“адмирал нахимов” атомный крейсер

Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены

Белые слоны флота

Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» — один из зримых символов ВМФ СССР и одновременно хороший пример того, что получается из долгой волокиты при разработке и уточнении технических проектов. Первые подходы к снаряду начались еще на рубеже 1950-х и 1960-х, головной корабль заложили в 1973-м, а сдали флоту только в декабре 1980-го.

Из идеи создать большой противолодочный корабль с атомным реактором и водоизмещением 8 тыс. т сначала выросли две ветки (атомный противолодочный крейсер и атомный крейсер с противокорабельным вооружением), потом их объединили. Получившееся многоцелевое чудовище водоизмещением свыше 25 тыс. т, до сих пор характеризуемое на Западе как линейный крейсер, при всех неоспоримых боевых возможностях превратилось в склад новых комплексов оружия и радиоэлектронного вооружения флота — с сопутствующим возрастанием сложности и стоимости постройки.

СССР осилил ввести только три корабля этого типа: головной «Киров» (1980), «Фрунзе» (1984) и «Калинин» (1988). Недостроенный «Юрий Андропов» перешел по наследству к Российской Федерации, которая и сдала его флоту в 1998 году под именем «Пётр Великий».

Крейсер_1

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» и плавмастерская ПМ 74 (слева направо)

Фото: ТАСС/Владимир Саяпин

Оставшиеся корабли к этому времени переименовали, соответственно, в «Адмирал Ушаков» (в 2004 году имя отобрали и остался формально безымянный корабль с бортовым номером 090 и несбитыми буквами «Киров»), «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».

Основой вооружения крейсера были 20 наклонных пусковых шахт противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» (дальность до 600 км). Зенитное вооружение включало дальнобойный ЗРК С-300Ф «Форт» и ЗРК самообороны «Оса-М» (на первых трех кораблях). На «Петре» вместо С-300Ф поставили С-300ФМ «Форт-М», вместо «Осы» — более современный «Кинжал». На «Калинине» и «Петре» 30-миллиметровые автоматы АК-630 заменили на шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик». От корабля к кораблю менялся состав противолодочного оружия и радиоэлектронного вооружения.

Прикрытие районов развертывания РПКСН

Очень часто приходится встречать точку зрения, что такое прикрытие совершенно не нужно: мол, наличие надводных или подводных кораблей или самолетов в охранении наших подводных стратегических ракетоносцев только демаскирует последние. С этой точкой зрения следует безоговорочно… согласиться.

Как было абсолютно справедливо отмечено рядом уважаемых «экспертов», РПКСН – не отара овец, а МАПЛ, или иные боевые корабли – не пастухи, и такое их использование действительно может демаскировать стратегические подводные ракетоносцы. Тем не менее, прикрывать районы развертывания РПКСН необходимо, только вот делается это другими способами.

Проще всего будет провести такую аналогию. Долгое время в годы второй мировой войны противолодочная оборона англичан сводилась к совершенствованию охраны конвоев транспортных судов – им придавалось большее количество кораблей ПЛО, позднее в состав конвоев стали включаться эскортные авианосцы и т.д. Но в то же время, по мере роста военного производства Англии и США, начиная с 1942 г. стали формироваться так называемые «группы поддержки». Они представляли собой отдельные отряды, состоявшие из сторожевиков, фрегатов и эсминцев, задачей которых была свободная охота на германские подводные лодки.

Иными словами, эти охотничьи группы не были обременены обязанностью защищать тот или иной тихоходный караван, но должны были самостоятельно, и во взаимодействии с палубной и базовой авиацией искать и уничтожать вражеские подводные лодки.

Так вот, примерно, и должно строится наше прикрытие РПКСН, которое заключается вовсе не в том, что мы к каждому ракетоносцу приставим по нескольку АПЛ и надводных кораблей, а в том, что мы должны иметь возможность очистить Баренцево и Охотское моря от противолодочной авиации и подводных лодок наших вероятных противников. Тем самым будет достигнуто и прикрытие РПКСН.

Для решение этой задачи, в зависимости от района и прочих условий, где-то будут нужнее фрегаты, где-то – АПЛ и ДЭПЛ, а в целом потребуются совместные усилия авиации, надводных и подводных кораблей. По мнению автора, для решения этой задачи наиболее эффективными будут фрегаты и МАПЛ «Ясень-М», а вот ТАРКР для такой работы все же избыточно велик и чрезмерно вооружен. Он просто неоптимален для подобных задач, хотя и может, конечно, принимать участие в ее решении.

Еще до своей модернизации ТАРКР обладал всеми достоинствами БПК проекта 1155 имевшего такой же гидроакустический комплекс «Полином» и 2 вертолета, но при этом располагал еще и дальнобойными ЗУР, способными изрядно досадить противолодочной авиации.

Ударная мощь

В классификации НАТО корабли проекта 1144.2 именуются Kirov-class battlecruiser, то есть «линейные крейсеры», из-за их внушительных габаритов и ударного вооружения. Эти суда предназначены для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне: борьба с группами кораблей и их перехват, охрана морских караванов и поддержка крупных флотских соединений.

«Адмирал Нахимов» имеет водоизмещение в 24,3 тыс. т при длине 252 м и ширине 28,5 м. Как и другие крейсеры проекта 1144.2, он стал одним из самых крупных в мире неавианесущих кораблей, построенных после Второй мировой войны. Его экипаж составляет 727 человек, включая 97 офицеров.

  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» Северного флота ВМФ РФ в Баренцевом море
  • РИА Новости

Корабли 1144.2 являются атомными — их питает энергетическая установка мощностью 342 МВт с двумя реакторами КН-3, работающими на обогащённом уране. Она может снабжать судно энергией на протяжении 10—11 лет без перезарядки.

Максимальная скорость «Адмирала Нахимова» составляет 32 узла (около 60 км/ч), при этом корабль не имеет ограничения по запасу хода на атомных реакторах. Длительность автономного плавания составляет до 60 дней.

Также по теме

Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями

Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…

Напомним, что одной из главных отличительных особенностей крейсера проекта 1144.2 является его вооружение.

Ударная мощь обновлённого «Адмирала Нахимова» будет представлена многоцелевым комплексом «Калибр» и «Оникс» с боезапасом до 80 ракет.

До начала модернизации в боекомплект этого корабля входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.

За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».

«Адмирал Нахимов» несёт и артиллерийское вооружение — спаренную установку АК-130 калибра 130 мм. На крейсере размещаются три противолодочных вертолёта Ка-27 ПЛ.

При этом в Минобороны России ранее сообщили, что после завершения модернизации «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём, отметили в оборонном ведомстве. 

Эксперты, в свою очередь, называют крейсеры проекта 1144.2 уникальными, отмечая, что у других государств нет схожих по ударной мощи кораблей.

По его словам, после модернизации с ними станет ещё сложнее конкурировать по мощи.

«Если мы говорим про «Адмирала Нахимова», то на его борту будут размещены ракеты «Калибр», «Оникс», будут поставлены системы С-400, будут заменены другие комплексы вооружений, которые сегодня только внедряются в вооружённые силы или должны быть внедрены в перспективе», — пояснил он.

Дмитрий Литовкин напомнил, что модернизацию пройдёт и другой крейсер 1144.2 — «Пётр Великий», который также получит новые виды вооружения. При этом такие большие корабли должны применяться в составе ударных морских соединений, говорит эксперт.

«Надо понимать, что один крейсер в море не ходит. Его должны окружать корабли сопровождения для того, чтобы создавать барьеры для средств поражения противника. Сейчас строятся фрегаты, которые должны будут ходить вместе с «Петром Великим» и «Нахимовым», — пояснил аналитик.

По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Адмирал Нахимов» и крейсеры проекта 1144.2 выделяются на фоне других кораблей в том числе и благодаря своей энергетической установке. 

По его словам, корабли такого класса с тяжёлым вооружением сейчас очень востребованы в российском флоте, в том числе и из-за сложной геополитической ситуации в мире.

Технические характеристики

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».

Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Наименование ТАКР «Адмирал Нахимов» Ракетный крейсер типа «Тикондерога» Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м 251 172,8 180,5
Ширина, м 28,5 28,5 20,3
Осадка, м 9,1 9,7 6,5
Водоизмещение:
— стандартное
— полное, тонн
24300
26190

9800
9085
11100
Скорость хода:
— средняя
— максимальная, узлов
17
32

32

33
Мощность, л. с. 140000 80000 87000
Дальность похода, миль Без ограничений 6000 4000
Артиллерия 1 х 2 АК-130 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм 2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение 6 ЗРАК «Кортик» 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение 1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
Авиационная поддержка 3 Ка-27 2 Bell AH-1Z Viper: 1 вертолет
Экипаж, человек 727 387 560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.

По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход — в доки Северодвинского ремонтного завода.

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии – «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130. Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1». Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ – для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км), а максимальная высота — до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка — его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;

2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;

ГАК МГК-355 «Полином»;

комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);

БИУС «Лесоруб-44»;

МКРЦ «Коралл-БН».

Общие характеристики корабля и его перспективы

В прессу просочилась информация о том, что определенной модернизации подвергнется силовая установка, в том числе и атомный реактор, но, по всей видимости, конструктивные изменения не будут носить революционного характера. Улучшать хорошее – только портить, так считают военные специалисты. «Адмирал Нахимов» — крейсер, ТТХ которого и так считаются уникальными, по своим ходовым качествам не имеет себе равных. При полном водоизмещении свыше 26 тысяч тонн и длине в 251 метр, он обладает энергетической установкой, мощности которой (более 100 МВт) хватило бы для энергоснабжения города населением в четверть миллиона жителей. Помимо атомного реактора корабль обладает двумя резервными котлами. Его ход (так моряки называют скорость) – 32 узла. Дальность плавания неограниченная, полная автономность составляет два месяца. Экипаж состоит из 630 матросов и чинов младшего командного состава и сотни офицеров.

Когда корабль вновь вернется в строй Северного Флота? По плану это должно произойти в 2018 году. Возможно, возникнут некоторые непредвиденные трудности, которые несколько продлят модернизацию. Но он неизбежно выйдет на океанский простор — обновленный крейсер «Адмирал Нахимов». Фото его, опубликованное в периодических изданиях, порадует друзей нашей страны, и, скорее всего, расстроит ее недругов. И не только фото…

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов» стал третьим в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Основные задачи БПК этой серии включали в себя обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО, в которой термин «БПК» не принят, эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причисляли к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers).

Служба БПК «Адмирал Нахимов» проходила в составе Краснознамённого Северного флота, и большую часть походов корабль выполнил в Атлантическом океане и Средиземном море. Примечательной страницей в истории корабля стало его участие в Кипрском кризисе 1974 года, когда боевые корабли ВМФ СССР обеспечивали безопасную эвакуацию советских граждан с охваченного войной острова.

Адмирал

Павел Степанович Нахимов прошел весь путь русского офицера, начав карьеру кадетом морского училища и приняв геройскую смерть от вражеской пули на бастионе Севастополя с адмиральскими эполетами на плечах. В пятнадцатилетнем возрасте он участвовал в дальнем походе к берегам Дании и Швеции, получив звание мичмана, занял должность во 2-м флотском экипаже Петербургского порта (1818 г.). В 1822 году удостоился ордена Св. Владимира IV степени за участие в кругосветном плавании. Командовал палубной батареей на крейсере «Азов» во время битвы при Наварине и легендарным фрегатом «Паллада», входившим в эскадру Ф. Ф. Беллинсгаузена. На Черноморском флоте служил с 1834 года, командовал линкором «Силистрия». Участвовал в операциях на Кавказе, за что был награжден орденом Св. Владимира III степени. В октябре 1852 года получил звание вице-адмирала.

Героическая Севастопольская эпопея заслуживает отдельных слов. Высокие качества флотоводца проявились в ней наиболее ярко. Память о таком человеке заслуживает того, чтобы его имя носил самый мощный и современный ракетный крейсер. Адмирал Нахимов – русский национальный герой.

Жизнь германских племен

Древний ообщественный уклад племен, которых римляне называли варварами, был классическим примером родовой общины. Германцы периодически воевали друг с другом за ресурсы. Перелом в их отношениях с римлянами произошел после того, как императоры начали нанимать варваров в собственную армию. Иногда это же делали мятежные военачальники, которые владели достаточным количеством золота. Германцы ценились в любой армии. Это были суровые и мужественные воины, физически более сильные, чем жители южных провинций империи.

Некоторые наемники оставались жить среди римлян, получая жалование. Они принимали чужую культуру. Их пример стал заразительным. Германцы, жившие между Рейном и Вислой, также хотели золота и других римских благ. Со временем приток варваров в империю только увеличивался, что обостряло национальные конфликты и приводило к войнам.

См. также

Начало модернизации

После окончательного согласования и приемки технической документации настал черед реальных действий. Для начала следовало освободить корабль от всего груза оборудования, подлежащего списанию и утилизации. Эта работа хоть и трудоемкая, но благодарная. Значительная часть стоимости работ по модернизации будет компенсирована за счет извлечения большой массы ценного металла. Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» стал источником вторичных ресурсов общей массой 878 тонн, из которых 644 – черные (чугун), алюминиевые и медные сплавы (168 т), а также легированная высококачественная сталь с высоким содержанием углерода (66 т). Кроме этого, утилизации подлежат и драгметаллы, содержащиеся в электрическом и электронном оборудовании. На процесс разборки и сортировку потрачено всего 20 млн руб., что значительно меньше стоимости полученных ресурсов.

Помимо утилитарного значения, процесс демонтажа всего ненужного оборудования преследовал и другую цель: максимальное облегчение объекта для уменьшения его осадки. Столь крупное плавсредство не так просто завести в осушаемый док (батопорт) — для этого требуются понтоны, крепящиеся к корпусу (всего их шесть). Два из них уже были готовы, их собрали для ремонта авианесущего крейсера «Викрамадитья», купленного ранее Индией. Пригодился и полученный во время выполнения этого заказа опыт. Изготовление понтонов, их испытание и крепление требовали и времени, и материальных затрат. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Нахимов» находится внутри дока, его корпус освобожден от всего лишнего, ядерное топливо извлечено из реактора. Модернизация началась.

Легенда о кузнеце Амакуни

Другая легенда касается непосредственно появления катаны. По сказаниям, когда-то давно, а именно около 700 года в провинции Ямато жил кузнец Амакуни, а с ним его семья. Стоя возле своей мастерской, вместо того, чтобы работать в ней, он наблюдал за солдатами императорской армии.

И вот мимо них прошел светлейший, но он почему-то не сказал ни слова в пользу созданного оружия кузнецами

Тогда Амакуни обратил внимание на орудие воинов. Оказалось, что многие мечи не выдержали накала битвы и оказались сломаны

После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом. Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой.

Как настоящий мастер, Амакуни решил исправиться и сделать оружие, которое будет очень сложно сломать. Он, в первую очередь, взял те клинки, что уцелели после битвы, и начал их внимательно осматривать. Он выяснил – многие из целых мечей имели качественный материал и закалку. После всего этого, он и его сын семь дней молились синтоистским богам.

Но только потом они одумались и решили работать. И вот через 15 дней упорных проб и ошибок, кузнецы появились со странными мечами с загнутой формой и острой кромкой с одной стороны. Тогда все сочли, что Амакуни сошел с ума. Но наступила весна, а вместе с ней и очередная война. И вот император, когда возвращался с битвы воскликнул в сторону кузнеца: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве».

Именно эту легенду вам расскажут кузнецы из провинции Ямато. Наверное, в каждой префектуре расскажут эту легенду, но в их версии Амакуни будет жить именно у них.

Примечания

  1. Приведена наибольшая длина, по – 228 м.
  2. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  3. Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Калинин» в 744 человека взята из работы Александрова-Апалькова. После завершения модернизации крейсера численность экипажа, скорее всего, станет другой в связи с изменившейся номенклатурой вооружения и оборудования.
  4. 21КМ – салютные пушки.
  5. Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
  6. Сама ракета 48Н6 имеет максимальную дальность до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность стрельбы не более 93 км.
  7. Хотя комплекс «Кинжал» на «Калинине» появиться и не успел, но проект 11442 его учитывал, так что в носовой и кормовой части для этого ЗРК были предусмотрены помещения.
  8. В честь русского флотоводца XIX века адмирала Павла Степановича Нахимова (1805-1855). В том же 1992 году был списан предыдущий корабль отечественного флота, носивший имя прославленного адмирала – БПК «Адмирал Нахимов».
  9. Причину, по меньшей мере, двух неуспешных пусков удалось установить благодаря киносъёмкам телеоператоров, снимавших весь процесс старта ЗУР. У двух ракет в момент их старта крупными осколками пенопластовых вышибных крышек транспортно-пусковых контейнеров ранее стартовавших ЗУР были разрушены радиопрозрачные керамические носовые обтекатели блоков управления ракетой. Это стало следствием предельно высокого темпа ведения огня: ракетных стрельб с подобной интенсивностью на флоте до того не проводилось.
  10. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

Почему корабли называли героическими именами

Броненосный крейсер, тоже названный в честь адмирала Нахимова

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.

Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи

Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С

Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Противовоздушная оборона

Было бы наивно полагать, что КБ «Севмаш» не позаботится о том, как защитить от возможной атаки авиации и ракет столь крупную морскую цель, как «Адмирал Нахимов». Крейсер, несмотря на все средства, примененные для обеспечения его скрытности, остается очень заметным объектом, а в случае военного конфликта неизбежно станет мишенью для вражеских противокорабельных систем. Ранее задачу отражения воздушной атаки решали ЗРК «Форт» С-300Ф, очень неплохие, но требующие замены с учетом высокой стоимости проекта и его перспективного значения. Предполагалось, что бортовую ПВО обновят, установив подпалубные ПУ, близкие по схеме и характеристикам к наземным комплексам С-500. Они будут ячеистого типа, а не револьверные, как раньше, и, в силу большей компактности, их станет больше (в арсенале ракет ПВО будет несколько сотен). Одним типом, разумеется, дело не ограничится. Кроме С-500, для контроля неба над кораблем-флагманом и его «свитой» предназначен ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Впрочем, подробности флотское руководство, по понятным причинам, не разглашает.

И все же, почему именно «Нахимов»?

Изложенные выше трагические эпизоды не составляют тайны для руководителей, в обязанности которых входит выбор наименования корабля. И если решение, несмотря на столь грустную статистику, все же принято, то для этого есть веские основания. К тому же при более детальном и беспристрастном анализе можно прийти к выводу о том, что боевые корабли, носившие имя прославленного флотоводца, в большинстве своем достойны доброй памяти, а судьба их вызывает гордость за родную страну и ее доблестных сынов. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» повторил вместе со своим экипажем подвиг гордого «Варяга», в 41-м другой корабль бился с врагом до последнего снаряда.

Гибель их нельзя назвать случайной или нелепой, она была героической.

Что же касается двух других случаев, то выход из состава флотов происходил без людских жертв, в силу непреодолимых обстоятельств или по решению командования.

Боевая служба

Под ней автор подразумевает проекцию силы, при осуществлении которой существует вероятность реального ее применения. Иными словами, это ситуация, при которой наш боевой корабль сопровождает цель в готовности к немедленному ее уничтожению – по получении приказа, конечно.

В большинстве случаев при решении такой задачи ТАРКР здесь будет иметь преимущество и перед фрегатами и перед подводным атомоходом. Рассмотрим, к примеру, классический случай слежения за АУГ США – да хотя бы и в том же Средиземном море. Разумеется, если посмотреть на глобус, то это море выглядит очень небольшим, в сравнении с бескрайними просторами Атлантики, Тихого или Индийского океана. Но по факту Средиземноморье весьма и весьма велико – к примеру, расстояние от Мальты до Крита составляет порядка 500 миль, а для того, чтобы из Гибралтара прийти в турецкий Измир придется преодолеть примерно 2000 миль.

Конечно, дальность хода фрегата проекта 22350 значительно больше, и составляет 4 500 миль. Но дело в том, что подобное расстояние фрегат может преодолеть, лишь следуя на экономической скорости 14 узлов, а если нужно идти быстрее, то дальность хода резко упадет. В то же время американский эсминец «Арли Берк», имея дальность хода в 6 000 миль на 18 узлах, естественно, способен будет пройти на высокой скорости куда большее расстояние, чем «Адмирал Горшков». Фрегат проекта 22350 вполне способен некоторое время сопровождать одиночный «Арли Берк» или группу таких эсминцев, или даже полноценную АУГ, следующие на высокой скорости, но затем у него просто начнут иссякать запасы топлива, так что ему придется прекратить погоню.

Иными словами, если американцы замыслят нанесение удара первыми, они вполне могут, предприняв ряд энергичных маневров и двигаясь длительное время на скорости 25 и более узлов, оторваться от слежения наших фрегатов и в момент начала атаки выйти из-под «колпака» советских кораблей. А вот с ТАРКР, по очевидным причинам, такой «номер» не пройдет ни в каком случае: его ЯСУ способна сообщать кораблю максимальную скорость почти неограниченное время.

В принципе, многоцелевая АПЛ, обладая столь же неограниченным запасом хода, в теории тоже может контролировать перемещение вражеских кораблей. Но в этом случае для подводной лодки возникает проблема скрытности перемещений. Дело в том, что АПЛ 3-го поколения были относительно малошумными только на скоростях в 6-7 узлов (ориентировочно), для атомарин 4-го поколения, то есть «Сивулфа», «Вирджинии» и «Ясень-М» этот показатель увеличен до, примерно, 20 узлов, но все равно, эскадра надводных кораблей может некоторое время перемещаться значительно быстрее.

Соответственно, контролирующей их движение подводной лодке также придется давать большой ход и тем самым демаскировать себя. Это, быть может, не будет иметь решающего значения в случае, если наш корабль получит приказ на применение оружия первым. Но вот если такой приказ получат американцы – шансов у АПЛ нанести удар почти не будет, ее с высочайшей долей вероятности успеют уничтожить до применения оружия.

В годы холодной войны наши моряки нередко использовали такой способ – поскольку маршруты выдвижения РПКСН из баз в районы боевой подготовки были командованию отлично известны, в воздух поднималась противолодочная авиация, ставившая на маршруте линию гидроакустических буев, или же «в засаду» на пути РПКСН ставилась многоцелевая подводная лодка.

В результате таких действий нередко выявлялись американские АПЛ, следовавшие за нашими «стратегами» — даже невзирая на лучшие показатели малошумности атомарин наших «заклятых друзей». И если бы вдруг руководство СССР в какой-то момент решило бы нанести превентивный ядерный удар, то американские «охотники» вполне можно было бы уничтожить до того, как они успели причинить вред выходящим на позиции РПКСН. Увы, то же самое верно и для наших МАПЛ, ведущих слежение за АУГ.

ТАРКР здесь будет иметь преимущество в силу значительно большей боевой устойчивости. «Завалить» надводный корабль под 25 тыс. т. водоизмещением – задача далеко не тривиальная, даже в том случае, если есть преимущество первого удара. Тут даже тактическое ядерное вооружение не гарантирует успеха (не исключено, что боеприпас с ЯБЧ будет сбит). Так что с высокой долей вероятности, ТАРКР, даже будучи атакованным, и погибая, все же и сам сумеет нанести смертельный удар по авианосцу наших «заклятых друзей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector