Дмитрий распопов: мастер клинков. клинок выкован

Содержание

Мастер клинков. Клинок выкован. — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Мастер клинков. Клинок выкован.», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи

Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч)

Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Как сделать меч-катану своими руками из металла

Тренировочное холодное оружие должно эксплуатироваться только по назначению. Необходимо соблюдать безопасность во время фехтования, так как данная конструкция опасна. Работают с ней исключительно взрослые люди.

Для того чтобы выковать меч необходимы:

  • лист металла (подойдёт даже старый) толщиной 3-5 мм;
  • болгарка и шлифовочная машинка;
  • тиски;
  • прочие инструменты для обработки металла.

Сделать железный меч для фехтования можно собственноручно по простому алгоритму.

Иллюстрация Описание действия
Делаем эскиз будущего изделия на куске металла, затем вырезаем болгаркой по контуру. Если на материале есть сварочные швы, их отшлифовывают. Создаются две одинаковых детали и одна плоская. Эти три элемента свариваются между собой так, чтобы одинаковые детали образовали небольшой угол
В результате, должна получиться такая форма клинка. Её дополнительно оббивают молотком, чтобы слегка приплюснуть. Сваренную рукоятку шлифуют вместе с клинком
Затем на границу рукоятки надевают стальную пластину, загибают с помощью тисков
Создаём шаблон ограничителя и надеваем его на ручку с предварительно созданными по форме шайбами
Создаём из деревянного бруска ручку, обрамляем её металлическими пластинами и оклеиваем сверху кожзамом

Остаётся только приклеить рукоятку к мечу, сделав ей оплётку из красного дерматина. Так удаётся сделать почти настоящий меч.

Хамон – линия закалки меча

0 Неоднородная, волнистая линия вдоль режущей кромки меча называется «хамон». Он представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. Мартенситная сталь очень твёрдая, поэтому из неё можно получить очень острое лезвие, но в то же время она довольно хрупкая, следовательно, её используют только вдоль режущей кромки меча. Некоторые мечи, особенно те, которые относятся к историческому периоду после монгольского нашествия в XIII веке, имеют очень узкий хамон, что улучшало прочность меча в заранее подготовленных сражениях. Другие мечи, подобные тем, что были изготовлены в самом начале периода Эдо, имеют очень толстый и витиеватый узор хамона. Линия закалки создаётся путём нанесения нескольких слоёв огнеупорной глины на лезвие. Клинок с засохшей глиной равномерно нагревается, а затем погружается в ёмкость с водой. Этот процесс носит название «яки-ирэ»

Важно отметить, что в ходе этого процесса из-за характера термообработки кузнецу-оружейнику не всегда удавалось получить желаемую линию закалки. Глина на клинке – это, скорее, ориентир для закалки, но чем опытнее и искуснее был кузнец, тем точнее получалась линия закалки в том месте, где он нанёс глину

Шаг 5: Навершие

Сакральное значение меча у славян в древности

Любопытно отметить и тот факт, что в народе отношение вообще ко всем славянским мечам имело отчасти сакральный оттенок. Известен, например, обычай древних русичей класть возле новорождённого сына обнажённый меч, как бы символизируя этим, что в будущем ему предстоит бранными подвигами добыть себе богатство и славу.

Особое же место занимали магические мечи, с помощью которых наши древние предки осуществляли определённые религиозные обряды. На их клинках и рукоятях наносились рунические заклинания, придававшие владельцу силы противостоять не только реальным противникам, но и всевозможным мистическим силам.

Некоторое количество подобных артефактов было обнаружено археологами при раскопках древних захоронений. Объясняются их находки бытовавшим среди древних славян поверьем, согласно которому, меч, обладавший мистической силой, всегда умирал вместе с гибелью или естественной смертью своего владельца. Его опускали в могилу хозяина, совершая определённые магические действия. Считалась, что после этого всю его сакральную силу забирает Мать – Сыра Земля. Поэтому мечи, украденные из курганов, никому не приносили удачи.

Европейские мечи — оружие неотёсанных варваров, незнакомых с боевыми искусствами

Удивительное дело, но ходит поинтернетам» и такой миф. А заодно и его вариация:любой каратист/дзюдоист/тхэквондист/победил бы европейского рыцаря голыми руками(и ногами)».

Что ж, скажемспасибо» популяризаторам точки зрения:боевые искусства» — термин, распространяющийся сугубо на восточные единоборства типа того же каратэ.

Почему же так вышло, что в Европе основным видом боевых искусств стало фехтование, а в Азии — всяческое рукомашество и дрыгоножество?

Вопрос тонкий, а ответ — исторически-юридический: в Европе холодное оружие было распространено куда шире, чем в азиатских странах. Помните усреднённый японский уклад? Если ты не самурай, оружие тебе не положено. Тогда как в этих наших Франциях и Германиях нож, меч, копьё и чёрт-те что ещё было практически у каждого.

На ту же тему Десятьшкольных» заблуждений о средневековой истории

Очевидно, что более всего развиваться будет то, что распространено, — в случае краёв замков, лат и требушетов этим стало фехтование. Сколько трактатов и руководств по фехтованию и иному использованию мечей было написано и прочитано за тысячелетнюю историю Средневековья! А сколько способов, школ и техник владения мечом было создано!

Взгляните на средневековые труды Glasgow Fecht- und Ringbuch, Liber De Arte Gladiatoria Dimicandi, Opus amplissimum de arte athletica и тому подобные

Во-первых, бо́льшая их часть — настоящие произведения искусства; во-вторых, обратите внимание на количество техник боя, приёмов, стоек и прочих элементов. А писались эти книги во время массового распространения холодного оружия вообще и мечей в частности — и для людей, которым это оружие придётся применять на практике

И безусловно, всяческая борьба без оружия в Европе тоже существовала, идиотизмом было бы утверждать обратное. Но распространение она получила существенно меньшее, чем фехтование.

Причины и предпосылки

Примечания[править]

Озоновые дыры

Озоновая дыра – явление, уменьшающее количество озона в стратосфере. Опасность этого процесса в том, что слой защищает планету от солнечного излучения, поглощая большую часть лучей, приходящих на Землю.

Технология ковки мечей

Современная ковка

Сложна была технология производства мечей. Оружейную сталь для них получали путём выплавки металла из магнитного железняка и железистых песков. Собственно клинок формировался из многих слоёв железных полос с разным содержанием углерода, сваренных между собой в процессе плавления и ковки.

В результате проковки, вытягивания, многократного складывания и новой проковки полос металла образовывался тонкий брус, состоящий из огромного числа прочно соединённых тончайших слоёв разноуглеродной стали.

Низкоуглеродистый металл, соединённый с высокоуглеродистым, приобретал значительную твёрдость и в то же время вязкость. В дальнейшем клинок шлифовался на нескольких грубых и тонких шлифовальных камнях и подвергался закалке.

Меч как символ

Что для Вас меч? Только оружие или нечто большее?

Для некоторых меч – просто меч. Но для тех, кто способен понять меня и мои устремления, я скажу, что необходимо иметь те же склонности, ту же авантюрную жилку, чтобы оценить мой меч, когда вы держите его в руках.

Я надеюсь, что вы сможете почувствовать желание жить не насилием, ненавистью и местью, а желание любить других людей, жить с честью, уважением, высокими нравственными идеалами.

Я твердо верю в понятие “метавысказывания”, абсолютной неизменной Истины, в существование добра и зла, и в то, что в разбитом человеческом сердце, ищущем искупления, цельности, добро и зло противостоят друг другу.


Новый клинок. Он должен быть идеально ровным.

Я думаю, что меч – идеально подходящий для выражения этих истин символ; меч также позволяет понять, что делает человека человеком.

И очень надеюсь, что посредством своей работы я могу вдохновить других людей на то, чтобы они использовали таланты, данные им Богом, во благо, ради чего-нибудь доброго и хорошего.

На Ваших мечах, даже если они изготовлены по мотивам оружия эпохи Ренессанса, лежит твердый отпечаток Раннего Средневековья. Например, как бы каролингский меч «Osbert» имеет довольно позднюю, длинную, гарду, а двуручный меч «MiekkaOkaat» украшен в стилистике Раннего Средневековья — разница в пять веков. Что повлияло на такое дизайнерское решение?

Это потому, что я так хочу, и потому что у меня, к счастью, есть способности и возможности это сделать! Я люблю то, что делаю, и не хочу ограничивать себя в творческом плане.

Мне очень нравится ковать исторически достоверные мечи, но мне также нравится исследовать странные миры моего воображения, навеянные домами и ландшафтами, в которых я вырос.

Нет закона, по которому оружейники были бы обязаны ковать исключительно исторически достоверные мечи. Почему бы не сделать такой меч, какого еще не было?

Я нахожу особую прелесть в создании оригинальных творений, каких еще никто не видал.

Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

Виды двуручных мечей

Клеймор

Клеймор. Компактное шотландское  оружие, среди различных экземпляров двуручных мечей, отличается сравнительно небольшими габаритами. Длина клинка составляла порядка ста десяти сантиметров

Еще одной немаловажной отличительной особенностью данного образца является специальная конструкция, благодаря которой воин мог выдернуть из рук неприятеля любое  оружие. Небольшие размеры меча позволяют максимально эффективно использовать его в боевых сражениях, по праву считается лучшим экземпляром среди двуручных мечей

Цвайхандер

Данный образец отличается огромными габаритами, длина меча достигает двух метров. Конструкция меча весьма специфична, парная крестовина (гарда) служит границей между обоюдоострым  клинком,  рукоятью и не заточенной частью меча. Использовался такой экземпляр в бою для сокрушения противника, вооруженного копями  и алебардами.

Фламберг. Разновидность двуручного меча, с особым лезвием в форме волны. Благодаря такой необычной конструкции, эффективность солдата, вооруженного таким мечом, в боевых сражениях выросла во много раз. Воин, раненый таким клинком долго восстанавливался, раны очень плохо затягивались. Многие военачальники казнили взятых в плен солдат за ношение такого меча.

Немного о других разновидностях мечей.

  1. Кавалеристы, чтобы пробить насквозь доспехи неприятеля очень часто использовали меч «Эсток». Длина данного экземпляра, составляет один метр тридцать сантиметров.
  2. Следующая классическая разновидность  двуручного меча. «Эспадон» длина его составляет  сто восемьдесят сантиметров. Имеет крестовину ( гарду) из двух дужек. Центр тяжести такого клинка, смещен к острию лезвия меча.
  3. Меч «Катана». Японский экземпляр меча, с лезвием  изогнутой формы. Использовался солдатами в основном в  ближнем бою, длина клинка  около девяноста  сантиметров, рукояти порядка тридцати сантиметров. Среди мечей такой разновидности, существует образец длиной двести двадцать пять сантиметров. Мощь данного меча позволяет разрубить человека на две части одним ударом.
  4. Китайский двуручный меч «Дадао». Отличительной особенностью является широкий клинок, изогнутой формы, заточенный с одной стороны. Такой меч нашел свое применение даже во время войны с Германией в сороковые годы двадцатого столетия. Солдаты использовали меч в рукопашных боях с противником.

Важные моменты

Длина клинка и рукояти — важные, но не единственные параметры. Перед тем как приступить к изготовлению меча, предстоит выяснить, какими будут у будущего оружия следующие параметры:

Форма сечения клинка. Существует огромное количество вариантов, но для деревянного меча наиболее подходящими является прямоугольник с заостренными или скругленными краями либо ромб.
Форма рукояти. Наилучший вариант — овальная рукоятка, поскольку в этом случае оружие будет удобно держать в руке. Недопустима круглая форма (меч будет проворачиваться)

Также следует обратить внимание: рукоять обычно делается тоньше, чем лезвие.
Форма острия. Произвольная, но если делается меч для ребенка, то лучше выполнить его конец закругленным

Для взрослого можно сделать острие, две стороны которого образуют угол в 45 градусов.
Гарда. Самая широкая часть меча. Ее ширины должно быть достаточно, чтобы защитить руку, а меч было бы удобно держать.

Плетеный кладенец

Подробный мастер-класс для тех, кто готов потратить время и силы для достижения результата. Лектор показывает и рассказывает, останавливаясь на каждом нюансе, как сплести объемный меч из полосок. Для работы потребуется двусторонняя крафт-бумага нескольких цветов (плотностью 80 г/м.кв) и клей. Можно взять обычную белую и цветную, но ее недостаток в неустойчивости к истиранию и необходимости постоянно склеивать полоски для плетения. Все режим на полосы шириной 40 мм и длиной около метра. Технология плетения не сложная, времени требует сам процесс. На выходе получается объемная игрушка со стороной 1 см. Для того, чтобы придать изделию прочность, советуют обработать поверхность клеем ПВА и дать высохнуть.

Из чего ковать меч

Первые мечи пытались ковать из бронзы, однако качество их было, мягко говоря, не очень, слишком мягкий материал использовался. Первые железные и стальные образцы так же были плохого качества, их приходилось выравнивать после нескольких ударов. Именно поэтому на первых порах главным оружием было копье с топором.

Все изменилось с изобретением нескольких новых технологий, например, послойной сварки и проковки, что давало прочную и, главное, пластичную полосу стали (харлужная сталь), из которой ковали мечи. Позже появились фосфоритные сорта металла, производство этого вида оружия стало дешеветь, а приемы их изготовления упрощаться.

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла, использующийся при производстве рессор, пружин амортизаторов, корпусов подшипников. Марка имеет в составе низкий процент углерода и дополнена такими легирующими элементами, как никель, хром, фосфор. Такая сталь имеет прекрасные показатели прочности, а, главное, она пружинистая, что не даст мечу изгибаться при нагрузке.

Выбирая материал для изготовления меча, изначально надо решить, как он будет использоваться

Если просто как декоративное украшение интерьера, то качество металла не столь важно. Для реконструкторских боев потребуется хорошая сталь, которую нужно будет дополнительно закалить

Также можно поискать элементы рессор от автомобилей или тракторов, которые производят из марок стали 55ХГР, 55С2ГФ и других подобных аналогов.

Для декоративных мечей можно просто приобрести прокат в виде прутка или полосы на ближайшей металлобазе. Однако, подбирая материал, стоит учесть, что при ковке будет утрачена часть объема, а, значит, размеры заготовки должны быть больше.

Места появления озоновых дыр

Европейский меч

Технологии получения металла постоянно развивались, но изначально практически везде использовали одни и те же технологии. Для того чтобы понять сущность меча, придётся вникнуть в технологию его создания с самого начала. С получения руды.

Из руды в железо

Железо изначально добывалось из болот, из так называемой болотной руды, но уже в начале средних веков стали использовать и добычу из закрытых месторождений.

Эффективность получения металла была крайне низкой. Сталь получалась нестабильной структуры, с вкраплениями шлака. Для того чтобы довести её до приемлемого состояния требовалась неоднократная проковка заготовки и в дальнейшем её науглевоживание.

Изготовление мечей на Руси было довольно дорогим и сложным процессом именно из-за болотной руды, практически все качественное оружие делали из завозимого из Швеции железа.

Нужно отметить, что сталь представляет собой сплав железа с углеродом. Чем больше в железе углерода, тем твёрже металл, но в тоже время при значительном количестве углерода материал становится излишне хрупким. При перенасыщении он переходит в чугун, который на тот момент считался бесполезным материалом ввиду невозможности обработки его ковкой.

Воздух в домницу подавался мехами. Процесс достаточно небыстрый и затратный, особенно учитывая то, что уголь также требовал длительного пережога из древесины определённых сортов.

После того как уголь прогорал, из печи доставали слитки металла, называемые крицами. Это был сплав шлака, стали и чугуна. Крицу разбивали на более мелкие части, отделяли сталь, после чего проковывали её, удаляя пустоты и частицы шлака. После этого заготовки продавали мастерам оружейникам.

Ковка меча

После получения железа требовалось провести ещё множество операций. Технология ковки боевого оружия из такой руды дело тонкое и требующее опыта, аккуратности и мастерства. Клинок создавался в несколько этапов:

  • получение пакетов из металла разной твёрдости, многократная проковка с кузнечной сваркой;
  • кузнечная сварка пакетов для создания клинка меча;
  • придание формы;
  • термохимическая обработка режущих поверхностей;
  • окончательная закалка;
  • полировка лезвия;
  • заточка и насаживание рукояти.

Кузнечная сварка пакетов металла различной твердости применялась для того чтобы клинок меча обладал достаточной упругостью (мягкая сердцевина), прочностью (средние по твердости боковые пакеты) и твердостью (область лезвия).

Термохимическая обработка обычно заключалась в поверхностной цементации, раскалённая заготовка опускалась в сосуд с мелкоистолченным углём и прогревалась в нем. В это время происходило насыщение поверхностных слоёв стали углеродом, от чего возрастала твёрдость поверхности клинка.

Так делали знаменитые каролингские мечи, изготовление скандинавских мечей практически ничем от этого процесса не отличалось.

Процесс получения таких изделий, в настоящее время освоен энтузиастами кузнечного дела, по самостоятельно созданным эскизам и чертежам оружия средневековья, но и сейчас при использовании сравнительно современных технологий требуется до полугода на создание качественного меча.

Навигация

Реальная жизнь[править]

  • Повсеместно отливали бронзовые мечи и доспехи — благо температура плавления бронзы (≈1000°) легко достижима.
  • Когда железо наконец расплавили, сумели сделать литой булат (начало XIX века), который ценился именно за то, что ни один кузнец не способен отлить даже обычную сталь. Может быть, именно это и представлял собой меч Неда Старка? Круто и нетехнологично, так что отлили и бросили, а бессемеровская сталь (середина XIX века) решила задачу куда меньшей кровью.
  • Булат не отливали, потому что плавить железо научились очень поздно. В тигель закладывали куски железа и угля, затем запечатывали и закидывали в печь. В результате часть железа вступала в реакцию с углем, образуя высокоуглеродистую сталь, а часть оставалась железом. Путем долгого нагрева и такого же долгого остывания получали композит — вутц.

Один из двух трофейных мечей Руи Диаса де Бивара (aka Сид Воитель) именуется Колада — досл. «литая» — правда, маловероятно, что в столь тёмные времена добрались до железного литья; этим словом, видимо, назывался какой-то другой метод очистки металла. К слову, этот меч был худшим из двух (хотя цена у обоих была якобы одинаковая — причём запредельная даже для булата: 1 000 марок = 230 кг серебра = 23 кг золота по тогдашнему курсу!).
Мечу нужны противоречивые свойства — пластичная основа и твёрдое лезвие — поэтому холодное оружие высшего класса по сей день сковывают из пакета заготовок (кому такое сейчас нужно — вопрос другой). Оружие рядовое, инструменты и коньки делают однородными, из литья или проката, но хитрым образом закаливают — с хорошей сталью выходит лучше средневековых. Зато как рады были литью якорные мастера — это упростило технологию и снизило процент брака.

Творческая атмосфера

В чем Вы черпаете вдохновение?

Мне повезло, что я вырос в такой семье, где всегда поддерживали любые творческие начинания. Я ценю эту поддержку и благодарен за ту богатую среду для развития воображения, которую создали мои домашние.

Рисунок Дэвида

Я с головой погружался во все, что вышло из-под пера Толкиена и его друга Клайва Стэйплза Льюиса. Оба этих писателя оказали не меня огромное влияние, когда я был маленьким, и продолжают формировать меня как личность и сейчас.

Я полюбил книги вроде «Путешествия Пилигрима» Джона Баньяна; это книги о том, как люди борются за то, во что верят, и как они становятся настоящими людьми во враждебном, рушащемся мире.

Я просто зачитывался сериями книг вроде «Рэдволл» Джеймса Брайана Джейкса, полными радости, смеха и приключений. Мне нравились классические средневековые рыцарские романы и артуровский цикл, древние кельтские мифы и сказки. Мне также полюбились стилизации вроде “Баллады о Белой Лошади” Гилберта Кита Честертона.

Особенно я был потрясен, когда впервые услышал “Беовульфа” на древнеанглийском. С тех пор я загорелся желанием проникнуть в прошлое, в ту реальность, понять, о чем говорят старинные предания, и познать заключенные в них истины.

Во дворе мастерской

Вот так, благодаря творческой атмосфере, царившей в семье, и среди старинных историй и легенд я и начал постепенно осваивать азы оружейного мастерства. Я столкнулся с оружейным делом на площадках историко—культурных центров живой истории и стал искать информацию в Интернете.

Я немедленно начал закупать основные необходимые инструменты и стал претворять свою мечту в жизнь.

Дэвид вытачивает навершие для каролингского меча.

Мне очень нравится создавать уникальные, не имеющие аналогов боевые мечи по как можно более традиционным технологиям. Я пытаюсь ковать такие мечи-символы, которые могли бы поведать о красоте, справедливости, чести, силе, слабости, испорченности человеческой природы и о цельности, которую можно обрести искуплением.

Вы сами фехтуете на мечах?

Я не фехтовальщик, не владею ни одним традиционным стилем фехтования на мечах, но знаю, как сделать хороший меч, пригодный для боя. Я уважаю и восхищаюсь всеми, кто учит, как надо владеть настоящими историчными мечами! Я считаю просто поразительным движение людей, возрождающих в современном мире старинные традиции фехтования на мечах по фехтбухам.

Кто Вы в большей степени – оружейник, художник или дизайнер?

Честно говоря, я считаю, что учусь быть сразу и оружейником, и художником, и дизайнером.

Украшение ножен — важная часть процесса

Я думаю, что эти три профессии тесно связаны между собой, особенно если вы занимаетесь старинным ремеслом (вроде ремесла оружейника) в наши дни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector