Танки первой мировой
Содержание:
- Содержание
- Тяжелый танк MK. I (Великобритания)
- Военная мода Тренчкоты, френчи и летные куртки
- Литература
- Прочий флот
- Бронеавтомобили
- Попытки создания танков в России
- Примечания
- Литература
- Танки — новое прогрессивное оружие для боя
- Авторы и участники проекта
- Описание
- История строительства[править | править код]
- Авиация
- Танки Российской империи
- Схожие решения
- Причины
- Разработка
- Индейцы-шифровальщики Передачи данных, которые было невозможно взломать
- Современные танки
- Стриж: описание
- Линейные крейсера
Содержание
Тяжелый танк MK. I (Великобритания)
Танк Mk. I
Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.
Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.
Толщина брони танка Mk. I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую одерживало продвижение пехоты От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Mk, I приходилось возить фашины, которые сбрасывались в ров перед танком.
Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом. Считалось, что они способствуют преодолению широких рвов, но из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались
Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала
Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда
Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.
Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось — достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.
Дебют танков на поле боя — британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.
Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.
Военная мода Тренчкоты, френчи и летные куртки
Видишь на улице модного парня с бородой, завитыми усами и набриолиненной прической, одетого по последней моде в узкие брюки, ботинки и плащ? Это хипстер. А плащ — это тренчкот. Буквально: trench coat — «траншейное пальто», которое выдавали солдатам для защиты от дождя. Оно вошло в моду после окончания Первой мировой. Тысячи солдат, вернувшись с фронта, гуляли по улицам европейских городов в своей военной форме. Не потому, что это было каким-то щегольством — просто зачастую больше нечего было надеть. Модные пиджаки-френчи также родом именно оттуда. Называются они так не потому, что их носили французские солдаты, а потому что одного популярного английского генерала звали Джон Френч, и он просто обожал кители такого покроя.
Еще одним военным приобретением мира моды стали кожаные летные куртки. В начале XX века практически все самолеты имели открытую кабину, и во время полета летчики кутались в шубы, чтобы не околеть. Но в такой толстой одежде было неудобно управлять аэропланами, и поэтому в самом начале войны немцы придумали наряжать своих пилотов в толстые утепленные кожаные куртки. И сейчас можно надеть такую и щеголять в ней, представляя себя героем-авиатором. Настоящим «Красным Бароном»!
Литература
- Кочнев Е. Д. [https://slovari.yandex.ru/~книги/Военные%20автомобили Энциклопедия военных автомобилей]. — 2-е изд. — М.: За рулем, 2008. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. — 288 с. — (Военная техника). — 7000 экз. — ISBN 5-17-010599-1.
- Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
Прочий флот
С остальными классами кораблей все куда сложнее. По мнению многих адмиралов того времени, и крейсера, и даже эсминцы выступали вспомогательными кораблями на фоне кораблей первой линии, т.е. линкоров и линейных крейсеров, и потому многие страны таковые практически не строили. В Германии же до конца войны строились и легкие крейсера, и эсминцы, потому увеличивать их численность, вероятно, не понадобится, да и средств на эти дела будет найти уже проблематичнее. Единственный класс кораблей, где весьма вероятно расширение численности – это подводные лодки. В силу причин, которые я пока не хочу называть, подводная война для Германии по отношению к Великобритании будет куда более перспективной и выгодной, сами стартовые позиции немцев на момент ее объявления значительно лучше реала, и потому постройку подводных лодок они могут проводить куда активнее реала. Но это пока лишь предположение, которое, во-первых, требует куда более подробной проработки всей АИ-ПМВ, а во-вторых – точных прикидок возможностей Германии в заданных АИ-условиях. Не исключено, что на расширение строительства подводных лодок относительно реала у Германии не останется ресурсов, так как весь избыток будет потрачен на сухопутные войска + достройку линкоров и линейных крейсеров, а то и тех же крейсеров и эсминцев, которые остро понадобятся в ходе военных действий.
Бронеавтомобили
Пулемётные
Обозначение | Изображение | Годы разработки | Годы производства | Кол-во, шт. | Краткое описание |
Armstrong-Whitworth | 1915 | 1915-1916 | |||
Austin | 1914 | 1914-1915 | 168 | ||
DeLaunay-Belleville | |||||
Ford 1916 | |||||
Garford Model 1914 | |||||
Lanchester | 1914 | 1914-1916 | ~ 50 | ||
Peerles | |||||
Rolls-Royce | 1914 | 1914-1918 | 120 | ||
Sheffield-Simplex | Ошибка создания миниатюры: Файл не найден | 1914-1915 | 1915 | 25 | |
Talbot | |||||
Wolseley | |||||
Wolseley CP Type |
Другие разработки
Обозначение | Изображение | Годы разработки | Годы производства | Кол-во, шт. | Краткое описание |
Armored Ivel Tractor | |||||
Leyland Armored Lorry | |||||
Suzare-Berwick «Wind Wagon» |
Колониальные и импровизированные бронеавтомобили
Обозначение | Изображение | Годы разработки | Годы производства | Кол-во, шт. | Краткое описание |
Cadillac Indian Pattern | |||||
FIAT Indian Pattern | |||||
Guinness armored lorry | Ошибка создания миниатюры: Файл не найден | 1916 | 4 | ||
Rolls-Royce Indian Pattern |
Попытки создания танков в России
Несмотря на то, что в годы правления императора Николая II-го в России наблюдался достаточно интенсивный рост экономики, общий уровень промышленного развития страны по-прежнему оставлял желать много лучшего. Соревноваться с Великобританией или Францией в деле создания новых боевых машин в таких условиях было невозможно.
Тем не менее российские конструкторы в годы Первой Мировой войны всё же разработали несколько проектов танков. Наибольшую известность получил так называемый «Вездеход» — машина, созданная А.А. Пороховщиковым. Поскольку этот проект возник еще в 1914 году, его создатель даже попытался оспорить приоритет Великобритании в изобретении танков.
К сожалению, относиться всерьез к проекту «Вездехода» или «Вездехода-2» (представлен в январе 1917 год) попросту невозможно. Пороховщиков был явным дилетантом, хотя, видимо, и талантливым. Достаточно сказать, что поворачивать «Вездеход» приходилось при помощи жерди. Бронекорпус и вооружение на прототип никогда не ставили, а если бы это было сделано, то машина, скорее всего, просто увязла бы в грунте.
Столь же бесперспективной оказалась и другая боевая машина, ставшая известной под названием «Царь-танк». Она была создана в так называемой «лаборатории по военным изобретениям», которую возглавлял Н.Н. Лебеденко. Об этом человеке практически ничего неизвестно. В то же время то или иное участие в проекте принимали «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский и два его племянника – Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, впоследствии ставшие конструкторами советских авиамоторов. Не исключено, что какое-то отношение к «Царь-танку» имел и А.Н. Туполев, также иногда работавший в этой лаборатории.
Современная «реплика» танка Лебеденко.
Как следует из воспоминаний Микулина и Стечкина, Лебеденко был не инженером, а довольно ловким, но авантюристичным предпринимателем, у которого имелись знакомства в «высших кругах». Это и позволило ему получить подряд на создание монструозного «Царь-танка», опиравшегося на гигантские колеса вышиной в 9 метров.
Примечания
- ↑
- Унаследовала почётное наименование от БС-411 «Оренбург»
- ↑
Литература
Танки — новое прогрессивное оружие для боя
Первые танки Первой мировой войны появились в 1916 году. Такого технического результата добились английские и французские инженеры. Прежде чем говорить об их характеристиках, надо разобраться, почему появились первые танки в Первой мировой войне. Боевые действия бурно начались, но активность продолжалась буквально месяц. После этого бои стали в основном носить позиционный характер. Такое развитие событий не устраивало ни одну из воюющих сторон. Существовавшие на тот момент методы ведения боевых действий, а также военная техника не позволяли решить задачу прорыва фронта. Надо было искать кардинально новое решение задачи.
Военное руководство Англии (да, в общем-то, и Франции) с опаской воспринимало инициативы инженеров по постройке бронированной машины на колесах или на гусеницах, но со временем генералы осознали необходимость повышения уровня технического оснащения своих армий.
Авторы и участники проекта
Описание
Mark I представлял собой ромбовидную машину с низким центром тяжести и длинной гусеницей, способную преодолевать пересеченную местность и траншеи. Основное вооружение размещалось в спонсонах по бортам корпуса.
Корпус был неделим внутри; экипаж находился в том же помещении, что и двигатель. Обстановка внутри была крайне неприятной; поскольку вентиляция была недостаточной, атмосфера была загрязнена ядовитым оксидом углерода , парами топлива и масла от двигателя и парами кордита от оружия. Температура внутри может достигать 50 ° C (122 ° F). Целые экипажи теряли сознание внутри танка или, иногда, падали в обморок при повторном попадании на свежий воздух.
Чтобы противостоять опасности разбрызгивания пули или попадания осколков внутрь корпуса, экипажам были выданы маски из кожи и кольчуги. Также был выпущен кожаный шлем для защиты головы от выступов внутри танка. Противогазы также были стандартной проблемой, как и все солдаты на этом этапе войны (см. Химическая война ). Боковая броня 8 мм изначально сделала их в значительной степени застрахованы от огня стрелкового оружия, но может быть пронизана недавно разработанными бронебойными K пуль . Также существовала опасность быть захваченной пехотой и атакованной гранатами. Следующее поколение имело более толстую броню, что делало их почти невосприимчивыми к пулям K. В ответ немцы разработали 13,2-мм противотанковую винтовку « Маузер , а также Geballte Ladung («Сгруппированный заряд») — несколько гранат, связанных вместе для более сильного взрыва.
Близкое попадание артиллерийского или минометного снаряда могло привести к разрыву топливных баков (которые были размещены высоко в передних выступах гусениц по обе стороны от места водителя, чтобы обеспечить гравитационную подачу); прямого попадания любого артиллерийского снаряда было более чем достаточно, чтобы пробить броню и уничтожить машину. Сгоревшие экипажи были удалены специальными спасательными компаниями, которые также утилизировали поврежденные танки.
Рулевое управление было сложным, контролировалось за счет изменения скорости двух гусениц. Четыре члена экипажа, два водителя (один из которых также выполнял функции командира; он управлял тормозами, другой — первичным редуктором) и два «редуктора» (по одному для вторичных передач каждой гусеницы) были необходимы для контроля направления и скорости. последнее никогда не превышает шага ходьбы
Поскольку шум внутри был оглушительным, водитель, после включения первичной коробки передач, общался с редукторами жестами рукой, сначала привлекая их внимание, ударив по блоку двигателя тяжелым гаечным ключом. Для небольших поворотов водитель мог использовать рулевое управление: за танком тащилось огромное устройство, состоящее из двух больших колес, каждое из которых можно было заблокировать, потянув за стальной трос, заставляя всю машину скользить в одном направлении
Если двигатель глохнет, редукторы будут использовать пусковую рукоятку — большой кривошип между двигателем и коробкой передач. Многие из этих машин вышли из строя в пылу боя, что сделало их легкой мишенью для немецких артиллеристов. Там не было беспроводной ( радио ); Связь с командными пунктами осуществлялась посредством двух голубей, имевших собственный небольшой выходной люк в спонсонах, или бегунов. Из-за шума и вибрации ранние эксперименты показали, что радио было непрактично, поэтому лампы, флажки, семафор, цветные диски и почтовые голуби были частью стандартного оборудования различных марок.
Во время Первой мировой войны британская пропаганда часто использовала танки, изображая их как чудо-оружие, которое быстро выиграет войну. Их снимали в фильмах и в популярных песнях.
История строительства[править | править код]
Разработку проекта было поручено вести коллективу Северного проектно-конструкторского бюро в Ленинграде, главным конструктором и руководителем коллектива проектировщиков был назначен Б. И. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ЭМ (БПК). От ВМФ главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной передачи флоту был капитан 1 ранга А. А. Савин.
С 1977 по 1996 годы по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера из семи запланированных. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.
26 марта 1973 года на Балтийском заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.
31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии — ТАРКР «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»).
30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРКР «Калинин» (с 1992 года — «Адмирал Нахимов»).
В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии — ТАРКР «Куйбышев» (впоследствии переименован в «Юрий Андропов», потом — «Пётр Великий»). Передача флоту планировалась на 1992 год, однако его строительство завершилось только в 1996 году, после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях Заполярья. В апреле 1998 года атомный крейсер был передан флоту. На данный момент ТАРКР «Пётр Великий» является, по оценкам некоторых военных экспертов, одним из самых мощных ударных кораблей в мире.
Всего программа строительства атомных крейсеров предполагала 7 единиц. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирал Кузнецов». 9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), седьмой «Варяг», о других кораблях проекта 1144.2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».
Авиация
С того момента, как братья Райт запустили свой самолет в воздух, военные умы начали размышлять о военном применении воздушных судов. Наиболее популярным бипланом у британской авиации был самолет Авро-504, принятый на вооружение в 1913 году. Именно этот самолет участвовал в налете на ангары германских дирижаблей, что стало первым военным использованием авиации. Изначально авиацию (в том числе и дирижабли) использовали в разведывательных целях, но позже нашли применение и в качестве бомбардировщиков, используя в качестве сбрасываемого материала небольшие ручные бомбы или острые колющие предметы, которые были эффективны против скопления людей.
Танки Российской империи
В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина — абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название «Царь-танк». Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.
Схожие решения
Успех французских лёгких танков «Рено» FT-17, оснащённых поворотной башней, заставил танкостроителей во всём мире обратиться к подобной схеме. Один из лучших проектов аналогичного танка в 1928 г. предложила английская фирма «Виккерс». Этот танк так и назывался «Виккерс 6-тонный». По сравнению с французским «Рено», он был куда более маневренным и мог развивать скорость до 35 км/ч, в то время как «Рено» двигался не быстрее 10 км/ч. Сами англичане не проявляли к этому танку особого интереса. Они тогда выпускали для своей армии куда более быстроходный лёгкий 5-тонный танк Мк-VI, способный двигаться со скоростью до 55 км/ч.
Однако «Виккерс 6-тонный» оценили за рубежом. Для своего времени это была настолько удачная конструкция, что подобные танки в Англии стали покупать другие страны. Мало того, лицензию на производство данного танка купили Польша и Советский Союз, где собственное танкостроение ещё только зарождалось.
В Советском Союзе «Виккерс 6-тонный» получил обозначение Т-26. Этот танк выпускался в разных вариантах: и с двумя пулемётными башнями, стоящими рядом, и с одной баш ней, в которой размещалась сначала 37-мм, а затем и 45-мм пушка. Т-26 постоянно модернизировался: усиливалась его броня, повышалась скорость хода.
Т-26 участвовал в Гражданской войне в Испании и Великой Отечественной войне. На базе Т-26 выпускались также специальные огнемётные танки
С 1937 г. башня приобрела коническую форму, было усилено бронирование. Однако вес танка вырос незначительно — до 10 т, благодаря чему Т-26 сохранял высокую маневренность. Затем на базе Т-26 выпускались и огнемётные танки.
В польской армии танки «Виккерс» получили обозначение 7ТР, что означало «7-тонный, польский». Танк имел 17-мм броню в лобовой части корпуса, скорость 32 км/ч, экипаж состоял из трёх человек. Но самое главное — это был первый танк в мировом танкостроении, оснащённый дизель-мотором мощностью 110 л. с. До Второй мировой войны поляки выпустили 135 таких боевых машин. Вооружение польского танка было слабее советского танка Т-26 и меньше был запас хода. Однако 7ТР был быстроходнее и лучше бронирован. Когда польские танки встретились в бою с немецкими, то они оказались сильнее Pz-I и Pz-ll.
Польский танк 7TP
Ходовую часть от английского танка «Виккерс» позаимствовали и итальянцы при создании своего танка «Ансальдо-29», а затем М-11/39.
Правда, итальянские танкостроители смогли построить всего 24 боевые машины по этому образцу.
Причины
Одной из причин войны стало повсеместное усиление националистических настроений. Формулируя свои интересы, правящие круги каждой из европейских стран стремились представить их как народные чаяния.
Намереваясь начать войну против Сербии, Австро-Венгрия заручилась поддержкой Германии. Последняя считала, что война примет локальный характер, если Россия не станет защищать Сербию. Но если та окажет помощь Сербии, то и Германия будет готова выполнить свои договорные обязательства и поддержать Австро-Венгрию. В ультиматуме, предъявленном Сербии 23 июля, Австро-Венгрия потребовала допустить на территорию Сербии свои военные формирования, чтобы совместно с сербскими силами пресекать враждебные акции. Ответ на ультиматум был дан в оговоренный 48-часовой срок, но он не удовлетворил Австро-Венгрию, и 28 июля она объявила Сербии войну. 30 июля Россия объявила о всеобщей мобилизации; Германия использовала этот повод, чтобы 1 августа объявить войну России, а 3 августа – Франции. После вторжения немцев 4 августа в Бельгию Великобритания объявила войну Германии. Теперь все великие державы Европы были втянуты в войну. Вместе с ними в войну были вовлечены их доминионы и колонии.
Разработка
Опытная машина была сделана в мастерской Пороховщикова (в Петрограде). Ходовую часть для своей машины он спроектировал на основе тракторной, правда, изрядно переработанной. От невероятно сложно многослойной брони конструктор также отказался, установив на машину листы из обычной броневой стали толщиной полдюйма, что соответствует 12,7 мм. При этом вся броня на машине была одинаковой толщины во всех проекциях. Она обеспечивала защиту экипажа от пуль винтовочного калибра и осколков.
Двигатель на танк также поставили новый, по сравнению с первыми прототипами «Вездехода». Теперь на машине стоял карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Руссо-Балт», развивший мощность 40 л. с.
С этим силовым агрегатом 4-тонная машина разгонялась по шоссе до 30 км/час.
В качестве основного вооружения для танка был выбран 7,62-мм пулемёт Максим.
Лёгкий танк Пороховщикова Вездеход №3
Индейцы-шифровальщики Передачи данных, которые было невозможно взломать
Первая мировая доказала эффективность новых методов связи: телеграфа и радио. К началу XX века технический прогресс позволил передавать большие массивы данных на огромные расстояния с невиданной доселе скоростью. Это выводило качество управления войсками на совершенно новый уровень. Стоит ли говорить, что большинство приказов, донесений и рапортов носило совершенно секретный характер и все воюющие стороны прикладывали огромные усилия, чтобы перехватить и расшифровать эти послания? Особенно в этом отличились немцы, которые к середине войны уже раскусили большинство шифров союзников и получали всю нужную им разведывательную информацию из первых рук.
К моменту прибытия в воюющую Европу американцев проблема защиты информации так и не была решена. Изобретательные янки вышли из с ситуации с потрясающим изяществом: они привлекли для работы радистами индейцев из племени чокто, которые надиктовывали друг другу все важные приказы на своем родном языке. До конца войны немцы так и не смогли его расшифровать.
Современные танки
К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»
В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность
Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.
Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.
С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.
Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.
Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.
AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.
Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.
Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.
Поделиться ссылкой
Стриж: описание
Линейные крейсера
С линейными крейсерами все также и просто, и сложно. Новых типов, в отличие от линкоров, тут не требуется, но вот расширить и поторопить серии в постройке не помешало бы. Прежде всего, здесь не будет как такового «Блюхера» — в виде броненосного крейсера его продадут туркам, а вместо него будет построен новый линейный крейсер, однотипный «Фон дер Тану». «Зейдлиц» будет строиться не как отдельный корабль, а как часть серии «Дерфлингера», которая по датам закладки головного корабля подвинется немного раньше. Таким образом, двигаются на год-два раньше даты закладки и остальных кораблей, в том числе серии «Макензенов». Всего к началу Первой мировой войны в ВМС Германии будет в строю 8 линейных крейсеров, и еще 4 войдут в строй в ходе войны, но лишь по паре в 1916 и 1917 году, что уже будет несколько поздно, и пойдут они скорее на восполнение потерь в ходе конфликта, так что основное ядро боевого отряда адмирала Хиппера будут составлять все те же линейные крейсера с 280-мм и 305-мм главным калибром – «Фон дер Таны», «Мольтке» и «Дерфлингеры».
Тип «Фон дер Танн», водоизмещение нормальное 19370 тонн, скорость хода 25,5 узлов, броня до 250мм, вооружение 8 280/45-мм, 10 150/45-мм орудий, 4 450-мм торпедных аппарата, экипаж 923 человека
- «Фон дер Танн», 1907/1909/1911
- «Блюхер», 1908/1910/1912
Тип «Мольтке», водоизмещение нормальное 22979 тонн, скорость хода 25,5 узлов, броня до 270мм, вооружение 10 280/45-мм, 12 150/45-мм орудий, 4 500-мм торпедных аппарата, экипаж 1153 человека
- «Мольтке», 1909/1910/1912
- «Гебен», 1910/1911/1912
Тип «Дерфлингер», водоизмещение нормальное 26947 тонн, скорость хода 26,5 узлов, броня до 300мм, 8 305/50-мм, 14 150/45-мм орудий, 4 500-мм торпедных аппаратов, экипаж 1182 человека
- «Дерфлингер», 1911/1912/1913
- «Зейдлиц», 1911/1912/1913
- «Лютцов», 1912/1913/1914
- «Клаузевиц», 1912/1913/1914
Тип «Макензен», водоизмещение нормальное 31000 тонн, скорость хода 28 узлов, броня до 300мм, вооружение 8 350/45-мм, 12 150/45-мм орудий, 5 600-мм торпедных аппарата, 1186 человек
- «Макензен», 1913/1914/1916
- «Граф Шпее», 1913/1914/1916
- «Принц Этель Фридрих», 1914/1915/1917
- «Фюрст Бисмарк», 1914/1915/1917
- «Эрзац Йорк», 1915/1917/не достроен
- «Эрзац Гнейзенау», 1915/1917/не достроен
- «Эрзац Шарнхорст», 1915/1917/не достроен