Вертолеты семейства ми-8. история и характеристики

БЕШМЕТ

Разновидности

Для объективного определения показателей необходимо выделять, к какому типу относится вертолет. Максимальная высота полета может быть установлена для четырех подклассов винтокрылых машин, на которые их поделила Международная авиационная федерация (FAI) в соответствии с конструктивными особенностями.

Кроме вертолетов, еще определяют автожиры, у которых основной винт не изменяет угол наклона и используется только для создания подъемной силы. Еще один подкласс – конвертопланы. Их винты вместе с двигателями при взлете направлены вверх, а во время горизонтального полета поворачиваются и работают, как самолетные. Отдельно выделяют подкласс винтокрылов, у которых для создания подъемной силы, кроме основного винта, используются и боковые аэродинамические плоскости на корпусе (крылья).

Еще все геликоптеры разделяют на пять групп в зависимости от взлетной массы: от 500 кг до 4500 кг. Кроме этого, определяют тип назначения: гражданские или военные. Среди них могут выделяться отдельные подклассы в зависимости от специфики использования: транспортные, многоцелевые, поисково-спасательные, пожарные, сельскохозяйственные, вертолеты-краны и прочие.

В живописи

Ключевые направления вертолетного бизнеса

Производство вертолетов и комплектующих

Единственный отечественный разработчик и серийный производитель вертолетов — холдинг «Вертолеты России». Он объединяет пять заводов: Улан-Удэнский авиационный завод, Ростовский вертолетный производственный комплекс «Роствертол», Казанский вертолетный завод, Арсеньевскую авиационную компанию «Прогресс» и Кумертауское авиационное производственное предприятие.

То есть вертолетостроительная отрасль страны сосредоточена в одной корпорации и находится практически под прямым государственным управлением. 

Но кроме непосредственного вертолетостроения, существует сектор авиационного приборостроения, а также производства бортового и наземного оборудования для летательных аппаратов.

Инфраструктура 

Важный сегмент для авиабизнеса — строительство посадочных площадок для вертолетов. Мы вышли на этот рынок шесть лет назад, когда конкурентов среди частных компаний почти не было. 

В связи с ростом отрасли этим сегментом стали интересоваться крупные игроки — строители аэродромов. Как правило, это строительные компании и проектные институты, которые не заточены на узкую вертолетную нишу. 

Проектирование вертолетных площадок подразумевает не только строительно-монтажные работы, но и оснащение объекта технологическим оборудованием, сертификацию, ввод в эксплуатацию. Поэтому новым игрокам приходится обращаться за услугами к специализированным компаниям, ориентированным на оказание услуг «под ключ». 

Также к инфраструктурному сегменту можно отнести производителей оборудования (светосигнального, метеорологического, светодиодного и др.) для вертодромов и посадочных площадок.

Продажа 

Сегмент продаж новых и ресурсных вертолетов иностранного производства разделен между несколькими компаниями. У них можно приобрести технику брендов Robinson Helicopters, Bell, Airbus, AgustaWestland, RotorWay. Новые вертолеты обычно поставляются на заказ. Ожидание может занять от полугода до трех лет, в зависимости от выбранной модели. В этом смысле выгоднее обращаться к официальным дилерам — обычно они заказывают вертолеты заранее.

Также на рынке продаж нужно выделить компании, предоставляющие авиатехнику в лизинг. В России лизинг вертолетов доступен только для юридических лиц. 

Страхование

В России обязательно страхование гражданской ответственности и пилотов от несчастного случая. Без такого полиса пользоваться техникой запрещено. 

А вот авиакаско — добровольный вид страхования, который покрывает риски повреждения или гибели вертолета во время полетов, стоянки или транспортировки. 

Хранение

Хранить вертолет можно дома на зарегистрированной вертолетной площадке. А можно арендовать место у компаний, предоставляющих ангары и вертодромы. 

Ремонт и сервис

Вертолеты, как и автомобили, время от времени требуют ремонта, а также ежегодно проходят техосмотр. Для этих целей созданы компании, предоставляющие техническое обслуживание авиатехники. 

Также в этой нише работают бизнесы, которые специализируются на авиатопливообеспечении вертолетной техники, поставке смазочных материалов для вертолетов российского и зарубежного производства.

Аренда

Из-за высокой стоимости покупки и обслуживания вертолетов, некоторые предпочитают брать их в аренду. Здесь им на помощь приходят авиаброкеры. 

Обучение

В России два главных вуза, где учат гражданских летчиков: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Кроме того, в этих заведениях обучают диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей. 

Частные обучающие курсы предлагают во многих центрах продаж. Курсы должны иметь сертификат Росавиации. 

Обмен опытом

В России создана Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ), куда входят ключевые игроки рынка. Силами ассоциации на регулярной основе проводятся профессиональные форумы, выставки, митапы. 

Чертёж для изготовления томагавка своими руками

Сделать свой собственный томагавк можно двумя способами:

  • Методом ковки;
  • С помощью топора-донора, болгарки и электрического точила.

Рассмотрим подробно два этих способа, после чего разберёмся, как изготовить рукоятку.

Для топора подойдёт металл марки 65г. В качестве альтернативного источника стали можно перековать автомобильную рессору. Сначала выковывается подходящий по толщине прямоугольник, в нём с помощью зубила или пробойника делается отверстие проушины. Потом кузнечным (или обычным) молотом заготовке придаётся нужная форма. Заготовка закаляется, после чего производится слесарная обработка.

Закалка кованого томагавка должна быть зонной — лезвие закалено, а обух обычно не закаливается. После слесарной обработки топор насаживается на заранее подготовленное топорище.

Для изготовления томагавка понадобится донор – обычный топор. В качестве первого опытного экземпляра можно взять дешёвый китайский топор. Только качественного инструмента из него не получится. Хотя если вы боитесь испортить качественный топор, можете попробовать на китайском.

Если вы хотите получить качественный томагавк, используйте старые советские кованые топоры. Хорошей славой пользуются топоры с армейских складов сороковых и пятидесятых годов выпуска.

Сначала нужно сделать чертёж томагавка. Для этого на лист бумаги ложится донор и обводится по контуру. Затем этому рисунку придаётся нужная форма. Следующей операцией будет перенос чертежа с бумаги на топор. Начертив на топоре желаемую форму, следует обрезать лишний металл с помощью болгарки. При резке обязательно используйте защитные очки и перчатки. Не стоит резать слишком быстро, иначе металл перегреется и потеряет закалку. Рекомендуется периодически охлаждать деталь водой. После обрезки заготовка затачивается на электрическом точиле и шлифуется. Если у вас имеется дремель, можно украсить топор надписью или рисунком. Если в процессе работ перегрелся металл, топор нужно заново закалить.

Навигация

История создания вертолета

Данная модель вертолета была полностью готова к концу 1960 года. Каждый год десятки таких гигантов поступали на службу в армию, а также он приходил в гражданские организации, где работал на благо родины. На базе такой воздушной машины был создан еще более тяжелый вертолет В-12. Сам Ми-26 был разработан на базе не менее известного вертолета Ми-6.

Развитее страны предъявляло большие требования к воздушным аппаратам. По этой причине конструкторам пришла идея усовершенствовать существующий Ми-6 и создать более новый Ми-26. Новая машина должна поднимать еще большие грузы, до 20 тонн, и перевозить их на расстояние в 500 километров. Также как для военных операций, так и для гражданского использования новый аппарат должен подниматься на высоту одного километра и больше. Тяжелый вертолет был машиной нового поколения, его рабочее название у конструкторов было «изделие 90». Проект изделия 90, или же Ми-26, был одобрен в конце 1971 года. К постройке первой модели приступили в 72 году, а уже по истечении трех лет вертолет приняла Госкомиссия. Тяжелый вертолет Ми-26 только в декабре 77 года выполнил свой первый полет, и он длился всего три минуты. Первые рабочие модели комплектовались для военного использования, а лишь по истечении еще нескольких лет данной машиной начали снабжать и гражданские организации.

Конструкция и устройство

Вертолёт Ми-8 построен по классической одновинтовой схеме. Фюзеляж вертолёта цельнометаллический, обшивка его гладкая, работающая. В носовой части фюзеляжа – кабина управления с местами для пилотов и лётного техника. В центральной части – грузовой отсек (либо пассажирская кабина, в зависимости от исполнения). Третью часть фюзеляжа представляют собой хвостовая и концевая балки.

В 1967 году на амфибийном варианте Ми-14 началась отработка совершенно новых моторов – ТВ3-117.

Вертолёт Ми-8МТ с новыми моторами пошёл в производство в 1977 году. Также на нём появилась вспомогательная силовая установка – небольшая газовая турбина, предназначенная для раскрутки роторов основной силовой установки при пуске. Предыдущие модели запускались либо от батарей, либо от внешнего стартёра. При отказе одного из двигателей, второй автоматически выходит на режим повышенной мощности, позволяя завершить полёт.

Турбины Ми-8 вращают винты через трансмиссию из трёх редукторов – главного, промежуточного и хвостового. Несущий винт первоначально был аналогичен винту Ми-4 – цельнометаллический, с четырьмя лопастями. В ходе испытаний его заменили, количество лопастей довели до пяти. Шасси колёсное, неубирающееся. Носовое колесо самоориентирующееся. На опытных образцах вертолётов имелись обтекатели колёс, но на серийных машинах от них отказались.

Топливные баки наружные, подвешенные по бортам. Емкость левого бака – 1154 литра, правого, несмотря на внешне более длинный обтекатель – 1044 литра. Объясняется это тем, что под обтекателем правого бака размещён керосиновый отопитель кабин. В грузовом отсеке можно устанавливать до двух дополнительных баков, емкостью по 915 литров каждый. Начиная с модели Ми-8 МТВ, топливные баки выполняются протектированными.

Вертолёты оснащались автопилотом типа АП-34Б. стабилизирующим машину по крену и тангажу (в случае необходимости – и по направлению и высоте). Имеется противопожарная система, позволяющая тушить огонь как в двигателях и ВСУ, так и в керосиновом обогревателе. Гидравлическая система дублированная, питает усилители системы управления.

Разновидности

Для объективного определения показателей необходимо выделять, к какому типу относится вертолет. Максимальная высота полета может быть установлена для четырех подклассов винтокрылых машин, на которые их поделила Международная авиационная федерация (FAI) в соответствии с конструктивными особенностями.

Кроме вертолетов, еще определяют автожиры, у которых основной винт не изменяет угол наклона и используется только для создания подъемной силы. Еще один подкласс – конвертопланы. Их винты вместе с двигателями при взлете направлены вверх, а во время горизонтального полета поворачиваются и работают, как самолетные. Отдельно выделяют подкласс винтокрылов, у которых для создания подъемной силы, кроме основного винта, используются и боковые аэродинамические плоскости на корпусе (крылья).

Еще все геликоптеры разделяют на пять групп в зависимости от взлетной массы: от 500 кг до 4500 кг. Кроме этого, определяют тип назначения: гражданские или военные. Среди них могут выделяться отдельные подклассы в зависимости от специфики использования: транспортные, многоцелевые, поисково-спасательные, пожарные, сельскохозяйственные, вертолеты-краны и прочие.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ2-117А
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1500
Диаметр несущего винта, м 21,288
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом

25,24
18,168
2,5
4,38
5,65
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

5,34
2,34
1,8
Масса, кг:

пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная

6634
11100
12000
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:

в фюзеляже
на внешней подвеске

4000
3000
Запас топлива, л:

в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках

1450
2870
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская

250
225
Потолок, м:

статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический

850
1800
4500
Практическая дальность полёта, км 480
Экипаж, чел. 2-3

Литература

  1. Батуев П. Российские вертолёты под флагом ООН // Крылья Родины. — 1995. — №7. — С. 26-27.
  2. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. — М.: «Бумеранг», «Апрель», 1994. — С. 96.
  3. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: ООО «Попурри», 1999. — С. 347-348.
  4. Вяткин Л. Сенсация в Ле Бурже // Техника — молодёжи. — 1983. — №11. — С. 38-39.
  5. Данилов В.А. Вертолёт Ми-8. — М., 1988.
  6. Ермолаев В. Вертолёт Ми-8 // Крылья Родины. — 1985. — №№ 1-3.
  7. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. — Мн.: «Элайда», 1998. — С. 136-138.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Вертолёты Ми-8 // Авиация и Время. — 1996. — №1. — С. 15-31.
  9. Марковский В.Ю. Оружие «вертушек» // Авиамастер. — 1998. — №4. — С. 46-57.
  10. Ми-8 // Мир авиации. — 2004. — №2. — С. 54-55.
  11. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. — М.: «Любимая книга», 1998. — С. 115-150.
  12. Ружицкий Е.И. Вертолёты. — Т. 1. — М.: «Виктория», АСТ, 1997. — С. 132-139.
  13. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 163-170.

ИстребителиБомбардировщикиШтурмовикиРазведчикиТранспортная авиацияВертолётыМорская авиацияПассажирская авиацияСпортивная авиацияСпециальная авиацияАвиавооружениеОКБАвиазаводыАвианесущая техникаАэродромная техника

Модификации

  • В-29 — прототип
  • Ми-26 — военный транспортный вариант
  • Ми-26А — улучшенный вариант
  • Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
  • Ми-26MS — медицинский вариант
  • Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
  • Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
  • Ми-26ПК — «летающий кран»
  • Ми-26T — гражданский транспортный вариант
  • Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО. Серийное производство модернизированного вертолёта планируется начать в 2012 году.
  • Ми-26TC — грузовой вариант
  • Ми-26ТМ — «летающий кран»
  • Ми-26ТП — пожарный вариант
  • Ми-26ПП — постановщик помех
  • Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
  • Ми-26ТЗ — топливозаправщик
  • Ми-27 — воздушный пункт управления

Ми-27

В середине 1980-х гг. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 году на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий. Машина получила обозначение Ми-27.

Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет.

Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия.

Модификации вертолета Ми-8

  • В-8 — первый прототип Ми-8  одним двигателем АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
  • В-8А — второй прототип с двумя двигателями ТВ2-117, пятилопастным несущим винтом, металлическим рулевым винтом. Первый полёт 2 августа 1962 года.
  • В-8АТ — третий прототип (в десантно-транспортном варианте). Отличался сдвижными блистерами пилотской кабины вместо дверей, сдвижной боковой дверью грузовой кабины. Изготовлен летом 1963 года. В 1964 году переоборудован в «салон». Позже вновь переоборудован в транспортный. 19 апреля 1964 года экипаж В.Колошенко установил на В-8АТ 2 мировых рекорда.
  • В-8АП — четвёртый прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
  • Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 — варианты повышенной комфортности («салоны»). Отличаются двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8М (проект) — модернизированный с салоном на 40 пассажирских мест, удлинённым фюзеляжем и двигателями ТВ3-117. Разрабатывался в 1964-1971 годах.

Ми-8ППА с аппаратурой постановки помех

  • Ми-8ПА — с форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован в Японии в 1980 году.
  • Ми-8 санитарный. Предназначен для перевозки 12 больных на носилках с одним сопровождающим. В санитарный вариант могут быть переоборудованы как пассажирские, так и транспортные вертолёты.
  • Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) — укладчик противотанковых мин. Разработан в 1975 году.
  • Ми-8АД — укладчик противопехотных мин. Разработан в 1978 году.
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АТС — сельскохозяйственный, с баками-контейнерами и распылителями химикатов. Разработан в 1975 году.
  • Ми-8БТ — буксировщик трала. В 1974 году переоборудовано 5 Ми-8Т для разминирования Суэцкого залива.
  • Ми-8ВД — вертолёт радиационной разведки.
  • Ми-8КП — командный пункт поисково-спасательных работ с комплексом связи «Сайгак». Разработан в 1978 году.
  • Ми-8МБ — эвакуационно-медицинский. Оснащён бортовым операционным пунктом. Разработан в 1972 году.
  • Ми-8МТ (Ми-17) — модернизированный, с двигателями ТВ3-117МТ, ВСУ АИ-9В. Рулевой винт установлен с левой стороны.

Модернизированный вариант армейского Ми-8, Ми-17

  • Ми-8П — пассажирский. Салон рассчитан на 28 пассажиров.
  • Ми-8ПП — постановщик активных помех и радиоразведчик. Предназначен для противодействия наземным РЛС. На борту размещен комплекс РЭБ «Поле». Разработан в 1974 году.
  • Ми-8ППА — модернизированный постановщик помех. Разработан в 1980-1982 годах.
  • Ми-8ПС — поисково-спасательный. Разработан в 1976 году.
  • Ми-8Р (Ми-8ГР) — вертолёт ближней тактической разведки.
  • Ми-8С (проект) — скоростной винтокрыл с маршевым реактивным двигателем на центроплане. Разрабатывался в 60-х годах.
  • Ми-8С (второй с таким обозначением) — «салон» на базе Ми-8Т. Разработан в 1969 году.
  • Ми-8СМВ — постановщик помех для защиты фронтовой авиации о ЗРК. Нёс на борту комплекс РЭБ «Смальта-В». Разработан в 1971 году.
  • Ми-8СП — спасательный. В 1977 году переоборудовано 2 Ми-8Т.
  • Ми-8СПА — модернизированный спасательный. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
  • Ми-8Т — серийный транспортный. Отличался круглыми иллюминаторами.
  • Ми-8Т «Макфар 11» — вертолёт для проведения аэрогеофизических работ. В 1981 году в Якутии переоборудовано 2 Ми-8Т.

Ми-8 МЧС России

  • Ми-8ТБ — экспортный вариант Ми-8ТВ. Отличался ПТУР «Малютка».
  • Ми-8ТВ — вооружённый военно-транспортный. Отличается ферменными пилонами для подвески вооружения. Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.
  • Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) — телевизионный разведчик-корректировщик.
  • Ми-8ТГ (второй с таким названием) — вертолёт с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на сжиженном нефтяном газе. Розработан в 1987 году.
  • Ми-8ТЛ — пожарный. Разработан в 1977 году.
  • Ми-8ТЗ — топливозаправщик для вертолётов и танков. Выпускался с 1977 года.
  • Ми-8ТП — «салон». Отличается двигателем ТВ2-117АГ. Выпускается в Улан-Удэ.
  • Ми-8ТЭЧ-24 — летающая мастерская для ремонта Ми-24. Разработан в 1977 году.
  • Ми-8ФСх — сельскохозяйственный. Отличался двигателями ТВ2-117Ф.
  • Ми-9 (Ми-8ИВ) — воздушный командный пункт. Внешне отличался дополнительными антеннами на хвостовой балке.
  • Ми-14 — вертолёт-амфибия.

Самый «экзотичный» вариант вертолета созданный на базе Ми-8. Вертолет-амфибия Ми-14

• Справочник авиации • Советские вертолеты • Вертолеты фирмы Миля •

Какие бывают потолки

Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.

Теоретический, или статический, потолок

Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.

Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.

Теоретический потолок вертолета Bell 407 составляет 3720 м, но в обычных условиях пилоты не набирают такую высоту вертикально

Практический, или динамический, потолок

Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.

На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus H175 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.

Практический потолок Airbus H175 составляет 6 км, но на практике на такой высоте летает только большая авиация

Модификации

Многоцелевые

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ — аббр. от «Транспортный, вооружённый». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
  • Ми-8МТВ-2
  • Ми-8МТВ-3
  • Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части («дельфиний нос»). С конца 2013 года оснащается изделием БУР «Тест-1» взамен САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).
  • Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р.
  • — модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.
  • Ми-171А1 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.
  • Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
  • Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
  • — многоцелевой вертолёт-амфибия.
  • Ми-18 — удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
  • Ми-8МСБ — украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014) и на экспорт.

Воздушные командные пункты

  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
  • Ми-9Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Медицинские

  • Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.

Ударные

Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор». С конца 2011 года оснащается бортовым устройством регистрации «Тест-1» взамен САРПП-12. С конца 2013 года оснащается изделием БУР «Тест-1» с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых). Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищенные топливные баки. Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера. Вооружение: С-8 ракеты в блоках, Атака (ПТУР).

Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

Contents

Модификации вертолета МИ-8

За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных целей. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:

  1. Опытные. Первые образцы, как самого МИ-8, так и его модификации. Иными словами это различные модели данного вертолета, в которые вносили те или иные изменения.
  2. Пассажирские. Из названия понятно, что данные модели вертолетов служат для перевозки пассажиров. Причем, речь идет как о гражданских лицах, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить в себе 18-30 человек, в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
  3. Транспортные. МИ-8 способен нести на себе груз с общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться подобными характеристиками. А из-за возможности использования его для выполнения многоцелевых задач он и вовсе остается вне конкуренции.
  4. Многоцелевые. Помимо всех вышеизложенных способов применения, МИ-8 способен совершать еще один ряд различных боевых задач. Хорошим примером тому может служить установка противопехотных мин в количестве до 200 штук. В некоторых случаях их используют для выполнения ряда технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Известны случаи использования МИ-8 и на поисковых и спасательных операциях. Порой, его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.

Отдельно стоит отметить одну из самых новых модификации вертолета МИ-8, которую сконструировали буквально в конце прошлого года — МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых различных климатических условиях. В отличии от старых моделей, здесь ввели возможность перевоза крупногабаритных грузов путем крепления на внешнюю подвеску вертолета. А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам, у новой версии вертолета появилась возможность вести огневую поддержку для союзной пехоты. Причем, именно благодаря новейшему оборудованию, вовсе не обязательно вести огневую поддержку в дневных условиях.

Ход исследований[править | править код]

Внешние видеофайлы
Видео обнаружения осколков в снегу

Изучение найденных образцов

Образцы метеоритной породы под микроскопом

Осколки метеорита, найденные 23 февраля в Еткульском районе экспедицией Челябинского государственного университета

Под руководством Комитета по метеоритам РАН была сформирована Метеоритная экспедиция Уральского федерального университета под руководством Михаила Ларионова. Уже 16 и 17 февраля учёные осмотрели предполагаемые места падения обломков метеорита и собрали 53 мелких образца, размером не более 1 см, на льду вокруг полыньи на озере Чебаркуль. Данные лабораторных анализов подтвердили внеземное происхождение найденных на льду озера фрагментов метеорита. Подробности о химическом составе сообщил член комитета РАН по метеоритам учёный УрФУ Виктор Гроховский, заявив, что это каменный метеорит из класса обыкновенных хондритов.

19 февраля состоялась вторая экспедиция учёных, в этот раз через населённые пункты к югу от города Челябинск, такие как Еманжелинск, Депутатский, Первомайский. Удалось найти более крупные фрагменты суммарной массой до 1 кг, структура которых соответствует образцам, собранным на льду озера Чебаркуль. Они позволят провести более качественные исследования.

25 февраля было сообщено о находке крупного осколка метеорита массой более 1 килограмма в районе села Еманжелинка и поселка Травники, и о том, что всего было найдено более 100 осколков.

28 февраля был снегопад, в связи с чем поиски обломков метеорита всеми экспедициями приостановлены до весны.

В августе 2013 года специалисты Челябинского государственного университета после проверки сообщили, что одним из местных жителей в районе поселка Тимирязевский был найден фрагмент метеорита весом 3,4 килограмма. В то же время, власти Челябинской области выделили 3 миллиона рублей на поиск и подъём фрагментов метеорита из озера Чебаркуль.

Анализ осколков метеорита, проведённый в Институте геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН, позволил определить состав более точно.

Состав метеорита
Минерал Состав Примечания
Оливин (Mg,Fe)2SiO4 Основа
Ортопироксен (Mg,Fe)2Si2O6 Основа
Троилит FeS Примеси
Хизлевудит Ni3S2 Примеси
Камасит Fe Примеси
Тэнит Ni,Fe Примеси
Хромит (Fe,Mg)Cr2O4 Примеси
Диопсид CaMgSi2O6 Примеси
Плагиоклаз (Ca,Na)Al2Si2O8 Примеси
Стекло полевошпатового состава Примеси

В тот же день были объявлены предварительные итоги лабораторных исследований образцов метеорита в лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН. Они установили повышенное содержание Fe — до 30 %, и повышенный Mg, также обнаружено наличие в его составе Ni, Co и Cu.

24 сентября 2013 года со дна озера Чебаркуль водолазы экспедиции «Язь» подняли фрагмент болида размером с кулак.

16 октября 2013 года со дна озера Чебаркуль (Челябинская область) были подняты наиболее крупные из фрагментов, общей массой 654 кг.

Мошенники пытались продавать фальшивые метеориты в Интернете. Видимо, в этих же целях в Енисейском ювелирном заводе частным лицом были заказаны и изготовлены в 2015 году 100 штук медалей из недрагоценных сплавов якобы для последующей установки в них в Новосибирске кусочков метеорита «Челябинск». Вместе с тем сами учёные обеспокоены перспективами возможного хищнического сбора метеоритов и потери ценного научного материала, и призывают людей сдавать находки учёным в Челябинский государственный университет, они готовы за них заплатить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector