Последний халиф исламской уммы абдулхамид ii

ИЖ-43-1С

Цена ТОЗ-8

Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах).

Его полное имя – Абдулла бин Усман бин Амир бин Кааб. Его родство пересекается с Пророком(да благословит его Аллах и приветствует) через Мурра бин Кааба. Его кунья – Абу Бакр, а Усман – это имя Абу Кухафы.Он родился через два с половиной года после «года слона». Он был торговцем и заработал огромные деньги, которые принесли пользу Исламу, когда он стал тратить их на пути Аллаха. Он первый мужчина, принявший Ислам. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) описал его как правдивого, вследствие чего за ним закрепилось прозвище «Сиддик».

От Анаса бин Малика(да будет доволен им Аллах) передают, что он сказал: «Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на гору Ухуд, вместе с ним были Абу Бакр, Умар и Усман. Вдруг гора затряслась под ними. Тогда Пророк(да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, Сиддик и два мученика!»

Абу Бакр был первым, кто призывал людей к Исламу, и по его призыву стали мусульманами такие великие сподвижники, как Усман бин Аффан, Тальха, Зубайр, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда (да будет доволен Аллах ими всеми). Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал о нем: «Поистине, наиболее надёжным человеком в сподвижничестве и щедрым в том, чем он владеет, является Абу Бакр». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжался имуществом Абу Бакра как своим. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никогда никакое имущество не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра!» Тогда Абу Бакр(да будет доволен им Аллах) заплакал и сказал: «А разве я и моё имущество не принадлежим тебе?»Он тратил своё имущество для установления религии Аллаха и призыва к ней, так он освободил Биляля, Амира бин Кухайра и многих других мусульман из рабства.

В сборниках хадисов Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, переданный Умаром (да будет доволен им Аллах), где он говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам делать пожертвования. И это совпало с тем временем, когда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра  в благом деле. Я пересчитал всё своё имущество и отнес половину его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда он спросил: «Что ты оставил своей семье?» «Половину того, что здесь», — ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принесший с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал ему тот же вопрос: «Что ты оставил своей семье?» Тот ответил: «Я оставил им Всевышнего Аллаха и Его посланника». Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра».

Любимой женой посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) была Айша, дочь Абу Бакра Сиддика (да будет доволен ими Аллах).

Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) принадлежит самое значительное место в среде сподвижников, и он располагает самой высшей степенью почтения. Так как он сопровождал посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) с начала его пророческой миссии и до самой смерти. Он был спутником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в самые тяжелые для этого моменты, и никто не превзошел его в этом. Он переселился вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и вместе с ним скрывался в пещере. Аллах Всевышний сказал об этом:

Династии халифов

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Омейяды

Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Османы

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Махдистский Судан

Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.

Современные халифы

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.

  • Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
  • Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
  • В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
  • У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.

Шейх эмирата Фуджейра

Шейх Хамад ибн-Мухаммед Аль-Шарки

Эмиратом правит семья Аль-Шарки, а ее представителю Шейху Хамаду ибн-Мухаммеду принадлежит первенство в развитии эмирата. До недавнего времени о Фуджейре не слышали туристы, шопперы, но сегодня в эмират приходят большие перемены.

Шейх Хамад родился 25 мая 1949 года, долгое время развивал сельское хозяйство эмирата, а после восхождения на трон правителя, расширил свое внимание на туризм, торговлю, культуру. Эмират Фуджейра – единственный, где усилия правящей семьи распределены между всеми сферами развития: экономика, туризм, сельское хозяйство, строительство, финансовая сфера

Шейхи Дубая


Дубай

Дубай – второй по значимости эмират ОАЭ, но первый по наличию «самых-самых» строений, объектов и достижений.

Вопрос эксперту
Если ехать в Эмираты с детьми, куда лучше отправиться?

В Дубае собраны практически все самые интересные развлекательные сооружения, достопримечательности

В этом эмирате наиболее развит туризм, уделяют внимание обеспечению потребностей путешественников самого разного уровня дохода

Правящая семья Дубая Аль-Мактум – влиятельный клан, к мнению которого прислушиваются не только в эмирате, но и всем государстве.

Шейх Мухаммед ибн-Рашид Аль-Мактум


Шейх Мухаммед ибн-Рашид Аль-Мактум

Ныне здравствующий правитель Дубая принял пост 15 июля 1949 года. За время своего правления Шейх носит неофициальный титул «Архитектора современного Дубая». Именно Шейх Мухаммед инициировал возведение множества современных объектов, показал пример гармоничного соединения семейных и государственных дел. Сегодня Шейха считают знаменитым лидером, желают дальнейшего процветания.

Мухаммед – третий сын правителя Дубая. Мать Мухаммеда – Лафита происходит из семьи правителей Абу-Даби. Как и все члены правящей семьи, Мухаммед получил военное образование в Англии, а также светское, исламское образование. После окончания Британской академии, Мухаммеда отправили в Италию, где в корпусе Монс он получил умение управлять летательными аппаратами.

В 1968 году Мухаммед присутствует на знаковой встрече отца с Шейхом Зайдом. По итогам встречи правители договорились об образовании ОАЭ. После основания государства Шейх Мухаммед получает титул Министра обороны, главы полиции эмирата Дубай.

После смерти отца власть в эмирате перешла к старшему брату Мухаммеда. Шейх Рашид ибн-Саид проявлял себя на спортивной арене, обожал коней, но политику и управление не считал своими главными занятиями. Чтобы не утратить власть, не нарушить начинания отца, брат передает правление Мухаммеду. В 1995 году наследный принц официально назначает Мухаммеда правителем Дубая.

После гибели брата от сердечного приступа, Шейх Мухаммед принимает официальный титул правителя. С его помощью и поддержкой Дубай приобрел славу «столицы шоппинга», получил множество всемирно известных объектов торговли, развлекательных учреждений. Благодаря полной диверсификации экономики эмирата, доходы от нефти составляют всего 4% ВВП, все остальное приносит туризм, доход от торговли.

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум

Наследный принц Дубая родился в 1982 году (14 ноября). На сегодняшний день Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум является одной из знаковых фигур на мировой арене. Пока жив его отец, Хамдан может позволить себе быть поэтом, носить псевдоним Фазза, проявлять свой характер и лично лезть на верхушку Бурж Халифа, чтобы установить там флаг. Но правящему Шейху уже «далеко за …», поэтому близок час, когда наследный принц примет бразды правления.

Шейх Хамдан ибн-Мухаммед Аль-Мактум – современный человек с аккаунтом в Инстаграм, на который подписано порядка 10 млн. человек, собственной премией для фотографов, победитель международных соревнований по спорту. Его политические взгляды неизвестны, но эксперты предполагают, что это «сын своего отца» и он будет продолжать политику Шейха.

Шейх Рашид ибн-Саид Аль-Мактум


Шейх Рашид ибн-Саид Аль-Мактум

Легендарная личность эмирата, «Отец Дубая», при котором крохотное селение вдоль канала превратилось в огромный город. Шейху принадлежит высказывание: «мой отец ездил на верблюде, я езжу на Мерседесе, мой сын – на Лэнд Ровере, его сын будет ездить на Лэнд Ровере, а вот сын его сына – на верблюде». Это выражение цитируют, пересказывают при каждом удобном случае, подчеркивая, что нефть не бесконечна и если не заботиться о будущем страны сегодня, она снова может стать «крохотной деревней вдоль Канала».

Часто задаваемые вопросы
Почему известно о Дубае, Абу-Даби, а остальные эмираты не так популярны? Абу-Даби – столица ОАЭ, именно здесь находятся знаковые государственные учреждения, принимаются решения по развитию Арабских Эмиратов. Политика правящей семьи Дубая нацелена на торговлю, развлечения, туризм. Остальные эмираты придерживаются иной политики, развивают туристические направления намного медленнее.

Установление справедливости в обществе

Преобразования коснулись не только личной жизни халифа. Подчинив вначале свою жизнь самым строгим требованиям Ислама, новый правитель занялся и делами других мусульман, кардинально преобразовав социальную организацию общества.

По велению Умара ибн Абдуль-Азиза подданным была предоставлена полная свобода передвижения, выстроены постоялые дворы для путников, вырыты новые колодцы, построены дороги, учёные были поставлены на государственное содержание.

Чтобы искоренить чиновничий произвол, было поднято жалованье чиновникам. Наместники и чиновники, растратившие государственные средства или уличённые в вероломстве и бесчинствах, смещались и на их место назначались новые.

Каждый житель халифата, обременённый долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию их погашения за счёт специально установленных государственных фондов. Любой желающий обзавестись семьёй, но не имеющий на это материальных средств, получал необходимые средства из казны.

Так в результате проведённых новым правителем реформ в халифате практически не осталось нищих. Люди затруднялись найти того, кто нуждался в подаянии. «Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения», – гласил указ нового правителя, разосланный во все провинции халифата. Такое отношение со стороны властей не осталось без внимания народа.

Вслед за неподдельным благородством и справедливостью, исходящими с самых верхов, в обществе наметились кардинальные перемены. Почти прекратились междоусобные войны, сотрясавшие халифат со времён гибели третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

Правление Абу Бакра

После того, как мусульманское общество возглавил Абу Бакр ас-Сыддик, Али присягнул ему на верность вместе с аз-Зубайром одними из первых, хотя существует и иное расхожее мнение. Али всячески поддерживал Абу Бакра во время его правления, проявлял свою преданность, а правитель спрашивал советы относительно того, как ему лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы максимально принести пользу мусульманскому обществу. Свидетельство тому – и то, как поступил Али, когда Абу Бакр принял решение отправиться в Зу-ль-Кассу, чтобы осуществлять личное руководство сражением с вероотступниками. Тогда Али остановил его верблюда и попросил вернуться и не подвергать свою жизнь такой опасностью, чтобы не оставить Медину без руководства.

Знание Корана

В жизни Али важное место занимал Коран. Священная Книга Аллаха всегда была с ним: он читал Коран, старался понять его слова, заучивал его наизусть, а также всегда старался в жизни поступать согласно Корану

Он учил других придерживаться того, чему учит Коран. Халиф знал много из Корана, знал много о самом Коране, и не только мог рассказать наизусть каждый аят, но и мог рассказать обо всем, что было связано с ниспосланием этого аята. Сказано, что среди современников Али не было ни одного, кто знал бы Коран настолько же хорошо, как он.

В то время немногие мекканцы умели читать и писать, большая часть общества была неграмотной, но ибн Абу Талиб стремился к знаниям и любил учиться. Общение с Пророком ﷺ с самых ранних лет повлияло на формирование его личности, способствовало раскрытию и развитию его талантов в нужном направлении. Многому он учился и у самого Посланника Аллаха ﷺ, стараясь после того, как Мухаммад ﷺ переселился в Медину, как можно больше времени проводить с ним ﷺ.

Благодаря Посланнику Аллаха ﷺ Али тщательно изучил Сунну, относился внимательно к пророчеству Мухаммада ﷺ, выделяя его признаки. Али говорил о том, что можно отнести к явным и видимым подтверждениям того, что пророческая миссия Мухаммада ﷺ истинна. Он упоминал о том, что между лопаток у него есть печать пророчества – признак пророчества, который людям Писания был известен. Под печатью подразумевается нечто в виде покраснения, что выступает над кожей и размером напоминает яйцо голубя. Расположено это ближе к плечу с левой стороны.

Происхождение

Кунья Али была Абу аль-Хасан, Хасан – это старший сын его, рожденный от Фатимы, его жены, дочери Пророка Мухаммада ﷺ. Сам же Посланник Аллаха ﷺ дал ему еще одно прозвище — Абу Тураб, что в переводе означает «отец пыли». С этим прозвищем связана история о том, как Абу Талиб, поссорившись с Фатимой, отказался спать у нее и отправился спать в мечеть. Когда Пророк Мухаммад ﷺ узнал об этом и нашел его там, увидел, что во время сна Али весь испачкался в пыли. Тогда-то и назвал его Пророк Мухаммад ﷺ Абу Тураб – так он сказал, стараясь разбудить его и отряхнуть его пыли. Сам халиф Абу Талиб очень любил это прозвище.

По вопросу рождения ибн Абу Талиба ученые не смогли прийти к единому мнению. Часть ученых считают, что он родился за 15-16 лет до начала миссии Пророка Аллаха ﷺ, а другие ученые считают, что ему было 10 лет, когда началась пророческая миссия. Считают более правильной именно вторую версию, поскольку, по словам Аль-Факихи, ибн Абу Талиб – это первый представитель бану Хашим, который родился внутри Каабы, и сообщения об этом было передано многими людьми.

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Личная жизнь

У Хамада четыре жены, и всего у него было двенадцать детей: семь сыновей и пять дочерей:

  • Он женился на своей первой жене (также своей двоюродной сестре) Сабике бинт Ибрагим Аль Халифа в Рифа 9 октября 1968 года. Она из Бахрейна, и вместе у них трое сыновей и одна дочь:
    • Принц Салман бин Хамад бин Иса Аль Халифа, наследный принц Бахрейна (родился 21 октября 1969 г.)
    • Шейх Абдулла бин Хамад бин Иса Аль Халифа (родился 30 июня 1975 г.)
    • Шейх Халифа бин Хамад Аль Халифа (родился 4 июня 1977 года)
    • Шейха Наджла бинт Хамад Аль Халифа (родилась 20 мая 1981 года)
  • Его вторая жена, Шейя бинт Хасан Аль-Храйеш Аль-Аджми, родом из Кувейта. Вместе у них двое сыновей:
    • Шейх Насер бин Хамад Аль Халифа (родился 8 мая 1987 года)
    • Шейх Халид бин Хамад Аль Халифа (родился 23 сентября 1989 г.)
  • Его третья жена, дочь шейха Фейсала бин Мухаммада бин Шураима Аль Марри, от которой у него есть сын и две дочери.
    • Шейх Фейсал бин Хамад Аль Халифа (12 февраля 1991 г. — 12 января 2006 г.) погиб в автокатастрофе.
    • Шейха Нура бинт Хамад Аль Халифа (родилась 6 ноября 1993 года)
    • Шейха Мунира бинт Хамад Аль Халифа (родилась 15 июля 1990 г.)
  • Его четвертая жена, дочь Джабора аль-Наими, от которой у него есть сын и две дочери:
    • Шейх Султан бин Хамад Аль Халифа
    • Шейха Хесса бинт Хамад аль-Халифа
    • Шейха Рима бинт Хамад Аль Халифа (2002 г.р.)

Навигация

Литература

Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Династии халифов

Основная статья: Халифат

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Омейяды

Основная статья: Омейядский халифат

Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Османы

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Махдистский Судан

Основная статья: Восстание махдистов

Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.

Современные халифы

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.

  • Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
  • Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
  • В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
  • У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Умар ибн Абдуль-Азиз становится халифом

Как и ожидалось, испугавшись столь большой ответственности, Умар публично отказался принять власть, однако по настоянию всех присутствующих, единогласно присягнувших ему на верность, он вынужден был изменить своё решение. В ответ Умар ибн Абдуль-Азиз лишь молвил: «Я не самый лучший из вас, но теперь самый ответственный».

И вправду, ведь с этого дня на него легла ответственность управления громадной империей, включавшей в себя Аравию, Северную Африку, Индию, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Северный Китай, Закавказье, Северный Кавказ, Египет, Испанию, юг Франции.

После вступления на престол жизнь Умара изменилась полностью. Из роскошной кареты халифа он пересел на обычного мула. Распустил огромную армию телохранителей в 600 человек, освободил всех своих рабов и возвратил законным владельцам средства, конфискованные у них прежней властью.

Великолепный дворец сменил на обыкновенный скромный дом, состоящий всего из двух комнат. Даже драгоценности жены, подаренные ей отцом, Умар попросил отдать в исламскую казну (байт аль-маль), так как жить в доме, где есть такие излишества, он посчитал для себя невозможным.

Несмотря на обильные поступления в казну, он не брал себе ни дирхама. Единственным личным доходом он оставил земельный участок, приносивший всего лишь 200 динаров в год. Для сравнения, ещё в юношестве годовой доход Умара ибн Абдуль-Азиза насчитывал 40 тысяч динаров, около 180 кг в переводе на золото.

Технические характеристики

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Тунис Иранское нагорье и Среднюю Азию. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Жизнь в Медине

Когда Мухаммад ﷺ прибыл в Медину, он занялся созданием исламского государства: начал строительство мечети, наладил взаимоотношения между ансарами и мухаджирами, а затем разработал Хартию исламского государства, опираясь на которую, старался отрегулировать отношения между мусульманами и язычниками, мусульманами и иудеями Медины. После переселения Мухаммад ﷺ стал готовить для государства войско, которое отвечало бы за охрану и решение ряда проблем вновь образовавшегося общества. Все сферы жизни этого общества он ﷺ старался регулировать, ориентируясь на Божественные откровения. И все это время его сопровождал Али и во всем ему помогал, поддерживал, учился у него.

‘Усман ибн ‘Аффан – обладатель двух сияний (да будет доволен им Аллах)

https://youtube.com/watch?v=MwtBrEzmgKI

‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение): Рукийе и Умму Кульсум.. Он принял Ислам благодаря стараниям Абу Бакра.

Вторую дочь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) он взял в жены после смерти первой. А после смерти и второй Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы у меня была третья дочь, то и ее я отдал бы за ‘Усмана».

Он снарядил войско мусульман и содержал воинов десять дней в газавате при Табуке, т.е. он взял все расходы на себя, потратив огромное состояние, чего не сделал никто более.

‘Абдуррахман бин Самра передал: «Когда снаряжали войско, ‘Усман пришел к Пророку с полным подолом монет и высыпал все». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После этого никакие действия не повредят ‘Усману», и повторил это два раза.

Когда случилась сильная засуха и люди испытывали сильный голод, им не хватало хлеба, ‘Усман отправил свой караван в Шам за зерном. По возвращении каравана несколько купцов выразили желание выкупить у него все зерно целиком. Они отправились к ‘Усману и сказали: «О ‘Усман, продай нам зерно, и мы заплатим за него двойную цену». ‘Усман сказал: «У меня есть покупатель, который дает за зерно большую плату». Они предложили ему тройную цену, затем в четыре и пять раз больше. Но ‘Усман настаивал: «У меня есть тот, кто дает за него больше». Они удивленно спросили: «Все известные купцы собрались здесь, и кто же может дать еще больше, чем мы? Покажи нам его!» Тогда ‘Усман сказал: «Это все я пожертвую в садака всем нуждающимся ради Всевышнего Аллаха, и Он дает за каждое пожертвование в десятикратном размере». Они в восхищении ушли от ‘Усмана. Таким щедрейшим и умнейшим человеком был ‘Усман.

Он часто соблюдал пост, по ночам не спал, кроме незначительного времени, каждую неделю читал Священный Коран от начала до конца. Он был третьим халифом и правил 12 лет. Был убит в ночь с пятницы на субботу во время чтения Корана, когда дошел до стиха со следующим смыслом: «Аллах достаточен для вас, Он  Всеслышащий и Знающий». Этот экземпляр Священного Корана и сейчас хранится в Иерусалиме, и от него мусульмане получают благодать. Его убийцей был Таджиби из Египта. Он был похоронен на кладбище Бак’и в саду человека по имени Кавкаб. Он пал шахидом в возрасте 82 лет. Случилось это в 35-м году Хиджры.

Умар ибн Абдуль-Азиз – пятый праведный халиф

Период правления Умара ибн Абдуль-Азиза вошёл в историю как одно из самых спокойных времён, в котором буквально всё было пронизано справедливостью и благочестием, не только в мусульманской, но и в мировой истории. За это правителя даже сравнивали с праведными халифами, чьё правление полностью соответствовало Божественному порядку.

Правление Умара ибн Абдуль-Азиза оказалось очень коротким, меньше двух с половиной лет. В возрасте 40 лет Умар внезапно умер. Умар ибн Абдуль-Азиз правил всего 2 года и 5 месяцев, в месяце раджаб 101 года по хиджре он покинул этот бренный мир и перешёл к милости своего Господа. Похоронили халифа в Дамаске, в местечке, называемом Бидияр шарки.

Говорят, некий мусульманин, бывший в это время при дворе византийского императора, нашёл его задумчивым, в печальном настроении. Когда он спросил его о причине такого состояния, император ответил, что он получил известие о кончине очень добродетельного человека, халифа Умара ибн Абдуль-Азиза.

«Я не удивился бы, если мне рассказали об обычном человеке, который полностью отказался от мирского и посвятил себя Всевышнему. Но я был удивлён, глядя на жизнь человека, у ног которого лежали все блага мира, который, однако, прошёл мимо них с закрытыми глазами и прожил жизнь в благочестии и самоотречении», – промолвил император.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector