«безопасность при экстремальных ситуациях»: чем уникален многоцелевой российский вертолёт ми-38

Содержание

Примечания

  1. https://naked-science.ru/article/hi-tech/v-rossii-nachali-seriyno
  2. Делегации Алжира в Татарстане представлены вертолёты Казанского вертолётного завода (недоступная ссылка)
  3. Казанский Вертолётный Завод принял делегацию из КНР (недоступная ссылка)
  4. Прототип нового российского многоцелевого вертолёта Ми-38 отправлен на лётные испытания
  5. Серийное производство Ми-38 начнется в 2009 году
  6. Научно-техническая конференция по применению вертолёта Ми-38
  7. Холдинг «Вертолёты России» на базе ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» проведёт презентацию второго прототипа вертолёта Ми-38
  8. Главы министерств Туркменистана посетили Казанский вертолётный завод (недоступная ссылка)
  9. https://www.interfax.ru/russia/594801
  10. Вертолёт с электронным «сердцем»: Ми-38 выходит в производство
  11. ОАО «Климов» — ТВ7-117В (англ.). www.klimov.ru. Проверено 20 июля 2020.
  12. Ми-38 на сайте «Вертолёты России».
  13. https://www.pw.utc.com/Content/Press_Kits/pdf/pwc_pw100_trboShaf_pCard.pdf
  14. Новый гражданский вертолёт Ми-38 совершил первый перелёт из Казани в Москву.
  15. Ударная тройка вертолётов «Миля» | Оборонпром
  16. Состоялся первый полёт нового вертолёта Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В
  17. Видео первого полёта ОП-3.
  18. Предсерийный прототип Ми-38 производства «Вертолётов России» совершил первый полёт (20.10.2014).
  19. Предсерийный прототип Ми-38 производства «Вертолётов России» совершил первый полёт (21.10.2014).
  20. Третий Ми-38 готов присоединиться к лётным испытаниям
  21. Прототип нового российского многоцелевого вертолёта Ми-38 отправлен на лётные испытания (20.10.2014).
  22. КВЗ планирует в 2020 г нарастить производство до 110 вертолётов
  23. Ростех :: Новости :: Производство Ми-38 стартует в 2015 году
  24. Предсерийный прототип Ми-38 производства «Вертолётов России» совершил первый полёт (20.10.2014).
  25. Итоги бизнес-дней Международного авиационно-космического салона МАКС-2015, ИА REGNUM, 27 августа 2015
  26. Росавиация выдала «Вертолётам России» сертификат типа на Ми-38 // АвиаПорт.Ru. АвиаПорт.Ru. Проверено 1 января 2020.
  27. https://www.interfax.ru/russia/594801
  28. Новый транспортный вертолёт в России установил рекорд высоты
  29. В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию вертолёта на предельную высоту полёта
  30. 12 Мировые рекорды Ми-38 официально зарегистрированы Международной авиационной федерацией (FAI)
  31. 12 Турбовальный двигатель ТВ7-117В, ТВ7-117ВК
  32. Характеристики: Ми-38

Мировые рекорды

  • На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полёта для вертолётов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоту в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн). Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров.
  • 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Ми-38 установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м. Экипаж: Александр Климов (командир экипажа), Салават Садриев (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Игорь Клеванцев (ведущий инженер).
  • Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м. Экипаж: Салават Садриев (командир экипажа), Владимир Кутанин (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Николай Соловьев (ведущий инженер).

Примечания

История создания и производства

  • Начало проектирования — 1981 г.
  • Презентация модели в Ле Бурже — 1989 г.
  • Макет — август 1991 г.
  • Презентация натурного макета на «Мосаэрошоу» — 1992 г.
  • Начало изготовления двух опытных экземпляров — 1993 г.
  • Презентация доработанного макета на «МАКС-95» — 1995 г.

Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта и летающей неотложки, для полётов над сушей и акваториями. Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей (в частности: «стеклянная кабина» для двух пилотов и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах).

Первоначальная двигательная установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ7-117В (разработан в ОАО «Климов») взлетной мощностью на валу в 2800 л. с., ранее разрабатывался вариант с двигателями PW127TS компании «Pratt & Whitney Canada» взлетной мощностью по 2500 л. с..

Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения.

24 декабря 2010 года второй опытный образец — ОП-2 — нового среднего гражданского транспортно-пассажирского вертолёта Ми-38 совершил свой первый дальний полёт. Вертолёт Ми-38-ОП-2 оборудован турбовальными двигателями PW127TS производства компании «Pratt & Whitney Canada», а также современным комплексом авионики ИБКО-38 производства компании «Транзас Авиация», в котором реализована концепция «стеклянной кабины».

Установленные композитные лопасти не требуют замены в течение всего срока службы вертолёта, в отличие от металлических лопастей Ми-8 — прямого предка Ми-38.

В мае 2013 года собран третий опытный образец ОП-3, оснащённый новыми российскими двигателями ТВ7-117В производства фирмы им. Климова. Испытательные полёты успешно начались 12 ноября 2013 года.

Четвёртый изготовленный на Казанском вертолётном заводе опытный образец вертолёта Ми-38 является последним предсерийным воздушным судном этой модели. Он совершил первый полёт 16 октября 2014 года. ОП-4 отличается от ОП-3 ударопрочной топливной системой фирмы Aerazur и увеличенными иллюминаторами. В ходе испытаний ОП-3 и ОП-4 предполагается получить финальные данные, требующиеся для сертификации и старта производства и коммерческой эксплуатации Ми-38. 20 октября 2014 года ОП-4 отправлен на лётные испытания.

Начало серийного производства вертолёта Ми-38 в Казани планировалось на 2015 г. На начало 2017 года, серийное производство вертолётов ещё не началось. На Казанском вертолётном заводе ведётся активная подготовка к серийному производству Ми-38, заложен фюзеляж первого серийного Ми-38. В августе 2015 года на МАКС-2015 был подписан контракт с Объединённой двигателестроительной корпорацией на поставку до 2019 года 50 двигателей ТВ7−117В (для 25 машин — по два двигателя на единицу).

Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолёта Ми-38 выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 30 декабря 2015 года. Как ожидается, в 2017 году будет проведена сертификация вертолёта в пассажирской версии, а в дальнейшем будут созданы и сертифицированы модификации для поисково-спасательных работ и оффшорных операций.

10 января 2018 года было сообщено о запуске серийного производства вертолёта Ми-38 на Казанском вертолетостроительном заводе.

Эксплуатанты

Ми-26 ВВС России на МАКС-2009

Ми-26 ВВС России: вид сзади

Состоят на вооружении

  • Алжир Алжир — 8 Ми-26Т2 на 2018 год. Всего заказано 14 единиц .
  • Белоруссия Белоруссия— После распада СССР досталось 12 шт., 6 на хранение, 3 Ми-26 в лётном состоянии на 2017 год .
  • Венесуэла Венесуэла — 3 Ми-26Т2, по состоянию на 2016 год
  • Индия Индия — 4 Ми-26, по состоянию на 2016 год. Планируемое использование: в качестве тяжёлых вертолётов-эвакуаторов.
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 2 Ми-26, по состоянию на 2015 год.
  • Казахстан Казахстан — После распада СССР досталось 20 шт., 16 на хранение,2 Ми-26ТЗ в ВВС и 2 Ми-26Т в МЧС (Казавиаспас) по состоянию на 2017 год.
  • Камбоджа Камбоджа — 2 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
  • КНР КНР — 4 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
  • КНДР КНДР — 4 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
  • Лаос Лаос — 1 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
  • Мексика Мексика — 1 Ми-26, по состоянию на 2013 год.
  • Перу Перу — 3 Ми-26T на хранении (с 2007 года), по состоянию на 2016 год.
  • Россия Россия
    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 41 Ми-26/Ми-26Т, по состоянию на 2017 год.
    • Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — 6 Ми-26, по состоянию на 2018 год.
    • Войска национальной гвардии России — 10 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 1 Ми-26, по состоянию на 2016 год.
  • Иордания Иордания — 1 Ми-26Т2, по состоянию на 2018 год. Всего было заказано 4 вёртолёта

Сняты с вооружения

  • Молдавия Молдавия — единственный молдавский Ми-26 (регистрационный номер ER-MCV), принадлежавший компании Pecotox-Air, был сбит в Афганистане в 2009 году. Экипаж, состоящий из украинских лётчиков, погиб.
  • Украина Украина — После распада СССР досталось 22 шт., на 2017 год 16 Ми-26 состоят на хранении.
  • Узбекистан Узбекистан — 1 Ми-26, на хранении.

Гражданские

Ми-26Т МЧС Казахстана

  • МЧС России — 5 Ми-26Т, по состоянию на 2015 год
  • Авиакомпания СКОЛ — 11 Ми-26Т, по состоянию на 2016 год
  • ЮТэйр — 25 Ми-26Т, по состоянию на 2016 год
  • Вертикаль-Т — 10 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год
  • 2-й Архангельский объединённый авиаотряд — 4 Ми-26, по состоянию на 2017 год.
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь — 2 Ми-26 (р/н EW-260TF и EW-300TF), по состоянию на 2013 год
  • МЧС Казахстана — 2 Ми-26Т, по состоянию на 2013 год
  • Роствертол-Авиа — 3 Ми-26Т, по состоянию на 2014 год, ожидается поставка одного Ми-26Т до конца 2014-го года

Описание конструкции

Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом, 4-лопастным Х-образным рулевым винтом (впервые применён на Ми-28) и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из стеклопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически не ограничен. Втулка винта с эластомерными подшипниками. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-слойных композитных панелей (носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор. Шасси вертолёта энергопоглощающее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.

Расположение двух двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и ЛТХ вертолёта.

Размеры грузовой кабины значительно увеличены: длина составляет 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести до 5 т груза внутри кабины и до 6 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.

[править] Примечания

  1. Советских вертолетов хватит еще на четверть века
  2. Серийное производство вертолетов Ми-38 в Татарстане стартует в 2015 году. 22 октября 2014
  3. Спасибо, Украина. О роли небратства в рождении российских двигателей ТВ7-117В. 23 июня 2016
  4. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  5. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  6. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  7. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  8. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  9. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  10. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  11. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  12. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  13. Годовой отчёт АО «Вертолёты России» за 2016 год
  14. Советских вертолетов хватит еще на четверть века
  15. Серийное производство вертолетов Ми-38 в Татарстане стартует в 2015 году. 22 октября 2014
  16. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  17. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  18. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  19. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  20. Вертолет Ми-38 совершил первый полет в рамках дополнительных испытаний. 12 июля 2016
  21. Вертолет Ми-38 получил сертификат типа. 31 декабря 2015
  22. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  23. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  24. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  25. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  26. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  27. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  28. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  29. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  30. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  31. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  32. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  33. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  34. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  35. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  36. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  37. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  38. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  39. Ми-38: плюсы и минусы (часть 2). 20 июня 2016
  40. Ми-38: плюсы и минусы (часть 1). 20 июня 2016
  41. Годовой отчет АО «Вертолёты России» за 2016 год
Вертолётостроение России
История  СССР • 1990-е годы (, , , , , , , , ) • 2000-е годы (, , , , , , , , , ) • 2010-е годы (, , , , , , , , , ) • 2020-е годы (, , , , , , , , , )
Отрасли  Гражданское вертолётостроение • Военное вертолётостроение
Производимые вертолёты  Ка-28 • Ка-31 • Ка-32 • Ка-52 • Ка-226 • Ми-8 • Ми-26 • Ми-28Н • Ми-35М • Ми-38 • Ансат
Компании  Вертолёты России (Роствертол, Прогресс, КВЗ, Улан-Удэнский авиационный завод, КумАПП)
ЦФО  Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФО  Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФО  Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
СКФО  Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
ПФО  Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
УФО  Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
СФО  Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский кpай • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
ДФО  Якутия • Камчатский кpай • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ

Технические характеристики

Пассажирские перевозки

Для воздушного судна, перевозящего людей, важно количество пассажиров на борту и комфортабельность салона. Вместо 26-ти человек на Ми-8 новый Ми-38 берёт на бот 30

При этом пассажирские места расположены в шаге 75 см. Площадь значительно увеличилась, с 27-ми до 30-ти кв.м. Теперь есть туалет и буфет. Изменилась и крейсерская скорость с 225 км/ч до 295 км/ч. Количество шумов и вибрация заметно снизились благодаря используемым теперь эластомерным подшипникам во втулке винта, а также в трансмиссии. В экстремальных условиях Ми-38 без дозаправки способен преодолеть расстояние в 1 300 км.

Для VIP-персон продуман шикарный салон на 10 – 12 пассажиров, устанавливаются 2 дивана на 3 человека каждый и 4 – 6 кресел. Салон оборудован современными осветительными системами с лампами дневного света и иллюминацией. Столы, буфет, санузел тоже есть. После такого полёта ненужно отдыхать, даже в полёте ничего не мешает заниматься умственной работой. В пункте назначения выход делегации окажется вполне презентабельным, любое представительство на уровне руководителей держав будет выглядеть достойно своему статусу.

Грузовые и специальные перевозки

Грузовой отсек просторный по габаритам при длине 8,7 м, ширине 2,34 и высоте 1,82 м – это получается невиданная роскошь – 37 м3. Не менее впечатляет грузоподъёмность 6 т, а на подвеске 7 т., до максимальной остаётся 300 кг – это 3 человека, 2 из которых пилоты. Масса самого вертолёта 8 300 кг, нормальная – 14 200 кг. Появились лебёдка и рампа для погрузки цельных грузов до 300 кг.

Следует отметить и поисково-спасательные вертолёты. Ми-38 этой комплектации могут летать над сушей и морем. Летающие госпитали размещают в себе 12 пар носилок, а оборудованные буфетом и туалетом – 8 пар. Топливные баки встроены в пол, сокращают высоту потолка, но увеличивают площадь.

Приборы

Современный комплекс авионики ИБКО-38 разработан и изготовлен , в нем осуществлена технология «прозрачной кабины». Это означает, что благодаря приборам экипаж сможет иметь круговой обзор, визуально оценивая обстановку вокруг воздушного судна и под ним. Рабочие места пилотов снабжены пятью жидкокристаллическими дисплеями, вычислительный комплекс осуществляет цифровое управление режимами двигателей и всего бортового оборудования. Автопилот также работает на основе БЭВМ. Навигация оснащена допплеровским спидометром. В носовой части расположена РЛС, помимо пространственного положения машины оценивающая и метеоусловия. Есть также отдельная телекамера, позволяющая контролировать положение груза на внешней подвеске. Массовые и центровочные характеристики оцениваются автоматически.

История создания

Еще в начале 80-х годов в руководстве гражданской авиации СССР появилось понимание, что надежная и проверенная машина Ми-8 уже устарела, и необходимо искать ей замену. Подобное мнение разделяли и в ОКБ им. Миля. Исходя из этого, началась разработка нового советского среднего вертолета, он получил наименование Ми-38.

Согласно разработанному проекту, вертолет Ми-38 по своим техническим характеристикам значительно превосходил Ми-8: по топливной эффективности в 1,7 раза, по приведенной производительности — в 2 раза и имел коммерческую нагрузку в 5 тонн (Ми-8–3 тонны).

Кроме того, Ми-38 обладал более мощными двигателями, повысился уровень безопасности машины, а новый комплекс пилотажно-навигационного оборудования позволял пилотировать вертолет даже одному летчику.

В 1989 году модель новой машины была представлена на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.

Распад Советского Союза принес не только серьезные вызовы, но и дал новые возможности, о которых можно было и не мечтать ранее. Новым милевским вертолетом заинтересовались европейцы. В 1994 году был подписан договор о создании совместного предприятия ЗАО «Евромиль», в который вошли ОКБ им. Миля, КВЗ и европейский концерн Eurocopter.

Европейцы разрабатывали пилотажно-навигационное оборудование, систему управления, занимались дизайном салона. Eurocopter также отвечал за продвижение Ми-38 на западных рынках.

В 1995 году доработанный макет вертолета был представлен на выставке МАКС-95.

В 1999 году было принято решение установить на вертолет Ми-38 американские двигатели Pratt&Whitney PW-127T/S. 22 декабря 2003 года (по другой информации 25 августа 2004 года) Ми-38 впервые поднялся в воздух. В октябре 2004 года он совершил перелет из Казани в Московскую область.

Первый этап программы завершился успехом, новый вертолет успешно прошел начальные испытания, были подтверждены его основные летно-технические характеристики. Однако из-за установки на машину западных двигателей и оборудования значительно увеличилась стоимость вертолета, он стал в несколько раз дороже Ми-8.

В 2013 году был изготовлен третий опытный вертолет, оснащенный российскими двигателями ТВ7-117В. В конце года начались его испытательные полеты.

Последний предсерийный образец Ми-38 был изготовлен на Казанском вертолетном заводе в 2014 году. Он предназначен для проведения сертификации машины. Испытательные полеты начались 20 октября 2014 года. На вертолете установлена ударопрочная топливная система компании Aerazur и иллюминаторы большего размера.

В настоящее время в Казани ведется подготовка к началу серийного производства вертолета, уже проводятся работы над созданием фюзеляжа первого серийного Ми-38. Заключен контракт на поставку пятидесяти двигателей ТВ7−117В до 2020 года.

В ОКБ им. Миля и на Казанском вертолетном заводе на Ми-38 возлагают большие надежды, руководство предприятий уверено, что новый вертолет будет востребован не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, в государствах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки – традиционных рынках для машин ОКБ им. Миля.

Хотя, с реализацией нового вертолета могут возникнуть проблемы. Дело в том, что когда начиналась его разработка, считалось, что Ми-8 на рубеже столетий окончательно устареет, а его место на рынке без проблем займет новая машина с современной эргономикой и более продвинутыми техническими характеристиками. Однако вышло немного по-другому.

Оказалось, что заслуженного ветерана Ми-8 рано списывать со счетов: эта машина была подвергнута многочисленным модернизациям, и ее последние модификации вполне соответствуют реалиям времени. Ми-8 получил современную авионику, его грузоподъемность повысилась до 4-5 тонн, более мощные двигатели (например, ВК-2500), вертолет привели в соответствие жестким западным сертификационным требованиям. В итоге получилось, что современные модификации Ми-8 имеют лучшее соотношение «цена/эффективность», чем Ми-38. Возможно, что Ми-8 не настолько удобен для пилотов и пассажиров, как Ми-38, однако он значительно дешевле, что зачастую гораздо важнее для заказчиков.

Вы здесь

История создания

Еще в начале 80-х годов в руководстве гражданской авиации СССР появилось понимание, что надежная и проверенная машина Ми-8 уже устарела, и необходимо искать ей замену. Подобное мнение разделяли и в ОКБ им. Миля. Исходя из этого, началась разработка нового советского среднего вертолета, он получил наименование Ми-38.

Согласно разработанному проекту, вертолет Ми-38 по своим техническим характеристикам значительно превосходил Ми-8: по топливной эффективности в 1,7 раза, по приведенной производительности — в 2 раза и имел коммерческую нагрузку в 5 тонн (Ми-8–3 тонны).

Кроме того, Ми-38 обладал более мощными двигателями, повысился уровень безопасности машины, а новый комплекс пилотажно-навигационного оборудования позволял пилотировать вертолет даже одному летчику.

В 1989 году модель новой машины была представлена на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.

Распад Советского Союза принес не только серьезные вызовы, но и дал новые возможности, о которых можно было и не мечтать ранее. Новым милевским вертолетом заинтересовались европейцы. В 1994 году был подписан договор о создании совместного предприятия ЗАО «Евромиль», в который вошли ОКБ им. Миля, КВЗ и европейский концерн Eurocopter.

Европейцы разрабатывали пилотажно-навигационное оборудование, систему управления, занимались дизайном салона. Eurocopter также отвечал за продвижение Ми-38 на западных рынках.

В 1995 году доработанный макет вертолета был представлен на выставке МАКС-95.

В 1999 году было принято решение установить на вертолет Ми-38 американские двигатели Pratt&Whitney PW-127T/S. 22 декабря 2003 года (по другой информации 25 августа 2004 года) Ми-38 впервые поднялся в воздух. В октябре 2004 года он совершил перелет из Казани в Московскую область.

Первый этап программы завершился успехом, новый вертолет успешно прошел начальные испытания, были подтверждены его основные летно-технические характеристики. Однако из-за установки на машину западных двигателей и оборудования значительно увеличилась стоимость вертолета, он стал в несколько раз дороже Ми-8.

В 2013 году был изготовлен третий опытный вертолет, оснащенный российскими двигателями ТВ7-117В. В конце года начались его испытательные полеты.

Последний предсерийный образец Ми-38 был изготовлен на Казанском вертолетном заводе в 2014 году. Он предназначен для проведения сертификации машины. Испытательные полеты начались 20 октября 2014 года. На вертолете установлена ударопрочная топливная система компании Aerazur и иллюминаторы большего размера.

В настоящее время в Казани ведется подготовка к началу серийного производства вертолета, уже проводятся работы над созданием фюзеляжа первого серийного Ми-38. Заключен контракт на поставку пятидесяти двигателей ТВ7−117В до 2020 года.

В ОКБ им. Миля и на Казанском вертолетном заводе на Ми-38 возлагают большие надежды, руководство предприятий уверено, что новый вертолет будет востребован не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, в государствах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки – традиционных рынках для машин ОКБ им. Миля.

Хотя, с реализацией нового вертолета могут возникнуть проблемы. Дело в том, что когда начиналась его разработка, считалось, что Ми-8 на рубеже столетий окончательно устареет, а его место на рынке без проблем займет новая машина с современной эргономикой и более продвинутыми техническими характеристиками. Однако вышло немного по-другому.

Оказалось, что заслуженного ветерана Ми-8 рано списывать со счетов: эта машина была подвергнута многочисленным модернизациям, и ее последние модификации вполне соответствуют реалиям времени. Ми-8 получил современную авионику, его грузоподъемность повысилась до 4-5 тонн, более мощные двигатели (например, ВК-2500), вертолет привели в соответствие жестким западным сертификационным требованиям. В итоге получилось, что современные модификации Ми-8 имеют лучшее соотношение «цена/эффективность», чем Ми-38. Возможно, что Ми-8 не настолько удобен для пилотов и пассажиров, как Ми-38, однако он значительно дешевле, что зачастую гораздо важнее для заказчиков.

«Ансат»: рожденный в Казани

Легкий многоцелевой «Ансат» − гордость казанских вертолетостроителей. Эта машина была разработана созданным при предприятии конструкторским бюро, и даже само название, переводящееся с татарского языка как «легкий», отсылает к месту ее рождения. «Ансат» − первый российский вертолет, полностью сконструированный и построенный в постсоветское время. Этот вертолет достаточно неприхотлив в обслуживании, управляется одним пилотом и легко меняет свое назначение с помощью быстросъемного оборудования: от доставки грузов и перевозки пассажиров до поисково-спасательных операций и экстренной медицинской помощи.


Фото: «Вертолеты России»

«Ансат» может использоваться для оказания помощи пострадавшим в местности со сложным рельефом, в отдаленных районах с низкой транспортной доступностью. Вертолет может развивать скорость до 275 км/ч и совершать перелеты на расстояния свыше 500 км. Его медицинский модуль позволяет оказать первую помощь сразу на месте происшествия, включая реанимацию, интенсивную терапию, а также мониторинг основных функций жизнедеятельности организма пострадавшего во время его транспортировки. В марте 2020 года возможности санитарного «Ансата» расширились – теперь на его борту благодаря специальному оборудованию можно перевозить новорожденных.

КВЗ ведет серийные поставки медицинских вертолетов «Ансат» в рамках программы развития санитарной авиации России. Вертолеты уже несут службу по спасению людей в Московской, Нижегородской, Кировской, Костромской, Тверской, Челябинской, Белгородской, Волгоградской, Астраханской областях, Республике Татарстан и других регионах России. «Ансаты», оборудованные аппаратами искусственной вентиляции легких, принимают активное участие в борьбе с COVID-19. Для безопасной перевозки заразившихся вирусом на вертолетах могут устанавливаться инфекционные боксы.

Preventive Strike

Preventive Strike – Ваши противники ещё не знают что их ждёт, но и вам придётся нелегко!

Если в большинстве авиасимуляторов используется вид сверху или свободная камера, то в Preventive Strike применяется обзор под углом – немного динамики не помешает. Сам геймплей основывается на уничтожении противников и постоянном движении. К слову, вы продвигаетесь к базе противника, чтобы стереть её с лица Земли.

Игра вышла два года назад, поэтому может порадовать вас хорошей графикой и очень приятными спецэффектами. Небольшой аспект ролевых игр представлен в виде улучшения боевого транспорта между уровнями. Не забывайте и про сложность – уровней много, а в конце каждого вас ожидает босс с повышенными боевыми характеристиками.

Мировые рекорды

  • На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полёта для вертолётов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоту в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн). Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров.
  • 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Ми-38 установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м. Экипаж: Александр Климов (командир экипажа), Салават Садриев (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Игорь Клеванцев (ведущий инженер).
  • Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м. Экипаж: Салават Садриев (командир экипажа), Владимир Кутанин (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Николай Соловьев (ведущий инженер).

Силовая установка

В идеале мощность, требуемая для эффективной эксплуатации машины, составляет 5000 л. с. Ее развивают два двигателя. Существовало два варианта комплектации силовой установки Ми-38. 2 турбовальных двигателя «Пратт энд Уитни Кэнада» развивают нужное усилие, обеспечивая требуемые экономические показатели. Управляет их работой бустерная система, обладающая тройным резервированием. Такая схема диктовалась высоким экспортным потенциалом новой машины. В 1990 году предполагалось, что она будет производиться специально созданным СП «Евромиль», акционерами которого станут завод им. Миля, Казанский вертолётный завод, фирма «Еврокоптер» и НПО им. В.Я.Климова. Надежды, однако, не оправдались, европейский концерн через 13 лет покинул состав правления совместного предприятия, хотя продолжает сотрудничать с ним на взаимовыгодных условиях. Скорее всего, серийные образцы будут комплектоваться климовскими моторами ТВ7-117В, которые не хуже заокеанских аналогов, хотя обладают несколько меньшей мощностью (2 х 2350 = 4700 л.с.,) но вполне успешно смогут поднимать Ми-38. Вертолет, характеристики которого пострадают от этого незначительно, останется независимым от импортных поставок.

Навигация

Мировые рекорды

  • На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полёта для вертолётов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоту в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн). Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров.
  • 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Ми-38 установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м. Экипаж: Александр Климов (командир экипажа), Салават Садриев (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Игорь Клеванцев (ведущий инженер).
  • Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м. Экипаж: Салават Садриев (командир экипажа), Владимир Кутанин (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Николай Соловьев (ведущий инженер).

Технологические новшества материалов

Прошли те времена, когда летательные аппараты во всем мире делали только из дюраля. Вертолет Ми-38 изготовлен с широким применением пластиковых и композитных материалов. Лопасти обоих винтов имеют многослойную структуру, выполнены намоточным методом, что обеспечило их высокую эластичность и практически неограниченный срок использования (как минимум в течение всего времени эксплуатации машины). Полимерный материал также использован в изготовлении втулок несущего и рулевого винтов (установлены так называемые эластомерные подшипники), в результате чего смазка этим узлам не требуется. При изготовлении несиловых элементов фюзеляжа (капотов, кокпита, приборных досок, наружной поверхности рампы и балочных обтекателей) применены трехслойные сэндвичные панели. Комбинированная обшивка состоит из внешнего металлического и внутреннего полимерно-сотового слоев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector