122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Содержание:
- Обереги для мужчин
- Устройство гаубицы Д-30
- Ссылки[править | править код]
- Описание тиоколового герметика
- Производство
- Применение гаубицы Д-30
- Память
- Тюнинг двигателя BMW M30B35
- Ссылки
- Названия и девизы команд на военную тему для школьников: подборка
- Штаты.
- Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Служба М30 за рубежом
- О способностях ударного «Утенка»
- Вопросы экзамена для 4 разряда
- Подготовка
- Боеприпасы гаубицы М-30
- Проектирование и испытания
- Предназначение
- На вооружении[править | править код]
Обереги для мужчин
Мужские традиционные обереги хранили своих обладателей от недугов, даровали везение в охоте и делах. Их изготавливали из металлов, вышивали на рубашке, гравировали на оружии. Мужские отличались лаконичными формами и большей строгостью, чем женские.
Молот Сварога
- Расич. Расич — знак объединения славянских родов. Знак могущества, дарующий своему обладателю стойкость и мудрость. Использовался древними славянами на оружии, воинском снаряжении.
- Громовик. Исключительно ратный талисман для наших предков, ныне активно используется в мирном обиходе. Громовик — мощный талисман, транслирующий солярную энергетику в окружающее пространство. Категорически запрещен к ношению прекрасным полом из-за пагубного воздействия на женскую энергию: может даже повернуть судьбу женщины в плохую сторону.
Громовик
- Грозовик. Придает стойкость в противостояниях с врагами. В древней мифологии олицетворялся с богом войны — Индрой, поэтому основными местами его размещения были воинские атрибуты. В наше время Грозовик помогает мужчинам совладать со стихиями — морякам, пожарным, летчикам.
- Сварга. Амулет для мужчин, имеющих жизненный опыт, не младше 32 лет, имеющих семью и детей. Помогает достигнуть просветления и мудрости. Нельзя надевать его только, как украшение, только с особым смыслом.
Сварга
- Колядник. Амулет, почитаемый как дарующий энергию солнца. Надевая будучи мальчиком, мужчина носит его всю жизнь, получая такие качества, как смелость, мудрость, быстроту реакции.
- Секира Перуна. Охраняет своего носителя в ратных трудах, бережет его семью, умножает твердость в вере и счастье в любви.
Секира Перуна
- Щит Перуна. Талисман, очищающий мысли своего хозяина, обороняющий от злословия, несет энергию Перуна-громовержца, помогает в любых жизненных испытаниях.
- Печать Велеса — Медвежья лапа. Однажды надев этот талисман, мужчина не может его уже снять в течение всей жизни. Тогда Велес будет благосклонен к обладателю оберега и дарует успехи в профессии, материальный достаток.
Печать Велеса
Меч в звезде Инглии. Изображает девятиконечную звезду — знак Первичного Огня. Вместе с мечом звезда придает силу противостояния смерти своему владельцу, развивает скрытые таланты и способности, открывает ему мудрость древних славян. Другое название этого амулета — Бессмертник.
Устройство гаубицы Д-30
122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.
Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.
Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.
Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.
В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.
Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.
Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.
Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.
Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.
Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.
Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.
Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.
Ссылки[править | править код]
Описание тиоколового герметика
Герметик тиоколовый У-30М ГОСТ 13489-79 поставляется в Казани и Набережных Челнах в виде комплекта из трех компонентов: герметизирующей пасты, вулканизующей пасты и ускорителя вулканизации, которые смешиваются непосредственно на объекте.
После отверждения образуется эластичный резиноподобный материал с высокими деформационными и прочностными свойствами, стойкостью к вибрациям и атмосферным воздействиям.
Купить общестроительный трёхкомпонентный тиоколовый герметик У-30М ГОСТ 13489-79 по ценам производителя можно в Казани и Набережных Челнах.
Герметик тиоколовый У-30М имеет отличную адгезию практически ко всем строительным материалам, в том числе рекомендуется при применении в контакте с алюминиевыми сплавами, неанодированными, магниевыми сплавами, сталью кадмированной и незащищенной (кроме соединений латунных, медных, серебряных).
Герметик тиоколовый У-30М обладает высокой адгезией к металлам, резине, дереву, бетону, кирпичу, штукатурке, пластику, ламинату, стеклу, керамике и другим строительным материалам без дополнительного предварительного праймирования.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Строительный трёхкомпонентный тиоколовый герметик У-30М ГОСТ 13489-79 предназначен для:
1) поверхностной и внутришовной герметизации клепанных, сварных, болтовых, фланцевых металлических и других соединений (кроме латунных, медных, серебряных) в таких областях как:
а) промышленное строительство, б) резервуаростроение, в) судостроение, г) машиностроение, д) при ремонте оборудования.
2) в качестве покрытий для защиты от атмосферного, коррозионного и абразивного разрушения металлических деталей транспорта, железобетонных (ж/б) конструкций, кровли, фундамента, тоннелей, трубопроводов, отстойников, животноводческих комплексов, гальванических участков и т.д.;
Производство
Производство орудий
Испытания на Охтинском полигоне Сборка башни ЭБ «Петропавловск» Главный калибр ЭБ «Цесаревич» Пушка производилась на Обуховском сталелитейном заводе в два этапа на протяжении 22 лет с 1895 по 1916 год. За это время было выпущено 88 стволов. В период до окончания русско-японской войны (1895-1906 гг.) было выпущено 68 орудий. С началом Первой мировой войны Обуховский завод выпустил еще 20 морских пушек 12″/40 взамен изношенных (1915-1916 гг.). Еще 11 единиц было заказано и изготовлено в Великобритании фирмой Vickers
Производство башенных установок
Все орудия устанавливались в двухорудийных башнях, по одной на баке и на корме корабля. Из 17 эскадренных броненосцев (ЭБ) лишь один — «Цесаревич» — получил башни иностранного производства. Большинство остальных было произведено на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Наибольшее отличие в конструкции башен было допущено для черноморских броненосцев. На них углы возвышения орудий башен главного калибра достигали 35°, что должно было облегчить бомбардировку укреплений Босфора.
Броненосец | Завод | Привод | УВН, ° | УГН, ° | Скорость ГН,°/с | Заряжание, с | Броня, мм |
«Три святителя» | МЗ* | гидравлический | -5..+15 | 270° | — | — | 406 |
«Сисой Великий» | МЗ | гидравлический | -5..+15 | — | 2,2 | 2 мин 22 сек | 305 |
тип «Полтава» | МЗ | гидравлический | -5..+15 | 270 | 2,2 | 2 мин 30 сек | 254 |
«Ретвизан» | МЗ | электрический | -5..+15 | 260 | 2,5 | 1 мин 10 сек | 229 |
«Цесаревич» | Forges et Chantiers | электрический | — | — | — | — | 254 |
тип «Бородино» | МЗ, Путиловский | электрический | -5..+15 | 135 | 3 | 1 мин 30 сек | 254 |
«Князь Потемкин Таврический» | ОСМЛЗ** | электрический | -5..+35 | 130 | 3 | 1 мин 20 сек | 254 |
тип «Андрей Первозванный» | МЗ, Путиловский | электрический | -5..+35 | 270-300 | 2,4 | 50 сек | 254 |
тип «Евстафий» | МЗ, ОСЗ*** | электрический | -5..+35 | — | — | 1 мин | 254 |
МЗ* — Металлический завод, ОСМЛЗ** — Общество судостроительных, механических и литейных заводов (г.Николаев), ОСЗ*** — Обуховский сталелитейный завод
Применение гаубицы Д-30
Д-30 – один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.
Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании, сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.
Память
Тюнинг двигателя BMW M30B35
M30B35 Атмо. Строкер
Тюнинговых запчастей на М30 немало и при наличии денег, можно снять с него немного лошадей, но для начала приведите свой мотор в нормальное состояние, если двигатель просит капиталки, то тут никакие валы вам не помогут. После восстановления M30B35 есть два пути: сделать строкер или атмосферник на валах.
Первый вариант предполагает установку коленвала с ходом поршня 98 мм, коротких шатунов и расточку цилиндров под кованые поршни 93.4 мм. Это обеспечит 4.0 л рабочего объема, расточив до 95 мм, вы получите 4.2 л, больше нельзя. Стоимость подобных китов выше стоимости всего автомобиля.
Второй путь: вам нужно отфрезеровать ГБЦ для повышения степень сжатия до ~11, доработать каналы и камеры сгорания, также вам понадобится спортивный впуск, распредвал Schrick 284/280 (или другой похожий) с пружинами, усиленные рокеры, 76 мм прямоточный выпуск и настройка мозгов. Все это позволит снять около 240-250 л.с., но поршневая старая, тяжелая, крутится неохотно, и лучше заменить ее на легкую ковку, добавить дросселя от S38. В итоге дешевле купить BMW S38 на дросселях с 340 л.с. и сделать свап.
Турбо M30B35
Двигатели БМВ М30 с завода имеют очень низкую степень сжатия, поэтому разжимать под наддув не нужно, а значит надуть гораздо проще, чем сделать атмосферник. Купите на eBay дешевый китайский турбо кит для БМВ М30 и установите его на сток мотор. Или раздельно купите китайский Garrett GT35, с коллектором, пайпами 3 дюймовыми, интеркулером, вестгейтом, блоу-оффом, форсунками 630 сс и блоком управления Megasquirt. Надуете 0.8-1 бар и получите под 400 л.с. Китайские турбины живут недолго, несколько тысяч км и нужно менять. Оригинальный 35-й гарретт гораздо лучше и эффективней, но цена отличается в разы.
Нечто подобное можно собрать, используя компрессор, но с турбиной будет эффективней.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4+
Ссылки
Названия и девизы команд на военную тему для школьников: подборка
Штаты.
В предвоенное время штат дивизионной артиллерии предусматривал наличие легкого арт. полка в составе 2-х дивизионов ( 8 76- мм пушек и 4 122-мм гаубицы в каждом), гаубичный арт. полк двух дивизионного состава (12 122-мм гаубиц в каждом) и дивизион 152-мм гаубиц (четыре гаубицы). Как мы видим, основу довоенных дивизионных артиллерийских полков составляли гаубицы и орудия калибра 122-мм и выше.
Изменения количества 122-мм гаубиц на примере штатов стрелковой дивизии военного времени можно посмотреть ниже.
Арт.система | Июль 1941 г. | Декабрь 1941 г. | Март 1942 г. | Июль 1942 г. | Декабрь 1942 г. | Июль 1943 г. | Декабрь 1944 г. | ||
обычная | гвардейская | обычная | гвардейская | ||||||
76-мм пушки | 16 | 16 | 20 | 20 | 20 | 24 | 32 | 36 | 32 |
122-мм гаубицы | 8 | 8 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 20 |
Моторизованная дивизия располагала меньшим количеством артиллерии, ее арт. полк располагал двумя дивизионами по 4 76 мм пушки и 8 122-мм гаубиц, и гаубичным дивизионом 152-мм гаубиц.
Танковая дивизия имела на вооружении арт. полка только 16 122-мм гаубиц и 12 152-мм гаубиц.
Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 образца 1938 года ведет огонь по Берлину.
122-мм гаубица М-30, известная также на Западе под обозначением M1938, — это стойкий ветеран. Она была разработана еще в 1938 году, и уже в следующем году началось ее промышленное производство. Выпускавшаяся тысячами и широко использовавшаяся в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. М-30, практически не изменившаяся, до сих пор широко распространена в странах СНГ и многих других государствах, хотя в настоящее время во многих армиях она используется только в учебных целях или переведена в резерв.
Служба М30 за рубежом
О качестве наших орудий можно судить по тому факту, что несколько сотен гаубиц М-30, захваченных немцами в 41-ом, были поставлены ими на вооружение и под названием 12,2 cm s.F.H.396(r) активно применялись как на восточном фронте, так и во Франции.Даже массовое производство боеприпасов для них наладили в 1943 году.
По некоторым данным даже на трофейные французские бронемашины немцы ставили наши орудия.
41 орудие в ходе боев осталось финнам, не имевшие собственного артиллерийского производства финская армия творчески и полноценно использовала все трофеи. Переименовав их в 122 H/38, орудия использовали против РККА, а в 1944, стволы орудий повернулись и против Германии. В качестве резерва, финны хранили до 80-х годов прошлого века.
Китайская гаубица тип 54, практически полностью повторяет устройство М-30. Изменения незначительны и касаются лишь стандартизации производства. В послевоенный период гаубица поставлялась более чем в тридцать стран мира. В большинстве из них продолжает стоять на вооружении и сейчас.
Целой эпохой в истории артиллерии можно назвать легендарную 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30. Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, она доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».
О способностях ударного «Утенка»
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Сопло двигателя АЛ-31Ф
Источник изображения: Марина Лысцева
Этот самолет — любимец многих пилотов — наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. «Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа — прим. ТАСС)»,- рассказывал в интервью ТАСС летчик Алексей Белоног, который освоил четыре типа самолетов и для которого Су-34 является бесспорным фаворитом. «И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют «Утенком» за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого», — добавил тогда он.
Су-34 — уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил. «Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования», — рассказал военный обозреватель ТАСС.
Су-34
Источник изображения: Вадим Савицкий/Минобороны России
Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков наряду с комфортной кабиной экипажа обеспечивают беспосадочный полет самолета продолжительностью до десяти часов без потери работоспособности экипажа.
Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж (летчик и штурман), в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом — в бронированной кабине, вход в которую выполнен через нижний люк по ступенькам. «Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета», — говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост. «На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Поэтому уникальности Су-34 можно удивляться», — говорит Литовкин.
Дмитрий Медведев в кабине Су-34 на авиабазе Кубинка, 2009 год
Источник изображения: Дмитрий Астахов/ТАСС
Самолет Су-34 обладает возможностью летать в режиме автопилота на предельно малой высоте, огибая рельеф местности. Таких «способностей», по мнению специалистов, нет ни у одного истребителя в мире, в том числе у американских F-22 и F-35. Уникальной особенностью машины стало и наличие второй РЛС для обзора задней полусферы — система предупредит экипаж об угрозе и может ответить залпом управляемых ракет на попытку «удара в спину» вражеского самолета.
Су-34 способен эффективно поражать в любом географическом районе наземные, морские и воздушные цели (в том числе малоразмерные и подвижные) с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Как отмечают производители, он прекрасно справляется с задачами при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.
Су-34 на полигоне летно-испытательного центра в Астраханской области, 2006 год
Источник изображения: Марина Лысцева/ТАСС
По боевым возможностям он относится к поколению самолетов «4++». Наличие на нем системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности летчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнем противника. Как отмечают производители, цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолета построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные.
Вопросы экзамена для 4 разряда
Подготовка
Боеприпасы гаубицы М-30
М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.
Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2—1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.
Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° — 200 мм, 60° — 160 мм, 30° — 80 мм.
Расчет 122-мм гаубицы М-30 ведет огонь по противнику на одной из улиц Вены.
Боевое применение
М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.
Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.
Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 на позиции на косе Фрише-Нeрунг (Frische Nehrung, ныне Балтийская коса). 11-я гвардейская армия.
Проектирование и испытания
Чертеж 12″/35 и 12″/40 морских орудий Созданная комиссия принимает участие не только в развитии технической базы завода, но и имеет своей задачей руководство разработкой новых образцов вооружения. В начале 1890-х годов принимается решение повысить дальность и меткость стрельбы путем увеличения начальной скорости снаряда. Согласно журналу МТК от 18 октября 1891 года Обуховский завод получает задание на проектирование 12″/40 пушки. Начиная с 1892 года завод проектирует пушку такой длины и приступает к постройке опытного образца.
Успешные испытания стрельбой первого орудия были проведены на Охтинском полигоне в марте 1895 года. Созданная морская пушка стала орудием нового поколения. Это была первая российская 12-дюймовка с поршневым затвором, без цапф и спроектированная под заряды бездымного пороха.
Предназначение
Гаубица калибром 122-мм Д-30А (2А18М) предназначена для выполнения следующих задач:
- уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
- уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
- разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
- проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
- борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.
На вооружении 35 стран, без учёта стран СНГ, находится около 3600 орудий.
В гаубице применено раздельное гильзовое заряжение.
Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.
Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.
В рамках учений «Центр-2019» была продемонстрирована возможность переброски гаубиц Д-30 при помощи вертолётов Ми-8.
На вооружении[править | править код]
Современные операторыправить | править код
- Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
- Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
- Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
-
Россия:
- Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
- Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
- Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
- Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Росгидромет — не менее 68 Д-30
- Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
- Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
- Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
-
Украина
- Сухопутные войска — 75 Д-30, по состоянию на 2020 год
- Десантно-штурмовые войска — 54 Д-30, по состоянию на 2020 год
- Национальная гвардия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2020 год
- Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторыправить | править код
- СССР
- ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
- Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
- Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
- Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
- Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
- Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году