Десантный катер

Характеристики оружия:

Экспорт[ | ]

См. также: Внешняя торговля России

Казахстан: В 2004 году на выборгском была заказана серия танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, три из которых были поставлены «Казмортрансфлоту» и ещё три — компании Mobilex Energy

. в июле 2009 для «Казмортрансфлота» построен танкер «Атырау» с дедвейтом 13 тыс. тонн. Рыболовецкие суда: транспортно-рефрижераторное судно «Колонок» (2012).

Азербайджан: в 2004—2009 гг. на было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.

Индия: 23 июня 2010 года с верфи калининградского был спущен на воду фрегат проекта 11356, предназначенный для ВМС Индии.

Вьетнам: декабре 2010 и июне 2011 года с Зеленодольского завода были отправлены два корабля проекта «Гепард 3.9» для ВМС Вьетнама.

Туркмения: октябрь 2011 — ВМС Туркмении переданы два катера «Молния», построенных на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» В ноябре 2012 судостроительное производственное объединение ОАО «АСПО» сдало заказчику Dragon Oil Turkmenistan Ltd

морскую стационарную платформу. В декабре 2012 астраханский судо сдал заказчику буровую платформу.

Ссылки

Основная сфера применения и боевые возможности десантных катеров

С быстрой доставкой боевых подразделений и военной техники на плацдарм могут справиться далеко не все военные флоты в мире. Иметь мощные боевые корабли в составе флота – это еще не значит иметь возможность внезапно атаковать и захватить объекты на берегу. Основную черновую работу в этом плане выполняют десантные суда, и чем быстрее осуществляется доставка боевых подразделений на берег, тем успешнее будет проведена вся военная операция. Огромный боевой опыт в проведении подобных войсковых операций имеют российские военные моряки, использующие до настоящего времени десантные катера типа «Серна». Однако время не стоит на месте. Меняется тактика проведения десантных операций, меняется количественный и качественный состав десантируемых подразделений. На сегодняшний день назрела необходимость использовать для десантирования более вместительные и более скоростные суда.

Новый транспортно-десантный корабль должен быстро доставить на берег не только полноценное боевое подразделение морской пехоты со всем штатным набором легкого и тяжелого вооружения, но и бронированную технику. Способствовать успеху будет высокая скорость хода, большая дальность плавания (до 500 км) и наличие штатного вооружения на корабле. Данные характеристики делают такие корабли исключительно важными плавсредствами для действий современного флота.

Развитие

Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100 — 500 тонн) и высокую скорость (30 — 50 узлов). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20 — 40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания — катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.

Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты. Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например израильский тип «Саар 5». Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации — ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.

По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC).

Типичные представители


Катер типа «Хец» (ивр. ‏חץ‏‎)Израиль

: катера характерны большим числом ракет.

Катера типа «Хец» (Саар 4,5) имеют:

Водоизмещение 488 т, Размеры 61,7 x 7,62 x 2,76 м, скорость 30 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 376 л.с., экипаж 50 чел., вооружение 4 ракеты «Гарпун», 6 «Габриэль-III», ЗРК «Барак» (вертикальная ПУ на 32 ракеты), 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 20-мм зенитную артустановку «Фаланкс», 2 20-мм зенитных автомата, 4 12,7-мм пулемета.


Катер типа 143 нем. Habicht (P-6119)

Германия

Катера типа 143:

Водоизмещение 390 т, размеры 57,6 x 7,76 x 2,56 м, скорость 32 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 000 л.с., экипаж 34 чел., вооружение 4 ракеты «Экзосет» MM38, 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 ракетный комплекс самообороны RAM (21 ракета).


Катер типа Спика-II швед. Västervik

Швеция

Катера типа «Спика-II» (швед. Spica-II):

Водоизмещение 230 т, размеры 43,6 x 7,1 x 1,6 м, скорость 40 уз, трехвальная газотурбинная ДУ, мощностью 12 900 л.с., экипаж 27 чел., вооружение 4 ракеты RBS-15, 1 57-мм/70 универсальная артустановка, 2 533-мм (21″) однотрубных торпедных аппарата. Предусмотрено быстрое переоборудование в вариант с 8 ракетами, или с 4 ТА, или в патрульный без ракет, или в минный заградитель (30 мин).

СССР

Катера проекта 205:

Водоизмещение 205 тонн, размеры 38,6 x 7,6 x 2,6 м, скорость 35 уз, трехвальная дизельная ДУ, мощностью 8 000 л.с., экипаж 26 чел., вооружение 4 ракеты П-15, 2 30-мм спаренные ЗАУ АК-230.


Катер на воздушной подушке скегового типа «Скьольд» (P-690)

Основными тенденциями развития ракетных катеров являются:

  • Системный подход, где главным элементом остается оружие. Катер строится вокруг ракеты. Предусматриваются возможности перехода на новые образцы ракет, когда те станут доступны.
  • Широкое применение активных и пассивных средств РЭП.
  • Поиск путей повышения скорости, в том числе новых принципов поддержания. Например, советский/российский катер на подводных крыльях проекта 1240, или американский типа «Пегас», или норвежский катер на воздушной подушке «Скьольд».
  • Создание специальных серий, предназначенных на экспорт — с учётом снижения стоимости, и использования в локальных конфликтах.

Сколько стоит Сайга 20К: цена за карабин

Примечания

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4

История

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще — маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили для боевого применения. Уже в античных источниках (Диодор Сицилийский, Гомер) есть упоминания о боевом применении катеров. Причём античные авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра неустойчивы, часто были решающим фактором в контроле над морской акваторией. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании — гг, Британский Королевский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике несмотря на разгром датского флота при Копенгагене.

Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под командованием С. О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.

Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох

Причём переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах

В массовой культуре

Синонимы: краткий справочник

найдено словарных статей: 1 абсолютныйадовадскийбаснословныйбезбожныйбезбрежныйбезграничныйбезмерныйбезнадежныйбезудержныйбезумныйбезысходныйбесконечныйбеспощадныйбеспредельныйбеспримерныйбеспросветныйбешеныйбогатырскийбольшойвеликийвесомыйвопиющийвоплощенныйвсемерныйвысокийвящийгигантскийгипертрофированныйглубокийглухойголовокружительныйгомерический (о хохоте)грандиозныйгробовой (тишина, молчание)громадныйгрубыйгустопсовыйдиаметральныйдикийдобрыйдремучийдьявольскийжгучийжестокийживойжуткийзавзятыйзаклятыйзаконченныйзаметныйзаписнойзаправскийзапьянцовскийзаядлыйзвериныйзверскийздоровенныйздоровущийздоровыйзлейшийзлойзнатныйзначительныйзримыйизлишнийизощренныйизрядныйинтенсивныйисключительныйисполинскийистинныйистыйклассическийколоссальныйкосмическийкошмарныйкрайнийкрепкийкромешныйкруглыйкрупныйлютыймагическиймаксимальныйматерыймахровыймертвецкиймогильныймогучиймощныйнабитыйнапряженныйнастоятельныйнастоящийнатуральныйнебывалыйневероятныйневиданныйневозможныйневозмутимыйневообразимыйневосполнимыйневыносимыйневыразимыйнеземнойнеизмеримыйнеимоверныйнеискоренимыйнеистовыйнемалыйнемилосердныйнемыслимыйнеобозримыйнеобузданныйнеобъятныйнеобыкновенныйнеобычайныйнеодолимыйнеописуемыйнеоплатныйнеослабныйнеотразимыйнепередаваемыйнепереносимыйнепобедимыйнепоколебимыйнепомерныйнепревзойденныйнепреоборимыйнепреодолимыйнепробиваемыйнепроглядныйнепроходимыйнепрошибаемыйнеразрывныйнерасторжимыйнесказанныйнеслыханныйнестерпимыйнесусветныйнеудержимыйнеуемныйнеукротимыйнеумеренныйнеусыпныйнеутолимыйнечеловеческийнещадныйобвальныйоголтелыйогромныйокончательныйолицетворенныйосновательныйострыйосязаемыйосязательныйотпетыйотчаянныйотъявленныйошеломительныйощутимыйощутительныйпаническийпоразительныйпорядочныйпотрясающийпредельныйпристальныйпрогрессивныйпрожженныйпрямойпущийредкийредкостныйрезкийрешительныйсатанинскийсверхъестественныйсвирепыйсердитыйсерьезныйсильныйсказочныйсмертельныйсмертныйсногсшибательныйсобачийсовершенныйсосредоточенныйсплошнойстопроцентныйстрашныйсугубыйсумасшедшийсущийтипичныйубийственныйудивительныйужасныйумопомрачительныйусиленныйутонченныйфантастическийфантастичныйфеноменальныйформенныйходячийцелыйчертовчертовскийчистокровныйчистопробныйчистыйчрезвычайныйчрезмерныйчувствительныйчудовищныйщедрыйядреныйяростныйярый

Куда пропали корабли на подводных крыльях?

Военные катера на подводных крыльях списаны большинством эксплуатантов и не планируются к реализации вновь. Однако, заменить пассажирские суда оказалось нечем.

Единичные прогулочные экземпляры в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, плавающие по паре часов в день, вызывают только недоумение и раздражение: когда-то автор еженедельно плавал на судах этого типа между поволжскими городами.

Гибель речного пароходства в постперестроечное время сократило количество, но для удалённых регионов ничего лучше не придумали: в Сибири не только эксплуатируются советские суда второго поколения, но и появляются новые.

Обновлённое пассажирское судно проекта 23160 «Комета 120М» на 120 человек было заложено в августе 2013 года. К сожалению, спущенный в 2017 корабль стал единственным в серии: сказалось отсутствие импортных двигателей.

В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева показало проект модернизированного быстроходного ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА».

Разработанный в инициативном порядке «стелс»-катер с новым корпусом и оборудованием очень понравился военным. Но в серию так и не пошёл.

В конце сентября 2017 года в Чкаловске спущено на воду спроектированное в СПК имени Алексеева малое судно проекта «Валдай 45Р» вместимостью 45 человек. До 2020 года было создано ещё 4 судна этого типа.

В линейке проектов судов на подводных крыльях, разработанных ЦКБ им. Алексеева, есть газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров.

В 2019 года был заложен первый модернизированный «Метеор 120Р» проекта 03580, который должен не только заменить старые «Метеоры», но и освоить брошенные маршруты.

Кроме того, конструкторские бюро в России предлагают проекты и малых, и больших СПК (вплоть до 320 тонн водоизмещения для скоростей выше 70 узлов), в том числе для трансокеанских маршрутов.

Примечания

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Примечания

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4

Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»

Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.

Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.

Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.

Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:

  • Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
  • Механизм сцепления;
  • Мощные водомёты.

Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.

Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • США;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Классификация кораблей ВМФ СССР и России

Основные статьи: Классификации кораблей Российского императорского флота, Классификации кораблей ВМФ СССР и Классификации кораблей ВМФ России

авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов»

В России собственная классификация кораблей начала складываться после завершения эры парусного флота, последним эпизодом которой стала Крымская война середины XIX века. Количество мачт и число пушек в качестве критерия классификации утратили свое значение. На первое место вышло водоизмещение корабля. Сохранилось деление на ранги, которое было существенно сокращено.

Самыми крупными считались корабли 1 ранга водоизмещением от 10 до 60 тыс. тонн. К таковым в императорском флоте относился броненосец «Потёмкин», водоизмещением 13 тыс. тонн и длиной 115 метров. Ещё больше был советский линкор Марат, водоизмещением около 24 тыс. тонн. С линкорам были соизмеримы появившиеся во второй половине XX века атомные подводные лодки (например, Курск). Самым большим кораблем 1 ранга является авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов», водоизмещением до 60 тыс. тонн и длиной более 300 метров.

Распространенным типом корабля 2-го ранга в России был сторожевой корабль, который соответствовал фрегату в западной классификации (Адмирал Макаров). Сторожевые корабли имели меньшие размеры по сравнению с кораблями 1-го ранга, были оснащены как противолодочным, так и зенитным вооружением. По техническим характеристикам они напоминали эсминцы, но предназначались для выполнения дозорных и патрульных задач. В императорском флоте соизмеримое со сторожевыми кораблями и небольшими эсминцами водоизмещение (~1 тыс. тонн) имели канонерские лодки. В советские годы корабли 2-го ранга пополнились большими противолодочными кораблями (Адмирал Захаров), водоизмещением до 7 тыс. тонн и длиной до 163 метров. Также статус корабля 2-го ранга имели большие десантные корабли, способные нести до батальона морской пехоты (Николай Вилков).

Самыми малыми кораблями считались яхты, катера и буксиры, водоизмещение которых было меньше 1 тыс. тонн. В императорский период водоизмещение яхт достигало 840 тонн, а длина приближалась к 60 метрам (Царевна). Из минных катеров эволюционировали через миноносцы в эскадренные миноносцы (эсминцы), водоизмещение которых колебалось от 500 до 8 тыс. тонн. От катеров эсминцы сохранили высокую скорость хода до 34 узлов (63 км/ч — Азард) и торпедное вооружение. В советское время в классе малых кораблей появились малые ракетные корабли и малые противолодочные корабли, соответствующие корветам по западной классификации. Так малый ракетный корабль Накат имел водоизмещение около 640 тонн, длину в 60 метров и максимальную скорость 34 узла. Командиры малых кораблей имели звание капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга.

См. также

Самые первые корабли на подводных крыльях

Один из первых аппаратов с подводными крыльями

Первые подводные крылья описаны в 1869 году французом Эммануэлем Дени Фарко в патенте:

Однако, несмотря на множество работ, реальный прототип судна был испытан во Франции только в 1887 году.

Первый русский патент подал граф де Ламбер в 1891 году: его судно должно было подниматься над водой крыльями с независимой регулировкой по бортам судна.

Прототип судна на подводных крыльях Энрико Форланини

Качественные результаты появились и вовсе только в 1906 году, когда итальянец Энрико Форланини на экспериментальном образце катера скорости 68 км/ч.

В том же году появилась первая теоретическая публикация американца Уилиама Мичхэма о движении судов с подобными аэродинамическими элементами.

Британский конструктор Торникрофт на рубеже веков также разработал серию уникальных моделей, но реализовать их смог только к концу Первой Мировой.

Опытный образец судна на подводных крыльях Александра Белла на испытаниях

Позже Александр Белл создал прототип судна, достигшего скорости 111 км/ч.

В СССР тема прорабатывалась инженерами ЦАГИ: они построили первый образец и разработали фундаментальную теорию движения на подводных крыльях.

Кроме того, исследованные эффекты «кавитации» и «суперкавитации» стали толчком к появлению не только «крылатых» кораблей, но и множества других гибридных способов движения самых разнообразных тел — от кораблей до артиллерийских снарядов.

Гребной винт в работе. Отчётливо видны кавитационные пузырьки воздуха

Тем не менее, ни один из проектов не стал прототипом серийного судна — большая их часть не вышла из этапа эскизного моделирования или состояния масштабной модели для проверки ходовых свойств в тестовых ваннах.

Примечания[ | ]

  1. 12345 ОСК консолидирует активы Архивировано 9 сентября 2011 года. // Финанс, 19 марта 2009
  2. См. Список самых длинных судов по типу
  3. Постановление Правительства России от 30 мая 2020 года № 659 об установлении профессионального праздника — День кораблестроителя (судостроителя)
  4. История судостроения в России // rosdesign.com
  5. История судостроения в России
  6. Statement of Rear Adm John L. Butts, Director of Naval Intelligence, Department of Defense Appropriations for 1984, March 1, 1983, pt. 2, p. 608.
  7. Как российские корабли на мель сели // СВ Пресса, 16 августа 2016
  8. Д.Медведев подписал указ, согласно которому ОСК будет заниматься проведением внешнеторговых операций Архивировано 14 января 2013 года. // РБК, 9 июня 2010
  9. 12 .Суда поплывут по программе // Gazeta.ru, 8 ноября 2007
  10. Предельный объём финансирования мероприятий ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы» оценивается в размере около 140 млрд руб — материалы к заседанию правительства РФ // ФЦП России, 8 ноября 2007
  11. Об основных направлениях развития гражданской морской техники на 2009—2016 годы // ФЦП России, 19 ноября 2007
  12. 123456 Судостроение ушло в глухую оборону
  13. И немедленно выплыл
  14. Судостроители проходят мель
  15. Рубли сошли со стапелей
  16. Медведев подписал ряд поручений по стимулированию экономического роста — Развитие судостроения // РИА Новости, 8 28.10.2019
  17. ССК «Звезда» Проекты
  18. Судоверфь «Звезда» начала строительство третьего танкера «Афрамакс»
  19. Проект 170701. Чем примечателен наиболее инновационный отечественный траулер
  20. «Северная верфь» заложила второй морозильный траулер-процессор проекта 170701 «Капитан Геллер» для Группы НОРЕБО
  21. «Северная верфь» заложила третий ярусолов-процессор проекта МТ1112XL «Гандвик-3» для КРФ
  22. Как началось строительство первого российского супертраулера. Фоторепортаж
  23. ССК «Звезда» Проекты
  24. ССК Звезда построит для Газпрома 4 судна для работы на морских месторождениях
  25. Морские самоходные плавучие краны. Проект 02690
  26. Российское судостроение / Предприятия отрасли // shipbuilding.ru
  27. Канонерский судоремонтный завод
  28. Невский судостроительный завод
  29. Российское научно-техническое общество судостроителей сохраняет традиции новаторства // Российская газета — Спецвыпуск № 6992 (124), 9.06.2016
  30. // 28 ноября 2016
  31. Москитный флот России не может сойти со стапелей // НГ, фев 2018
  32. Танкеры вместо трубы // Эксперт Казахстан, 30 ноября 2009
  33. Рыболовецкие суда построили для Казахстана в Астрахани
  34. На судостроительном спущен на воду фрегат «Таркаш» для ВМС Индии (недоступная ссылка) // РБК, 23 июня 2010
  35. Второй гепард прибыл во Вьетнам // ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
  36. Два российских катера «Молния» пополнили ВМС Туркмении Архивировано 15 октября 2011 года. // arms-expo.ru
  37. ОАО «АСПО» построило морскую стационарную платформу для Каспия // portnews.ru
  38. Астраханские судостроители сдали буровую установку для работы на морском шельфе
  39. О выпуске в обращение памятных монет из драгоценного металла
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector