Ударный вертолет ми-24: скорость и боевое применение «крокодила»
Содержание:
- История создания
- Жестокое дилетантство
- Конструкция
- Specifications
- Мифическая сверхманевренность
- Конструкция вертолета Ми-24
- Преимущества и недостатки
- Примечания
- Описание конструкции
- История создания и производства
- Популярные модели современности
- Конструкция вертолета Ми-24
- Преимущества и недостатки
- Справка
- Ми-24 характеристики
- Круглосуточное выполнение задач
- Видео: Судьбы 10 первых ликвидаторов Чернобыля
- Выбор рода войск
- Боевое применение
- Где купить
История создания
Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.
Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.
С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.
Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.
Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.
Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.
Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.
Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.
Жестокое дилетантство
— «Конструкторы увеличили расстояние между винтами, однако в 1998 году в полете вновь произошло соударение винтов с гибелью машины и летчика. В этот раз пилот ввел машину в такое резкое пике, что система управления перепутала тангаж с курсом и резко переложила индикатор крена на 180 градусов».
— Никакого «индикатора крена»! В результате прецессии лопасти нижнего и верхнего винтов вымахнули навстречу друг другу. Соударение и мгновенная смерть.
— «В обоих случаях катастрофы произошли по вине летчиков».
из личного архива  / 
— Это жестокое дилетантство журналистов! Жестокое потому, что марает память великих летчиков. Более подготовленных на Ка-50 пилотов не было и нет. Если уж такие асы попадают в такие режимы, то надо задавать вопросы конструкторам, а не хаять пилотов!
— «Аварии вертолетов классической схемы от соударения винтов с хвостовой балкой в аналогичных ситуациях случаются ничуть не реже».
— Гораздо чаще. Особенно, когда появились Ми-24.
В качестве материала для разбора были использованы всего две статьи, позаимствованные из рунета. Причем, не самые худшие статьи. Вывод? Уважаемые медиа, учите матчасть! И не забывайте обращаться за консультациями к компетентным специалистам.
Конструкция
Specifications
Мифическая сверхманевренность
— «Ка-50 может с висения сделать рывок боком или даже задом. Он способен во всем диапазоне скоростей совершать плоский разворот на 180%, то есть развернуть фюзеляж со всем вооружением, не меняя направления полета. Все эти элементы вертолетной сверхманевренности отличают Ка-50 от других боевых вертолетов…»
— Единственный маневр, который не могут позволить себе одновинтовые вертолеты, это плоский разворот. Все остальное перечисленное они могут делать с не меньшим успехом. По факту, соосная машина не делала бочки, а вот Ми-28, пилотируемый Гургеном Карапетяном, это делал.
— «Для защиты летчика использовалось 300 кг брони, которая спасает его от выстрелов крупнокалиберного пулемета».
— Касательно Ка-50, милевцы декларируют защиту в некоторых местах даже от снарядов 20-мм пушки. Например — лонжероны лопастей, кабина сбоку и т.д.
Федеральное агентство новостей  / Владимир Карпухин
— «Что касается точности, несмотря на то, что гидропривод поворачивал пушку Ка-50 только на 11 градусов вместо 110 градусов у Ми-28, точность стрельбы у Ка-50 благодаря более жесткому размещению и уникальной поворотливости соосного вертолета в четыре раза превзошла меткость пушечного огня Ми-28 и в три раза — АН-64».
— Интересно было бы узнать, каким образом получены такие данные? Кто это мог посчитать, особенно в сравнении с «Апачем»? Хотя, конечно, то, что пушка на Ка-50 бьет точнее, это бесспорно. При правильной юстировке квалифицированным персоналом, естественно.
— «Есть у соосной схемы и недостатки. Помимо более высокой массы трансмиссии, это еще и угроза перехлеста винтов при энергичных вертикальных маневрах, без которых эксплуатация ударных вертолетов невозможна. По этой причине были потеряны два Ка-50. Первый раз это произошло 3 апреля 1985 года…// …Летчик-испытатель Евгений Ларюшин в этом полете погиб, пытаясь спасти машину».
— Этого не было. Скоротечность развития аварийной ситуации, которая мгновенно переросла в катастрофическую, не позволила летчику даже понять, что происходит. Просто мгновение. Соударение и падение. Летчик был убит сразу, в воздухе, в результате ударов лопастей по кабине.
Конструкция вертолета Ми-24
Вертолет Ми-24 изготовлен в классической схеме для одновинтовой машины. Он оснащен главным винтом, который имеет пять лопастей, и рулевым винтом, который состоит из трех лопастей. Лопасти винта изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, которая оповещает о трещинах и неисправностях в лопастях. Главный винт вертолета имеет наклон вперед почти на 5%, но, кроме этого, он еще наклонен на правую сторону почти на 3%. Это сделано для улучшения устойчивости вертолета при прямолинейном полете.
Большой особенностью этого вертолета являются крылья, которые имеют площадь в 6,75 м² и отрицательное строение V-12. Такая конструкция крыла дает подъемную силу в 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех опор, которые убираются, а передней опорой можно управлять в наземных условиях.
Кабина экипажа расположена в носовой части машины, причем она является тандемной. Оператор находится спереди, в носовой кабине. За ним немного выше (для лучшего обзора при полете) расположена кабина пилота, а бортмеханик помещается в отсеке оборудования, в котором укреплено откидное кресло. Кабины экипажа полностью герметичны и имеют систему вентиляции и обогрева. Причем микроклимат кабины имеет давление немного выше, чем снаружи вертолета. Это сделано для того, чтобы на борт вертолета не смогла попасть пыль или зараженный воздух. Кабина и некоторые части фюзеляжа оснащены бронированными плитами. Из брони также изготовлены лобовые стекла экипажа и спинки кресел.
Силовая установка данной машины представлена двумя двигателями модели ТВЗ, они соединены в одну силовую установку с помощью редуктора. Два двигателя предоставляют мощность в 4,4 тысячи лошадиных сил. Данные модели двигателей позволяют дополнительную установку воздухозаборников, а также устройств, которые экранируют выхлоп.
Топливо поступает от четырех баков общей емкостью в 2130 литров. Возможно установить дополнительные баки в средине вертолета и на пилонах крыльев.
Трансмиссия точно такая же, как установлена на вертолете Ми-8. Трансмиссия и двигатель имеют бронированную защиту от вражеских снарядов. Работа гидросистемы направлена на обеспечение управления вертолетом. Но существует и вспомогательная система, которая отвечает за выпуск шасси и его уборку.
На вертолете данной модели существует и воздушная система, задачей которой является обеспечение кондиционирования салона вертолета и поддержка работы тормозной системы на колесах. За счет системы кондиционирования экипаж может производить полеты при температурах от минус 50 до плюс 37 градусов. С помощью кислородной системы вертолет может производить полет при низком содержании кислорода в воздухе на высотах больше трех километров.
Все электрооборудование на борту машины работает от постоянного тока в 27 вольт. Электроэнергия поступает от двух генераторов, которые расположены на силовой установке. Кроме этого, вертолет Ми-24 оснащен двумя аккумуляторами.
За счет качественного навигационного оборудования пилотирование можно проводить в любое время суток и в плохих метеорологических условиях. Вертолет оснащен автопилотом и автоматической системой управления модели САУ, которая производит автоматическое вычисление крена и тангажа. С помощью радиокомпасов, установленных на борту машины, можно определять высоту и угол сноса вертолета. Экипаж имеет аппаратуру для связи, которая представлена радиостанцией типа УКВ и системой «Карат». На вертолете также установлена система оповещения об опасности и неполадках, она основана на речевых сообщениях. Кроме того, каждый пилот имеет собственную поисковую радиостанцию.
Преимущества и недостатки
Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.
Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.
Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.
Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.
На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.
Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- Среднесуточная добыча в марте 2016 г.
- по состоянию на 2015 год. см. Список стран по добыче нефти
Описание конструкции
Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.
Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.
Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного воздуха.
Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.
В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.
В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки пассажиров.
Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки шасси.
Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также проблесковые маячки.
На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.
Вооружение вертолета Ми-24В — подвесное и стрелковое. Последнее состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который расположен в подвижной носовой установке. В горизонтальной плоскости она может поворачиваться на +60° от продольной оси, подниматься на 20° и опускаться до 40°.
К подвесному вооружению вертолета относятся различные управляемые и неуправляемые виды авиационных средств поражения. К неуправляемым относятся свободнопадающие бомбы, НАР, пушечные контейнеры. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.
К управляемым видам вооружения относятся ракеты противотанкового комплекса «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыльев. Этот ПТРК относится ко второму поколению данного оружия, наведение на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме. Ракету на цель наводит штурман-оператор.
Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения редуктора. Силовая установка имеет броневую защиту. Электрооборудование работает от двух генераторов, которые также расположены в силовой установке.
Топливная система состоит из пяти баков с общим объемом 2130 литров, которые оборудованы системой нейтрального газа и снабжены полиуретановыми вкладышами.
Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальным наполнителем, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево – 3%, это улучшает устойчивость машины во время полета.
Шасси вертолета Ми-24 состоит из трех убирающихся опор, переднее колесо управляемое. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет конструкции лишние килограммы.
История создания и производства
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.
Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.
Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.
Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе (ОАО “Роствертол”), двигателя Д-136 – на Запорожском ПО “Моторостроитель” (сегодня АО “Мотор Cич”, главный конструктор Ф.М. Муравченко).
Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.
В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 – 01-03), вторая – пять (№№02-01 – 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).
Популярные модели современности
Большинство моделей помповых дробовиков – это разработки для нужд гражданского рынка оружия. Однако по мере поступления в продажу, как часто бывает, подобное оружие быстро находит свою нишу в военизированных структурах. В настоящее время практически любой автоматический охотничий дробовик имеет армейский или полицейский аналог. Коммерческий рынок двигает прогресс и в этом плане. Создание и разработка новых образцов гладкоствольных ружей идет опережающими темпами. Выпускают это оружие по всему миру. Среди популярных моделей можно встретить американские, итальянские, бельгийские и турецкие образцы гладкоствольных ружей, каждое из которых создавалось под определенную категорию потребителей.
Конструкция вертолета Ми-24
Вертолет по прозвищу «Крокодил» разрабатывался с классическим расположением узлов для одновинтового вертолета. На машине установили:
- главный винт с пятью лопастями;
- рулевой — с тремя.
Для изготовления винтовых лопастей применили алюминиевый сплав. Предусмотрели систему датчиков, оповещающую о повреждениях лопастей. Устойчивость «вертушки» при линейном перемещении обеспечивалась за счет:
- переднего наклона главного винта, до пяти процентов;
- с одновременной возможностью наклонить его вправо, до трех процентов.
Подъемная сила в пределах до двадцати восьми процентов обеспечивалась посредством конструкции крыльев с площадью в 6,75 квадрата при отрицательном строении V-12.
Шасси выполнено трехопорным и убирающимся при полете. Передняя опора предусматривала возможность управления на земле.
Компоновка тандемной кабины, расположенной в носовой части вертолета, устроена со следующими особенностями:
- операторское место располагалось в передней части;
- пилот — за ним, но выше (по диагонали), с улучшением обозреваемой местности;
- бортмеханик — в машинном блоке с укрепленным откидным креслом.
Кабина экипажа полностью герметизирована, с созданием автономного микроклимата, слегка превышенным по уровню давления, если сравнивать с окружающей средой.
Наиболее уязвимые части фюзеляжа дополнительно бронированы защитными плитами. Это же относится и к остеклению кабины и спинок кресел экипажа.
Конструкция
Пара двигателей марки ТВЗ объединены посредством редуктора единый силовой агрегат. Двигатели данной модели предусматривают возможность дополнительной установки воздухозаборников и узлов, экранирующих выхлоп.
Машина снабжена четырьмя баками, совместно вмещающими более двух тысяч литров топлива. Если потребуется, предусмотрена возможность размещения дополнительных баков по центру машины и на крыльях.
Конструкция трансмиссии не изменилась, перейдя от прототипа — Ми-8. Гидравлическая система выполнена в два контура, управляющих:
- устойчивостью машины в воздухе;
- работой шасси.
В задачи воздушной системы входит:
- поддержание надлежащего микроклимата внутри салона с дополнительной поставкой кислорода;
- кондиционирование кабины.
В результате температурный диапазон воздуха окружающей среды, доступный для полетов — в пределах от 50-ти градусов в отрицательную сторону, до 37-ми с плюсом.
Постоянный электрический ток с напряжением 27 вольт вырабатывается двумя генераторами, обеспечивая функционирование оборудования. Ми с цифровым индексом 24 также оборудован аналогичным количеством аккумуляторов электроэнергии.
Навигационное оборудование позволяет выполнять боевые задачи в условиях недостаточной видимости и при сложных метеорологических условиях. Крен и тангаж вычисляются автоматическим управляющим комплексом САУ, при наличии автопилота. «Крокодил» оборудован радиокомпасами, указывающими высоту и угол смещения.
Связь экипажа обеспечивается посредством:
- радиостанции, работающей на частотах УКВ;
- комплекса «Карат».
При возникновении опасности или проблем с работой систем, экипаж предупреждается голосовыми сообщениями системы оповещения.
Кабина Ми-24
Преимущества и недостатки
Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.
Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.
Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.
Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.
На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.
Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.
Справка
Для короткой справки (информация из различных источников в интернете):«Бе́ркуты» — пилотажная группа российских ВВС. Группа летает на шести ударных вертолётах Ми-24П. Эскадрилья была основана 12 апреля 1992 года в составе 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке. «Беркуты» одна из немногих вертолётных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, на строевых вертолетах Ми-24, которые в обычное время используются для повышения летного мастерства офицеров центра, а также на применение вооружения на полигоны. Участие лётчиков пилотажной группы «Беркуты» стало традиционным на авиакосмических салонах в Жуковском, на авиационных праздниках Москвы, Владимира, Тулы, Самары, Сызрани.
Ми-24 характеристики
Масса, кг: | |
пустого | 7676 |
нормальная взлетная | 10600 |
максимальная взлетная | 11500 |
Длина полная, м | 21,35 |
Размах крыла, м | 6,66 |
Диаметр несущего винта, м | 17,3 |
Диаметр рулевого винта, м | 3,91 |
Мощность двигателя, л.с. | 2х2200 |
Скорость, км/ч: | |
максимальная | 320 |
крейсерская | 280 |
Статический потолок без учета влияния земли, м | 1600 |
Динамический потолок, м | 5120 |
Дальность полета, км: | |
практическая | 485 |
перегоночная | 1210 |
Масса груза, кг: | |
нормальная | 1500 |
максимальная | 2400 |
на внешней подвеске | 2000 |
Экипаж, чел | 3 |
Число десантников, чел | 8 |
Встроенное вооружение | пулемет А-12,7А |
ПТРК | 9П146М «Фаланга-МВ» |
Ми-24 видео
Вертолеты
Круглосуточное выполнение задач
Для того чтобы вертолет мог круглосуточно справляться со своей работой, на него была установлена такая техника:
- Обзорно-прицельная система модели ОПС-24Н, в состав которой входит гиростабилизированное оптико-электронное оборудование ГОЭС-324.
- Прицельно-вычислительный комплекс модели ПрВК-24.
- Навигационно-индикационный комплекс КНЭИ-24.
- Светотехника, адаптированная к работе с очками ночного видения.
После установки данных систем машина получила возможность:
- Круглосуточного обнаружения и распознавания наземных и надводных целей.
- Наведения управляемых ракет.
- Определения расстояния до объекта атаки.
- Точного прицеливания при использовании подвижного и неподвижного стрелково-пушечного оружия, а также неуправляемых ракет.
- Осуществления полета в полуавтоматическом режиме по заранее заданному маршруту.
- Уменьшения физической нагрузки экипажа в процессе управления машиной и применения вооружения.
Внутреннее и наружное светотехническое оборудование армейского ударного вертолета МИ-35М было приспособлено под применение пилотом очков ночного видения. Эти очки позволяют распознавать объекты при освещении от 5×10-4 люкс. Диапазон длины волн, в котором они работают, составляет от 640 до 900 нм.
Благодаря приборам ночного видения пилоты получают такие возможности:
- Пилотирование на высоте 50-200 метров с визуальным контролем подстилающей поверхности.
- Обнаружение целей противника типа «мачта ЛЭП», «Бронетехника», «дорога» и так далее.
- Взлет, посадка, полет и посадка с касанием земли на необорудованных и неосвещенных площадках.
- Выполнение наблюдения за местностью, а также поисково-спасательных работ в ночное время.
Видео: Судьбы 10 первых ликвидаторов Чернобыля
Выбор рода войск
Прежде всего, необходимо определиться с родом войск, в которых вы бы хотели работать. Служившие чаще всего поступают в те же войска по классу. Окончательный выбор происходит в части, куда вы подадите документы. Кандидатов, подходящих части по профилю, определяют по критериям:
- показатели здоровья;
- личностные качества;
- физическая форма;
- предпочтения.
Для некоторых должностей происходит дополнительный отбор. Например, желающим служить снайпером придется пройти ряд тестов, которые определят, пригоден ли он для этой должности.
Дополнительный отбор введен практически во всех элитных родах войск, но использоваться он может только в популярных частях. В ряде городов также слишком много соискателей, поэтому часто решающим служить по контракту приходится сильно постараться, чтобы попасть в желаемое место.
Боевое применение
Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.
В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.
Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.
Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».
В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.
В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.
После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.
Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.
Использовался этот вертолет и в Приднестровье.
Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании. За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).
Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.
Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.
Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.
Где купить
Подписаться на коллекцию «Ударный Вертолет МИ-24В» можно здесь: