Халифат — что это такое, определение, сущность и особенности

Введение.

   Арабский халифат представлял собой теократическое государство, которое образовалось в первой половине VII века н. э. и просуществовало до середины XIII века н. э.

   Истоком новой державы стал Аравийский полуостров с его сложными климатическими условиями в виде редких оазисов, озер, рек и пустынь, занимающими большую часть территории, а мусульманская община созданная Мухаммедом в Хиджазе стала его ядром. Благодаря арабским завоеваниям, границы халифата стремительно расширялись, а с ними и влияние новой молодой религии – ислама. В итоге под власть халифа попали земли всей Аравии, Ирака, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, Средней Азии, Прикаспия, Закавказья, практически всего Пиренейского полуострова и Синда.

  Историю Арабского государства можно разделить на три периода: Праведный халифат (632–661 гг.), Омейядский халифат (661–750 гг.) и Аббасидский халифат (750–1258 гг.) Именно реферативному анализу первого этапа будет посвящена наша работа.

Содержание

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?

Падение

В феврале 1258 года войска монгольского князя Хулагу захватили Багдад, учинив разгром города. Через 10 дней после падения Багдада последний халиф аль-Мустасим был казнен. Из его потомков, по ходатайству жены Хулагу, в живых был оставлен лишь младший сын; о сыне и внуке последнего упоминается в начале XIV века. Эти Аббасиды не имели при монгольском дворе значения даже после обращения ильханов в ислам. Когда прекратился род аль-Мустасима неизвестно.

В 1261 году мамлюкский султан Бейбарс поставил в Каире халифа аль-Мустансира, беженца из Багдада, объявившего себя потомком аз-Захира (1225—1226). Вскоре аль-Мустансир пропал без вести в битве с монголами, но халифом в Каире был признан другой претендент, аль-Хаким I, потомок аль-Мустаршида (1118—1135). Каирские халифы в последующие столетия были послушными исполнителями воли султанов, ограничиваясь отправлением придворного и религиозного церемониала. Они занимали этот пост вплоть до завоевания Египта Османской империей (), когда султан Селим I, приняв титул халифа, отправил Мутаваккиля III в заточение в Стамбул.

Варианты

  • M80 — Первая модификация. Выпущена небольшой партией.
  • M80A — Основная модификация, с модернизированной бронёй, вооружением и силовой установкой.
  • M80A1 — Модернизированная M80A. Установлена 30-мм пушка и новая СУО.
  • M80AI — БРМ, на базе M-80A1. Прототип.
  • M80A KC — КШМ командира роты, на базе M80A.
  • M80A KB — КШМ командира батальона, на базе M80A.
  • VK80A — КШМ командира бригады, на базе M80A. Вооружение 1 × 7,62-мм пулеметом. Выпущены малой серией.
  • M80A Sn — Санитарно-эвакуационная машина. Вооружение отсутствует. Экипаж: 1 механик-водитель, 3 санитара-медика. Перевозит 4 лежа или 8 сидя раненых.
  • M80A LT — Самоходный противотанковый ракетный комплекс. Вооружение: модернизированная ПУ ПТРК 9М14М «Малютка».
  • M80А SPA — 30-мм спаренная Зенитная самоходная установка.
  • M80А SPAAG — 20-мм спаренная Зенитная самоходная установка, на базе 80A1.
  • Sava M-90 — Самоходный ЗРК с ЗУР «Стрела-10М». Прототип.
  • M80A MOS — Самоходный миноукладчик, на базе М80А.
  • М98 (M80AK «Выдра»/«Vidra») — Разработка с изменённой башней, вооружением и постановщиком дымовой завесы. Вооружена 30-мм пушкой Zastava M86/M89 (30×192 мм).
  • М80АБ1

Формирование

Изучение исторических фактов поможет разобраться в том, что такое халифат. Определение, основанное на обстоятельствах возникновения данного государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мохаммеда и лидером глобального сообщества мусульман. Этот вождь, именуемый халифом, обладал и духовной, и светской властью.

Существовал ещё один признак, свойственный данному типу государства и описанный во всех учебниках по истории. Что такое халифат по определению исследователей Средневековья? Это транснациональная империя, включающая в себя многочисленные этнические группы. История Средних веков содержит сведения о трёх наиболее значительных халифатах: Праведном, Омейядском и Аббасидском. Султаны Османской империи также провозглашали себя преемниками пророка Мохаммеда и лидерами всего мусульманского мира. Как и любые другие империи, халифаты постоянно стремились к расширению границ своих владений.

Присвоение воинских званий. Как получить воинские звания в армии.

Сегодня я расскажу, как получить воинское звание в армии.

Изначально ты будешь рядовым, далее идет ефрейтор, а после ефрейтора следует младший сержант, сержант и старший сержант. На большее ты можешь не надеяться, но это не точно, так как сержанта и старшего сержанта уже очень сложно получить в армии. Давай разберемся по порядку и начнем, конечно же, с воинского звания рядовой.

Каких воинских званий может достичь военнослужащий по призыву

Также хочется напомнить что кроме армии у нас есть еще и Военно-Морской флот, где воинские звания отличаются от сухопутных, а именно:

Состав военнослужащих Воинские звания:
войсковые корабельные
Солдаты и матросы Рядовой (курсант) Ефрейтор Матрос (курсант) Старший матрос
Сержанты и старшины Младший сержант Сержант Старший сержант

Старшина

Старшина 2 статьи Старшина 1 статьи Главный старшина

Главный корабельный старшина

Присвоение воинского звания рядовой

Первоначальное воинское звание в армии — это рядовой. Рядовой — это рядовой солдат, который служит в армии и ничем таким не выделяется. Это звание тебе пробивают в военном билете еще на сборном пункте от куда у тебя началась военная служба, и дата присвоения звания рядовой является датой твоего увольнения с военной службы. У рядовых солдат чистые погоны, а, как говорится, «чистые погоны — чистая совесть». Более о воинском звании рядовой сказать нечего.

Присвоение воинского звания ефрейтор

Поговорим о следующем воинском звании – ефрейтор, так называемый наиболее подготовленный солдат. Как говорят, «лучше иметь дочь проститутку, чем сына ефрейтора», я не знаю, почему это звание так не любят, но по одной из многочисленных версий это связанно с царской Россией, где ефрейторов на фронте ставили в первую шеренгу, и, соответственно, они умирали первыми.

Как получить звание ефрейтора? Есть так называемый ШДС (штатно-должностной список) — «штатка». Это есть в каждой роте. Для того, чтобы получить данное звание, нужно стоять на соответствующей воинской должности. То есть твоя должность по этой «штатке» должна соответствовать твоему званию.

Ефрейтора могут присвоить любому солдату, например, по должности ты будешь старший водитель, а у старшего водителя звание должно быть ефрейтор.

Присвоение воинского звания младший сержант, сержант

Воинские звания сержантского и старшинского состава

Далее идет звание младший сержант. Давайте подумаем, нужно ли оно вам? Младший сержант — это обычно солдат, который знает устав, который умеет и желает руководить личным составом, которого уважают в воинском коллективе, причем не только солдаты, но и командование. Он уже может быть командиром отделения. Командир отделения — это тот солдат, у которого в подчинении будет свое отделение солдат. Про каждого солдата из своего отделения командир отделения должен знать все. А также умело ими руководить.

Прямым начальником командира отделения будет заместитель командира взвода (замкомвзвод) — это такой же младший сержант или сержант, который будет руководить целым взводом.

То есть есть цепочка военнослужащих, а именно: рядовой, ефрейтор, младший сержант и сержант. Обычно замкомвзвод — это младший сержант или сержант, командир отделения — это ефрейтор, а обычные солдаты — они просто во взводах разных.

Есть другой метод для получения воинского звания. Допустим, ты подходишь к своему ротному и говоришь, что после армии хочешь служить в полиции или другой силовой структуре и тебе пригодится звание младший сержант, чтобы тебе было легче продвигаться дальше. Возможно, этого будет достаточно, чтобы присвоить тебе воинское звание младший сержант (при условии что ты действительно этого достоин).

Третий вариант присвоения воинского звания

Допустим, какой-то праздник в Армии – 23 февраля или 9 мая, обычно на эти праздники присваивают очередные и внеочередные воинские звания, и ты соответственно можешь попасть под эту тему.

Как еще можно получить звание в армии

Это когда уволился в запас старый призыв, и освободились вакантные места на воинские должности, по которым штатом предусмотрены воинские звания ефрейтор или младший сержант. И, так как не будет замкомвзводов и командиров отделений, любого достойного солдата могут назначить на эту должность с присвоением очередного воинского звания.

Также звание младшего сержанта могут дать за какие-нибудь заслуги, но это очень редко. Итак, давайте рассмотрим: рядовой — это солдат, который просто служит в армии. Ефрейтор — это такой же солдат, но уже не солдат и еще не младший сержант. Дальше идет младший сержант, который руководит отделением и сержант, который может уже руководить целым взводом. Но сержанта дают не всем солдатам. Их в роте будет всего два или три.

Вывод: если ты хочешь бегать по ночам по делам взвода или отделения, заполнять различную документацию, следить за целым взводом, получать за них «втык» и т.д., то можешь становиться младшим сержантом. А если хочешь просто спокойно отслужить в армии, то будь рядовым.

Как говорится все в ваших руках и на самом деле сделать так чтобы тебе присвоили воинское звание не так уж и сложно

Список халифатов

Исторические халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халифы(династии)
Арабский халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа
661—750: Дамаск750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—1258: Багдад
1259—1517: Каир

630 — 1517 Аббасидскийхалифат

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана

ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя).

Праведные халифыОмейядыАббасиды

Праведный халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа

630—661

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя

Омейядский халифат Праведные халифы
Омейядский халифат 661—750: Дамаск 661—750 Праведный халифат

Аббасидский халифатКордовский эмират

Омейяды
Аббасидский халифат

750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—945: Багдад

750—945 Омейядский халифат Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды)

Столица и резиденция халифов
945—1055: Багдад

945—1055 Аббасидский халифат Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов)

Столица —
1043—1051:Рей
1051—1118:Исфахан
1118—1194: Хамадан (зап.)
1118—1153: Мерв (вост.)
Резиденция халифов —
1055—1124: Багдад

1055—1124 Буиды «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды.
Аббасидский халифат

1124—1127: Багдад

1124-1127 Государство Сельджукидов Государство Зангидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов).

1127—1174: Багдад

1127-1174 Аббасидский халифат Султанат Айюбидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов).

1174-1194: Багдад

1174-1194 Государство Зангидов Аббасидский халифат Аббасиды
Аббасидский халифат

1194—1258: Багдад

1194-1258 Султанат Айюбидов Государство Хулагуидов Аббасиды
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат)

Столица и резиденция халифов —
1259—1517: Каир

1259—1517 Айюбиды Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды.
Османская империя

1299—1329: Сёгют
1329—1365: Бурса
1365—1453: Эдирне
1453—1922: Константинополь

1517—1923

Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина

ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине

Османы
Турция

Столица — Анкара
Резиденция халифов — Стамбул

1923—1924

3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат.
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк.

Непризнанные и самопровозглашённые халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халиф
Кордовский халифат Кордова 929—1031 Кордовский эмират Тайфа Омейяды
Идрисидский халифат

786—828: Тлемсен
828—985: Фес

786—985 Аббасидский халифат Идрисиды
Фатимидский халифат

909—969: Махдия
969—1171: Каир

909—1171 Аббасидский халифат

АйюбидыАльмохады

Фатимиды
Альмохадcкий халифат

1145—1147: Севилья
1147—1269: Марракеш

1121—1269 Фатимидский халифат Хафсидский халифат Альмохады
Хафсидский халифат 1229—1574 Альмохадcкий халифат Османская империя Хафсиды
Халифат Сокото

1804: Гуду
1804—1850: Сокото
1850: Бирнин-Конни
1851—1902: Сокото
1903: Бурми

1809—1903 Северная Нигерия и Камерун Протекторат Нигерия Халифы Сокото
Махдистский халифат 1881—1898 Египетский хедиват Англо-Египетский Судан Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша
Хиджаз Мекка 1923—1924 Османская империя Неджд и Хиджаз Хусейн ибн Али аль-Хашими
Исламское государство Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) 2014 — ? Сирия, Афганистан, Йемен Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии (до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали, Нигерии, Афганистана, Мозамбика, Мали, Нигера, Чада, Египта и Пакистана. Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши

Анечка, Цыпа и змеюка подколодная

Примечания

  1. Османская империя стала халифатом после получения турецким султаном титула халифа в 1517 году.
  2. Основано в 1916 году; в 1923 году король принял титул халифа.

Завоевание Египта

С момента захвата власти Убейдаллахом Фатимиды предпринимали неоднократные попытки овладеть Египтом — плодороднейшей и богатейшей области Аббасидского халифата.

В 914 году фатимидская армия вторглась в Египет и заняла Александрию, но вскоре была разбита посланным аббасидским халифом аль-Муктадиром войском во главе с военачальником Мунисом.

Новая попытка вторжения была предпринята в 919 году. Однако и в этот раз Убейдаллаха ждала неудача. Его флот был потоплен у Розетты, а сухопутная армия, вновь сумевшая занять Александрию, была в конце 920 года вытеснена войсками Аббасидов из Египта.

В 936 году неудачей закончился поход в Египет и для сына Убейдаллаха — фатимидского халифа аль-Каима.

В начале 948 года аль-Мансур перенёс столицу страны в основанный им к югу от Кайруана близ селения Сабра город Мансурия (en:El-Mansuriya).

Завоевать Египет смог правнук Убейдаллаха — халиф аль-Муизз (—). Придя к власти, аль-Муиз начал деятельную и систематическую подготовку к египетскому походу. В специальных лагерях он обучал и тренировал свою армию. Был создан флот для транспортировки продовольствия. В Египет было отправлено множество агентов и проповедников, установивших связи с египетскими шиитами.

Весной 969 года стотысячная фатимидская армия во главе с Джаухаром (бывшим рабом — христианином греческого происхождения из Сицилии) вторглась в Египет. Без труда одержав победу под Гизой, Джаухар вошёл в Фустат и основал в его окрестностях новую столицу — Каир. В 972 году в Каир прибыл сам халиф аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства.

Праведный халифат

После смерти пророка Мохаммеда государство, возникшее в результате объединения арабских племён, последовательно возглавляли четыре его ближайших соратника. Абу Бакр, Умар, Усман и Али стали первыми халифами в истории исламского мира. Они были избраны элитой мусульманской общины, в состав которой входили верующие, сопровождавшие пророка Мохаммеда на пути из Мекки в Медину. Первых четырёх властителей называют праведными халифами, поскольку считается, что они безупречно воплощали в своих словах и поступках принципы, изложенные в Коране. Важный нюанс заключается в том, что только один из них, Али, состоял в кровном родстве с пророком Мохаммедом. Расхождение во мнениях о том, насколько законным было избрание преемников, не принадлежавших к семейному клану основателя религии, привело к расколу исламского мира на две деноминации.

Список литературы.

1. История арабского халифата / Д.В. Мухетдинов, Д.З. Хайретдинов – Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011 – 226 с.

2. История Халифата. Ислам в Аравии 570–633 гг. / О.Г.Большаков – Том 1. М.: Восточная литература РАН, 2000 – 312 с.

3. История Халифата. Эпоха великих завоеваний 633–656 гг. / О.Г. Большаков – Том 2. М.: Восточная литература РАН, 2002 – 267с.

4. Полная история ислама и арабских завоеваний / А. Попов – М.: АСТ, Астрель, 2009 – 458 с.

5. История арабской цивилизации / Г. Лебон – Издательство: МФЦП, 2009 – 704 с.

6. История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней / М. Ходжсон, С. Гудвин – Издатель: Эксмо. Москва, 2013 – 132 с.

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Особенности внешней политики Арабского халифата

Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата

«Что это такое «аль-Кааба»?» — спросите вы. В переводе это слово означает «куб» или «четыре стены». «Почему?» — опять зададите вы вопрос. Ответ простой: это сооружение действительно имеет форму куба. Сделано оно из камня и имеет размеры основания 12х10 м, а высоту — 15 м. Углы Каабы располагаются соответственно сторонам света, и их названия связаны с расположением: северный — иракский, западный — сирийский, южный — йеменский. А вот главный — восточный угол называется по-другому — «черный». Это связано с тем, что в угол вмурована святыня арабов — черный камень, заключенный в серебряное обрамление. Он расколот на три части красновато-черного цвета.

Существует несколько версий об обретении камня. Некоторые считают, что это метеорит, а другие — что это дар. Дар Аллаха Адаму. Согласно известной истории из Ветхого Завета о грехопадении Адама, вкусивший яблоко вместе Евой, он был отправлен на землю. Только в вариации исламского вероучения они оба были сброшены на землю и попали в разные места, долгое время бродили по Земле в поисках друг друга. Адам раскаивался в свершенном и молил Бога о прощении. И однажды к нему явился Аллах. Он вручил Адаму белый яхонт. В глубине камня был виден рай. Именно для яхонта сын Адама возвел Каабу. Во время Всемирного потопа Аллах поднял ее в воздух, чтобы она не была разрушена стихией. За много тысячелетий Кааба не один раз разрушалась, но пророк Исмаил ее восстанавливал. Так почему же белый яхонт вдруг почернел и раскололся? В Мекку ходило много паломников. Во искупление грехов каждый стремился дотронуться до святыни рукою. От огромного бремени человеческих грехов камень поменял цвет, и рай в нем уже не виден. Но поговаривают, будто если человечество осознает греховность своего бытия и искупит все совершенные грехи, камень снова станет белым, и рай в нем станет виден всем.

Внутри аль-Кааба выстлана коврами, а на территории рядом есть священный колодец — Земзем. Доступ в Каабу разрешен всем, кроме христиан и иудеев.

Багдад

Датой его основания считается 762 год, только назывался город тогда по-другому — Мадиной-эль-Мудаввара, что в переводе с арабского означает «город-круг». Это был город, в котором все улицы были расположены кругами. Построен он на западном берегу Тибра на землях Месопотамии по повелению халифа аль-Мансура. В следующем веке город поменял имя на Мадина-ас-Салам, что переводится как «город мира».

В XI веке город был окружен защитной стеной. Позже его обнесли еще двумя стенами высотой в 18 м. В стенах имелись башни высотой в 3 м и четверо ворот, из которых на данный момент остались в целости только одни (Баб аль-Вастани). Ворота соответствовали четырем дорогам, ведшим в столицу Арабского халифата — из Куфы, из Басры, из Хорасана и из Дамаска.

В центре исторической территории Багдада — в Круглом городе было две жемчужины арабской архитектуры — мечеть Джами аль-Мансур и дворец халифа Баб аз-Захаб. Еще одна удивительная архитектурная доминанта — новый халифский дворец на берегу Тибра — аль-Хульд.

В XIII веке Багдад был разграблен ордынцами и вошел в состав их государства.

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector