300 долларов сша в рублях

Модификация ЗРК С-300В

Хотя ЗРК С-300В изначально создавался в рамках единой программы с другими модификациями комплекса, позже он был передан другому головному разработчику – НИИ-20 (позже НИЭМИ) и по сути стал отдельным проектом. Разработкой ЗУР для С-300В занималось Свердловское машиностроительное КБ (СМКБ) «Новатор». Пусковые установки и заряжающие машины для комплекса были созданы в ОКБ «Старт», а РЛС «Обзор-3» конструировали в НИИ-208. С-300В получила собственное название «Антей-300В» и до сих пор находится на вооружении российской армии.

В состав зенитного дивизиона комплекса С-300В входят следующие компоненты:

  • командный пункт (9С457) для управления боевой работой ЗРС;
  • РЛС кругового обзора «Обзор-3»;
  • РЛС секторного обзора «Имбирь»;
  • четыре зенитные батареи для поражения воздушных целей.

В состав каждой батареи входили два типа пусковых установок с разными ЗУР, а также две пуско-заряжающие машины для каждой из них.

Изначально С-300В планировалась как фронтовой зенитно-ракетный комплекс, способный бороться с SRAM, крылатыми ракетами (КР), баллистическими ракетами (типа «Ланс» или «Першинг»), самолетами и вертолетами противника при условии массированного их применения и активного радиоэлектронного и огневого противодействия.

Создание ЗРК «Атлант-300В» проходило в два этапа. На первом из них комплекс «научился» уверенно противодействовать крылатым ракетам, баллистическим и аэродинамическими целям.

В 1980-1981 гг. на полигоне Эмба были проведены испытания ЗРК, которые прошли успешно. В 1983 году «промежуточная» С-300В1 была принята на вооружение.

Целью второго этапа разработки было расширение возможностей комплекса, ставилась задача приспособить ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами типа «Першинг», аэробаллистическими ракетами SRAM и самолетами-постановщиками помех на дистанциях до 100 км. Для этого в состав комплекса был введен РЛС «Имбирь», новые зенитные ракеты 9М82, пусковые установки и заряжающие машины для них. Испытания улучшенного комплекса С-300В проводились в 1985-1986 гг. и завершились успешно. В 1989 году С-300В была принята на вооружение.

В настоящее время ЗРК С-300В находится на вооружении российской армии (более 200 единиц), а также вооруженных сил Украины, Белоруссии и Венесуэлы.

На базе ЗРС С-300В разработаны модификации С-300ВМ («Антей-2500») и С-300В4.

С-300ВМ – это экспортная модификация комплекса, которая поставлялась в Венесуэлу. Система имеет один тип ракет в двух вариантах, дальность ее стрельбы достигает 200 км, С-300ВМ может одновременно поражать 16 баллистических или 24 воздушных целей. Максимальная высота поражения – 30 км, время развертывания составляет шесть минут. Скорость ЗУР составляет 7,85 Маха.

С-300В4. Самая современная модификация комплекса, она может поражать баллистические ракеты и аэродинамические цели на дистанциях в 400 км. В настоящее время все комплексы С-300В, стоящие на вооружении ВС России, модернизированы до уровня С-300В4.

ЗРК «Сосна» и ЗРПК «Сосна-РА» – разные модификации

В российской армии под индексом «Сосна» приняты разные виды военной техники и вооружения. Как показывает практика, чаще всего путают мобильный буксируемый ЗРПК «Сосна» и описанный в статье ЗРК «Сосна».

Как и ракетный комплекс, «Сосна-РА» может использоваться как самостоятельная боевая единица, так и устанавливаться на разные транспортные средства.

В отличие от «старшего» ЗРПК используется для покрытия сухопутных войск исключительно от низколетящей авиации. Как и ЗРК, ЗРПК для поражения воздушных целей противника применяют ракеты малой дальности «Сосна-Р».  Это единственное, что объединяет эти две боевые единицы.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Сосна»:

Вооружение: 12 шт. ЗУР 9М340 Сосна-Р

Масса ракеты в полёте (в ТПК), кг: 30 / 42 (28 / 38)

Калибр до и после разделения ракеты, мм: 130 / 72

Максимальная скорость ракеты, м/с: 900

Максимальная перегрузка, g: 40

Система наведения: лазерная лучевая

Зоны поражения, км:

  • по дальности:1,3—10,0
  • по высоте: 0,002—5,0

Круглосуточность применения: обеспечивается

Время:

  • реакции (от момента обнаружения цели), сек.: 5—8
  • перезарядки, мин.: 10,0 (12,0)

Режимы работы: автономный и при централизованном управлении

Угол наведения:

  • горизонтального: вкруговую;
  • вертикального: от −5 до +82 °

Экипаж: 2 человека — оператор и водитель.

ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ

Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда “трехсотку” стали “выдергивать из контекста” и делать “самостоятельной величиной” (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: “Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!” Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 “Руслан” влезает одновременно не более двух машин из состава “трехсотки”, поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много “Русланов” или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.

Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с “трехсоткой” достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у “трехсотки” не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.

По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой “вещью в себе”, не имеющей подстраховки ни “сверху” (от истребителей), ни “снизу” (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных “Томагавков”. Даже при идеальной работе расчетов “трехсотка” истратила бы все ЗУР на уничтожение этих “Томагавков”, а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.

[править] Описание

В системе С-300П применена одноступенчатая ракета 5В55 (средняя скорость полёта 1100—1250 м/с, время достижения максимальной скорости ок. 1900 м/с — ок. 10 секунд, дальность поражения до 75 км, высоты поражения 0,025 — 25 км). Позже 5В55 была заменена на 48Н6 с более высокими характеристиками. Метод наведения на цель — инерциально-командный, с использованием «сопровождения цели через ракету», при котором ГСН ракеты, принимая отражённые от цели сигналы радиолокатора подсветки и уточняя параметры цели, не использует их для самонаведения, а передаёт на командный пункт, где полученные данные сопоставляются с имеющимися от этого же радиолокатора данными о ракете и цели, производится вычисление оптимальной траектории полёта ракеты и передаются на ракету соответствующие команды. Это приводит к большей точности наведения по сравнению с классическим командным (как на С-75) наведением и принципиально более высокой помехозащищённости комплекса. Все средства системы размещены на колёсном шасси. Дальность поражения целей последних модификаций системы С-300П доведена до 250 км, а системы С-300В более 300 км.

В системе С-300В применены две двухступенчатые ракеты — 9М82 и 9М83. Различаются только первые ступени ракет — у 9М82 она более мощная. Ракета 9М82 обладает характеристиками, близкими к характеристикам американской противоракеты Спринт: она набирает скорость 2,6 км/с (более 9 000 км/ч) за 4,5 секунды, а средняя скорость полёта в пределах активной зоны составляет 1800 м/с. При этом, двигатель маршевой ступени работает еще около 13,5 секунд. Обеспечивается перехват ГЧ БР, движущихся со скоростью 4500 м/с. Ракета 9М83 разгоняется до скорости 1200 м/с за 5 секунд, после чего вторая ступень разгоняется до скорости 1700 м/с. Система наведения — командно-инерциальная на основном участке с полуактивным самонаведением на конечной стадии перехвата. Все средства системы размещены на гусеничном шасси, представляюшим собой различные модификации шасси 203-мм САУ Пион.

На ракетах 9М82/83 впервые в мире была применена осколочная боевая часть направленного действия. Узкий конус разлёта основной массы осколков (который ракета направляет на цель путём манёвра по крену перед подрывом БЧ) обеспечивает гораздо более плотное накрытие цели осколками по сравнению с традиционными БЧ. Это дало возможность уменьшить общее количество осколков и увеличить массу и пробивную способность каждого осколка. Энергия осколков БЧ 9М82/83 позволяет пробить теплозащитный слой и корпус боеголовки и вызвать подрыв одного из многих зарядов-инициаторов ядерной БЧ. Срабатывание последней происходит только при синхронном подрыве этих зарядов. Взрыв одного из них приводит к простому разрушению боеголовки изнутри.

Система С-300 не принимала участие в боевых действиях. Появление системы С-300ПМ2 в Сирии привело к полному прекращению воздушных операций израильских ВВС (укомплектованных в том числе истребителями 5-го поколения F-35), над территорией Сирии.

ЗРС С-300ПМУ2 Фаворит — видео

https://youtube.com/watch?v=Wk0eI71Fmg0

Кроме того, повышены обнаруженческие характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет использования нового автономного средства целеуказания РЛС 96J16E, имеется возможность наряду с ракетами 48Н6Е2 использовать ракеты ЗРС С-300ПМУ1 48Н6Е, обеспечивается возможность интегрирования системы «Фаворит» в любые системы противовоздушной обороны, в том числе и в системы ПВО стран НАТО.

В состав ЗРС входят командный пункт системы управления 83M6E2 и до шести зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ2 (90Ж6Е2). В состав командного пункта входят пункт боевого управления 54К6Е2 и радиолокатор обнаружения 64Н6Е2. Имеются средства сопряжения с вышестоящим командным пунктом. Каждый ЗРК включает многофункциональный радиолокатор подсвета и наведения (РПН) 30Н6Е2 и до 12 пусковых установок (ПУ) типа 5П85СЕ, 5П85ТЕ. ЗРК может придаваться всевысотный обнаружитель (ВВО) 96Л6Е.

РЛО 64Н6Е2

Радиолокатор обзора 64Н6Е2 командного пункта системы управления 83М6Е2 с фазированной антенной решеткой S-диапазона обеспечивает обнаружение воздушных объектов в радиусе 300 км и определение государственной принадлежности воздушного объекта с помощью систем распознавания. Информация о целях передается по линиям связи на пункт боевого управления, который обобщает и обрабатывает всю информацию о воздушной обстановке от различных источников и отображает ее на своих индикаторах, при работе с вышестоящим командным пунктом получает от него команды управления и информацию о воздушных объектах. ПБУ осуществляет завязку трасс обнаруживаемых целей, оценивает степень их опасности и производит целераспределение целей на боеготовые ЗРК путем выдачи целеуказання по целям. Вся работа пункта боевого управления может вестись полностью в автоматизированном режиме. ПБУ способен управлять ЗРК различных типов, в частности ЗРК С-300ГПМУ2, С-300ПМУ1, С-300ПМУ, С-200ВЭ в любом сочетании. С помощью специальной аппаратуры ведется документирование ведения боевых действий с целью проведения последующего анализа.

Командный пункт (пункт боевого управления) 54К6Е2

Радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е2 ЗРК 90Ж6Е2 на основе информации, поступающей от ПБУ и всевысотного обнаружителя, обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение целей, осуществляет все операции, связанные с подготовкой и ведением стрельбы зенитными ракетами, а также оценивает результаты стрельбы. Многофункциональность локатора (сопровождение целей и наводимых на них ракет) обеспечивается применением фазированных антенных решеток Х-диапазона и высокой автоматизацией всех процессов его функционирования на основе современных вычислительных комплексов, имеющих быстродействующие алгоритмы управления.

Пусковая установка вертикального старта 5П85СЕ (5П85ТЕ) обеспечивает хранение, транспортировку и пуск ракет. Вертикальный старт позволяет обстреливать пели, летящие с любого направления. На пусковой установке находятся четыре ракеты 48Н6Е2 (48Н6Е). Нахождение ракеты в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) позволяет не проводить ее технического обслуживания в течение десяти лет эксплуатации.

Особенностью ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит» является ее ракета 48Н6Е2, обладающая высокими маневренными возможностями и возможностями по перегрузке. Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью и обеспечивает поражение воздушных объектов на дальностях от 3 до 200 км как на встречных курсах, так и при стрельбе вдогон. При подрыве боевой части ракеты за счет оптимизации области разлета осколков и их пространственно-энергетических характеристик происходит инициирование боевой части баллистической ракеты в воздухе, тем самым существенным образом снижается возможный ущерб.

Новый всевысотный радиолокатор целеуказания 96Л6Е с многолучевой фазированной антенной решеткой автоматически выдает на РПН 30Н6Е2 и командный пункт 83М6Е2 информацию о воздушной обстановке по всем воздушным целям, летящим с любого направления. За счет адаптивного использования широкобазовых сигналов и многочастотной работы всевысотный локатор обеспечивает эффективное обнаружение как наиболее опасных низковысотных целей, так и целей на средних и больших высотах. Обычно антенное устройство всевысотного радиолокатора поднимается на специальной вышке, тем самым достигается обнаружение целей на предельно малых высотах в условиях лесной и сильно пересеченной местности.

Видео

NAVECO C300

Бортовая платформа NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 825 3 336
Полезный объем, куб. м 23,27 27,58
Габариты с тентом, м 4,6 х 2,3 х 2,2 5,45х2,3х2,2

Промтоварный фургон NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 810 3 290
Полезный объем, куб. м 23 27,58
Габариты, м 4,6х2,3х2,2 5,45х2,3х2,2

Сендвич-фургон NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 480 — 2 565 2 897 — 2 997
Тип наружнего покрытия Плакетированный металл
Покрытие пола Фанера сетчатая

Изотермический фургон NAVECO C300
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Грузо­подъем­ность, кг 2 480 — 2 565 2 897 — 2 997
Тип наружнего покрытия Плакетированный металл
Покрытие пола Фанера сетчатая

Рефрижератор NAVECO C300
среднетоннажные грузовики NAVECO
  NAVECO C300 NAVECO C300L
Полная масса, кг 6 000 6 700
Оборудование Zanotti, Thermo King, Carrier
Диапазон температур, град от -20 (класс C) до +12

Самосвал NAVECO C300
среднетоннажные грузовики NAVECO
  NAVECO C300
Размеры платформы, м 3,93 х 1,93
Полная масса, кг 6 000
Грузо­подъем­ность, кг 2 900

Фургон NAVECO C300 c гидробортом
среднетоннажные грузовики NAVECO
  NAVECO C300/C300L
Модель гидроборта DH-LM.15
Грузо­подъем­ность гидроборта, кг 1000
Длина платформы, м  1,6, 1,8 (макс. 2,0 на заказ)
Ширина платформы, м 2,55 (стандарт)
(любая ширина с шагом 5 мм)

Эвакуатор NAVECO C300
среднетоннажный грузовик НАВЕКО
  НАВЕКО C300 НАВЕКО C300L
Грузо­подъем­ность, кг  — 2 850
Марка лебедки  — VIME, 3600
Габариты, м  — 5,45х2,3х2,2
Кран манипулятор NAVECO C300L
среднетоннажный грузовик NAVECO
  NAVECO C300L
Надстройка бортовая платфома
Марка КМУ Ferrari (Италия)
Soosan (Корея)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

С-300П в своих ранних модификациях ПТ и ПС создавалась как составная часть мощнейшей системы ПВО СССР.

В рамках этой системы она рассматривалась как ЗРС средней дальности и являлась, по сути, третьим эшелоном ПВО после истребительной авиации и ЗРС большой дальности С-200.

Ее задачей было уничтожение баллистических (кроме межконтинентальных) и крылатых ракет, а также “дострел” самолетов противника, преодолевших первые два эшелона. “За спиной” С-300 был четвертый эшелон в лице зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-125.

При этом в составе ПВО имелись еще и радиотехнические войска (РТВ), которые обеспечивали постоянное наблюдение за воздушным пространством по всему периметру границ страны.

Именно РТВ при необходимости должны были поднять по тревоге истребительную авиацию и зенитно-ракетные войска (ЗРВ), заодно обеспечив их целеуказанием.

Недостатками С-300 являлись низкий темп перезаряжания пусковых установок (ПУ), наличие большой мертвой воронки вокруг ПУ, то есть дивизионов в целом (внутри этой воронки цель не может быть поражена), невозможность работы РЛС в постоянном режиме. Как и все ЗРС средней и большой дальности, “трехсотка” оказалась достаточно громоздкой и не очень мобильной (С-300ПТ была, по сути, вообще стационарной, правда, сейчас эта модификация осталась только в ПВО Украины).

Сейчас в различных, скажем так, гражданских СМИ очень любят рисовать на картах вокруг позиций средств ПВО кружочки радиусом, соответствующим дальности поражения данных ЗРС или ЗРК (эта дальность вычитана из Википедии). При этом как бы подразумевается, что внутри этого кружочка ЗРК/ЗРС должны автоматически и непрерывно сметать с неба все, что летает, как в компьютерной игре. А если не сметает (или сметает не все), то это плохой ЗРК (плохая ЗРС). Учитывать неизживаемые недостатки, присущие средствам наземной ПВО, никто при этом не собирается. А между тем таковых хватает.

Во-первых, никакие ЗРК и ЗРС не могут сбить больше целей, чем имеют боеготовых зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Во-вторых, Земля не плоская, а почти шарообразная. Это не имеет значения лишь для ЗРК малой дальности. Для остальных возникает проблема радиогоризонта. Та самая дальность поражения, которая написана в Википедии, относится к целям, летящим на средних и больших высотах. Низколетящие цели появляются из-за радиогоризонта на гораздо меньших дальностях, чем максимальная, причем даже в том случае, если местность почти идеально плоская (степь, пустыня, море). Если же у местности сложный рельеф, то дальность обнаружения и соответственно поражения низколетящих целей становится совсем незначительной. Видеть сквозь твердые тела РЛС не могут и никогда не смогут. Соответственно ответ на вопрос Владимира Высоцкого “и можно ли раздвинуть горизонты?” в данном случае является отрицательным. Правда, в той же “трехсотке” РЛС поднимают на 40-метровые вышки, но это отодвигает радиогоризонт всего на несколько километров.

В-третьих, для любых ЗРК и ЗРС существует еще и фактор курсового параметра. Этот параметр определяется как длина перпендикуляра, опущенного из точки стояния ЗРК на траекторию цели (или на касательную к этой траектории). Если цель идет прямо на ЗРК, курсовой параметр равен нулю. Чем больше его значение, тем сложнее поразить цель. То есть если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) на большом удалении от них, то поразить ее не удастся, даже если она формально зайдет на некоторое время в зону поражения, пролетев по краю этой зоны. Если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) не просто с большим курсовым параметром, но еще и на малой высоте, то она может оказаться глубоко в формальной зоне поражения, но тем не менее не будет даже обнаружена, а тем более – поражена. Это относится к любым ЗРК и ЗРС, именно поэтому журналистские кружочки абсолютно бессмысленны и не имеют никакого отношения к реальной ситуации.

Наконец, любая наземная ПВО всегда по определению пассивна, инициативой всегда владеет противник. Это тоже неизживаемый недостаток, о котором уж совсем никто никогда не вспоминает.

История

В 1969 году, в соответствии с постановлением Совета министров СССР, начались работы по проектированию новой зенитной ракетной системы С-300. Было предусмотрено создание для ПВО Сухопутных войск, ПВО кораблей ВМФ и Войск ПВО страны трёх систем: С-300В («Войсковая»), С-300Ф («Флотская») и С-300П («ПВО страны»).

Главный разработчик систем — ЦКБ «Алмаз», имевшее к середине 1960-х годов опыт создания ракетных систем ПВО и ПРО, в кооперации с КБ «Факел» вело проектные работы по созданию единого комплекса средней дальности для Сухопутных Войск, Войск ПВО страны и ВМФ с унифицированной ракетой.

Все требования, выдвинутые к варианту ЗРК Сухопутных Войск в ходе проведения проектных работ (в части поражения баллистических ракет (БР), не смогли быть удовлетворены при использовании единой ракеты для всех вариантов комплекса. Поэтому, после отказа МКБ «Факел» от разработки вариантов ракеты для комплекса Сухопутных Войск, эта работа была поручена ОКБ «Новатор» — конструкторскому отделу завода им. М. И. Калинина.

Кроме того, ЦКБ «Алмаз» столкнулось с большими трудностями по обеспечению создания комплексов унифицированной структуры. В отличие от комплексов ПВО и ВМФ, которые должны были применяться с использованием развитой системы радиолокационной разведки, оповещения и целеуказания, комплекс ПВО Сухопутных войск должен был, как правило, работать в отрыве от остальных средств, обеспечивать круговое прикрытие войсковых групп, а также работать по оперативно-тактическим БР. Для этого требовалось обеспечить малое время реакции комплекса, становилась очевидной целесообразность разработки будущего С-300В другим предприятием, без учета требования по существенной унификации с комплексами ПВО и ВМФ. Работа по созданию такого комплекса была передана НИЭМИ (с 1983 — НПО «Антей»), которое к тому времени имело опыт создания армейских ЗРК.

Таким образом, создание войсковой ЗРС С300В велось в соответствии с целым комплексом документов, в который, кроме единых тактико-технических требований (ТТТ) к системе С-300 и частных ТТТ к системе С-300В (с дополнением), входили дополнение к ТТТ к РЛС 9С15 «Обзор-3», используемой в качестве РЛС кругового обзора в этой системе и ТТЗ на разработку РЛС программного обзора «Имбирь» с дополнением к нему.

Все боевые средства системы были размещены на обладающих высокой проходимостью и маневренностью, оборудованных аппаратурой навигации, топопривязки и взаимного ориентирования унифицированных гусеничных шасси типа ГМ-830, разработанных КБ-3 Ленинградского Кировского завода первоначально для самоходной артиллерийской установки «Пион», унифицированных по ходовой части с танком Т-80, двигателю и трансмиссии с танком Т-72 и получивших собственные обозначения.

В итоге, частично унифицированными для войсковой ЗРС С-300В оказались только радиолокаторы обнаружения (РЛО) 9С15 и 5Н84 системы С-300П.

История ПВО

Сейчас системы ПВО в основном имеют ракетную направленность. На первых порах это были стрелковые системы. Например, первая российская система для борьбы с воздушными целями была создана еще в 1891 году и представляла собой шрапнельные орудия.

Именно в этом году в Красном Селе состоялись первые испытания систем по борьбе с воздушными целями. Стрельба велась по аэростатам, привязанным к лошадям, которые и тянули их. Эффективность системы была отмечена как высокая, но было принято решения создать специализированное орудие для защиты воздушного пространства.

Так в 1914 году появилась первая 76-мм пушка, получившая название 3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера или Тарновского—Лендера или 8-К. В этом же году, после формирования в Петрограде первого корпуса воздушной обороны, как считается и появились войска ПВО.

Так выглядело первое орудие, специально созданное для борьбы с воздушными целями.

Первые орудия могли вести борьбу с объектами, находящимися на высоте до 3 000 метров. Тогда это было максимальной высотой полета аэропланов. Устанавливались они на двух рубежах от города. Первый на расстоянии 30-40 км, а второй на расстоянии 6-15 км.

Естественно, никаких систем раннего обнаружения тогда не было и единственным способом определения подлета самолета были наблюдатели. Для раннего обнаружения использовалась разведка и прослушивание переговоров противника. Позже такая система получила название ”Радиотелеграфная оборона Петрограда”.

Во времена Второй мировой войны защита воздушного пространства применялась всеми сторонами конфликта. Зачастую это были мощные пулеметы, которые показали свою большую эффективность в таких условиях. Особенно, когда надо было прикрыть пехоту. Системы ставились на самоходные установки и успешно прикрывали войска от нападения с воздуха. Управляемым вручную пулеметам отдали предпочтение, несмотря на наличие в то время простейших систем самонаведения. Простейшими они были из-за своей зачаточности. На самом деле, они были очень сложными для того времени и могли определить направление приближения вражеского самолета.

В качестве примера эффективности ПВО того времени можно привести то, что союзники потеряли по разным оценкам около 40 000 единиц авиационной техники. Все они были сбиты немецкими ПВО.

Обозначение ЗРК 3PC С-300В на Западе – SA-12 Gladiator/Giant.

Стоит отметить и то, что комплекс отличается большими возможностями модернизации. Например, концерн «Антей» создал глубокую модернизацию С-300В — ЗРС С-300ВМ «Антей-2500». Она представляет собой универсальное средство ПРО и ПВО, которой может эффективно противостоять как с баллистическими ракетами с пуском до 2500 километров, так и со всеми видами аэробаллистических и аэродинамических целей. В С-300ВМ применяются новые зенитные управляемые ракеты, имеющие увеличенные дальности полета, уменьшенным временем подготовки к запуску (практически в 2 раза) и увеличенным диапазоном развиваемых перегрузок (до тридцати единиц).
 

Система РЛС модернизирована, что привело к увеличению энергетического потенциала. Используются более качественные вычислительные средства и встроенные системы навигации, топопривязки и ориентирования, проведена оптимизация алгоритмов боевой работы. Благодаря ими и другим усовершенствованиям удалось увеличить максимальную дальность стрельбы до 200 км, дальность полета баллистических ракет, предельную скорость уничтожения целей противника с 300 до 4500 метров в секунду. Кроме того удалось существенно сократить время реакции системы.

Абсолютная автоматизация боевой работы, использование современных средств поиска, высокая эксплуатационная надежность и устранения неисправностей определили минимальные временные затраты на расчеты. Боевые машины комплекса могут совершать продолжительные марши по пересеченной местности, а также занимать выгодные позиции для стрельбы без всякой предварительной подготовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector