Яковлев александр сергеевич
Содержание:
- В поиске справедливости люди чаще стали вспоминать честную эпоху Сталина. И тут же возник законопроект о противодействии реабилитации сталинизма, разработанный в Совете Федерации РФ.
- Награды и премии
- Авиаконструкторы: создатели самолётов всего мира
- ↑ Самолёты Яковлева
- См. также
- Сыновья и дочь Юрия Яковлева
- «На лучшем мировом уровне»
- «Мы настойчиво стремились к цели»
- «На мою долю выпало представлять молодые конструкторские силы нашей авиации»
- Секс-революционерка на экране
- Навигация
- Самолёты
- Передача на канале «Спас»
- Проводите заточку только от руки
- Биография
- Самолеты Яковлева
- Правильный уход за комнатной розой после покупки
В поиске справедливости люди чаще стали вспоминать честную эпоху Сталина. И тут же возник законопроект о противодействии реабилитации сталинизма, разработанный в Совете Федерации РФ.
Награды и премии
- дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940 медаль № 7; 12.7.1957)
- десять орденов Ленина (27.4.1939; 28.10.1940; 6.9.1942; 25.5.1944; 2.7.1945; 15.11.1950; 31.3.1956; 31.3.1966; 23.6.1981; 17.8.1984)
- орден Октябрьской Революции (26.4.1971)
- два ордена Красного Знамени (3.11.1944; 26.10.1955)
- орден Суворова I степени (16.9.1945)
- орден Суворова II степени (19.08.1944)
- орден Отечественной войны I степени (10.6.1945)
- орден Трудового Красного Знамени (17.9.1975)
- орден Красной Звезды (17.8.1933)
- Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта («Як-1»)
- Сталинская премия первой степени () — за разработку новой конструкции самолёта.
- Сталинская премия первой степени () — за модификацию и усовершенствование боевых самолётов
- Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового самолёта-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9»
- Сталинская премия первой степени () — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта
- Сталинская премия первой степени () — за создание нового типа боевого самолёта
- Ленинская премия ()
- Государственная премия СССР ()
- орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l’Ordre national de la Légion d’Honneur);
- Золотая авиационная медаль ФАИ (1967).
Авиаконструкторы: создатели самолётов всего мира
тот список содержит имена самых известных отечественных авиаконструкторов — создателей летательных аппаратов прошлого века — от Первой мировой до нынешних времен. Войны и конфликты дали толчок развитию конструкторской мысли, что вызвало появление сотен аэропланов — как опытных, выпущенных, в лучшем случае, в нескольких экземплярах, так и серийных — выпускавшихся на нескольких заводах десятками тысяч. Кроме того, в перечне авиаконструкторов указаны имена создателей пассажирских самолетов — от первых переделанных бомбардировщиков ПМВ до сверхзвукового пассажирского советского самолета «Ту».
В крайней правой колонке указаны наиболее известные, лучшие самолеты (вертолеты, планеры, авиетки и т.д.), которые прославили своих создателей-авиаинженеров. Список советских авиаконструкторов не претендует на исключительную полноту и постепенно будет дополнен новыми именами и, по-возможности, данными по конструкторам авиадвигателей, самолётного стрелково-пушечного и ракетного вооружения.
Фамилия авиаконструктора | Даты жизни | Наиболее известные конструкции: самолеты, вертолеты |
Российская империя — Советский Союз — Россия (РИ — СССР — РФ) | ||
Антонов Олег Константинович | 07.02.1906-04.04.1984 | |
Архангельский Александр Александрович | 29.12.1892-18.12.1978 | |
Бартини Роберто Людвигович | 14.05.1897-06.12.1974 | |
Бериев Георгий Михайлович | 13.02.1903-12.07.1979 | |
Болховитинов Виктор Фёдорович | 04.02.1899-29.01.1970 | |
Горбунов Владимир Петрович | 1903 — 29.07.1945 | |
Григорович Дмитрий Павлович | 06.02.1883-26.07.1938 | |
Гуревич Михаил Иосифович | 12.01.1893-25.11.1976 | |
Ермолаев Владимир Григорьевич | 29.08.1909-31.12.1944 | |
Ильюшин Сергей Владимирович | 30.03.1894-09.02.1977 | |
Калинин Константин Алексеевич | 05.02.1887-22.10.1938 | |
Камов Николай Ильич | 14.09.1902-24.11.1973 | |
Климов Владимир Яковлевич | 23.07.1892-09.09.1962 | |
Королёв Сергей Павлович | 12.01.1907-14.01.1966 | |
Лавочкин Семён Алексеевич | 11.09.1900-09.06.1960 | |
Люлька Архип Михайлович | 23.03.1908-01.06.1984 | |
Микоян Артём Иванович | 05.08.1905-09.12.1970 | |
Миль Михаил Леонтьевич | 22.11.1909-31.01.1970 | |
Мясищев Владимир Михайлович | 28.09.1902-14.10.1978 | |
Петляков Владимир Михайлович | 27.06.1891-12.01.1942 | |
Поликарпов Николай Николаевич | 08.06.1892-30.07.1944 | |
Сухой Павел Осипович | 22.07.1895-15.09.1975 | |
Туполев Андрей Николаевич | 10.11.1888-23.12.1972 | |
Черёмухин Алексей Михайлович | 30.05.1895-19.08.1958 | |
Четвериков Игорь Вячеславович | 25.01.1904-1987 | |
Яковлев Александр Сергеевич | 01.04.1906-22.08.1989 | |
Русские авиационные инженеры — эмигранты | ||
Ботезат Георгий Александрович | 07.06.1882-1971 | |
Григорашвили Михаил Леонтьевич | 06.02.1888-1953 | |
Картвелов (Картвели) Александр Михайлович | 09.09.1896-20.07.1974 | |
Корвин-Круковский Борис Вячеславович | 06.02.1895-20.06.1988 | |
Прокофьев-Северский Александр Николаевич | 24.05.1894-24.08.1974 | |
Сикорский Игорь Иванович | 25.05.1889-26.10.1972 | |
Струков Михаил Михайлович | 29.01.1883-23.12.1974 |
В дальнейшем список планируется дополнить прославленными конструкторами авиатехники США, Франции, Великобритании, Японии, Германии, Китая.
- Дата рождения авиаконструкторов указана по новому стилю. []
↑ Самолёты Яковлева
За время работы в Опытно-конструкторском бюро Александр Яковлев руководил созданием более 200 типов летальных аппаратов и их модификаций. Большая их часть выпускалась серийным производством. Общее количество самолётов, созданных по разработкам А.Яковлева, превышает 70 тис единиц. А.Яковлев был одним из первых, кто начал конструировать реактивные самолёты. В 1946 г. были представлены реактивные истребители ЯК-15 и ЯК-23. Эти модели долгое время были вооружении в СССР. В 1952 г. под руководством конструктора был создан ЯК-25 – первый перехватчик, а в 1958 г. – первый сверхзвуковой разведчик ЯК-27Р. Тогда же появился фронтовой бомбардировщик-перехватчик ЯК-28.
А.Яковлев также создал первые самолёты вертикального взлёта и посадки. В 1987 г. появляется новое поколение таких самолётов – ЯК-141. Именно этой разработке Яковлева первой, среди самолётов своего класса, удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные разработки в мире минимум на 10 лет. Также деятельность Яковлева была направлена на создание грузоподъёмных аппаратов для десантных войск. В 1948 году под его руководством был сконструирован планер ЯК-14, а в 1952 году – вертолёт ЯК-24. В 1947 году А.Яковлев сконструировал многоцелевой лёгкий самолёт ЯК-12, а начиная с 1960 года, была разработана целая серия спортивно-акробатических самолётов.
В 1966 году был спроектирован ЯК-40 – первый реактивный самолёт местных линий. Это единственный самолёт в Советском Союзе, который имел западный сертификат по нормам лётной годности. В 1975 году А.Яковлев конструирует ближне – магистральный лайнер ЯК-42, который стал самым экономическим из всех советских лайнеров. В 1983 году в ОКБ начали проектировать беспилотные летательные аппараты. Умер Александр Яковлев В Москве, 22 августа 1989 года. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище.
Яковлев был зачинателем собственной школы в самолётостроении. Она сочетает простоту конструктивных решений и высокую культуру проектирования. Сейчас в ОКБ им. А.Яковлева проектируют различные виды самолётов: боевые, учебно-спортивные, пассажирские и многоцелевые аппараты.
См. также
Сыновья и дочь Юрия Яковлева
В поисках семейного счастья актер чуть было не потерял двух старших детей, но, к счастью, Юрию Васильевичу удалось собрать семью вместе и воссоединиться со старшим сыном и дочерью, и в этом ему помогла третья супруга, Ирина Леонидовна, видевшая, как он страдает от того, что в свое время не додал детям заботы и любви.
Юрий Яковлев с детьми
Дети Юрия Яковлева выбрали ту же стезю, что и отец, но не все остались в профессии – старший сын актера Алексей некоторое время работал в театре им. Ермоловой, но потом стал бизнесменом.
На фото: Антон Яковлев
Младший – Антон Яковлев стал режиссером. Дочь Юрия Яковлева – известная актриса, сыгравшая немало заметных ролей в театре и кино.
Юрий Васильевич с дочерью Аленой
Так получилось, что Алена родилась в не самый простой период личной жизни Юрия Яковлева, когда от своей первой жены он ушел к беременной Екатерине Райкиной, и Кира даже не показала ему новорожденную дочь. Сейчас Алена Яковлева – ведущая актриса Театра сатиры, как и ее дочь, внучка Юрия Васильевича, Мария Козакова.
На фото: дочь и внучка актера
Дочь Юрия Яковлева не скрывает, что так и не смогла сблизиться с отцом – мама никогда ей не запрещала с ним видеться, но близких отношений не получалось. А вот с ее дочкой Машей Юрий Васильевич был очень близок – он обожал внучку, а она отвечала ему взаимностью, часто приезжала к нему в гости.
Алексей Яковлев
С братом Алексеем, родившимся во втором браке отца, Алена познакомилась в театральном училище им. Щукина. Юрий Васильевич, довольный тем, что дети пошли по его стопам, часто приходил на спектакли с их участием.
«На лучшем мировом уровне»
15 января 1934 года в системе государственной авиапромышленности СССР было создано самостоятельное конструкторско-производственное бюро под руководством Яковлева. Осенью того же года молодой коллектив специалистов дебютировал на Парижском авиационном салоне с моделью АИР-9, ставшей родоначальником учебно-тренировочных самолётов ВВС УТ-1 и УТ-2, установивших впоследствии 11 мировых рекордов.
В 1939 году Яковлев разработал двухмоторную машину ББ-22 (Як-2), которая применялась в начале Великой Отечественной войны в качестве ближнего разведчика и лёгкого бомбардировщика. Самолёт мог развивать скорость до 567 км/ч, обгоняя лучшие истребители своего времени.
Также по теме
От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии
9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…
В годы ВОВ Яковлев одновременно руководил своим конструкторским бюро и временно исполнял обязанности заместителя наркома авиационной промышленности по опытному самолётостроению и науке. Созданный учёным самолёт Як-1 и его последующие модификации стали самым популярным семейством отечественных истребителей военного периода. В общей сложности советская промышленность выпустила более 36 тыс. единиц этой модели.
Вершиной эволюции Як-1 является Як-3, который начал поступать на фронт незадолго до Курской битвы. По своим боевым качествам этот одноместный самолёт превзошёл немецкие истребители МЕ-109 и FW-190. Благодаря высокой скорости советская машина легко догоняла летательные аппараты противника на вертикальном восходящем и нисходящем манёврах.
Кроме того, Як-3 позволял опытным лётчикам достаточно успешно вести бой с превосходящими силами врага. Как говорится в материалах Музея Победы, 16 июля 1944 года группа из 18 советских истребителей вступила на линии фронта в схватку с двумя дюжинами самолётов неприятеля. В итоге асы Красной армии уничтожили 15 машин противника и потеряли только один Як-3. Неслучайно именно этот истребитель выбрали французские лётчики авиаполка «Нормандия — Неман».
За вклад в развитие авиации в тяжёлые военные годы Яковлев получил звание генерал-полковника и был удостоен многих государственных наград, в том числе французских — Офицерского креста ордена Почётного легиона и Военного креста 1939—1945 годов.
«Вместо дефицитного алюминия на советских самолётах приходилось использовать прессованную фанеру. Но Яковлев умудрялся обходить значение столь существенного недостатка, разрабатывая образцы на лучшем мировом уровне», — подчеркнул Кнутов.
- Як-3
После войны талантливый конструктор принял активное участие в перевооружении советских ВВС на реактивные образцы авиатехники. В 1947 году на основе Як-3 Яковлев разработал Як-15 — первый принятый на вооружение в СССР реактивный самолёт. Двигатель РД-10 позволял этой машине развивать скорость до 805 км/ч. Дальнейшим развитием концепции этого самолёта стали образцы Як-17УТИ и Як-23.
Важной вехой развития ВВС Советского Союза стала разработка всепогодного ночного истребителя-перехватчика Як-25. Машина поднялась в воздух в 1952 году и была признана лучшей в своём классе среди отечественных аналогов
На основе этой модели ОКБ Яковлева создало фронтовой бомбардировщик, самолёт-разведчик и беспилотник-мишень. Все модификации производились серийно.
На замену Як-25 в конце 1950-х годов конструкторское бюро Яковлева изготовило первый в СССР сверхзвуковой самолёт-разведчик Як-27Р. Чтобы развивать скорость более одного числа Маха, машину оснастили новой аэродинамической компоновкой и двумя турбореактивными двигателями совокупной форсированной тягой 7700 кгс (килограмм-cил).
«Мы настойчиво стремились к цели»
По окончании академии Яковлев получил назначение на завод №39 им. Менжинского, один из крупнейших центров авиастроения в столице. Александр отказывается от предложений именитых конструкторов вступить к ним в бригады − мечты о собственных машинах не дают Яковлеву покоя, и он идет на завод рядовым инженером. Снова проявляя талант лидера и отличного переговорщика, Яковлев собирает вокруг себя команду и договаривается о поддержке своих проектов с Осоавиахимом и «Аэрофлотом».
В полулегальном порядке отделом Яковлева в 1932 году создается самолет АИР-7 – один из первых успешных монопланов в СССР, поставивший рекорд скорости в своем классе. Однако именно этот небывалый скоростной прорыв привел к аварии самолета, которая чуть было не стоила молодому конструктору карьеры. Группу легкой авиации Яковлева буквально выживают с территории авиазавода. Но Александр Сергеевич не сдается, смело обращается в самые высокие инстанции и добивается там поддержки. Правда, своеобразной: его группе дают помещение… в кроватной мастерской.
Как писал сам Яковлев, «мы были молоды, полны жажды деятельности и страстно любили авиацию… поэтому согласились». Здесь, в кроватной мастерской, создаются самолеты АИР-9, АИР-9 бис и АИР-10, ставшие прототипами широко известного двухместного самолета УТ-2 (учебно-тренировочный, двухместный). Учебный самолет Яковлева выпускался с 1938 по 1948 годы.
С 1935 года Александр Сергеевич – главный конструктор. К 1936 году положение яковлевского КБ укрепляется, у них уже есть своя строительная площадка в Ленинграде, кроватные мастера освободили площади в Москве. С легкой руки Яковлева легкомоторная авиация Страны Советов переживает подъем.
«На мою долю выпало представлять молодые конструкторские силы нашей авиации»
По мнению историков авиации, именно большой опыт в разработке легких самолетов позволил ОКБ Яковлева в столь короткие сроки переключиться на создание боевых машин. Первой исключительно военной моделью конструктора стал бомбардировщик ББ-22, который по своим летным качествам намного опередил другие самолеты этого типа и летал быстрее многих истребителей. За создание самолета, модификации которого позже стали называться Як-2 и Як-4, Александр Сергеевич в 1939 году получил орден Ленина. Это означало признание его как состоявшегося авиаконструктора. В это же время Яковлев фактически становится консультантом Сталина по вопросам авиации.
В том же 1939 году руководство страны дает задание ведущим авиастроительным КБ на разработку истребителя, снаряженного пушкой и новым мотором В.Я. Климова. К 1 января 1940 года истребитель-первенец И-26 был готов – Яковлев не только сдержал обещание, данное Сталину, но и выпустил свой самолет раньше других бюро.
В серийное производство боевой самолет пошел буквально накануне Великой Отечественной войны – в 1940 году – под обозначением Як-1. Он безоговорочно стал лучшим советским истребителем первого периода войны. На основе Як-1 были созданы Як-7, Як-9, Як-3 и более 30 их серийных вариантов и модификаций. Всего было выпущено 36 737 самолетов, что составило две трети производства истребителей в военный период. Самым массовым истребителем стал Як-9, свыше 14 тыс. единиц которого было построено за время войны С 1942 года он стал главным противником скоростных немецких «Мессершмиттов».
В январе 1940 года Александр Сергеевич назначается заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке. Для 33-летнего авиаконструктора это была большая честь и немалое испытание. Оставаясь при этом руководителем ОКБ, он проработал замнаркома до 1946 года.
Секс-революционерка на экране
Растила девочку бабушка, свято верившая, что её внучка, увлечённая занятиями в театральной и музыкальной студиях, станет известной артисткой. Так и случилось: дебютная роль в кино сделала из Саши Иванес (настоящая фамилия актрисы) звезду Александру Яковлеву. Когда девушке было 20 лет, на экраны вышла кинодрама «Экипаж» знаменитого режиссёра Александра Митты. Это был «наш ответ Голливуду»: американский кинематограф после экранизации романа «Аэропорт» Артура Хейлипрямо-таки заболел темой авиакатастроф. А вот в истории советского кино подобных фильмов до «Экипажа» не было. Впрочем, это не только лента в жанре экшн, но и мелодрама: история «Экипажа» повествует и о любви, предательстве, принципиальности и мужестве. Яковлева играет красавицу-стюардессу Тамару, внучку командира экипажа Андрея Васильевича Тимченко (Георгий Жжёнов) и невесту бортинженера-ловеласа Игоря Скворцова (Леонид Филатов). Интерес к фильму подогревался ещё и тем, что Яковлева и Филатов впервые в истории советского кинематографа снялись в откровенной (по стандартам тех времен) эротической сцене.
Яковлева своей наготы не стеснялась. Кадр из фильма
Навигация
Самолёты
Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
На самолётах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:
- советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую P-39 «Airacobra»;
- лётчики полка Нормандия-Неман;
- дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе);
- А. И. Колдунов — 46 побед и Е. Я. Савицкий — 22 победы, причём последний был единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 1941 года не летали даже некоторые командиры полков).
Передача на канале «Спас»
Александр Яковлев ведет передачу «RES PUBLICA» на канале «Спас». Темы, которые обсуждают в студии этой программы, разнообразны, но всегда остры и актуальны. Здесь и история, и современные проблемы, и этика, и философия. За круглым столом гости обсуждают причины начала Второй мировой войны, проблемы бездомных в России, детских домов, вопросы биоэтики, старости, здоровья и многое другое. Каждая тема рассматривается с разных точек зрения. Гости передачи — политики, ученые, артисты, экономисты, представители церкви, общественные деятели.
Проводите заточку только от руки
Крайне не рекомендуется затачивать охотничьи ножи из дамасской стали при помощи различных автоматических приспособлений. Вы должны чувствовать, как сталь слой за слоем снимается с лезвия. Для этого придется использовать специальные абразивы, приобрести которые можно в специализированных магазинах.
Рекомендуется сперва применять крупнозернистый абразив, чтобы как следует счистить старую, пришедшую в негодность сталь, после чего воспользоваться точильным камнем с мелкой зернистостью, проведя что-то вроде шлифовочной работы. Если вы будете использовать только абразив с крупной зернистостью, то рискуете оставить на рабочем инструменте грубые заточки, что значительно ухудшит его физические свойства.
Биография
Семья
Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.
Карьера
В 1919-1922 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.
С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.
В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации.
15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.
С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.
Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:
- лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
- истребители Великой Отечественной войны
- первые советские реактивные истребители и перехватчики
- десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
- семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики
- первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
- реактивные пассажирские самолеты
- беспилотные летательные аппараты
С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.
Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Самолеты Яковлева
Под руководством Яковлева ОКБ 115 его коллектив создал свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Под руководством Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 70 тыс. экземпляров. Среди них:
- самолет местной связи АИР-6 (1932);
- первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936);
- поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943);
- первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946);
- первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949);
- сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958);
- сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958);
- самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972);
- учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974);
- легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947);
- спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981);
реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.
Яковлев также создал первые самолеты вертикального взлета и посадки. В 1987 г. появилось новое поколение таких самолетов – Як-141. Именно этой разработке Яковлева первой среди самолетов своего класса удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные проекты в мире минимум на 10 лет.
В 1990-х гг. был разработан реактивный учебно-боевой самолет Як-130. С 2016 г. Ведутся летные испытания учебно-тренировочного самолета Як-152 с поршневым дизельным двигателем. В мае этого года запланированы летные испытания магистрального реактивного пассажирского авиалайнера МС-21, разработка которого ведется при участии специалистов бюро.