Крейсера проекта 1144
Содержание:
- Второй эшелон ПРО
- Ударная мощь
- Легенда о кузнеце Амакуни
- Надежность
- История службы
- «Адмирал Нахимов» станет мощнее и универсальнее
- Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены
- Почему в армию не берут с недобором веса?
- Постройка и испытания
- См. также
- Боевое и защитное вооружение
- Проект 1164 «Атлант» Русско-Балтийской верфи
- Ударная мощь
- Белые слоны флота
- Современный статус
- Общие сведения
Второй эшелон ПРО
ЗРК «Кинжал» — вторая «изюминка» ТАКР. Теоретически, его должны были устанавливать на все корабли улучшенного проекта 11442, но фактически это вооружение получил все тот же «Петр». Назначение – обнаружение и уничтожение целей, которым удалось прорваться сквозь первую линию эшелонированной ПРО. Основной ударной силой в этом случае являются твердотопливные ракеты 9М330, которые абсолютно унифицированы со знаменитым сухопутным комплексом «Тор-М1».
Особенность этих снарядов в том, что их выбрасывает из пусковой шахты специальная катапульта, и только потом стартует маршевый двигатель. Такой подход позволил значительно снизить массогабаритные их характеристики при полном сохранении дальности поражения целей.
Перезаряжается комплекс автоматически, залпы идут через каждые три секунды. В автоматическом режиме цели могут засекаться за 45 километров, время реакции – до восьми секунд. Число одновременно обстреливаемых и сопровождаемых целей – до четырех. Данная установка работает полностью автоматически, не нуждаясь в сопровождении личного состава. По данным производителя, на борту одного корабля должно иметься по 128 ракет к «Кинжалам».
Ударная мощь
В классификации НАТО корабли проекта 1144.2 именуются Kirov-class battlecruiser, то есть «линейные крейсеры», из-за их внушительных габаритов и ударного вооружения. Эти суда предназначены для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне: борьба с группами кораблей и их перехват, охрана морских караванов и поддержка крупных флотских соединений.
«Адмирал Нахимов» имеет водоизмещение в 24,3 тыс. т при длине 252 м и ширине 28,5 м. Как и другие крейсеры проекта 1144.2, он стал одним из самых крупных в мире неавианесущих кораблей, построенных после Второй мировой войны. Его экипаж составляет 727 человек, включая 97 офицеров.
- Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» Северного флота ВМФ РФ в Баренцевом море
- РИА Новости
Корабли 1144.2 являются атомными — их питает энергетическая установка мощностью 342 МВт с двумя реакторами КН-3, работающими на обогащённом уране. Она может снабжать судно энергией на протяжении 10—11 лет без перезарядки.
Максимальная скорость «Адмирала Нахимова» составляет 32 узла (около 60 км/ч), при этом корабль не имеет ограничения по запасу хода на атомных реакторах. Длительность автономного плавания составляет до 60 дней.
Также по теме
Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями
Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…
Напомним, что одной из главных отличительных особенностей крейсера проекта 1144.2 является его вооружение.
Ударная мощь обновлённого «Адмирала Нахимова» будет представлена многоцелевым комплексом «Калибр» и «Оникс» с боезапасом до 80 ракет.
До начала модернизации в боекомплект этого корабля входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.
За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».
«Адмирал Нахимов» несёт и артиллерийское вооружение — спаренную установку АК-130 калибра 130 мм. На крейсере размещаются три противолодочных вертолёта Ка-27 ПЛ.
При этом в Минобороны России ранее сообщили, что после завершения модернизации «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём, отметили в оборонном ведомстве.
Эксперты, в свою очередь, называют крейсеры проекта 1144.2 уникальными, отмечая, что у других государств нет схожих по ударной мощи кораблей.
По его словам, после модернизации с ними станет ещё сложнее конкурировать по мощи.
«Если мы говорим про «Адмирала Нахимова», то на его борту будут размещены ракеты «Калибр», «Оникс», будут поставлены системы С-400, будут заменены другие комплексы вооружений, которые сегодня только внедряются в вооружённые силы или должны быть внедрены в перспективе», — пояснил он.
Дмитрий Литовкин напомнил, что модернизацию пройдёт и другой крейсер 1144.2 — «Пётр Великий», который также получит новые виды вооружения. При этом такие большие корабли должны применяться в составе ударных морских соединений, говорит эксперт.
«Надо понимать, что один крейсер в море не ходит. Его должны окружать корабли сопровождения для того, чтобы создавать барьеры для средств поражения противника. Сейчас строятся фрегаты, которые должны будут ходить вместе с «Петром Великим» и «Нахимовым», — пояснил аналитик.
По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Адмирал Нахимов» и крейсеры проекта 1144.2 выделяются на фоне других кораблей в том числе и благодаря своей энергетической установке.
По его словам, корабли такого класса с тяжёлым вооружением сейчас очень востребованы в российском флоте, в том числе и из-за сложной геополитической ситуации в мире.
Легенда о кузнеце Амакуни
Другая легенда касается непосредственно появления катаны. По сказаниям, когда-то давно, а именно около 700 года в провинции Ямато жил кузнец Амакуни, а с ним его семья. Стоя возле своей мастерской, вместо того, чтобы работать в ней, он наблюдал за солдатами императорской армии.
И вот мимо них прошел светлейший, но он почему-то не сказал ни слова в пользу созданного оружия кузнецами
Тогда Амакуни обратил внимание на орудие воинов. Оказалось, что многие мечи не выдержали накала битвы и оказались сломаны
После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом. Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой.
Как настоящий мастер, Амакуни решил исправиться и сделать оружие, которое будет очень сложно сломать. Он, в первую очередь, взял те клинки, что уцелели после битвы, и начал их внимательно осматривать. Он выяснил – многие из целых мечей имели качественный материал и закалку. После всего этого, он и его сын семь дней молились синтоистским богам.
Но только потом они одумались и решили работать. И вот через 15 дней упорных проб и ошибок, кузнецы появились со странными мечами с загнутой формой и острой кромкой с одной стороны. Тогда все сочли, что Амакуни сошел с ума. Но наступила весна, а вместе с ней и очередная война. И вот император, когда возвращался с битвы воскликнул в сторону кузнеца: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве».
Именно эту легенду вам расскажут кузнецы из провинции Ямато. Наверное, в каждой префектуре расскажут эту легенду, но в их версии Амакуни будет жить именно у них.
Надежность
Здесь «Маузер» несколько более чувствителен к морозу и грязи. Но только «несколько» — не стоит верить рассказам о том, что «немцы зимой не могли стрелять из-за отсутствия зимней смазки».
Винтовка Мосина все же надежнее. Правда, в условиях низкой культуры обращения с оружием можно угробить даже такую простую и неприхотливую систему. К примеру, Первая мировая знала много случаев, когда магазин винтовки намертво забивался грязью, и бойцы не спешили ее вычищать — пользовались оружием как однозарядным. Если же не запускать уход за оружием — оба образца обладают просто феноменальной надежностью.
История службы
Учения на крейсере во время похода 2010 года
На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.
За 16 лет прошёл 140 000 миль.
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.
С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.
15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.
По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.
Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.
По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».
«Адмирал Нахимов» станет мощнее и универсальнее
Представитель Минобороны Игорь Дыгало также сообщил, что новая электронная начинка корабля это далеко не все, чем будет оснащен крейсер.
«Планом модернизации также предусмотрена замена комплексов ракетного и артиллерийского вооружения ТАРКР «Адмирал Нахимов», – сообщил Дыгало.
В частности, он пояснил, что на корабль будут установлены гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», предназначенные для борьбы с кораблями противника.
Основная их особенность – это гиперзвуковая скорость, которая может достигать 5-6 Махов. Системы ПВО противника могут просто не успеть среагировать на такую ракету, отмечают военные эксперты.
«За счет скорости осуществляется обход ПВО противника, и он не успевает принять решение о защитных действиях. «Циркон» — это следующий этап развития вооружений», — отметил Сочеванов.
Что касается остальных тактико-технические характеристик ракеты, то они засекречены. Известно только, что госиспытания ракеты должны завершиться в 2017 году.
«Пусковые установки ракет к моменту сдачи «Адмирала Нахимова» должны быть полностью запроектированы», — добавил Сочеванов.
В свою очередь заместитель директора Центр анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил, что специализацию крейсера в результате модернизации значительно расширят.
«Крейсеры проекта 1144 называют убийцами авианосцев. В военно-политических условиях холодной войны, когда строились эти корабли, такая узкая специализация была оправдана. Многие компоненты ВМФ были заточены под охоту за авианосцами, но в современных условиях это было бы не очень рационально», — прокомментировал Макиенко.
Эксперт уверен, что в результате модернизации произойдет оснащение крейсера не только ракетами «Циркон», но и крылатыми ракетами «Калибр», получившими известность после Сирии. То есть корабль приобретет многофункциональность.
«Поскольку платформа сама по себе очень хорошая, ей надо придавать возможности многоцелевого использования, то есть не только по кораблям, но и по наземным целям. Это будет корабль совершенно другого качества», — подчеркнул эксперт.
В целом можно отметить тенденцию перехода кораблей на многофункциональность. И если лет 10 назад это не всегда было возможно с технологической точки зрения, то сейчас у Минобороны появились и ресурсы, и возможности. А у таких больших кораблей, как 1144, есть все предпосылки для того, чтобы сделать их многофункциональными.
В то же время эксперты отмечают, что по трудоемкости модернизация крейсера «Адмирала Нахимова» будет сопоставима с проектом перестройки «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья» для Индии.
Сегодня, по словам гендиректора Севмаша Будниченко, на объекте идет активная работа, и для этого созданы комфортные условия.
«Работы распределены по строительным районам. В основном привлечены коллективы сборочно-стапельного производства, а также других подразделений Севмаша», — рассказал он.
Эксперты отмечают, что после модернизации корабль будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его противокорабельные возможности сильно возрастут.
«Можно с уверенностью сказать, что после модернизации «Адмирал Нахимов» станет не одним из самых мощных кораблей, а просто самым мощным кораблем. И не Северного флота, а всего Военно-Морского Флота России», — считает Макиенко.
Все российские многоцелевые АПЛ проектов 971, 949А и 885 будут перевооружены
Почему в армию не берут с недобором веса?
Постройка и испытания
-
Основная статья: Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26
Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.
Крейсер «Киров» перед войной.
9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.
26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.
Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.
См. также
Боевое и защитное вооружение
Практически все вооружение корабля требует дорогостоящей модернизации, что и стало одной из причин его списания
Киров атомный крейсер по вооружению рассчитан преимущественно на надводные корабли противника
Также уделено внимание и противолодочной защите, ключевую роль в данном вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивается зенитной артиллерией
В итоге судно способно активно обороняться и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.
ПКР П-700 «Гранит»
«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Данное управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных судов, включая авианосцы, рассчитано на поражение целей на дальних дистанциях. Применение ракет основывается на спутниковом целеуказании, что позволяет корректировать ее курс. Данный аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей ракеты могут применяться и по наземным целям.
ЗРК «Форт»
В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.
ЗРК «Оса-М»
Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.
«Тор-М1»
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.
Противолодочное вооружение
Против подводных лодок крейсер оборудован пусковой установкой ПЛУР «Метелица», реактивным бомбометом РБУ-6000 на 12 труб и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Данные установки обеспечивают защиту корабля против торпедных атак. Для ответных мер имеется 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм.
Дополнительно для борьбы с подводными лодками имеются три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость — 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Вооружены управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Е.
Артиллерийские комплексы АК-630
Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. На крейсере имеется 8 таких установок, по 6 стволов 30-ого калибра каждый. Применяются для самообороны, по наклонной дальности поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские в пределах 5 км. В дополнение к данным системам имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.
Проект 1164 «Атлант» Русско-Балтийской верфи
1164-е реальные довольно симпатичные, но увы — у меня они абсолютно другие.
На другом берегу Финского залива, в Ревеле (название Таллин так и не прижилось, хотя и оставалось официальным наименованием столицы автономной Эстонии) тем временем шел другой процесс — Русско-Балтийская верфь, крупнейшее судостроительное предприятие империи «отхватил кус» в виде проектирования крейсера II ранга для нужд флота. От нового крейсера требовалось обеспечение ПВО крупных соединений, а также возможность ведения самостоятельных действий или в составе небольших боевых групп. Водоизмещение стандартное на сей раз ограничили 12 тысячами тонн, но и этого оказалось много — одни из лучших конструкторов империи уложились и в меньшее. Вооружение состояло из 300 ячеек для ракет (преимущественно зенитных), 152-мм артустановки АК-252 и шести ЗАК «Кортик». Крейсер обладал значительными возможностями по обнаружению и поражению воздушных целей благодаря новым ракетами и РЛС 3Р100 «Зенит», но обладал возможностями и для иного применения. Какое-то время обсуждалась возможность использования ядерной ЭУ на корабле, но вместо этого было решено использовать ГТД. Значительные запасы топлива обуславливали высокую дальность плавания — 7500 миль экономического хода.
Постройка крейсеров велась исключительно силами РБВ, причем одновременно два крейсера строились на стапелях, и два — у достроечной стенки. Высокое качество работ и чрезвычайно удачный проект обусловили высокую популярность этих кораблей на флоте, а изящный и стремительный внешний вид стали причиной популярности «Атлантов» (проект получил серийный номер 1164 и шифр «Атлант») среди журналистов и иностранцев. Крейсера этого типа хоть и стоили заметно дороже эсминцев, но благодаря своим широким возможностям чрезвычайно ценятся моряками и сегодня, продолжая службу в составе всех флотов Российской империи.
Водоизмещение: стандартное 11750 тонн, полное 14200 тонн
Размерения: 184,2х20,5х6,6(8,8)м
Механизмы: 2 вала, 2 ГТА, 6ГТД, 120000 л.с. = 32 узла
Дальность: 7500 миль (18 узлов)
Вооружение: 1х2 152/70-мм АК-252, 6х2 30-мм ЗАК «Кортик», 200 ячеек УВП «Довод-Б», 100 ячеек УВП «Довод-К», 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-12000, 2 вертолета
БИУС: «Ультиматум-Б», СОИ «Орфей»
РЛС: РЛС МР-750 «Фрегат-М2», РЛС «Восход» или «Форум-М», 3 РЛС МР-212 «Вайгач», 2 РЛС 3Р100 «Зенит», 1 РЛС МР-900 «Пантера», РЛК «Минерал-2Б»
РЭБ: комплекс средств РЭБ «Кантата-М», 2 станции постановки активных помех «Гурзуф-А» и 2 «Гурзуф-Б», станции РТР «Ограда» + «Старт», 4 СППП ПК-2М, 8 СППП ПК-10
ГАК: МГ-355 «Полином»
Прочая электроника: СОНО 12КР, навигационные системы КПФ-3К и КПИ-7Ф, системы космической навигации «Шлюз» + «Парус» + «Цикада», радиопеленгатор «Румб», КРС «Тайфун-2», ПУСБ «Буря», СППВ «Привод-В»
Экипаж: 55/451 человек
Примечания
1) У меня это будут именно тяжелые ракетные крейсера — СВВП за борт, меньше водоизмещение, больше «Базальтов».
2) Без понятия, что это будет конкретно, но в общем — автоматическая 152-мм установка. У британцев была в реале, у меня будет и у русских в альтернативе, а там глядишь и американцы таки утвердят использование своих Mk.71 на крейсерах и может даже эсминцах…
3) И так могло бы быть в реальности. Но случилась ПМВ, потом революция — и в результате потенциально самый крупный судостроительный завод империи, растасканный на все 4 стороны, оказался не нужен молодой независимой Эстонии. Что-то это мне напоминает…
Ударная мощь
В классификации НАТО корабли проекта 1144.2 именуются «Kirov-class battlecruiser» — то есть как «линейные крейсеры» — из-за их внушительных габаритов и ударного вооружения. Эти суда предназначены для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне: борьба с группами кораблей и их перехват, охрана морских караванов и поддержка крупных флотских соединений.
«Адмирал Нахимов» имеет водоизмещение в 24,3 тыс. т при длине в 252 м и ширине в 28,5 м. Как и другие крейсеры проекта 1144.2, он стал одним из самых крупных в мире неавианесущих кораблей, построенных после Второй мировой войны. Его экипаж составляет 727 человек, включая 97 офицеров.
- Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» Северного флота ВМФ РФ в Баренцевом море
- РИА Новости
- Олег Ласточкин
Корабли 1144.2 являются атомными — их питает энергетическая установка мощностью 342 МВт с двумя реакторами КН-3, работающих на обогащённом уране. Она может снабжать судно энергией на протяжении 10—11 лет без перезарядки.
Максимальная скорость «Адмирала Нахимова» составляет 32 узла (около 60 км/ч), при этом корабль не имеет ограничения по запасу хода на атомных реакторах. Длительность автономного плавания составляет до 60 дней.
Напомним, что одной из главных отличительных особенностей крейсера проекта 1144.2 является его вооружение.
Ударная мощь обновлённого «Адмирала Нахимова» будет представлена многоцелевым комплексом «Калибр» и «Оникс» с боезапасом до 80 ракет.
До начала модернизации в боекомплект этого корабля входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.
За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».
«Адмирал Нахимов» несёт и артиллерийское вооружение — спаренную установку АК-130 калибра 130 мм. На крейсере размещаются три противолодочных вертолёта Ка-27 ПЛ.
При этом в Минобороны России ранее сообщили, что после завершения модернизации «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём, отметили в оборонном ведомстве.
Эксперты, в свою очередь, называют крейсеры проекта 1144.2 уникальными, отмечая, что у других государств нет схожих по ударной мощи кораблей.
По его словам, после модернизации с ними станет ещё сложнее конкурировать по мощи.
«Если мы говорим про «Адмирала Нахимова», то на его борту будут размещены ракеты «Калибр», «Оникс», будут поставлены системы С-400, будут заменены другие комплексы вооружений, которые сегодня только внедряются в вооружённые силы или в перспективе должны быть внедрены», — пояснил он.
Более 130 млн тестов с начала пандемии: в России выявлено 8489 новых случаев коронавируса
Дмитрий Литовкин напомнил, что модернизацию пройдёт и другой крейсер 1144.2 — «Пётр Великий», который также получит новые виды вооружения. При этом такие большие корабли должны применяться в составе ударных морских соединений, говорит эксперт.
«Надо понимать, что один крейсер в море не ходит. Его должны окружать корабли сопровождения для того, чтобы создавать барьеры для средств поражения противника. Сейчас строятся фрегаты, которые должны будут ходить вместе с «Петром Великим» и «Нахимовым», — пояснил аналитик.
По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Адмирал Нахимов» и крейсеры проекта 1144.2 выделяются на фоне других кораблей в том числе и благодаря своей энергетической установке.
По его словам, корабли такого класса с тяжёлым вооружением сейчас очень востребованы в российском флоте, в том числе и из-за сложной геополитической ситуации в мире.
Белые слоны флота
Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» — один из зримых символов ВМФ СССР и одновременно хороший пример того, что получается из долгой волокиты при разработке и уточнении технических проектов. Первые подходы к снаряду начались еще на рубеже 1950-х и 1960-х, головной корабль заложили в 1973-м, а сдали флоту только в декабре 1980-го.
Из идеи создать большой противолодочный корабль с атомным реактором и водоизмещением 8 тыс. т сначала выросли две ветки (атомный противолодочный крейсер и атомный крейсер с противокорабельным вооружением), потом их объединили. Получившееся многоцелевое чудовище водоизмещением свыше 25 тыс. т, до сих пор характеризуемое на Западе как линейный крейсер, при всех неоспоримых боевых возможностях превратилось в склад новых комплексов оружия и радиоэлектронного вооружения флота — с сопутствующим возрастанием сложности и стоимости постройки.
СССР осилил ввести только три корабля этого типа: головной «Киров» (1980), «Фрунзе» (1984) и «Калинин» (1988). Недостроенный «Юрий Андропов» перешел по наследству к Российской Федерации, которая и сдала его флоту в 1998 году под именем «Пётр Великий».
Крейсер_1
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» и плавмастерская ПМ 74 (слева направо)
Фото: ТАСС/Владимир Саяпин
Оставшиеся корабли к этому времени переименовали, соответственно, в «Адмирал Ушаков» (в 2004 году имя отобрали и остался формально безымянный корабль с бортовым номером 090 и несбитыми буквами «Киров»), «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов».
Основой вооружения крейсера были 20 наклонных пусковых шахт противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» (дальность до 600 км). Зенитное вооружение включало дальнобойный ЗРК С-300Ф «Форт» и ЗРК самообороны «Оса-М» (на первых трех кораблях). На «Петре» вместо С-300Ф поставили С-300ФМ «Форт-М», вместо «Осы» — более современный «Кинжал». На «Калинине» и «Петре» 30-миллиметровые автоматы АК-630 заменили на шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик». От корабля к кораблю менялся состав противолодочного оружия и радиоэлектронного вооружения.
Современный статус
По словам заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, Министерство обороны РФ разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», — сказал Поповкин. По его словам, Министерство обороны РФ считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил заместитель министра.
По сообщению высокопоставленного представителя Главного штаба ВМФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ». Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем «Адмирал Нахимов» пойдёт на Северный флот.
В ходе ведущегося ремонта тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2018 год. По неподтвержденным данным, аналогичная модернизация предстоит также и крейсеру «Пётр Великий». Остальные же два крейсера проекта 1144 с высокой вероятностью будут окончательно утилизированы.
Будущее по словам военных
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пройдет ремонт и глубокую модернизацию в 2018—2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым», решение о модернизации крейсера «Адмирал Лазарев» пока не принято. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ РФ.
«Его ремонт с модернизацией планируется закончить в 2021 году. Таким образом, в 2021 году ВМФ будет иметь два практически новых атомных крейсера, боевая эффективность которых возрастет в полтора-два раза», — рассказал собеседник агентства.
Источник уточнил, что оба корабля останутся на Севере и они войдут в состав Объединенного стратегического командования в Арктике. По его словам, обоим крейсерам поменяют оружие, радиотехническое и радиоэлектронное оборудование, системы жизнеобеспечения, внутренние конструкции, трубопроводы и арматуру. Ядерные реакторы кораблей менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, обязательно будут заменены.
По ряду предположений, высказанных ранее экспертами, крейсера проекта 1144 «Орлан» в ходе модернизации получат на вооружение ударные ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» (последний включает в себя крылатые ракеты для высокоточных ударов по наземным целям), а также новый зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».
Судьба третьего крейсера проекта 1144 («Адмирала Лазарева»), по словам собеседника агентства, все ещё неизвестна. «Решение о том, будут ли его модернизировать или же отправят на утилизацию, как и головной корабль серии „Адмирал Ушаков“, пока не принято», — заявил он, отметив, что если его все-таки решат сохранить, то после модернизации отправят служить на Тихоокеанский флот.
Крейсер «Адмирал Нахимов» с 1999 года находился в отстое (официально — «на ремонте»). Работы на крейсере начались только осенью 2014 года. Корабль должен быть отремонтирован и модернизирован на северодвинском «Севмаше» в 2015—2018 годах.
Головной корабль серии («Адмирал Ушаков», до 1992 года — «Киров»), находящийся в отстое с 1991 года в связи с серьезными неполадками в силовой установке, в 2020 году будет направлен на утилизацию/p>
Общие сведения
Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов» стал третьим в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Основные задачи БПК этой серии включали в себя обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО, в которой термин «БПК» не принят, эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причисляли к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers).
Служба БПК «Адмирал Нахимов» проходила в составе Краснознамённого Северного флота, и большую часть походов корабль выполнил в Атлантическом океане и Средиземном море. Примечательной страницей в истории корабля стало его участие в Кипрском кризисе 1974 года, когда боевые корабли ВМФ СССР обеспечивали безопасную эвакуацию советских граждан с охваченного войной острова.