От изобретателя мышеловки
Содержание:
- [править] История создания
- Для чего пулемет охотнику
- Разработка вертолета.
- Когда отмечается День Государственного флага Российской Федерации
- Пулемёт «Максим» в России.[править]
- Рабочая лошадка пехоты
- Короткая служба и спорная отставка
- История разработки многоцелевого истребителя Су-35
- Финальный аккорд и долгая слава
[править] История создания
А, вот, википедия говорит, что «Традиционная пружинная мышеловка была изобретена Хайремом Максимом, который также изобрёл пулемёт Максим.» Да, чувак не был гуманистом. |
— Хабраюмористы |
Пулемёт был придуман расовым аглицким пиндосом Хайремом Максимом (да, мой юный друг, Максим — это фамилия, а не имя, в которой ещё и ударение на первый слoг, Ма́ксим!) аж в дремучем 1883 году. В нем впервые была применена удачная реализация идеи использования энергии отдачи для перезарядки оружия, что во времена однозарядных армейских винтовок, у которых только начинал появляться магазин, и картечниц с ручным приводом, было просто охренительным хайтеком (особенно доставляет факт, что конструктор хотел запилить автоматическую винтовку, но посмотрев на размеры детища, сказал «Ну нах ёпта!!1» и решил ваять пулемёт). Впоследствии хитрый пиндос портировал оружие на другие калибры и продал лицензию на него многим европейским странам, которые, в свою очередь, наделали кучу модификаций и перделок переделок уже самостоятельно.
Оружие быстро пришлось по нраву английским расовым колонизаторам, поскольку позволяло быстро и без потерь шинковать в капусту толпы диких нигр, китайцев, малайцев и арабов, извлекая из этого немалый профит. Особенно показал себя пулемёт в битве при Омдурмане — для той дикой эпохи, пулемёт с водяным охлаждением пришёлся впору для расстрела набигающих бесчисленных варваров, сражавшихся в средневековой манере «толпой на толпу». По мере отказа от этой тактики сходило на нет и использование водяного охлаждения, значительно увеличивавшего вес пулемётов.
Легендарный пулемёт также стал основой для создания нового класса крупнокалиберных пулемётов. Хотя оба образца, созданных на базе обычного Максима, широкого распространения не получили, однако именно с немецкого MG 18 TuF и британского Vickers .50 пошли современные крупнокалиберные пулемёты.
Что характерно, один из основных конкурентов Максима был разработан тоже американцем — Browning M1917, внешне малоотличимого (из за этого далекие от оружейного дела люди, оба пулемета кличут «максимами») тоже использующего отдачу ствола, но имевшего другой механизм запирания. Оба пулемёта занимали значительную нишу в своём классе до конца ВМВ, уступив место единым пулемётам. Несмотря на свою удачную конструкцию и популярность, у Максима всё же было много других конкурентов на рынке: французские Hotchkiss Mle 1914 и St. Étienne Mle 1907, итальянские Fiat-Revelli Mod. 1914 и Perino Mod. 1908 и австрийские Škoda M/09 и Пулемёт Шварцлозе. Интересная обстановка была в Германии, где кроме сабжа был на службе шмайссеровский Bergmann M1902, однако популярности не снискавший.
Для чего пулемет охотнику
Начнем с того, что охотиться с пулеметом, конечно же, никто не станет. Оружейные компании специально приписывают в паспорте к таким моделям предназначение «для охоты», чтобы их можно было реализовать на рынке. Среди потенциальных покупателей находятся следующие лица:
- коллекционеры исторического оружия;
- любители экзотической развлекательной стрельбы;
- владельцы тиров.
Конечно же, в теории можно использовать пулемет для охоты из засидки, однако вряд ли кому-то понравится идея катить по лесу 60-килограммовое орудие. Да и с транспортировкой такой махины может возникнуть немало проблем.
Разработка вертолета.
В 1960 г. ОКБ Миля М.Л. начало разработку нового транспортного вертолета, который бы заменил собой устаревший Ми-4. Опытный прототип с обозначением В-8 совершил первый полет в июне 1961 г. На вертолете был установлен один ГТД АИ-24 и четырехлопастной несущий винт от Ми-4. Позже конструкторы провели ряд усовершенствований. Силовую установку заменили на два ГТД TB2-117. Несущий винт стал пятилопастным.
Двигатель АИ-24.
Производство и выпуск.
С 17 сентября 1962 г. начались летные испытания. Вертолет полностью оправдал возложенные на него надежды. С 1965 г. он пошел в серийное производство под обозначением Ми-8. Конструкция данной машины оказалась настолько удачной, что его производство и модернизация продолжаются до сих пор. На сегодняшний день Ми-8 является одним из самых распространенных транспортных вертолетов в мире. Было выпущено более 8000 машин в разных модификациях. Вертолет эксплуатируется в более чем 50-ти странах мира.
Ми-8 кабина
По своей конструкции Ми-8 – вертолет одновинтовой схемы. Фюзеляж полумонококовый каркасный состоит из кабины пилотов, грузового отсека и хвостовой балки. Кабина пилотов трехместная рассчитанная на двух летчиков и бортмеханика. Грузовая кабина может быть приспособлена для перевозки грузов или оборудована сидениями для пассажиров. В транспортном варианте погрузка производится через двухстворчатый грузовой люк. Шасси трехопорное неубирающееся. Силовая установка состоит из двух ГТД ТВ2-117А (ТВ3-117МТ), 2х1710 (2х3065) л.с. Несущий винт пятилопастной с цельнометаллическими лопастями. Рулевой винт трехлопастной.
Двигатель ТВ2-117А.
Модификации вертолета.
Существует более 30-ти модификаций этой машины, основными среди которых являются Ми-8Т (транспортный) и Ми-8П (пассажирский). Ми-8АМТШ представляет собой десантно-штурмовой вариант с ракетным и пулеметным вооружением. Вертолет используется для выполнения широкого спектра задач, как в гражданской авиации, так и в ВВС. С 70-х годов Ми-8 использовался во многих военных конфликтах в разных уголках планеты.
Ми-8П (пассажирский).
Ми-8Т (транспортный).
Когда отмечается День Государственного флага Российской Федерации
Пулемёт «Максим» в России.[править]
Cоветский военный плакат.
После успешной демонстрации пулемёта в Швейцарии, Италии и Австрии Хайрем Максим приезжает в Россию. Представители русского военного ведомства и военные конструкторы были очень удивлены, когда им представили оружие, стреляющее с темпом стрельбы более 600 выстрелов в минуту и в конечном счёте заказали Максиму 12 пулемётов под калибр винтовки Бердана 10,67 мм. Пулемёты были доставлены в Санкт-Петербург в середине года. Новым оружием также был заинтересован российский военный флот, он заказал два образца пулемёта для проведения испытаний, а затем в течение – годов закупил ещё 291 новый пулемёт. Поставлять пулемёт «Максим» на вооружение русской армии начало предприятие «Сыновья Виккерс и Максим» в начале 1899 годa. К тому времени винтовка Бердана уже была снята с вооружения, и пулемёты «Максим» были переделаны под калибр 7,62×54 мм русской винтовки Мосина. В российской армии новый вид оружия — пулемёт, отнесли в подчинение к артиллерии. Его установили на тяжёлый лафет с большими колёсами и большим бронещитом. Вес конструкции получился около 250 кг. Планировалось использовать эту установку для обороны крепостей, с заранее оборудованных и защищённых позиций пулемётным огнем планировалось противостоять массированным атакам пехоты противника. Пулемёт оказался на редкость надёжным и эффективным оружием. Производство «Максима» было начато в начале 1904 года на Тульском оружейном заводе. Тульские пулемёты были дешевле, более лёгкие в производстве и надёжнее зарубежных; их затворы были полностью взаимозаменяемы, чего долго не могли достичь на английских и немецких заводах. Самые хорошие результаты показал колёсный станок Соколова, Соколов также спроектировал специальные патронные коробки, двуколку для перевозки боеприпасов, герметичные цилиндры для ящиков с патронами. Одновременно с разработкой более удобного станка был уменьшен вес самого пулемёта, а также переделаны некоторые детали в связи с принятием на вооружение патрона с остроконечной пулей образца 1908 года, что вызвало необходимость изменить в пулемёте «Максим» прицельные приспособления, переделать приёмник, чтобы он подходил под новый боеприпас, а также расширить отверстие втулки надульника, воизбежании слишком большой тряски пулемёта при стрельбе. Пулемёт «Максим» со станком весил более 60 кг, к нему также прилагались пулемётные ленты, машинки для набивки лент патронами, запас воды для охлаждения ствола.
«Максим» после модернизации.править
В ходе боевого применения пулемёта «Максим» стало ясно, что в большинстве случаев огонь ведётся на дистанции от 800 до 1000 метров, а на такой дальности нет заметного отличия в траектории легкой и тяжёлой пуль, с которыми патроны поступали на вооружение. В октябре года, пулемёт прошёл заключительную модернизацию, в ходе которой он был оснащён упрощённым прицельным приспособлением с одной прицельной планкой вместо двух, которые раньше заменялись в зависимости от стрельбы легкой или тяжёлой пулей. В кожухе водяного охлаждения ствола для быстрой смены воды, водоналивное отверстие малого диаметра было заменено широкой горловиной. Также в зимних условиях кожух можно было теперь наполнять льдом и снегом. Со станка пулемёта было снято крепление для оптического прицела, так как он пулемёту не предназначался.
Пулемёты «Максим» образца 1910 года.
Рабочая лошадка пехоты
История русского «Максима» началась, но изначально пулеметы закупались в русскую армию в тяжелом и очень громоздком варианте. На полноразмерном станке, с большими колесами, станиной и щитом они напоминали пушку. Пулеметы вставали на вооружение русской армии, флота и крепостных частей во многом с подачи императора Александра III лично знакомого с пулеметом. Это были пулеметы английского образца, которые изначально адаптировались под русский патрон Бердана. Лишь с принятием на вооружение винтовки Мосина пулемет принял свой неизменный калибр 7.62х54. До 1910 года использовались массивные станки, которые, впрочем, в ходе Русско-японской войны часто меняли на кустарные, но более легкие, варианты которых зависели лишь от творческих способностей мастеривших их расчетов. «Маским» показал свою силу в боях под Мукденом и при обороне Порт-Артура. Командование поняло, что имеет в руках новейшее и грозное оружие.
Наши пулеметчики в годы Русско-японской войны
В 1910 году начался второй этап эволюции русского «Максима». Связан он прежде всего с именем полковника А.А. Соколова, который изобрел для пулемета уже привычный нам колесный станок, получивший имя разработчика, и слегка изогнутый щиток. Так «Максим» принял свой «устоявшийся» внешний вид. Его отличительной чертой стал ролик для подачи ленты, крепившийся к щитку или к телу, новые прицельные приспособления, переработанный кожух и новые короба для 250-патронной матерчатой ленты. Пулемет на станке Соколова стал более маневренным, по полю боя его могли перемещать два человека, а в полностью снаряженном состоянии и с водой в кожухе он весил всего 70 кг.
Легендарная тачанка вооруженная Максимом
В таком виде «Максим» прошел Первую мировую и Гражданскую войны. В тяжелых условиях фронтовой эксплуатации «Максим» получал отличные отзывы солдат, использовавших его. Надежность, перекрывающая штатную, бывало, и в два раза, а при должном уходе – простота и безотказность сделали этот пулемет (кстати, единственный производимый в России) легендой отечественного оружейного дела. Устойчивый станок и прикрывающий расчет щит давали возможность подавлять огнем и буквально косить наступающие цепи пехоты противника. «Максимы» ставили и на бронеавтомобили, и на бронепоезда. К сожалению, обеспечить достаточный количественный выпуск пулеметов в Первую мировую не удалось, другие стороны конфликта (Германия с MG-08 или Британия с «Виккерсом») произвели пулеметов намного больше.
Были и попытки облегчит пулемёт, как этот не пошедший в серию МТ (Максим-Токарев)
Ореол лихости и позже известность на киноэкранах пулемету придала Гражданская война, где часто для мобильности «Максим» помещался в легендарную тачанку – столь популярную в частях РККА и у «махновцев».
Короткая служба и спорная отставка
Испытания обоих вариантов прошли в апреле 1925 года. Помимо комиссии Будённого, в них принимали участие также представители командования РККА, сухопутных войск, ВВС и даже флота. В итоге подавляющее большинство голосов (57 против 8) было отдано за образец Токарева. Первоначально комиссия решила провести ещё и войсковые испытания, передав имеющиеся образцы Колесникова и Токарева в войска Московского, Западного и Украинского округов. Но «ручник» был нужен настолько срочно, что уже 26 мая, не дожидаясь результатов войсковых испытаний, пулемёт МТ («Максима-Токарева») был официально принят на вооружение РККА.
Красноармейцы на учениях с пулемётами Максима-Токарева
Впрочем, «принять» и «произвести» в условиях СССР 20-х годов прошлого века было очень разными вещами. За первый год производства, с июня 1925 по июнь 1926 года, тульский завод выпустил всего 50 пулемётов МТ. Кроме проблем с освоением хоть и базирующегося на уже известном «Максиме», но всё же частично нового по конструкции пулемёта из войск как грибы после дождя полезли замечания о проблемах и требования их устранения.
Поспешность принятия МТ на вооружение, без прохождения полноценных полигонных испытаний, не говоря уж о получении результатов войсковых, теперь аукнулась в полном объёме — необходимые изменения приходилось вносить прямо в ходе производства. Это, как и следовало ждать, далеко не лучшим образом сказывалось на его темпах и качестве выпускаемой продукции. Полученный опыт был весьма болезненным и нашёл своё отражение в соответствующих документах:
Гражданская война в Испании: республиканцы с пулемётом МТ в ходе уличных боёв
Однако главной угрозой для МТ стали не проблемы, которые постепенно устранялись, а конкуренты. Поскольку вес в 13 килограммов обоснованно считался слишком большим для ручника, было решено продолжить работы над новым ручным пулемётом, проектируемым Дегтяревым «с чистого листа», без какой-либо связи с «Максимом». Мнение о необходимости снижения веса «ручника» высказывал, в частности, А.А. Благонравов:
Токарев же в процессе доработки МТ оказался вынужден запрягать в одну телегу «коня и трепетную лань». Представленная им в 1926 году «модель №2» хотя и была заметно лучше первого варианта, имела при этом ещё меньше общего с исходным «Максимом» — то есть для производства требовались значительные изменения в оснастке. С другой стороны, сохранившаяся «максимовская» система запирания ствола и связанная с ней часть конструкции всё равно вели к тому, что пулемёт получался сложным и тяжёлым. В итоге после успешного прохождения испытаний образцом Дегтярёва — будущим ручным пулемётом ДП — производство МТ было прекращено.
Испанские реконструкторы, изображающие республиканских пулемётчиков, 2014 год
Общее число выпущенных составило примерно 2500 экземпляров. По мере получения ДП эти пулемёты изымались из войск и отправлялись на склады, но лежать там им пришлось недолго. В 1938 году пулемёт Максима-Токарева в числе прочего вооружения начали отправлять в Испанскую республику. Некоторое количество МТ в конце 30-х досталось и Китаю в рамках «советского ленд-лиза» — то ли коммунистам, то ли гоминьдану.
В оружейной литературе пулемёт Максима-Токарева, как правило, принято оценивать не очень высоко — дескать, был, производился, оказался слишком тяжёлым и ненадёжным, потому и проиграл ДП. По поводу второй претензии спорить достаточно сложно — точных данных об этой «ненадёжности», как правило, не приводится, не удалось их пока найти и автору. Можно также заметить, что и ДП на первых испытаниях тоже не продемонстрировал 100% надёжности, да и впоследствии, особенно во время Великой Отечественной войны, к нему выдвигался ряд претензий.
Пулемёт Максима-Токарева из коллекции Музея отечественной военной истории в Падиково
Что же касается тяжести, то уже в следующем десятилетии на вооружение «одной крупной европейской страны» был принят пулемёт с ленточным питанием, в ручном варианте весивший больше 12 килограммов. Это ничуть не помешало MG 34 стать одним из лучших пулемётов Второй мировой и родоначальником класса единых пулемётов.
Интересно, что лёгкий станок планировалось разработать и для Максима-Токарева, при условии сохранения его на вооружении в штате пулемётных взводов. Вполне возможно, не будь решение о судьбе этого пулемёта настолько радикальным, уже к началу 30-х СССР мог бы получить свой собственный прототип единого пулемёта. Но — не сложилось.
История разработки многоцелевого истребителя Су-35
Су-35 сконструирован на базе опытной модели Т-10, являясь преемником одноместного истребителя 4-го поколения Су-27 и предшественником пятого — Су-57. «Тридцатьпятку» относят к поколению 4++.
В 90-е годы прошлого века под наименованием «Су-35» Россия представляла публике на мировых авиавыставках Су 27М. Однако после изготовления всего трех серийных изделий, эта программа была упразднена из-за нехватки средств, вызванной экономическим кризисом. Зато в начале нулевых руководство государства и военного ведомства поставило перед авиаконструкторами «ОКБ Сухого» задачу более глубокой модернизации истребителя 4-го поколения, создания самолета, ни в чем не уступающего летательным аппаратам, находящимся на вооружении у стран НАТО.
Сборка первого прототипа под рабочим наименованием «Су-35БМ» (последние буквы означали «большая модернизация») началась в 2006 году. Изготовление как опытных образцов, так и серийных изделий поручено Комсомольскому-на-Амуре авиационному заводу им. Ю.А. Гагарина. Первую машину закончили в 2007, тогда же состоялась статическая презентация новинки на авиасалоне МАКС-2007. Многоцелевик повезли на выставку до старта летных испытаний, отложенных на 2008 г.
Взлёт Су-35 для демонстрации посетителям МАКС-2009
19 февраля 2008 модернизированный реактивный истребитель с турбодвигателями производства «НПО Сатурн» наконец взмыл в атмосферу с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский), пилотируемый Заслуженным летчиком-испытателем Сергеем Богданом, впоследствии ставшим Героем России.
Дальнейший путь — от начала воздушных испытаний и до принятия в эксплуатацию:
- 20 февраля 2008 — самолет Су-35 продемонстирован посетившему Жуковский президенту России — Верховному главнокомандующему ВС РФ Владимиру Путину и первому замглавы правительства Виктору Зубкову;
- 7 июля 2008 — премьерный демонстрационный полет, прошедший удачно;
- 2 октября 2008 — взлёт с авиазаводского аэродрома, начало испытаний второго экземпляра, включившие более 20 вылетов;
- 18 августа 2009 — во время МАКС-2009 подписан самый крупный в истории современной РФ контракт по закупке боевых самолетов, предметом которого стали поставки 48-ми серийных Су-35С в течение 2012-2015г.г. По данным военных экспертов, к 2016-му Вооруженным силам РФ фактически передано 46 единиц, из них 24 поступили в авиаполки, остальные — в центры летных испытаний и подготовки военно-авиационного персонала;
- Июль 2010 — разработчиком объявлено окончание предварительных испытаний, полностью подтвердивших соответствие требованиям к бортовому оборудованию, скорости и сверхманевренности. Заявлена готовность истребителя к госиспытаниям с участием летчиков ВВС на эффективность в выполнении боевых задач;
- 3 мая 2011 — первое воздушное испытание самолета Су-35С — готового изделия, выпускающегося серийно;
- 2013 — передача целой партии Су-35С в воздушные войска.
8-11 апреля 2015 состоялись учения, по программе которых пилоты впервые произвели пуски ракет «воздух-воздух». Четыре Су-35С совершили перелет с Дальнего Востока в Московский регион, где участвовали в воздушной части парада на Красной площади в честь 70-летия Победы.
«Тридцатьпятки» на параде Победы в Москве, 9 мая 2015 г.
В декабре 2015 достигнуто второе соглашение на поставку Вооруженным силам РФ 50-ти единиц до 2020 года. По данным на февраль 2020, в войсковом авиапарке российских ВКС пребывает более 60 Су-35. Не менее четырех авиамашин применялись и продолжают использоваться в ходе операции ВС РФ в Сирии. Большее количество многоцелевиков охраняет дальневосточные воздушные рубежи, меньшее — северные.
23 августа 2020 интернет-СМИ со ссылкой на журнал National Interest сообщили, что Су-35С, поступившие на вооружение Воздушных сил КНР, стали решающим препятствием для проведения Пентагоном военных операций в небе над Тихим океаном, направленных на поддержку провозглашенной Китайской Республики (контролирует Тайвань и близлежащие китайские острова). Авторы NI беспокоятся, что Пекин начнет против Тайбэя войсковую операцию, в ходе которой продукция российского авиапрома без труда одолеет и F-16, имеющиеся у тайваньской армии, и штатовские самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) Е-3 в случае их переброски на подмогу островитянам.
В феврале 2020 достигнуто соглашение об отправке одиннадцати самолетов в Индонезию. Впоследствии исполнение контракта было отложено под давлением Вашингтона на Джакарту, но индонезийская сторона заявила, что рассчитается с Москвой (цена вопроса —1,1 млрд USD) и получит истребители вопреки антироссийским западным санкциям.
После успешной эксплуатации машин в условиях военных действий в Сирии, возможные заказчики стали активнее проявлять интерес к самолету. Вероятными следующими покупателями называют Индию и Малайзию. Сообщалось об уже заключенном контракте на 2 млрд USD за 20 единиц с Египтом, но из «Рособоронэкспорта» поступило опровержение.
Думается, в краткосрочной перспективе «тридцатьпятки» непременно будут производить для экспорта в страны Азии, тогда как для отечественных ВКС будут закупаться многоцелевики Су-57, серийное строительство которых стартовало на КнААЗ в мае 2020.
Су-35С на праздновании 100-летия ВВС России
Финальный аккорд и долгая слава
Финальным аккордом для нашего героя стала Великая Отечественная война. Несмотря на многочисленные разработки других пулемётов, шедшие в СССР, «Максим» продолжал оставаться на вооружении. В 1930 году «Максим» модернизировали, добавив в его механику, систему подачи патронов и прицеливания ряд улучшений. Также переоснастили кожух, он стал рифленым (кстати, в фильмах о гражданской войне мы часто видим рифленые «Максимы», которых еще не было). По результатам советско-финской войны крышка для залива воды на кожухе стала еще шире, чтобы можно было вместо воды наполнять кожух льдом и снегом. Так появился пулемет образца 1910/30 года.
Классический Максим обр. 1910/30 года
Появились и модификации легендарного пулемета. Самой известной стала счетверенная зенитная установка на тумбе. Для такой стационарной установки на каждый ствол полагалось по 500 патронов вместо 250, вода циркулировала между всеми кожухами, добавлен был и кольцевой зенитный прицел. Эти установки мы часто видим на фотографиях времен Великой Отечественной, и их успешно применяли для борьбы с низколетящими самолетами противника.
Счетверенный зенитный вариант
Пионером наш «Максим» стал и в воздухе. Под индексом ПВ-1 (пулемет воздушный) он поступил на вооружение первых моделей советских истребителей и штурмовиков.
В годы войны «Максим» уже был морально устаревшим пулеметом, многие конкуренты превосходили его, тем не менее легендарная надежность и простота, а также точность и кучность огня продержали его в войсках до самых последних сражений с вермахтом.
Пример в разобранном состоянии
Высокий профиль пулемета из-за щита не позволял маскироваться, потому расчеты просто снимали громоздкий щит. Неудобств добавляла и матерчатая лента, которая должна была бережно храниться, надо было при этом избегать ее намокания, иначе оружие давало осечку при стрельбе. Да и достать воду для кожуха часто тоже было сложной задачей на поле боя. С 1943 года «Максим» стал заменяться более совершенным пулеметом СГ-43 (Горюнова).
Обратите внимание на щит
Тем не менее пулеметы системы Максима прослужили активно более полувека, обеспечивая во всех концах света огневой поддержкой пехоту. Дольше всех его применяли британцы, а у нас считается, что последние выстрелы из «Максима» в бою были сделаны на Даманском в 1969 году. Интересно, что именно «Максимы» извлекла со складов потерявшая много оружия в котлах 2014 года на Донбассе украинская армия, и они до сих пор применяются там.
В бою зимой
Да и у нас, вероятно, на базах хранения осталось немало «Максимов», которые в отличие от музейных и киношных экземпляров все еще в умелых руках являются грозным оружием и при необходимости могут быть использованы. А если говорить о кино и компьютерных играх, – наш легендарный русский «Максим», определенно, будет жить вечно. Обложка: pinterest.ru