Первые танки

Содержание:

Содержание

Бронеавтомобили

Пулемётные

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armstrong-Whitworth 1915 1915-1916
Austin 1914 1914-1915 168
DeLaunay-Belleville
Ford 1916
Garford Model 1914
Lanchester 1914 1914-1916 ~ 50
Peerles
Rolls-Royce 1914 1914-1918 120
Sheffield-Simplex Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1914-1915 1915 25
Talbot
Wolseley
Wolseley CP Type

Другие разработки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Armored Ivel Tractor
Leyland Armored Lorry
Suzare-Berwick «Wind Wagon»

Колониальные и импровизированные бронеавтомобили

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Cadillac Indian Pattern
FIAT Indian Pattern
Guinness armored lorry Ошибка создания миниатюры: Файл не найден 1916 4
Rolls-Royce Indian Pattern

Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие

Гранаты и гранатометы

Имя Тип Диаметр Источник Фото Ноты
Граната образца 1914 года Осколочная граната 45мм Российская империя Ограниченное использование во время Второй мировой войны.
Граната F1 Осколочная граната 55 мм Советский Союз Широко выпускаемый гранатомет. По прозвищу «лимонка» (лимон).
RG-41 Осколочная граната 55 мм   Советский Союз Радиус поражения 5 метров.
RG-42 Осколочная граната 54мм   Советский Союз Произведен в 1942 году на замену комплекса РГД-33. Советские партизаны копировали его, когда находились в тылу врага.
Граната РГД-33 Осколочная граната 45мм, 54мм (с осколочной гильзой)   Советский Союз Радиус поражения 10–15 метров.
РПГ-40 / РПГ-41 Противотанковая граната 20 см   Советский Союз Эффективен против танков с броней до 20 мм.
РПГ-43 Противотанковая граната 95 мм   Советский Союз Улучшенная версия РПГ-40. Эффективен против танков с броней до 75 мм.
РПГ-6 Противотанковая граната 103 мм   Советский Союз Улучшенная версия РПГ-43. Эффективен против танков с броней до 100 мм.
Гранатомет Дьяконова Гранатомет 40,5 мм   Советский Союз Приставка для гранатомета к винтовке Мосина-Нагана. Помимо основного осколочно-фугасного, было еще четыре варианта гранаты.

Мины

Имя Тип Детонация Источник Фото Ноты
Мина ТМ-35 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 2,8 кг тротила.
Мина ТМ-41 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 3,9 кг Amatol или TNT, короткий цилиндр, вся верхняя поверхность которого используется в качестве прижимной пластины.
Мина ТМ-44 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 5,4 кг мины Amatol, в целом похожей на более раннюю мину меньшего размера ТМ-41.
Мина ТМД-40 Противотанковая мина Давление   Советский Союз 3,6 кг Аматол.
Мины ТМД-44 / ТМД-Б Противотанковая мина Давление   Советский Союз 9–9,7 кг Amatol.

Безоткатные ружья

Имя Тип Калибр Источник Фото Ноты
76 К / DRP Безоткатное ружье 76мм   Советский Союз Используется во время Зимней войны. Он был спроектирован Л.В. Курчевским в 1930 году и принят на вооружение в 1932 году. Его можно было устанавливать на грузовые автомобили ГАЗ-А, превратившись в самоходку СУ-4.

Пехотные противотанковые ружья и ракетные установки

Имя Тип Калибр Источник Фото Ноты
ПТРД-41 Противотанковое ружье 14,5 × 114 мм   Советский Союз Однозарядный перезаряжаемый карабин.
ПТРС-41 Противотанковое ружье 14,5 × 114 мм   Советский Союз Внутренний магазин на 5 патронов.
Базука M1
Безоткатная противотанковая ракетная установка 60 мм   Соединенные Штаты Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 8 500 единиц было поставлено США в рамках программы ленд-лиза .
PIAT Пусковая установка противотанковых снарядов 83 мм   Соединенное Королевство Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 1000 штук поставлена ​​Британской империей в рамках программы ленд-лиза.
Панцершрек Противотанковая ракетная установка 88мм нацистская Германия Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. Захвачен у немецких войск.
Панцерфауст Противотанковое безоткатное орудие 149мм нацистская Германия Одноразовая одноразовая пусковая установка. Некоторые из них были взяты в плен в 1944 году, а многие были взяты в плен в 1945 году при отступлении немецких солдат и фольксштурма .

Огнеметы и противотанковые зажигалки

Имя Тип Источник Фото Ноты
ТУМАН-2 Огнемет   Советский Союз С 1941 года около 15000 были произведены и использованы во время Второй мировой войны.
РОКС-2 / РОКС-3 Огнемет   Советский Союз Выпускался с 1935–1945 гг. Также использовался во время советско-финской войны (1941–1944) .
коктейль Молотова Самодельная зажигательная бутылка   Испания Самодельные бутылки с зажигательной смесью, которые бросали в бронетехнику. Изобретен испанскими националистами во время гражданской войны в Испании. Впервые широко использовался финскими войсками против Советов во время Зимней войны.
Ампуломиот Зажигательный противотанковый ампул- метатель   Советский Союз 125-мм зажигательный сферический стеклянный снаряд. Его использование было ограничено в 1941 году, а к 1942 году оно устарело.
Метатель бутылок Цукермана Зажигательная пусковая установка противотанковых баллончиков   Советский Союз Насадка для винтовок Мосина-Нагана. Использовались специальные баллоны с зажигательными смесями. Бутылки были произведены в 1942 году, но стали устаревшими, когда войска Красной Армии были оснащены дополнительными противотанковыми орудиями и винтовками.

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива — 100 л — 100 км (Ausf. A) либо 125 л — 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме — ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы — 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530×80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B — пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190×85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670×140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец — сзади.Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы — 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 — 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов — 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG — 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения — 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Прогресс горькой ценой

После Первой мировой войны тяжёлые времена для Европы отнюдь не закончились. Рухнули империи, континент был охвачен революционными волнениями. Российская империя раскололась, и на её территории разразилась новая, теперь уже гражданская, война.

Вместе с тем не осталось, наверное, ни одной технической или научной отрасли, которая за четыре страшных военных года не совершила бы огромного скачка вперёд. Первая мировая ознаменовала наступление машинного периода войны. Отныне она велась в трёх измерениях, химическое оружие продолжало собирать жатву и в пору межвоенья, а слово «танк» стало интернациональным. Великая война, по сути, стала колыбелью современной цивилизации. Но не застраховала прошедшие через её горнило «потерянные поколения» от нового мирового пожара. И в этом заключается главный урок 1914–1918 годов.

Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики

Литература

  • Кочнев Е. Д. [https://slovari.yandex.ru/~книги/Военные%20автомобили Энциклопедия военных автомобилей]. — 2-е изд. — М.: За рулем, 2008. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3.
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. — 288 с. — (Военная техника). — 7000 экз. — ISBN 5-17-010599-1.
  • Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.

Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

 

О книге: Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

   Словосочетание «немецкие танки» в сознании большинства связывается с событиями Второй мировой войны. Однако свое танкостроение Германия начала создавать много раньше — в годы Первой мировой войны.   
Впервые германские танки появились на поле боя 21 марта 1918 г. у Сент-Кантен. Всего за полтора года до этого и всего в полусотне километров от этого места впервые вышли в бой британские танки. Теперь британские войска могли видеть «тевтонский ответ». И впечатление, произведенное танками в тот день на британских солдат, немногим уступило ужасу германской пехоты на Сомме в сентябре 1916-го.   
«Ответ» германцев, по меркам военного времени, изрядно запоздал. Став третьей страной, выведшей на поле боя свои танки, Германия заметно отстала от Великобритании и Франции как по времени начала работ над новым боевым средством, так и по количеству построенных и практически использованных боевых машин. Серийное германское танкостроение периода Первой мировой войны ограничилось постройкой двух десятков «штурмовых бронированных машин» (Sturmpanzerwagen) A7V, а боевое применение своих и трофейных танков — полутора десятками эпизодов в марте-октябре 1918 года. Тем не менее германские конструкторы смогли за короткий срок (при небольшом финансировании) преодолевая скепсис военного руководства, построить серию боевых машин, несколько опытных машин и разработать ряд проектов — от вполне рациональных до довольно курьезных (что естественно для начального периода развития новой отрасли техники). При этом разработку боевых машин пионеры германского танкостроения вели, исходя из собственных взглядов, с использованием доступного опыта британских и французских «коллег», но без прямого подражания им. А первые германские танкисты, хотя и не повлияли существенно на ход боевых операций, успели достичь заметных тактических успехов. Они не только немало напугали британские и французские войска, но и выработали собственные тактические приемы, даже приняли участие в первом в истории бое танков с танками.   
Книга, предлагаемая вниманию читателей, рассказывает о создании танков и специальных вездеходных машин в Германии в 1916-1918 годах, особенностях их устройства и истории производства, об организации, подготовке и боевых действиях первых германских танковых «штурмовых отделений». Кроме танков A7V в книге описаны также опытные танки — от легкого LK до первого в истории реально построенного сверхтяжелого танка K-Wagen, а также ряд проектов, не воплощенных «в железо», но отразивших направления мысли конструкторов боевых машин того времени. Первые германские танки появились в конце Первой мировой войны, и в истории их создания и применения, естественно, проявился накопленный боевой опыт. С другой стороны, их собственный опыт был использован в дальнейшем. Это добавляет интереса теме «танки в кайзеровской Германии».   
Эта книга восстанавливает подлинную историю создания первых «панцеров» и боевого применения «Sturmpanzerkraftwagen Abteilung» («Штурмовых отделений бронированных машин») на заре танковой эры, когда каждый A7V имел собственное имя («Мефисто», «Зигфрид», «Вотан», «Хаген», «Циклоп», «Геркулес», «Старый Фриц», «Эльфриде» и т.п.), которое писали на броне рядом с тевтонскими крестами и изображением «Адамовой головы» (черепа с костями) — символа готовности к смерти и бессмертия духа.

Год издания: 2011Язык: РксскийСтраниц в книге: 128Качество: Отсканированные страницыФормат: PDFРазмер файла: 47,4 Мб

 

Скриншоты страниц:

Скачать книу: Первые германские танки. «Тевтонский ответ»

Поиск по сайту

производство

Стриж: описание

Самоходная артиллерийская установка

Франция
  • на грузовике De Dion-Bouton
  • Самоходка Renault FT †
  • Самоходка Renault FT STA †
  • САУ Renault FT STAV †
  • Самоходная пушка Saint Chamond 120 мм L †
  • 155-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF †
  • 194-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF ‡ (50 построено с апреля 2018 г.)
  • † (1 построен и испытан в июле 1918 г.)
  • Самоходный миномет Saint Chamond 280 мм TR ‡
  • † (построено 1 шт.)
Германия
  • Зенитный танк A7V †
  • Leichte Kraftwagengeschutze 7,7-см зенитная артиллерийская установка L-27
Италия
Россия

76-мм зенитная пушка Руссо Балт Т

Gun Carrier Mark I мог перевозить британскую полевую пушку над трудной землей , но на практике использовался больше для подавателей

Великобритания
  • Огневой эсминец № 1, 1А, 2 и 3 *
  • Gun Carrier Mark I (носитель на базе танка Mark I для 6-дюймовой гаубицы или 60-фунтовой пушки)
  • Бронированный зенитный грузовик Pierce-Arrow (40-мм 2-фунтовая пушка QF на шасси грузового автомобиля)
Соединенные Штаты
  • 3-дюймовая зенитная пушка Holt 55-1 † (поставлена ​​в 1917 г.)
  • Holt Mark I ( 8-дюймовая гаубица ) † (3 построены и испытаны в 1918 году)
  • Holt Mark II ( 155-мм орудие M1918 ) †
  • Holt Mark III ( 240-мм гаубица ) †
  • Holt Mark IV (240-мм гаубица) †
  • 3-дюймовая зенитная пушка Christie †
  • 8-дюймовая самоходная гаубица Christie †

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности.

(3

Танки и танковая техника

Лёгкие танки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Mk A Whippet 1916-1917 1917-1918 200 Medium Mk A Whippet развивал скорость 14 км/ч, имел боевую массу 14 т, был защищён броней в 14 мм и вооружён четырьмя пулемётами; экипаж состоял из трёх человек. Запас хода составлял 130 км.

Средние танки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Little Willie 1915 Не состоял на вооружении 1
Mk B 45
Mk C 36

Другие разработки

Обозначение Изображение Годы разработки Годы производства Кол-во, шт. Краткое описание
Gun Carrier Mark I
Мостоукладчик «Ark»

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина

Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г

компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.

«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Бронированные автомобили и грузовики

Группа бельгийских бронеавтомобилей Minerva

Большинство броневиков войны производилось путем строительства бронированных кузовов на базе коммерческих шасси больших легковых и грузовых автомобилей.

Австро-Венгрия
  • Бронеавтомобиль Austro-Daimler
  • Бронеавтомобиль Гонсиор-Опп-Франк *
  • Бронеавтомобиль Юнович
  • Бронеавтомобиль Romfell
Бельгия
  • Бронеавтомобиль Минерва
  • Бронеавтомобиль SAVA
Канада
  • Бронированный Автоавтомобиль
  • Броневик Джеффри-Рассела
Дания

Бронеавтомобиль HtK46 †

Франция

Бронеавтомобиль Peugeot

Белый броневик AM

  • Бронеавтомобиль лучник
  • Бронеавтомобиль Charron
  • Броневик Дион-Бутон 1914 †
  • Бронеавтомобиль Dion-Bouton 1916 года †
  • Бронеавтомобиль Gasnier †
  • Бронеавтомобиль Hotchkiss
  • Бронеавтомобиль латил
  • Бронеавтомобиль Panhard
  • Бронеавтомобиль Peugeot
  • Бронеавтомобиль Renault
  • Renault 47мм автоканон
  • Бронеавтомобиль Vinot Deguinguand †
  • Белый броневик AM
Германия

Эрхардт EV / 4

  • Бюссинг A5P
  • Daimler 15
  • Эрхардт EV / 4
  • Бронированный грузовик Mannesmann MULAG
  • Бронированный полугусеничный шасси Marienwagen II †
Италия
  • Бронеавтомобиль Bianchi
  • Бронеавтомобиль Fiat-Terni
  • Lancia 1ZM
  • Lancia Ansaldo 1Z
Польша

Броневик Пилсудский

Россия
  • Бронеавтомобиль Армстронг Уитворт
  • Бронеавтомобиль Fiat-Izorski
  • Броневик Фиат-Омский
  • Бронированный грузовик Гарфорд-Путилов
  • Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini-Mgebrov
  • Бронированный грузовик Джеффри-Поплавко
  • Броневик Рено-Мгебров
  • Броневик Бело-Мгебров
Великобритания

Бронеавтомобиль Rolls-Royce

Бронеавтомобиль Lanchester

  • Бронеавтомобиль переменного тока
  • Бронеавтомобиль Остин
  • Бронеавтомобиль Делоне-Бельвиль
  • Бронеавтомобиль Ford Model T
  • Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini
  • Бронеавтомобиль Lanchester
  • Бронированный грузовик Leyland
  • Бесподобный броневик
  • Бесподобный бронированный грузовик
  • Бронированный грузовик Pierce-Arrow
  • Бронеавтомобиль Rolls-Royce
  • Бронированный грузовик Сибрук
  • Бронеавтомобиль Sheffield-Simplex
  • Ветровоз Sizaire-Berwick †
  • Бронеавтомобиль Talbot
  • Бронеавтомобиль Wolseley
  • Бронеавтомобиль Wolseley CP
Соединенные Штаты
  • Бронеавтомобиль Davidson-Cadillac
  • Король броневик
  • Бронеавтомобиль Mack †
  • Белый броневик

Немного истории

После окончания Первой мировой войны союзники сделали все возможное, чтобы Германия больше никогда не стала могущественной военной державой. Ей запрещалось не только иметь танки, но даже заниматься работами в этой области.

Однако эти ограничения не могли воспрепятствовать германским военным работать над теоретическими аспектами применения бронетанковых войск. Концепция блицкрига, разработанная Альфредом фон Шлиффеном еще в начале XX века, была доработана и дополнена целым рядом талантливых немецких офицеров. Танки не только нашли в ней свое место, они стали одним из основных ее элементов.

Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, практические работы над созданием новых моделей танков продолжались. Также шли работы над организационной структурой танковых подразделений. Все это проходило в обстановке строгой секретности. После прихода к власти националистов Германия отбросила запреты и в ускоренном порядке начала создавать новую армию.

Первыми немецкими танками, запущенными в серийное производство, стали легкие машины Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. «Единичка», по сути, являлась учебной машиной, а Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки и был вооружен 20-мм пушкой. Pz.Kpfw.III уже считался средним танком, он был вооружен 37-мм орудием и тремя пулеметами.

Решение о разработке нового танка (Panzerkampfwagen IV), вооруженного короткоствольной 75-мм пушкой, было принято в 1934 году. Основной задачей машины должна была стать непосредственная поддержка пехотных подразделений, этот танк должен был подавлять огневые точки противника (прежде всего противотанковую артиллерию). По своей конструкции и компоновке новая машина во многом повторяла Pz.Kpfw.III.

Лучшим был признан проект, разработанный компанией AG Krupp, — VK 2001(K). Военных не устраивала его рессорная подвеска, они требовали заменить ее более продвинутой – торсионной, которая обеспечивает танку более плавный ход. Однако конструкторам удалось настоять на своем. Германская армия остро нуждалась в танке, а на разработку новой ходовой могло уйти много времени, то подвеску решено было оставить прежней, только серьезно ее доработать.

Французские танки

Придуманный Уэллсом термин «сухопутный броненосец» оказался популярным не только в Великобритании. Его использовал, в частности, полковник Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugene Estienne), направив в конце 1915 года генералу Жоффру, главнокомандующему французской армии, предложение о создании новой боевой машины, предназначенной для прорыва вражеской обороны. Эта инициатива получила полное одобрение.

Следует отметить, что во Франции хорошо знали о том, что в Англии планируют использовать гусеничные трактора Холта в военных целях. Эжен Брилье, главный конструктор компании Schneider-Creusot, сам наблюдал за испытаниями этих машин в начале 1915 года. После возвращения во Францию он приступил к разработке бронированной модификации одного из таких тракторов – малогабаритного Baby Holt. Но полковник Этьен полагал, что следует использовать более длинное шасси, и его мнение в конечном счете возобладало.

Первый французский танк получил название Char d’Assault-1 (CA-1), что можно перевести как «штурмовая колесница». Спроектировали его всего за два дня: 20 декабря 1915 года Этьен побеседовал с Брилье, а 22 декабря чертежи уже были готовы.

Французский танк Schneider CA-1.

При взгляде на CA-1 хорошо заметно, что он во многом похож на «маленького Вилли». Это вполне естественно, если учесть, что использовано одно и то же гусеничное шасси. Но если англичане затем отказались от него, то французы подвергли эту исходную основу сравнительно небольшим изменениям. Причин этого было две:

  1. Французским конструкторам приходилось «догонять» — работы в Британии начались намного раньше. Времени на переделку шасси просто не было.
  2. Полковник Этьен рассматривал новую машину прежде всего как мобильный носитель артиллерийского орудия, а не средство буквального «продавливания» оборонительных линий.

Получившийся в результате CA-1 оказался, пожалуй, самым неудачным из всех танков Первой Мировой войны. Размещение пушки в передней лобовой части, причем даже не по центру, а с правой стороны, резко огранило угол обстрела. Это обозначало, что в ходе боя танк придется то и дело поворачивать всем корпусом в сторону цели. Носовой выступ, предназначенный для прорыва проволочных заграждений, оказался слишком тяжелым, машина «клевала носом» при движении.

В дальнейшем танк, созданный компанией Schneider, попытались улучшить. Были разработаны модификации, получившие название CA-2 (облегченная машина с 47-мм орудием) и CA-3 (вариант с усиленным бронированием и более мощным двигателем), но успеха добиться не удалось – исходный проект оказался тупиковым.

Восстановленный французский танк «Сен-Шамон».

Как и CA-1, «Сен-Шамон» представляет собой скорее самоходную артиллерийскую установку, чем танк. Правда, орудие на сей раз установили по оси машины, что всё же несколько лучше.

Проходимость и маневренность «Сен-Шамона» были не на высоте. Танк оказался слишком тяжелым для своего двигателя и непомерно длинным. Последнее во многом было связано с размещением в задней части машины дублирующего поста управления. В ходе «доводки» конструкцию танка пришлось упростить, заменив поворотные башенки командира и водителя на обычные бронеколпаки. Кроме того, были сняты экраны, защищавшие ходовую часть.

В итоге и CA-1, и «Сен-Шамон» оказались явно хуже своих английских «собратьев». Но полковнику Этьену всё же удалось взять реванш – ведь именно он стал инициатором создания лучшего и самого перспективного танка Первой Мировой войны – Renault FT-17.

Впервые Этьен повстречался с Луи Рено еще до того, как обратился к услугам компании Schneider. Но в декабре 1915 года этот предприниматель отказался участвовать в создании танков, сославшись на полное отсутствие какого-либо опыта этой сфере. Но в июле 1916-го Этьен всё же смог переубедить Рено. На этот раз речь шла о создании несколько иной машины, а именно простого по конструкции лёгкого танка, на который можно было бы поставить обычный автомобильный двигатель.

В качестве исходной «базы» был использован CA-2, разработанный ранее инженерами компании Schneider, однако конструкцию все же пришлось в значительной степени переделать. Автором проекта новой боевой машины стал Родольф Эрнст-Мецмаир, однако в работах, особенно на начальном этапе, активно принимал участие и сам Луи Рено. Результатом этих усилий стал первый в мире танк классической компоновки.

Пулеметный вариант французского легкого танка Renault FT-17.

Фото Ил-38

ПОТЕРИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первая мировая война стала одной из самых разрушительных войн в современной истории. В результате военных действий погибло почти десять миллионов солдат, что намного превышает общее число жертв всех войн за предшествующие сто лет. Хотя трудно установить точные статистические данные о потерях, по некоторым оценкам, число раненых в бою достигло 21 миллиона.

Эти колоссальные потери всех сторон, участвующих в конфликте, отчасти стали результатом применения нового оружия, такого как пулеметы и отравляющие газы, а также неспособности военачальников адаптировать свою тактику к более механизированному характеру вооруженной борьбы. Политика нанесения максимальных потерь противнику, особенно на Западном фронте, стоила жизни сотням тысяч солдат. 1 июля 1916 года были понесены самые большие потери живой силы за один день – одна только британская армия потеряла более 57 тысяч человек на Сомме. Наибольшее число погибших было в армиях Германии и России: эти цифры предположительно составляют 1 773 700 и 1 700 000 человек соответственно. Франция потеряла шестнадцать процентов всего мобилизованного состава своих вооруженных сил – самый высокий показатель смертности среди развернутых войск.

Никакие официальные организации не вели точный счет потерь гражданского населения в годы войны, но согласно оценке специалистов, в качестве прямого или косвенного результата военных действий погибло 13 миллионов мирных жителей. Смертность, как военного, так и гражданского населения, достигла своего пика в конце войны в результате эпидемии «испанки» – самой смертоносной эпидемии гриппа в истории человечества. В результате конфликта миллионы людей были насильственно выселены из своих домов или вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания в Европе и Малой Азии. Ущерб, нанесенный зданиям и промышленным объектам, был катастрофическим, особенно во Франции и Бельгии, где шли самые тяжелые бои.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector