Бм-31-12
Содержание:
- Сохранившиеся экземпляры
- 4.5. Ходовая часть
- Операторы
- Примечания
- Легенда
- Павел НН
- См. также
- Военно — воздушные силы
- Типы пусковых установок
- Технические особенности
- Реактивные снаряды
- Что означает TT в тексте
- Примечания
- Происхождение прозвища
- Характеристики реактивных снарядов
- HEAT-FS
- Немного истории БМ-13 «Катюша»
- Навигация
- Вы здесь
- О стрельбе батареи капитана Флерова по Орше 14 июля 1941 года
- Происхождение и значение
Сохранившиеся экземпляры
Мемориал в Орше на ЗиС-6 БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Киеве в Музее Великой Отечественной войны. 2008 БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Рудне. 2005 БМ-13-16 12-го огвмдн на шасси СТЗ-5. Новомосковск БМ-13 «Катюша» на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6 в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково под Истрой Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только несколько экземпляров:
- В Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге
- На 116 км автомагистрали Москва — Санкт-Петербург у поворота на дорогу к городу Конаково установлен монумент «Катюша». Памятник сооружен в 1965 году. На этом рубеже началось наступление войск Калининского фронта в декабре 1941 г., где шли ожесточенные кровопролитные бои. Наши войска отбивали многочисленные атаки противника, задерживая его продвижение к Москве. На постаменте мемориальная доска с надписью: «Здесь шли бои, здесь пламенем объятый стоял на смерть России верный сын. Отсюда начинался путь солдата, нелегкий путь к победе Берлин».
- В Запорожье.
- Миномёт на базе «Полуторки» стоит как памятник в украинском Кировограде (ныне переименован в Кропивницкий),
- Памятник возле
в Сумской области
- В Нижегородском кремле.
- В музее под открытым небом «Военная горка» в Темрюке.
- В Москве, на территории Исследовательский центр имени М. В. Келдыша (на базе ЗиС)[источник не указан 975 дней ]
- В Кубинке ВППКиО «Патриот» сектор воздушно-космических сил, павильон № 11. Катюша на базе ЗИС-151. Ранее хранилась на 147 автобазе МО РФ в Москве
- Два миномета находятся на территории Севастопольской диорамы в Крыму.
- В Армянске в Крыму на въезде в город со стороны Крыма.(карта)
- В Новосибирске, на монументе славы стоит БМ-13 на базе ЗиС-6.
- В Киеве в Музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
- В Одессе на Мемориале 411-й береговой батареи.
- В г.Корсунь-Шевченковский Черкасской области в музее Корсунь-Шевченковской битвы.
- В Изюме, как памятник в Мемориальном комплексе.
- В Мценске, как памятник.
- В Новомосковском историко-художественном музее (город Новомосковск, Тульская область), как памятник. На ходу, возглавляла Парад Победы 9 мая 2020 года (единственная сохранившаяся на гусеничном ходу).
- В Кирове на территории ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 МАЯ», как памятник.
- В Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области представлена «Катюша» БМ-13-16 раннего выпуска, так называемая «ненормализованная», на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6.
- В г.Белгороде, в музее под открытым небом.
- В Сеуле в военном музее (трофей, захваченный во время Корейской Войны)
- Памятник-мемориал в городе Тула
- На территории Измайловского парка г. Москвы.
- В г. Рудня Смоленской области. При реставрации в восмидесятые годы выяснилось, что снаряды на памятнике боевые.
- В поселке Угранского райна Смоленской области. Постамент на поле памяти.
- В г.Верхняя Пышма Свердловской области как экспонаты Музея военной техники УГМК: образца 1943 г. на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6, образца 1941/1951 гг, БМ-13НМ образца 1958 г, БМ-13НММ образца 1966 г.
Согласно ежегоднику «Military Balance 2014», в 2014 году на вооружении армии Украины оставались 2 машины БМ-13.
4.5. Ходовая часть
Операторы
Карта операторов БМ-21 «Град»
Боевая машина БМ-21 на базе грузового автомобиля Урал-375Д
Парад ПМР 2 сентября 2010 года. Реактивные системы залпового огня ВВ-21 «Град»
- Азербайджан — 43 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 48 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Армения — 47 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 126 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Болгария — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Венесуэла — 24 единицы БМ-21, по состоянию на 2016 год, поставлены в 2011 году из России. Контракт заключён в 2009 году
- Вьетнам — 350 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 13 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Египет — 60 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 30 БМ-21, из них как боеспособные оцениваются около 12, по состоянию на 2018 год
- Израиль — 58 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — около 150 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Иран — 100 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Ирак — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 154 единицы БМ-21
- Казахстан — 200 БМ-21 из них 100 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — 8 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Камерун — 20 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Катар — 3 БМ-21, по состоянию на 2013 год
- Кипр — 4 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 15 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 БМ-21, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Кот-д’Ивуар — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Куба — 175 БМ-14 и БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 178 единиц БМ-21
- Лаос — продемонстрированы на параде в январе 2019
- Ливан — 11 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Северная Македония — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Мали — более 30 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Марокко — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Монголия — 130 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — возможно, некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Намибия — 5 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Перу — 22 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Польша — 75 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Россия:
- Сухопутные войска России — 2550 БМ-21 из них 2000 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Береговые войска ВМФ России — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Румыния 6 БМ-21 на судах, по состоянию на 2016 год
- Сенегал 8 БМ-21, по состоянию на 2017 год
- Сирия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Судан — 120 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 3 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Турция — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 58 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 70 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Уганда — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Украина — 185 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 31 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Чад — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Эквадор — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — около 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Южный Судан — некоторое количество БМ-21 по состоянию на 2018 год
- Иракский Курдистан — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Исламское государство — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
- Хезболла — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
- Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год
- Босния и Герцеговина — 5 БМ-21, по состоянию на 2012 год
- Венгрия — более 62 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2007 год
- Гвинея — поставлено 18 единиц БМ-21
- ГДР — 72 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1971 годы
- Йемен — 280 БМ-21, из них около 150 боеспособных, по состоянию на 2012 год
- Кения — сообщается об 11 БМ-21, по состоянию на 2010 год
- Молдавия — поставлено 14 единиц БМ-21
- Нигерия — поставлено 11 единиц БМ-21
- Северный Йемен — 70 единиц БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1981 годы
- Сейшельские Острова — поставлено 2 единицы БМ-21
- Сомали — 10 единиц БМ-21 поставлены из СССР в 1976 году
- США — 75 единиц БМ-21 поставлено в период с по 2010 годы (63 из Румынии, ещё 12 с Украины)
- Финляндия — поставлено 94 единицы БМ-21
- Южный Йемен — 54 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1975 годы
- Республика Абхазия — 1 БМ-21, по состоянию на 2008 год
- Сахарская Арабская Демократическая Республика — 10[неавторитетный источник?]
- Южная Осетия — 23 БМ-21, по состоянию на 2008 год
Примечания
БМ-14 и БМ-14-17 можно увидеть в музее Вооруженных Сил Республики Казахстан (г. Астана).
На малом артиллерийском корабле Каспийской флотилии России МАК-160 «Гомель» (бывшем ракетном катере Р-160 пр. 12411) на месте снятых 2х2 ПУ ПКР «Москит» установлены 4х17/140-мм ПУ НУРС БМ-14-17.
Источники
- The Military Balance 2010 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Routledge, 2010. — 492 p. — ISBN 978-1857435573.
- Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817—2002 / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 65—67. — (Библиотека военной истории). — ISBN 9-85130-949-4.
- Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817—2002 / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 68. — (Библиотека военной истории). — ISBN 9-85130-949-4.
- The Military Balance 2010. — P. 245.
- The Military Balance 2010. — P. 356.
- The Military Balance 2010. — P. 433.
- ↑ 123456 [armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database]
- The Military Balance 2010. — P. 248.
- The Military Balance 2010. — P. 407.
- The Military Balance 2010. — P. 277.
- The Military Balance 2010. — P. 398.
- The Military Balance 2010. — P. 400.
- The Military Balance 2010. — P. 301.
- The Military Balance 2010. — P. 78.
- The Military Balance 2010. — P. 272.
- ↑ 12C. F. Foss. Artillery of the World. — Shepperton, Surrey: Ian Allan Publishing, 1974. — P. 160. — 192 p. — ISBN 0-71100-505-2.
- The Military Balance 2010. — P. 135.
- The Military Balance 2010. — P. 153.
- The Military Balance 2010. — P. 125, 159.
Легенда
Кроме оболочки, разрывалась и часть камеры снаряда: её раскалял горевший внутри порох. По сравнению с артиллерийскими снарядами аналогичного калибра, это увеличивало осколочное воздействие в 1,5-2 раза. Благодаря данному нюансу появился миф о «термитном боезаряде» в ракетах «Катюш».
Примечательно, что «термитная» взрывчатка испытывалась весной 1942 года в Ленинграде, но, к сожалению, не нашла своего применения, так как мишени и так пылали после залпа БМ-13. Одновременное использование десятков снарядов также порождало интерференцию взрывных всплесков, что ещё более увеличивало поражающий эффект.
Павел НН
См. также
Военно — воздушные силы
Типы пусковых установок
Установки М-8-24 — БМ-8-24 на шасси грузовиков ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА/ААА, на шасси танков Т-40 и танка Т-60 (Постановление ГКО (Государственного комитета обороны) № 726сс от 30 сентября 1941 года); М-8-24 на бронеплощадках бронепоездов 31-го ООДБП — БП № 659 «Козьма Минин» и БП № 702 «Илья Муромец», 39-го ООДБП — БП № 669/850 и БП№ 715, 62-го ООДБП — БП № 653 «Мичуринец» и БП № 701 «Советская Армения» (Постановление ГКО № 924сс от 20 ноября 1941) и на малых бронекатерах (БКА): проект 1125 (Приказ от 19 сентября 1944).
Аналогичные с другим количеством направляющих
Реплика БМ-8-48 на Шевроле Г7117 в музее воен. тех. УГМК
- М-8-8 (с 10.1942) — установка на конной тяге, на шасси Bantam BRC-40 (США), на шасси Willis MA / MB (США), на шасси Ford GPW (США), на шасси ГАЗ-67Б, на малых и больших бронекатерах (М-8-М): (проект 1125, бронекатера проекта 1124, «С-40»), миномётных катерах (тип «Я-5», «Я-6», «Г-5»), артиллериских катерах — торпедных катерах без торпед с пусковой установкой реактивных снарядов (Приказ наркома ВМФ от 29 ноября 1942 года);
- М-8-36 (с 6.08.1941) — установка на шасси грузовика ГАЗ-ААА (ок. 50 шт), на шасси грузовика ЗИС-6 (до 15 ноября 1941, Постановление ГКО № 907сс от 17 ноября 1941), на шасси Bedford MW (Великобритания), на шасси Chevrolet G 7107/G7117 (США), на шасси Ford-Marmon-Неrrington HH6-COE4 (США), на шасси Studebaker US6 U-3/U-7 (США);
- М-8-48 (с 6.1942) — установка из двух пакетов направляющих установки М-8-24 на шасси Chevrolet G 7117 (США), на шасси Ford-Marmon-Herrigton HH6-COE4 (США) и на шасси Studebaker US6 (США)(с 4.1943 только на шасси Studebaker US6)
- М-8-72 (с 1945) — установка на шасси Studebaker US6 (США);.
Технические особенности
Пуск снарядов из пусковой установки БМ-31-12 осуществлялся не из транспортных укупорок, а из направляющих сотового типа. Каждая направляющая ячейка пусковой установки состоит из четырёх труб диаметром 32 мм и длиной 3 м, находящихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки расположены друг относительно друга так, что в поперечном сечении образуют квадрат, в который вписывается окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являются как бы стволами, придающими снарядам направление полёта. Двенадцать ячеек направляющих объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Для стопорения снарядов на направляющих при движении установки было разработано специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних откидных решёток с тарелями и натяжными устройствами (для закрепления снаряда со стороны среза сопла) и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать откидывающиеся решётки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Это устройство являлось также блокировкой, исключавшей самопроизвольный пуск снаряда в походном положении установки. Благодаря наличию устройства стопорения снарядов на направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе, выдвигаться на огневую позицию, давать залп и покидать огневую позицию до того, как противник нанесёт по ней удар. Пусковая установка имеет подъёмный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения пакета направляющих по углу возвышения (от 10° до 48°) и по горизонту (±10°) без передвижения базового шасси. С принятием на вооружение таких боевых машин резко возросла манёвренность и скорострельность тяжёлой реактивной артиллерии.
Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 6 км, продолжительность залпа у БМ-31-12 (12 снарядов) — 7 — 10 секунд; время заряжания — 10 — 15 минут. Запуск производился рукояточной электрокатушкой, соединённой с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно. За характерную форму головной части М-31 фронтовики называли Лукой Мудищевым.
Реактивные снаряды
Головные части для реактивных снарядов реактивных частей залпового огня «Град»
Разрезной макет зажигательной головной части 9Н510 для РСЗО «Град», видны зажигательные элементы
Номенклатура боеприпасов | |||||||
Индекс снаряда | Индекс | Масса снаряда, кг | Длина снаряда, мм | Масса , кг | Масса /, кг | Тип взрывателя | Дальность стрельбы, км |
Осколочно-фугасные | |||||||
9М22 | 9Н51 | 65,72..66 | 2870 | 18,4 | 6,4 | контактный | 5..20,4 |
9М22У | 9Н51 | 66,6..66,78 | 2870 | 18,4 | 6,4 | контактный | 5..20,4 |
9М22У-1 | 9Н51 | 66,6 | 2870 | 18,4 | 6,4 | контактный | 5..20,4 |
9М28Ф | 9Н55 | 56,5 | 2870 | 21 | 6,02 | контактный | 4..15 |
9М521 | 66 | 2840 | 21 | электронный | 15..40 | ||
9М522 | 70 | 3037 | 25 | 4,5 | электронный | 8..37,5 | |
M-21 OF | 66 | 2750 | 19,9 | контактный | до 20,217 | ||
Type 81 (осколочно-фугасный) | 60 | 18,3 | контактный | до 20 | |||
Type 81 (увеличенной дальности) | 61 | 2757 | неконтактный | до 30 | |||
Type 90A (осколочно-фугасный) | 61 | 2757 | 18,3 | контактный | 12,7..32,7 | ||
Rocket Steel Ball Shell | 66,8 | 2870 | 19,25 | 6 | контактный | до 20 | |
Arash | 65 | 2815 | 18,38 | контактный | до 21,5 | ||
Noor | 45 | 2050 | 18,35 | контактный | до 18 | ||
Long Range Rocket | 72 | 3200 | 18 | контактный | до 29 | ||
HE Yarmuk | 66 | 2875 | 20,4 | 6 | контактный | до 20,58 | |
GRAD | 66,18 | 2753 | контактный | до 20,13 | |||
SPALL | 66,18 | 2753 | контактный | до 20,13 | |||
LR | 46,25 | 12 | 6,4 | контактный | до 12 | ||
EXP-122 | 70,8 | 20 | контактный | до 24,6 | |||
JROF | 65,8 | 2881 | 6,4 | контактный | |||
JROF-K | 46,3 | 1932 | 6,4 | контактный | до 11 | ||
Extended Range Artillery Rocket | 65,9 | 2900 | 18,4 | контактный | 10..40 | ||
Кассетные | |||||||
3М16 | 3М18 | 56,4 | 3019 | 21,6 | 5×0,14 | неконтактный | 2,5..13,4 |
9М28К | 57,7 | 3019 | 22,8 | 3×1,85 | неконтактный | 2,5..13,4 | |
9М43 | 56,5 | 2270 | 21 | 5×0,8 | неконтактный | 5..20,1 | |
9М217 | 70 | 3037 | 25 | электронный | 8..30 | ||
9М218 | 70 | 3037 | 25 | электронный | 8..30 | ||
Type 81 (с КОБЭ) | 60,5 | 2927 | 18,3 | неконтактный | до 20 | ||
Type 81 (с минами) | 60 | неконтактный | 7..15 | ||||
Type 90A (кассетный) | 60,5 | 2927 | 19 | неконтактный | до 32 | ||
Fadjr 6 | 63 | 2830 | 32 | неконтактный | 3,5..6 | ||
PLATAN | 75,1 | 3285 | неконтактный | до 18 | |||
JRKK-G | AGAT | 68 | неконтактный | 6,5..33 | |||
Trnovnik | 65,8 | 2780 | 14,85 | неконтактный | 6,5..33 | ||
Управляемые | |||||||
«Угроза-1М» | 66 | 2870 | 21 | 5,0 | контактный | 1,6..42 | |
Зажигательные | |||||||
9М22С | 9Н510 | 66 | 2970 | 17,8 | 5,94 | контактный | 1,5..19,89 |
9М28С | 9Н510 | 53 | 2318 | 17,8 | 5,94 | контактный | 1,65..15,07 |
Агитационные | |||||||
9М28Д | 9Н511 | 52,3 | 2280 | 17 | 0,142 | неконтактный | 1,65..15,42 |
Осветительные | |||||||
9М42 | 27 | 1760 | неконтактный | 1..5 | |||
Постановщик помех КВ/УКВ | |||||||
9М519(-1..7) | 66 | 3025 | 18,4 | — | неконтактный | 4,5..18,3 | |
Химические | |||||||
9М23 | 9Н56 | 66,7 | 19,3 | 2,9 | неконтактный | до 19 | |
9М23М | 9Н57 | 67 | 19,3 | 3,1 | неконтактный | до 20 | |
9Н58 | 3,075 | неконтактный | |||||
Учебные | |||||||
9М28ФУЧ-ТР | — | 56,5 | 2870 | — | — | — | 4..15 |
9Ф839 | 74,5 | 3370 | — | — | до 11 | ||
9Ф839-1 | 74,5 | 3370 | — | — | до 11 | ||
9Ф839-2 | 77,8 | 3378 | — | — | до 11 |
Что означает TT в тексте
Примечания
Происхождение прозвища
Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:
- По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав 14 июля 1941 года залп по Базарной площади города Рудня. Это было первое боевое применение «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе, в частности, маршалом Андреем Еременко,. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне могла возникнуть у бойцов. Наконец, считается, что по песне оружию дал имя сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов (впоследствии — военный историк). Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия» № 23 от 21—27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнился 91 год, а 26 февраля 2013 года его не стало. На письменном столе он оставил свою последнюю работу — главу о первом залпе «Катюш» для готовящейся к печати многотомной истории Великой Отечественной войны.
- Название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд). Также возможно произошло мнемоническое соединение и словарная перегруппировка индекса «К» и номера 13 — «ка-трина дцать».
Помимо двух основных, существует также множество других, менее известных версий происхождения прозвища — от весьма реалистичных до имеющих чисто легендарный характер:
- В ходе битвы «Катюши» использовали исключительно М-8, в модификации «КАТ» (термитные), соответственно прозвище могло появиться от названия используемого снаряда.
- В советских войсках существовала легенда, будто прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев.
- Опытная эскадрилья бомбардировщиков СБ (командир Дояр) в боях на Халхин-Голе была вооружена реактивными снарядами РС-132. Эти самолёты иногда называли «Катюшами» — прозвище было получено ими в ходе гражданской войны в Испании.
Характеристики реактивных снарядов
Корпус реактивного снаряда
Реактивные снаряды М-8. Музей космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург
Реактивные снаряды (РС): М-8; М-13; М-20; М-28; М- 30; М-31; М-31УК; М-13ДД.
Корпус реактивного снаряда (РС) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Авиационный реактивный снаряд РС-132 имел длину 0,935 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 23,1 кг, а реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза. Масса боевой части снаряда М-13 22 кг. Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг — «как шесть противотанковых гранат». Дальность стрельбы — до 8,4 км.
Боевая часть снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный (АМ-А) или неконтактный (АГДТ-А) взрыватели. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом. На наружной части обоих концов камеры выполнены центрирующие утолщения с ввернутыми в них направляющими штифтами. Для воспламенения порохового заряда используется воспламенитель из дымного ружейного пороха. Образующиеся при горении пороховых шашек газы, истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма (колосниковая решетка), препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев.
М-8 | М-13 | М-13 УК | М-13 ДД | М-20 | М-28 | М-30 | M-31 | М-31 УК | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год принятия на вооружение | 1937 | 1938 | 1944 | 1944 | 1942 | 1942 | 1942 | 1943 | 1944 | |
Калибр | мм | 82 | 132 | 132 | 132 | 132 | 280 | 300 | 310 | 310 |
Длина | мм | 714 | 1415 | 1415 | 2120 | 2090 | 1450 | 1450 | 1750 | 1750 |
Масса корпуса ракеты | кг. | 14,1 | 28,7 | |||||||
Масса боеголовки | кг. | 5,4 | 21,3 | 52,4 | ||||||
Масса взрывчатого вещества (ВВ)
в боеголовке |
кг. | 0,64 | 4,9 | 4,9 | 4,9 | 18,4 | 28,9 | 28,9 | 28,9 | 28,9 |
Масса порожней ракеты | кг. | 6,8 | 35,4 | 81,1 | ||||||
Масса топлива | кг. | 1,18 | 7,15 | 7,15 | 15,0 | 7,15 | 7,15 | 7,15 | 11,25 | 11,25 |
Взлетная масса | кг. | 8,0 | 42,0 | 42,3 | 62,5 | 57,5 | 65,0 | 76,0 | 92,4 | 95,0 |
Отношение массы ракеты к массе боеголовки | 1,2 | 1,2 | 1,1 | |||||||
Доля стартовой массы приходящаяся на топливо | % | 15,0 | 16,7 | 12,2 | ||||||
Грузоподъёмность (соотношение массы боеголовки к стартовой массе) | % | 50,1 | 56,7 | |||||||
Скорость в момент выгорания топлива | м / с | 315 | 355 | 355 | 520 | 260 | 260 | 195 | 255 | 245 |
Максимальная дальность полёта | м | 5500 | 8470 | 7900 | 11800 | 5000 | 1900 | 2800 | 4300 | 4000 |
HEAT-FS
Фугасные противотанковый плавник стабилизировался или HEAT -FS раундов. Обычно используется против более легких или старых танков и бронетранспортеров .
3VBK7 / 3BK12
Поступил на вооружение в 1962 году.
- Страна происхождения : Советский Союз
- Размер снаряда : 680 мм.
- Масса снаряда : 19 кг
- Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
- Начальная скорость пули : 905 м / с
- Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, А-IX-1 ( флегматизированный гексогеном 5% парафина), детонатор И-238.
- Бронепробиваемость : 420 мм RHA при 0 градусах
3БК12М
Поступил на вооружение в 1968 году, заменив гильзу из стали на гильзу из меди. «М» означает медь (по-русски «медь»). Использует детонатор 3В-15. Из-за политики экономии меди в Советском Союзе производство модели ограничено. Заявленные характеристики пенетрации на 10% выше, чем у версии со стальной футеровкой.
Страна происхождения : Советский Союз
3VBK10 / 3BK14
Поступил на вооружение в 1968 году.
- Страна происхождения : Советский Союз
- Размер снаряда : 680 мм.
- Масса снаряда : 19 кг
- Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
- Начальная скорость пули : 905 м / с
- Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
- Вес заряда : 1,62 кг
- Бронепробиваемость : 450 мм RHA при 0 градусах
3БК14М
Снаряд 3БК14М
Улучшенная версия, заменяющая стальную гильзу на медную.
3VBK16 / 3BK18
Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1975 году. Введен волноводный бустер.
- Страна происхождения : Советский Союз
- Вес выстрела: 29,0 кг
- Размер снаряда : 680 мм.
- Масса снаряда : 19 кг
- Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
- Начальная скорость пули : 905 м / с
- Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
- Бронепробиваемость : 500 мм RHA при 0 градусах
3БК18М
Улучшенная боевая часть. Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1978 году, при замене стальной футеровки на медную. Улучшенный усилитель формирования волны.
- Страна происхождения : Советский Союз
- Масса снаряда : 19,02 кг
- Начальная скорость пули : 905 м / с
- Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах
3VBK17 / 3BK21
Поступил в эксплуатацию примерно в 1980 году. Усовершенствования для повышения надежности формирования медной струи.
- Страна происхождения : Советский Союз
- Размер снаряда : 680 мм.
- Масса снаряда : 19 кг
- Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
- Начальная скорость пули : 905 м / с
- Заряд : кумулятивный заряд, гильза медная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатора); Детонатор 3В-15
- Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах
3БК21Б
Поступил в эксплуатацию приблизительно в 1982 году. Вкладыш из сплава обедненного урана «Материалом В» для улучшения проникновения в усовершенствованную композитную броню, такую как Chobham .
- Страна происхождения : Советский Союз
- Размер снаряда : 680 мм.
- Масса снаряда : 19 кг
- Начальная скорость пули : 905 м / с
- Бронепробиваемость : 750 мм RHA при 0 градусах
3VBK21 / 3BK25
Поступил на вооружение ориентировочно в 1985 году.
- Страна происхождения : Советский Союз
- Начальная скорость пули : 905 м / с
3ВБК25 / 3БК29 «Брейк»
Тепловой снаряд 3БК29
Поступил на вооружение ориентировочно в 1988 г. Применен новый тип взрывчатого вещества, улучшивший фокусировку струи.
- Страна происхождения : Советский Союз
- Вес выстрела: 28,4 кг
- Размер снаряда : 680 мм.
- Масса снаряда : 18,4 кг.
- Начальная скорость пули : 915 м / с
- Проникновение : от 350 до 400 мм RHA при тандемном заряде 60 градусов
3VBK25M / 3BK29M
- Страна происхождения : Советский Союз
- Масса снаряда : 18,4 кг.
- Вес заряда : 1,62 кг
- Начальная скорость пули : 915 м / с
- Бронепробиваемость : Расчетная при тандемном заряде 800 мм ТЕПЛО
3VBK27 / 3BK31 «Пуск»
Впервые опубликовано в 1998 году. Сообщается, что боеголовка с тройным зарядом предназначена для снижения эффективности элементов NERA.
- Страна происхождения : Россия
- Масса снаряда : 18,4 кг.
- Вес заряда : 1,62 кг
- Начальная скорость пули : 915 м / с
- Бронепробиваемость : расчетная, 800 мм тройной заряд HEAT.
Немного истории БМ-13 «Катюша»
После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.
Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.
Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова
В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации
В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.
В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.
Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.
В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.
В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.
В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.
В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.
В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.
При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.
В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».
За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.
Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.
Навигация
Вы здесь
О стрельбе батареи капитана Флерова по Орше 14 июля 1941 года
Ни какой стрельбы советских реактивных установок ни под Оршей, ни по Орше, 14 июля 1941 года не было и не могло быть. Для того, чтобы с этим разобраться мы опять посмотрим на немецкие карты.
Сначала посмотрим на часть карты Группы армий «Центр» датируемой 13 июля 1941 года, даты предшествующей «первому боевому применению» (рисунок 3)
Можно обратить внимание, что город Орша полностью захвачен немцами. Захвачен весь город и ближайшие к нему районы
Рисунок 3. Часть карты Heeresgruppe „Mitte“, датируемой 13 июля 1941 года.
Батарея советских MLR БМ-13 не могла обстреливать станцию Орша не только 14 июля, но даже 13. Причина для этой невозможности очень проста – батарея оказалась бы в полном окружении, ей некуда отходить от города Орша. Дорога на юг – перекрыта частями 18-й танковой дивизии Вермахта.
Дорога на восток (в направлении на Смоленск) перекрыта частями 29-й моторизованной дивизии Вермахта. И это все происходит 13 июля 1941 года. Тогда как советские идеологи сообщают точную дату – 14 июля 1941 года. Хорошо – их есть у нас (рисунок 4).
Рисунок 4. Часть карты Heeresgruppe „Mitte“, датируемой 14 июля 1941 года.
И еще проблема в том, что советские идеологи забыли укомплектовать ужасно секретную батарею капитана Флерова дивизией (да-да) – военно-транспортной авиации. Чтобы у этого командира дивизии должность называлась – заместитель командира батареи по авиации. С его помощью батарея могла легко и непринужденно перемещаться из Москвы в Борисов, оттуда в Оршу, а оттуда: то ли под Псков, то ли под Вязьму.
Ситуация еще более сложная для батареи капитана Флерова. Если мы переведем то, что написано в так называемом журнале боевых действий батареи Флерова на то, что можно наблюдать по немецкой карте, то получится приблизительно следующее:
‒ во-первых – 14. 7. 1941 г. 15 часов 15 минут батарея капитана Флерова не могла нанести удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Не могла по причине того, что у нее для этого не хватило бы дальности стрельбы;
‒ во-вторых – исходя из пункта первого, не было ни каких вообще отличных результатов и тем более не было сплошного моря огня;
‒ в-третьих – 14. 7. 1941 г. 16 часов 45 минут, батарея капитана Флерова не делала второго залпа по переправе фашистских войск через Оршицу. По причине того, что эти самые фашистские войска переправились через Оршицу 13 июля 1941 года;
‒ в-четвертых – исходя из пункта третьего, не было больших потерь врага в живой силе и боевой технике, как и не было паники. Кроме того, всех уцелевших гитлеровцев на восточном берегу, советские подразделения не могли принимать в плен по той причине, что ни каких советских подразделений 14 июля 1941 года в районе Орши не было.
Происхождение и значение
Существует несколько вариантов происхождения имени Венера. По первой версии, данное имя принадлежало римской богине цветочных садов, весны и плодородия, поэтому приобрело значение при переводе как «милость Богов». В последующем Венеру стали связывать с греческой богиней любви и красоты – Афродитой. Вторая версия утверждает, что имя имеет латинское происхождение и переводится как «любовь», «красота», «прелесть». Еще один вариант – образование от латинского слова «venero», что означает «украшать» либо от «veneror» — «чтить», «молить», «умолять», «вымаливать». Согласно испанской версии происхождения (от Venera), имя переводится как «раковина (моллюска)». Оно получило широкое распространение среди татар.