Гайд по ис-4
Содержание:
- Модель танка «МС-1» (Т-18) в масштабе 1:1
- Историческая справка
- Оценка машины
- Комментировать
- Исправления[править | править код]
- История создания
- Описание конструкции танка ИС-4
- Литература и источники
- А что было раньше?
- Эксплуатация
- БА-64 – бронированный «Иван-Виллис»
- Применение
- Серийное производство
- TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут
- Расход Топлива
- Тактика игры на ИС-4
- Куда пробивать ИС-4
Модель танка «МС-1» (Т-18) в масштабе 1:1
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-10
Т-10М на параде
В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.
Основным требованием являлось ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.
В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3. В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в Подмосковной Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. В 1956 году на вооружение приняли модификация Т-10А. В модификации на пушку был установлен стабилизатор, заменен прицел и маска пушки.
В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)
В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.
По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.
Оценка машины
Масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств, хотя и была на уровне машин воевавших во время второй мировой войны (например КВ-2 и Тигр, Тигр 2 был даже тяжелее на 8 тонн), в принципе танк мало отличается по массе от многих современных ОБТ. Масса такого уровня приводит к недостаточной оперативно-тактической подвижности в ряде случаев. Выявилась недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии. После выпуска небольшой серии был снят с производства.
Для середины 40-хх когда танк разрабатывался — имел превосходные показатели бронирования, однако в дальнейшем происходил значительный рост бронепробиваемости различных боеприпасов, и переход как основного средства поражения от бронебойных снарядов к подкалиберным, большое развитие получили кумулятивные снаряды. Что сопровождалось утратой преимуществ бронирования ИС-4, например каких либо специальных противокумулятивных средств танк не имел. Именно бронирование было преимуществом. Ни одна танковая пушка не могла пробить танк с дистанции 1000 м на момент принятия на вооружение.
Комментировать
Исправления[править | править код]
История создания
Работы по созданию проекта были начаты в 1943 году на ЧКЗ в г. Челябинске в СКБ-2, в то время, когда был принят на вооружение ИС-122. Руководил созданием проекта сначала Троянов Л.С., чуть позже на должность руководителя был назначен Балжи М.Ф., создатель ИС-3.
Проект под обозначением «К» изначально предназначался для борьбы с немецкими тяжелыми танками, как основной противник Panther,Tiger и их модификаций. Требуемые характеристики и чертеж агрегатов машины были приняты 10 декабря 1943 г., а через 4 месяца был создан макет из дерева.
При конструировании за основу был взята компоновка танка ИС, с модернизацией и изменениями узлов машины.
Бронезащита машины была существенно увеличена, что способствовало внесению изменений в ходовую часть из-за возросшей массы. Так количество опорных катков увеличилось до 7 штук с каждой стороны машины, а ширина гусениц выросла до 730 мм. Кроме того, мощности существующего двигателя, устанавливаемого на ИС-3, для такой тяжелой машины было явно недостаточно.
На помощь пришло конструкторское бюро при ЧТЗ – СКБ-12 (занимающееся разработкой дизельных двигателей) с новым 12-цилиндровым В-12, спроектированным на основе знаменитого двигателя В-2. Также к концу проектирования машины была разработана новая трансмиссия. Увеличение бронирования повлекло за собой и изменение крепления башни с новой системой управления поворотом.
В середине весны 1944 года проект был утвержден и получил название «Объект 701». Всего существовало шесть версий проекта, главным отличием которых являлась установленная артиллерийская система.
- Объект №701-1. На данный прототип, выпущенный в апреле 1944 года, производился монтаж 122 мм артиллерийской системы Д-25Т. После проведения полигонных испытаний, в июне 1944 года проект был направлен на устранение выявленных недостатков.
- Объект №701-2. Единственным отличием проекта от предыдущего являлась установленная 122 мм артиллерийская система С-34-II.
- Объект №701-3. На данный образец устанавливалось орудие С-34-I калибром 100 мм. Вместе с уменьшением калибра пушки увеличилась толщина лобовой брони на 20 мм (у первых двух версии толщина «лба» равнялась 140 мм, третья версия обладала 160 мм). Для того, чтобы уменьшить негативное влияние на проходимость из-за возросшей массу, увеличена длина машины. Но, проведенные мероприятия незначительно повлияли на улучшение ходовых качеств проекта.
- Объект №701-4. Данный объект – это модернизированный №701-1. Главным отличием явилась модернизация ходовой части машины. После проведения испытаний пробегом, на 1160 км выявились недостатки трансмиссии, и машина была также направлена на доработку.
- Объект №701-5. Проект был изготовлен в конце осени 1944 года, в основе машины лежали проекты 701-3 и 701-4. Главным отличием явилось увеличение броневой защиты «лба» башни до 250 мм, а бронезащита кормы танка была увеличена до 120 мм. На объект было поставлена 122 мм арт. система Д-25Т.
- Объект №701-6. Последняя версия проекта, испытания которой завершились 21 апреля 1945 года, отличалась от предыдущей модернизированной ходовой частью.
И если после проведения всех испытаний и устранения недостатков вопросов по машине не было, то в случае оснащения танковым орудием объекта 701 перед разработчиками стала дилемма. Выбор был непростой – это пушки, калибром 122 мм, С-34-II и Д-25Т. И если первая обладала большой точностью, то вторая производилась серийно. Последний фактор и стал убедительным в принятии решения об оснащении объекта 701 артиллерийской системой Д-25Т.
Новый танк получился громоздким и проигрывал ИС-3 из-за большей массы и низкой проходимости, но выигрывал за счет более сильной бронезащиты. Именно последний фактор способствовал запуску в серию объекта.
Через год, 29 апреля 1946 танк был принят на вооружение и получил название ИС-4, к сентябрю этого же года изготовлено 25 единиц. Данная партия предназначалась для проведения испытаний, через месяц, 8 октября ИС-4 был запущен в серию. Налаживание массового производства шло очень медленно и за три месяца удалось изготовить всего 20 единиц.
Описание конструкции танка ИС-4
Танк ИС-4 имел классическую схему общей компоновки с размещением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и установленной сверху башне — боевого отделения, в кормовой части корпуса — моторного и трансмиссионного отделений. Экипаж танка состоял из четырёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне слева от казённой части пушки, механик-водитель – в отделении управления по оси симметрии танка, наводчик орудия – в башне слева от пушки, заряжающий – в башне справа от пушки.
Корпус танка собирался методом сварки из литых секций и катаных броневых листов толщиной 20, 30, 120 и 160 мм. Передняя часть корпуса состояла из верхнего и нижнего лобовых, и двух бортовых броневых листов, установленных под большими углами наклона. По оси машины располагалось место механика-водителя, над сиденьем которого имелся не-большой круглый люк со смотровым прибором, с открываемой в сторону крышкой.
Башня танка собиралась из нескольких литых частей, её передняя часть закрывалась съёмным броневым листом крепившимся на болтах. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части крыши башни располагались слева — люк командира танка с крышкой, справа — люк заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши находились смотровые приборы, причем в крышке люка командира – перископический смотровой прибор ТПК-1. Вращение башни, с планетарным блоком механизма поворота, осуществлялось как с помощью электропривода, так и вручную, причем допускалась работа обеих приводов одновременно.
Основное вооружение танка состояло из одной 122-мм танковой пушки Д-25Т и двух 12,7-мм пулемётов ДШК, один из которых был спарен с пушкой, второй – размещён на подвижной зенитной турели, установленной на крыше башни за люками командира танка и заряжающего.
Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного пулемёта использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-45, при стрельбе из зенитного пулемёта – колиматорный прицел К-8Т. Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания для пушки и 1000 патронов для пулемётов (20 магазин-коробок и 4 брезентовых сумках в заводских упаковках).
В силовой установке использовался 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12, оснащённый приводным центробежным компрессором, мощностью 750 л.с.. Трансмиссия танка включала однопоточную планетарную коробку передач (6 передач вперёд, 3 — назад и 2 нейтральные), с коническим реверсом и механизмом поворота типа ЗК с мультипликаторами, и две бортовых передачи. Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный, с гидравлическим сервированием педали на передачах переднего хода.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного литого двускатного направляющего колеса переднего расположения с винтовым механизмом натяжения гусеницы, семи литых двускатных опорных катков, оснащённых торсионной подвеской, трёх литых двускатных поддерживающих роликов, одного двускатного ведущего колеса со сменными зубчатыми венцами цевочного зацепления заднего расположения, одной мелкозвенчатиой гусеницы из 86 траков шириной 720 миллиметров.
Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция 10 РК-26 (с 1948 года – 10 РТ-26, с 1949 года – 10 РТ-26Э), для внутренней связи – танковое переговорное устройство ТПУ-47.
Литература и источники
А что было раньше?
Хороший и правильный вопрос тех, кто помнит времена, когда ИС-4 был ТТ9. Что же досталось нам от того ИС-4? В первую очередь, как было сказано в предыдущем разделе, танк имеет относительно слабое лобовое бронирование, как для ТТ10. Однако, при разумной игре этот недостаток возможно солидно нивелировать. Плюс, броня в районе люка мехвода теперь пробивается намного хуже, чем весь остальной лоб (отдельная благодарочка разработчикам). Хотя, самого мехвода после боя по-прежнему лучше оставлять наедине с наркомовскими – доверчивый молодец продолжает получать в почтовый ящик вместо писем любимой постоянные контузии. Также ИС-4 так и не вылечился от «ваншотов» в боеукладку, которую так же легко найти как и прежде.
Стоит отметить и резкое уменьшение хода на вязких грунтах, чего не скажешь о представителях противоположной ветки ТТ СССР. Что же касается хп, то, наверное, мало кто ожидал ТАКОГО прибавления в этом отношении. 2400 единиц прочности для советской нации – это более чем серьезно при остальных преимуществах. Особенно были рады те, кто катались на Ис-4 9-го уровня с 1790 хп и хрустальным лбом.
Эксплуатация
В связи с низкой надёжностью трансмиссии, низкой проходимостью и маневренностью, эксплуатация танков ИС-4 в войсковых частях была непродолжительной и нерегулярной. В конце 1947 г., 4 ед. поступили в Челябинское танко-техническое училище и 4 ед. в 30-й учебный танковый полк (г. Челябинск). Остальные машины выпуска 1947 г. и большая часть выпуска 1948 г. были поставлены на хранение на 22-й базе резерва.[источник не указан 971 день]
Небольшое количество ИС-4 поступило на вооружение тяжёлых танко-самоходных полков 5-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа, где они находились до начала 1960-х гг., а затем были отправлены в Забайкалье и Приморье, где были поставлены на долговременное хранение. Предполагалось их использование в качестве долговременных огневых точек в укрепрайонах в случае возникновения военного конфликта на границе с КНР.[источник не указан 971 день]
БА-64 – бронированный «Иван-Виллис»
Применение
Серийное производство
В 1946 году танк ИС-4 был официально принят на вооружение Советской армии. В этом же году Челябинскому тракторному заводу предписывалось прекратить выпуск танков ИС-3 и начать выпуск танка ИС-4. По планам в 1946 году должно было быть выпущено 155 танков ИС-4. Однако, работы выполнены не были, в 1946 году выпуск составил всего 6 танков установочной партии. Причинами задержки явился ряд НИОКР, направленных на устранение замечаний выявленных на испытаниях танка, а также переход ЧТЗ на мирное послевоенное строительство и резкое увеличение объёмов производства тракторов для народно-хозяйственных нужд. В связи со срывом сроков, планы по производству ИС-4 были скорректированы и предусматривали производство 200 единиц в 1947 году. В 1947 годутанки из партии 1946 года были вновь направлены на испытания. После испытаний для устранения замечаний в конструкцию были внесены соответствующие изменения. Изменений потребовали 30% узлов и агрегатов танка, поэтому вместо запланированных 200 единиц в 1947 году выпущено было всего 52 танка ИС-4.
В 1948 году танки ИС-4 были вновь направлены на испытания, где опять были выявлены существенные дефекты. Для устранения дефектов был разработан план мероприятий, направленных на улучшение конструкции машины, однако план выполнен не был и производство танков ИС-4 продолжалось с существенными дефектами. Основной причиной дефектов являлось низкое качество изготовления, в процессе которого нарушались технологические процессы, а также имели место существенные отступления от конструкторской документации. 50—60% выпускаемых танков браковались на заводе-изготовителе военной приёмкой. В 1949 году по приказу маршала бронетанковых войск С.И. Богданова приёмка танков ИС-4 была остановлена до разработки мероприятий по повышению качества изготовления. К августу 1949 года были изготовлены 12 танков, вновь прошедших испытания. Однако, доработки по результатам испытаний велись с существенными задержками, так как весь коллектив ГСКБ-2 был переключен на разработку нового тяжёлого танка «Объект 730», а также лёгкого танка «Объект 740». В результате планы по модернизации ранее поставленных машин, а также изготовлению усовершенствованной версии ИС-4 выполнены не были. В 1951 году была выпущена небольшая партия усовершенствованных танков ИС-4М, а также до уровня ИС-4М были доработаны все ранее выпущенные машины, после чего серийное производство ИС-4 завершилось.
График выпуска танка ИС-4 и его модификаций |
|||||||||
1944 |
1945 |
1946 |
1947 |
1948 |
1949 |
1950 |
1951 |
Всего |
|
ИС-4 |
6 |
2 |
6 |
52 |
155 |
12 |
— |
— |
233 |
ИС-4М |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
25 |
25 |
Всего |
6 |
2 |
6 |
52 |
155 |
12 |
— |
25 |
258 |
TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут
История создания ИС-4
Разработка танка ИС-4 началась в 1943 году, незадолго до принятия на вооружение ИС-85 (ИС-1). Руководителем проекта был назначен Л.С.Троянов, позже руководителем стал Балжи. Сначала танк имел обозначение «К» и должен был стать соперником «Пантере» и «Тигру». 10 декабря 1943 года утвердили чертежи и характеристики будущего танка. А уже в марте был представлен деревянный макет танка.
В апреле 1944 было дано добро на развитие проекта. В начале постройки опытного образца ему дали обозначение «Объект 701». Разрабатывалось сразу несколько вариантов проекта. Основное различие всех вариантов — орудие. А орудия были следующими: Д-25Т(122-мм), С-34-II(122-мм), C-34-I(100-мм). Однако вкупе со всеми испытаниями, прежде чем принять танк на вооружение, потребовалось перестроить его 5 раз. Разберем каждую перестройку в отдельности.
- 701-1 — Это самый первый образец с пушкой Д-25Т. Танк был произведен в апреле 1944 года. До конца июня испытывался на полигоне. После 1230 км пробега его отправили на доработку.
- 701-2 — Это образец с пушкой С-34-II. По сравнению с 701-1, кроме пушки ничем не отличался.
- 701-3 — Это образец с пушкой C-34-I. Тут уже значительно меняются характеристики орудия и толщина лобового и бортового листа корпуса возросла до 160 мм (у 701-1 и 701-2 140 мм). Так как масса танка возросла, увеличили и длину танка для равномерного распределения веса. Но это не исправило плохую проходимость и малую подвижность.
- 701-4 — Это 701-1 с доработанной ходовой частью. После 1160 км пробега недостатки ходовой части, а в частности трансмиссии, полностью устранить не удалось. Внешне ничем не отличается от 701-1.
- 701-5 – Танк был выпущен в ноябре 1944 года. Этот образец создали в ходе результатов испытания 701-3 и 701-4 с некоторыми изменениями. Лобовая толщина башни увеличилась до 250 мм. Толщину кормы увеличили до 120 мм. От 701-4 ему досталось орудие — Д-25Т.
- 701-6 — Это уже окончательный образец танка ИС-4. В отличие от 701-5, были подкорректированы некоторые детали ходовой части. Конец испытаний — 21 апреля 1945 года.
Следующим шагом было отправка письма В.А.Малышеву, наркому танковой промышленности. Тогда встал вопрос: «Чем ИС-4 лучше ИС-3?». Сначала выбор выпал в сторону ИС-3, ведь это была лучшая скорость и малая масса при таком же орудии. Но начальники Министерства машиностроения решили дать шанс машине, ведь ее броня была лучшей в мире на тот момент.
29 апреля 1946 года танк ИС-4 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство вместо ИС-3. В сентябре 1947 года была готова испытательная партия в количестве 25 машин. Этой испытательной партии должна была проверить качество деталей и ремонтоустойчивость. Позже, 8 октября, танк был запущен в массовое производство, но до конца года смогли сделать лишь 20 танков. В результате производства танка (до 1949 года) были выявлены такие недостатки, как дороговизна производства (почти миллион рублей того времени), что делало невозможным массовое производство в случае войны с США. Так же некоторые танки приходили в негодность после нескольких месяцев эксплуатации. Это и стало причиной отмены производства танка.
Вооружение
- Масса орудия, кг – Неизвестно
- Боекомплект, сн. — 30
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 800
- Прицельная дальность, м, — 3000
- Углы вертикальной наводки, град.: −3°…+20°
Бронепробиваемость
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
- Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 155/90°
- Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. — 145/90°
- Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 125/90°
- Скорострельность, выстр./мин – до 2
Расход Топлива
Тактика игры на ИС-4
В наших руках самый настоящий тяжелый танк, он отлично подходит, как для продавливания флангов, так для их обороны и сдерживания врага. Поэтому для ИС-4 тактика
ведения боя требует того, чтобы в сражении придерживаться определенных правил и помнить о некоторых очень важных сторонах.
Первым и самым главным правилом всегда является наличие рядом союзных танков. Обуславливается это тем, что каким бы ни был крепким и живучим ИС-4 танк
, его всегда легко уничтожить, если он один выступает против многих противников. Поэтому не нужно строить из себя героя и сдерживая орды врагов в одиночку, лучше поехать с союзными машинами и помогать им. Тем более максимальная скорость и динамикаИС-4 World of Tanks более или менее позволяет в случае чего сменить фланг или же вернуться на защиту базы.
Вторым правилом является правильное использование брони машины. Поскольку лоб корпуса хоть и рикошетный, но брони там не особо много, всегда стоит находить укрытие и ставить танк «ромбом», стараясь скрыть корпус за укрытием, выставляя лишь борта под углом. В таком положении советский тяжелый танк ИС-4
пробить крайне проблематично, ведь борта корпуса и гусеницы будут отбивать, и поглощать снаряды врага один за другим, исключением являются лишь фугасы, против них ни один ромб не спасет. Поэтому принимаем такое положение, ждем когда враги разрядятся по нам, и аккуратно выезжаем что бы покарать противника. А столкнувшись с врагом лицом к лицу не нужно забывать о пользе «танцев» (движениями вперед и назад, влево и вправо), благодаря им врагу будет сложнее выцелить наши болевые точки, вследствие чего увеличивается вероятность получить рикошет или непробитие.
Третье правило — никогда нельзя забывать о присутствие артиллерии в нашей любимой игре, ведь артиллерия главный враг всех тяжелых танков. Поэтому на ИС-4 WoT
важно выбирать укрытия или направления, желательно, не простреливаемые ей, или попросту не задерживаться на одном месте слишком долго. Четвертое правило более простое — по возможности старайтесь сокращать дистанцию боя, в ближнем бою танк СССР ИС-4
Четвертое правило более простое — по возможности старайтесь сокращать дистанцию боя, в ближнем бою танк СССР ИС-4
уничтожить крайне проблематично, особенно если грамотно скрывать свои болевые точки. Так же у нас имеется 2500 очков прочности, поэтому мы можем и иногда размениваться прочностью с вражескими машинами.
Куда пробивать ИС-4
Тяжелая броня четвертого ИСа может стать серьезным препятствием. А взвод четверок, давящих направление выглядит и вовсе устрашающее. Разберем, куда и как пробивать ИС-4.
На схеме заметно, что главные зоны пробития ИС-4 – лючок на лбу корпуса, борт под гусеницами и корма танка. Если подвижность позволяет – то лучше обойти четверку именно с тыла. Плохая поворачиваемость тяжа позволит сопернику нанести удар и скрыться безнаказанным.
Обладатели точных орудий могут попробовать выцелить две ключевые точки:
- Командирский люк. Он довольно большой и расположен на видном месте, поэтому водители четвертых ИСов не всегда успевают спрятать его.
- Крыша башни. Броня там самая тонкая во всем танке, поэтому не стоит брезговать возможностью напасть с возвышенности.