Корабли вмф японии
Содержание:
- Линкор VIII уровня Amagi
- Бронированный квадроцикл (Великобритания)
- Политические события в Москве, приведшие к военным действиям
- Такая короткая жизнь «Синано»
- Стратегические последствия
- Япония
- «Торпедные крейсера»
- УАЗ-3907 «Ягуар»
- Бронирование
- Яблони
- Юнкерские и мичмановские звания
- Видео: 10 духовно-рыцарских орденов
- Слабое место империи
- Офицерские звания
- Устройство и принцип работы
- Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»
- Рекомендации
- «Исузу»
- Лёгкие авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Лучше быть богатым, но здоровым…
- Экипаж
- Служба
Линкор VIII уровня Amagi
Этот линкор имеет, пожалуй, лучшую артиллерию на своём уровне – 10 орудий калибра 410 мм! Собственно за это его и превозносят игроки. Если вы ищите на VIII уровне корабль с лучшими пушками, Amagi просто нет альтернативы!
К минусам Amagi следует отнести очень слабое ПВО, из-за чего его целенаправленно фокусят авианосцы, поэтому игра на Amagi часто превращается в соревнование «сколько Amagi успеет набить урона, пока его не потопит авианосец». Слиться на этом линкоре с нулём урона – плёвое дело, тем более высокоуровневому авианосцу достаточно буквально пары заходов, не помогает даже шедевральная ПТЗ.
Бронированный квадроцикл (Великобритания)
Политические события в Москве, приведшие к военным действиям
Такая короткая жизнь «Синано»
В 18 часов 28 ноября 1944 года «Синано» под командованием капитана I ранга Абэ в сопровождении эскорта из 3 эсминцев впервые вышел в море. Командование решило перевести его во Внутреннее море на базу Куре, где корабль должен был принять свои самолёты. В это время вблизи японских берегов патрулировала одинокая американская ПЛ «Арчерфиш» задачей которой было подбирать из воды экипажи своих сбитых над морем бомбардировщиков. Приблизительно в 21 час радар находящейся в надводном положении лодки засёк крупную цель не более чем в 12 милях от себя. Командир лодки Джозеф Инрайт приказал идти на сближение. Вскоре на ПЛ поняли, кого они неожиданно встретили. Тем временем «Синано» со скоростью 20 узлов шёл противолодочным зигзагом в окружении эсминцев. Около 23 часов его сигнальщики обнаружили ПЛ, но Абэ не разрешил эсминцам преследовать её, чтобы не остаться без прикрытия. Вскоре из-за неполадок в машине скорость «Синано» несколько снизилась, и это добавило шансов гнавшейся за ним лодке. В 3 часа ночи 29 ноября «Арчерфиш» произвела залп из носовых торпедных аппаратов, выпустив сразу 6 торпед, 4 из которых достигли цель. Борьба за спасение продолжалась до утра, но справиться с поступлением воды команда, наспех набранная перед походом с других кораблей, не смогла. Корабль с креном в 20 градусов всё сильнее погружался в воду. Попытки эсминцев взять его на буксир были безуспешными. В 11 часов «Синано» пошёл на дно в 65 милях от ближайшего берега. Эсминцы успели снять с погибающего гиганта 1080 человек. Остальные 1435 были объявлены пропавшими без вести. Капитан Абэ и находящийся при нём вахтенный офицер Ясуда предпочли погибнуть вместе с кораблём. Весь первый, он же последний, поход суперцавианосца продолжался всего 17 часов. А «Арчерфиш» сумела оторваться от преследующих её эсминцев и благополучно вернулась на базу. Её командир Джозеф Инрайт за эту победу (кстати, первую для него за всю войну) был награждён Крестом ВМС США. Позже, выйдя в отставку, он написал сразу же ставшую бестселлером книгу, которую озаглавил просто — «Синано».
Метки: война, Вторая мировая война, корабль, гибель, Япония, подлодка, флот, авианосец, торпеда, линкор, Запретная история
Стратегические последствия
На протяжении всей войны Япония зависела от морского транспорта, чтобы обеспечить родные острова необходимыми ресурсами, в том числе продовольствием, и снабдить свою армию в гарнизонах через Тихий океан. Перед войной, по оценкам Японии, стране требовалось 5 900 000 длинных тонн (6 000 000 тонн ) морских судов для поддержания внутренней экономики и вооруженных сил во время большой войны. Во время атаки на Перл-Харбор судоходные возможности Японии были намного больше, и составили 7 600 000 длинных тонн (7 700 000 тонн): японский торговый флот мог перевозить 6 400 000 длинных тонн (6 500 000 тонн), а суда меньшего размера были способны перевозить дополнительно 1 200 000 длинных тонн (1 200 000 т).
В начале войны подводный флот США был неэффективен по нескольким причинам:
- Большая часть подводных лодок, развернутых против японцев, была устаревшей.
- Лодкам США мешали дефекты их основного оружия — торпеды Mark 14 .
- Плохая подготовка привела к чрезмерной зависимости от сонара .
- Шкиперы были недостаточно агрессивны и чрезмерно опасались гидролокаторов и самолетов эсминцев .
- Плохие диспозиции — флот был рассредоточен под пристальным наблюдением за основными базами Японии.
- Командование было разделено, что не позволяло подводным лодкам попадать в один из лучших районов для охоты, Лусонский пролив , из-за боязни дружественного огня .
Несмотря на понимание того, что судоходство имеет жизненно важное значение, японские военные серьезно недооценили (возможную) угрозу со стороны подводных лодок союзников. Эта самоуверенность усиливалась неэффективностью подводных лодок союзников в начале войны
Противолодочной войне уделялось мало внимания, и для защиты торгового флота было выделено несколько военных кораблей и самолетов. Японские эсминцы составляли основную часть защиты конвоев; они обладали впечатляющими боевыми возможностями в ночное время, но имели недостатки в сонарах и радарах по сравнению с аналогами других флотов. Более того, доктрина ВМС Японии в отношении защиты торговли была очень плохой.
Размер и эффективность подводных сил союзников значительно увеличились во время войны на Тихом океане. США увеличили производство современных подводных лодок с 1942 года. Усилия адмирала Чарльза А. Локвуда сыграли решающую роль в решении проблем Mark 14 (которые, тем не менее, не были решены до сентября 1943 года). Он также выбрал более агрессивных шкиперов подводных лодок. Разведка сигналов нарушила « код Мару » в январе 1943 года после того, как довоенная оплошность таможни США заставила Японию изменить его. Американская авиация занималась постановкой мин в рамках операции «Голод» . В результате всех этих событий американские подводные лодки нанесли сокрушительный урон японскому торговому флоту в 1943 и 1944 годах, а к январю 1945 года фактически уничтожили японский торговый флот.
Плохие торпеды уничтожили как минимум две американские подводные лодки из 48 потерянных в ходе патрулирования.
Япония
Кто построил самые большие и современные линкоры Второй мировой войны? Япония. «Ямато» и второй корабль серии, ставший последним, «Мусаси», имели титаническое водоизмещение (полное), превышающее 70 тыс. тонн. Эти гиганты были и вооружены самыми мощными орудиями главного калибра 460 мм. Броня также не знала равных — от 400 до 650 мм. Чтобы уничтожить такого монстра требовались десятки прямых попаданий торпед, авиабомб или артиллерийских снарядов. У американцев нашлись все эти смертоносные средства поражения в достаточном количестве, и обстоятельства сложились так, что они смогли их применить. Они были злы на японцев за Перл Харбор и жалости не ведали.
«Торпедные крейсера»
Но японскому флоту требовались лидеры флотилий эсминцев – в этом качестве и строились лёгкие крейсера. Японские эсминцы с их мощными 610-мм торпедами считались одной из основных ударных сил Императорского флота – прежде всего, в ночном бою. Тактику такого боя японцы отрабатывали крайне тщательно – предполагалось незаметно подойти к противнику на дистанцию порядка 30–50 каб и засыпать его роем торпед. Если выпустить несколько десятков торпед, и хотя бы одна из них найдёт свою цель — победа будет обеспечена. После залпа предполагалось перезарядить аппараты и прицельно добивать повреждённые вражеские корабли.
Для такого боя требовались корабли, несущие сразу много торпед. Поэтому ещё в 1938 году был составлен проект переделки «Китаками», «Кисо» и «Оои» в «торпедные крейсера». С них полностью снималось прежнее вооружение, на носу и корме ставились по две спаренных 127-мм универсальных установки, а всё пространство между полубаком и кормовой надстройкой занималось одиннадцатью (!) четырёхтрубными 610-мм торпедными аппаратами: по пять на каждом борту и один в диаметральной плоскости.
Правда, вскоре выяснилось, что торпедных аппаратов и универсальных 127-мм установок не хватает, а японские верфи и без того перегружены – страна спешно готовилась к войне. Поэтому от модернизации «Кисо» пришлось отказаться, а переоборудование двух других кораблей удалось начать лишь осенью 1941 года. При этом 127-мм орудия поставить так и не удалось (вместо них сохранились четыре носовых 140-мм пушки), а число торпедных аппаратов пришлось ограничить десятью.
Для размещения торпедных аппаратов верхнюю палубу расширили на 3,3 м, оборудовав по обоим бортам некое подобие длинных спонсонов, нависающих над водой и протянувшихся на 75 м от среза полубака до кормовой переборки машинного отделения. На этой площадке разместились торпедные аппараты (их тумбы опирались на конструкцию бортов), а ближе к надстройкам была устроена рельсовая система для быстрой перезарядки торпед в море. Кормовая надстройка была увеличена и продолжена в корму, теперь в ней располагалось хранилище запасных торпед. Кроме того, на каждый из кораблей установили новую систему управления огнём «Тип 92» с шестиметровым дальномером, а старую («Тип 91» с четырёхметровым дальномером) приспособили для управления торпедной стрельбой.
Торпедный крейсер «Оои», октябрь 1941 года. Источник – Ю. Апальков, П. Васильев. Боевые корабли японского флота. Крейсера. Справочник. СПб, 1998
Расширенная палуба и тяжёлые торпедные аппараты сильно увеличили верхний вес, поэтому с каждого корабля сняли катапульту и кран, а обе мачты предельно облегчили, убрав с них тяжёлые посты наблюдения. Несмотря на эти меры, стандартное водоизмещение крейсера выросло до 5860 т.
В первые месяцы войны «торпедным крейсерам» не довелось принять участия в боевых действиях. Оба корабля вошли в состав 9-й дивизии крейсеров Первого флота, причём на «Китаками» держал флаг контр-адмирал Фукудаи. С декабря 1941 по май 1942 года они почти всё время проводили в водах метрополии, и лишь с 1 по 4 февраля сопровождали два конвоя в порт Мако (Пескадорские острова).
29 мая 1942 года оба крейсера в составе Главных сил адмирала Ямамото вышли из Внутреннего моря для участия в «Операции MI» – атаки на атолл Мидуэй. Вдвоём они составляли 9-ю дивизию лёгких крейсеров контр-адмирала Киси, осуществляя тыловое охранение колонны линкоров и ведя противолодочную оборону. Однако в самой битве при Мидуэе «Китаками» и «Оои» не участвовали – на середине пути от Главных сил отделилось Алеутское соединение поддержки под командованием вице-адмирала Такасу: 2-я дивизия линкоров и три дивизиона эсминцев, к которому присоединилась 9-я дивизия. Задачей Такасу было дальнее прикрытие 2-го авианосного соединения контр-адмирала Какуты для удара по Алеутским островам с целью отвлечения противника от действий в районе Мидуэя. Самолёты Какуты без особого эффекта атаковали базу Датч-Харбор, а десантные группы без сопротивления захватили острова Кыска и Атту. Однако отвлечь американцев на себя не удалось, и Алеутское соединение поддержки осталось без дела.
Лёгкий крейсер «Тама», 1941 год. В начале войны так выглядели и остальные крейсера типа «Кума». Источник – Ю. Апальков, П. Васильев. Боевые корабли японского флота. Крейсера. Справочник. СПб, 1998
УАЗ-3907 «Ягуар»
Бронирование
Как обычно было у японцев, с броней вышло слабовато. Но так как противниками в планах рисовались эсминцы противника, то в штабе флота решили, что защита должна держать снаряды 120-мм на дистанции от 7 км и дальше.
Бронепояс был. Толщина 73 мм, протяженность от носового котельного до кормового машинного отделения, высота 4,88 м.
Отсеки с главными механизмами прикрывала сверху бронированная палуба толщиной 28,6 мм. Над артиллерийскими погребами палуба имела толщину 44,6 мм.
Боевая рубка в носовой надстройке имела бронирование до 51 мм, что вообще-то для японских кораблей было очень прогрессивно.
Элеваторы подачи боеприпасов защищались 16-мм броней, а погреба имели защиту 32 мм. Орудия главного калибра имели щиты 20 мм.
Общий вес брони занимал всего лишь 3,5% от водоизмещения, что на тот момент было очень и очень немного.
Яблони
Юнкерские и мичмановские звания
Знаки отличия мичмана и мичмана на воротнике одинаковы (оба считались офицерскими эквивалентами), но в деталях положение мичмана выше мичмана. Кроме того, звание гардемарина не было присвоено, а было приказано или гарантировано. Кадет, скорее всего, будет классифицирован как немного более высокий, чем унтер-офицер, поскольку линия фуражки только одна, по сравнению с фуражкой офицера, которая имеет две линии, а форма 3-го типа основана на рядовом составе.
Подробную информацию о званиях и знаках кадета / WO см. В таблице ниже:
Знаки отличия | Заголовок | Перевод | ||
---|---|---|---|---|
Воротник | Плечо | Рукав | ||
海軍 少尉 候補 生 ( Kaigun-shōi-kōhosei ) 海軍 予 備 少尉 候補 生
(Кайгун-ёби-сю-котосей) |
Гардемарин / Резервный Гардемарин | |||
海軍 予 備 学生 ( Кайгун-ёби-гакусей ) | Резервный студент | |||
海軍 見習 尉官( Кайгун- минарай-икан ) | Ученик (специализированная ветка)
например, ученик хирурга (медицинское отделение) |
|||
兵曹 長 ( Heisōchō ) | Мичман | |||
海軍 兵 学校 生 徒 ( Kaigun-heigakō-seito )
海軍 予 備 生 徒 (Кайгун-ёби-сейто) |
Кадет / Резервный курсант | |||
海軍 委託 生 ( Кайгун-итакусэй ) |
Видео: 10 духовно-рыцарских орденов
Слабое место империи
Японский флот старался полагаться на качество. И это был отнюдь не показатель силы, а вовсе наоборот. Дело в том, что в Токио отлично понимали: промышленный потенциал Соединённых Штатов превосходит японский даже не в разы, а на порядки.
Это наглядно показала реальность — во время Второй мировой американцы выделяли на Тихоокеанский театр около трети своих сил и средств. И всё равно сформировали ко второй половине войны настолько убедительное превосходство, что для того, чтобы наносить противнику хоть какой-то урон, японцам пришлось перейти к тактике самоубийственных атак.
Американские авианосцы в 1944 году
Предчувствуя нечто подобное ещё до войны, японцы пытались компенсировать это подготовкой личного состава. Но такая ставка хорошо проявляла себя где угодно, только не в большой индустриальной войне — её выигрывали не лучшие асы, акрепкие середняки».
И в итоге к 1944-му эти самые середняки изрядно проредилиасов». Что породило кризис подготовки. Формировать новые экипажи, дробя старые подразделения ветеранов и потихоньку вливая тудасвежую кровь», уже не получалось.Дыра» в рядах подготовленных людей, образовавшаяся после ряда кровопролитных сражений, породила появление множества не очень опытных командиров среднего звена — не говоря уже о том, что творилось на уровнях пониже.
И авианосцуТайхо» предстояло показать всю гибельность этой ситуации.
Офицерские звания
Ранги
Имена всех офицеров в звании были такими же, как у их армейских коллег. Военно-морской флот будет ставить перед общепринятыми рангами префикс ( Кайгун ), а армия — префиксом 陸軍 ( Рикугун ), что означает «флот» и «армия» соответственно. Было небольшое различие в произношении иероглифа 大 для лейтенанта флота и капитана флота. Военно-морской флот произносил его как Дай , в то время как армия произносила его как Тай . Однако это различие в произношении официально не применялось.
Регулярные офицеры (将 校 Shōk ) были выпускниками Японской императорской военно-морской академии . Офицеры запаса (予 備 将 校 Ёби-сёко ) были выпускниками университетов или колледжей, в отличие от военно-морской академии. Офицеры особого назначения (特務 士官 Tokumu-shikan ) были офицерами в звании лейтенанта или ниже, которые повышались в звании прапорщика (начиная с рядовых званий). Обычно чины различались таким образом, что приоритет командования для офицеров специального назначения был ниже, чем у обычных офицеров или офицеров запаса. Различие между офицерами запаса и регулярными офицерами также было подчеркнуто знаками различия званий (подробности см. В таблице). Эта разница в знаках различия была отменена в 1942 году, но сама система осталась.
Ранг коммодора не был установлен, но капитан, который командовал центральным кораблем во флоте, обычно был близок к повышению до звания контр-адмирала или исполнял обязанности командира подразделения (который обычно занимал контр-адмирал). стал флагманом, подняв «флаг коммодора».
См. Подробную информацию о офицерских званиях и знаках отличия в таблице ниже:
Знаки отличия | Заголовок | Перевод | |||
---|---|---|---|---|---|
Воротник | Плечо | Рукав | Грудь | ||
N / A | 大元帥 海軍 大将 ( Дайгэнсуй-кайгун-тайсё ) | Лорд верховный адмирал Японской Империи или Адмиралиссимо (титул используется только для Императора Японии) | |||
元帥 海軍 大将 ( Гэнсуи-кайгун-тайсё ) | Флот / Маршал / Гранд-адмирал (название используется для некоторых адмиралов с достижениями) | ||||
N / A | 海軍 大将 ( Кайгун-тайсё ) | Адмирал | |||
海軍 中将 ( Кайгун-тюдзё ) | Вице-адмирал | ||||
海軍 少将 ( Kaigun-shōshō ) | Контр-адмирал | ||||
海軍 大佐 ( Кайгун-дайса ) |
Капитан
(некоторые капитаны занимали «должность» коммодора) |
||||
海軍 中 佐 ( Кайгун-тюса ) | Командир | ||||
海軍 少佐 ( Кайгун-сюса ) | Лейтенант командир | ||||
海軍 大尉 ( Кайгун-дай-и ) | Лейтенант | ||||
海軍 中尉 ( Кайгун-чуй ) | Младший лейтенант ( младший лейтенант ) | ||||
海軍 少尉 ( Кайгун-сю ) |
Исполняющий обязанности младшего лейтенанта
( Прапорщик ) |
Значки на кепке:
Летом | Зима |
---|---|
Устройство и принцип работы
Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»
В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.
Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.
Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году. Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012
«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.
Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.
После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.
Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года. Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.
В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.
Рекомендации
- Баньяско, Эрминио и Гроссман, Марк (1986). Regia Marina: итальянские линкоры Второй мировой войны: иллюстрированная история . Миссула, Монтана: Издательство иллюстрированных историй. ISBN 0-933126-75-1 .
- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по «Реджайне Марина» 1930–45 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Берт, РА (2012). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8 .
- Дэниел, Р.Дж. (2003). Конец эпохи: воспоминания морского конструктора . Пензанс, Великобритания: Periscope Publishing. ISBN 1-904381-18-9 .
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии, 1887–1941 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Гардинер, Шено и Колесник, ред. (1979). Боевые корабли всего мира Конвея: 1860–1905 гг . Лондон: Conway Maritme Press Ltd. ISBN 0-85177-133-5 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-481-4 .
- Мельников, Рафаил. М. (2003). Линейный корабль «Андрей Первозванный» (1906–1925) [ Линейный корабль Андрей Первозванный. ] (на русском). Санкт-Петербург: Корабли и сражения.
- Мельников, Рафаил М. (2006). Эскадренный броненосец «Ростислав» (1893–1920) [ Эскадренный броненосец Ростислав ] (на русском). Санкт-Петербург: М.А. Леонов. ISBN 5-902236-34-7 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 . Нью-Йорк: Книги Галахад. ISBN 0-88365-300-1 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных судов . Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0 .
- Вествуд, Дж. Н. (1994). Русское военно-морское строительство, 1905–45 . Лондон: Macmillan Publishers. ISBN 0-333-55553-8 .
«Исузу»
Осуществлял перевозки и эскортирование кораблей в водах Сурабайи, Балкапанана и Макассара с начала войны и до сентября 1942 г. Принимал участие в обстрелах Гуадалканала, в ночь с 13 на 14 ноября в районе Гуадалканала попал под удар американской авиации и был сильно поврежден бомбами.
После ремонта, который длился до мая 1943 года, усилив ПВО и получив радар для контроля воздушного пространства, приступил к транспортным операциям.
5 декабря 1943 недалеко от атолла Кваджалейн снова получил попадание американской бомбы, но смог вернутся в Трук и дальше в Японию. Там корабль переделали в крейсер ПВО.
Сражался у мыса Энгано, спасал людей с потопленных авианосцев, был поврежден снарядами американских крейсеров.
Затем осуществлял транспортные перевозки, в ходе одной из которых получил в нос торпеду от подводной лодки «Хэйк». Дополз до Сингапура, где был отремонтирован, но в первом же выходе 7 апреля 1945 года нарвался в заливе Бима на американские же подводные лодки «Чэрр» и «Джибилэн», которые буквально порвали крейсер своими торпедами.
Лёгкие авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
Лёгкий авианосец «Тезеус» типа «Колоссус».
Несмотря на успехи палубной авиации Королевского флота в начале Второй мировой войны, Адмиралтейство долгое время скептически относилось к возможностям авианосцев, предпочитая им строительство линкоров. Считалось, что крупные артиллерийские корабли могут действовать в любую погоду и любое время суток, в то время как палубная авиация британского флота была весьма ограничена в своих возможностях. В результате, с начала войны и до весны 1942 года не было заложено ни одного нового авианосца. Лишь впечатление от успехов японских авианосцев на Тихом океане изменило положение дел. Кораблестроительной программой 1942 года было заказано 52 авианосца, в том числе 4 больших эскадренных, 10 лёгких эскадренных, 6 лёгких и 32 эскортных авианосца. Поскольку постройку эскортных авианосцев для британского флота взяли на себя США, кораблестроители Великобритании сосредоточились на лёгких авианосцах.
В 1942 году было заложено восемь лёгких авианосцев типа «Колоссус», а в в январе 1943 года ещё два. Проект был разработан специально для крупносерийного и быстрого строительства. Сконструированный по гражданским нормам он не имел броневой защиты и противоторпедной защиты, зато его полётная палуба была немногим меньше, чем у авианосцев типа «Илластриес». При полном водоизмещении более 18 000 тонн его двухвальная паротурбинная установка обеспечивала скорость 25 узлов, вооружение составляли лишь зенитные автоматы — «пом-помы» и «эрликоны». Зато авианосцы типа «Колоссус» могли нести по проекту 37 самолётов, фактически их могло быть и больше. Головной авианосец вошел в строй в декабре 1944 года, ещё семь успели пополнить флот до окончания военных действий, хотя в боях поучаствовали не все. Два корабля серии были достроены уже после войны.
Вторая серия британских лёгких авианосцев стала развитием типа «Колоссус». За счёт уменьшения запаса авиационного топлива удалось усилить конструкцию палубы для приёма новых, более тяжёлых самолётов. Кроме того, изменился состав зенитной артиллерии – устаревшие «пом-помы» уступили место заметно более эффективным «бофорсам». В остальном конструкция повторяла тип «Колоссус». В 1943 году было заложено сразу шесть авианосцев типа «Маджестик», однако до конца Второй мировой войны их успели лишь спустить на воду, да и то не все. Ввиду того, что это был чрезвычайный военный проект, приоритетными качествами которого были простота и скорость постройки, а не высокие боевые качества, достройка была остановлена.
Кроме «колоссусов» и «маджестиков» британский флот пожелал получить и более крупные корабли, которые должны были стать компромиссом между мощью и скоростью тяжёлых авианосцев и дешевизной лёгких. Так в 1942 году появился проект «Центавр», который официально именовался как «Промежуточный флотский авианосец» (англ. Intermediate Fleet Carrier). В целом, он был несколько увеличенным вариантом «Колоссуса» с почти вдвое более мощной энергетической установкой. Скорость выросла со скромных 25 узлов до приемлемых 29,5. Увеличенное водоизмещение позволило снабдить новые авианосцы броневой защитой. Появилась бронированная полётная палуба, хотя и весьма тонкая, тонкий же бортовой пояс в районе машинно-котельных отделений, погреба боеприпаса защитили более серьёзно. Удалось также дать типу «Центавр» противоторпедную защиту, пусть и весьма слабую. Проект понравился командованию флота и в 1944 году были заказаны сразу восемь таких авианосцев. Лишь четыре из них успели заложить в ходе войны, заказ на остальные отменили. Ни один из авианосцев типа «Центавр» не был спущен на воду до конца войны, а осенью 1945 года все работы на верфях приостановили.
Лёгкий авианосец «Магнифисент» типа «Маджестик».
Сравнительные ТТХ ,британских лёгких авианосцев | |||
---|---|---|---|
Основные элементы | «Колоссус» | «Маджестик» | «Центавр» |
Водоизмещение, стандартное/полное, т | 13 190/18 040 | ?/17 780 | ?/24 000 |
Энергетическая установка, л.с. | 40 000 | 40 000 | 76 000 |
Максимальная скорость, узлов | 25 | 25 | 29,5 |
Дальность плавания, миль на скорости, узлов | ? | ? | 6000 (20) |
Артиллерийское вооружение | 6×4 — 40-мм/4011×1 и 10×1 — 20-мм/70 | 6×4 — 40-мм/4019×1 — 40-мм/56 | 4×2 — 114-мм/452×6 и 11×2 — 40-мм/56 |
Авиагруппа | 37 самолётов | 37 самолётов | 42 самолёта |
Бронирование, мм | Погреба — 10 | Погреба — 10 | Палуба, погреба, машины — 25—51 |
Экипаж, чел. | 1300 | 1300 | 1390 |
Лучше быть богатым, но здоровым…
На ту же тему
Джентльмены, превозмогайте!»: как британские лётчики завидовали американцам
Подготовку лётчиковс нуля» в ВМС США начали в 1935 году. Первая версия программы Naval Aviation Cadet подразумевала 18 месяцев учёбы, а затем два года службы в статусе этого самогокадета» — примерно равного главстаршине и с весьма скромным жалованием. И лишь затем можно было претендовать на первое офицерское звание.
Закончился этот эксперимент полным пшиком. Более успешную версию запустили в 1939 году. Позволить себе такое могла только очень богатая страна.
Кандидаты в курсанты должны были иметь не просто полное 12-летнее среднее образование — high school, — но и минимум два курса колледжа или университета. А ещё у них уже должна была быть лицензия частного пилота. Чтобы облегчить выполнение последнего условия, при 12 университетах штатов создали подготовительные лётные школы, дававшие 40 часов налёта и эту лицензию. Причём за это надо было заплатить свои кровные 25 баксов.
Самолёт первоначального обучения авиации США — Naval Aircraft Factory N3N Yellow Peril
Первоначально обучение по новой программе Naval Aviation Cadet занимало год, и по окончании молодой пилот сразу получал звание энсина или равного ему 2-го лейтенанта морской пехоты. Но когда запахло жареным и в 1940 году в США была принята программаФлота двух океанов» — где только авианосцев планировалось 18 штук, — обучение сократили до семи месяцев. Из которых первый отводился накурс молодого бойца». Куда ж без него.
Основной учебно-тренировочный самолёт авиации США — North American T-6(SNJ) Texan
За оставшиеся полгода будущие пилоты налётывали в среднем 200 часов — без учёта полученных в предварительной гражданской школе. Из них 85 — на боевом самолёте предыдущего поколения. На этом обучение не заканчивалось.
Отобранные для службы на авианосцах отправлялись вГруппы продвинутой подготовки палубной авиации» — ещё 70-150 часов. В результате молодой американский лётчик-палубник попадал на корабль, имея как минимум 300 часов налёта, — даже немного больше, чем выпускник японской лётной школы.
Экипаж
Экипаж крейсера насчитывал около 450 человек, из них 37 офицеров. Каюты офицеров располагались в кормовой части корабля на нижней палубе, за машинными отделениями, на одного офицера приходилось 10,69 кв. м. площади жилых помещений.
Кубрики нижних чинов находились в носовой части корабля над котельными отделениями, на верхней палубе, и в полубаке. На одного матроса приходилось всего 1,56 кв. м. площади.
Условия проживания по европейским меркам считались бы неудовлетворительными. От энергетической установки было достаточно много и шума, и тепла. В тропических широтах – не самое лучшее соседство. Кроме того, создатели сэкономили на освещении и вентиляции, сделав их естественными, с помощью иллюминаторов.
То есть. И освещение жилых помещений, и тем более вентиляция были весьма плохими.
Служба
Гибель
Сражение в заливе Суригао (схема) «Ямасиро» в составе соединения вышел в море, намереваясь присоединиться к силам вице-адмирала Такэо Куриты в заливе Лейте. Корабли прошли к западу от острова Минданао в пролив Суригао, где встретили крупное американское соединение. Сражение в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте.
24 октября 1944 года в 03:52 линкор «Ямасиро» подвергся нападению большого американского соединения контр-адмирала Джесси Олдендорфа. Американское соединение состояло из трёх тяжёлых крейсеров: «Луисвилль», «Портленд» и «Миннеаполис», четырёх лёгких крейсеров: «Денвер», «Колумбия», «Финикс» и «Бойсе», а также шести линкоров. Линкоры сформировали линию фронта; линкор «Западная Вирджиния», ветеран Перл-Харбора, был первым, сопровождаемый «Теннесси» и «Калифорнией». «Западная Вирджиния» открыла огонь и попала по крайней мере в одну цель 406-миллиметровым снарядом с 20 800-метрового расстояния. «Мэриленд» оснащённый более старой радиолокационной установкой, присоединился к сражению поздно. «Пенсильвания» ни разу не выстрелил, линкору «Миссисипи» удалось добиться одного точного попадания. Австралийский тяжёлый крейсер HMAS «Шропшир» также имел устаревший радар и открыл огонь в 03:56.
Бомбардировка линкоров продлилась 18 минут, семь кораблей Олдендорфа обстреливали «Ямасиро». Первые попадания поразили бак и мачту «пагода», вскоре весь линкор был объят пламенем пожара. Две передние башни «Ямасиро» вели огонь по противнику. Японский линкор продолжил стрелять во всех направлениях, но не мог вести огонь другими четырьмя действующим 14-дюймовым орудиями до 04:00. После поворота на запад, в 04:04 прогремел большой взрыв, возможно взорвалась одна из средних башен ГК. В период 04:03 — 04:09 «Ямасиро» увеличил скорость, несмотря на широко распространившиеся пожары и повреждения. В это время линкор получил торпедное попадание возле машинного отделения правого борта. 04:09 его скорость упала до 12 узлов. Вице-адмирала Нисимура телеграфировал адмиралу Такэо Курите: «Мы продолжаем движение, пока не будем полностью уничтожены. Я выполню свою миссию, как было спланировано. Будьте уверены». В то же время Олдендорф отдал приказ о прекращении огня всему формированию после того как эсминец «Альберт В. Грант» пострадал от дружественного огня. Вскоре и японские корабли также прекратили огонь.
«Ямасиро» увеличил скорость до 15 узлов в попытке уйти, но в линкор уже попали от двух до четырёх торпед, и после попаданий ещё двух торпед у машинного отделения правого борта, корабль стал крениться на борт. Командир отдал приказ оставить судно, но сам не предпринял попытку оставить боевую рубку. Корабль опрокинулся в течение пяти минут и быстро затонул, исчезнув под водой в промежутке 04:19 — 04:21. Выжили только 10 членов экипажа из приблизительно 1636 человек команды, находившихся на борту.
Джон Беннетт утверждал, что обнаружил затонувший «Ямасиро» в апреле 2001 года, но это не было подтверждено.