Бомбардировочная авиация

Содержание:

Малая авиация

Чем отличается бизнес-авиация от малой? Можно сказать, ничем, но данное понятие на законодательном уровне до сих пор не определено, его можно включить в раздел авиации общего назначения. Воздушные суда малой авиации имеют вместимость до восемнадцати человек, а взлетная масса — до девяти тысяч килограмм.

Под малой авиацией также понимают инфраструктуру аэродромов, их обслуживание техническим составом, систему управления воздушным движением и так далее. Во всем мире общее количество малых летательных аппаратов становится все больше, и в России число ВПП и площадок увеличивается.

Технические характеристики

Чтобы понимать особенности представленного силового агрегата, нужно уделить внимание техническим характеристикам двигателя УТД-20. Его блок цилиндров изготовлен из чугуна

Тип системы питания в представленной системе V-образный. При 2600 об/мин. двигатель имеет мощность 300 л. с.

В системе предусмотрено 6 цилиндров, на которых имеется по 2 клапана. Ход поршня составляет 150 мм, как и диаметр цилиндра. Степень сжатия составляет 15,8. Агрегат способен работать на топливе ДЛ (в летнее время), ДЗ (в зимний период), ТС-1. В конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение.

Рассматривая техническое описание двигателя УТД-20, стоит отметить, что он расходует не более 175 л топлива в час.

Габаритные размеры (ДхШхВ) составляют 790х1150х742 мм. Весит силовой агрегат 665 кг. Производителем гарантирована работа прибора в течение 500 ч. Это основные характеристики представленного прибора. Они определяют его область применения и особенности эксплуатации.

В системе применяется смазка М-16ИХП-3, МТ-16п или МТЗ-10п. Масла при полной заправке требуется около 58 л. При этом расход смазочного компонента составляет максимум 10,9 г/кВт*ч. В этом случае количество оборотов вала составляет 2200 об/мин.

Система имеет два типа пуска:

Основной. Применяется сжатый воздух.
Дополнительный. Используется электростартер.

Двигатель имеет автоматическую систему защиты от попадания воды. С помощью ручного привода клапан устанавливается в первоначальное положение.

Задачи бомбардировочной авиации

Фронтовая бомбардировочная авиация предназначена для совместных действий с сухопутными войсками, а на приморский направлениях и с флотом. Ударами с воздуха БА во взаимодействии с другими родами авиации поддерживает войска в бою и операции, высадку и действия морских и воздушных десантов, уничтожает ракетно-ядерные средства, авиацию на аэродромах и резервы противника, участвует в уничтожении морских и воздушных десантов, срывает манёвр силами и средствами противника и ведёт борьбу с перевозками, дезорганизует тыл и управление войсками противника.

Дальняя бомбардировочная авиация (дальняя авиация), являющаяся средством главного командования, предназначена для самостоятельных действий по объектам, расположенным, как правило, в глубоком тылу противника. При необходимости она может привлекаться и для совместных действий с сухопутными войсками и флотом. Дальняя бомбардировочная авиация составляет главную ударную силу ВВС при проведении ими воздушных операций.

Список двуручных булав[править | править код]

Восточные славяне: особенности материальной культуры

FMA IA-58 «ПУКАРА» — борец с наркомафией

Легкий штурмовик (Аргентина)

В нижнюю часть фюзеляжа IA-58 встроена бронеплита, защищающая кабину от огня из оружия калибром 7,62 мм на расстоянии до 150 м

FMA IA-58 «Пукара» стал первой боевой машиной, целиком спроектированной и построенной в Латинской Америке. Работа над ним началась в 1966 году, когда на неспокойном континенте появилась необходимость в самолете, способном сражаться с партизанами в джунглях.

Штурмовик оснастили двумя турбореактивными двигателями и высоким шасси, позволявшим подвешивать под крылом и на фюзеляже разнообразную бомбовую нагрузку, а также многочисленными съемными панелями обшивки, облегчавшими его обслуживание.

В 1974 году запущенный в серийное производство самолет получил имя «Пукара» (Pucara), что на языке индейцев кечуа означает «крепость»

Поначалу самолет привлек к себе внимание разных стран третьего мира, но его покупателями стали только Уругвай (шесть самолетов) и Колумбия (три самолета)

В 1976 году, сразу же после поступления на вооружение, «Пукара» использовался для нанесения ударов по повстанцам в районе города Тукуман. К началу войны с Англией 1982 года аргентинцы располагали 45 самолетами «Пукара», из них 24 базировались на Фолклендских островах. Один был накрыт бомбовым ударом, еще один — сбит британским истребителем. Добычей «Пукара» в этой войне стали два английских вертолета.

Всего за время боевых действий самолет совершил 186 вылетов. Впоследствии пять таких машин были доставлены в Британию для изучения. Колумбийские «Пукара» активно использовались в борьбе с наркомафией — для нанесения ударов по плантациям кокаиновых баронов. Эти самолеты до сих пор состоят на вооружении ВВС Аргентины, Уругвая, Колумбии, Шри-Ланки.

«Муромец»: подобного ему не было

А что же враг?

12 сентября 1916 г. был сбит тот самый единственный «Муромец». Легендарный русский лётчик — генерал-майор В.М. Ткачёв так описывает тот бой: «…»Илья Муромец XVI», углубившись в тыл неприятеля, был встречен и атакован 7 «Фоккерами». Завязался жестокий бой, во время которого разрывными и зажигательными пулями трёх немецких истребителей на «Муромце» был взорван бак с бензином, и корабль, объятый пламенем, упал на неприятельскую территорию недалеко от с. Крево (полоса Западного фронта, — А.Л.). На нём погибли: командир корабля военный лётчик поручик Д.Д. Макшеев, его помощник военный лётчик поручик М.А. Рахмин, артиллерийский офицер поручик Гаибов и корнет Карпов. В перехваченном немецком радио по этому поводу говорилось: «Наконец нам удалось сбить большой русский четырёхмоторный аэроплан, хотя это и стоило 3 наших аэропланов»».

naukatehnika.com
12 сентября 1916 г. был сбит тот самый единственный «Муромец».

Доставшийся им трофей немцы внимательно изучили. На заводе фирмы «Сименс-Шуккерт» (когда-то «Сименс» выпускал и самолёты) была построена точная копия русского бомбардировщика. Но создать что-то подобное «Илье Муромцу» сумеречный германский гений так и не смог.

В 1915 г. отечественная промышленность поставила в армию 772 самолёта, из них 18 — бомбардировщики «Илья Муромец»; во Франции было закуплено 208 машин (по другим данным, — 250).

Сравним с противником и союзниками. Германия имела 232 самолёта в 34 авиаотрядах. Во Франции было 138 самолётов, а ведь Франция в ту пору имела самое мощное авиационное производство — достаточно вспомнить такие уже упоминавшиеся нами марки аэропланов, как «Фарман» (Farman), «Блерио» (Blériot), «Ньюпор» (Nieuport). В Англии большинство самолётов находилось не в армии, а в частных руках, и на всю Британию было всего 250 аэропланов всех типов, из них в армии было только 30 самолётов. Столько же — 30 самолётов  было в итальянской армии, в австро-венгерской было 65 машин.

К 1916 г. наметилось отставание русской авиации по числу машин: 360 — у России, 783 — у Франции и 1.600 — у Германии. Для устранения этого отставания на отечественных заводах был размещён крупный заказ на производство самолётов, всего на 1.472 аппарата: на заводе Лебедева — на 410 машин, Щетинина — 280, «Дукс» — 420, Анатра — 235, Слюсаренко — 102 и Терещенко — 25. К концу года было изготовлено 1.384 самолёта и 1.398 моторов.

airaces.ru
Сборка аэропланов «Блерио» на авиазаводе ПРТВ.

В это время в составе действующей армии находилось 12 авиадивизионов, 15 армейских, 64 корпусных, 3 крепостных и 12 истребительных авиаотрядов и один специальный авиаотряд — для охраны Ставки, всего  774 самолёта.

За период 1917 г. — нач. 1918 г. командование предполагало запросить у тыла 10.065 аэропланов, из них учебных — 485, истребителей — 4.214, «Муромцев» — 120, для армейских авиаотрядов — 895, для корпусных — 4.351.

Кроме того, предполагалось заложить в Херсоне большой казённый завод мощностью до 200 самолётов и моторов в год. Завод должен был стать не только производственной, но и опытно-конструкторской базой отечественной авиации.

Виды бомбардировочной авиации

В зависимости от характера выполняемых задач и тактико-техническим данным самолётов Бомбардировочная авиация подразделяется на:

  • фронтовую (тактическую) авиацию;
  • дальнюю (стратегическую) авиацию.

Испанские и китайские уроки

На тот момент машина представляла собой действительно первоклассный самолет, созданный для скоростного полета и способный выполнить все стоящие перед ним задачи. Два мощных мотора, убирающиеся шасси, закрытые кабины всех трех членов экипажа (летчика, штурмана и стрелка-радиста), гладкая алюминиевая обшивка — все это обеспечивало СБ достаточно высокую скорость, позволяющую оторваться от истребителей, стоящих на вооружении в странах, считающихся «потенциальными противниками». Четыре пулемета (сдвоенная установка у штурмана, верхний турельный и нижний люковый – у стрелка-радиста) могли отогнать или уничтожить любой атакующий самолет по курсу бомбардировщика или в задней полусфере, а бомбовой нагрузки в 500-600 кг хватало для того, чтобы эффективно поразить цели на поле боя.

Надо сказать, что скорость выпуска СБ тоже была высокой: если за весь 1936 год на авиазаводе в Тушино, который стал базовым для новой машины, выпустили 268 самолетов, то уже в 1937-м на двух предприятиях — в Москве и в Иркутске — было собрано 926. А больше всего машин — 1778 — было выпущено в 1940 году.

Экипаж бомбардировщика СБ вернулся с вылета на разведку, сентябрь 1941 года. Характерно, что штурман, стоящий в центре, единственный из троих членов экипажа одет в утепленный комбинезон: в передней кабине СБ сильно задувало в прорези для сдвоенной пулеметной установки

К этому времени СБ имел уже богатую боевую биографию, причем накопленную в основном за пределами родной страны. И это тоже было нормально для того неспокойного времени. Первое боевое применение СБ состоялось в Испании, куда три десятка советских крылатых машин отправились в сентябре 1936 года. К 28 октября после переправки морем и сборки все бомбардировщики были зачислены в республиканские ВВС. В тот же день СБ, получившие у испанцев ласковое прозвище «Катюшка», вылетели на свою первую боевую бомбежку. Они нанесли удар по аэродромам франкистов Севилья и Ла-Таблада и тем самым оказали колоссальную помощь защитникам Мадрида. Оставшиеся без воздушной поддержки войска противника не сумели добиться серьезных успехов в ходе очередного штурма испанской столицы.

К концу осени 1937 года в испанском небе летали уже свыше 90 «Катюшек», которые наглядно демонстрировали свои преимущества и возможности перед бомбардировщиками генерала Франко — «Капрони», «Савойя-Маркетти» и «Юнкерсами». И не только перед ними: итальянские истребители «Фиат» и немецкие «Хейнкель», которые до того момента удерживали господство в воздухе, тут же потеряли его. Республиканские ВВС почувствовали себя королями неба.

Бомбардировщик СБ после возвращения из боевого вылета закатывают под деревья для маскировки, сентябрь 1941 года

Увы, это длилось недолго. В начале 1937 года в Испанию прибыли первые новейшие германские истребители «Мессершмит-109», чья скорость позволяла им на равных тягаться с советскими СБ. И уже в июле того же года республиканские бомбардировщики стали нести первые потери в столкновениях с новыми истребителями франкистов. Эти бои выявили слабости, присущие СБ от рождения: недостаточно мощное оборонительное вооружение, отсутствие защиты кабины пилота и незащищенные бензобаки. Пока бомбардировщик имел преимущество в скорости перед истребителями, все это было несущественно, но как только скорости уравнялись, «Катюшки» стали фактически беззащитными.

Опыт испанских боев не остался без внимания в СССР: бомбардировщики СБ начали модернизировать. Появилась бронированная спинка пилотского сидения, улучшилось оборонительное вооружение, бензобаки стали протектированными, что исключило их возгорание при попадании. Но главная защита самолета — его высокая скорость — оставалась без изменений, тогда как истребители во всем мире летали все быстрее и быстрее. Это подтвердил и опыт участия советских СБ в войне в Китае против японских войск. Поначалу, как в Испании, наши самолеты отправлялись на бомбежку без сопровождения истребителей даже в дневное время, поскольку превосходили по скорости и вооруженности японские истребители. Но по мере того, как японцы заменяли свою истребительную технику на новую, более скоростную, превосходство советского самолета сходило на нет, и вскоре китайские СБ стали вылетать на боевые задания только в сопровождении и в основном ночью.

Трофейный финский бомбардировщик советского производства СБ-2 перед вылетом на аэродроме Нуммела, июнь 1944 года

Открытие планеты Уран

Открыл седьмую планету Солнечной системы английский астроном Уильям Гершель (1738-1822) в 1781 году. Однако, ради исторической правды надо сказать, что первым человеком, увидевшим это космическое тело, являлся английский астроном Джон Флемстид (1646-1719). Он наблюдал Уран в 1690 году и принял его за далёкую звезду в созвездии Тельца. Таковой планета и была нанесена на одну из карт атласа звёздного неба и пребывала в этом почётном качестве целых 50 лет.

Уильям Гершель

Уильям Гершель тоже поначалу не вник в истинную сущность далёкого и загадочного голубовато-зеленоватого космического объекта. Ночное небо он рассматривал через телескоп собственной конструкции, скрупулёзно изучал глубины космоса и, наткнувшись на планету Уран, окрестил её кометой. Астроном известил об этом Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе, сделав своё открытие достоянием общественности.

Другие астрономы также стали наблюдать за этим космическим телом. Многие из них сошлись на том, что всё-таки это не комета, а скорее планета. У вновь открытого образования не было свойственного для кометы хвоста, к тому же оно находилось на расстоянии 19 а. е. от Солнца. Подобные тела, как правило, становятся различимыми на гораздо более близком расстоянии от жёлтой звезды. Для них нормой считалось в то время 4 а. е, а тут пятикратное превышение.

Прошло два года тщательных наблюдений, прежде чем Уильям Гершель вынес окончательный вердикт. Он признал в 1783 году открытый им космический объект планетой. Среди астрономов это стало сенсацией. Многие сотни лет люди даже не подозревали о наличии седьмой планеты в пределах Солнечной системы. И вот в тёмных глубинах Космоса был обнаружен очередной собрат дружного семейства. Сразу возник вопрос, как его назвать.

По общепринятой практике планеты называли именами древнеримских богов. В данном случае первооткрыватель решил отступить от устоявшегося правила и назвать планету именем короля Великобритании. На троне в это время сидел Георг III (1738-1820). Уильям Гершель назвал своё детище планетой Георга.

Надо сразу сказать, название не прижилось. Как-то не принято называть вечно-живущие космические тела именами простых смертных. Жизнь человека искромётна, Космос же вечен. Кто в наши дни знает Георга III, чем он себя проявил? Зато всем хорошо известны имена древнеримских и древнегреческих богов. Они пережили тысячелетия, тем самым доказав свою состоятельность и бессмертие в памяти людей.

Вот поэтому немецкий астроном Иоганн Элерт Боде (1717-1826) предложил назвать вновь открытую планету Ураном. Уран в древнегреческой мифологии супруг Геи – матери-земли. Он являлся отцом Кроноса (Сатурн в древнеримской мифологии) и дедом Зевса (Юпитер в древнеримской мифологии). Название было логически закономерным – сын, отец, дед. Никто спорить не стал. Так с лёгкой руки немецкого коллеги седьмая планета Солнечной системы и получила название Уран.

Бомбардировочные авиационные корпуса Фронтовой авиации

  • 1-й бомбардировочный авиационный корпус.
  • 2-й бомбардировочный авиационный корпус
  • 3-й бомбардировочный Бобруйско-Берлинский ордена Суворова авиационный корпус
  • 4-й бомбардировочный Львовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус (переформирован из 7-го смешанного авиационного корпуса)
  • 5-й бомбардировочный Люблинский Краснознаменный авиационный корпус (переформирован из 6-го смешанного авиационного корпуса)
  • 6-й Донбасский бомбардировочный авиационный корпус (сформирован на базе 6-го авиационного корпуса дальнего действия)
  • 7-й Хинганский бомбардировочный авиационный корпус
  • 11-й Орловский бомбардировочный авиационный корпус (переформирован из 5-го Орловского авиационного корпуса дальнего действия
  • 19-й бомбардировочный авиационный корпус сформирован на базе управления 8-го Смоленского авиационного корпуса дальнего действия, после окончания войны с Японией был реорганизован и опять получил наименование 8-й Смоленский авиационный корпус дальнего действия)

Участие истребительно-бомбардировочной авиации войнах и локальных конфликтах

Применение ИБА в Афганистане

Вся авиация в Афганистане входила в состав 34-го смешанного авиационного корпуса (34 САК), на базе которого были сформированы ВВС 40 А.
ИБА была представлена полками истребительно-бомбардировочной авиации:

  • 134-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (Шинданд). Командир полка — подполковник Маркелов Виктор Васильевич. Прибыл в Афганистан 29 октября 1988 года. Убыл 4 февраля 1989 года.
  • 136-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Кандагар — Шинданд). Командир полка — полковник Сикорский Виктор Фёдорович. Прибыл в Афганистан ? января 1980 года. Убыл ? года. Командир полка — полковник Сикорский Виктор Фёдорович. Прибыл в Афганистан 7 марта 1982 года. Убыл 11 мая 1983 года. Командир полка — полковник Истомин Валерий Алексеевич. Прибыл в Афганистан 18 ноября 1986 года. Убыл 17 ноября 1987 года.
  • 156-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Мары-2 ТуркВО — Кандагар — Шинданд)
  • 166-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Кандагар — Шинданд). Командир полка — Гвардии полковник Походин Анатолий Григорьевич. Прибыл в Афганистан 18 сентября 1985 года. Убыл 28 ноября 1986 года
  • 168-й отдельный гвардейский Краснознаменный ордена Александра Невского авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Ханабад ТуркВО). Командир полка — Гвардии полковник Ильичёв ? Прибыл в Афганистан 10 октября 1984 года. Убыл 28 сентября 1985 года. Командир полка — полковник Алексеев Владимир ? Прибыл в Афганистан 14 августа 1987 года. Убыл 2 сентября 1988 года
  • 217-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М (Кызыл-Арват ТуркВО — Шинданд). Командир полка — полковник Горбенко Валерий Михайлович. Прибыл в Афганистан 31 декабря 1979 года. Убыл ? июня 1980 года. (Выпускник Ейского ВВАУЛ-68)(впоследствии генерал-лейтенант авиации и Герой России), прибыл в Афганистан ? марта 1981 года. Убыл ? июня 1981 года. (
  • 274-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 (Баграм — Шинданд). Ноябрь 1987 года — Убыл 3 ноября 1988 года.

Потери

Всего за время боевых действий в РА было потеряно — 32 самолёта Су-17 за исключением получивших повреждения, но позже полностью восстановленных.

Участие истребительно-бомбардировочной авиации войнах и локальных конфликтах

Применение ИБА в Афганистане

Вся авиация в Афганистане входила в состав 34-го смешанного авиационного корпуса (34 САК), на базе которого были сформированы ВВС 40 А.
ИБА была представлена полками истребительно-бомбардировочной авиации:

  • 134-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (Шинданд). Командир полка — подполковник Маркелов Виктор Васильевич. Прибыл в Афганистан 29 октября 1988 года. Убыл 4 февраля 1989 года.
  • 136-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Кандагар — Шинданд). Командир полка — полковник Сикорский Виктор Фёдорович. Прибыл в Афганистан ? января 1980 года. Убыл ? года. Командир полка — полковник Сикорский Виктор Фёдорович. Прибыл в Афганистан 7 марта 1982 года. Убыл 11 мая 1983 года. Командир полка — полковник Истомин Валерий Алексеевич. Прибыл в Афганистан 18 ноября 1986 года. Убыл 17 ноября 1987 года.
  • 156-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Мары-2 ТуркВО — Кандагар — Шинданд)
  • 166-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Кандагар — Шинданд). Командир полка — Гвардии полковник Походин Анатолий Григорьевич. Прибыл в Афганистан 18 сентября 1985 года. Убыл 28 ноября 1986 года
  • 168-й отдельный гвардейский Краснознаменный ордена Александра Невского авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М3 (Ханабад ТуркВО). Командир полка — Гвардии полковник Ильичёв ? Прибыл в Афганистан 10 октября 1984 года. Убыл 28 сентября 1985 года. Командир полка — полковник Алексеев Владимир ? Прибыл в Афганистан 14 августа 1987 года. Убыл 2 сентября 1988 года
  • 217-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М (Кызыл-Арват ТуркВО — Шинданд). Командир полка — полковник Горбенко Валерий Михайлович. Прибыл в Афганистан 31 декабря 1979 года. Убыл ? июня 1980 года. (Выпускник Ейского ВВАУЛ-68)(впоследствии генерал-лейтенант авиации и Герой России), прибыл в Афганистан ? марта 1981 года. Убыл ? июня 1981 года. (
  • 274-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 (Баграм — Шинданд). Ноябрь 1987 года — Убыл 3 ноября 1988 года.

Потери

Всего за время боевых действий в РА было потеряно — 32 самолёта Су-17 за исключением получивших повреждения, но позже полностью восстановленных.

Авиационное лазерное оборудование

Авиационное лазерное оборудование также может определить точную дальность цели. Таким образом, после того, как с помощью компьютера определен допуск даже для минутных изменений, обусловленных скоростью и направлением ветра, снаряды будут падать автоматически с высокой точностью.

Возможности современной электроники и опустошительная природа ядерного оружия превратили небольшой по размерам штурмовик в разрушительную силу, способную соперничать с силой тяжелого бомбардировщика. Хотя такие самолеты и прежде всего Су-7 могут нести ядерную бомбу, в настоящее время истинной ударной авиацией считается та, которая способна обнаружить цели в любых метеоусловиях.

Для этого они должны быть оснащены сложным штурманским оборудованием (почти всегда оно включает радар, отслеживающий каргу земли, в сочетании со средствами проникновения), приспособлениями для подавления РЛС и другими электронными средствами, необходимыми при продвижении в воздушном пространстве противника к целям, находящимся в его тылу. В некоторых самолетах экипаж состоит из двух человек, один из которых — оператор систем вооружения, управляющий значительным количеством электронного оборудования.

Эксплуатация и боевое применение

Весь срок своей эксплуатации Ту-16 был основным авиационным средством стратегического сдерживания противника. Его применение в мирное время мало чем отличалось от боевого. Разведчики регулярно сопровождали группы кораблей НАТО во всём бассейне северных морей, а бомбардировщики активно сбрасывали атомные бомбы на полигоны в Семипалатинске, Новой Земле и ряде других. Для этой цели был разработан специальный вариант Ту-16А. В общей сложности им было сброшено не менее 100 атомных бомб. Применялся он и для сброса макетов ещё разрабатываемого ядерного оружия.

Использовали Ту-16 и ВВС других стран. Однажды неудача постигла крупное соединение ВВС Египта. Израильские ВВС уничтожили 30 Ту-16, которые открыто стояли на взлётной полосе. Однако в этом можно винить только организаторов ПВО самих египтян. Советские же ВВС после того случая массово перешли на капонирные стоянки.

Активно применялся Ту-16А во время войны в Афганистане. Совместно с ракетоносцами Ту-16КСР-2–5 и Ту-16КСР-2–5-11, а так же разведчиками и постановщиками помех самолёты наносили многочисленные бомбовые и ракетные удары по базам моджахедов.

Ту-16

Примечания[править | править код]

  1. Чеботарёв С. И. . artofwar.ru (12 марта 2012). Дата обращения: 24 мая 2016.
  2. Бешкарев А. И. . artofwar.ru (5 мая 2016). Дата обращения: 24 мая 2016.
  3. Антипов А. В. Лев Рохлин: Жизнь и смерть генерала.. — М.: Эксмо-Пресс. — 418 с. — ISBN 5-04-001676-X.
  4. . ОБСЕ (6 мая 2016). Дата обращения: 22 мая 2016.
  5.  (недоступная ссылка). «Мотовилихинские заводы» ОАО (2013). Дата обращения: 19 августа 2018.
  6. Military Balance 2020, p.185
  7. The Military Balance 2016. — P. 178.
  8. The Military Balance 2016. — P. 182.
  9. The Military Balance 2016. — P. 184.
  10. The Military Balance 2016. — P. 188.
  11. The Military Balance 2017. — P. 210.
  12. . Пресс-служба Восточного военного округа (23.05.2017). Дата обращения: 24 июля 2017.
  13. The Military Balance 2016. — P. 194.
  14. The Military Balance 2016. — P. 203.
  15. ↑ The Military Balance 2016. — P. 205.
  16. The Military Balance 2016. — P. 208.
  17. The Military Balance 2012. — P. 255.
  18. Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.
  19. . Hərbi Qənimətlər Parkı. Дата обращения: 17 апреля 2021.

Конструкция Ту-16

По компоновке самолет Ту-16 – моноплан, который имеет стреловидное среднерасположенное крыло. В состав силовой установки входят два двигатели АМ-3, общей тягой 8750 кг. С 1958 г. устанавливались авиамоторы РД-3М с тягой 9520 кг, которые размещались в мотогондолах по бокам фюзеляжа.

Фюзеляж Ту-16 имеет сигарообразную форму с круглым сечением в носовой части и овальным – ближе к корме. Он технологически разбит на 6 отсеков и включает в себя фонарь, переднюю гермокабину, центроплан, отсек вооружения, задний технический отсек и гермокабину.

Крыло самолета кессонного типа, двухлонжеронное, в районе моторов размещены силовые расы.

В конструкции применяются алюминиевые сплавы В-95, АК-6, АК-8, стеклотекстолит и магниевые сплавы. Обшивка самолета и стекатели газов выполнены из нержавеющей стали.

В состав топливной системы входят 10 групп баков, общая емкость которых – 43 800 литров топлива. Как пусковое топливо в турбостартерах двигателей применялся бензин Б-70. Топливные насосы центробежного типа. Система оснащена автоматикой расхода и емкостными топливомерами. Централизованной системы заправки не было. Каждый из 27 баков заправляли отдельно с применением раздаточного пистолета.

На самолете установлена безбустерная классическая система управления, сдвоенная с механической проводкой. Управление по крену проводилось за счет элеронов, по тангажу – рулем высоты, курсовое – рулем направления. В конструкции применен непереставной стабилизатор. Снятие загрузок выполнялось за счет триммеров с дублирующей тросовой проводкой и электроприводом. В проводку управления входили рулевые электрические машинки. Однощелевые закрылки также оснащены электроприводом.

На самолете применена трехопорная конструкция шасси, имеющая носовую стойку и пару колес. Убирание передней стойки осуществляется в нишу передней ноги, основных стоек – в гондолы шасси.

Колодочные камерные тормоза приводятся в действие элементами гидросистемы, имеют привод от педалей управления и антиюзовую автоматику. Во избежание повреждений носовой части во время грубой посадки выпускается дополнительная кормовая опора. Уменьшение пробега на посадке Ту-16 осуществляется за счет парашютной тормозной системы ПТ-16, которая имеет два тормозных парашюта. Парашютный контейнер фиксируется под хвостовой частью фюзеляжа. Выпуск тормозных парашютов выполняется пиропатронами ПП-3. За выпуск и уборку стоек шасси отвечает гидравлическая система.

В состав самолета входят две гидросистемы, которые работают на гидравлическом масле АМГ-10 и оснащены насосными электроприводными станциями. Одна из систем – основная, вторая – дублирующая. Ее предназначение – это привод створок грузового люка, шасси, тормозов, балочного фюзеляжного держателя. Также за счет гидросистемы выполняется привод стеклоочистителей кабины экипажа и разворот передних колес, которые управляются с рабочего места летчика от штурвальчика.

Ту-16 характеристики:

Модификация   Ту-16
Размах крыльев, м   33.0
Длина, м   34.8
Высота, м   10.4
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг  
  пустого самолета   37200
  нормальная взлетная   72000
  максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч  
  максимальная   1050
  крейсерская   850
Перегоночная дальность, км   7200
Дальность полета, км   5925
Боевой радиус действия, км   3150
Практический потолок, м   12300
Экипаж, чел   6
Вооружение:  семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
 Боевая нагрузка — 9000 кг в отсеке оружия
 Бомбы до ФАБ-9000

Прочие военные самолеты России

Су-25

Су-25 «Грач» – бронированный дозвуковой военный самолет.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 15,36 м.
  3. Размах крыла – 14,36 м.
  4. Высота – 4,8 м.
  5. Площадь крыла – 30,1 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРД Р95-Ш.
  7. Тяга – 2×4 100 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 950 км/ч, крейсерская – 750 км/ч.
  9. Практический потолок – 7 000 м.
  10. Длина разбега/пробега – 550-600/600-700 м соответственно.

Вооружение:

  1. Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2.
  2. Управляемые ракеты воздух-воздух Р-60, воздух-земля Х-25МЛ или Х-25МЛП, С25-Л, Х-29Л.
  3. Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13.
  4. Свободнопадающие бомбы, кассеты.

Особенности:

  • трехопорное шасси для посадки и взлета на плохооборудованных аэродромах;
  • широкий комплекс вооружения;
  • на концах крыльев располагаются особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки;
  • высокая защищенность самолета.

Як-141

Многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолет вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП). Всего было выпущено 4 единицы техники. Проект был закрыт в связи с распадом СССР и кризисом.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 18,3 м.
  3. Размах крыла: в сложенном положении – 5,9 м, развернутом – 10,1 м.
  4. Высота – 5 м.
  5. Площадь крыла – 31,7 кв. м.
  6. Двигатель – Рx79В-300.
  7. Тяга: максимальная – 1×10 977 кгс, на форсаже – 1×15 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, у земли – 1 250 км/ч.
  9. Практический потолок – 15 000 м.
  10. Длина разбега – 120 м.

Вооружение:

  1. 1×30-мм пушка ГШ-30-1.
  2. Управляемые ракеты воздух-воздух: Р-77/27/73/60.
  3. Управляемые ракеты воздух-земля: Х-25/31/35.
  4. Пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм.
  5. Бомбы массой до полутонны (не более 6 штук).

Особенности:

  • турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
  • струйные рули для маневрирования при вертикальном полете.

Ту-160: «Лебедь» стратегического назначения

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 – уникальная боевая машина, равных которой сегодня нет в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем». 

Разработка Ту-160 началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов, главными его особенностями должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками. Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 предприятий и организаций. Первый опытный образец Ту-160 поднялся в небо в 1981 году. 

После распада СССР 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии. 

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полет, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. А в начале февраля текущего года впервые в небо поднялся опытный глубокомодернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М.

Современное состояние

15,6-дюймовый тачскрин, кожа, цифровая «приборка» и мощный мотор в базе — новый BYD Han EV 2021 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector