«громкий» дебют: новые корветы для вмф россии
Содержание:
- «Жирный» флот англосаксов
- Строительство корветов проекта 20385 и ввод в эксплуатацию
- Как корабль назовёшь…
- Конструкция
- Возвращение
- Серия кораблей
- Жаворонок — птица певчая. Звуки пения и фото жаворонка в дикой природе
- Патрульный «не корвет»
- С мощным «Заслоном»
- Первый российский
- Подкалиберные пули
- Мифическая «немореходность» российского флота
- Боевой тесак или Меч XXI века
- Под широкий круг задач
- За дело берется «Алмаз»
- Время на Марсе и год на Марсе
- Под широкий круг задач
- Итог
«Жирный» флот англосаксов
Да, действительно, водоизмещение типовых кораблей ВМС США, причём практически всех классов, существенно больше принятых у нас стандартов. Но не стоит забывать, что в этом мире всё относительно.
И солидные габариты американского эсминца типа Arleigh Burke, водоизмещением под 10.000 тонн, продиктованы, прежде всего, необходимостью иметь большие внутренние объёмы для размещения топлива, экипажа и всех материальных запасов, необходимых для длительного трансокеанского плавания. Что с неизбежностью вытекает из сверхзадачи американского флота — удержания военного контроля над всем миром.
Впрочем, американцы на этой своей глобальной миссии довольно скоро и почти наверняка надорвутся. Об угрозе чего они сами же и говорят. Вплоть до Трампа включительно.
Что же касается изрядного количества ракетных ячеек на том же Arleigh Burke (почти сотня), то ещё вопрос — действительно ли это лучше рассредоточения того же количества пусковых установок на большем количестве менее крупных кораблей? Как минимум, это не факт.
navy.mil
Упитанные американские моряки.
Строительство корветов проекта 20385 и ввод в эксплуатацию
Головной корабль, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первое серийное судно, корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.
На сегодняшний день активная фаза строительства осуществляется только на головном корабле. Корвет «Проворный» будет снова возвращен в колыбель проекта 20380, чтобы комплектоваться отечественными узлами и агрегатами. Это в свою очередь ведет к значительному удешевлению постройки кораблей и позволит выдержать сроки ввода корабля в строй отечественного флота.
Автор статьи:
Метальников Александр
Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Как корабль назовёшь…
Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.
Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.
Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.
В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.
Конструкция
Корпус корвета 20380
Применяется стальной бронированный корпус корвета 20380. Модульная конструкция обеспечивает дальнейшую модернизацию судна. Надстройки корабля выполняются из полимерно-композитных материалов – впервые в мировой практике. Применены подводные обводы низа корпуса, снижающие сопротивление хода. Поэтому увеличивается скорость и дальность плавания, экономия топлива – причина выбора лёгкой экономной ГЭУ (главной энергетической установки). Углы настройки корпуса снижают заметность при применении противником средств обнаружения – «партнёры» видят силуэт размытый и нечёткий. Используемые стелс-материалы в надстройке поглощают или пропускают РЛС-лучи сквозь корпус. Сталь корпуса покрывается слоями стекло-пластика из специального состава на основе углеродистого волокна – в несколько раз уменьшающего видимость для чужих РЛС и тепловизоров. Для этих же целей используются также теплоизоляторы.
ГЭУ проекта корвета 20380
В ГЭУ корвета 20380 входят 4 дизельных двигателя, объёдинённых в 2 дизель-агрегата, мощность по 6 тыс.л.с. «Коломенские» двигатели ремонтопригодны и долговечны. Одну валолинию с пятилопостным винтом вращают два последовательно установленных двигателя в кормовой части и аналогичная им пара в кормовой, создавая усилие в 24 000 л.с. Для бесшумности работы моторов использованы технологии подводных лодок – заметность корабля в гидроакустическом диапазоне стала существенно меньше. И всё благодаря амортизаторам и специальным материалам.
Возвращение
Весной 1939 года в Англии внезапно задумались: а чем они в случае чего будут защищать коммуникации от немецких подлодок? Эсминцев на это дело не напасёшься, даже с учётомэскортных» эсминцев и шлюпов. Так что решили наштамповать ещё и маленькие противолодочные сторожевики на базе проекта китобоя. Дёшево и сердито.
Самыми массовыми из них стали 925-тонные корветы типаФлауэр» с минимальным вооружением. Вместо дорогой турбины у них была паровая машина, обеспечивавшая 16 узлов скорости. Для сопровождения транспортов этого хватало, но вот гоняться за подлодками было уже проблематично.
Корвет типаФлауэр» и фрегат типаРивер» в одном масштабе
Мореходностьцветочков» тоже оставляла желать лучшего, и в 1941 году британцы начали строить сторожевики покрупней — 1400-тонные корабли типаРивер» с выросшей вдвое дальностью. На них ставили уже две паровые машины — что подняло скорость до 20 узлов — и более серьёзное вооружение. Поначалу их без затей называлидвухвинтовыми корветами», но затем переклассифицировали — как вы уже догадались — во фрегаты.
Серия кораблей
В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод “Северная верфь” (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля (“Гремящий” и “Проворный”) с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380. – Головной корабль проекта 20380 “Стерегущий” (бортовой номер 530, заводской – 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г. – Первый серийный корвет – “Сообразительный” (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г. – “Бойкий” (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г. – “Совершенный” (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе” (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г. – “Стойкий” (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г. – “Громкий” (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г. – “Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов” (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца “Быстрый” Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. – “Резкий” (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ. – “Ретивый” (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. – “Строгий” (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на “Северной верфи” (заводские номера 1010-1013), двух – на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.
Также на “Северной верфи” строятся два корвета по переработанному проекту 20385: – “Гремящий” (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г. – “Проворный” (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.
Еще один корвет строится на “Северной верфи” по проекту 20386: – “Дерзкий” (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.
Жаворонок — птица певчая. Звуки пения и фото жаворонка в дикой природе
Патрульный «не корвет»
В принципе, «Стерегущие» наших моряков вполне устроили. В связи с тем, что первая четверка корветов продолжительное время не покидала Балтийское море, проекту 20380 некоторые приписывали недостаточную мореходность. Но после того как летом коллегия МО во главе с министром обороны Сергеем Шойгу одним махом поменяла всю верхушку командования Балтфлота, внезапно выяснилось, что дальние походы «Стерегущим» вполне по силам. Мало того, после шести вояжей за пределы Датских проливов «Бойкий» и «Сообразительный» успешно совершили трехмесячный поход по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану.
И все же, несмотря на множество положительных характеристик корветов проекта 20380, морякам хотелось большего. Сказано — сделано. Постройка «Стерегущих» еще только набирала обороты, а «Алмаз» уже разработал их модернизированную версию — корвет проекта 20385. От своего предшественника он отличался несколько большим водоизмещением, выросшей автономностью, а главное — заменой ПКР «Уран» на универсальный корабельный стрельбовый комплекс, позволяющий использовать все семейство ракет «Калибр» и «Оникс». Роль «вишенки на торте» играло увеличение с 12 до 16 числа ячеек ЗРК «Редут».
Модифицированный «Стерегущий» крыл свой базовый вариант по всем статьям, хотя и был заметно дороже. В 2012–13 годах заложили два корвета проекта 20385: «Гремящий» и «Проворный». При этом строительство «20380-х» свернуто не было. То есть с этого момента Россия строила корветы одновременно по пусть и очень похожим, но все же двум проектам, что явно не отвечало требованиям стандартизации.
Но это был далеко не конец истории.
Зеленодольский завод имени А. М. Горького, специализирующийся на постройке противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», тоже был не прочь построить что-нибудь корветоподобное, и к 2014 году разработал патрульный корабль модульного типа проекта 22160. Корветом новинка официально не называлась, но де-факто проект 22160 имел водоизмещение, как у «Стерегущего».
При этом зеленодольский «не корвет» превосходил «Стерегущего» по степени автоматизации, мореходности, автономности и дальности плавания. Однако заметно уступал «20380-му» по вооружению. Точнее, для проекта 22160 была заявлена возможность установки за счет модульности даже ракетного комплекса «Калибр» — но головной корабль проекта 22160 «Василий Быков», насколько известно, достраивается без «Калибров»…
Так или иначе, в 2014–16 годах было заложено сразу 6 патрульных кораблей проекта 22160. Таким образом, с этого момента в России строились корветы сразу по двум очень похожим проектам, одновременно с которыми сооружались зеленодольские «не корветы» с водоизмещением корветов. Как это соотносилось с требованиями стандартизации? Ну, как-то, наверное, соотносилось…
Федеральное агентство новостей  / Степан Яцко
С мощным «Заслоном»
Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» войдет в состав 165-й бригады кораблей, базирующейся во Владивостоке, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Тем самым было решено усилить юго-восточные рубежи страны и военно-морское присутствие на Тихом океане.
«Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» — седьмой представитель серии корветов проекта 20380 «Стерегущий». Он получил свое название в честь матроса Тихоокеанского флота, который в 2009 году ценой своей жизни предотвратил катастрофу на эсминце «Быстрый» и спас корабль и 300 человек экипажа.
Многоцелевой корвет проекта 22380 стал самым массовым крупным боевым кораблем, разработанным в постсоветское время. До сегодняшнего дня в составе ВМФ России их было шесть. «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» несут службу на Балтийском флоте, «Совершенный» и «Громкий» — на Тихоокеанском. «Ретивый» и «Строгий» достраивают в Санкт-Петербурге: по плану они должны войти в состав Балтийского или Черноморского флотов.
Для отправки на Тихоокеанский флот запланировали два корвета, построенных по обновленному проекту. «Алдар Цыденжапов» был передан флоту в конце прошлого года, «Резкий» должен быть готов до конца этого года. Оба корабля строились на Амурском судостроительном заводе.
Одно из главных преимуществ новых кораблей серии — интегрированные РЛС «Заслон». Они способны эффективно обнаруживать выполненные по стелс-технологии аппараты на расстоянии 75 км, а более простые цели — не менее чем за 300 км. Антенный блок закреплен в основании мачты и внешне напоминает пирамиду с большим количество граней. За каждой гранью скрыты стационарные приемо-передающие устройства, которые отслеживают перемещения различных объектов. Операторы РЛС могут получать на экранах точную и непрерывную картинку о воздушной, надводной и наземной обстановке в режиме реального времени. На традиционных установках она прерывается из-за вращения приемо-передающего блока. В состав комплекса входят аппаратная, командный пункт, посты высокочастотных и радиотехнических приборов.
— Радар этого корвета настолько мощный, что может даже следить за снарядами, которыми стреляют из пушки, — пояснил «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — В 165-й бригаде он будет самым крупным кораблем. У него отличные ходовые качества и мощное вооружение. А радиолокационное оборудование будут использовать в интересах всей группировки в Приморье и прилегающей акватории.
Первый российский
Сегодня на смену устаревшим боевым судам пришли новые и усовершенствованные — корабли проекта 20380. Корвет “Стерегущий” был разработан Центральным морским конструкторским бюро “Алмаз” в конце 1990-х — в 2000-х годах. Кстати, до этого “Алмаз” специализировался на ракетных катерах и малых ракетных кораблях, десантных кораблях на воздушной подушке и других. Спроектированный им сторожевик проекта 12441 “Гром” так и не был достроен, не был реализован и подготовленный в середине 1990-х годов проект “экспортного” корвета.
Тем не менее уже в 2000 году бюро представило восемь вариантов эскизных проектов сторожевого корабля 20380 (проектный шифр — “Корвет-1”), один из которых был принят заказчиком в 2001-м. Генеральным конструктором корабля был Александр Шляхтенко, главным конструктором — Игорь Иванов. Закладка состоялась 21 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе “Северная верфь”.
Конструкторы использовали при проектировании “модульный принцип”, что не только снизило производственные затраты, но и обеспечивало высокий модернизационный запас корабля в течение всего жизненного цикла (30 лет)
Также особое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности, использованию композиционных материалов и новой элементной базы. Кроме того, впервые в истории отечественного кораблестроения на судне такого небольшого водоизмещения удалось разместить ангар для вертолета. СТОИМОСТЬ КОРАБЛЯ Сумма контракта не раскрывалась
По сведениям СМИ, в 2001 году стоимость одного корабля составляла 1,2–2 млрд руб. По оценке Центра анализа стратегий и технологий, в 2014–2016 годах контрактная стоимость заказанных “Северной верфи” корветов проекта 20380 “Ретивый” и “Строгий” составляла 17,2 млрд и 17,3 млрд руб. соответственно
СТОИМОСТЬ КОРАБЛЯ Сумма контракта не раскрывалась. По сведениям СМИ, в 2001 году стоимость одного корабля составляла 1,2–2 млрд руб. По оценке Центра анализа стратегий и технологий, в 2014–2016 годах контрактная стоимость заказанных “Северной верфи” корветов проекта 20380 “Ретивый” и “Строгий” составляла 17,2 млрд и 17,3 млрд руб. соответственно.
16 мая 2006-го “Стерегущий” спустили на воду, и после успешного завершения государственных испытаний он вошел в состав ВМФ. За создание и освоение строительства корвета проекта 20380 группа инженеров, конструкторов и судостроителей была удостоена премии правительства РФ в области науки и техники за 2011 год.
Корветы проектов 20380/20385 наряду с малыми ракетными кораблями проекта 21631 (“Буян-М”) — наиболее крупные серии сданных российскому флоту после 1991 года надводных кораблей (по пять единиц). Для сравнения: выпуск сторожевых кораблей предыдущего поколения — проекта 1135 “Буревестник” — составил 32 единицы за 13 лет (1968–1981).
Подкалиберные пули
Мифическая «немореходность» российского флота
Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.
Фото из архива
Миноносец российского императорского флота «Буйный» — участник трансокеанского перехода и сражения при Цусиме.
Боевой тесак или Меч XXI века
Под широкий круг задач
По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.
«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.
Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.
Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».
30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».
«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.
Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».
28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.
«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.
По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.
«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.
Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing
За дело берется «Алмаз»
Не секрет, что процесс обновления корабельного состава ВМФ России сталкивается с заметными проблемами. До сих пор ядро Флота составляют вымпелы, построенные во времена СССР. Очевидное устаревание, а также физический износ этих кораблей в совокупности с трудностями модернизации и ремонта вполне способны поставить боеспособность ВМФ под вопрос. Если, конечно, на смену советским «ветеранам» моряки своевременно не получат новые боевые корабли в достаточном количестве. Желательно, к тому же, более современные и мощные, такие как корветы проекта 20386.
Проблематикой постройки новых многоцелевых боевых надводных кораблей, предназначенных для использования в ближней морской зоне, отечественные Флот и ОПК озаботились еще в начале 1990-х годов. Но заложенный в 1997-м головной сторожевой корабль проекта 12441 «Новик» настолько соответствовал поговорке «первый блин комом», что достроен не был.
«Обжегшись» на проекте 12441, ВМФ и Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» решили сделать ставку на более простой и дешевый корабль. Последствием этого решения стала разработка достаточно компактного (стандартное водоизмещение 1800 тонн) и многофункционального корвета проекта 20380. Головной корабль нового проекта «Стерегущий» был заложен в 2001 году, а в 2008-м вошел в строй.
К концу 2017 года в боевом составе ВМФ России находились уже пять корветов проекта 20380: четыре — на Балтийском флоте и один — «Совершенный» — в составе Тихоокеанского флота. Причем «Совершенный», строившийся на АСЗ, стал среди корветов своего проекта настоящим чемпионом по долгострою. Заложенный в 2006-м он был сдан флоту лишь в 2017-м. За это время стоимость корабля успела взлететь с 6,5 млрд до 13 млрд рублей.
Запомним это и двинемся дальше.
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
Время на Марсе и год на Марсе
Под широкий круг задач
По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.
«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.
Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.
Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».
30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».
«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.
Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».
28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.
«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.
По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.
«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.
Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing
Итог
Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.