Уникальный перехватчик: какую роль сыграл советский миг-25 в развитии отечественной боевой авиации
Содержание:
- История развития МиГ 25
- Разработка
- Оборудование МиГ-25
- Официальные языки
- Разработка
- Комментарии
- Боевое применение
- На вооружении
- Боевое применение
- Продолжение следует
- История создания Миг-25
- МиГ-23
- История создания Миг-25
- Мертвое поле (2006)
- МиГ-25
- Производство
- Боевое применение Миг-25
- Устройство
- Сабля в средневековой Европе
- [править] Социальные проекты
История развития МиГ 25
В 50-х годах все конструкторы работали над созданием тяжелых сверхзвуковых истребителей, которые должны были противостоять тяжелым сверхзвуковым бомбардировщикам зарубежных военных сил. К ним относились Норт Америкен ХВ-70 («Валькирия»), Конвэр В-58 («Хастлер»). Работы велись в строжайшей секретности. Бюро МиГов работало над такими моделями как Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М. В 1961 году 10 марта Микоян издает официальный указ о создании новой машины.
Прототип получил индекс Е-155. Этот самолет и стал прародителем знаменитого МиГ 25. Конструкторы столкнулись со многими задачами. Бывали такие случаи, что чертежи переделывались не один раз. Какую силовую установку выбрать, какое вооружение применить, какие автоматические системы для управления использовать. С такими вопросами часто сталкивались конструкторы при проектировании машины.
Разработка
В конце 1950-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна был сделан заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
Приказ по ОКБ о начале работ по теме Е-155 от 10 марта 1961 года. Опытная машина Е-155Р-1 была готова к декабрю 1963 года. Заводские испытания начались с 6 марта 1964 года.
В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В документах ФАИ рекордная машина проходила под шифром Е-266 с двигателями Р-266. Даже после завершения испытаний и начала серийной постройки в 1969 году опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.
3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза. Замечание С.А.Микояна: Звания Героя Советского Союза были удостоены ведущие летчики по теме Вадим Иванович Петров, Александр Саввич Бежевец,а также С.А.Микоян. Летчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян награжден орденом Ленина.
В 1977 году летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37 650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов.
Оборудование МиГ-25
Изначально на самолете была установлена РЛС РП-25 «Смерч-А», которую создавали для истребителей-перехватчиков Ту-128. Сразу после случая угона самолета в Японию МиГ-25 стали оснащать новой радиолокационной станцией «Сапфир С-25» и новой системой вооружения.
Также советский самолет был оборудован:
-
системой автоматического управления САУ-155Р1,или САУ-155П1;
-
навигационной системой САУ-155Р1;
-
теплогенератором 26Ш-1;
-
радиокомандной системой наведения «Лазурь» (перехватчик);
-
радиокомпасом АРК-10;
-
радиовысотомером больших высот РВ-184;
-
системой противовоздушной обороны Л006 «Берёза» или «Сирена-3М»;
-
системой ближней радионавигации РСБН-6С «Коралл»;
-
переговорным устройством СПУ-7;
-
ответчиком СО-63Б;
-
системой воздушных сигналов СВС-ПН-5;
-
речевым информатором РИ-65;
-
речевым самописцем МС-61 и т.д.
Все перехватчики получили в составе оборудования систему «Полет-1И». В нее входила радиотехническая системы навигации, курсовертикали, автопилотирования и воздушных сигналов. Разведчики комплектовались фотоаппаратурой А-70 или А-72, станцией радиотехнической разведки «Куб-3М», «Вираж» или «Тангаж», РЛС «Сабля», отвечающей за боковой обзор.
МиГ-25 фото
Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-25
-
Размах крыла, м 14,00
-
Длина, м 22,30
-
Высота, м 5,64
-
Площадь крыла, м2 56,20
-
Масса пустого самолета, кг 17410
-
Взлетная масса, кг 37500
-
Скорость полета 3000км/ч
-
Радиус полета, км 700-800
-
Потолок, м 30 000
МиГ-25 фото
Официальные языки
Разработка
В конце 1950-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна был сделан заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
Приказ по ОКБ о начале работ по теме Е-155 от 10 марта 1961 года. Опытная машина Е-155Р-1 была готова к декабрю 1963 года. Заводские испытания начались с 6 марта 1964 года.
В процессе испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В документах ФАИ рекордная машина проходила под шифром Е-266 с двигателями Р-266. Даже после завершения испытаний и начала серийной постройки в 1969 году опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.
3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза. Замечание С.А.Микояна: Звания Героя Советского Союза были удостоены ведущие летчики по теме Вадим Иванович Петров, Александр Саввич Бежевец,а также С.А.Микоян. Летчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян награжден орденом Ленина.
В 1977 году летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37 650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов.
Комментарии
Боевое применение
Египет
В ходе войны на Истощение два МиГ-25Р и два МиГ-25РБ в составе 63-го ОАО проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты с 10 октября 1971 по март 1972 годов над Синайским полуостровом оккупированным Израилем. Израильтяне заявляли что полёты неопознанных самолётов над Израилем продолжались и в апреле-мае. Неизвестные самолёты израильтяне сначала называли «МиГ-21 Альфа», «МиГ-23» и «X-500». Израильские истребители F-4 и Mirage III несколько раз совершали вылеты на перехват МиГов, ни в одном случае выпущенные ракеты не попали в цель. Использование израильтянами ЗРК HAWK также оказалось бесполезным. В июле 1972 года самолёты были возвращены в Советский Союз.
Советские МиГ-25 принимали участие в ходе войны Судного дня, совершая разведывательные полёты над Синаем и над Тель-Авивом. Было поставлено четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-25РБ 154-го ОАО, первый вылет был совершён 22 октября. Самолёты вернулись в Советский Союз в мае 1975 года.
Сирия
13 февраля 1981 года на перехват двух израильских разведчиков RF-4C взлетел сирийский МиГ-25. При приближении перехватчика «Фантомы» развернулись на обратный курс и использовали средства РЭБ. Через минуту из-за облака помех в области нижней полусферы появился истребитель F-15 (МиГ-25 имел ограничения в обнаружении в нижней полусфере). В этот момент сирийскому пилоту поступали сильные шумовые помехи по радио и он не услышал команду с земли на отворот. На встречном сближении с дистанции 25 километров F-15 запустил ракету AIM-7F и сбил МиГ-25. Так произошла первая в истории воздушных боёв встречная ракетная атака.
29 июля 1981 года демонстративные полёты выполнял уже одиночный F-15, два других расположились вне зоны видимости сирийских РЛС. «Верхнего» F-15 стала вызывать на себя пара сирийских МиГ-21, в это время пара МиГ-25 отправилась в засаду — в затемнённую область ВКП «Хокай». F-15 «клюнул» на ложный вызов. «Двадцать пятые» стали заходить в позиции для атаки. Однако F-15, не меняя курса, внезапно перешёл на снижение, увлекая за собой МиГ-25. Противники столкнулись друг с другом, их метки на экране слились, а затем пропали. Сирийский пилот катапультировался. Сирийский ЦКП приказал второму МиГ-25 пойти на сближении с двумя другими «Иглами». Сириец произвёл захват одной цели на 25 км, пуск первой ракеты — на 18 км, второй ракеты — на 11 км (бортовые средства контроля при дешифрировании подтвердили попадание первой ракеты). Израильский лётчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сиденье. Израильскими данными потеря не подтверждается. Советский военный эксперт В. Бабич сообщает, что после этого успешного боя сирийское командование вывело МиГ-25 за рамки боевых действий, объясняя это тем, что для них нет целей.
31 августа 1982 года Израиль заявил, что расчёт ЗРК HAWK сбил сирийский МиГ-25РБ, но Сирия до конца 1982 года не обладала пригодными для полетов разведчиками МиГ-25РБ; есть информация о потере в этот день двухместного МиГ-25 (возможно, МиГ-25У).
Сирийские МиГ-25 регулярно совершали разведывательные пролёты на границе и над территорией Израиля в 1990-х годах. Также они отгоняли израильские истребители, которые периодически залетали за сирийскую границу.
На вооружении
Состоит на вооружении
- Алжир — 8 МиГ-25ПД и 3 МиГ-25РБ, по состоянию на 2012 год
- Сирия — 11 МиГ-25, по состоянию на 2012 год
- Россия — более 20 Миг-25РБ, по состоянию на 2012 год. Самолеты будут использоваться до 2020 года. Министерство Обороны России планирует провести модернизацию всех Миг-25РБ
Состоял на вооружении
- СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году.
- Россия — в ВВС России МиГ-25П заменены более новыми МиГ-31.
- Украина — получила 79 МиГ-25 в разных модификациях после распада СССР. Снят с вооружения.
- Белоруссия — получила около 50 МиГ-25 в разных модификациях после распада СССР. Снят с вооружения.
- Казахстан — получил 16 МиГ-25 после распада СССР. Снят с вооружения.
- Армения — снят с вооружения
- Азербайджан — После распада СССР получила 48 МиГ-25ПД. Заменены на МиГ-29M1. Снят с вооружения.
- Грузия — снят с вооружения
- Туркмения — снят с вооружения
- Болгария — 3 Миг-25РБТ и 1 МиГ-25РУ были поставлены в 1982 году. Сняты с вооружения в 1991 году.
- Индия — 10 МиГ-25 были куплены в СССР в 1991 году. Сняты с вооружения в 2006 году. За время службы в лётных происшествиях было потеряно 4 самолёта — почти половина от общего числа имевшихся.
- Ирак — 7 МиГ-25ПУ, 9 МиГ-25Р и 19 МиГ-25ПД/ПДС, по состоянию на январь 1991 года. Во время Войны в Персидском заливе большинство иракских Миг-25 было уничтожено на земле. Два МиГ-25 были сбиты в воздухе и 7 перелетело в Иран.
Ливия
Боевое применение
Египет
В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом.
Сирия
По заявлениям Израиля, ВВС Сирии в 1981—1982 потеряли три МиГ-25. Первые два были сбиты в 1981 году. 31 августа 1982 Израиль заявил, что расчёт ЗРК «Хок» сбил сирийский МиГ-25РБ, но Сирия до конца 1982 года не обладала полётпригодными разведчиками МиГ-25РБ; есть информация о потере в этот день двухместного МиГ-25 (возможно, МиГ-25У).
Ирак
Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны (1980—1988) самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики. Иракцы получили первые МиГи в 1979 году и к началу войны в иракских ВВС ещё не было достаточного числа подготовленных лётчиков. Активное применение МиГ-25 началось только в 1982 году и поначалу сопровождалось ощутимыми потерями — до конца года три или четыре МиГа были сбиты иранскими перехватчиками F-14 «Томкэт». В дальнейшем МиГ-25 продолжали нести потери, однако и сами сбили несколько иранских самолётов и вертолётов. В июле 1986 года в кабине МиГ-25 погиб иракский ас — Моххамед Райян. По возвращении с задания его самолёт подстерегла пара F-5 и сбила пушечным огнем. Информации о боевом использовании и воздушных победах МиГ-25 очень мало. Подробности известны всего лишь нескольких побед(4 F-4 и 2 C-130), при этом общее количество остаётся неизвестным. В 1985-86 годах большинство иракских МиГ-25РБ и – ПД были модернизированы до стандарта – РБТ и – ПДС. Кроме того, взамен потерянных были получены и новые самолеты. В 1986 году в боевых условиях прошли испытания новые МиГ-25БМ. Советские инструкторы отрабатывали на них применение новейших ракет Х-58У и Х-13П.
Сирия во время войны подерживала иранскую сторону. Боевых дейтствий против Ирака армия Сирии не вела, но производила воздушную разведку. Несколько разведчиков были сбиты ПВО и ВВС Ирака. 2 октября 1986 года иракский МиГ-25 сбил сирийский МиГ-21Р.
Иракские МиГ-25 использовались в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 во время войны, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны (его пилот Майкл Спичер долгое время числился пропавшим без вести). Также, по заявлениям иракцев, 29 июня 1991 года «двадцатьпятый» сбил истребитель F-15 ВВС США (не подтверждено другой стороной). В 2002 году иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.
В 2000 году отмечены пролеты разведывательных МиГ-25 над Иорданией – F-16 местных ВВС ничего не смогли сделать. Такие же полеты совершались и над Саудовской Аравией – так в начале 2003 года американские F-15 смогли отогнать МиГ-25, вторгнувшийся на территорию Саудовской Аравии на 60 километров.
Ливия
Ливия использовала МиГ-25 во время Чадско-Ливийского конфликта. 14 апреля 1986 года, по утверждению ливийской стороны, МиГ-25 сбил американский палубный истребитель F-14, хотя в реальности МиГ всего лишь перехватил американский самолёт. 19 августа 1986, ливийцы опять заявили, что их МиГ-25 сбил F-14, и снова это был всего лишь перехват.
Индия
В 1981 году в Индию были поставлены 6 разведчиков МиГ-25РБ и 2 учебных разведчика МиГ-25РУ. В конце мая 1997 года, индийский МиГ-25 пролетел над центром столицы Пакистана – Исламабадом, перепугав его жителей. Поднявшиеся на перехват истребители F-16, ничего не смогли сделать с нарушителем. Индийские МиГ-25 широко использовались для проведения разведки во время Каргильской войны в 1999 году и во время операции«Пакарам». В 2006 году Индия сняла сняла с вооружения оставшиеся МиГ-25.
СССР и постсоветское пространство
В 1970-е годы советские разведчики МиГ-25 выполняли разведывательные полёты над Ираном. В 1976 году один МиГ-25Р был сбит иранским F-4 “Фантом” с использованием ракеты AIM-7E. МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе. Известен случай сбития азербайджанского МиГ-25 ракетой ПЗРК “Стрела”.
Асы МиГ-25 |
|||
Пилот |
Страна |
Количество побед |
Комментарии |
Моххамед Райян |
Ирак |
10 |
2 F-4, 1 RF-4, 1 Gulfstream III и в том числе 2 F-5 на МиГ-21 подтверждены |
Продолжение следует
История имеет продолжение. В начале 70-х США приступили к разработке бомбардировщика B-1, оснащенного револьверными пусковыми барабанами, позволяющими в короткий срок выпустить 8 крылатых ракет, не залетая в зону действия советского ПВО. Для перехвата ракет была создана специальная модификация МиГ-25, получившая отдельное название — «МиГ-31». Самолет получил новые более экономичные двигатели, ракеты большой дальности (до 110 км) и совершенно уникальную бортовую аппаратуру. МиГ-31 предназначены для действий четверками, в которых ведущий самолет выполняет роль своеобразного сверхзвукового «Авакса», в автоматическом режиме распределяя цели и наводя на них 3 ведомых самолета. Самолеты в таком порядке находятся друг от друга на расстоянии 200 км, перекрывая своими радарами зону в 800−900 км. На сегодняшний день Нижегородским авиазаводом выпущено более 400 различных модификаций МиГ-31. У американцев в строю сейчас 93 B-1B. Так что с целями для «тридцать первого» все в порядке. Беда в том, что, судя по всему, лететь к нам через Северный полюс B-1B не собираются.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2003).
История создания Миг-25
Во второй половине 50-х годов ОКБ А.И.Микояна приступило к работам по созданию
тяжелых скоростных и высотных истребителей-перехватчиков Е-150, Е-152 (Е-166) и
Е-152М, предназначенных для борьбы с перспективными сверхзвуковыми бомбардировщиками. В ходе испытаний этих машин была достигнута скорость 2680 км/ч и потолок 22670 м, проводилась практическая отработка перспективных систем вооружения. Полученный задел позволил приступить к созданию более мощного
боевого самолета, способного уничтожать такие цели, как бомбардировщики Конвэр В-58 «Хастлер» и Норт Америкэн ХВ-70 «Валькирия», а также разведывательный самолет Локхид SR-71.В СССР о существовании этой сверхсекретной программы стало известно в 1960 году, за два года до первого полета американской машины.
Разработка облика нового самолета началась в ОКБ-155 в 1959 году, а в 1961 году было принято принципиальное решение о создании машины, получившей рабочий индекс
Е-155. Рассматривались различные варианты компоновки: с одно- и двухкилевым оперением, с ПГО, крылом изменяемой геометрии, подъемными двигателями и т. п. В итоге Артём
Иванович Микоян выбрал нормальную аэродинамическую схему с двухкилевым оперением и высокорасположенным трапециевидным крылом.
Партийно-правительственное решение по программе
Е-155 вышло в феврале 1961 г., а 10 марта того же года Микоян издал приказ по ОКБ о начале проектирования новой машины. Работы возглавил М.И.Гуревич, которого в дальнейшем
сменил главный конструктор Н. З. Матюк.
Е-155 с самого начала разрабатывался в трех вариантах
(истребителя-перехватчика (Е-155П), высотного разведчика (Е-155Р) и носителя БР
(Е-155Н)), имеющих минимальные конструкционные различия (от последнего варианта
позже отказались). При этом ставилась задача создать боевой самолет, способный
выполнять крейсерский полет со скоростью, соответствующей М=2,5-3,0, что
означало преодоление «теплового барьера», поскольку
температура торможения при М=2,83 составляет 290
градусов.
Прототип Миг-25 Е-155П, 1964 год.
Значительную проблему представлял выбор силовой установки для новой
машины. Рассматривалась возможность использования перспективных двигателей ОКБ
П.А.Колесова и А.М.Люльки, находящихся в стадии разработки. Однако в дальнейшем
выбор был остановлен на ТРДФ Р15Б-300 А.А.Микулина, который был развитием
малоресурсного двигателя 15К, созданного для беспилотных летательных аппаратов («121» и «123»
Туполева) и отработанного на Е-150 и Е-152.
В качестве основного конструкционного материала была выбрана нержавеющая
жаропрочная сталь.
Истребитель-перехватчик Е-155П должен был взаимодействовать с
автоматизированной системой наземного наведения «Воздух-1». Его предполагалось
оснастить БРЛС «Смерч-А», создаваемой на базе станции «Смерч», установленной на
перехватчике Ту-128. Первоначально основным вооружением нового самолета должны
были стать ракеты К-9М, однако в дальнейшем было решено применить новые ракеты
К-40, изготовленные с использованием титановых сплавов.
Работа макетной комиссии по Е-155П началась в 1962 году, 15 июня 1963 г.
было утверждено техническое задание на перехватчик. Первый полет опытного
самолета Е-155П состоялся 9 сентября 1964 г. Совместные
государственные испытания перехватчика были начаты в декабре 1965 г. и
завершились в апреле 1970 г. 6 сентября 1969 года истребитель-перехватчик в
полигонных условиях при помощи ракеты Р-40Р впервые сбил реальный летательный
аппарат – воздушную мишень
МиГ-17. 13 июня 1972 года на вооружение был принят комплекс перехвата МиГ-25-40 в составе: самолет-перехватчик
МиГ-25П (изделие 84), ракеты Р-40 класса «воздух-воздух», системы радиокомандного наведения с земли «Лазурь» и т.д. В 1973 г. были завершены войсковые испытания.
3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза.
МиГ-23
Многоцелевой истребитель МиГ-23.
МиГ-23 — многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Эти самолёты могли летать на углах атаки до 24-26 градусов, что давало им определённые преимущества над истребителями западного производства второго и третьего поколений. Но с появлением на Западе истребителей четвёртого поколения, в частности, F-16, превосходство было утрачено.
Эти истребители участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов. Так, полк самолетов МиГ-23МЛД прикрывал Кабул, а позже – Баграм. Как правило, в Афганистане эти самолёты «работали» по наземным целям. Каждый успешный боевой вылет обозначался маленькой белой звездой на носовой части фюзеляжа. Известен случай воздушного боя, когда МиГ-23МЛД ракетой Р-60М сбил пакистанский F-16A.
В 1984 году эскадрилья из 14 МиГ-23МЛД базировалась на вьетнамской военной базе Кам Ран, прикрывая над морем советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Истребители МиГ-23 не раз сбивали воздушные шары-разведчики в Подмосковье. Известен факт, когда авиаполк, базирующийся на аэродроме Туношна (под Ярославлем), перехватывал НЛО
История создания Миг-25
Во второй половине 50-х годов ОКБ А.И.Микояна приступило к работам по созданию
тяжелых скоростных и высотных истребителей-перехватчиков Е-150, Е-152 (Е-166) и
Е-152М, предназначенных для борьбы с перспективными сверхзвуковыми бомбардировщиками. В ходе испытаний этих машин была достигнута скорость 2680 км/ч и потолок 22670 м, проводилась практическая отработка перспективных систем вооружения. Полученный задел позволил приступить к созданию более мощного
боевого самолета, способного уничтожать такие цели, как бомбардировщики Конвэр В-58 «Хастлер» и Норт Америкэн ХВ-70 «Валькирия», а также разведывательный самолет Локхид SR-71.В СССР о существовании этой сверхсекретной программы стало известно в 1960 году, за два года до первого полета американской машины.
Разработка облика нового самолета началась в ОКБ-155 в 1959 году, а в 1961 году было принято принципиальное решение о создании машины, получившей рабочий индекс
Е-155. Рассматривались различные варианты компоновки: с одно- и двухкилевым оперением, с ПГО, крылом изменяемой геометрии, подъемными двигателями и т. п. В итоге Артём
Иванович Микоян выбрал нормальную аэродинамическую схему с двухкилевым оперением и высокорасположенным трапециевидным крылом.
Партийно-правительственное решение по программе
Е-155 вышло в феврале 1961 г., а 10 марта того же года Микоян издал приказ по ОКБ о начале проектирования новой машины. Работы возглавил М.И.Гуревич, которого в дальнейшем
сменил главный конструктор Н. З. Матюк.
Е-155 с самого начала разрабатывался в трех вариантах
(истребителя-перехватчика (Е-155П), высотного разведчика (Е-155Р) и носителя БР
(Е-155Н)), имеющих минимальные конструкционные различия (от последнего варианта
позже отказались). При этом ставилась задача создать боевой самолет, способный
выполнять крейсерский полет со скоростью, соответствующей М=2,5-3,0, что
означало преодоление «теплового барьера», поскольку
температура торможения при М=2,83 составляет 290
градусов.
Прототип Миг-25 Е-155П, 1964 год.
Значительную проблему представлял выбор силовой установки для новой
машины. Рассматривалась возможность использования перспективных двигателей ОКБ
П.А.Колесова и А.М.Люльки, находящихся в стадии разработки. Однако в дальнейшем
выбор был остановлен на ТРДФ Р15Б-300 А.А.Микулина, который был развитием
малоресурсного двигателя 15К, созданного для беспилотных летательных аппаратов («121» и «123»
Туполева) и отработанного на Е-150 и Е-152.
В качестве основного конструкционного материала была выбрана нержавеющая
жаропрочная сталь.
Истребитель-перехватчик Е-155П должен был взаимодействовать с
автоматизированной системой наземного наведения «Воздух-1». Его предполагалось
оснастить БРЛС «Смерч-А», создаваемой на базе станции «Смерч», установленной на
перехватчике Ту-128. Первоначально основным вооружением нового самолета должны
были стать ракеты К-9М, однако в дальнейшем было решено применить новые ракеты
К-40, изготовленные с использованием титановых сплавов.
Работа макетной комиссии по Е-155П началась в 1962 году, 15 июня 1963 г.
было утверждено техническое задание на перехватчик. Первый полет опытного
самолета Е-155П состоялся 9 сентября 1964 г. Совместные
государственные испытания перехватчика были начаты в декабре 1965 г. и
завершились в апреле 1970 г. 6 сентября 1969 года истребитель-перехватчик в
полигонных условиях при помощи ракеты Р-40Р впервые сбил реальный летательный
аппарат – воздушную мишень
МиГ-17. 13 июня 1972 года на вооружение был принят комплекс перехвата МиГ-25-40 в составе: самолет-перехватчик
МиГ-25П (изделие 84), ракеты Р-40 класса «воздух-воздух», системы радиокомандного наведения с земли «Лазурь» и т.д. В 1973 г. были завершены войсковые испытания.
3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза.
Мертвое поле (2006)
МиГ-25
Самый быстрый в мире самолёт МиГ-25.
О советском одноместном сверхзвуковом высотном перехватчике МиГ-25 3.2М лётчики говорят, что ограничения по скорости для него есть только на бумаге. Это, конечно, преувеличение, но МиГ-25 3.2М действительно самый быстрый самолёт в мире. На этом самолёте было поставлено несколько мировых рекордов скорости. Правда, официально их не зарегистрировали.
Cамолёт МиГ-25, угнанный летчиком Беленко.
6 сентября 1976 года лётчик ВВС СССР Виктор Беленко угнал Миг-25 в Японию. Японцы самолёт вернули, но перед этим разобрали его до мельчайшего винтика. Беленко же попросил политического убежища в США.
Производство
Боевое применение Миг-25
В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом. Этот эпизод военной карьеры МиГ-25 также примечателен тем, что именно тогда МиГ-25 и поставил свой неофициальный рекорд скорости в 3395 км/ч или М=3.2 «по данным израильских радаров». Также известны многократные случаи перехода Миг-25 скоростного барьера М=3 в строевых частях ВВС. По заверениям главного конструктора самолёта переход самолёта на скорость М=3 и выше снижает ресурс планера, но не наносит ему повреждений также как и двигателю.Наиболее интенсивно МиГ-25 использовался в составе ВВС Ирака. Во время ирано-иракской войны самолёты этого типа активно применялись для воздушной разведки, а также как истребители-бомбардировщики.
Несколько МиГ-25 было потеряно по различным причинам. В то же время МиГам удалось сбить несколько иранских самолётов и вертолётов.
Два МиГ-25 были сбиты американскими F-15 в 1991 во время войны в Персидском заливе, ещё один — через некоторое время после её окончания. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» — F/A-18, сбитый в первую ночь войны. В 2002 иракский МиГ-25 сбил ракетой американский беспилотный самолёт-разведчик.
МиГ-25 ВВС Сирии
Накануне начала вторжения коалиционных войск в Ирак в 2003 МиГ-25 выполнили несколько разведывательных полётов над Саудовской Аравией. ВВС Сирии в 1981—1982 годах потеряли три МиГ-25 во время боевых действий против Израиля. Кроме того, существует информация о том, что МиГ-25 применялись во время армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе. К середине 1990-х гг. перехватчики этого типа сняты с вооружения войск ПВО России. Самолёты, ещё не вылетавшие своего ресурса, были законсервированы и переданы на базы хранения. Также сняты с вооружения ВВС Украины. Небольшое число истребителей осталось на вооружении ряда стран СНГ, в частности, ПВО Беларуси (13). В ВВС России МиГ-25П заменены самолётом нового поколения
МиГ-31. Разведывательная модификация МиГ-25РБ все ещё находится на вооружении российских ВВС.
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России с 1950 по 2010 годы
Золотовалютные резервы стран мира
Нужен ли России золотой рубль?
Как разбогатела Америка
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил
Кто и как продавал Аляску
Почему мы проиграли Холодную войну
Тайна реформы 1961 года
Как остановить вырождение нации
В какой стране пьют больше всех?
В какой стране больше всего убийств?
Как жил русский рабочий до революции?
Устройство
Цельнометаллический кузов грузопассажирского фургона ГАЗ является несущей конструкцией. Кроме того, он оборудован омывателем, отопителем и стеклоочистителем ветрового стекла.
9 лет
составляет установленный ресурс кузова при нормальных условиях эксплуатации
Внутреннее пространство цельнометаллической грузовой ГАЗели разделено специальной перегородкой.
Механическая 5-ступенчатая КПП представляет собой улучшенную версию МКПП от «ГАЗ-24». Плавное переключение передач стало возможным благодаря установленному гидроприводу. Передаточное число равно 5.125 и каждая ступень имеет синхронизатор.
МКПП ГАЗ-2705
- рабочую с раздельным торможением осей;
- запасную тормозную систему;
- стояночную тормозную систему, которая действует на механизм тормоза задних колес.
При резком торможении нет сильного нагрева системы.
Так как используются комбинированные тормоза, срок службы которых больше, чем у конкурентов.
Более поздние модели имеют гидроусилитель рулевого управления и автономный обогреватель, расход которого составляет 1 л / 8 часов.
Сабля в средневековой Европе
В средневековой Европе преимущество отдавалось прямым мечам, а сабле отводилась лишь роль оружия «второго плана». Большинство сабель, что находят археологи в Европе, остались там от набегов кочевых племен, сами жители европейских стран обладали незначительным количеством этого вида вооружения.
Со временем, после ряда вооруженных конфликтов с азиатами, европейцы стали больше интересоваться их тактикой ведения боя и, как следствие, вооружением. Так сабля стала покорять Европу.
Самые древние экспонаты, найденные археологами, были обнаружены в аварских могильных курганах VII в. в Паннонии. Несколько позднее, в IX в., в долине Дуная появились племена ещё одного кочевого воинственного народа — венгров. Оружие, которым они пользовались, представляло собой саблю с несильным изгибом довольно длинного клинка и традиционного вида эфесом с изогнутой рукоятью и изогнутыми вниз дужками.