Российский танк т-95 «черный орел»
Содержание:
- Задание на день
- Армия и вооружение
- Примечания
- Три квадрата
- Общая информация
- Как создавался «Черный орел»
- Система управления огнем
- Флаг начальника Главного штаба Военно-Морского Флота
- Боевое применение
- Модификации
- Штрафная засада
- Танк Черный орел — видео
- Почему не взлетел «Черный орел»?
- Описание конструкции
- Лиха беда начало
- Лосик и «Град» остановили конфликт
- Конструкция
- Боевая информационно—управляющая система (БИУС)
- 2 марта этого года исполняется 50 лет со дня кровавых боев на острове Даманском.
- Защита
- Поднятая китайская рука – сигнал к атаке
- Достоинства и недостатки
Задание на день
Армия и вооружение
Примечания
- ↑ 12 Кощавцев А. «Черный Орел» // Танкомастер. — 1999. — № 3
- Экспонаты ВТТВ-Омск’97 — Омская выставка вооружений
- ↑ 12 Россия рассекретила танк «Чёрный орёл»
- ↑ 12 «Чёрный орёл» своё отлетал, «Независимая газета», 14 сентября 2009 г
- «Чёрный орёл» («Объект 640»), российский перспективный боевой танк нового поколения Архивная копия от 26 ноября 2010 на Wayback Machine, arms-expo.ru
- YouTube (неопр.) . www.youtube.com. Дата обращения 15 января 2021.
- Основной боевой танк «Черный орел» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 сентября 2009. Архивировано 11 апреля 2010 года.
- Объект 640 «Чёрный орёл», btvt.narod.ru
- Российская армия получит на вооружение новую ракету и танк
- Российский танк «Чёрный орёл» получил патент Евразийского патентного ведомства
- Минобороны России опровергло существование уникального танка «Чёрный орёл»
- «Военный совет» с Владимиром Войтовым
- Новый танк «Армада» может появиться в российской армии в 2015 году, РИА Новости
- Россия примет на вооружение новый танк «Армада», Lenta.ru
Три квадрата
СРАЗУ же после тропы разведчика, сняв оружие, снаряжение и обувь, кандидат выходил на «квадраты». Три квадрата размером четыре на четыре метра — площадки для рукопашного боя. Условия были таковы: сдающий должен провести без отдыха три трехминутных поединка с тремя соперниками, переходя из квадрата в квадрат. Ты 36 часов в лесах и полях, а экзаменующие — свеженькие, беспощадные!
Первый удар я пропустил, не успев закрыться. Ни рук ни ног не чувствовал, не слушались как чужие, сказывалась усталость. Попытался уклоняться — пропустил еще один удар. Перед глазами поплыл туман, и понеслась… Били в голову, по ногам, по корпусу, а у меня в мозгу одно слово — «стоять». И стоял. Можно было упасть, украсть тем самым несколько секунд, но я стоял. Переходя из квадрата в квадрат, чувствовал, как немеют ноги, руки, нос, губы, скулы, но все равно оставался на ногах. Мне уже не надо было ничего, кроме одного: выстоять, не упасть.
Награждали знаком «Черный орел» на плацу бригады. Получив свой знак, я прижал его к разбитым губам, и в голове мелькнула мысль: «Как похожи вкус меди и крови».
Олег ГРЕБЕННИКОВ, подполковник, командир батальона связи 38-й отдельной мобильной бригады
Общая информация
Танк, «объект 640», в последствии известный как «Черный Орел» был разработан в 90-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения (ФГУП КБ является танком четвертого поколения, на котором реализовано множество новаторских решений и применена компоновка, отличающаяся от классической компоновки как отечественных, так и зарубежных танков. В танке предлагается новая форма выполнения башни с уменьшенным по высоте габаритом и корпуса с секционированной носовой частью.
Для повышения защищенности экипаж размещен только в корпусе не выше уровня погона башни и полностью изолирован от снарядов и забронированного топлива, а так же пороховых газов при выстрелах из пушки. Снаряды боекомплекта первой очереди размещены в автомате заряжания в съемном бронированном модуле, установленном в кормовой части башни и снабженном вышибными элементами для направленного отвода ударной волны.
Защита танка имеет трехуровневую структуру и включает защиту от обнаружения, активную защиту от поражающих средств, движущихся в направлении танка, а так же дифференцированно размещенную пассивную броневую защиту с элементами динамической и гидродинамической защит.
В связи с возросшей массой танка применены также решения по повышению подвижности.
Как создавался «Черный орел»
Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.
В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.
Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.
Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.
В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.
Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.
Система управления огнем
Рабочие места наводчика и командира перспективного танка обеспечены равными функциональными возможностями в управлении огнем, оперативной передачи управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот, и самостоятельного включения наводчика в управление при выходе из строя командира. Каждое из упомянутых рабочих мест снабжено унифицированным электронным моноблоком, в центральной части которого установлен многофункциональный пульт (МФП).
На передней панели МФП расположен дисплей, выполненный с обеспечением режимов отображения, таких, например, как тепловизионного изображения местности, топографической и тактической обстановки и информации о техническом состоянии систем танка.
МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения.
Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением, которая связана каналом информационного обмена данными с МФП наводчика и командира, пультами управления линиями визирования прицелов, баллистическим вычислителем, стабилизатором вооружения и комплексом механизма заряжания, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения и системой управления дополнительным вооружением.
МФП командира и наводчика дополнительно связаны каналом информационного обмена данными, выполненным с возможностью интеграции в состав танковой информационно-управляющей системы. В случае выхода из строя МФП командира или самого командира обмен данными с ТИУС со своего МФП по каналу обмена информацией ведет наводчик.
Оснащение рабочих мест наводчика и командира унифицированным электронным моноблоком позволило компактно разместить перед операторами все элементы управления, непосредственно обеспечивающие процесс наблюдения и ведения огня, что обеспечило равные возможности наводчику и командиру при ведении огня из основного вооружения, повысило удобство боевой работы и обучения.
Состав. Основной прицел наводчика и панорамный прицел командира с независимой стабилизацией линий визирования в двух плоскостях включают соответственно тепловизионный, оптический, дальномерный.
В состав системы управления огнем входит электронный цифровой баллистический вычислитель, автоматически вырабатывающий поправки на скорости цели и танка, боковой ветер, дальность до цели, износ канала ствола, изгиб ствола, крен оси цапф пушки, температуру и атмосферное давление воздуха и пр.
МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения.
Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением.
Работа. Комплекс управления вооружением работает в следующих режимах: Основной автоматический (Основной-А); Основной полуавтоматический (Основной-ПА); Дубль автоматический (Дубль-А); Целеуказание (ЦУ); Ручной.
Флаг начальника Главного штаба Военно-Морского Флота
Флаг начальника Главного штаба Военно-Морского Флота, 1992—2000 гг.
Флаг начальника Главного штаба Военно-Морского Флота с 2001 г.
Боевое применение
Установка разминирования УР-77 имеет богатую (для такого класса техники) историю боевого применения в трех военных конфликтах минувших десятилетий. Первым эпизодом участия «Змея Горыныча» в горячей точке была вторая чеченская война. Установка использовалась российской армией во время действий на территорию Чечни.
Вторым эпизодом стал вооруженный конфликт на территории Донбасса во время наступления на аэропорт. В последнее время установка УР-77 активно используется российскими войсками в Сирии. Как мы знаем, множество сирийских городов оказались заминированы боевиками, и даже в нынешний момент вокруг них обезврежена только часть минных полей.
Модификации
Штрафная засада
РОЛЬ связного выполнял… командир бригады гвардии подполковник Валерий Сахащик. Не говорил, а рубил каждое слово: «Вы не выполнили вторую задачу! По условиям испытаний группу положено снять! Но штаб руководства дает вам шанс… К шестнадцати часам организовать засаду на участке шоссе». Карандаш комбрига обозначил точку на карте.
Условия жесткие: чтобы успеть к указанному времени, нужно идти без промедления, а ребята смертельно устали. Нужно было посоветоваться с группой. Я шел к парням, заранее зная, что они не откажутся воспользоваться шансом продолжить испытание, и не ошибся. Три минуты на то, чтобы перемотать портянки, поправить снаряжение — и вперед! От раскаленной земли пышет жаром, горячий пот ест глаза. Торопимся. Пьем на ходу, по глотку, деля последнюю фляжку на четверых. Да, нас уже четверо. В штрафную засаду с нами пошел корреспондент журнала «Армия» Павел Легкий. Спасибо, Паша, благодаря тебе и нашему разговору «за жизнь» та дорога действительно стала немножечко легче!
К месту засады, несмотря на то что пришлось немного поплутать, группа вышла даже чуть раньше намеченного времени. И тут не откажу себе в удовольствии процитировать непосредственного участника событий Павла Легкого: «…Фрагмент боевика из жизни местных диверсантов, продемонстрированный через десять минут кандидатами в «черные орлы», со скрипом, но прошел. Садясь в «уазик», командир бригады обронил:
— Бревно с дороги уберите и действуйте дальше…»
Танк Черный орел — видео
https://youtube.com/watch?v=ka4PE9A9bD8
Опытный образец впервые был продемонстрирован в 1997 году и представлял собой модифицированную ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан опытный образец с башней, установленной на семикатковое шасси. Серийно не производился. Во время демонстраций опытных образцов танка на выставках башня танка всегда была укрыта плотной маскировочной сеткой.
Конструкция
Шасси танка представляет собой модифицированное шасси Т-80У. Корпус удлинён, что позволило значительно усилить верхнюю лобовую деталь и устранить ослабленную зону в районе перископов механика-водителя. Корпус танка поделён на три герметичных отсека, изолированных друг от друга вертикальными бронированными листами, которые установлены вдоль продольной оси. В боковых отсеках размещены топливные баки. В центральном отсеке расположено отделение управления, связанное с боевым отделением. Места для членов экипажа расположены в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к ним осуществляется через люки командира и наводчика в корпусе башни и люк механика-водителя в корпусе танка. Места экипажа оборудованы регулируемыми сиденьями, имеющими два положения: походное и боевое. При переводе сидений в боевое положение экипаж находится ниже уровня погона башни. В походном положении наводчик и командир танка располагаются в корпусе и в башне.
Со стороны топливных отсеков вертикальные бронированные листы корпуса покрыты плитами из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения — плитами из противоосколочного материала. Боекомплект расположен в автомате заряжания, установленном в нише башни и выполненном в виде съёмного бронированного модуля с вышибными броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации. Башня сварная принципиально нового типа. Выполнена в виде двух симметрично разнесённых броневых отсеков, жёстко закреплённых на общем основании. Отсеки образованы разнесёнными между собой и расположенными соосно внутренними и наружными боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усечённых пирамид.
Проект предусматривал вооружение танка 125-мм пушкой, спаренного с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установки с 12,7-мм пулемётом «Корд».
При боевой массе в 48 тонн, танк предполагалось оснастить новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л.с. Таким образом, удельная мощность танка превышала 30 л.с./т и, как следствие этого, динамические характеристики «Объекта 640» должны были значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20 — 25 л.с./т.
Перспективы проекта
По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации, серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.
28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном боевом танке «Армата».
Почему не взлетел «Черный орел»?
Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.
Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.
Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.
Описание конструкции
Вид сбоку и сверху
В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.
С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.
Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.
Отделение управления
Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.
Боевое отделение
Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.
Башня
Башня «Черного орла» — самая узнаваемая его часть
В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.
С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.
Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».
Уровни защиты
Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.
«Черный орел» имеет три уровня защиты:
- традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
- активное поражение снарядов;
- радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.
Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.
Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.
Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.
Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:
- радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
- экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
- аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
- в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
- последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.
В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.
Лиха беда начало
15 МАЯ. Шесть групп кандидатов по три–четыре человека собрались в зале совещаний бригады для доведения задания. В течение полутора суток мы должны пройти около сотни (!) километров, выполнить пять задач, упражнения стрельб из десяти видов оружия, совершить 6–километровый марш–бросок, преодолеть тропу разведчика и выстоять в трех раундах рукопашного боя. Руководит испытанием начальник штаба бригады гвардии подполковник Скорина. Все коротко и ясно. Уже через полчаса после получения задач мы грузимся по «Уралам»… Провожающий нас комбриг сказал: «Поехали!» И махнул рукой…
За городом достаю карту, пытаюсь проследить маршрут. Щебринский лес, Заки, деревня Волки. Время от времени «Урал» делает короткие остановки, высаживая группы. Моя, третья, группа (я, гвардии сержант Ивгас Борисевич, гвардии рядовой Андрей Парахневич) спешивается крайней. Смотрю на часы: по плану испытания мы уже 40 минут как должны выполнять задачу. Ориентируюсь на местности: точка «старта» нам досталась та еще — место массового захоронения. Старший машины сочувствует и как бы невзначай сообщает:
— В первую сдачу, в декабре, группа, которую здесь высадил, не дошла до финиша.
Спасибо на добром слове, мил человек… Еще раз подгоняем снаряжение, докладываем по радиостанции о начале движения и вперед: «Строго на юго–запад порядка пятнадцати километров». В лесу уже сумерки и мириады комаров. Стараемся идти тихо, но быстро, — пока солнышко не закатилось, надо пройти, как можно больше, да и мошкара не так достает. Уже в темноте пройдя лес, вышли к пересекающему поле каналу. Ширина и глубина, судя по карте, приличные. Подручных переправочных средств нет — голое поле, а свои (ошибка!) не предусмотрели. Решили в воду не лезть, не рисковать радиостанцией, а сделать крюк до ближайшей дамбы. С наступлением ночи стало заметно прохладнее, пропали комары, но и темп движения снизился. В темноте по лесу быстро не походишь.
В район поиска объекта мы вышли с опозданием в час, а еще «шерстить» квадрат три на три километра ночного леса! Нам повезло, через полчаса поиска мы буквально наткнулись на КШМ руководителя испытаний гвардии подполковника Скорины.
Лосик и «Град» остановили конфликт
Второй виток конфликта произошел 14 марта. К этому времени китайские военные развернули пяти тысячный полк, советская сторона — 135-ю мотострелковую дивизию, оснащенную установками «Град», которые были применены после получения ряда противоречивых приказов: партийное руководство – Политбюро ЦК КПСС — настоятельно требовало убрать и не вводить советские войска на остров. И как только это было выполнено, сразу же территорию заняли китайцы. Тогда командующий Дальневосточным военным округом Олег Лосик, прошедший вторую мировую войну, приказал открыть по неприятелю огонь реактивной системой залпового огня «Град»: за один залп – 40 снарядов в течение 20 секунд были способны уничтожить противника в радиусе четырех гектаров. После такого обстрела никаких широкомасштабных боевых действий китайские военные больше не предпринимали.
Конструкция
Хотя «Чёрный орёл» так и остался, по сути, ходовым макетом, несколько запатентованных КБТМ технических решений можно найти в открытом доступе. На их основе и можно воссоздать облик «Чёрного орла».
Большая длина позволила внести в компоновку изменения. Появилось разделение внутреннего объёма на изолированные отсеки. Топливные баки в носовой части теперь не просто стояли в отделении управления – их, как на американском «Абрамсе», отгородили от механика-водителя бронированными перегородками. Люк для мехвода, имеющий значительную толщину, сместили относительно поста управления вперёд.
Боевое отделение тоже было новым. Башня не была полностью необитаемой, командир и наводчик попадали в танк через люки в её крыше. Но за счёт применения совершенно другой конструкции автомата заряжания члены экипажа сидели гораздо ниже, почти в корпусе. Было предусмотрено и «боевое» положение сидений – тогда они опускались ещё ниже, совсем в корпус. При этом орудие тоже было отделено от мест экипажа бронелистами. Наконец, в корме находился моторно-трансмиссионный отсек.
За счёт большей длины корпуса «объекта 640» планировалось увеличить толщину лобовых листов брони и углы её наклона. Верхняя бронеплита танка оснащалась динамической защитой «Контакт-5».Толщина бортов, скорее всего, оставалась прежней – порядка 80мм. Дополнительно борта закрывались резинометаллическими экранами, а в передней части – и блоками динамической защиты.
Башня «Чёрного орла» за счёт смещения мест экипажа вниз получилась низкой и плоской. Лобовые стенки также получили увеличенные углы наклона. В случае пробития дополнительную защиту обеспечивали внутренние переборки в башне. На лобовую броню монтировались и блоки динамической защиты «Кактус», метающей навстречу снаряду броневые пластины. К вертикальной кормовой стенке крепился модуль с автоматом заряжания.
Комплекс «Штора» засекал облучение танка лазерными дальномерами и головками самонаведения, автоматически ставил дымовую завесу и слепил системы наведения инфракрасными прожекторами. Система «Дрозд» вступала в дело, если «обмануть» ракету не удавалось, и уничтожала её, отстреливая осколочный боеприпас. «Дрозд» был способен поражать и некоторые снаряды.
Вооружение «объект 640» сохранил традиционное для советских и российских основных боевых танков. С гладкоствольной пушкой «Рапира» калибра 125мм спарен 7.62мм пулемёт ПКТ, на крыше башни предполагалось оборудовать дистанционно управляемую установку с крупнокалиберным пулемётом КОРД. В прессу при этом просочились утверждения о том, что такой комплекс вооружения – временный. А в перспективе «Чёрный орёл» можно будет перевооружить орудиями более крупного калибра.
Хотя танковая пушка калибра 152мм 2А83 действительно разрабатывалась, заявления о том, что танк будет оснащён несуществующими орудиями калибра 135- и 140мм выглядят как минимум очень смелыми.
А вот автомат заряжания «объекта 640» был шагом вперёд. Механизированная боеукладка всех советских ОБТ была их слабым местом – расположенная за слабозащищённым бортом карусель с боеприпасами при поражении не оставляла шансов на выживание сидящему прямо над ней экипажу. Теперь снаряды и все механизмы разместили в отдельном модуле, пристыкованном к задней стенке башни «Чёрного орла».
Крыша модуля имела вышибные панели, направлявшие (при поражении боеукладки) энергию взрыва вверх, а отверстие, через которое снаряды подавались в казённик орудия, перекрывалось заслонкой.
На мониторе каждого пульта отображались, по выбору, карта местности либо информация о состоянии танка, либо изображение с тепловизора. При этом пульты были связаны между собой и постоянно обменивались данными. Прототип «Чёрного орла» ездил, скорее всего, со стандартным двигателем от Т-80У, но на серийном танке собирались установить газовую турбину мощностью в 1500л.с.
С таким двигателем танк, несмотря на возросшую массу, по подвижности превзошёл бы и Т-90. Ожидалось, что максимальная скорость превысит 80 км/ч. С другой стороны, выбор силовой установки мог сыграть против «Чёрного орла» – газотурбинные моторы признания танкистов так и не получили.
Чтобы танк получил повышенную проходимость, вписываясь при этом в железнодорожный габарит, гусеницы «объекта 640» могли комплектоваться съёмными расширителями. При их установке удельное давление на грунт снижалось.
Боевая информационно—управляющая система (БИУС)
Экипажу в бою будет помогать система БИУС. Она представляет из себя комплекс специальной электронной аппаратуры для расчета и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированию.Это значительно повышает ситуационную осведомленность экипажа на поле боя и боевые возможности машины.
Основные функции БИУС
Сбор, обработка и отображение информации поступающих с камер, радаров, командного центра или других машин, осуществление необходимых боевых и навигационных расчётов(целеуказание и рекомендации по выборы вооружения) и другие функции. Силовая установка и ходовая часть.
2 марта этого года исполняется 50 лет со дня кровавых боев на острове Даманском.
Защита
Под живучестью танка понимается свойство танка сохранять боеспособность на поле боя и восстанавливать ее после воздействия поражающих средств. Проблема живучести является комплексной, так как ее решение воздействует в той или иной мере на все боевые свойства танка и его компоновку.
В танкостроении повышение защищенности танков достигается комплексным использованием различных направлений, основное из которых традиционно направлено на повышение броневой корпуса и башни танка от попадающих поражающих элементов, что увеличивает массу танка.
Для сохранения массы танка в допустимых пределах был применен ряд решений — башня с уменьшенным по высоте габаритом, размещение экипажа в корпусе, трехуровневая структура защиты. Масса танка пи этом не превышает 50 т.
Комплекс зашиты танка от поражающих средств обеспечен тремя уровнями защиты. Традиционная, присущая всем танкам пассивная броневая защита функционально по-прежнему занимает ведущее место и обеспечена броневыми листами корпуса и башни, а так же съемными блоками с динамической защитой, гидродинамической зашитой.
Толщина броневых листов в разных частях корпуса и башни выполнена дифференцированной. Так наибольшую толщину в корпусе имеют верхний лобовой лист и нижний носовой лист; в связи с необходимостью большей защиты лобовой проекции от снарядов, существенно меньшая толщина у бортовых листов корпуса. При этом бронирование корпуса выполнено дифференцированно, в передней трети корпуса стенки выполнены с большей толщиной.
Дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов обеспечивает и размещенное в бронированных емкостях топливо и вертикальные броневые листы с установленным на них подбоем из противоосколочного и противорадиационного материала. На борах в передней части корпуса также установлены экраны с элементами динамической защиты и резинометаллические защитные экраны на всю длину корпуса.
Благодаря своей конструкции башня обеспечивает значительно лучшую по сравнению с существующими танками защиту от боеприпасов, атакующих сверху и на пролете. К ним в первую очередь относятся кассетные прицеливающиеся боевые элементы, опускающиеся на парашюте и использующие для поражения цели взрывоформируемый снаряд (ударное ядро) ( 155 мм артиллерийские снаряды типа SADARM (США), BONUS (Швеция), SMART (ФРГ) и др.). А также ПТРК типа «Билл-2», «Джавелин» и пр.
Суммарная эффективность комбинированной броневой и динамической защиты лобовой проекции на предлагаемом танке от снарядов и мин значительно превышает уровень защиты современных танков, в том числе и с массой 60 тонн и выше.
Пассивная комбинированная защита бортовой проекции выполнена несколько меньшей, что, однако, компенсируется наличием двух других видов защиты.
В качестве защиты второго уровня на танке установлен комплекс активной зашиты с боевыми выстреливаемыми элементами типа «Дрозд-2» (или другим), обеспечивающая обнаружение и уничтожение поражающих средств, движущихся в направлении танка на расстоянии от корпуса и исключающим поражение танка.
Состав комплекса активной защиты типа «Дрозд-2» включает блоки радиолокационной станции слежения, закрепленные у бортов танка на крыше съемного модуля, блок управления (на рабочем месте командира), анализирующий информацию и управляющий пуском защитного боеприпаса из соответствующей мортиры, каждая из которых установлена с обеспечением защиты своего сектора.
При этом сектора действия соседних мортир перекрываются, а полный комплекс установленных мортир обеспечивает уничтожение поражающих средств, движущихся к танку с любого направления. Тем самым для танка обеспечивается дополнительная зашита от кумулятивных и фугасных противотанковых средств поражения. Мортиры с боеприпасами комплекса «Дрозд» или «Арена» закрыты от поражения легкобронированными кожухами.
В качестве зашиты первого уровня на танке установлен комплекс приборов типа «Штора» («Штора-2» и пр.), для обнаружения и подавления оптико-электронных средств противника, предназначенных для наблюдения и наведения средств поражения. Такое обнаружение и подавление может осуществляться на расстояниях от 5000 м (и более) до 500 м (не менее).
Комплекс «Штора» включает индикаторы лазерного излучения переднего и заднего сектора установленные на крыше башни и съемного модуля пусковых мортир для запуска аэрозольных гранат (установки аэрозольных помех).
Поднятая китайская рука – сигнал к атаке
Достоинства и недостатки
Кормовая часть
К преимуществам экспериментального танка относят:
- хорошие ходовые качества;
- комплексную трехуровневую защиту машины;
- защиту экипажа от снарядов и подрыва;
- автоматизированное заряжание орудия.
Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.
Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.