Подводные лодки проекта 667бдрм «дельфин»

Вооружение

Основные статьи: Р-29РМ и Р-29РМУ2

Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными БРПЛ.

Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

Военное применение

РПКСН проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный в нескольких сотнях километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С. В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат». Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39. Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.

28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск».

20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

24 августа 2019 года проведен успешный пуск БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» с борта РПКСН К-114 «Тула».

17 октября 2019 года в рамках учений стратегических ядерных сил «Гром-2019» проведен пуск баллистической ракеты «Синева» с подлодки К-18 «Карелия».

Мирное применение

Основная статья: Штиль (ракета-носитель)

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

Так что же с «Булавой»?

Подводная лодка «Борей» создавалась для того, чтобы стать носителем новых ракет «Булава». С января 2013 года корабль входит в состав Северного Флота, но до сих пор неизвестно, насколько эффективным может быть нанесенный им удар. Переход на новый тип боеприпасов оказался сложнее, чем ранее предполагалось. Собственно, достоинства твердотопливных ракет следующие:

— безопасное хранение и практически полное исключение возможности случайного запуска;

— относительно низкая стоимость;

— простота запуска;

— меньшая уязвимость для систем противоракетной обороны.

Вместе с тем твердотопливные ракеты имеют меньший радиус боевого применения, чем — при той же массе — аналогичные жидкостные. Кроме этого, технология их производства характеризуется множеством тонкостей.

В 2013 году с борта «Александра Невского» был произведен пуск «Булавы Р-30», окончившийся неудачей. Снаряд упал через две минуты после старта. До этого инцидента испытания проходили успешно. После устранения неполадок следующие пуски также обошлись без сбоев. Условия секретности не позволяют делать однозначных выводов о боеспособности АПЛ «Борей». ТТХ ракеты «Булава» известны только в общих чертах, они составляют государственную тайну. Работы по их совершенствованию и повышению надежности продолжаются.

Оружие поддержки

Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке

Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:

  • гидроакустический;
  • магнитометрический.

На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.

В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.

Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.

Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:

  • уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
  • уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).

Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения ─ остаются важнейшим оружием субмарин.

Назначение

Характеристики револьверного МЦ 255-12

С

САЦ — ситуационно-аналитический центр 

СБП — система бесперебойного питания 

СЗ — степень загрязненности атмосферы 

СИ — средство измерений 

СИП — самонесущий изолированный провод 

СКРМ — средства компенсации реактивной мощности 

СН — среднее напряжение 

СОЕВ — система обеспечения единого времени 

СОПТ — система оперативного постоянного тока 

СОУЭ — система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 

СПЗ — совмещенное производственное здание 

СПЭ — сшитый полиэтилен 

СРН — средство регулирования напряжения 

ССПИ — система сбора и передачи информации 

ССЭСК — сеть связи электросетевого комплекса 

ССС — сеть спутниковой связи 

СТАТКОМ — статический компенсатор на базе преобразователей напряжения 

СТК — статический тиристорный компенсатор 

СТО — стандарт организации 

СУОТ — система управления охраной труда 

СУПА — система управления производственными активами 

СУ (ЭСК) — ситуационное управление в электросетевом комплексе 

Аварии и навигационные происшествия

  • К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
  • К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
  • К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
  • К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
  • К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
  • К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
  • К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
  • К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
  • К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
  • К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
  • К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
  • Из письма подводника:
    Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.
  • 22 сентября 2011 года с подводной лодкой К-433 «Святой Георгий Победоносец» которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».

Ссылки

Тактико-технические характеристики

Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.

На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.

Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.

Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.

От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещенные во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.

На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.

В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.

Бомбардировщики США нацелились на российские подводные лодки

Стриж: описание

Как поливать цветок

Не думайте, что белый декабрист, как и большинство его «родственников» кактусов, не нуждается в регулярном поливе. Наоборот, шлюмбергера не переносит пересыхание грунта, но и избыток влаги растению вредит. Поэтому с поливом цветка нужно быть предельно осторожным.

Как правило, увлажнять грунт следует раз в неделю. Если летом стоит жара, то увеличьте орошение, а зимой, наоборот, сократите. Перед процедурой проверьте земляной ком, если он недостаточно подсох, то вместо полива, обрызгайте листву растения. Это принесет цветку, куда большую пользу, чем лишнее увлажнение.

Осенью в период покоя поливы сократите до минимума. В это время желательно держать цветок на «сухом пайке». В ноябре начинайте увеличивать полив, и постепенно приведите его к обычному количеству.

В любое время года для увлажнения используйте исключительно фильтрованную, мягкую воду. Перед использованием отстаивайте ее не менее 2 дней.

Конструкция

В проекте «Дельфин» использовались новейшие разработки в области вооружения, снижения гидроакустической заметности, а также систем управления и обнаружения. В конструкции широко применяются различные звукоизолирующие, амортизирующие и вибропоглощающие устройства. Корпус корабля покрыт шумопоглощающим материалом.

В качестве главной двигательной установки на подлодках проекта «Дельфин» установлены два ядерных реактора типа ВМ-4СГ совокупной мощностью 180 МВт, питающих две паровые турбины общей мощностью 60 000 л. с. Кроме того, имеется два дизельных генератора ДГ-460 мощностью по 460 кВт. Для уменьшения шумности на подводных лодках устанавливаются два компактных электродвигателя мощностью по 225 л. с. каждый, осуществляющих экономичных ход.

Примечания

Память

Революция

Первая антиполитическая организация в жизни Каддафи появляется еще в средней школе. Ее участниками были в основном молодые люди, Муаммар занимал активную позицию. Их главной целью стало свержение монархии, которая никого не устраивала. В 1961 году в составе с другими участниками организации парень провел протест, который говорил о несогласии с выходом Сирии из ОАР. Завершающую речь произнес сам Каддафи, за что был выгнан из школы, поскольку организовал антиправительственную демонстрацию.

Офицер Муаммар Каддафи

Ребята выходили на митинги, поддерживая алжирскую революцию. Органы власти не оценили упорство молодых людей, записав Муаммара в организаторы, его сначала арестовали, а потом и вовсе выслали из города. В молодости он был энергичным, старался добиваться поставленных целей, поэтому такие меры не напугали Каддафи. Он окончил обучение в Мисурате, а спустя несколько лет уже в Бенгази отучился в военном колледже, получив чин лейтенанта.

Служил в военном лагере и вскоре за особые заслуги был переведен в звание капитана. До того, как монархию в Ливии свергли, мужчина проходил службу в инженерных войсках, при этом он строго следовал исламским обычаям, не употреблял спиртные напитки и вел себя пристойно.

Политик Муаммар Каддафи

Подготовка к великому перевороту началась в 1964 году. Предварительно Каддафи создал для этой цели организацию под названием «ОСОЮС» («Свободные офицеры юнионисты-социалисты»). Для этого дела курсантов тщательно отбирали, изучали их характеры, возможности и смотрели на настроение личного состава в целом.

Революция состоялась в 1969 году. К тому моменту группа уже создала план выступления. И хотя по разным причинам сроки ее проведения 3 раза переносились, 1 сентября все же началось свержение монархии. Отряды членов созданной организации, где капитаном выступал Муаммар, начали проводить операции по захвату и установлению контроля важных военных и государственных объектов. Проводить публичные выступления они решили в Бенгази, Триполи и других больших городах страны.

Муаммар Каддафи

Выступление транслировалось по всей стране, за исключением дальних горизонтов, поэтому боевые группы захватили объекты до начала установленного часа. Перед Муаммаром стояла задача попасть на радиостанцию Бенгази и оттуда контролировать операцию. В эфире радио вся страна услышала обращение Каддафи, который сообщил людям, что «реакционный и коррумпированный режим» свергнут.

Монархия больше не существовала, вскоре создали Совет революционного командования (СРК), а страну переименовали в Ливийскую Арабскую Республику. Вместе с тем Каддафи получил звание полковника и был назначен главнокомандующим вооруженными силами страны.

Представители

Тактический номер Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Окончание последнего ремонта
К-51 «Верхотурье» 379 23.02. 07.03. 29.12. 30.12.
К-84 «Екатеринбург» 380 17.02. 17.03. 30.12. 19.12.
К-64 (БС-64 «Подмосковье») 381 18.12. 02.02. 23.12. 26.12.Переоборудована по спецпроекту 09787 в носительсверхмалых подводных лодок
К-114 «Тула» 382 22.02. 22.01. 30.10. 09.01.
К-117 «Брянск» 383 20.04. 08.02. 30.09. Проходит средний ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-18 «Карелия» 384 07.02. 02.02. 10.10. 22.01.
К-407 «Новомосковск» 385 14.07. 27.11. 01.12. 27.07.

Современное состояние

По состоянию на 2018 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».

БС-64 была переоборудована в носитель ГС. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта.

Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2018 год переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.

Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.

Перспективы

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет.

Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года.

Морской арсенал

Баллистическая ракета Р-30 «Булава» для вооружения крейсеров «Борей» была разработана Московским институтом теплотехники (МИТ). Как полагают эксперты, при создании использовались наработки проекта мобильной малогабаритной МБР 15Ж59 «Курьер» (работы были прекращены в 1991 году в связи с реализацией ДРСМД).

Также по теме

«Нерядовые учения»: Путин провёл запуск четырёх баллистических ракет в рамках манёвров стратегических сил России

Минобороны РФ провело тренировку по управлению Стратегическими ядерными силами (СЯС) России, в ходе которой были произведены пуски…

Проектирование «Булавы» и создание для неё систем связи и оборудования стартовали в конце 1990-х годов. Бросковые испытания опытных образцов начались в начале 2000-х годов, лётные — в 2004 году. В 2007-м было запущено серийное производство основных узлов будущей ракеты.

Этап испытаний (2005—2012 годы) «Булавы» проходил неровно, 6 из 12 пусков оказались неудачными. Однако шесть успешных пусков в 2010—2011 годах продемонстрировали исправность доработанных специалистами электронных систем. 10 января 2013 года Р-30 была принята на вооружение ВМФ.

«Булава» — твердотопливная ракета, отличается неприхотливостью в эксплуатации. Её главная особенность в сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой. Это позволяет уменьшить вероятность обнаружения крейсера гидроакустическими системами противника. 

Помимо «Булавы», на вооружении морского компонента ядерной триады РФ стоят жидкостные МБР Р-29РМУ2 «Синева» (2007) и её модернизированный вариант Р-29РМУ2.1 «Лайнер» (2014). Жидкостными ракетами оснащены атомные крейсера проекта 67БДРМ «Дельфин» и проекта 667БДР «Кальмар».

  • Запуск баллистической ракеты «Синева» с борта РПКСН «Верхотурье»

«Синева» и «Лайнер» менее безопасны в эксплуатации, чем «Булава», однако они превосходят её по энергомассовым характеристикам, то есть по соотношению дальности, массы, боевой нагрузки и мощи. Российские жидкостные ракеты морского базирования являются самыми эффективными баллистическим ракетами в мире», — отметил Корнев.

Все три российские МБР оснащены аппаратурой, позволяющей преодолевать системы противоракетной обороны, включая перспективные образцы. Однако в силу небольших габаритов ракеты морского базирования уступают по мощности наземным вариантам.

История проекта

Внешний вид первых корпусов.

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года. Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта, и еще одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Примечания

Дополнительные услуги при оформлении лицензии и другой документации на нарезное оружие

История проекта

Внешний вид первых корпусов.

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года. Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта, и еще одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Старый, новый проект 667БРДМ типа «Дельфин»

Развал Советского Союза оставил ВМС России богатое наследство. Огромный атомный подводный флот стоял в бухтах на Северном флоте и находился в местах базирования на Дальнем Востоке. Советские атомные субмарины имели различный возраст и были по-разному готовы к дальнейшему продолжению службы. Из всех типов и классов подводных судов лучше всего сохранились атомоходы проекта 667БРДМ типа «Дельфин». Именно на эти корабли и была сделана ставка на будущее поддержание боеготовности российских морских ядерных сил.

Корабли типа «Дельфин» должны были стать завершающей версией проекта 667, ознаменовав переход от атомных подлодок 2-го поколения к подводным кораблям 3-го поколения. По советской классификации лодки этого типа относились к классу ракетных подводных крейсеров, соответственно и тип кораблей обозначался, как РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Разработку улучшенного проекта начали в далеком 1975 году, когда американские ВМС стали разрабатывать конструкцию новой атомной подлодки типа «Огайо». В новой американской субмарине планировалось разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент –II».

Находящиеся на тот момент в составе ВМФ СССР атомные ракетоносцы имели на вооружении меньшее количество стратегических ракет. В виду сложившейся ситуации и для создания паритета с американцами по количеству ядерных носителей, было принято решение создать для флота более мощный корабль. Базовой основой для новых советских субмарин стали подлодки проекта 667БДР «Кальмар». В конструкции новой подлодки было решено увеличить все и существенно улучшить навигационные характеристики подводного судна. Корабли были рассчитаны на установку новых советских стратегических ракет Р-29РМ, поэтому требовалось увеличить размеры корабля. Соответственно увеличились носовые и кормовые оконечности подлодки.

https://youtube.com/watch?v=m6-M3lcaaAg

В процессе проектирования были предприняты попытки понизить шумность корабля и сделать гидроакустическую картину субмарины менее заметной. Многие системы на апл проекта 667БДРМ были использованы впервые, включая новое гидролокационное оборудование. Результатом работы конструкторов стал практически новый проект, который положил начало новой финальной серии советских атомных ракетоносцев, состоящей из 7 кораблей.

Арктический рейд. Зачем российские подводники ломали лед на полюсе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector