Танки вермахта

Тяжёлые танки

Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух моди­фи­кациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.

Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.

Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»

PzKpfw VI

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.

1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)

PzKpfw V

Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслу­женную славу лучшего боевого танка панцерваффе.

И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzer­kampf­wagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)

PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»

Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1

ИС-1

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.

Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его брони­рования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).

ИС-2

Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.

Броня и пушки

Для танка, как боевой машины, главное — вооружение и бронезащита. Вермахт, конечно, начал войну с Советским Союзом, не имея полного качественного преимущества в танках. Самые современные немецкие машины уступали советским КВ и Т-34 по вооружению и бронированию — это общеизвестно. Но это не значит, что немецкие танки безнадежно проигрывали все схватки. Просто немецкие уставы вообще не предусматривали бой танков против танков. Танки противника должны были уничтожаться противотанковой артиллерией и штурмовой авиацией. Что немцы успешно и делали. Другое дело, что советских танков было так много, что избежать с ними встречи не получалось. Но в начале войны большую часть танкового парка РККА составляли Т-26 и БТ, и с ними немецкие танки относительно легко справлялись.

Преимущество же «тридцатьчетвёрок» в бронезащите и вооружении сохранялось  лишь до весны 1942 года, когда в вермахт стали поступать модификации танков PzKpfw III и PzKpfw IV с длинноствольной пушкой и усиленной бронезащитой.

С этого момента советские Т-34 оказались в роли догоняющих. Лишь после огромных потерь в Курской битве на «тридцатьчетвёрках» появилась новая 85-мм пушка. Но с этой пушкой Т-34 всего лишь «догнал» немецкие «четвёрки» с их пушкой 7,5 cm KwK 40. А в вермахте уже были «Пантеры», которым ни Красная Армия, ни союзники ничего не могли противопоставить.

Самая большая ошибка, которую делают, пытаюсь оценить характеристики танка заключается в том, что сравнивают между собой именно танки одного типа. Но на поле боя не было «чистых» танковых битв как в кино. В бою всегда участвуют и другие войска. И вести бой танкам приходится больше с пехотой и артиллерией, а защищаться им приходится не столько от вражеских танков, сколько от авиации, пехоты, мин, не говоря уж про противотанковую артиллерию.

Кроме того, танк — машина сложная, и для его оценки надо учитывать не только броню, пушку и скорость.

Т-34 – лучший танк столетия

К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.

В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела

Непобедимый

Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.

Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке

Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения

Новая «тридцатьчетвёрка»

Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.

 Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта

Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.

Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.

Pz.Kpfw. V/IV

Первый танк Советского Союза

Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.

Французский танк Renault ft-17

На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.

Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники.

Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.

Примечания

https://ru.wikipedia.org/wiki/Panthera

Массовое производство

Названия танков Второй мировой войны не отличались особой фантазией, особенно если говорить о советских машинах. Так, в 1940 году стали эксплуатировать Т-34, наверное, самый популярный вариант. Его боевая эффективность использовалась до 1942 года, пока противники не начали выпускать на поле боя более сильные танки. Поэтому в следующем году Т-34 модернизировали, улучшили бронирование и добавили место для ещё одного члена экипажа. Также поменяли орудие. В истории этот танк стал одним из самых известных. И хотя он не был достаточно мощным, всё же был очень прост в конструкции и эксплуатации.

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

Штурмовые орудия

В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35

В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

«Штурм-тигр»

StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта

StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом»

Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою

«Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

Танк ИС-2

Танковая эволюция развивалась стремительно. Противники постоянно выводили на «ринг» все более усовершенствованных бойцов. ИС-2 стал достойным ответом СССР. Тяжелый танк прорыва оснащался 122 мм гаубицей. Если снаряд из этого орудия попадал в здание, то от него, по сути, оставались лишь руины.

Кроме гаубицы, в арсенале ИС-2 числился 12,7 мм пулемет ДШК, расположенный на башне. Пули, выпущенные из этого оружия, пробивали даже самую толстую кирпичную кладку. Поэтому у врагов практически не было шансов спрятаться от грозного металлического монстра

Другое важное достоинство танка — это его бронирование. Оно достигало 120 мм.

Не обошлось, конечно, и без минусов. Главное — топливные баки в отделении управления. Если противник умудрялся пробить броню, то у экипажа советского танка практически не было шансов спастись. Хуже всего приходилось механику-водителю. Ведь у него не было собственного люка.

Boeing 727 — обзор и технические характеристики пассажирского самолета

Аварии и катастрофы

По состоянию на октябрь 2018 года в общей сложности 11 самолётов Airbus 330 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий. Airbus 330 пытались угнать 2 раза, при этом погиб 1 человек. Всего в этих происшествиях погибло 339 человек.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
30.06.1994 F-WWKH Тулуза 7/7 Тестовый полёт. Ошибки экипажа во время симуляции отказа двигателей.
15.03.2000 9M-MKB Куала-Лумпур 0/266 Химическая коррозия фюзеляжа при нелегальной перевозке опасного груза. Списан.
25.05.2000 F-OHZN Антиполо 1/291 Попытка угона. Покучив выкуп, угонщик выпрыгнул из самолёта и погиб.
13.10.2000 н.д. Малага 0/158 Попытка угона.
24.07.2001 4R-ALF Коломбо 0/0 Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт.
24.08.2001 C-GITS Терсейра 0/306 Совершил самое длинное планирование среди реактивных самолётов из-за утечки авиатоплива.
07.10.2008 VH-QPA Индийский океан 0/315 Во время планового полёта совершил два самопроизвольных пикирования из-за технической неисправности.
01.06.2009 F-GZCP Атлантический океан 228/228 Свалился с эшелона из-за ошибочных действий экипажа при неверных показаниях обледеневших датчиков скорости.
13.04.2010 B-HLL Гонконг 0/322 Отказ обоих двигателей из-за загрязнения авиатоплива.
12.05.2010 5A-ONG Триполи 103/104 Разбился при заходе на посадку в густом тумане из-за ошибок экипажа.
15.07.2014 5A-LAS Триполи 0/0 Уничтожен реактивным снарядом во время боёв в аэропорту.
20.07.2014 5A-ONF Триполи 0/0 Сгорел во время боёв в аэропорту.

Самолет А-40 (Бе-42) «Альбатрос» — краткий обзор и характеристики

Первые попытки

Вместе с французами и британцами Россия также стала заниматься проектированием гусеничной машины. Сын всемирно известного Дмитрия Менделеева был начинателем этого дела. Василий Дмитриевич разработал проект сухопутной боевой машины. Следующей попыткой стали интересные конструкции. Названия русских танков этого времени отличались особой оригинальностью: «Русский вездеход» и «Царь-танк». Эти машины появились лишь в одном экземпляре, так как были несколько неудачными попытками. Правительство старалось отследить проекты других стран, чтобы создать свой, более совершенный, транспорт боевого назначения.

Помимо неудачных решений, с 1917 года стали выпускать и более качественные машины с Рыбинского завода. В большинстве случаев названия советских танков стали появляться благодаря основателям машин. Так, был выпущен бронированный трактор Гулькевича. Чтобы не тормозить процесс усовершенствования армии, Россия приняла решение попросить помощи у Франции, у которой приобрела несколько боевых машин.

Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.

Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.

Pz. IV в Сирии

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.  

Производство танков Тигр I.

Месяц год
1942 г. 1943 г. 1944 г.
Январь   35 93
Февраль   32 95
Март   41 86
Апрель 1 46 104
Май   50 100
Июнь   60 75
Июль   65 64
Август 8 60 6
Сентябрь 3 85  
Октябрь 11 50  
Ноябрь 25 60  
Декабрь 3 65  
Итого 78 649 623

Тактико-технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, т. 56,9
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8450
длина корпуса 6316
ширина 3705
высота 3000
клиренс 470
 Высота линии огня, мм.  2195
 Макс. скорость движения, км/ч.  
 по шоссе  40
 по персеченной местности  20-25
Запас хода, км. 
 по шоссе, км.  100
 по персеченной местности  60
 Преодолеваемые препятсвия: 
 угол подъема, град.  35
 высота стенки, м. 0,79
глубина брода, м. 1,2
 ширина рва, м.  2,3
Длина опорной  поверхности, мм. 3606
 Удельное давление,кг/см2  1,05
Удельная мощность, л.с/т. 11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen»  – зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV – средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) – средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind  – зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.

StuG IV

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector