Истребитель
Содержание:
- ВВС США «показали» истребитель шестого поколения
- Самые крупные государства мира по населению
- Sturman 10х40 monocular
- На войне как на войне
- Успешный ход дела
- Шестое поколение
- Первый серийный образец
- «ДАССО МИРАЖ 2000» — гордость Франции
- Полезные материалы
- Первый раунд: выбор специалистов
- Китайские самолёты
- Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось
- Внешние ссылки [ править ]
- Особенности вооружения
- Японский самолёт
- Устройство миномёта 2Б11
- F/A‑18
- Истребительные поколения
- J-20 («Черный орел»)
- «ДАССО РАФАЛЬ» — последний французский истребитель
- Летные характеристики истребителя 6 поколения
- Eurofighter Typhoon
- Заключение
ВВС США «показали» истребитель шестого поколения
Самые крупные государства мира по населению
Население Земли в большей мере и степени сконцентрировано на определённых территориях. Ниже приведён перечень держав, количество людей в которых превышает 80 млн (данные по состоянию на 2016 год):
- Китай, Индия (свыше 1 млрд.);
- США (более 300 млн);
- Бразилия, Индонезия, Нигерия, Пакистан (от 200 млн.);
- Россия, Япония, Бангладеш, Мексика, Эфиопия, Филиппины (свыше 100 млн граждан);
- Египет, Вьетнам, Иран, Германия, Конго (более 8 миллионов жителей).
Именно в этих странах сконцентрировано население планеты. В остальных государствах эта отметка не превышает 80 млн человек.
Sturman 10х40 monocular
На войне как на войне
Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:
- Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
- Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.
Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.
Успешный ход дела
Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.
В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.
Шестое поколение
В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?
Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего — а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.
Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.
Первый серийный образец
Несмотря на неудачу с первым образцом, именно немецким авиаконструкторам удалось раньше всех запустить реактивные самолеты в серийное производство.
На поток был поставлен выпуск модели Me-262. Первый пробный полет этот самолет совершил в 1942 году, в самый разгар Второй мировой войны, когда Германия уже вторглась на территорию Советского Союза. Эта новинка могла существенно повлиять на окончательный исход войны. На вооружение немецкой армии это боевое воздушное судно поступило уже в 1944-м.
Причем выпускался самолет в различных модификациях — и как разведчик, и как штурмовик, и как бомбардировщик, и как истребитель. Всего до конца войны было произведено полторы тысячи таких самолетов.
Эти реактивные военные самолеты отличались завидными техническими характеристиками, по меркам того времени. На них были установлены два турбореактивных двигателя, в наличии имелся 8-ступенчатый осевой компрессор. В отличие от предыдущей модели эта, широко известная как «Мессершмитт», потребляла не так много топлива, имела хорошие летно-технические показатели.
Скорость реактивного самолета достигала 870 километров в час, дальность полета составляла более тысячи километров, максимальная высота — свыше 12 тысяч метров, скорость набора высоты — 50 метров в секунду. Масса пустого воздушного судна была менее 4 тонн, полностью снаряженного достигала 6 тысяч килограммов.
В ходе Второй мировой войны «Мессершмитты» уничтожили 150 самолетов. Потери немецкой авиации составили около 100 воздушных судов. Эксперты отмечают, что количество потерь могло бы быть намного меньше, если бы пилоты были лучше подготовлены к работе на принципиально новом летательном аппарате. К тому же имелись проблемы с двигателем, который быстро изнашивался и был ненадежен.
«ДАССО МИРАЖ 2000» — гордость Франции
Тактический истребитель (Франция)
«Мираж 2000» обладает не самой лучшей маневренностью, но зато оптимизирован для полетов с высокой скоростью на малых высотах
«Дассо Мираж 2000» относится к третьему поколению машин этого семейства. Среди всех реактивных истребителей он представляет четвертое поколение. Как и его предшественники, «Мираж 2000» выполнен по схеме «бесхвостка», то есть лишен хвостового оперения, но зато имеет большую площадь крыла. Истребитель способен отыскивать как земные, так и воздушные цели ночью и в непогоду с помощью телекамеры с лазерной головкой.
В 1978 году эта машина впервые поднялась в воздух. До 1982 года было построено пять опытных экземпляров, после чего состоялся серийный запуск. К 1990 году заказы на поставку таких самолетов общим количеством 440 штук сделали семь стран мира. Сейчас «Мираж 2000» считается основным боевым самолетом Франции и используется, главным образом, в качестве носителя ядерного оружия.
«Мираж 2000» за его треугольное крыло летчики в шутку называют «лопаткой для торта»
В 1991 году он участвовал в кампании в Персидском заливе, однако ни победами, ни поражениями в этих боях не отметился. В общем, по соотношению «цена — качество» данный истребитель уступает самолетам США или России.
Сборочная линия машин «Дассо Мираж 2000» была остановлена в 2007 году. Последний самолет поставлен ВВС Греции. Во французских Вооруженных силах сейчас проводится замена этого истребителя новой машиной «Дассо Рафаль».
На воздухозаборнике расположен гребень, который улучшает поперечную и продольную устойчивость самолета на больших углах атаки
«Мираж 2000» французских ВВС с подкрыльевыми топливными баками заходит на посадку
Полезные материалы
Первый раунд: выбор специалистов
Франция:Дассо-Рафаль»
Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку —Дассо-Мираж» 2000.
Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американскихколлег».
Дассо Рафаль»
Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика(карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.
Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»
Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов,Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть впочти стелс».Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.
Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и уРафаля».
Еврофайтер Тайфун»(фото: David Ellins)
Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.
Швеция: SAAB JAS-39Грипен»
Шведское небо раскрыло объятья первомугрифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеровСааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.
Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.
SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tuomo Salonen)
Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000(фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.
Оценки:
Dassault Rafale — 4,5
Eurofighter Typhoon — 4,5
JAS 39 Gripen — 3,5
Китайские самолёты
J-20 в полёте
J-31 на взлёте
Китай работает над двумя проектами истребителя пятого поколения. По данным американского центра воздушной и космической разведки (NASIC) предполагалось, что Китай может поставить на вооружение свой истребитель пятого поколения уже в 2018 году[прояснить]/уже ж принят/.
Первые фото истребителя Chengdu J-20 появились в интернете в конце 2010 года. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года. В марте 2017 года объявлено, что встали в строй первые самолёты J-20, который, таким образом, стал первым неамериканским истребителем пятого поколения, принятым на вооружение.
Прототип истребителя по другому проекту Shenyang J-31 совершил первый полёт в паре с двухместным J-11BS 31 октября 2012 года. Первые его фотографии появились 15 сентября 2012 года с бортовым номером «31001».
Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось
Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:
- многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей – воздушные, наземные и надводные;
- малая заметность в любых спектрах – от визуального до теплового и электромагнитного;
- уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
- расширенный диапазон возможных режимов полета;
- сверхзвуковая скорость полета.
Внешние ссылки [ править ]
Особенности вооружения
Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.
Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.
Японский самолёт
X-2 (ATD-X) Shinshin в первом полёте
В Японии в 2004 году было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения X-2 (ATD-X) Shinshin, построенного с применением технологии малозаметности. В 2006 году этот проект получил статус перспективной разработки, которая по завершении может быть принята на вооружение. Разработкой Shinshin занимается японская компания Mitsubishi.
Как ожидается, в Shinshin будет использовано несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и широкое применение композитов. В перспективном истребителе будет реализована технология оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолётом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления. В середине 2000-х годов сообщалось, что в ATD-X планируется реализовать технологию самовосстановления управления полётом (SRFCC, Self Repairing Flight Control Capability). Это означает, что бортовой компьютер истребителя будет автоматически определять полученные повреждения и перенастраивать работу системы управления полётом за счёт включения в цепь резервных исправных подсистем. Кроме того, предполагается, что компьютер также будет определять степень повреждения различных элементов конструкции самолёта — элероны, рули высоты, рули направления, поверхность крыльев — и корректировать работу оставшихся целых элементов, чтобы практически полностью восстановить управляемость истребителем.
В апреле 2010 года правительство Японии объявило тендер на поставку реактивных двигателей для прототипов ATD-X Shinshin. Согласно требованиям, реактивные двигатели должны обладать тягой в 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги, который планируется реализовать не при помощи подвижного сопла, а при помощи трёх широких пластин. Такая технология была впервые реализована в США в 1990 году на самолёте Rockwell X-31. Импортные двигатели будут использованы только для испытания прототипов, а серийные истребители получат двигатели XF5-1 разработки японской компании Ishikawajima-Harima Heavy Industries.
8 марта 2011 года генерал-лейтенант Хидеюки Есиоки, руководитель отдела развития перспективных систем ВВС самообороны министерства обороны Японии, заявил, что испытания первого прототипа ATD-X запланированы на 2014 год. По оценке западных экспертов, в случае, если Япония не откажется от реализации программы Shinshin, новый самолёт сможет поступить в войска в 2018—2020 году.
Правительство Японии официально объявило 20 декабря 2011 года, что в качестве нового основного боевого самолёта своих ВВС выбрало истребитель пятого поколения F-35. Такое решение принято на состоявшемся в Токио заседании Совета национальной безопасности под председательством премьер-министра страны Есихико Ноды. В бюджет на 2012 финансовый год заложены предварительные расходы на закупку первых четырёх F-35. Всего Япония намерена приобрести не менее сорока таких самолётов. В дальнейшем речь может идти и о более крупной партии, поскольку Токио придется постепенно полностью заменять на новые машины все 200 имеющихся у Японии F-15.
Устройство миномёта 2Б11
По сути, миномёт 120 мм — устройство с безоткатной конструкцией, устанавливаемой при помощи двуноги и казенника с опорной пятой на жёсткой плите. Она выполняет роль опоры, которая должна размещаться непосредственно на грунте. Поскольку зарядка производится только через дуло, а в условиях боевых действий возможна закладка двойного заряда, первый из которых послужит взрывателем второго, спровоцировав взрыв непосредственно в дуле миномёта, большинство модификаций 2Б11 получили на дульном срезе специальный механизм, предотвращающий подобное действие и как следствие — получение окружающими существенных травм.
По сравнению с образцом 1943 года миномёт 120 мм, характеристики которого получили существенные изменения, отливается из современных материалов, существенно облегчающих его конструкцию и транспортировку. Конструкция была оборудована прицелом модели МПМ-44М, обеспечивающим максимальную точность попадания на расстоянии от 480 до 7100 м. При необходимости МПМ-44 можно увеличить более чем на 2°, обеспечивая поле зрения более чем на 9°.
Немаловажным оказалась ещё и возможность переводить миномёт 120 мм, фото которого представлено ниже, в боевое положение менее чем за 2 минуты, что существенно экономит время на произведение выстрела в условиях неожиданной атаки противника.
В том случае, когда применение 2Б11 проводится в местности, где не проедет машина 2Ф510, миномёт устанавливают непосредственно на гусеничные шасси, существенно облегчая транспортировку орудия.
F/A‑18
Истребитель-бомбардировщик, который разрабатывался в 70-х годах прошлого столетия, на данный момент является основным боевым самолетом, состоящим на вооружении ВМС США.
Аббревиатура без косой черты в данный момент используется только в ВВС Финляндии, а официальным обозначением семейства с 1982 года является именно F/A‑18.
Всего было выпущено более 2 тысяч самолетов, при этом около 450 единиц поставлено на экспорт. Группа высшего пилотажа ВВС США «Голубые ангелы» использует истребители F/A‑18.
Взлет палубного истребителя F\A-18ESuper Hornet из эскадрильи VFA-14 «Tophatters» ВМС США с авианосца
Существует 18 модификаций, в том числе и Super Hornet, который не получил особого признания. Более того, этот истребитель оказался неконкурентным и уступил на бразильском конкурсе ВВС знаменитому Gripen (Швеция).
Новый толчок развитию программы по выпуску истребителей этого семейства был дан после прихода к власти в США администрации во главе с Д. Трампом. Связано это с тем, что данная программа боле экономична, по сравнению с программой по выпуску F‑35С.
Кроме того, эксперты прогнозируют дополнительные закупки F‑18 для ВМС страны, так как работы по достижению полной боевой готовности истребителем F‑35С будут идти вплоть до 2019 года, а то и дольше.
Интерес к F‑18 высказали ВВС Канады (на вооружении этой страны уже имеются такие истребители), планирующие закупить 18 самолетов, а также ВВС Кувейта. В эту страну может быть поставлено 40 боевых единиц.
Исходя из таких обстоятельств, речь о свертывании выпуска истребителей F‑18 не идет, скорее всего, все программы будут продлены до 2020 года.
Истребительные поколения
Существует несколько классификаций поколений истребителей, единых соглашений по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:
Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е или в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком истребителей является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.
Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х или в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-х.
Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы является советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. Также к ней относятся такие машины, как МиГ-23, французский истребитель Mirage F1 и шведский Viggen.
Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению истребителей связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокими маневренными качествами по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Первый опыт использования подобных машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.
Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за развала СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд в этом направлении. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: активное использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.
J-20 («Черный орел»)
Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 – это тяжелый истребитель, созданный по схеме «утка». Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей – отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются новейший самолет России 5 поколения и американский «Раптор».
«ДАССО РАФАЛЬ» — последний французский истребитель
Многоцелевой истребитель (Франция)
На истребитель «Рафаль» установлен один из лучших в мире оборонительных комплексов SPECTRA, который способен отслеживать в автоматическом режиме различные угрозы и ставить им помехи
Освоить производство современного истребителя, машины дорогой и очень сложной, одной стране непросто, в чем убедились члены консорциума «Еврофайтер». Сегодня только три страны в мире способны создать такой самолет, от начала и до конца опираясь на собственные ресурсы: США, Россия и Франция. Последняя к началу 1980-х годов располагала вполне современным истребителем четвертого поколения «Мираж 2000». Однако работы, развернувшиеся в США и СССР по созданию машин пятого поколения в 1990-х годах, вынудили французов поторопиться с его заменой.
Новый истребитель должен был соединить высокую маневренность предшественника — «Миража 2000» и боевые качества американского F/A-18. Новый истребитель был выполнен по компоновочной схеме «бесхвостка». Были применены новинки в системе управления самолетом: например, для информирования летчика использовался речевой синтезатор.
«Рафаль» способен летать с большими углами атаки благодаря наличию переднего горизонтального оперения, которое, кроме того, выполняет функцию аэродинамических тормозов при посадке
Проект получил название «Рафаль» (Rafale), что означает «шквал». В 1986 году опытная машина «Рафаль А» впервые поднялась в воздух.
К 1994 году было совершено 865 пробных полетов, по итогам которых американский двигатель заменили считают, что «Рафаль» обладает реальными преимуществами над истребителями своего класса. По боевой нагрузке он превосходит шведский «Грипен», маневреннее, чем «Еврофайтер», и так же малозаметен на экранах радаров, как американский F-16.
Самолетами «Рафаль» вооружена известнейшая французская эскадрилья «Нормандия — Неман», которая была создана в далеком 1942 году и великолепно себя показала во время сражений с фашистской Германией
«Рафаль» может нести на крыле до 10 современных ракет «воздух — воздух», тогда как его соперники — только 6-8. На сегодня в составе ВВС Франции находятся 63 таких самолета, и еще 19 истребителями «палубной» модификации располагает ее Военно-морской флот. Планируется, что к 2015 году летный парк французских истребителей будет полностью укомплектован только двумя машинами: «Рафаль» и «Мираж 2000».
Летные характеристики истребителя 6 поколения
Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Вероятно, что их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.
Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.
Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны в кабине истребителя и различные нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом (ИН). Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся облика истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.
Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, просто это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается такая ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.
Все это все чаще приводит к вопросу целесообразности нахождения пилота в кабине.
27 июня 2016 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли. Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник показывал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.
Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.
Правда, существует определенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Однако, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота станет пережитком прошлого.
Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель.
Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром).
Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. И непонятно, когда оно наступит. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв в области использования истребительной авиации, пока не существует. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут развиваться быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.
Eurofighter Typhoon
В 1983 году ряд европейских стран заключили соглашение о разработке новой программы, целью которой являлось создание многофункционального истребителя.
После этого Франция, Испания, Германия, Великобритания и Италия образовали консорциум Eurofighter. Из-за возникших разногласий Франция через два года вышла из программы, решив заняться разработками собственного истребителя.
Два истребителя Eurofighter Typhoon из 74-го тактического воздушного крыла Люфтваффе с авиабазы Нойбург, оснащенные ракетами IRIS-T и дополнительными топливными баками, во время учений над Южной Германией.
Первые боевые машины Eurofighter Typhoon были изготовлены к началу 90-х годов, а уже в 1994 году истребитель совершил первый испытательный полет.
С 2003 года начато серийное производство, при этом планировалось сначала изготовить более 700 единиц, но позже участники пересмотрели программу и вынесли решение уменьшить количество до 620 машин.
При этом львиная доля – 232 самолета приходилась на заводы Великобритании, а меньше всех – 87 единиц должна поставить Испания.
Также в программе предусматривалось, что поставки партий истребителей будут осуществляться тремя большими траншами.
Изменений в программе выпуска Eurofighter Typhoon было достаточно, в том числе и по уменьшению стоимости проекта. Именно поэтому странами-участниками было принято решение начать производство истребителя Eurofighter Typhoon упрощенной модификации.
Если говорить об экспортных поставках, то здесь первая партия была отправлена в ВВС Австрии – 15 единиц.
Удачными были переговоры с Саудовской Аравией, согласно контракту в эту страну планировалось поставить 72 машины и поставки уже завершаются в этом году.
С этого года начаты поставки самолетов Eurofighter Typhoon в Оман, партия составляет 12 единиц (два двухместных и десять одноместных самолетов). В июне 2017 две боевых машины уже переданы Королевским ВВС Омана, а остальные истребители будут отправлены в течение 2017-2018 годов.
Как и французский Rafale, самолет Eurofighter Typhoon включен в список тендера в Малайзии, где власти планируют замену российских МиГ-29. Количество единиц – 18, но шансы, что победит именно Eurofighter Typhoon не велики, так как конкурентное преимущество имеет французский самолет.
Зато в прошлом году консорциум подписал выгодный контракт с ВВС Кувейта, согласно которому будет осуществлена экспортная поставка 28 машин. Контракт рассчитан до 2022 года.
Общий объем истребителей Eurofighter Typhoon, на которые есть заказы, составляет 99 единиц, что дает возможность говорить о сохранении производства примерно до 2023 года.
Существенными «минусами» являются высокая стоимость производства истребителя, так как комплектующие и сборка осуществляются в разных странах, а также наличие серьезных конкурентов подобных истребителей в других странах. Только то, что сборка конструкций самолетов происходит в цехах четырех стран, увеличивает в разы расходы на логистику, а значит, увеличивает и стоимость самой машины.