный состав, который заступает в суточный наряд, должен получить не менее 3 часов (при заступлении в караул через сутки – не менее 4 часов) для подготовки к несению службы (сюда же входит не менее 1 час сна).
  5. П.277. Личный состав, которому предстоит нести службу в суточном наряде, подготавливается старшиной или другими должностными лицами роты.
  6. П.278. Назначенный личный состав в указанное время (со строгим соблюдением сроков) прибывает на инструктаж, который проводится замкомандующим роты или другим должностным лицом, которому доверена эта роль. Во время инструктажа солдаты изучают общие положения, а также ознакамливаются с требованиями безопасности военной службы, демонстрируют свои знания в области спецобязанностей.

Когда до заступления на вахту остается 10 минут, проводится проверка заступающих солдат. О результатах проверки уведомляется дежурный по роте. Заболевшие служащие освобождаются от обязанностей дневальных по роте.

Интересные факты

На протяжении нескольких лет россияне не могли определиться с датой основания ВМФ России. Некоторые выдвигали мысль, что это день, когда Петр I в амбаре двоюродного деда нашел башмак, который назвал «дедушкой русского флота». Другие придерживались даты появления флота на Плещеевом озере. Третьи вспоминали его выход в Белое море. Но одно было неизменно – это связь флота с государем Петром I.

Первый корабль в России был создан в 1667 году на реке Ока. Двухпалубный «Орел» имел 3 мачты и был построен при помощи голландских мастеров.

Когда на корабле поднимается белый флаг, это не говорит о том, что команда сдается. Это всего лишь означает, что капитан хочет вести переговоры. А вот если на корабле опускают все флаги (знамена), то это говорит о капитуляции капитана и его команды.

Средний возраст кораблей ВМФ России — более 25 лет.

Российская империя – морская держава

К 1725 году в состав Балтийского флота входило 646 парусных судов и гребных галер. Это и военные успехи позволили назвать Московское царство морской державой – Российской Империей, ставшей хозяйкой в Балтийском, Черном морях, и на северном побережье государства.

Лучшими свершениями Петра Великого на Балтике можно назвать:

  • Создание мощного флота;
  • Победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме;
  • Взятие при поддержке флота Ревеля (Таллина), Риги, Выборга, Гельсингфорса (Хельсинки), Або и Моозундских островов;
  • Основание Петербурга и Кронштадта – первой военно-морской базы российского флота.

Многие следующие десятилетия и весь девятнадцатый век Балтийский флот показывал всему миру мощь, а лучшие адмиралы и офицеры вносили величайший вклад в развитие русского оружия и освоение мирового океана. История помнит имена великих флотоводцев и первооткрывателей новых заморских территорий и командиров кораблей, совершавших кругосветные плавания, которые поднимали гордый флаг Балтийского флота в южных и северных широтах, на островах Океании, на Аляске, у берегов Антарктиды и в других местах. О величии Российского Балтийского флота говорят 432 открытия по всему земному шару, которые отмечены на глобусе именами 98 лучших людей – адмиралов и офицеров балтийцев.

Первая Мировая война охватила акваторию Балтийского моря, русские моряки в ожесточенных сражениях уничтожили более 100 немецких кораблей и транспортных судов. В тяжелейших условиях, флот смог нанести поражение Германии и ее союзникам, выиграв большинство сражений за Балтику и города на ее побережье, включая Петроград. И уже в дни и месяцы, когда была предпринята морская иностранная интервенция 1918-1922 годов, балтийцы смогли удержать морские рубежи, и не допустили врага к столице.

Предпосылки возникновения Балтийской флотилии

С момента образования Древнерусского государства со столицей в Новгороде начались морские походы на Балтике. Тогда не было отдельного военного флота и военные отряды содержались на купеческих ладьях, что им не мешало защищать знаменитый путь «из варяг в греки» от ливонских рыцарей и других врагов на всем водном пути до Ладоги, одного из древнейших городов Севера Руси. В XII веке русичи закрепились на побережье Финского залива, и оно вошло в состав ганзейского Новгорода. Все  последующие века продолжалось постоянное противоборство с ливонцами и шведами за господство в Финском заливе Балтийского моря.

Многолетние войны продолжались десятилетиями и с приходом на царствие Ивана Грозного войны продолжились еще активнее. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война первоначально приносила победы русскому оружию и была захвачена Нарва, ставшая главным торговым портом, ведущим на Запад. Швеция и Польша лишились больших доходов с русских купцов, продававших свои товары в Ревеле и Нарве, поэтому началась Шведская война. В ходе войны датские союзники пошли на переговоры со шведами, после чего, их войска захватили Нарву и по заключенному в 1583 году перемирию, Московское царство лишилось не только Нарвы, но и всего побережья Финского залива.

Семнадцатый век в России начался с потрясений Смутного времени, практически полным разрушением государства и десятилетиями восстановления под самодержавной властью царей династии Романовых. Во второй половине века войска Царя Алексея Михайловича, вели воны со шведами, но при незначительных успехах, поражения были серьезней, и это привело к окончательной потере выходов к морю. Даже Иван-город был отдан врагу.

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

Российский военно-морской флот сегодня

Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

  • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
  • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
  • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
  • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
  • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.

Итоги деятельности Петра I по созданию флота

В последний год царствования Петра I (1725) российский флот уже представлял собой грозную силу. Достаточно сказать, что в его состав входили 130 боевых парусных кораблей различного типа, а также 77 вспомогательных судов. Такой мощный потенциал ставил Россию в один ряд с ведущими морскими державами мира.

В этот же период был создан и окончательно оформился новый и во многом передовой слой российских дворян, ставших морскими офицерами. Это были весьма грамотные люди, многие из которых проходили обучение за границей, откуда возвращались квалифицированными специалистами. В число изучаемых ими дисциплин входили: навигация, судовождение, математика, физика, астрономия, а также теория и практика ведения морских сражений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector