Дизельные подводные лодки проекта 677 «лада»

Единицы измерения

# Имя Строители Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Статус Заметки
В-585 Санкт-Петербург Адмиралтейские верфи 26 декабря 1997 г. 28 октября 2004 г. 8 мая 2010 года Северный Активный Опытный образец. Последующие лодки сильно переработаны.
В-586 Кронштадт Адмиралтейские верфи 28 июля 2005 г. 20 сентября 2018 г. 2022 год Северный Швартовые испытания Строительство остановлено из-за нескольких серьезных проблем с B-585 в Санкт-Петербурге после того, как 9 июля 2013 года была возобновлена ​​капитальная реконструкция строительства.
В-587 Великие Луки Адмиралтейские верфи 19 марта 2015 г. 2022 год 2022 год Северный В разработке Заложен как B-587 « Севастополь» 10 ноября 2006 г., повторно заложен в 2015 г. в связи с реконструкцией.
Адмиралтейские верфи 2022 год 2025 г. Северный Упорядоченный
Адмиралтейские верфи 2022 год 2027 г. Упорядоченный
Адмиралтейские верфи Упорядоченный

Вначале были «зажигалки»

А между тем попытки создать двигатель, который работал бы при нахождении лодки в подводном положении, в Советском Союзе начались еще в 30-е годы прошлого века. В 1938-м на спущенную на воду подводную лодку С-92 установили «регенеративный единый двигатель особый». Он представлял собой двигатель внутреннего сгорания, работавший по замкнутому циклу. В камеру сгорания поступали дизельное топливо и кислород, который хранился в отсеке при температуре минус 180 градусов. Отбиравшийся углекислый газ связывался при помощи твердого химического поглотителя.

Мало того, что двигатель был малоэффективный, выдававший на вал незначительную мощность, но и жидкий кислород вел себя крайне капризно. Однажды он выплеснулся на палубу, и в результате объемного взрыва в корпусе образовалась трещина метровой длины.

После начала войны эксперименты с С-92 завершились. Но принцип «подводного дизеля» использовали в малотоннажных (водоизмещение – 500 тонн) лодках проекта 615, которые были построены в 50-е годы в количестве 30 штук. Опасность использования жидкого кислорода решили скомпенсировать внедрением эффективной противопожарной автоматики. Однако сильно это не помогло, моряки прозвали эти лодки «зажигалками». 12 августа 1956 года в результате взрыва на лодке М-259 погибли три человека. 26 сентября 1957 года произошел взрыв на лодке М-256, которая затонула. Из 35 человек удалось спасти лишь семерых.

В 1960 году была предпринята еще одна попытка. На спроектированных лодках проекта 637, также малотоннажных, было предложено вместо жидкого кислорода использовать твердое химическое вещество «Б-2», которое под воздействием забортной воды разлагается на кислород и поглотитель углекислого газа. Однако во время наладочных испытаний было принято решение о закрытии проекта.

В 80-е годы к проблеме создания ВНЭУ подключилось санкт-петербургское КБ «Малахит» с целью использования ее для малых подводных лодок водоизмещением от 300 до 1500 тонн. За основу выбрали принцип газотурбинной установки замкнутого типа, где температура рабочего тела – воздуха повышается в нагревателе с внешним подводом тепла. И где отсутствует традиционная камера сгорания. Но при этом тепло для работы турбины образуется за счет сжигания жидкого кислорода.

И в этом плане схема хранения кислорода принципиально не отличается от той, которая была на лодках проекта 615. Он хранится в сосудах Дьюара. Ну а продукты горения не связываются химически, а замораживаются.

Отчеты «Малахита» из года в год столь же оптимистичны, как и у «Рубина». Но при этом разработки ВНЭУ ведутся также в инициативном порядке, потому что в Министерстве обороны при упоминании этих четырех букв начинают свирепеть.

«Малахит» уже почти создал проект малой лодки П-450Б водоизмещением 1400 тонн, в которую должна быть встроена ВНЭУ, обеспечивающая подводную скорость хода 10 узлов. По сведениям, полученным от КБ, опытный образец уже испытан, и полностью работоспособную установку можно ожидать в 2021–2022 годах.

Однако следует учесть, что в связи с малыми габаритами лодки ее предполагается использовать в прибрежных водах, главным образом при обеспечении работы боевых пловцов и для другой диверсионной деятельности. Разумеется, «Варшавянку» эти лодки заменить не смогут.

Что же касается КБ «Рубин», то после того как в 2010 году недоделанную «Ладу» отправили в ссылку на Северный флот, работы по созданию ВНЭУ продолжились. В середине прошлого десятилетия дело даже дошло до испытаний опытного образца на береговом стенде. Однако нужную мощность он не выдавал. И конструкторы его неустанно «подкручивали и подлаживали». В 2017 году Минобороны финансирование работ со столь неясной перспективой закрыло.

И тогда ОСК попыталась взять деньги за рубежом. Алексей Рахманов торжественно сообщил, что Индию заинтересовала неатомная подводная лодка «Амур-950», которая является экспортным вариантом «Лады». И Нью-Дели готов выделить средства на доработку ВНЭУ, чтобы получить в обозримом будущем прекрасную подводную лодку. Это притом что индийцы стараются не платить даже за готовые изделия, а тут ему предлагают даже не журавля в небе, а лишь презентацию этого журавля.

«Калина» похудела

Но судя по уверенному тону Алексея Рахманова, рассказывающего о достижениях ОСК по созданию лодок пятого поколения, ВНЭУ на «Калине» все же появится. Но это будет «другая» ВНЭУ. В период, когда в Министерстве обороны решался вопрос о движении вперед после неудачи с «Ладой», «Калина» замышлялась в такой же весовой категории, что и незадавшаяся предшественница. То есть она должна обладать тем же объемом вооружения и автономностью, что и лодки класса «Варшавянка».

Однако сейчас вдруг «Калина» превратилась в малотоннажную субмарину. Можно на полном основании предположить, что затянувшиеся эксперименты ВНЭУ в конце концов показали, что мощность, необходимую для большой лодки, из нее не выжать. Вот поэтому лодка и сбросила лишний вес.

Собственно, и сейчас, когда требование к нагрузке на электрохимический генератор удалось понизить, у «Рубина» остается еще ряд нерешенных и непростых проблем. На одну из них указал глава Крыловского государственного научного центра доктор технических наук Павел Филиппов. При получении посредством риформинга водорода из солярки выделяется большой объем теплоты, которую не удается полностью утилизировать. То есть ноу-хау, о котором с воодушевлением твердило вначале руководство «Рубина», подложило такую вот свинью.

Говорить о том, насколько «Калина» будет соответствовать требованиям, предъявляемым к лодкам пятого поколения, не представляется возможным. Потому что никакие ее характеристики не раскрываются. С другой стороны, нет и четких требований к лодкам пятого поколения. Порой заявляется, что они должны участвовать в сетецентрических войнах. Ныне это относится к области фантастики, поскольку в мире не существует аппаратуры, обеспечивающей канал широкополосной цифровой связи с погруженными подводными лодками. Можно было бы еще предположить, что на «Рубине» сделали прорыв в области гидролокации. Но и это не так. Откуда взялось это пятое поколение?

Так что остается предположить, что «Калину» причислили к пятому поколению потому, что лодка четвертого поколения не получилась, но обязательно нужно придумать что-то новенькое. Хотя бы на словах.

Безвоздушные сложности

Главным достоинством новейших «Лад» разработчиками заявлялась ее передовая ВНЭУ на водородных топливных элементах. С ней подводная лодка могла бы двигаться, не всплывая на поверхность, до трех недель. По этому показателю она приблизилась бы к АПЛ. Но разработка мощной и безопасной ВНЭУ является сложнейшей научно-технической задачей.

В 1950-е годы в России построили около 30 дизель-электрических подводных лодок с замкнутым циклом работы, не требовавших всплытия для подзарядки. Но обеспечить тогда надежность и безопасность энергоустановки не удалось, и от их использования быстро отказались.

Современные «Лады» планировалось оснастить двигателем с электрохимическим генератором разработки ЦКБ МТ «Рубин». Водород планировалось не хранить на борту в баках высокого давления, а вырабатывать из дизельного топлива и кислорода. Такая схема более безопасна и обеспечивает низкий уровень шума. Но разработка двигателя пока не завершена, что привело к задержкам постройки лодок.

В 2019 году сообщалось, что создание ВНЭУ было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Но в том же году Минпромторг и «Рубин» подписали новый контракт на продолжение разработки, который планируется завершить к середине 2020-х.

«Лады» приоритет

Подводная лодка «Кронштадт» проекта 677 («Лада»)

Фото: РИА Новости/Ирина Мотина

Свою версию воздухонезависимой двигательной установки проектируют и в АО «СПМБМ «Малахит». Там предлагается использовать газотурбинный двигатель замкнутого цикла, который можно задействовать как в надводном, так и в подводном положении.

Дизайн

Схематический рисунок класса Lada.

Проект 677 «Санкт-Петербург» — российская дизель-электрическая подводная лодка, созданная в конце 1990-х годов. Подводная лодка предназначена для ведения противолодочной и противолодочной борьбы, обороны военно-морских баз, побережья и морских коммуникаций, а также для ведения разведки. Этот класс стал первым применением конструкции однокорпусного корпуса российским военно-морским флотом для ударной подводной лодки с 1940-х годов.

Водоизмещение на 25% меньше, чем у ее предшественницы, подводной лодки класса « Кило» , но ее возможности значительно расширены. Максимальная скорость под водой составляет 21 узел (39 км / ч), по сравнению с 19 узлами для класса Kilo. Класс рассчитан на продолжительность 45 дней с добавлением 35.

Подводная лодка оснащена автоматизированной системой боевого управления « Литий» (англ. Lithium).

В качестве экспортной предлагается вариант, обозначенный как ПЛ проекта 1650 « Амур» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector