Два матроса с «варяга»

Журнал

Справка как замена военного билета

Интересные факты о варягах и викингах от Правмира:

  • Легендарные варяги были настолько хорошими воинами, что часто становились наемными дружинами у разборчивых византийских императоров.
  • Согласно летописям, корабли варяжского отряда делались только из дуба. Поэтому они долго служили и славились своей прочностью.
  • Для англичан того времени варяги неразрывно были связано с чистоплотностью и аккуратностью: они мылись целый один раз в неделю!
  • Несмотря на то, что походы норманнов славились воинственностью и жестким напором, многие из них торговали. О торговле норманнов существует много летописных свидетельств. Были и те, кто занимается сельским хозяйством.
  • Многие историки отождествляют варягов с… Изобретением лыж! Ведь они традиционно жили в местности с холодным и снежным климатом, поэтому искали подходящее средство передвижения.
  • Теория происхождения Гренландии основана на открытии этого острова викингами. Они занимались не только завоеваниями.
  • Исландия до появления на ней викингов считалась необитаемой.
  • Поселения викингов встречаются даже в Америке, хотя долгое время ученые не могли поверить, что это возможно. Неужели корабли из дуба на это способны?
  • Загадочные варяги соблюдали обычаи и законы Руси, когда работали наемниками на русских землях. И это, несмотря на их воинственный нрав!
  • Во многих исторических источниках указано, что варяги могли жениться (и женились) на славянских, когда находились на русской земле.
  • Слово «викинг» скандинавского происхождения переводится как «пират».
  • Потомки легендарного Рюрика происходили от варягов.
  • Ярослав побдил Святополка при Любече, благодаря Великому Новгороду, где он нанял варягов своими воинами.
  • Тем не менее, произведение 1072 года «Правда Ярославичей» ничего не говорит об особом отряде варяжских наемников.
  • Ряд историков считает, что роль варягов в становлении Древней Руси преимущественно имеет летописную версию и относится скорее к легендам, чем к реальным историческим фактам.
  • Западноевропейские летописи не имеют ни единого упоминаниях о варягов на территории Руси.
  • Все достоверные источники о загадочном народе на территории Руси, Скандинавии и Византии написаны не ранее, чем в XI веке.
  • В летописи Нестора русские варяги названы славянскими разбойниками. Эту теорию, конечно же, не разделяют норманисты.
  • Восточные славяне именовали Балтийское море «варяжским морем». А путь известный, как «путь из варяг в греки» проходил по славянским рекам.
  • Викинги подчинялись «конунгу». Так называли вождя клана. Конунг был первым, кто шел в бой во время сражения и, если он погибал, бой шел дальше, рядом с его останками.
  • Споры норманистов и антинорманистов продолжаются до сих пор, поэтому мы не знаем наверняка, были ли норманны, варяги и викинги разными народами или относились к одному.

Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый

А вот при Ярославе Мудром в XI веке в варяжских дружинах в большом числе появляются шведы-скандинавы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. И не случайно вставка в летопись, в которой «варягами» названы и шведы, появилась только в конце XI в.

Кстати, и скандинавские саги свидетельствуют — сами шведы ничего не знали о Киевской Руси до конца X в. Во всяком случае, первый русский князь, ставший героем скандинавского эпоса, — это Владимир Святославич. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. В результате, само имя «варяги» переосмысливается и постепенно распространяется на всех выходцев с католического Запада.

Отзывы

Под японским флагом

В доинтернетовскую эпоху, пожалуй, только архивисты знали, что на затоплении «Варяга» его история еще не окончилась. В том месте, где он был затоплен, глубина оказалась не слишком большой, поэтому можно было проводить водолазные работы. А уровня развития техники начала XX века вполне хватило для того, чтобы японцы уже через год смогли поднять «Варяг» из пучины. Каково же было их изумление, когда они поняли, что японской эскадре успешно противостоял неисправной корабль!

Первым делом японцы заменили на «Варяге» паровые котлы. А потом подлатали его на верфи в японском Сасебо и ввели в состав ВМФ Японии. Трофейный корабль получил новое название «Сойя». Он стал учебным судном, на котором учили матросов и будущих офицеров, и в этом качестве крейсер многократно совершал дальние морские походы в Тихом океане. Под японским флагом он прослужил семь лет, а потом еще три года простоял в резерве. 

Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов

Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.

Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».

Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.

В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.

«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».

Прикомандированные

Сообщений 1 страница 1 из 1

В литературе, кино, музыке

Навигация

Ссылки

Один корабль, две судьбы

С гибелью «Варяга» жизнь корабля не закончилась. Японцы подняли затонувший крейсер. Правда, эти работы продолжались полтора года и стоили им больших денег. Через два года после сложного ремонта крейсер под названием «Сойя» стал японским боевым кораблём. Девять лет на нём проходили стажировку японские курсанты. На корме крейсера была установлена табличка с надписью «Варяг», правда, на японском языке, рассказывающая о храбрости русских. Каждый раз новая команда кадетов, получала разъяснения, что они будут проходить обучение на русском корабле, который не сдался, а сражался с целой японской эскадрой. После войны японцы создали в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга», а командир легендарного крейсера В.Ф. Руднев был награждён орденом Восходящего Солнца.

В 1916 году крейсер вновь стал русским. Его выкупило у японцев российское правительство, и он самостоятельно добрался до Мурманска, а после был отправлен на ремонт в Великобританию. Революция в России изменила приоритеты: большевики отказались оплачивать ремонт, после чего союзники разоружили крейсер и продали его на металлолом. При буксировке корабль наскочил на камни в Ирландском море. Корпус взорвали, чтобы он не мешал судоходству.

Принимая неравный и безнадёжный бой, моряки «Варяга» показали врагу, что лёгкой победы в предстоящей войне с Россией ждать не придётся. Врагу было показано, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит.

Общие советы по выбору мест в лайнере

Если говорить в общем, то места нужно выбирать в зависимости от предпочтений. Людям, любящим читать или спать во время перелета, лучше сидеть у окна, это места с буквами А и F. Тем, кто любит вытянуть ноги или часто встает в туалет или размяться, лучше сесть у прохода, это — C и D. Беременным женщинам и пассажирам с детьми предпочтительнее садиться в первом ряду. Транзитникам лучше сесть впереди, поближе к выходу, чтобы выйти первыми и сразу отправиться на регистрацию на следующий рейс. Людям с фобией авиаперелетов лучше устроиться на средних местах между двумя соседями — это B и E.

Изучайте схему салона заранее, выбирайте для себя самое удобное место и летайте с комфортом на Боингах 737-800. Удачного вам полета и попутного северного ветра!

Диагноз F16.6 Амнестический синдром

Синдром, характеризующийся выраженным хроническим снижением памяти на недавние и отдаленные события. Непосредственное воскрешение в памяти событий обычно не нарушено. Память на недавние события обычно нарушена сильнее, чем на отдаленные. Обычно явно выражено нарушение ощущения времени и последовательности событий и имеются трудности в освоении нового материала. Конфабуляция возможна, но не обязательна. Другие познавательные функции обычно относительно хорошо сохранены, и амнестические расстройства непропорциональны выраженности других нарушений. Амнестическое расстройство, обусловленное алкоголем или наркотиком Корсаковский психоз или синдром, обусловленный алкоголем или другим психоактивным веществом или неуточненный

Исключен: неалкогольный корсаковский психоз или синдром (F04)

Дальнейшая судьба крейсера


Японский крейсер «Сойя» между 1910 и 1915 годами

«Варяг» был поднят японцами 8 августа 1905 года. 22 августа 1905 года был включён в состав Императорского флота Японии. Отремонтирован и введён в строй 7 июля 1907 года в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷 по японскому названию пролива Лаперуза). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варяг», а при подъёме на борту была сделана надпись: «На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину»[источник не указан 413 дней]. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял до 1913 года[источник не указан 40 дней].

После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор на «Микасе» экспонируется штурвал, выдаваемый за штурвал «Варяга». Однако его внешний вид говорит о том, что, вероятнее всего, штурвал принадлежал российскому пароходу «Сунгари».[источник не указан 1288 дней]

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера «Варяг». Главком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За Отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца». Во время торжеств был обнародован приказ Кузнецова о присвоении имени «Варяг» строящемуся крейсеру проекта 68-бис. После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, все строившиеся артиллерийские крейсера были разобраны на металл. То же коснулось и «Варяга». Только в 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошёл ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», прослуживший с 1965 по 1990 год.[источник не указан 40 дней]

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, России были переданы в аренду на девять месяцев реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты находились в фондах муниципального музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг“. Обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже. Впоследствии выставку увидели в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.[источник не указан 40 дней]

11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг» на временное хранение в течение двух лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле. В 2012 году Россия официально попросила Южную Корею продлить на десять лет срок аренды флага.

История создания корабля

В 1897 году правительство Российской Империи утвердило ряд дополнений к основной программе по строительству военно-морского флота. Причиной этого решения стала нарастающая активность Японии. Долгое время её недооценивали, считая отсталой и слабой, однако игнорировать быстрое усиление японского военного потенциала со временем стало невозможно. Особенную тревогу вызывало постоянно увеличивающееся количество современных боевых кораблей. Было вполне очевидно, что в ближайшие годы Япония станет обладательницей самого мощного флота на Дальнем Востоке.

В рамках реализации обновленной программы кораблестроения Россия в 1898 году заключила контракт с американской компанией «Уильям Крамп и сыновья». Это соглашение предусматривало строительство нового бронепалубного крейсера, водоизмещение которого должно было составить шесть тысяч тонн. В первоначальном варианте договора никаких других требований к будущему кораблю не устанавливалось.

Можно сказать, что уже одно только это более чем странное «техническое задание» стало впоследствии одной из причин гибели «Варяга». Договор определял лишь сроки строительства крейсера (20 месяцев) и стоимость выполнения работ – около четырех с половиной миллионов рублей.

Бронепалубный крейсер «Диана», который первоначально рассматривался как возможный прототип для «Варяга»

В соглашении, кроме того, указывалось, что спецификацию корабля предстоит точно определить в ходе его изготовления на заводе — по итогам консультаций между заказчиком и исполнителем.

Чарльз Крамп не упустил случая воспользоваться столь свободным форматом договора. Когда в июле 1898 году в США прибыла российская комиссия, возглавляемая капитаном первого ранга А.А. Данилевским, сразу же выяснилось, что «американская сторона» не склонна прислушиваться к запросам заказчика. В частности, Крамп настоял на увеличении проектного водоизмещения корабля и повышении мощности силовой установки.

https://youtube.com/watch?v=9ykGVZKXDJ8

Этим «капризам», ко всему прочему, потакал морской атташе Российской Империи Д. Ф. Мертваго – невзирая даже на то, что он всё время находился в Вашингтоне, а крейсер строился на верфях в Филадельфии (кроме того, там был заложен еще и эскадренный броненосец). Если бы подобное происходило сегодня, то журналисты, вероятно, уже говорили бы про «откаты» в пользу высокопоставленных чиновников.

Дальнейшие разногласия между российской комиссией и Чарльзом Крампом происходили по следующим основным вопросам:

  1. Максимальная проектная скорость. Комиссия настаивала на том, что она должна была составить 23 узла, что казалось Крампу завышенным требованием;
  2. Внешний облик корабля. Американцы хотели сделать «Варяг» похожим на японский «Касаги», в то время как в России предпочли бы получить крейсер, построенный по образцу «Дианы» (то есть такого же типа, как всем известная сегодня «Аврора»);
  3. Состав вооружения. Комиссия настаивала на оснащении корабля орудиями калибра 203 мм, но в компании «Крамп и сыновья» полагали, что в этом случае не удастся сделать крейсер достаточно лёгким.

Японский крейсер «Касаги» — еще один несостоявшийся прототип «Варяга»

Поскольку российское правительство не пожелало поддержать в полной мере собственную комиссию, американцам удалось настоять на своём по большинству спорных моментов. Из-за этого главным калибром «Варяга» стали шестидюймовые (152 мм) орудия, а основой силовой установки – так называемые котлы Никлосса. Правда, требование комиссии о необходимости оснащения главных механизмов корабля электрическими приводами было выполнено, но за это пришлось доплачивать отдельно.

Построили крейсер лишь к 22 сентября 1900 года – в поставленные сроки компания «Крамп и сыновья» не уложилась. За несколько месяцев до этого были проведены ходовые испытания корабля, в ходе которых он двигался на скорости в 24,6 узла, то есть даже быстрее, чем хотел заказчик. После подписания акта приёмки на борт поднялся российский экипаж, включавший в себя 21 офицера, 9 кондукторов и 550 матросов («нижних чинов»). Первым командиром крейсера стал В.И. Бэр, капитан первого ранга.

3 мая 1901 года «Варяг» прибыл в Кронштадт, где его осмотрел Николай II и некоторые члены семьи самодержца. Императору новый крейсер понравился – до такой степени, что он полностью одобрил принятое ранее решение не накладывать штрафные санкции на компанию «Крамп и сыновья» за нарушение условий договора. Вскоре корабль отправился к месту своей постоянной службы – на Дальний Восток. На этом несколько затянувшаяся история создания крейсера «Варяг», даже краткое содержание которой требует упоминания о целом ряде технических аспектов, закончилась.

Действительное имя народа варяги[править]

Сегодня мы имеем даже вещественное доказательство существования русской социальной группы по имени варяги. Ныне найден оберег, присваиваемый князю Святославу Игоревичу, где изображен знак вроде камертона, несколько похожий на букву Y, а по краю оберега вокруг символа написано: ONTEC AЛHN~. Прорисовку данного оберега и его фотографии можно найти в любой, видимо, литературе по сфрагистике, скажем в работах В. Л. Янина. В «современной науке» данная надпись «не читается» (увы, в исторических трудах она по данной причине не публикуется), и спорить невозможно: да, прочесть ее совершенно немыслимо, потому что сказано тут не по-русски, а по-гречески. Окончание греческого инфинитива αληναι опущено, скрыто за чертой, но это как раз и указывает на русского автора: равная внешне форма у нас может сокращаться подобным образом: вольнай — вольн (это то же самое слово, но в несколько ином значении). Несколько смущает в надписи столь же русская крючковатая С (‹), которая, возможно, призвана изображать малую концевую сигму вместо заглавной Σ, но тем не менее прочесть несложно: «СТАВШИЕ ГОНИМЫ» (буквально здесь инфинитив, ‘ставшие гнаться’ в страдательном смысле, то есть гонимы).— Это прекрасно соотносится с летописным «изгнанием варягов», причем речь идет именно о русской группе: Святослав не был ни тюрком, ни германцем. Странно, может быть, что написано на греческом, но это свои причуды — «язык образованных людей»…

Если имя русской социальной группы, к которой принадлежал Святослав, связано с именем народа варяги, а иное при буквальном совпадении имен вообразить трудно, то для прояснения недоумений, в частности — возможного перевода действительного имени этого народа на русский язык словом варяги, требуется просто найти в Европе народ, исчезнувший уже в историческое наше время и чрезвычайно близкий историческим славянам, с которыми наши летописцы и связывали исток русских. Такой народ только один — авары, как называли их по-гречески (у греков не было буквы Б), или обры наших летописей. Что любопытно, имя авары созвучно с именем варяги, но это, конечно, может быть случайностью. Также любопытно, что авары жили на Дунае, а в наших былинах воспоминания о Дунае отражены.

Самый вероятный исчезнувший народ, который ближе отождествляется с варягами это вагры или варины, входившие в ободритский союз западных (полабских) славян, подвергшийся атакам саксов. http://pereformat.ru/2012/04/starigard/

Русы, это вероятнее всего ререги стоявшие во главе ободритского союза полабских славян. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2

«И отъ техъ варягъ прозвася Русская земля новугородци, ти суть людье новогородьци отъ рода варяжьска, преже бо беша словени»

«В Афетовѣ же части сѣдять русь, чудь и все языци: меря, мурома, моръдва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимѣгола, корсь, лѣтьегола, любь. Ляхове же, и пруси, чудь пресѣдять к морю Варяжьскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски»

ЗИЛ-157Д

Аналоги

Наиболее близкие аналоги серии Вепрь-308 Win (СОК-95) L=590 следующие:

  • Вепрь — 308Win ОР 4Х24М L=590;
  • Сайга АКМ 9;
  • Вепрь К 132, 139.

Вообще очень популярны такие «Вепри» как Пионер, Супер, КМ, 1В, ВПО-139, Хантер.

Очень популярен по отзывам и карабин Вепрь-308 Супер (экспортный вариант), характеристики и цены на который рассмотрены в данном видео:

https://youtube.com/watch?v=M1Q5qO9oM1s

Эконом-класс

От выбора мест зависит, будет ли перелет комфортным, а в итоге наше настроение и самочувствие. Для того, чтобы сделать правильный выбор надо знать расположение и особенности мест в конкретной модели самолета той авиакомпании, с которой вы планируете путешествие.

В экономическом классе Боинга 737-800 «Якутии» 162 места. Внимательно изучив схему салона, можно самостоятельно выбрать лучшие места. Рассмотрим их подробнее.

Если для вас важно побыстрее выйти из самолета – садитесь в носовой части лайнера на крайние сидения. Это ряды с 5 по 11, кресла обозначены буквами C и D

Тем, кто любит спать, читать или смотреть в окно, нужно выбирать места у окна, это A и F.

Выбирайте ту сторону, где не будет светить солнце в окно.

Средние места вызывают наибольший дискомфорт. Двое соседей, невозможность смотреть в окно и как следует расслабиться. Это места В и E.

В передних рядах меньше слышен шум двигателей. Если есть выбор в меню, то здесь больше шансов получить то, что нравится.

Средняя часть самолета – это ряды над крыльями с 12 по 18. Эта зона тоже неплохая, здесь меньше чувствуется турбулентность. Но панорама из окон будет видна только частично, т.к. ограничена крыльями.

Хвостовая часть – это ряды с 19 по 31. Эта зона считается менее комфортной из-за повышенного шума двигателей. Тем не менее и здесь есть свои плюсы:

  • здесь не садятся пассажиры с детьми и будет спокойнее;
  • по статистике, хвост – наиболее безопасная часть самолета;
  • на незагруженных рейсах именно в этой части самолета остаются свободные места.

Места возле аварийных выходов

На авиалиниях «Якутия» в Boeing 737-800 перед 14 и 15 рядами находятся 4 аварийных выхода. По схеме салона, пространство перед сидениями очень большое. Если вы хотите сидеть здесь, помните:

  • спинки 13 и 14 рядов заблокированы;
  • под сидения нельзя ставить сумки;
  • столик расположен в ручке кресла.

Кроме того, перед аварийными выходами могут сидеть не все категории пассажиров. Предпочтение отдается взрослым людям старше 18 лет в хорошей физической форме. При необходимости, они должны суметь открыть аварийные люки.

Лучшие места

Изучив схему Boeing 737-800, определяем лучшие места в салоне. Они имеют увеличенное пространство перед креслами. Это:

  • 5 A, B, C, D, E, F – первый ряд кабины «эконом»;
  • 15 A, B, C, D, E, F – самый комфортный шаг кресел.

Худшие места

Самые некомфортные места в Боинге 737-800 «Якутии» в салоне «эконом» (смотрите схему):

  • 30 C, D – сидения у прохода рядом с туалетами;
  • 31 A, B, C, D, E, F – заблокированы спинки кресел. За перегородкой находятся туалеты.

Как самому выбрать лучшее место в самолете? Для этого нужно внимательно изучить схему салона Boeing и выбрать места при регистрации онлайн или в аэропорту. Удачного полета!

Рекомендуем ознакомится

  • Авиакомпания Якутия

  • Отзывы об авиакомпании Якутия

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» — 14 152 мм; «Нийтака» — 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» — 10 152 мм, «Акаси» — 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Два против четырнадцати

В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей — 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.

Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов — броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector