Лучшие из лучших во второй мировой

Dassault Rafale

В списке самых мощных истребителей оказалась и гордость французских вооруженных сил – Dassault Rafale. Создатели утверждают, что единственным фактором, который препятствует невероятному подъему этой боевой машины является ее высокая стоимость. Dassault Rafale уже 50 лет находится на вооружении армии Франции, он несколько раз отлично показывал себя в вооруженных конфликтах. Однако сегодня этот истребитель используется только для проведения учебных и показательных полетов. Также его название нередко фигурировало при авиакатастрофах, но французская сторона каждый раз утверждала, что причиной тому стал человеческий фактор.

Junkers Ju 87 «Штука».

На восьмом месте топ-10 находится одномоторный пикирующий немецкий бомбардировщик Ю-87 – один из самых известных боевых самолетов Второй мировой войны. Он стал символом немецкого блицкрига в Западной Европе и на Восточном фронте.

Этот самолет имел неубирающиеся шасси (советские солдаты называли его «лаптежником»), что существенно ухудшало его аэродинамику и уменьшало скорость, но по точности бомбометания Ju 87 не имел себе равных. В конструкции «Штуки» были использованы несколько инновационных идей (воздушные тормоза, сирена) благодаря которым самолет и стал настолько эффективным. Однако после потери немецкой авиацией господства в воздухе Ю-87 стал легкой мишенью для истребителей противника.

Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire)

Список лучших самолётов Второй мировой войны открывает британский истребитель «Супермарин Спитфайр». Вид у него классический, но чуть неуклюжий. Крылья — лопаты, тяжеловесный нос, фонарь в форме пузыря. Однако именно «Спитфайр» выручил Королевские военно-воздушные силы, остановив немецкие бомбардировщики во время битвы за Британию. Немецкие пилоты-истребители, с большим неудовольствие обнаружили, что британские самолёты ничуть им не уступают, а в манёвренности даже превосходят.

«Спитфайр» был разработан и поставлен на вооружение очень вовремя — в аккурат перед началом Второй мировой войны. Правда, с первой битвой вышел казус. Из-за сбоя радара «Спитфайры» были отправлены в бой с фантомным врагом и обстреляли свои же британские истребители. Зато потом когда англичане распробовали достоинства нового самолёта его, как только не использовали. И для перехвата, и для разведки, и даже в качестве бомбардировщиков. Всего было выпущено 20 000 «Спитфайров». За всё хорошее и в первую очередь за спасение острова во время битвы за Британию этот самолёт занимает почётное десятое место.

9

Конец истории группы Ровеля

Теодор Ровель — слева

В узком смысле история «самолетов-призраков» кончилась в 1943 году с повышением Ровеля на должность командира испытательного подразделения при главнокомандующем военно-воздушных сил Вермахта. Группу расформировали, а ее летчики оказались раскиданы по другим эскадрильям. Однако пилоты Ровеля всплывают в истории Второй мировой в самых неожиданных обстоятельствах, причем, как правило, с налетом конспирологии. 

К примеру, есть информация (правда, трудно проверяемая) о том, что именно пилоты Ровеля должны были эвакуировать Гитлера и его приближенных в ставку, построенную в Альпах недалеко от австрийского города Зальцбург. Однако тот план якобы сорвался, поскольку Гитлер не смог сбежать из Берлина. Согласно другой, почти такой же фантастической истории, подопечные Ровеля отвечали за транспортировку личного архива фюрера в Зальцбург, причем сопровождал этот архив якобы камердинер Гитлера Вильгельм Арндт, однако произошла авария, и архив оказался уничтожен.   

Более вероятной кажется история о том, что бывшие разведчики на «Юнкерсах» под конец войны доставляли в Испанию нацистских лидеров рангом пониже. Однако и здесь не обошлось без конспирологии: якобы вместе с собой эти партийные функционеры увезли немало сокровищ и произведений искусства. В целом, это может быть правдой, особенно, учитывая, что многие высокопоставленные нацисты действительно сбежали в страны Латинской Америки (и наверняка сделали это с пересадкой в Испании).

Сам Теодор Ровель, вовремя уволившийся из армии, прожил долгую и, надо полагать безбедную жизнь. Его навыки и знания пригодились союзникам после окончания войны. Насколько известно, особенно Ровелем заинтересовались Штаты, которым были крайне любопытны разведданные о Советах. Какое-то время он работал в правительственных структурах ЮАР, а свои дни закончил на 85 году жизни в немецком городе Мюнстер. Как видите, судьба неожиданно мягко обошлась с человеком, без которого было бы невозможно вторжение во Францию и СССР.

Тем, кто хочет почитать о группе Ровеля подробнее, советуем книгу «Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе» Михаила Зефирова, а также «Всевидящее око фюрера. Дальняя разведка люфтваффе на Восточном фронте. 1941-1943» Дмитрия Дёгтева и Дмитрия Зубова.

Ту-2

Ту-2 — двухмоторный фронтовой бомбардировщик, изначально задуманный как пикирующий. Машина создавалась непросто, была технически более сложной, чем Пе-2. Массовое производство самолёта развернули только в конце войны, и продолжалось оно до 1950 года. Зато в отличие от большинства сверстников машина относительно долго оставалась на вооружении — бомбардировщики этого семейства на родине списали к 1954 году, а специализированные модификации, особенно учебные УТБ, продержались в испытательных центрах и лётных училищах до начала 1960‑х.

Ту-2 ВВС НОАК

Ту-2 поставляли в Восточную Европу и вездесущий Китай. Китайскиетушки», само собой, не прошли мимо войны в Корее и разборок с другими китайцами, осевшими на островах, хотя применялись эпизодически. На вооружении в КНРтушки» продержались до начала 1980-х — во вспомогательных и учебных частях.

P-51 Mustang

Не отставали и американцы. В 1942 году по заказу британского правительства компания North American создала истребитель P-51 Mustang. Только предназначение у него было несколько иное. В отличие от других крылатых машин, «Мустангу» доверили сопровождение бомбардировщиков дальней авиации. Соответственно, конструкторы основательно поработали над практической дальностью самолетов, увеличив ее до 1 500 километров. А вот перегоночная составляла аж 3 700 километров.

Такой феноменальной дальности удалось достичь благодаря тому, что на P-51 впервые использовали ламинарное крыло. А за высокий уровень комфорта истребитель прозвали «летающим кадиллаком».

Supermarine Spitfire

В летном деле преуспели, конечно, и англичане. И хоть Реджинальд Митчелл являлся конструктором-самоучкой, это не помешало ему создать достойный самолет.

Его первое детище — Supermarine Type 221 — появилось еще в 1934 году. Во время пробного полета самолет сумел разогнаться до 562 км/ч и подняться на 9145 метров всего за 17 минут. Ни одна из крылатых машин того времени не могла похвастать такими выдающими результатами. Не было конкурентов у «англичанина» и в огневой мощности.

В 1938 году в массовое производство для Британских королевских ВВС был определен еще один гениальный «ребенок» Митчелла — Supermarine Spitfire. Вот только сам конструктор до этого момента не дожил. Он умер в 1937 году от рака.

Supermarine постоянно переживал, если так можно выразиться «рестайлинги». Работу над улучшением истребителя проводили конструкторы компании.

Так, самым массовым истребителем Британии стала вариация Supermarine Spitfire MkI. В общей сложности было создано свыше 20 тысяч этих крылатых машин. Всю свою мощь этот самолет продемонстрировал в Битве за Британию.

На высоте: МиГ-3

В начале боевых действий этих самолетов было гораздо больше, чем других боевых воздушных машин. Но многие летчики на тот момент еще не освоили МиГ, и обучение заняло какое-то время.

Вскоре подавляющий процент испытателей все-таки научился управлять самолетом, что помогло устранить возникшие проблемы. В тоже время МиГ во многом проигрывал другим боевым истребителям, которых было очень много в начале войны. Хотя некоторые самолеты превосходил по скорости на высоте более 5 тысяч метров.

МиГ-3 считается высотным самолетом, основные качества которого проявляются на высоте боле 4,5 тысяч метров. Он прекрасно зарекомендовал себя в качестве ночного истребителя в системе ПВО с потолком до 12 тысяч метров и большой скоростью. Поэтому МиГ-3 использовали до 1945 года, в том числе и для охраны столицы.

22.07.1941 года произошел самый 1-й бой над Москвой, где на МиГ-3 пилот Марк Галлай уничтожил вражеский самолет. На МиГе летал и легендарный Александр Покрышкин.

Норт Америкэн Р-51 Мустанг (North American P-51 Mustang)

У американцев во Второй мировой войне участвовало множество типов истребителей, но самым знаменитым среди них был, конечно же, Р-51 Мустанг. История его создания необычна. Англичане уже в разгар войны в 1940 году заказали самолёты американцам. Заказ был выполнен и в 1942 первые «Мустанги» в числе Британских королевских ВВС вступили в бои. И тут оказалось, что самолёты настолько хороши, что пригодятся и самим американцам.

Самая заметная особенность самолёта Р-51 Мустанг — огромные топливные баки. Это делало их идеальными истребителями для сопровождения бомбардировщиков, чем они успешно занимались в Европе и в Тихом океане. Их также использовали для разведки и для штурма. Они даже немного бомбили. Особенно досталось от «Мустангов» японцам.

6

Ту-4

О боевом применении американцами B-29/50 мы вспомнили в прошлый раз. Но что его советская копия, Ту-4, тоже участвовала в боях, знают немногие. В истории этого самолёта есть пара интересных эпизодов(если не считать его важнейшей роли в качестве первого отечественного носителя ядерного оружия).

С вооружения их сняли уже после появления достаточного количества реактивных самолётов, в конце 1950-х, — но честь первыми держать над нашей страной ядерный щит выпала именно Ту-4. Было у самолётов и много интересных экспериментов — от ядерных испытаний до отработки дозаправки в воздухе, крылатых ракет и базирования на полярных аэродромах.

Летающий радар KJ-1 ВВС НОАК, построенный на платформе Ту-4

Кроме того, после поставки самолётов в Китай советским лётчикам пришлось участвовать вучебных бомбардировках полигонов на острове Тайвань». Отметились китайскиесуперкрепости» советского производства и на Тибете. В своём исходном виде Ту-4 служили в ВВС Народно-освободительной армии Китая до начала 1970-х. Затем некоторые из них были ремоторизированы и в качестве патрульных машин, разведчиков и летающих лабораторий дожили почти до начала 1990‑х.

Жизнь самолётов в середине прошлого века была недолгой. Изменения произошли, когда боевой самолёт перестали воспринимать просто как летательный аппарат и он превратился в платформу для оружия и электроники. Ведь никто не считаетдревним» наш Су-35С — а его основе уже сорок лет! Все понимают, что естьсовременное» и естьстарое». А Вторая мировая — и вовсе иная эпоха.

Однако представление, что историю военного дела разделил двойной сплошной линией сентябрь 1945 года, неверно. И неплохой иллюстрацией к этому являются советскиесуперкрепости», которые бомбят острова Тихого океана в ожидании атаки американских реактивных истребителей, илимустанги», сцепившиеся скорсарами» в собачьей свалке над джунглями в конце 1960-х — когда в космосе уже вовсю летали спутники.

Ла-9/11

Великая Отечественная прошла в советской истребительной авиации под знаком противостояния двух веток развития истребителей — КБ Яковлева и Лавочкина. Конкуренция шла междуузконосыми» самолётами с двигателями жидкостного охлаждения(Яки) итолстолобиками» воздушного(Ла). Во время Великой Отечественной войны самым распространенным в ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии стал жидкостный Як, нолавкам» досталась слава машин наиболее результативных асов ВВС РККА. Именно на самолётах этого КБ летал Иван Кожедуб, лучший ас не только СССР, но и всей Антигитлеровской коалиции.

После войны развитие и выпуск поршневых самолётов в СССР продолжались ещё некоторое время. В серии истребителей Лавочкина на базе воевавшего Ла-7 создали Ла-9 и Ла-11. Новые самолёты были достаточно близки к предшественнику, отличаясь цельнометаллической конструкцией, усиленным вооружением, более развитыми навигационным и радиооборудованием и другими усовершенствованиями, включая автоматику управления винтомоторной группы.

Корейские летчики проходят инструктаж возле Ла-11

Повоевали Ла-9/11, как и остальные участники нашего рассказа, в Азии. Самолёты поставляли в Китай, где они участвовали в боях Гражданской войны. Затем Ла-9 отдали КНДР, где их ограниченно применяли в качестве истребителей и лёгких бомбардировщиков.

О том, чтоЛи Си Цины» использовали не только МиГ-15, но и этот поршневой истребитель преимущественно в качестве ночного перехватчика и одержали на нём несколько воздушных побед, помнят немногие. Занятно, что, кроме стандартных для советского самолёта мест службы — КНР и КНДР, Ла-11 занесло аж в Индонезию. Вероятно, списанные самолёты поставили туда в учебных целях, вместе с реактивными МиГами.

Экипаж КВ-2.

Boeing B-17 Flying Fortress

Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.

5

Mitsubishi A6M Reisen

Было чем похвастать и японцем. Вот только в отличие от других стран — участниц войны, у них самым массовым истребителем стал палубный. А назывался он Mitsubishi A6M Reisen, по прозвищу «Zero». На момент окончания Второй Мировой японцы успели выпустить около 11 тысяч «ноликов».

Массовость палубного истребителя объясняется просто — у Японии был впечатляющий авиационный флот. Есть и вторая причина. Именно «Zero» стал использоваться в качестве самолета камикадзе. Естественно, их «популяции» постоянно сокращалась.

Mitsubishi A6M Reisen мог разгоняться до 500 км/ч на высоте 4000 метров. Продолжительность его полета приближалась к отметке в 8 часов, а разбег — 70 метров.

Кстати, именно «Zero» 7 декабря 1941 года участвовали в атаке на американскую базу Пёрл-Харбор.

«Хоукер Харрикейн»

Харрикейн» остался в истории как посредственный и ничем особо не выдающийся самолёт: ему было суждено сойти со сцены, уступив место более быстрым и мощным потомкам. Несмотря на такое мнение, между 1937 и 1944 годом было выпущено 14500 подобных машин.Харрикейн» был одним из основных истребителей КВВС с начала Второй мировой и до первой половины 1942-го года, после чего служил в качестве истребителя-бомбардировщика до конца войны. Почти 3000 машин из числа произведённых было отправлено по ленд-лизу в СССР, испытывавший на начальном этапе войны большую нужду в самолётах.

Хаукер Харрикейн»

Самолеты союзников

P-51 Mustang, США

Изначально эти самолеты проектировались американцами для английских союзников, но первые версии были очень посредственными. Оснащенные маломощным двигателем, ранние «Мустанги» не могли конкурировать на равных с немецкими истребителями на большой высоте. Но в 1943 году ситуация изменилась, и было принято решение усовершенствовать этот самолет.

Главным нововведением стало увеличение дальности полета, которая была так необходима для сопровождения бомбардировщиков вглубь Рейха. Также Мустанг укрепили и хорошо вооружили, так что он смог эффективно отбиваться от немцев, а более мощный двигатель значительно повысил скорость. Они активно использовались во время открытия Второго фронта, а особенно во время налетов на Токио.

Supermarine Spitfire, Соединенное Королевство

Он считался удивительно простым в обращении, что, в сочетании с производительностью, делало его излюбленным самолетом британских ВВС. Большим плюсом была его «гибкость», так что во время войны специалисты постоянно совершенствовали аппарат.

Кроме того, этот самолет был удивительно долговечен. Как потом вспоминал один из пилотов: «сплитфайры падали на землю, пробивали деревья, перерезали телеграфные и высоковольтные провода, сталкивались в воздухе, у них отваливались части крыльев, и все же они совершали безопасные посадки — с колесами или без них».

Spitfire доказал превосходную оборонительную боевую мощь в Битве за Британию с июля по октябрь 1940 года. В то темное лето «Спитфайр» стал символом британского неповиновения, поскольку в тот момент страна почти в одиночку противостояла немецкой военной машине.

Когда командир люфтваффе Герман Геринг отчитывал своих пилотов за низкую эффективность, он спросил, что им необходимо для победы над островами? Ответ был таким: «дайте нам эскадрилью Spitfire».

29.05.2019

20.01.2020

29.08.2018

26.12.2019

10.04.2019

06.11.2018

17.04.2018

29.11.2018

16.02.2021

Зимние шины Yokohama Ice Guard 55. Тест редакции

01.02.2017

23.05.2019

28.07.2017

23.05.2017

20.03.2019

11.07.2019

14.05.2019

13.03.2018

22.11.2017


Красота и мода

Юнкерс Ю-87 (Junkers Ju 87)

Юнкерс Ю-87 «Штука» — немецкий пикирующий бомбардировщик. Благодаря способности вертикально падать на цель «Юнкерсы» укладывали бомбы с ювелирной точностью. Поддерживая истребительное наступление на цель все в конструкции «Штуки» подчинено одной цели — попасть в цель. Воздушные тормоза не давали разогнаться во время пикирования, особые механизмы отводили сбрасываемую бомбу подальше от винта и автоматически выводили самолёт из пике.

Юнкерс Ю-87 — главный самолёт Блицкрига. Он блистал в самом начале войны, когда Германия шла победным маршем по Европе. Правда, потом выяснилось, что «Юнкерсы» очень уязвимы для истребителей, так что их использование плавно сошло на нет. Правда, в России благодаря преимуществу немцев в воздухе «Штуки» всё-таки успели повоевать. За характерные неубирающееся шасси их прозвали «лаптёжниками». Дополнительную известность «Штукам» принёс немецкий лётчик ас Ганс-Ульрих Рудель. Но несмотря на свою всемирную известность Юнкерс Ю-87 оказался на четвёртом месте в списке лучших самолётов Второй мировой войны.

3

Як-9

До начала войны конструкторское бюро Александра Яковлева производило, в основном, только спортивные крылатые машины. Только в 1940 году в серийное производство попал истребитель Як-1. В его конструкции, помимо алюминия использовались также полотно и дерево.

Когда грянула война, Як-1 показал себя с лучшей стороны. Он не выдерживал конкуренцию только с Messerschmitt Bf.109. Поэтому встал вопрос о модернизации. И в 1942 году в советской армии появился Як-9, который уже мог достойно противостоять «мессерам». Любопытно, что в ближнем бою на малых высотах был лучше советский истребитель. А вот на больших высотах Bf.109 «отыгрывался».

Як-9 стал самым массовым советским истребителем. До 1948 года было произведено около 17 тысяч этих крылатых машин в 18 различных вариациях.

Советские гидросамолёты времен Второй мировой войны

1. Ш-2 — Двухместный первый советский серийный самолёт-амфибия. Максимальная скорость 139 км/ч; Дальность полета 500 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1932-1964; Построено 1200 шт.

2. МБР-2 Морской Ближний Разведчик — Пятиместная советская летающая лодка. Максимальная скорость 215 км/ч; Дальность полета 2416 км; Годы производства: 1934-1946; Построено 1365 шт.

3. МТБ-2 — Советский тяжёлый морской бомбардировщик. Предназначен также для перевозки до 40 человек. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4200 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1937-1939; Построено 2 шт.

4. ГСТ — Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка). Максимальная скорость 314 км/ч; Дальность полета 4030 км; Высота подъема 4000 метров; Годы производства: 1936-1945; Построено 3305 шт.

5. КОР-1 — Двухместный палубный катапультный поплавковый гидросамолёт (корабельный разведчик). Максимальная скорость 277 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 6600 метров; Годы производства: 1939-1941; Построено 13 шт.

6. КОР-2 — Двухместная палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик). Максимальная скорость 356 км/ч; Дальность полета 1150 км; Высота подъема 8100 метров; Годы производства: 1941-1945; Построено 44 шт.

7. Че-2 (МДР-6) — Четырехместный морской дальний разведчик, двухмоторный моноплан. Максимальная скорость 350 км/ч; Дальность полета 2650 км; Высота подъема 9000 метров; Годы производства: 1940-1946; Построено 17 шт.

«Мессершмит» Bf 109

Ещё один долгожитель и символ Второй мировой.Мессершмит» был становым хребтом люфтваффе на протяжении всей долгой Второй мировой, воюя с первого до последнего дня.

Мессер», как иСпитфайр» пережил множество модернизаций и модификаций, но к концу его жизненного цикла они уже перестали идти на пользу. Самолёт погрузнел, потерял часть своей манёвренности, а перегруженное шасси привело к огромной аварийности при посадке. Но в свои лучшие днихудой» был крепким орешком и опаснейшим противником от Заполярья до африканских пустынь. Количество произведённых машин тоже впечатляет: с заводов поднялись в небо более 34 000 Bf 109. 

Мессершмит» Bf 109

Мрачная ирониясто девятого» заключается в том, что машины послевоенной чешской сборки стали одними из первых боевых самолётов новорожденных ВВС Израиля в 1948 году.

Як-9

Як-9 — вершина развития истребителей КБ Яковлева времён войны. Были выпущены наибольшим тиражом, имели множество модификаций, и к концу войны были на вооружении практически во всех частях, использовавшихЯки».

Серийное производство Як-9 продолжалось до 1948 года; самолёт в огромных количествах поставлялся в страны социалистического блока. И если в Восточной Европе и СССР его карьера оказалась довольно скучной, то в Азии истребитель успел хорошенько повоевать перед уходом на покой.

Як-9П ВВС КНДР, захваченный американскими войсками во время войны в Корее

Во второй половине 1940-х годов именно Як-9(в послевоенной модификации — Як-9П) стал основным истребителем молодых ВВС КНДР.

Поначалу корейцы добились неплохих успехов, особенно в борьбе с наземными целями, и даже сбили несколько транспортников и бомбардировщиков(включая один B-29). Но вскоре в воздушной войне сложилась неравная ситуация, когда пришлось бороться с более многочисленным, технически продвинутым и опытным противником. Ситуацию выровнял толькобольшой брат» с МиГ-15.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector