Арабский халифат

Арабская экспансия

Омейядская династия вела завоевательную политику и стремилось расширить границы своей территории. В результате походов их армии, государства Пиренейского полуострова, Средней Азии и Северной Африки вошли в число стран халифата. Экспансия арабской империи успешно продолжалась в течение всего периода правления династии. При Омейядах претерпели изменение взгляды на то, что такое халифат. Определение главы государства, присущее раннему исламу, отводило правителю роль избранного общиной блюстителя установлений Корана. При Омейядах эта концепция трансформировалась в традиционную систему наследственной монархии.

История развития халифата

Сразу после смерти Абу титул лидера мусульман перешел к Умару ибн аль-Хаттабу. Первым делом он начал военные походы, целью которых стало покорение земель неверных. И у него это очень хорошо получилось, так как он сумел разбить византийскую и персидскую армии, чьи силы в те времена были непоколебимыми. Также Умар сумел взять Иерусалим. Но все же смерть безжалостна и не побоялась забрать столь сильного воина. Его жизнь оборвалась в 644 году.

Что такое халиф, плохо понимал третий лидер мусульман, по крайней мере так думают многие историки. Усман ибн-Аффан не отличался сильным духом, в отличие от его предшественников. В ряды своих приближенных он набирал родственников и друзей, что вызвало сомнение касательно его мудрости и праведности у других мусульман. И хотя он и захватил такую великую страну, как Согдиан, недовольные мусульмане все же устроили переворот и закололи его.

Четвертым халифом стал Али ибн Абу Талиб. Он был родственником пророка Мухаммеда, а точнее его двоюродным братом. Именно он стал тем «яблоком раздора», что окончательно разделило мусульманский мир на суннитов и шиитов. За время его правления страну постоянно донимали гражданские войны и битвы за трон, поэтому неудивительно, что умер он от отравленного клинка. После этого вражда за трон халифа продолжалась постоянно.

В истории первых четырех халифов называют праведными, так как они стояли у истоков ислама. Именно благодаря их деяниям мусульманская вера смогла разойтись так широко по миру, собрав воедино миллионы верующих.

Образование Солнечной системы

Проблема происхождения малых тел Солнечной системы тесно связана с проблемой происхождения самих планет. В 1796 году французский ученый П. Лаплас выдвинул гипотезу об образовании Солнца и всей Солнечной системы из сжимающейся газовой туманности. Согласно Лапласу, часть газового вещества отделилась от ядра туманности под действием возросшей при сжатии центробежной силы. Это прямо следует из закона сохранения момента количества движения. Это вещество и послужило материалом для образования планет.

Эта гипотеза встретилась с трудностями, которые были преодолены в работах американских ученых Ф. Мультона и Т. Чемберлена. Они показали, что более вероятным является образование планет не прямо из газа, а скорее из малых твердых частиц, названных ими планетозималями. Поэтому в настоящее время считается, что процесс образования планет Солнечной системы проходил в два этапа. На первом этапе из пылевого компонента первичного облака околосолнечного вещества образовалось множество промежуточных тел размером в сотни километров (планетозималей). И лишь затем на втором этапе из роя промежуточных тел и их обломков аккумулировались планеты.

​В Солнечной системе может существовать несколько резервуаров таких промежуточных тел, или планетозималей. В 1949 году астроном К.Е. Эджворт (K.E. Edgeworth), а затем в 1951 году астроном Дж.П. Койпер (G.P. Kuiper) предсказали существование другого резервуара — семейства транснептуновых объектов. Они возникли на ранней стадии образования Солнечной системы. Являясь остатками протопланетного диска, эти предсказанные объекты должны были концентрироваться на орбитах с малыми эксцентриситетами и углами наклона непосредственно вокруг Нептуна. Гипотетический резервуар таких объектов и получил название пояс Койпера (КП, Kuiper Belt).

Доклад Дворец Халифа 6 класс история сообщение

Реформы Гурбангулы Бердымухамедова

Первым указом новый президент вернул десятилетку в школе. Он отменил массовое празднование своего дня рождения, непременные концерты для его визитов и клятву верности ему. Гурбангулы Бердымухамедов убрал из логотипа телеканалов золотой бюст Туркменбаши.

Также он изменил государственную символику и ритуалы, в виде ограничения культа личности Сапармурата Ниязова. В 2009 году изъяли экземпляры книги «Рухнама» из всех учреждений и предприятий страны и заменили книгами Бердымухамедова. В туркменских школах «Рухнама» осталась в списке предметов, но была сокращена для преподавания до одного часа в неделю. Отменили и выпускные экзамены по «Рухнаме».

В 2008 году было запрещено производство, реализация, использование и завоз насвая. Школы перешли на 12-летнее обучение. Кроме английского и русского языков, в школах и некоторых вузах начали изучать китайский и японский языки. В 2013 году разрешили приватизацию жилья. В 2016 году ввели монополию на экспорт-импорт табачных изделий с увеличением цен на сигареты с целью достичь к 2025 году статуса страны без табака.

Кордовский халифат

Кордовский халифат существовал на Пиренейском полуострове. Столицей халифата был г. Кордова. Он возник из Кордовского эмирата, основанного в 756 Омейядом Абдуррахманом I. В начале X века Абдуррахман III восстановил политическое единство эмирата, который к тому времени фактически распался на отдельные феодальные владения. В 929 Абдуррахман III провозгласил себя халифом. Халифв вели почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова: Астурийским и Наваррским. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер). В период наибольшего расцвета (X в.) халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении государств в Европе. В начале XI века в халифате наступил период феодальных смут. С 1009 по 1031 сменилось 6 халифов. В 1031 последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а халифат распался на множество мелких эмиратов.

Имя Годы правления Примечания
Абд ар-Рахман III Восстановил полураспавшийся при его предшественниках Кордовский эмират. В 931 году взял Сеуту, в 932 году — Толедо. С 955 года заставил королей Леона и Наварры платить ему дань. Отвоевал у Фатимидов часть Магриба.
аль-Хакам II При нём халифату пришлось дважды отражать нападение викингов: в 966 и 971 годах. Кроме того приходилось также вести борьбу с династиями Зиридов и Фатимидов в Северном Марокко.
Хишам II —, — Стал халифом в возрасте 10 лет. Вскоре верховной властью в государстве завладел хаджиб аль-Мансур (Победитель), который изолировал молодого халифа во дворце и стал полновластно распоряжаться всеми делами от его имени.
Мухаммад II и Почти сразу после вступления его на престол началась вражда между ним, сакалиба и берберскими подразделениями гвардии. Уже через несколько месяцев после переворота берберы восстали и сначала провозгласили халифом Хишама, а когда он был убит, передали престол его племяннику Сулейману.
Сулейман — и — В первый раз раз гвардия провозгласила Сулеймана халифом в 1009 году. В следующем году гвардейцы совместно с каталонцами взяли Кордову и вернули престол Мухаммаду. В 1013 году, после того, как берберы взяли и разграбили Кордову, халифом вновь был провозглашён Сулейман. В 1016 году Али ибн Хаммуд ан-Насир при поддержке сакалиба захватил Кордову и был провозглашён новым халифом.
Али ан-Насир В 1016 году взял Кордову, заключил халифа Сулеймана в тюрьму, а затем обезглавил. Став новым халифом Али ан-Насир вначале пользовался поддержкой населения, но затем его популярность резко упала и 22 марта 1018 года он был убит сторонниками Абд ар-Рахмана IV, захватившими Кордову.
Абд ар-Рахман IV Стал халифом в 1018 году, когда войска его сторонников, среди которых были правитель Альмерии Хайран и эмир Сарагосы Мунзир I аль-Мансур, взяли Кордову и убили Али ан-Насира.
Касим аль-Мамун — и — В 1018 году со своей армией занял Кордову, не встретив никакого сопротивления, и был провозглашён новым халифом. Правил более двух лет, но затем был изгнан своим собственным племянником Яхъёй аль-Мутали. В 1022 году на некоторое время вернул себе власть, но в следующем году он был окончательно изгнан из Кордовы, вместе с поддерживавшими его берберами.
Яхъя аль-Мутали — и — Был халифом около года, пока аль-Касим не вернул себе престол назад. В ноябре 1025 года прибыл в Кордову и пробыл там несколько дней, затем удалился в безопасную, хорошо укреплённую Малагу, оставив в Кордове своего визиря Абу Джафара Ахмада ибн Мусу. Вскоре в городе начались мятежи и в июне 1026 года визирь был изгнан из Кордовы.
Абд ар-Рахман V Не обладал реальной властью и не контролировал ситуацию в государстве. При его правлении Аббадиды в Севилье отделились от Кордовы. Через семь недель правления он был свергнут и убит толпой, направляемой одним из его соперников.
Мухаммад III Был провозглашён халифом в 1024 году, после убийства Абд ар-Рахмана V. В 1025 году он был также свергнут и убит.
Хишам III Был выбран халифом Кордовы в 1027 году, после затяжных переговоров между Кордовской столичной аристократией и эмирами провинций халифата. В 1031 году солдаты во главе с одним из Омейядов, Омайей, убили Хакама и вынудили Хишама III отречься от власти.

Выборы [ править ]

Ссылки

Разница между суннитами и шиитами

Во всех течениях мусульманской веры халиф – это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что сунниты и шииты по-разному смотрят на то, кто может стать им.

Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.

Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее — властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.

Праведный халифат

После смерти пророка Мохаммеда государство, возникшее в результате объединения арабских племён, последовательно возглавляли четыре его ближайших соратника. Абу Бакр, Умар, Усман и Али стали первыми халифами в истории исламского мира. Они были избраны элитой мусульманской общины, в состав которой входили верующие, сопровождавшие пророка Мохаммеда на пути из Мекки в Медину. Первых четырёх властителей называют праведными халифами, поскольку считается, что они безупречно воплощали в своих словах и поступках принципы, изложенные в Коране. Важный нюанс заключается в том, что только один из них, Али, состоял в кровном родстве с пророком Мохаммедом. Расхождение во мнениях о том, насколько законным было избрание преемников, не принадлежавших к семейному клану основателя религии, привело к расколу исламского мира на две деноминации.

Династии халифов

Основная статья: Халифат

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Омейяды

Основная статья: Омейядский халифат

Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Османы

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Махдистский Судан

Основная статья: Восстание махдистов

Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.

Современные халифы

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.

  • Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
  • Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
  • В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
  • У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.

Литература

Цена ТОЗ-8

Доклад №2

По итогам изучения местности в Западной Палестине в конце 19 века, археолог из Америки Фредерик Блисс берется за описание трех огромных курганов. Таким возвышением был дворец Халифа Хишама. В те временные промежутки не велись, но в середине 20 века археолог Дмитрий Барамки со своими соратниками сумели произвести 12 сезонных изучений этого дворца.

Позже в 1960 годах заядлый археолог Роберт Гамильтон сумел выпустить на публикацию самую крупную из изданных в какой-либо временной промежуток сборник о раскопках того самого кургана. Достоверность и её установление, а также утверждение реальной принадлежности сооружения в лице замка халифа Хишама зачастую являлось проблемным процессом, так как в древних документах и литературе исторического характера замечаний о дворце, а также его изображений либо нет, либо имеется очень недостаточное количество.

Также стоит упомянуть факт того, что в продвижении исследований на месте того самого кургана археологи обнаружили совсем небольшое количество останков в виде ракушек, сланцев и известняков, на которых имелись заметки на языке арабских государств. На нескольких из тех останков, что были найдены упомянуто имя такой личности, как халиф Хишама, что помогло археологам понять в каком же временном промежутке происходило строительство дворца, отнеся его к периоду царствования Халифа.

Исходя из выше сказанного, можно сделать заключение о том, что в стадии исследований Барамки данное сооружение сумело заполучить наименование дворец Хашима, но спустя некоторое время Гамильтон предположил, что дворец был перепланирован халифом Валидом ибн Язидом. Данный вывод был сделан исходя из информации о том, что дворец обладает небывалой по своим характеристикам неумеренностей и элементы некоторых роскошеств того временного промежутка.

Единственно верно то, что Хирбет аль-Мафджар люди оценивают как великолепнейшую драгоценность строительства тех времен Омейядского халифата, образчик прекраснейших произведений художественного стиля периода раннего ислама. Данная жемчужина вполне смело может рассматриваться в виде примера при оценке пустынных зданий того времени.

Основное сооружение комплекса дворцов – Большой зал, — бани, приёмный зал являются поистине чудесами архитектуры, культуры и искусства того времени. Несколько метров прекрасных мозаик, ковровые полотна, невиданного восхищения и выделки стукко, а также фрески, все эти аспекты, выделяли сооружение абсолютно среди всех мощнейших зданий того времени, например дворца Самарры и дворца Каира.

Последние годы существования данного здания также покрыты туманом. Но в качестве основного предположения лежит версия о том, что после смерти халифа Валида II дворец был разрушен. Свой вклад в разрушение также вложил ряд землетрясений. Большое количество статуй, колонн и таких произведений искусств как мозаика находятся в музейном комплексе Израиля. Но все ж, многие сходятся на мнении о том, что нет ничего прекраснее, чем побывать в том месте, где когда-то обитали правители своего времени.

6 класс история

Разница между суннитами и шиитами

Во всех течениях мусульманской веры халиф — это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что сунниты и шииты по-разному смотрят на то, кто может стать им.

Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.

Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее — властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Формирование

Изучение исторических фактов поможет разобраться в том, что такое халифат. Определение, основанное на обстоятельствах возникновения данного государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мохаммеда и лидером глобального сообщества мусульман. Этот вождь, именуемый халифом, обладал и духовной, и светской властью.

Существовал ещё один признак, свойственный данному типу государства и описанный во всех учебниках по истории. Что такое халифат по определению исследователей Средневековья? Это транснациональная империя, включающая в себя многочисленные этнические группы. История Средних веков содержит сведения о трёх наиболее значительных халифатах: Праведном, Омейядском и Аббасидском. Султаны Османской империи также провозглашали себя преемниками пророка Мохаммеда и лидерами всего мусульманского мира. Как и любые другие империи, халифаты постоянно стремились к расширению границ своих владений.

Литература

Халиф на час: значение фразеологизма

«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь». По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца. Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец. Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.

То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.

Популярные темы сообщений

  • Творчество Гюстава Флобера

    Флобер Гюстав – известный французский писатель, специалист психологического анализа. Считается продолжателем дела Бальзака, которому удалось внести свой вклад в мировую литературу.

  • Мамонт

    Мамонты — вымершие слоновые млекопитающие. Весили они в среднем одиннадцать тонн, а в высоту достигали пяти метров. Несомненно, они очень были похожи на современных слонов, но все же имели различия.

  • Творчество Скотта Кей Фицджеральде

    Френсис Скот Кей Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сен-Пол. Это один из ярких представителей писателей «Потерянного поколения». Потерянное поколение писателей в литературе Америки

История

Должность халифа считалась выборной, но определенной процедуры избрания халифа не существовало. Восприемником Мухаммада мог стать только тот, кто был с Посланником в Мекке и в Медине, кто сведущ в хадисах и ведет жизнь праведную и во всем подобную жизни Пророка. Распоряжения такого человека должны быть достаточно авторитетными для беспрекословного подчинения.
Согласно шиитской традиции, перед смертью Пророк определенно указал, что его преемником станет двоюродный брат и зять Али ибн Абу Талиб. Согласно традиции суннитов, Пророк не назначил заместителя, но, будучи уже тяжело больным, попросил предстоять на молитве Абу Бакра. Используя этот факт как прецедент, община выбрала религиозным лидером и политическим преемником Мухаммада шестидесятилетнего Абу Бакра ас-Сиддика, отца Аиши, жены Мухаммада.
Халиф обладал прежде всего духовной властью и выполнял роль высшего военачальника, но уже при первых четырех праведных халифах круг обязанностей главы мусульманской общины значительно расширился. Абу Бакр еще сохранял свои обязанности духовного лидера и главы армии, защищавшей и распространявшей ислам. После Абу Бакра Халифат возглавил Умар, назначенный Абу Бакром. Умар расширил границы исламских завоеваний, провел ряд административных реформ и принял дополнительно к титулу халифа титул Амир ал-муминин (Повелитель правоверных). Усман расширил религиозные функции халифа, обратившись к установлению единого канонического текста Корана.

При Омейядах власть халифа стала наследственной: Муавиа передал свои полномочия сыну Йазиду. Но характер власти не изменился — по-прежнему халиф должен был заботиться о соблюдении принципов Корана и Сунны, соблюдать установления Мухаммада и повелевать правоверными. Лишь при последних Омейядах разрушаются основы власти халифа, которые состояли в выражении воли общины.Аббасиды, уничтожившие династию Омейядов, происходили из рода хашим и состояли в родстве с Мухаммедом в той же мере, как и Алиды. потомки Али. Аббас был дядей Пророка. Вторая династия халифов осознавала себя мусульманскими лидерами огромной империи — централизованного государства, включавшего и христиан, и иудеев, и зороастрийцев. И здесь халифы до определенного времени выполняли и духовные, и светские функции. Аббасиды переняли атрибуты ближневосточного царства Сасанидов. Халиф стал далеким от своих подданных, стоящим во главе гигантской бюрократии. Со временем Аббасиды начинают утрачивать политическую власть над непомерно разросшейся империей. На периферии арабского мира, к примеру в Испании, местные правители, именовавшиеся королями, начинают называть себя халифами; единство Халифата постепенно разрушается. Пришедшие к власти Фатимиды и Бунды, представители шиизма, сохраняют за халифами лишь духовное влияние, полностью лишая их политической власти. Бунды впервые вводят официальный титул султан, обязывая его обладателя заниматься делами земными, оставляя халифам право решать только дела веры. Последних Аббасидов уничтожили монголы, захватившие Багдад в 656/1258 г. Однако последующие правители, такие, как султан Бейбарс или османский султан Селим, использовали оставшихся в живых халифов из династии Аббасидов для подтверждения законности своей власти, предоставляя им возможность выполнять функции духовных лидеров.

С 14 века халифами стали именовать себя турецкие султаны вплоть до 1924 года — времени крушения Османской империи. Таким образом, с 20-х годов 20 века институт халифства перестал существовать, но отдельные исламские течения современности (в том числе Братья-мусульмане) ставят своей целью объединение мусульман всего мира и возрождение халифата.

Умар ибн аль-Хаттаб — второй халиф

Преемником Абу Бакра и вторым праведным халифом стал Омар I или Умар ибн аль-Хаттаб. Он также приходился Мухаммаду ﷺ тестем и являлся его сподвижником. Умара называли аль-Фарук, что переводилось как «различающий истину», его запомнили как мудрого и сильного правителя. При нем в эпоху праведных халифов государство росло и прирастало, он проявил себя как хороший законник и талантливый политик. Он жил в период с 585 по 644 год, и к его заслугам следует причислить победу над византийцами, создание законов о трактовке в стране иудеев и христиан.

Преемник Абу Бакра был благочестив и богомолен, скромен, как и первый праведный халиф, но Омар был более активен, нежели его предшественник. Он требовал от своих поданных такого же поведения. Умар правил десять лет, и за это время мусульманское государство окончательно сформировалось, приняло такую форму, которая не менялась потом на протяжении многих веков. Им была учреждена система налогообложения, которая предполагала уплату всеми жителями хараджа или поземельной подати. Также иноверцы должны были заплатить и дзижью или подушный налог. Налоги у арабов были намного мягче, чем у тех же византийцев, но в результате внедрения такой системы налогообложения стало возможным даже выплачивания армии жалованья, которая до этого существовала только за счет собственной военной добычи. С этого момента все земли, что были завоеваны арабской армии, стали называть государственными, а от государства деньги имели право получать те, кто был включен в списки министерств — диванов.

Умар ибн аль-Хаттаб является автором системы военной и гражданской власти. При нем же были введены единые меры веса и длины и календарь по Хиджре, начато строительство мечети на том месте, где стоял Иерусалимский храм.

Смерть, которой умер Умар, была насильственной. Находясь в мечети, Умар был ранен во время молитвы иранским рабом по имени Файруз. Это произошло в 644 году 3 ноября. После того, как Файруз смертельно ранил кинжалом правителя, он начал прорываться к выходу из мечети, и по дороге убил и ранил еще больше десятка человек, а затем покончил с собой, поняв, что спастись ему не удастся.

Но перед смертью умирающий Умар успел назначить преемника во время экстренного заседания Совета, который был учрежден тут же специально для избрания нового правителя. Этот совет или «шура» состоял из шести наиболее знатных курайшитов. Этот совет после совещания принял решение сделать новым правителем омейяда Османа ибн Аффана.

Краткая биография

Гурбангулы Бердымухаммедов родился в 1957 году в селе Бабарап Геок-Тепинского района Ашхабадской области Туркменской ССР. Президент отличается от своего предшественника многим, особенно происхождением. Гурбангулы Бердымухаммедов, семья которого была большой, консервативной, но атеистической, кажется, впитал в себя традиционные семейные ценности. Его родители в одно и то же время были верны своим этническим туркменским корням и лояльны советскому государству. В официальной биографии, опубликованной после вступления в должность, его отцу ставится в заслугу воспитание в сыне умеренности и взвешенности, поощрение в нем обдуманного принятия решений.

Национальные традиции проявляются в уважительном отношении к жене. Как принято в странах Азии, о супруге президента и его детях почти ничего не сообщается. По слухам, в его жизни две женщины – русская (возможно любовница, но это не подтверждено) и туркменка. Некоторые утверждают, что их брак был устроен по договоренности, но примечательно, что с момента вступления в должность Гурбангулы Бердымухаммедов, жена которого родом из Марыйской области, много чиновников назначил оттуда, а также из Геок-Депа.

В 1979 году он окончил стоматологический факультет Туркменского государственного медицинского института и начал работать врачом-стоматологом в сельской амбулатории. К 1987 году Гурбангулы постепенно поднимался по карьерной лестнице и на 3 года уехал в Москву учиться терапевтической стоматологии. В Ашхабад он вернулся на должность преподавателя Туркменского мединститута в 1990-м. В 1995 г. он перешел на работу в Министерство здравоохранения, а два года спустя возглавил его. В апреле 2001 г. Бердымухаммедов стал заместителем премьер-министра, ответственного за образование, науку и охрану здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector