Что такое фуражка?

Содержание:

Содержание

История и виды фуражек[править | править код]

Фуражные шапки Киевского гренадерского полка 1797—1801 годов.

Пехотный кивер Русской императорской гвардии, датирован 1812—1817 годами.

Исторически фуражка была развитием кивера, чья неудобная высокая форма в униформах европейских армий до середины XIX века постепенно уменьшалась до современной формы фуражки.

Фуражка в российской армииправить | править код

В вооружённых силах Российской империи у солдат фуражка относилась к особой категории предметов вещевого довольствия войск — мундирным вещам. Фуражка отпускалась в виде материалов и всегда на определенный срок. Изготавливалась в полковых мастерских.

Фуражка была введена в 1811 году взамен фуражных шапок 1797 года, имевших вид согнутого пополам колпака, и изготовлялась сначала из выслуживших срок мундиров. Покрой фуражки менялся несколько раз. В 1862 году фуражка была отменена у всех, кроме кирасиров.

В 1872 году фуражки были возвращены гвардии, кавалерии, казакам и всем офицерам. В 1881 году фуражка была возвращена всей армии, в гвардии и кавалерии с кокардой на околыше, а в армии — на тулье, у нестроевых — с козырьком и кокардой на тулье.

В России в XIX веке на форменных фуражках на околышах располагалась кокарда и/или эмблема рода оружия (значок), инженерной специальности и так далее. На тулье мог размещаться дополнительный знак. Летом на фуражку надевали белый чехол.

В 1906 году была введена летняя фуражка защитного цвета, с козырьком и наружным подбородным ремнем для всех. В 1910 году вместо неё была введена походная суконная фуражка, а наружный ремень в пехоте был отменён.

Вооружённые Силы СССРправить | править код

В Вооружённых Силах СССР с 1969 года фуражка для офицеров состояла из:

  • донышка овальной формы (на фуражку для офицеров Военно-морского флота дополнительно полагался съёмный белого цвета чехол);
  • тульи;
  • околыша;
  • канта (выпушки) по верхнему краю околыша и по краю донышка;
  • ленты (черного цвета, на фуражку для офицеров Военно-морского флота);
  • козырька (в ряде случаев на нём было шитьё (орнамент) или знаки различия);
  • плетёного шнура (на полевой фуражке вместо него был подбородный ремешок);
  • эмблем (шитья) (кому положено);
  • кокарды;
  • форменных пуговиц (две).

Головной убор моряка в историческом прошлом

Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.

Интересно: Масленица

Виды фуражек

По назначению такие головные уборы принято разделять на полевые, повседневные, парадные и парадно-выходные.

К основным видам относятся:

  • картуз — гражданский вариант для тёплой погоды, имеющий большую тулью и высокий околыш (использовался в 1930-40 годах в среде политработников и государственных органов);
  • полевая фуражка — форменный головной убор, предназначенный для использования в полевых условиях (делается из материала цвета хаки без использования армирующих вставок);
  • бескозырка — фуражка, не имеющая козырька (использовалась и продолжает использоваться на флоте).

Такие изделия могут отличаться по цвету ткани верха, канта, околыша и по оформлению околыша и стенок изделия.

Интересные факты

Как делать козырек

У фуражки имеется в наличии козырек черного цвета. Чтобы поделка держала свою форму, ее нужно сделать дугообразной. Для этого измеряйте расстояние от одной стороны лба к другой и перенесите мерки на полоску картона. Затем циркулем проведите плавную выгнутую линию, соединив эти две точки дугой. Та часть козырька, которая должна крепиться к ободку, рисуется также дугой, только большего диаметра.

Чтобы присоединить эти две детали, дополните меньшую дугу тонкой полоской. Затем ее надрежьте уголками, намажьте их клеем ПВА и присоедините с тыльной стороны к ободку. Не забудьте поверхность оклеить перед сборкой черной цветной бумагой.

Виды мужских кепок: полный список с их названиями

Головной убор — это один из немногих предметов мужского гардероба, который выполняет сразу и функциональную, и стилевую роль. То есть шапки, кепки, шляпы можно носить и для защиты головы от погодных условий, и для дополнения к общему стилю и имиджу. Многочисленные бренды и известные производители мужской одежды сегодня популяризируют кепки, обозначая на моделях логотипы и лейблы, осталось только узнать виды мужских кепок, чтобы подобрать подходящий вариант.

Кепка — это легкий головной убор по функционалу и материалам изготовления, который не предназначен для защиты головы от морозов, а скорее, носится для оформления индивидуального стиля. Раньше кепки носили только тинэйджеры и молодые парни, но сегодня усовершенствованные и модные виды кепок предназначаются для мужчин солидного возраста под все стили в одежде от классики до кэжуал.

Материалы

Характерной особенностью всех мужских кепок является материал их изготовления. Рассмотрим самые часто встречающиеся варианты.

Меховые. Кепки, изготовленные из натурального меха (мутон, нерпа, каракуль), – это роскошь, доступная лишь мужчинам определенного достатка. Отличительной чертой данных моделей является отделка мехом всего изделия не только внутри, но и всей наружной стороны вместе с козырьком. Коротко постриженный ворс является хорошим материалом для кепок. Норковые изделия отличаются долговечностью и износостойкостью, а в морозы хорошо удерживают тепло внутри себя. Хорошо смотрится такой аксессуар с иными классическими предметами гардероба.

Литература

Первые шаги

Разные виды войск можно было распознать по цвету униформы:

  • черная – танкисты;
  • зеленая – пехота;
  • светло-зеленая – горные стрелки.

Не последнюю роль играли и головные уборы, которые разнились как по форме, так и по отличительным нашивкам. Первый прототип униформы был создан еще во время Ноябрьской революции. Тогда повстанческие отряды экипировались тем, что осталось в «закромах» с Первой мировой войны. Стандартизируя униформу, правительство предоставило служащим головные уборы, за основу которых взяли кепи, использовавшиеся в армии Австрийской империи.

Первый обновленный прототип увидел свет в 1925 году. После этого с разницей в 3-4 года разработчики выпускали новые образцы как форменной одежды, так и головных уборов.

Всего верховное командование завизировало пять видов фуражек до конца 1943 года. Фуражки офицеров СС практически ничем не отличались от головных уборов солдат ниже рангом. Только опытный человек мог с первого взгляда сказать, военный каких войск и в каком звании находится перед ним.

Носить — здоровью вредить

Общеизвестно, что офицерская фуражка с началом войны стала прекрасной мишенью для немецких снайперов. Маршал артиллерии Михаил Чистяков впоследствии писал: «Никто не считал потерь, связанных с нездоровым бахвальством офицерской честью — ходить в фуражке по окопам. Хорошо, что с опытом в войне это прошло. Прошло, но ценой загубленных молодых жизней, списанных на войну». Правда, война — это только маленький эпизод в истории офицерской фуражки. За войной потянулись будни на одной шестой земного шара, именуемой СССР. С самыми разнообразными климатическими условиями и разнообразием несения службы и быта. А фуражка офицера, как и прежде, оставалась головным убором единого образца, как для районов с жарким климатом, так и с арктическим. Исключение разве что составляли морские офицеры, у которых формы головных уборов были разнообразней, да ограниченный контингент в Афганистане. Там панамы носили и рядовые, и офицеры. Вот что пишет в своей книге «Офицер без мундира» подполковник медслужбы Ларичкин: «Довелось лечить потом и различные заболевания шейных отделов позвонков и раннее облысение у офицеров, десятки лет службы отдавших Среднеазиатскому военному округу. И всё из-за уставной фуражки, а чаще щеголеватых неуставных «аэродромов» на голове…». А ведь и в самом деле, чуть ли не единственным в армии СССР образцом фуражки, в котором с боков тульи были предусмотрены вентиляционные отверстия — по два с каждой стороны, — была фуражка 1928 года. Но она так и осталась только образцом. Уже почти перед развалом СССР в армии, наконец-то, появилась и офицерская пилотка. Не как редкий экземпляр отдельных подразделений, таких, например, как офицеры ракетных войск стратегического назначения, а повсеместным головным убором. Последним образцом уже в России стала фуражка, именуемая «грачёвкой». Её назвали по имени министра обороны Павла Грачёва. Но, увы, её век оказался недолог. Как напишет в своих воспоминаниях ветеран Чеченской войны капитан запаса Готников, «грачёвка» как и «ворошиловка» в Великую Отечественную, были обречены на скорую «погибель» ведь это фуражки поражения, а никто не хочет помнить о неудачах, особенно в армии…».

Метки: Загадки истории, кокарда, фуражка, шапка, армия, голова, военные

Основные размеры форменных фуражек в см (1960 год)

Измерение

Размеры (номера)

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

Длина продольной оси донышка для военных фуражек

_

_

_

_

26

26,3

26,6

26,9

27,2

27,5

27,8

28,1

28,4

28,7

Длина продольной оси донышка для фуражек ВМФ

_

_

_

_

27

27,3

27,6

27,9

28,2

28,5

28,8

29,1

29,4

29,7

Длина продольной оси донышка для школьных фуражек

23,1

23,4

23,7

24

24,3

24,6

24,9

25,2

25,5

25,8

26,1

_

_

_

Длина поперечной оси донышка для военных фуражек

_

_

_

_

25,5

25,8

26,1

26,4

26,7

27

27,3

27,6

27,9

28,2

Длина поперечной оси донышка для фуражек ВМФ

_

_

_

_

26,5

26,8

27,1

27,4

27,7

28

28,3

28,6

28,9

29,2

Длина поперечной оси донышка для школьных фуражек

21,7

22

22,3

22,6

22,9

23,2

23,5

23,8

24,1

24,4

24,7

_

_

_

     Размеры остальных деталей для фуражек всех номеров 1960-го года одинаковы: высота околыша военных фуражек 4,5 см, морского флота и школьных 4,2 см, ширина налобника фуражек военных и военно-морского флота 5,0 см, школьных 3,7 см, высота четвертинки для Фуражек военных 5,0 см, военно-морского флота 4,8 см, школьных 3,7 см. В общегражданских фуражках в зависимости от фасона размеры деталей колебались довольно значительно. Верх форменных фуражек чаще всего соответствовал цвету костюма. Фуражки подразделялись на парадно-выходные (только для военнослужащих), повседневные и полевые (только для маршалов, генералов и офицеров Советской Армии). Все виды фуражек по конструкции были одинаковы и различались лишь расцветкой, качеством материала, размерами, а также знаками различия на тулье, околышке и козырьке фуражки. 

Знаки различия на фуражках военнослужащих Советской Армии и ВМФ (1960 год)

     Требования к качеству. Строчка швов ровная без пропусков. Стачные швы четвертинок и околыша прямые. Шов околыша должен совпадать со швом между задними четвертинками, образуя одну прямую. В фуражках с козырьком, обшитым тканью, шов стачки козырька с подкозырьком делается на стороне подкозырька. Козырёк пристрочен симметрично; середина точно совпадает с серединой переда фуражки. Пошив должен производиться нитками под цвет изделия. Наружная строчка фуражки из чистошерстяных тканей выполняется шёлком.

      В зависимости от качества материалов и изготовления, а также наличия или отсутствия отдельных дефектов фуражки рассортировывались на три сорта. К 1-му сорту относились фуражки, в которых основные материалы не имеют дефектов (утолщений, слётов, близн, пролётов, пятен, заломов и т. д.) или имеют их в количестве не свыше пределов для 1-го сорта, а фуражки полностью соответствовали требованиям ТУ или имели незначительные допустимые отступления. Ко 2-му сорту относились фуражки, имеющие дефекты 2-го сорта по тканям или определённые дефекты пошива; к 3-му сорту относились Фуражки с соответствующими дефектами по тканям, а также при соответствующих дефектах изготовления.

      Приёмка и упаковка фуражек производилась по правилам приёмки швейных изделий. Упаковывались (по ГОСТ 4869-50) в ящики с крестовиной, образующей гнёзда. Гнёзда и стенки ящика изнутри выстилались бумагой. После заполнения одного ряда гнёзд накладывался лист картона, на него новая крестовина и в неё таким же порядком следующий ряд фуражек и так до заполнения ящика.

      Маркировка. К каждой фуражке прикреплялся ярлык с зарегистрированной фабричной маркой, наименованием предприятия, его подчинённости и местонахождения, наименованием изделия, указанием вида ткани, артикула, сорта, цены и ГОСТ или ТУ.

Другие общие сведения — Головные уборы.

СРК УР-100Н УТТХ с ракетой 15А35

Разработчик: ЦКБ машиностроения
Длина: 24,3 м
Диаметр: 2,5 м
Стартовый вес: 105,6 т
Дальность полета: 10000 км

Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) была разработана в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея. Летно-конструкторские испытания МБР 15А30 проводились на полигоне Байконур (председатель госкомиссии — генерал-лейтенант Е.Б. Волков). Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973г. По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35: 1. 60-я ракетная дивизия (г. Татищево), 41 УР-100Н УТТХ 2. 28-я гвардейская ракетная дивизия (г. Козельск), 29 УР-100Н УТТХ.

См. также

Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I — гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор — кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку — это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

СПРАВКА «КП»

См. также

ЗОНЫ ТЮРЬМЫ ЛАГЕРЯ

Появление фуражки

В 1811 году пришло время перемен. Армия получила новый образец фуражной шапки, принципиально отличавшийся от прежнего. Теперь это была почти что современная фуражка, уже ничем не схожая с французским головным убором. А отношения с Францией в то время были натянутые — Российская империя готовилась к большой войне.

Головной убор, как и сейчас, состоял из цветного невысокого околыша и круглой тульи. Кожаный козырёк полагался лишь офицерам, солдаты носили бескозырку. По околышу шла цветная выпушка, отличавшаяся в каждом батальоне полка. На передней части шнуром вышивался — а иногда просто рисовался краской — номер роты, в которой служил солдат.

Слева — фуражные шапки лейб-гвардии Егерского и Финляндского полков, принятые в 1811 году(источник фото) На ту же тему От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы

В Дунайской армии, находившейся в особых климатических условиях, такая фуражка в следующем году заменила кивер, для чего нижним чинам на головном уборе разрешили носить козырьки. Считается что образцом для нового головного убора послужила шапка мастеровых, широко распространённая в начале XIX века от Петербурга до Лондона.

Офицеры носили щегольски сшитую фуражку без каких-либо надписей и украшений. Её внутренняя часть уплотнялась за счёт многократно сложенного холста, так что шапка идеально сохраняла форму даже во время военных походов.

Новая фуражная шапка была очень удобным головным убором, отчего завоевала огромную популярность. Некоторые офицеры, вроде Кутузова, специально испрашивали разрешение носить её в строю вместо положенных шляпы, кивера или каски, объясняя эту необходимость ранениями головы.

Конный портрет Кутузова(источник фото)

Кстати, строки из знаменитой полковой песни Александрийского гусарского полка:фуражка тёплая на вате, чтоб не болела голова» — относятся как раз к эпохе господства кивера. Ведь в сравнении с этим головным убором подшитая ватой фуражка была очень лёгкой, почти не нагружала голову, да ещё и сберегала тепло в холодные дни. Разумеется, даже плотная ватная простёжка не спасала от удара саблей, так что в бою всё-таки лучше было надеть кивер или каску.

Видео

Знаки отличия

С появлением пилоток стал вопрос о знаках отличия, которые наносились на кепи и фуражки: череп, орел, свастика, цветной кант. Все они помогали определить принадлежность к пехотным, танковым, штурмовым или спецотрядам.

На любом головном уборе присутствовала эмблема черепа: где-то в виде нашивки, где-то в виде металлических пуговиц. Если другие знаки могли перенести на левый бок головного убора, то череп всегда находился на кокарде.

Army and military photos

Так почему на фуражках СС были черепа?

Череп, или «адамова глава», использовался в армейских знаках отличия еще со средневековья. Таким образом военные обозначали особые отряды, имевшие высокую ценность для командования как боевые единицы.

Череп в немецкой армии появился со времен добровольческих корпусов, формировавшихся для борьбы с немецкими коммунистами. Чуть позже, уже во время распространения учения о фашизме по территории Европы, череп стал отличительным знаком войск СС в подчинении Гитлера. Сам знак символизировал победу над смертью.

Немецкая фуражка СС стала стандартом для многих униформ в последующем. Головные уборы полицейских Франции, Италии, а также различных военных подразделений пошиты на основе фуражек немецкого образца времен Второй мировой войны.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

Отличительные особенности

Основные особенности, выделяющие фуражку из ряда прочих головных уборов, связаны прежде всего с её конструкцией, а не назначением (как деталь определённой униформы). Тем более, что слово «картуз», означающее тот же тип головного убора, но без привязки к служебно-должностному положению носителя, в послереволюционной России вышло из широкого обихода, получив к тому же смысловое наполнение отрицательного плана как часть облика «эксплуататорских прислужников».

Наибольшее функциональное сходство фуражка имеет с кепкой (кепи): оба этих головных убора в их стандартном виде относительно невысоки, легки по весу, обладают козырьком, хорошо пригодны для размещения эмблем и других отличительных знаков, рассчитаны для ношения в умеренных климатических условиях. Но в русскоязычной традиции фуражку отличает от кепки характерный фасон: непременное наличие широкого околыша и плоский верх, образуемый расклиниванием (как правило, равномерным) к краям головного убора, а не скреплением покрывающего голову материала по центру. Для этого внутрь вшивается или вставляется прочный обруч, сохраняющий форму изделия.

Кроме того, козырёк фуражки, в отличие от кепки, может быть только жёстким. Впрочем, к фуражкам принято причислять бескозырку — как особый вид флотской формы матросов. Бескозырка также имеет ленточки, конструктивно предназначенные для удержания головного убора при частой на море ветреной и штормовой погоде.

Основные части

Железнодорожная фуражка

Основные элементы и аксессуары фуражки (на примере фуражки МПС СССР/России):

  1. Кокарда с эмблемой и эмблема (у данной фуражки называется «технический знак»).
  2. Рант — ремешок (на полевых фуражках, например, он называется также «подбородным ремешком»). В данном случае рант — витой шнур-филигран.
  3. Козырёк.
  4. кант —
  5. околыш —
  6. тулья —

Фуражки часто имеют армирующие вставки — стальной обруч для поддержания формы тульи и придания ей (при необходимости) изгиба, матерчатые (ватные) валики для наполнения тульи, а также уплотнители околыша (из картона) для сохранения формы.

Отдельные виды фуражек могут иметь сменные чехлы (например, летний белый чехол для флотских фуражек).

Обратная связь

Появление слова шишига

Русская кокарда

Любопытно, что история нашей кокарды начинается и с белого цвета, и с более современной по европейским меркам штамповки. Как нетрудно догадаться, начало было положено в правление Петра I, царь-реформатор и тут приложил руку к формированию образа русского солдата.

И ещё варианты

Первой нашей кокардой можно считать изображение двуглавого орла, выполненного методом штамповки. Предназначались они для гренадерских шапок, которые ввели в 1705 году. Кокарда «французского» типа появляется в документах позже, в 1724 году. На шляпах кавалергардов были белые кокарды-розетки, как у французов, в честь коронации Екатерины I. Через шесть лет, в 1730 году, Анна Иоанновна предписала ношение кокарды по всей армии. Еще и в новых цветах, ставших для нашей армии классическими. Черно-желто(или оранжево)-белая кокарда происходила от геральдических цветов герба. Где черный – орел, желтый или оранжевый – оформление щита и орла, а белый – Георгий Победоносец. Рядовые носили эмблемы из шерсти, а офицеры – из шелка.

Советская звезда на головной убор

Лишь к концу века император Павел I слегка изменил кокарду, избрав цвета Георгиевской ленты – самого почетного военного ордена России. Во время Отечественной войны 1812 года уже все наши воины носили кокарду. За неё на кивере ошибочно можно принять репеёк – деревянную овальную деталь, к которой на кивере крепили султан. Но это была не она, реальная кокарда всегда находится ниже. В 1844 году на смену киверу пришли кожаные каски, на которых был и металлический двуглавый орёл спереди, и кокарда-розетка георгиевских цветов сбоку.

Буденовка с вышитой и металлической кокардами

И в том же году для фуражек офицерского состава была введена так полюбившаяся всем нашим офицерам и солдатам овальная черно-оранжевая металлическая кокарда, которую использовали вплоть до 1917 года. Кокарды гражданских служащих и всех, кому они положены, делались круглыми и меньше в диаметре, чтобы было отличие от военных. Это правило сохранилось и до сих пор.

Вверх ▲ — Отзывы читателей (226) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector