Ракета-носитель

Применение

Предполагается, что носитель сможет заменить все существующие РН среднего и тяжелого классов — от «Союз-2» и «Зенит» до «Ангары» и «Протон-М».

Гражданские пуски Роскосмоса

Данный носитель сам по себе не подходит для лунной программы ввиду недостаточной грузоподъемности, однако станет первой и второй ступенями будущей сверхтяжелой ракеты. В конце июля 2017 года РКК «Энергия» разработала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну, которая требует двух пусков сверхтяжёлой ракеты и одного пуска ракеты «Союз-5».

Коммерческие пуски

22 августа 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил СМИ, что многие страны, космические агентства и коммерческие заказчики проявляют интерес к пускам на «Союзе-5».

Неуязвимость на земле

Наиболее желательной ситуацией для агрессора, задумавшего нанести безнаказанный массированный ядерный удар, представляется та, при которой противник лишается возможности ответить уже в начальной фазе войны. Это означает, что пусковые установки, подводные лодки, авиационные и наземные носители должны быть нейтрализованы (уничтожены) первым же залпом. Однако желание такое имеет весьма малую вероятность осуществления уже много лет. Шахты, в которых предполагается разместить «Сарматы», имеют многоуровневую степень защиты как активной (в виде противоракетных систем и ПВО), так и пассивной (высокий уровень безопасности фортификационных сооружений). Для гарантированного поражения подземной пусковой установки требуется с высокой точностью нанести не менее семи ядерных ударов по оперативному району развертывания, прикрытому эффективными средствами ПРО. К тому же места дислокации держатся в секрете. Государственную тайну составляет и сама ракета «Сармат», фото которой практически не публикуются, за исключением не очень ясных съемок, сделанных во время пробных пусков. Публикуется лишь информация, предназначенная для СМИ и военных аналитиков.

Хронология разработки

В 2017 году Роскосмос принял решение отказаться от испытаний корабля «Федерация» на ракете-носителе «Ангара-А5П» в пользу разрабатываемого носителя «Союз-5».

Вид работ Сроки
Разработка космического ракетного комплекса 2016-2021 год
Доработка наземного комплекса 2020-2021 год
Лётно-конструкторские испытания 2022-2024 год
Коммерческая эксплуатация с 2024 года

Прошедшие события

  • 18 августа 2015 года генеральный директор самарского Ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин в интервью СМИ сообщил, что разработка проекта Русь-М закрыта, однако начата работа над созданием «Союза-5».
  • В 2016 году работы по РН по программе «Феникс» перешли в активную стадию.
  • апрель 2017 года — в Конструкторском бюро Химавтоматики, входящего в НПО «Энергомаш», на основе воронежского двигателя 14Д23 начались работы по созданию нового двигателя для второй ступени ракеты-носителя «Союз-5». Концепция нового двигателя перед Днём космонавтики была озвучена в интервью главным конструктором КБХА Гороховым В. Д.

Конец мая 2017 года — на совещании по развитию ракетно-космической отрасли было решено назвать новую ракету-носитель, разрабатываемую по программе «Феникс», «Союз-5».

20 июня 2017 года генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что летные испытания «Союз-5» могут начаться раньше 2022 года вместо первоначально запланированных в период 2023-2035гг.

11 августа 2017 года распоряжением Правительства РФ РКК «Энергия» назначена головным разработчиком «Союза-5». В составе соисполнителей работ — РКЦ «Прогресс» и ЦЭНКИ. Помимо самого носителя будет разработан разгонный блок типа ДМ, а также будет модернизирована наземная инфраструктура.

Этап эскизного проектирования (2017—2018 гг.)

16 августа 2017 года был опубликован госконтракт на составную часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) на тему «Разработка эскизного проекта на комплекс ракеты-носителя среднего класса для летно-конструкторской отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса», в котором было указано, что техзадание должно быть проведено в период с 1 июня 2017 года по 31 марта 2018 года. В рамках эскизного проектирования РКК «Энергия» должна провести обоснование основных характеристик, технических и технологических решений по ракете-носителю среднего класса с учетом использования наземной космической инфраструктуры, оставшейся от ракеты «Зенит-М» на космодроме Байконур. Также в эскизном проекте на новую ракету должна быть дана оценка возможности использования в ее составе существующих и перспективных головных обтекателей, в том числе головного обтекателя 14С735 от ракеты-носителя «Ангара-А5» или зарубежного аналога. требование к применению зарубежного обтекателя может быть связано с перспективами применения ракеты «Союз-5» по программе «Морской старт». Головные обтекатели для ракет «Зенит» в рамках этого проекта производит американская компания Boeing. Использование импортных комплектующих изделий (включая материалы стран СНГ) при изготовлении частей ракеты возможно при согласовании с заказчиком (Роскосмос). При этом имеется требование о максимальном использовании продукции российского производства в конструкции составных частей ракеты-носителя.

16 августа 2017 года — публикация техзадания на разработку эскизного проекта, в котором было указано, что для «Союза-5» должен быть проработан вариант компоновки с одним двигателем РД-171М в составе блока первой ступени диаметром 4,1 м с рабочим запасом топлива 398 тонн и двух доработанных РД-0124 от третьей ступени носителя «Ангара-А5» в качестве второй ступени.

17 августа 2017 года генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил СМИ, что эскизное проектирование «Союза-5» будет завершено к ноябрю 2017 года.

Ожидаемые события

2020—2021 гг. — завершение модернизации инфраструктуры космодрома Байконур под «Союз-5».

2022 год — запуск «Союза-5» с кораблем «Федерация» в автоматическом режиме с космодрома Байконур.

2024 год — запуск «Союза-5» с пилотируемым кораблем «Федерация» с космодрома Байконур.

после 2025 года — запуск «Союза-5» и сверхтяжелой ракеты с единого стола-стенда с космодрома Восточный.

5 Великих писателей

Под контролем Рогозина

Ракета была готова в 2016-м. После чего наступила мертвая зона, продолжавшаяся полтора года, которую объяснили тем, что к началу испытаний не была готова шахтная пусковая установка.

Первые бросковые испытания состоялись в декабре 2017 года. Еще два – в марте и мае 2018-го. Их смысл состоит в проверке работы автоматики пусковой установки и отработке порохового ускорителя, выпихивающего ракету из шахты. После чего кратковременно включается двигательная установка первой ступени. Все три бросковых испытания прошли успешно.

Спустя год, в мае 2019-го на сайте госзакупок появилась информация, согласно которой в 2019–2020 годах будут проведены два летных испытания «Сармата». Ракета с массогабаритным макетом боевого блока должна, стартовав на космодроме Плесецк, пересечь всю страну с запада на восток и поразить цель на полигоне Кура на Камчатке.

Через четыре месяца эта информация была скорректирована источником «Ведомостей» в оборонном ведомстве – будет проведено пять испытательных пусков в период до 2021 года. И последний – шестой будет тренировочным, он должен быть выполнен ракетчиками 62-й ракетной дивизии из своей пусковой установки.

На исходе 2020 год, но ни одного летного испытания произведено не было. Одна из причин – а их, несомненно, несколько – стала известна. И она криминального характера. Генпрокуратура выяснила, что из 3,2 миллиарда рублей, выделенных Роскосмосу на подготовку испытаний, около миллиарда могло быть выведено и обналичено подрядной компанией ООО «Москапстрой» через цепочку однодневок.

Однако даже если бы вся программа летных испытаний, предусматривающая пять пусков, была выполнена в запланированные сроки, то это не снимало бы серьезных вопросов к программе создания самой ракеты. Летно-технические испытания «Воеводы» продолжались 2,5 года. На их первом этапе выполнено 26 пусков, шесть из которых оказались неуспешными. После установления причин неудач проведены конструкторские доработки. И все последующие 11 пусков прошли без сучка и задоринки. И лишь после этого ракета была принята на вооружение РСВН и поставлена на боевое дежурство.

При этом следует учитывать, что «Воевода» является модификацией уже стоявшей на вооружении и прекрасно изученной и освоенной в частях МБР Р-36М УТТХ. «Сармат» же – оригинальное изделие. Никакие его прототипы не испытывались. И о том, как ракета поведет себя в полете, можно только предполагать, но не утверждать. В ГРЦ им. Макеева работают профессионалы высокого класса, но нельзя утверждать, что они непогрешимы. Именно поэтому ракету «Синева» испытывали с необходимой тщательностью, произведя за полтора года более двух десятков пусков.

Так вот можно ли ставить на боевое дежурство МБР «Сармат» даже в том случае, если все пять намеченных летных испытаний пройдут успешно? Вряд ли. Правда, оптимисты утверждают, что в связи с бурным развитием вычислительной техники, которая якобы предоставляет невиданные возможности для моделирования любых процессов – от варки щей до реакций в микромире, количество летных испытаний можно существенно сократить. Однако летные испытания «Синевы» проходили в начале нулевых годов, когда уже существовали компьютеры, обладающие необходимой мощностью. Но при этом количество испытательных полетов новой ракеты не урезалось. И как «Сармат» может быть принят на вооружение в 2021 году – абсолютно непонятно.

Однако высокое начальство у нас, как всегда, настроено в высшей степени оптимистично. «Я лично контролирую, занимаюсь в деталях той работой, которую мы сейчас ведем по созданию нового боевого стратегического межконтинентального ракетного комплекса «Сармат». И когда его поставят на вооружение (надеюсь, скоро), буду считать одну из задач в своей жизни выполненной», – заявил Дмитрий Рогозин. И это не может не тревожить, поскольку вице-премьер Юрий Борисов назвал именно главу Роскосмоса ответственным за срыв плана запусков военных спутников в 2019 году.

Старый, но не бесполезный

А изменилась лисамая древняя ракета» за полвека эксплуатации? Насколько похож нынешнийСоюз» на те аппараты, что летали во времена Королёва и Гагарина?

Внешне похож — очень и очень. Всё та же трёхступенчатая схема с боковыми ускорителями. Визуально отличить ракету от той, что летала в шестидесятых годах прошлого века, практически невозможно.

Стартсоюзов» 1966-го, 1975-го и 2008-го годов

Тогда начинаем заглядывать внутрь. На первой и второй ступени стоят те же самые двигатели РД-107 и РД-108, но модернизированные, с литерой А.Союзы» получили обновлённые двигатели с начала двухтысячных годов. Они более эффективны за счёт использования новых форсуночных головок, повышающих качество получаемой смеситопливо-окислитель». Это даже привело к увеличению выводимой полезной нагрузки. Да, всего на триста килограммов. Это немного, но тоже приятно.

(Фото: Роскосмос)

На третьей ступени и вовсе стоит новый двигатель РД-0124, похожий на предшественника РД-0110 только точками соединения да количеством камер. В остальном это полностью новый двигатель, у которого есть лишь один существенный минус, — он дороже. Поэтому в зависимости от задачи ракету могут комплектовать третьей ступенью либо с новым, либо со старым двигателем.

РД-0110 и РД-0124

А вообще, насколько критично, что ракетные двигатели не менялись столько лет?

Вопрос сложный. Но давайте посмотрим, что за океаном. Там, к примеру, несмотря на появление новых двигателей, американские конструкторы приняли решение ставить на перспективную сверхтяжёлую ракету SLS двигатели RS-25, которые создавались для программы   Спейс шаттл» в 1972–1977 годах, лишь немного модернизировав их.

Если же посмотреть системы управления нашей ракетой, то выяснится, что они претерпели гораздо бо́льшие изменения. НаСоюзе-2.1» вместо двух аналоговых систем управления стоит одна новая, цифровая. За счёт её применения и повышения устойчивости ракеты в полёте появилась возможность использовать на грузовых версияхСоюза» второй серии увеличенные обтекатели. То есть, по сути,Союз-2.1», несмотря на внешнее сходство с легендарным предком, уже во многом другая, гораздо более современная ракета.

Новые, увеличенные в размере головные обтекатели позволяют выводить космические аппараты больших габаритов

История

Почтовый конверт, посвященный первому в мире запуску космического аппарата в сторону Луны

Первым теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х годах технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшим фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал.

Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз (искусственный спутник Земли №1) на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали так называемыми «космическими державами», начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (а значительно позже также и четвёртая — Китай) создали РН для пилотируемых полётов.

Самые мощные используемые на данный момент ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН «Дельта-IV Heavy» и европейская РН «Ариан-5» тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21—25 тонн полезного груза, на ГПО — 6—10 тонн и на ГСО — до 3—6 тонн.

В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса — такие, как американская РН «Сатурн-5» и советская РН «Н-1», а также, позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20—30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (второй ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия—Буран».

Стартовые площадки

Запуск может осуществляться с Байконура (на базе стартового стола для ракеты-носителя «Зенит», Морского старта и Восточного).

Комплекс «Байтерек» на Байконуре

В 2004 году Казахстан и Россия заключили договор о разработке РКК «Байтерек». Поначалу предполагалось, что с этого комплекса будут осуществляться пуски РН «Ангара». Однако в 2013 года приняли решение о разработке комплекса на базе ракеты «Зенит», а также имеющейся для нее инфраструктуры. Но события 2014 года на Украине (сборка ракет проходили в Днепропетровске на заводе «Южмаш»), заставили приостановить этот проект.

После включения в Федеральную космическую программу России в 2015 году до 2025 года проекта по разработке РН среднего класса Россия предложила Казахстану совместную реализацию проекта «Байтерек» с применением этой ракеты. Комплекс планировали разработать на базе площадки космодрома № 45, который предназначен для запуска ракеты «Зенит».

Начиная с января 2018 года, инфраструктура для ракеты будет передаваться в собственность Казахстану. Площадка состоит из 2 пусковых установок: разрешенную аварией, произошедшей в 1990 году и используемую в рамках проекта «Наземный старт».

Эксперты предполагали, что российские носители при запуске с космодрома Байконур будут сбрасывать створки головного обтекателя над Китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, по этой причине для обеспечения абсолютной безопасности, Роскосмос планирует арендовать в Китае участок размером около 10 000 кв. км, где запрещено строить промышленные объекты и города.

В начале лета 2017 года Игорь Комаров, глава Роскосмоса сообщил СМИ, что государственная корпорация собирается ускорить разработку комплекса «Байтерек» посредством модернизации стартового стола для РН «Зенит» на космодроме Байконур для выполнения пилотируемого старта в 2022 году.

Восточный

Морской старт

Осенью 2016 года Владимир Солнцев, президент РКК «Энергия» заявил, что график работ могут сократить до пяти лет, если проект получит от российской компании «S7 Group» дополнительную финансовую поддержку. Для этого рассматривается возможность создания ракеты «Сункар» в версии для применения ее на плавучем космодроме «Морской старт» на замену ракеты «Зенит» украинского производства, под которую приспособлен этот космодром.

Осенью 2016 года было заключено соглашение, и началась шестимесячная процедура покупки «Морского старта» корпорацией «S7 Space». Кроме того в этот день был заключен контракт о сотрудничестве между РКК «Энергия» и «S7 Group». Предполагается, что коммерческую модификацию ракеты удастся разработать не такой дорогой.

Сферы применения

Предполагается, что РН может заменить все существующие носители тяжелого и среднего классов: начиная от «Зенит» и «Союз-2» до «Протон-М» и «Ангары».

Гражданские пуски Роскосмоса

Сам по себе этот носитель не подходит для лунной программы по причине недостаточной грузоподъемности, но станет 1 и 2 ступенями будущей сверхтяжелой ракеты. В конце июля 2017 года РКК «Энергия» создала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну, которая требует одного пуска ракеты «Союз-3» и 2 пусков сверхтяжелой ракеты.

Коммерческие пуски

В конце лета 2017 года Игорь Комаров, глава Роскосмоса, заявил журналистам, что многие страны, коммерческие заказчики и космические агентства проявляют серьезный интерес к пускам на «Союзе-5».

Критика

Сергей Сопов, гендиректор корпорации «S7 космические транспортные системы» считает, что «Союз-5» — это дорогостоящая, потолстевшая и подросшая ракета «Зенит». Он уверен, что к 2022 году (запланирован первый пуск) РН уже будет устаревшей и убыточной для Морского старта на фоне конкурентов.

Протон-М — это:

  • Основа космической транспортной системы России
  • Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
  • Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке

Ракета-носитель «Протон-М»

Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.

На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). 

Новая система управления «Протона-М» позволяет:

  • улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
  • обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
  • упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
  • позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
  • обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
  • улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.

На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.  Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.

Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи

Тактико-технические характеристики ракеты-носителя

Протон-М

Стартовая масса, т

~705

Количество ступеней

3

Компоненты топлива:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

Двигатели:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

6 х РД-276

3 х РД-0210 и 1 х РД-0211

1 х РД-0213 и 1 х РД-0214

Используемые разгонные блоки

Бриз-М и ДМ-03

Космодром

Масса полезной нагрузки, т.*

— на НОО (200 км, i=51,6 град.)

С разгонным блоком «Бриз-М»

— на ГПО

— на ГСО

22,4

6,3

3,3

* — НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.

Стартовый комплекс ракеты-носителя 

Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.

Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.

Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.

Фотогалерея 

Видео

Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура

Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года

Что нового

Учитывая боевые возможности «Сармата» — а это в первую очередь большая нагрузка, богатый арсенал средств преодоления ПРО и нестандартная траектория полета, позволяющая обходить зоны досягаемости позиционных районов ПРО, — к этой ракете приковано очень большое внимание, и ждут от нее многого. Вместе с тем вряд ли стоит ждать, что «Сармат» заменит «Воеводы» один в один по числу боевых зарядов, хотя число носителей может и возрасти. Проблема в том, что действующий сегодня договор о сокращении наступательных вооружений СНВ-3 устанавливает лимиты для стратегических ядерных сил РФ и США в 1550 единиц по развернутым зарядам, в 700 единиц — по развернутым носителям и 800 — суммарно по развернутым и неразвернутым носителям

Число неразвернутых зарядов, как трудно проверяемое, не лимитируется

Проблема в том, что действующий сегодня договор о сокращении наступательных вооружений СНВ-3 устанавливает лимиты для стратегических ядерных сил РФ и США в 1550 единиц по развернутым зарядам, в 700 единиц — по развернутым носителям и 800 — суммарно по развернутым и неразвернутым носителям. Число неразвернутых зарядов, как трудно проверяемое, не лимитируется.

В настоящее время обе стороны находятся практически в потолке по числу зарядов, при этом США приближаются к нему и по числу развернутых носителей (около 700), в то время как у России их около 500.

В этих условиях выглядит целесообразным сокращение числа зарядов на ракетах типа «Сармат», что, среди прочего, повысит устойчивость ядерных сил — уничтожение или перехват одной ракеты будет означать потерю меньшего числа блоков, чем в случае гибели «Воеводы». 

— Развертывание «Сармата» не приведет к превышению Россией зачетных цифр договора СНВ-3 по числу боевых блоков. Наиболее вероятно, что они будут развертываться с небольшим числом зарядов, как в силу использования на части ракет более крупных и тяжелых планирующих блоков, так и в силу вывода части блоков в возвратный потенциал, — отметил в беседе с «Известиями» научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Константин Богданов. 

сармат

Испытание баллистической ракеты «Сармат»

Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ

Кроме того, собеседник редакции обратил внимание, что с момента заключения договора СНВ-1 в 1991 году, стороны старались уйти от тяжелых многозарядных систем наземного базирования, считая их дестабилизирующим оружием. — Разработка «Сармата» стала первым возвращением такой системы, — отметил Богданов. — Разработка «Сармата» стала первым возвращением такой системы, — отметил Богданов

— Разработка «Сармата» стала первым возвращением такой системы, — отметил Богданов.

С учетом сказанного, можно предположить, что численность группировки «Сарматов» будет превышать сегодняшнее число развернутых «Воевод» (58 ракет), при этом по зачетному числу зарядов окажется заметно ниже — возможно, не более 300–320 зарядов против 580. 

Говоря о планирующих блоках, можно также напомнить, что о разработке этого средства доставки ядерного заряда в условиях действия противоракетной обороны заговорили также еще в 2000-х годах, а соответствующие исследования в СССР начались еще в годы холодной войны. Учитывая, что подобные блоки должны иметь соответствующую форму и органы управления, их габариты и вес неизбежно растут. Вместе с тем вероятность их перехвата традиционными и перспективными системами ПРО, в основном ориентирующимися на борьбу против целей с предсказуемой баллистической траекторией полета, резко падает.

Отдельно стоит отметить, что планирующие блоки, летящие в плотных слоях атмосферы,  считаются устойчивыми к космическому эшелону систем ПРО — гипотетическим лазерам орбитального базирования, создававшимся в США системам типа «Бриллиант Пебблз» и так далее, а также значительно хуже обнаруживаются системами предупреждения о ракетном нападении.

При этом статус планирующих блоков, или «глайдеров», сегодняшним комплексом соглашений о СНВ не определен, и в зачет в текущих условиях они не входят.

В этих условиях «Сармат», как и другие перспективные комплексы стратегических ядерных сил, неизбежно станет предметом торга на новом витке переговоров о СНВ. Однако спрогнозировать сейчас ход таких переговоров почти нереально. Под сомнение ставится даже возможность продления договора СНВ-3, и здесь кстати может прийтись возвратный потенциал, который позволит в короткое время при необходимости нарастить число боевых зарядов на уже развернутых носителях.

Характеристики

Длина РН «Союз» зависит от типа доставляемого в космос космического корабля, но не превышает 50.67 м. Сечение – 10,3 м, поперечные размеры – расстояние между концевикам воздушных рулей. Полная масса ракеты-носителя «Союз» в снаряженном состоянии (стартовая) – 308 т. Максимальная масса топлива – 274 т. Максимальная, так называемая сухая полная масса ракеты-носителя «Союз» составляет 34 т и также зависит от типа выводимого на орбиту космического аппарата. Суммарная тяга, развиваемая РН: 413 тонны-силы на уровне моря и свыше 500 тонны-силы в вакууме. Ракета «Союз» 11А511 способна вывести на Земную орбиту полезные грузы массой 7 т. Полетное время РН составляет около 9 мин.

Разработка

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
  • Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
  • Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
  • Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
  • Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.

Ракета «Союз» сейчас

Всего было разработано 10 модификаций РН «Союз». На сегодняшний день с помощью носителя «Союз-У» осуществляется запуск грузовых кораблей. В конце 2016 года с РН «Союз-У» был запущен аппарат ТГК «Прогресс МС-04»

Наибольшее внимание современной отечественной аэрокосмической отрасли уделено развитию РН «Союз-2.1а». Работа по модернизации этого ракетоносителя стартовала еще в 1990 годы

Были разработаны и установлены новые двигатели, внедрена новая система телеметрии, автоматизирован испытательный и предстартовый процесс подготовки. В результате были улучшены общие характеристики аппарата и точность выведения на орбиту.

Факты и инциденты

Одним из предназначений «Союз» 11А511 была возможность выводить на орбиту Луны пилотируемые корабли с экипажем. С этой целью на околоземной орбите планировалось создать целый комплекс из пилотируемого корабля, танкера заправщика и разгонного блока. Выводить на орбиту все элементы планировалось при помощи РН «Союз».

Инцидентов при запусках РН «Союз» было всего два. В декабре 1966 года во время предпусковой подготовки не сработал пирозапал, и автоматика отменила запуск. Персонал начал процедуру слива топлива, но спустя 27 мин сработала САС, которая все то время оставалась активной. Причиной срабатывания стало вращение Земли, вследствие чего датчики зарегистрировали угловое отклонение положения корабля и активировали аварийную систему. В результате после отсоединения головной части из трубопроводов вылился и загорелся теплоноситель, последовал ряд взрывов. От удушья погиб один человек и двое — от полученных травм, было повреждено оборудование.

В 1975 году при выведении корабля на орбиту на высоте 150 км сбой автоматики вызвал отделение корабля от ракетоносителя. Аппарат с экипажем спустился на склон горы в Алтае и покатился вниз. Космонавтов спас парашют, который они не отстрелили, зацепившийся за дерево. Никто из экипажа не пострадал.

Непредсказуемость

Все преимущества уникальной персонального управления боевых блоков разделяемой головной части окружаются бесполезными, если враг сможет уничтожить МБР до того как она выйдет на боевой курс. Ракета «Сармат» летит быстро, однако, ее траектория в любой момент может сойти с обычной предсказуемой дуги – параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют направление, высоту, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые показатели полета для выхода на цель. Такая непредсказуемость присуща и для других типов современных отечественных носителей ядерных зарядов. В результате она стала их «визитной карточкой» или ассиметричным ответом на попытки вероятного противника обеспечить собственную неуязвимость, которая бы позволяла нанести первый удар.

Секретное оружие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector