Происхождение, расселение и занятия древних славян

Содержание:

Содержание

Что такое родовая община

Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.

Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) — семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.

При родовой общине было 2 типа имущества:

  • частное — инструменты, животные и так далее.
  • общественное — земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.

Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.

Сведения античных авторов

В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.

В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:

Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

Противостояние с кочевниками

А вот на восточных и юго-восточных территориях ситуация складывалась совершенно иная. В этих регионах к Восточноевропейская равнина граничила со степью и соседями славян стали тюрки — кочевой народ. Степные кочевники, до того времени периодически совершавшие набеги на своих оседлых соседей, стали нападать и на славян. Противостояние с кочевым народом длилось немногим менее тысячелетия. Тюрки образовывали свои государственность на восточных и юго-восточных границах славянских земель. Их государство Аварский каганат существовало в середине 500-х годов и пало в 625 году после поражения Византии. В 7-8 столетиях на той же территории располагалось Бугларское царство. Часть булгар, которые обосновались у среднего течения Волги, образовали Волжскую Булгарию. Другая часть булгар, обосновавшаяся у Дуная, образовала Дунайскую Булгарию. Позднее вследствие ассимиляции местных представителей южнославянского племени и переселенцев-тюрков был образован новый этнос — болгары.

Земли, освобожденные булгарами, были заняты новыми тюрками — печенегами. К их рукам принадлежит основание на территории степей между нижней Волгой, а также Азовским и Каспийским морями Хазарского каганата. Племена восточных славян были порабощены хазарским народом, последний обязал славян выплачивать дань Хазарскому каганату. Господство хазар длилось вплоть до 9 столетия.

Религия восточных славян

Основная статья: Славянская мифология

У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

  • Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
  • «Нечистые мертвецы». Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян.
Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.

Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно. Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.

Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны.

В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Кострома, Кострубонько и др.

Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — «кабинетная мифология».

Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.

Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий, от которого произошло слово «русалка», а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Верования и обычаи

Поскольку древние славяне поклонялись множеству богов, ассоциировавшихся с природными явлениями, их верования получили название «язычество». Наиболее могущественными считались Перун (бог грома и молнии), Ярило (бог солнца), Стрибог (бог ветра), Велес (покровитель скотоводов, бог земли), Мокошь (богиня плодородия, покровительница земледельцев). Восточные славяне верили в леших, русалок, домовых, водяных, кикимор и прочую нечистую силу.

Язычники не строили храмов, проводя обряды среди природы, у подножия каменных идолов. Обожествляя силы природы, восточные славяне поклонялись стихиям и верили в родство с разными животными, поэтому среди проводимых обрядов имели место жертвоприношения. Последние были направлены на обеспечение высокого урожая, здоровье людей и скота, ведь именно от этих факторов зависело благосостояние всей общины или племенного союза (рисунок 4).

Рисунок 4. Традиции и верования племен были языческими

Главными жрецами среди восточных славян были волхвы. В их обязанности входило проведение обрядов, обращение к богам с различными просьбами, изготовление защитных амулетов и т.д. И хотя времена язычества давно остались в прошлом, его отголоски доходят до нас и по сей день, через народное творчество, некоторые обычаи и традиции.

Для чего нужна шпалера

Чтобы сформировать кусты правильной формы и для того, чтобы виноград тянулся вверх, для молодого винограда в возрасте 2-3 лет необходимо построить качественную опору, к которой можно привязывать лозу. Однолетний виноград может спокойно расти без шпалер. С помощью такой опоры можно:

  • контролировать рост виноградной лозы;
  • увеличить количество плодов;
  • облегчить процесс сбора плодов;
  • грамотно организовать пространство участка.

Их можно построить собственными руками на загородном участке для виноградника любого размера.

Выращивание винограда с помощью шпалер:

Основные преимущества

Опора помогает модерировать направление роста побегов так, как вам нужно. Подвязанный виноград больше проветривается и быстрее высыхает после дождя. Следует подвязывать растение так, чтобы оно впитывало максимум солнечного света.

Норманнские воины

Литература

Словене ильменские

Собранные данные о второй половине первого тысячелетия дают возможность ознакомиться со словенами ильменскими, проживавшими на территории Ильменского озера, Новгородской области и Верхнем Поволжье. Эта народность восточных славян оставляла основную численность Новгородских земель.

История словен ильменских сложно просматривается до 10 века, а то немногое, что есть опирается на придания, а значит малодостоверно.Занимая столь большую территорию эта народность успешно развивалась в земледелии, что не приносило основной экономической степени развития. Однако, благодаря даже не большому торговому шагу, они смогли стать основной культурной составляющей и имели лидирующее положение на всей территории.

В период с 870 года на территории прошли междоусобные войны, что сказалось на строительстве основного города Новгорода и после его завершения словене ильменские в источниках указываются как «новгородцы».

Общественный строй и племенные союзы

Изначально восточные славяне жили родовыми общинами, однако с развитием производства родовые связи начали слабеть. Поэтому в состав общин стали входить не только родственники, но и соседи. При этом каждая семья имела свой участок земли, орудия труда и урожай. Однако частная собственность не распространялась на такие природные богатства, как леса, луга и водоемы, которыми пользовались сообща (рисунок 3).

Со временем имущественное состояние семей стало различаться. Лучшие земли сосредотачивались в руках старейшин и вождей, которые преумножали свое богатство, организовывая вооруженные дружины для сбора дани с подвластного населения. 

Начиная с VI века, славянские племена стали объединяться в союзы, которые возглавили самые сильные в военном отношении князья. Постепенно вокруг них стала укрепляться и местная знать. Историки выделяют таких три сильных племенных союза восточных славян, как Славия, Куявия и Артания.

Рисунок 3. Общественный строй славян предполагал строгую иерархию

Наиболее известным стало объединение вокруг племени, проживавшем на речке Рось. По одной их теорий, в дальнейшем это название перешло на всех восточных славян, которые стали называться «русами», а вся территория – Русью.

External links

Соседи

На рисунке показана карта VII – VIII вв.

Ещё до нашей эры, проживая на Северном Причерноморье, славяне соседствовали с киммерийцами, которые были вытеснены скифами, впоследствии – сарматами.

При великом переселении славянские племена отошли на более северные земли. Причиной этого было захватническое поведение восточногерманских племён — готов и гуннов.

Беспокойным соседом был и образованный на южных землях Тюркский каганат, вынудивший славян отойти к лесостепям и болотам. Но и там грозила опасность от набегов кочевников, которые сжигали дома, захватывали в рабство людей и грабили. Славяне отстаивали независимость своих племён, постоянно были готовы к отражению вооружённых кочевников.

История

Вятичи — на фронтире славянского мира

Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулось на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян и долгое время находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие, в первую очередь, на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.

Антропологическая реконструкция вятичей. (spadok.org.ua)

Вятичи жили в лесах на территории современных Московской, Калужской, Рязанской областей и довольно активно торговали со своими соседями разными «дарами леса». Они долгое время сопротивлялись подчинению Киеву — пока Владимир Святой окончательно не установил над ними свой контроль. Христианизация восточного фронтира Киевской Руси тоже проходила очень тяжело — вплоть до 12 века вятичи оставались язычниками и даже убивали присылаемых из Киева христианских миссионеров.

Наверное, тогда мало кто мог бы подумать, что именно эти земли спустя долгое время станут «ядром» нового «собирания русских земель» — сначала с центром во Владимире, а потом и в Москве.

Строительство коттеджей

Стоял на вооружении

Малые знания – такие же печали

Интересно, одновременно смешно и грустно, но еще на рубеже XX века познания человечества об устройстве Большой Вселенной не сильно отличались не только от представлений средневековых астрономов, таких как Коперник или Кеплер, открывших законы, по которым вокруг Солнца движутся планеты его системы, но и от наблюдательных, более далеких предков, в том числе жрецов, шаманов, тоже знавших, что на ночном небе видны звезды, страшно далекие от Земли.

Это подтверждают следующие факты:

  • Всем известная туманность Андромеды, в том числе по одноименному фантастическому роману замечательного писателя И.А. Ефремова, на поверку оказалась галактикой, а не планетарной системой (!), похожей на Солнечную, возможно, заселенной дружелюбными к землянам гуманоидами, как думали до этого многие, включая астрономов.
  • Обнаружилось это двумя путями: появлением телескопов с диаметром зеркала более 2 м, что позволило хоть чуть-чуть разглядеть структуру звездных скоплений, а также применение в 1912 году американским астрономом В.М. Слайфером метода спектрального анализа к изучению скорости «туманности Андромеды» относительно Солнца. Оказалась, что она составляет около 300 км/с, что как-то многовато для звездно-планетарной системы, а для галактики вполне нормально.
  • Если галактика Андромеды видна наблюдателям невооруженным взором в северном полушарии, то Большое и Малое Магеллановы Облака, которые также оказались галактиками, – в южном. Известны они мореплавателям с давних времен, в том числе под названием Капские облака. Современное наименование обрели в честь великого путешественника Фернана Магеллана, чья экспедиция первой обошла земной шар по водам Мирового океана в 1519–1521 годах.

Все три галактики видны с Земли даже без бинокля / телескопа, потому что они ближайшие соседи нашего Млечного Пути, на окраине которого нашлось место для Солнечной системы. Последнее объясняет, то почему «молочная дорога» кажется нам огромным удаленным скоплением множества звезд.

Собственно, слово «галактика» и произошло от греческого названия Млечного пути. Теперь так называют все гигантские скопления космического вещества и различной энергии, например, темной, сущность которой ученым, не говоря об обычных гражданах, пока понятна больше на уровне догадок, теоретических построений.

Уличи

Уличи, судя по «Повести временных лет», проживали в нижних течениях Буга, Днепра и на побережье Черного моря. Город Пересечен был центром племенного союза. Долгое время уличи оказывали киевским князьям сопротивление. В отличие от большинства восточнославянских племен, они не принимали участие в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. На рубеже 940-х, воевода Свенельд целых три года осаждал Пересечен. Под натиском кочевых племен, уличи все-таки отошли на север и вошли в состав Киевской Руси.

Теперь поближе познакомимся с занятиями, бытом, нравами и обычаями древних славян.

Основные занятия восточных славян

Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

Религия

Религией этого народа считается язычество, суть которого заключалась в поклонении природе, вере в животных и в приношении жертв богам.

Религиозные обряды изначально проводились не в храмах, а в священных местах на природе около деревянных идолов, капищ (где поклонялись идолам) или требищ (где приносили жертву). 

Язычники поклонялись:

  • Дажьбогу – солнечному божеству, богу плодородия;

  • Сварогу – богу неба;

  • Стрибогу – божеству ветра;

  • Яриле – солнечному божеству;

  • Мокоше– богине женщин;

  • Перуну – богу войн;

  • Велесу – земному божеству.

Известно, что в разные времена в отдельных племенах были и другие божества.

Так, главенствующего бога Рода, защищающего человечество, со временем заменил Перун, обладающий безграничной силой. Женской покровительницей считалась богиня Лада, но со временем стали поклоняться только Мокоше.

С древних времён славяне считали естественным существование различных существ в виде домовиков, кикимор, леших и прочих.

В религии отражена жизнь славян, её зарождение произошло за 30000 лет до нашей эры. К религиозным обрядам относятся обращения к богам, жертвоприношения и проведение культовых событий, которые осуществлялись жрецами. Религиозная культура этих племён мало изучена, сохранились лишь амулеты и заклинательные символы. 

Несмотря на малоизученность жизни древних восточных славян, все источники характеризовали их как свободолюбивый народ, обладающий сплочённостью, отвагой, выносливостью и сильным характером.

Ручная пищаль

Что такое пищаль ручная? Это оружие для ближнего боя, а точнее, непосредственно огневого контакта с вражескими силами. Оно имело небольшой калибр, что было обусловлено необходимостью ведения огня с рук и длительного переноса, когда войска были на марше.

Пищаль могла вести действенный огонь на расстоянии около трех сотен метров, однако отсутствие прицельных приспособлений делало точность ведения огня посредственной. Невелика была и скорость стрельбы, а перезарядка занимала длительное время, так как была трудоемким процессом.

Чтобы подготовить пищаль к стрельбе, требовалось время и соответствующие навыки, поэтому в этом отношении была большая разница между новичками и опытными стрелками. При ведении боевых действий основным методом был залповый огонь, и его следовало сделать как можно более плотным и эффективным. Тактика ведения боя — линейные построения стрелков, обеспечивала большее количество стволов в залпе.

Сколько калорий в белках, жирах, углеводах

Температурный режим

Таблица БЖУ и калорийности рыб семейства осетровых

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне – жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях – древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины – кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи – восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи – северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи – племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути “из варяг в греки” и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Что такое соседская (территориальная) община

С 7 по 9 века родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Иногда ее также называют территориально. Теперь племена формировались не на основе семей или клана семей. Теперь в племя мог войти любой, и люди были уже не родственниками друг другу, а просто соседями. Таким был общественный строй у восточных славян в 7-9 веке нашей эры.

Появление соседской общины стало основной для разложения общества на классы, а также для появления социальных конфликтов. В этот период все больше начинает укрепляться понятие частной собственности. Все, что находилось в общественном пользовании, при родовой общине потихоньку переходит в руки отдельных владельцев.

Формирование неравенства

Появление неравенства у восточных славян стало проявляться уже в 7 веке. Как только община переходила от родового типа к соседскому — начинали появляться богатые и бедные. Формирование социального неравенства связано с появлением «элиты». В 7-9 веках ее называли «нарочитая чадь». Это были князья, старейшины, воеводы, лучшие воины. Они начали формировать неравенство:

  • они распределяли продовольствие. Племя собирает урожай, нарочитая чадь говорит кто сколько может взять. Естественно большая часть остается себе.
  • они распределяют военные трофеи. Военные походы приносили трофеи. Большая их часть оставалась у знати.

В результате чем больше проходило времени, тем больше богатели одни и беднели другие. Тем более, что к 9 веку власть уже передавалась (не официально, но все же) по наследству. В это же время появляются купцы, ремесленники и родовая знать.

Древляне

Одна из тех общин, о которых осталось большое количество сведений является община древлян, настолько крепкая, что она не боялась заявлять о своих правах и налаживать торговлю по своим интересам. Древляне смогли образовать своё небольшое подобие государства с местным князем Мале, руководящим народом на протяжении некоторого периода времени.

Территорией древлян являлось Житомирское полесье до устья реки Уж и имели в границах соседей в лице бужан и дреговичей. Территория имела обширные лесные площади, от чего и название общины взяло первоисточник. Они селились в небольших землянках в лесах и лишь некоторые из них строили каменные дома, которые впоследствии были найдены археологами.Во времена правления князя Игоря древляне подняли широкомасштабное восстание, погубившее правителя. Его супруга Ольга в последствии провела настоящее истребление древлянского народа, после которого он в летописях практически больше не встречается.

Отзывы о средстве М16

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями – снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.

Территория расселения

Таблица отражает названия племён и места их проживания.

Племена

Места их расселения

Поляне

расселялись по Днепру, вокруг Киева

Кривичи

заселяли Западную Двину и Волгу

Словене ильменские

берега Чудского и Ладожского озёр, недалеко от Новгорода

Дреговичи

проживали по рекам Припять, Днепр и Неман

Полочане

к югу от Западной Двины

Волыняне

к югу от древлян

Древляне

южнее Припяти

Белые хорваты

на западных землях между Днестром и Вислой

Дулебы

к востоку от белых хорватов

Северяне

на берегах Десны

Уличи

от Днестра до Южного Буга

Вятичи

в верховьях Дона и Оки

Тиверцы

от Прута до Днестра

Радимичи

между Днепром и Десной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector