Забытое детище поликарпова

Содержание

Содержание

«БОИНГ RC-135V/W РИВЕТ ДЖОЙНТ» — уникальный радиолокационный разведчик

Самолет электронной разведки (США)

В «щеках» (наплывах-обтекателях) RC-135V/W находятся электронные системы радиолокационного оборудования

В настоящее время в США RC-135V/W считается основным средством обнаружения различных источников радиоизлучения. Это один из членов семьи самолетов-разведчиков под общим названием RC-135. Он создан в 1973 году из машины фото- и электронной разведки RC-135C. От предшественника отличался особым удлиненным носом, начиненным разведывательной аппаратурой, а также множеством разных антенн на крыле и под днищем.

Разведчику присвоили имя «Ривет Джойнт» (Rivet Joint), что означает «заклепочное соединение». Экипаж был самым большим за всю историю разведывательной авиации: 3 оператора средств радиоэлектронной борьбы; от 12 до 16 человек, ведущих наблюдение за противником; 7 технических операторов, выполняющих анализ радиоэлектронных излучений; специалист, составляющий карты радиоэлектронных излучений, с 2 помощниками; 2 оператора, ответственных за обнаружение нестандартных или неопознанных сигналов. Кроме того, был оператор для передачи данных другим самолетам и 2 человека, занимающихся техническим обслуживанием.

Гребешки на верхней части фюзеляжа — это антенны радионавигации и радиосвязи

Шесть «Ривет Джойнт» участвовали в операции «Буря в пустыне». Сейчас в составе ВВС США находятся 14 машин модификации «V/W»; 2 самолета модификации «U» с полностью секретным оборудованием; 2 модификации «S», собирающие сведения о проходящих испытаниях баллистических ракет. Все они оснащены по последнему слову американской разведывательной техники.

Пилоны со штангами, установленные на верхней части крыльев, — это антенны системы высокочастотной связи

В носовом обтекателе RC-135V/W расположен мощный радиолокатор

Модификации

  • U-2A — первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолётов;
  • U-2B — двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолётов;
  • U-2C — улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками;
  • U-2D — улучшенный двухместный учебный вариант;
  • U-2CT — улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с изменённым расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах;
  • U-2G — вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолёта; предназначались для базирования на авианосцах
  • U-2R — увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин;
  • U-2RT — улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина;
  • U-2EPX — морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США, построено 2 экземпляра;
  • WU-2 — вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований;
  • TR-1A — тактический разведчик на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновлённой авионикой и улучшенным оборудованием РЭП, построено 33 экземпляра;
  • TR-1B — двухместный учебный самолёт для обучения пилотов TR-1A, построено 2 машины;
  • ER-2 — два самолёта TR-1A, переданные НАСА и переоборудованные для научных целей. Использовались в программах исследований земных ресурсов, атмосферы и океана;
  • U-2S — новое обозначение модели TR-1A; обновлён двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS, переоборудована 31 машина;
  • TU-2S — новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины.

Конструкция

Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд.
Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.

Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.

Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх.
При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.

Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полёта, при взлёте и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указания пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.

С каким весом не берут в армию

Если при обследовании выявлено, что вес юноши находится в пределах пониженного, его все равно возьмут на службу. Но это возможно в случае, если дефицит мышечной или жировой ткани вызван особенностями конституции и другими физиологическими параметрами. То есть заболеваний у него нет. Берут ли в армию с недостатком веса в других ситуациях?

При недостаточности питания шанс откосить от армии минимальный. Можно получить отсрочку и пройти дополнительное обследование, во время которого врачи приведут вес в норму. В армии таким солдатам могут давать двойной паек для увеличения массы тела.

Первым делом будущего солдата отправляют к гастроэнтерологу или эндокринологу, опираясь при этом на жалобы. Если врачи при дополнительном обследовании не обнаружили отклонений в состоянии здоровья, то юноша получает категорию годности «Б-3» с ограничением по физической нагрузке. В армию он пойдет, но не сможет попасть в некоторые войска (например, в морскую пехоту, воздушно-десантные войска).

Такими солдатами обычно являются молодые люди астенического телосложения: это их особенность конституции, но не патологический процесс. Недовес в этом случае не помешает прохождению военной службы, а двойной паек, по мнению военных врачей, позволит компенсировать недостаток веса и обеспечить организм всеми необходимыми веществами.

Поэтому по недовесу получить военный билет с присвоением категории «В» можно в двух случаях:

  1. Если вес менее 45 кг при обследовании.
  2. Если в ходе дополнительного обследования врачи выявили серьезные патологии, которые привели к выраженному дефициту массы тела.

Если дефицит массы тела спровоцирован острым воспалительным процессом или обострением хронического недуга, призывнику дается отсрочка на полгода, во время которой он проходит нужных специалистов и восстанавливает свое здоровья. По завершению этого срока снова решается вопрос о годности юноши к службе в армии с прохождением медицинской комиссии.

Конструкция

Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд.
Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.

Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.

Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх.
При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.

Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полёта, при взлёте и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указания пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.

Конструкция

Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд.
Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.

Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.

Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх.
При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.

Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полёта, при взлёте и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указания пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.

Официальные языки

Самолет Первой мировой войны

O-57 Grasshopper в Национальном музее ВВС США

A de Havilland Mosquito PR Mk XVI (F-8) из 654-го дивизиона Восьмой воздушной армии в ВВС Великобритании Уоттон, 1944 г.

Североамериканский самолет фотографической разведки и картографии B-25D (F-10) Mitchell

Североамериканский P-51C-5-NT Mustang (F-6C) Серийный номер 42-103368 15-го TRS на аэродроме Санкт-Дизлер, Франция, осень 1944 года. На этом самолете летал капитан Джон Х. Хефкер, который использовал его для сбить три вражеских самолета в июне 1944 года.

Самолет фоторазведки P-38G (F-5A)

Разведывательный самолет Lockheed P-38J из ( ), Королевские ВВС Маунт-Фарм (отделен от ВВС Фулшэм вместе с блоком радиолокационного противодействия 192-й эскадрилье Королевских ВВС ), Англия, сентябрь 1944 г. — февраль 1945 г.

Boeing B-29-95-BW (F-13) Superfortress «Kee Bird», 45-21768 46-я разведывательная эскадрилья , 1947 г.

Самолет фоторазведки Northrop F-15A Reporter

Североамериканский RB-45C-5-NA Tornado 48-033, 91-е стратегическое разведывательное крыло

Разведывательный бомбардировщик Boeing RB-47E Stratojet

Boeing RB-50F серийный номер 47-144, 55-е стратегическое разведывательное крыло

РБ-57А из 363-го тактического разведывательного крыла, 1954 г.

Североамериканский RF-100A-10-NA Super Sabre 53-1551. Используется отрядом № 1 7407-го отряда поддержки 7499-й группы поддержки. Разбился около Нейденбаха, Западная Германия, 1 октября 1956 года. Пилот благополучно катапультировался.

Эсминец Douglas RB-66B-DL, серийный номер 54-0419, 25-е тактическое разведывательное крыло, 1965 г.

Martin / General Dynamics RB-57F-CF 63-13291, 7407-я эскадрилья боевой поддержки, Рейн-Майн, Западная Германия. 30 мая 1974 г. самолет был переведен в AMARC как BM0106.

SR-71 Блэкберд

ДПЛА извлекаться в воздухе с помощью Сикорски CH-3E

Хищник запускает ракету Hellfire

RQ-4 Global Hawk (02-2010) на авиабазе Бил

MC-12W Liberty (08-0376) из 362-й экспедиционной разведывательной эскадрильи, объединенная база Балад, Ирак

Первоначально пилотируемый с пилотом и наблюдателем, наблюдатель часто делал наброски земли внизу. Вскоре некоторые английские наблюдатели подумали, что было бы проще и точнее использовать свои камеры для фотографирования позиций противника. К сожалению, обе стороны знали, что если они получали ценную информацию от своих пилотов, другая сторона должна была делать то же самое, и самолеты были вооружены, чтобы сбивать друг друга. После войны Англия подсчитала, что ее летчики сделали полмиллиона фотографий за четыре года войны, а Германия подсчитала, что если вы положите все ее аэрофотоснимки рядом, они покроют площадь в шесть раз больше Германии.

Соединенные Штаты не производили самолетов собственной конструкции для боевых действий во время Первой мировой войны; однако несколько британских и французских проектов использовались авиационными эскадрильями Air Service для разведывательных миссий.

Airco DH.4

Британский двухместный биплан-дневный бомбардировщик, используемый Воздушной службой; DH-4-BP Экспериментальная фоторазведочная версия. Производился по лицензии в США и использовался ВВС США до 1932 года.
  • Breguet 14
  • Салмсон 2A2
Французский самолет-разведчик-биплан.
  • Королевский авиазавод FE2
  • SPAD S.XIII

Российский ответ Америке

Примечания

  1. Кузнецов Г. И. «ОКБ Н. И. Камова. Том 1»

А фильм «Приключения Электроника», там ведь в финале тоже Ка-26 ? Поправьте, если ошибаюсь.

Модификации

  • U-2A — первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолётов;
  • U-2B — двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолётов;
  • U-2C — улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками;
  • U-2D — улучшенный двухместный учебный вариант;
  • U-2CT — улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с изменённым расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах;
  • U-2G — вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолёта;
  • U-2R — увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин;
  • U-2RT — улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина;
  • U-2EPX — морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США, построено 2 экземпляра;
  • WU-2 — вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований;
  • TR-1A — тактический разведчик на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновленной авионикой и улучшенным оборудованием РЭП, построено 33 экземпляра;
  • TR-1B — двухместный учебный самолёт для обучения пилотов TR-1A, построено 2 машины;
  • ER-2 — два самолёта TR-1A, переданные НАСА и переоборудованные для научных целей. Использовались в программах исследований земных ресурсов, атмосферы и океана;
  • U-2S — новое обозначение модели TR-1A; обновлён двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS, переоборудована 31 машина;
  • TU-2S — новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины.

Конструкция

Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд.
Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.

Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.

Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх.
При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.

Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором пилот находится во время полёта, при взлёте и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указания пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.

Ссылки

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

И получили по носу

Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолёт нарушил государственную границу СССР над Баренцевым морем в 22 километрах севернее мыса Святой Нос и был сбит советским истребителем. «Обязательно им нужен был этот Святой Нос, — пошутил на пресс-конференции 12 июля Никита Сергеевич Хрущёв. — И вот возле этого Носа они и сунули к нам свой нос».

В течение десяти дней, пока Никита Хрущев находился в зарубежной поездке, советская сторона ничего не сообщала об уничтожении самолёта-нарушителя. Видимо, ждали его возвращения и соответствующих решений. Впрочем, на пресс-конференции с участием советского лидера речь шла только о финальной стадии этой драматической истории.

Подробности штурман и второй пилот первые лейтенанты ВВС США Джон Маккоун и Фримен Олмстед (из шести членов экипажа американского самолёта только они остались в живых) рассказали на следствии в Комитете государственной безопасности СССР.

Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47 ровно через два месяца после того, как над Уралом был сбит U-2, пилотируемый старшим лейтенантом американских ВВС Френсисом Пауэрсом

И мировую общественность интересовало, что же это было: или американцы пошли на обострение международной обстановки, поэтому устроили авантюру, или RB-47 просто заблудился? Действия экипажа, подкреплённые показаниями самих пилотов позволили советской стороне сделать вывод о том, что это была заранее спланированная шпионская акция с задачей произвести разведку стратегически важного района СССР и проверить, будет ли засечён бомбардировщик, переоборудованный в дальний разведчик и получивший индекс RB-47

fishki.net
Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47.

Принадлежавший авиационному подразделению американской военно-стратегической разведки самолёт взял старт с американской военной базы в Брайз-Нортон (Англия) 1 июля 1960 года в 10 часов по гринвичскому времени и направился по маршруту, проходившему вдоль северных границ Норвегии и Советского Союза. Подобные полёты совершались и ранее, но…

Особенности полёта состояли в том, что штурману приходилось вносить поправки: самолёт почему-то всё время отклонялся от запланированного маршрута. На следствии Джона Маккоуна спросили: «Мог ли командир экипажа обойтись без штурмана?» Подумав, пилот ответил, что капитан Палм, будучи опытнейшим лётчиком (к тому времени он, образно говоря, облетел весь мир), вёл самолёт самостоятельно. К восемнадцати часам по московскому времени RB-47 уже летел над Баренцевым морем, под крылом были воды СССР.

flickr.com
Boeing RB-47 Stratojet в Музее ВВС США. Дейтон, Огайо.

Зачем нужны самолеты-разведчики

В 60-х годах в мире разгорелся очередной шпионский скандал: советским ПВО удалось сбить под Свердловском (ныне — Екатеринбург) американский самолет-разведчик U-2, управляемый пилотом Гарри Пауэрсом. Пилот попал в плен и позднее его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

После этого полеты U-2 над СССР прекратились, но до этого, всего за 24 вылета, американцам удалось раскрыть месторасположение многих стратегически важных предприятий, военных частей и аэродрома Байконур. И это не говоря о том, что, благодаря этим полетам, американцы смогли определить примерное количество советских стратегических бомбардировщиков и их расположение.

Конечно, сегодня возможности спутниковой разведки гораздо больше, чем в середине прошлого века. Но все равно, спутников на орбите все еще мало, пролетают они над нужным районами не так уж и часто, и при этом могут не иметь возможности сфотографировать нужный район из-за плохой погоды или видимости. К тому же спутники не могут вести радиоэлектронную разведку.

Поэтому самолеты-разведчики все еще нужны. И у России есть два небольших семейства самолетов-разведчиков.

И потом его все-таки сбили?

Да. Хотя один из главных локальных успехов Советского Союза в холодной войне стал миксом из совпадений, везения и расслабленности. К тому же успех оказался со вкусом трагедии, о которой никто не вспоминает. По официальной версии, все было легко и просто. 1 мая 1960-го в районе Свердловска (ныне Екатеринбург) первым же выстрелом ракетного зенитного комплекса С-75 «Двина» был сбит самолет-разведчик U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом. Пилот жив, задержан и дает показания. Почти все так и было. В действительности ракет выпустили минимум восемь (по некоторым источникам — 14), причем одна из них сбила МиГ-19 Сергея Сафонова, также летевшего на перехват разведчика. Летчик погиб.

История

Ещё в XIX веке для разведки войск противника применялись воздушные шары и воздушные змеи, с помощью которых поднимали наблюдателей.

Во время первой мировой войны для ведения разведки стала широко привлекаться авиация (собственно, воздушная разведка в интересах сухопутных войск и была одной из приоритетных задач первых военных аэропланов). Для подтверждения достоверности разведывательной информации стали использоваться фотокамеры, тогда же был разработан первый полуавтоматический аэрофотоаппарат. В авиации появилась специальность «лётчик-наблюдатель».

Перед второй мировой войной, а также в её ходе противоборствующие стороны широко использовали самолёты-разведчики, осуществляющие визуальное наблюдение, картографирование местности, а также фотоконтроль результатов бомбометания (огневого воздействия), для чего в подавляющем большинстве случаев использовались переоборудованные установкой фотооборудования серийные самолёты. Впрочем, уже тогда появились специализированные ЛА: немецкий тактический разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189 (Focke-Wulf Fw 189), американский разведчик-наблюдатель Curtiss O-52 Owl, разведчик Northrop F-15 Reporter, японский разведчик «тип 97» (Mitsubishi Ki-15), и мн. др. (см. «Разведывательные самолёты Второй мировой войны»). Для военно-морских сил странами разрабатывались различные специализированные морские самолёты-разведчики корабельного и берегового базирования, гидросамолёты, а также стартующие с корабельных катапультных установок.

В послевоенные годы, с бурным развитием авиации в мире и интенсивной разработкой новых видов авиационного оборудования, сохранилась тенденция применения серийных ЛА, как правило, дооснащённых или модифицированных для решения круга задач, для ведения различных видов разведки. Впрочем, создавались и узкоспециализированные самолёты, как правило — это были высотные или скоростные разведчики (американские Lockheed U-2, Lockheed SR-71, советские Ил-20, М-55 и др.)

Сколько галактик во Вселенной?

«ЛОКХИД U-2» — американский шпион

Высотный стратегический разведчик (США)

Под крыльями U-2 — два съемных «суперконтейнера» для спецаппаратуры

Работы над самолетом-разведчиком, способным летать на высоте более 20 км и преодолевать расстояние свыше 9000 км, начались в США в 1954 году. Уже через год такая машина поднялась в воздух. Самолет U-2 почти сразу был взят на вооружение ЦРУ. Невидимый и неслышный, отделенный от наземных средств наблюдения многими километрами, он начал совершать разведывательные полеты над большинством стран мира.

Начиная с 1956 года, поднимаясь с натовского аэродрома в Инчирлике (Турция), «Локхиды» закружили и над территорией СССР. Один такой самолет, пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом, был сбит в районе Свердловска 1 мая 1960 года. Два года спустя еще один, принадлежавший правительству Тайваня, поразили над территорией Китая.

После этого U-2 подвергся значительным переработкам, самая серьезная из которых вылилась в появление модификации «R». Первый полет обновленного разведчика состоялся 28 августа 1968 года. Самолет увеличился в размерах и весе, но зато у него появились более мощные двигатели и большие топливные баки.

Над фюзеляжем U-2R установлен обтекатель системы Senior Span, предназначенной для передачи разведданных на сверхбольшие расстояния в режиме реального времени

Полеты на U-2 были довольно тяжелым испытанием для человеческого организма. Часто приходилось лететь с выключенным двигателем, в режиме планирования. Пилот, одетый в гермошлем и высотный костюм, не мог ни есть, ни пить, к тому же был лишен возможности переговариваться с землей.

Лейтенант Пауэрс прямо перед вылетом в СССР случайно узнал от механика еще одну особенность этой машины: оказывается, катапультируемое кресло было снабжено взрывчатым устройством, чтобы пилот, покинувший самолет, не достался врагу живым. Сам Пауэрс выбирался из самолета без помощи катапульты и, пребывая долгое время в свободном полете, лишь возле самой земли раскрыл парашют. Сейчас на вооружении ВВС США находятся 35 таких машин, носящих теперь имя TR-1.

Полет на U-2 может длиться 12 ч, поэтому в кабине установлено устройство для подогрева пищи, аналогичное разогреву космической еды в тубах

На U-2 применена необычная схема шасси: основная передняя опора, вспомогательная задняя и поддерживающие опоры на крыльях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector